В монографиях он показывает, как в калофоническом пении происходил рост личного творческого начала при создании песнопений, виртуозности в их исполнении, а также как ослабевало действие традиционных принципов построения мелодии. В исследовании о поздневизантийском Трисвятом и херувимских, включающем исторический анализ развития и богослужебного употребления этих песнопений, К. проанализировал более 20 распевов Трисвятого и более 30 распевов херувимской песни и заменяющих их песнопений, выполнил транскрипции нескольких произведений наиболее значительных мелургов калофонического периода - прп. Иоанна Кукузеля , Иоанна Клады , Мануила Хрисафа . Книга К. о поздневизант. и слав. причастнах (под славянскими К. имеет в виду песнопения из древнерус. Кондакарей , а также произведения румын. и серб. мелургов, созданные в визант. традиции) - комплексное исследование более 100 песнопений этого жанра, структурированное по богослужебному календарю и по гласам. На основе сравнительного анализа песнопений из Асматиконов XII-XIII вв. и из Аколуфий позднепалеологовского периода К. делает вывод, что причастны рассматриваемого периода являются «прямыми наследниками» стиля песнопений из более раннего Асматикона и даже содержат реликты «древнего общинного псалмового тона» - мелодии, которая, по мнению автора, может восходить к поздней античности. К. также подготовил публикацию и перевод музыкально-теоретического трактата Мануила Хрисафа по автографу 1458 г. (Ath. Ivir. 1120) с комментариями, включающими анализ интерпретации Хрисафом мелодических тесисов (устойчивых мелодических формул, из к-рых состоит визант. мелос) и фтор (модуляционных знаков визант. нотации). К. показал, что Хрисаф использовал в трактате риторические модели и выражения позднеантичных муз. теоретиков и грамматиков. Соч.: Byzantine Trisagia and Cheroubika of the 14th and 15th Септ.: A Study of Late Byzantine Liturgical Chant: Diss. Oxf., 1972. Thessal., 1974; Music for the Evening Office on Whit Sunday//CIEB, 15. Actes.

http://pravenc.ru/text/1841948.html

1469 год в качестве terminus ante quem для деятельности М. Х. определяется по 2 калофоническим Стихирарям, написанным уроженцем Крита, мелургом, муз. теоретиком и писцом Иоанном Плусиадином (впосл. Иосиф , еп. Мефонский),- Sinait. gr. 1234, выполненному в Венеции в 1469 г., и Sinait. gr. 1251, состоящему из 2 рукописей, позднее объединенных, выполненных соответственно до и после 1469 г. ( Μπαλαγεργος. 2007). Вторая часть рукописи Sinait. gr. 1251 - калофонический Стихирарь, состоящий почти полностью из произведений М. Х., к-рый писцом Иоанном Плусиадином назван блаженнейшим (μακαριτατος), т. е. умершим ( Adsuara. 1995; Antonopoulos. 2015). После смерти М. Х. стал для церковных музыкантов по всему Вост. Средиземноморью одним из самых почитаемых деятелей муз. прошлого, если судить по широкому распространению его произведений в рукописях XV-XVI вв. и частому упоминанию его имени в заголовках и записях на полях в кодексах поствизант. периода ( Γιαννπουλος. 2006). Напр., Иоанн Плусиадин, к-рый сам был автором калофонических произведений, в одном из поздних автографов (Sinait. gr. 1312) назвал М. Х. новым Кукузелем ( Μπαλαγεργος. 2007). Этот эпитет, сравнивающий М. Х. с основоположником и одним из первых авторов произведений калофонического пения в XIV в., содержится и в др. поствизантийских рукописях ( Στθης. Χειργραφα. Τ. 1; Demetriou. 2007). Более того, М. Х. назван учителем (διδσκαλος) в различных источниках, напр. в рукописи Ath. Doch. 369 (Fol. 83; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 501). То, что М. Х. был учителем, следует и из фрагмента его музыкально-теоретического трактата, где он пишет о своем ученике иером. Герасиме ( Conomos. 1985. P. 36-37). М. Х. активно занимался написанием певч. кодексов. Определенно ему принадлежит авторство 2 кодексов. Первый - певч. рукопись Ath. Iver. 1120, объемная Аколуфия , выполненная в 1458 г., в сохранившемся колофоне к-рой указаны имя автора и год создания. В нее входят сотни произведений: от анонимных песнопений с обозначениями παλαιν (старое) и ρχαον (древнее), относящихся к началу палеологовского периода, до произведений мастеров XIV в. прп. Иоанна Кукузеля , Ксена Корониса и Иоанна Клады , современников М. Х. Записанные им калофонические песнопения часто сопровождаются эпитетами, такими как πνυ καλν (весьма прекрасное), показывающими высокоперсонализированную эстетику калофонического периода, к-рую М. Х. пытался спасти в период распада империи и рассеивания музыкантов, ранее трудившихся при имп. дворце в К-поле. С этой целью М. Х. поместил в рукопись Ath. Iver. 1120 песнопения кафедрального обряда собора Св. Софии в К-поле, уже вышедшие из употребления в 1458 г., когда М. Х. закончил работу над этой рукописью (напр., служба вавилонских отроков в пещи), но к-рые он считал достойными сохранения и распространения ( Lingas. 2010).

http://pravenc.ru/text/2561926.html

В рукописи Ath. Iver. 975, выполненной между 1448 и 1453 гг., придворный статус М. Х. подтвержден на л. 173: «Сочинено Мануилом Хрисафом маистором священного царского клира». Это единственный известный случай использования М. Х. в автографе выражения «царский клир» применительно к себе самому. Возможно, М. Х., работая с рукописью Ath. Iver. 1120 в 1458 г., через 5 лет после падения К-поля, не считал необходимым упоминать уже не существовавший имп. двор. В рукописи Ath. Iver. 975 термин «маистор» неск. раз сопровождает имя М. Х., обычно в составе подписи «Мануила маистора Хрисафа» (Μανουλ μαστορος το Χρυσφου). Термин «лампадарий» не употребляется с именем мелурга в рукописи Ath. Iver. 975. Напротив, в рукописях Ath. Iver. 1120 и Ath. Xeropot. 270 М. Х. называет себя только лампадарием (в 1-й рукописи термином «маистор» он называет только Иоанна Кукузеля (ок. 12 раз), а также Мануила Аргиропула (дважды), Давида Редестского и Николая Кукуму ). Изучение списков придворных певцов показывает, что маистор был начальником обоих придворных хоров. Поскольку в самой ранней и в самой поздней из рассмотренных рукописей (Hieros. Patr. 31 и Ath. Iver. 1120) М. Х. назван лампадарием, в то время как в рукописи, выполненной, вероятно, в период между ними (Ath. Iver. 975),- маистором, невозможно определить годы, когда М. Х. носил эти титулы, одновременно или последовательно; тем не менее эти источники свидетельствуют о важной роли музыкантов в придворной жизни поздней Византии ( Antonopoulos. 2015). М. Х.- автор музыкально-теоретического трактата, являющегося одним из наиболее значительных визант. текстов такого рода, особенно благодаря содержащейся в нем информации о фторах и об особенностях богослужебного пения и сочинения музыки в поздней Византии. Известный по 2 автографам и неск. поствизант. спискам трактат был впервые напечатан К. Псахосом в 1903 г. в афинском ж. «Лира» (Θρμιγξ). Позднее появилось издание с англ. переводом и музыковедческим комментарием Д. Кономоса в сер. «Monumenta musicae Byzantinae» (подсер. «Corpus scriptorum de re musica») ( Conomos. 1985). Трактат М. Х. также является важным источником по истории деятельности визант. маисторов (певцов-мелургов) палеологовского периода, многие из к-рых перечислены здесь в хронологическом порядке и чьи произведения цитируются автором ( Antonopoulos. 2015).

http://pravenc.ru/text/2561926.html

Thessal., 1974; idem. Communion Cycle; Conomos D., ed. The Treatise of Manuel Chrysaphes, the Lampadarios: On the Theory of the Art of Chanting and on Certain Erroneous Views That Some Hold About It (Mount Athos, Iviron Monastery MS 1120, July 1458). W., 1985. (MMB. CSRM; 2); Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3, 5 [ркп., предоставлена автором]; idem. Μανουλ Χρυσφης λαμπαδριος//Κκλος Ελληνικς μουσικς: Βυζαντινο μελουργο/Μγαρο μουσικς Αθηνν. Αθναι, 1994-1995. Σ. 33-45; Moran N. K. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting. Leiden, 1986; Jakovljevi A. Δγλοσση παλαιογραφα κα μελωδο-μνογρφοι το κδικα τν Αθηνν 928. Λευκοσα, 1988; Γιαννπουλος Ε. Η νθηση τς ψαλτικς τχνης στν Κρτη (1566-1669). Αθνα, 2006; idem. Η ξλιξη τν καλοφωνικν ερμν (14ος-18ος αιωνας)//Psaltike: Neue Studien zur Byzantinischen Musik: FS für G. Wolfram/Hrsg. N.-M. Wanek. W., 2011. S. 145-153; Μπαλαγεργος Δ. Οι αποκεμενοι στη βιβλιοθκη της ιερς μονς του Σιν αυτγραφοι κδικες του Ιωννου ιερως του Πλουσιαδηνο //Paper presented at the 1st Intern. Conf. of the American Society of Byzantine Music and Hymnology, 10-15 Sept. 2007. Athens, 2007. P. 30-69; Demetriou C. Spätbyzantinische Kirchenmusik im Spiegel der zypriotischen Handschriftentradition: Studien zum Machairas Kalophonon Sticherarion A4. Fr./M., 2007; Arvanitis I. On the Meaning and Purpose of the Treatise by Manuel Chrysaphes//Tradition and Innovation in Late- and Postbyzantine Liturgical Chant/Ed. G. Wolfram. Leuven; P.; Dudley (Mass.), 2008. P. 105-128; Μαρκπουλος Α. Ιωννης Λσκαρης Ενας Κωνσταντινουπολτης μουσικς στην Κρτη//Παιδεα και πολιτισμς στην Κρτη: Βυζντιο-Βενετοκρατα: Μελτες αφιερωμνες στον Θ. Δετορκη. Ηρκλειο, 2008. Σ. 91-98; Lingas A. Late Byzantine Cathedral Liturgy and the Service of the Furnace//Approaching the Holy Mountain: Art and Liturgy at St Catherine " s Monastery in the Sinai/Ed. S. E. J. Gerstel, R. S. Nelson. Turnhout, 2010; Antonopoulos S. The Life and Works of Manuel Chrysaphes the Lampadarios, and the Figure of Composer in Late Byzantium: Diss./City Univ.

http://pravenc.ru/text/2561926.html

На основе данных певч. рукописей можно предположить, что И. Г. был не только мелургом, но и автором текстов неск. пятнадцатисложников, напр. умилительной матимы (μθημα κατανυκτικν) «Трезвися, душе моя грешная, и блюди житие» (Νφε, ψυχ μου, ταπειν, κα σκπησον τν βον) на 2-й плагальный глас νενανω (Ath. Xen. 171. Fol. 161). Известны неск. учебных песнопений И. Г.: «Господи, помилуй» по гласам (БАН. РАИК. 154. Л. 9 об.), осмогласник Протеории (называемый также методом метрофонии ) «Господи, благослови» (Lesb. Leim. 459. Fol. 6; РНБ. Греч. 132. Л. 8; 711. Л. 7 об.), стихи Протеории «Господи Иисусе Христе, Боже наш» по гласам (Ath. Philoth. 122. Fol. 15; Lesb. Leim. 238. Fol. 6-6v; РНБ. Греч. 711. Л. 7 об.). И. Г. является автором 2 или 3 теоретических руководств типа «Исон, олигон, оксия, петасти, вария» для изучения мелодических формул (или фраз - θσεις), где каждая невма дается в сочетании с др. знаками (Society of Antiquaries of London. 48. Fol. 7-8v, 1430 г.; Ath. Konstamon. 86. Fol. 13-14v; РНБ. Греч. 498, XVI в. (см. публ.: Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994. С. 151-215); Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 1v - 2, 1457 г.; Lesb. Leim. 273. Fol. 3v - 5; РНБ. Греч. 132. Л. 29 об.). Мануил Хрисаф высоко оценил этот труд И. Г., как и подобные работы его учеников Иоанна Кукузеля и Ксена Корониса. И. Г. также приписывается создание трактата, посвященного ладовой системе октоиха, в т. ч. т. н. серединных гласов (μσοι χοι; см., напр.: РНБ. Греч. 782. Л. 8 об.- 9, XVII в.; см. пер.: Герцман. К загадкам наследия. 1996. С. 226-227). Определение «протопсалт» для раннепалеологовской эпохи, когда уровень всех искусств был особенно высок, свидетельствует о певч. таланте И. Г. и о его успешном служении на клиросе. Неудивительно, что сочинения И. Г. исполнялись в течение мн. веков и стали источником творчества последующих мелургов, а имя И. Г. причислено к именам ряда великих музыкантов последних 8 веков. Лит.: Κουροσης Σ. Ο λγιος οκουμενικς πατριρχης Ιωννης ΙΓ Γλυκς//ΕΕΒΣ.

http://pravenc.ru/text/471114.html

    Фантин чудотворец, 24 июля.     Фантин муч., солунский, 6 сент.     Фанурий муч., 1500 г., 27 авг.     Феврония, дочь царя Ираклия, 28 окт.     Федим, еп. амасийский, 3 в. без числа.     Федр муч., 29 нояб.     Феликс еп. с Ианнуарием и Септимином, 16 апр.     Феликс пресвитер с Евсевием диаконом, 19 окт.     Филадельф муч. с Поликарпом, 8 февр., 8 мар. и 25 окт.     Филадедьф, муч. 2 сент.     Филеорт муч., 31 авг.     Филикс трибун, 24 мая.     Филикс священномуч., 30 авг.     Филик с Ипполитом, 30 янв.     Филик, 31 мая. Филик с Леонтием ипатиком, 7 окт.     Филимон еп., 24 янв.     Филимон, еп. газский, 14 февр.     Филимон св. отец, 19 мар.     Филимон муч. с Домником, 21 мар.     Филимон муч. с другими, 6 июля.     Филимон еп. с Фортунианом, 27 сент.     Филимон, 10 нояб. и 11 дек.     Филиппик пр., 24 янв.     Филипп муч., 2 сент.     Филипп, отец Евгении, 24 дек.     Филонид еп. курийский, в Кипре, 17 и 30 июня.     Филон, еп. калпасийский, 24 янв.     Филофей пр., 21 окт.     Филофей, 16 апр.     Филофей пр., 5 дек.     Филофея пр. из Афин 1589 г., 19 февр.     Филофея из Моливота, 28 мая.     Фидофея дев. и муч., 7 дек.     Филумен с Христофором, 24 нояб.     Фирмилиан, архиеп. кесар., 28 окт.     Фирм мечем, 1 июня.     Фист трибун с Мелетием, 24 мая.     Флавиан, патр. антиох., 27 сент.     Флор, 19 окт.     Фока муч., 2 авг.     Фока, муч. с Ермилом мечем, 18 дек.     Фока пр., без числа.     Фортуниан с Филимоном и Гаианою, 27 сент.     Фотин трибун с Мелетием, 24 мая.     Фотий, патр. константиноп., 6 февр.     Фотий муч. с Архелаем и Кириллом, 4 мар.     Фот пр., 6 июня.     Фронтина, 14 мар.     Фуртиниан муч., 16 апр. и 30 авг.     Хараламп с Евсевием муч., 31 мая.     Хариса муч., 28 янв.     Харисий с Агапием и Никифором, 1 мар.     Харитон св. отец, 15 янв.     Харитон муч. 3 сент.     Харитон, 6 сент.     Харитон, монах в Тивериополя, 28 нояб.     Хира муч., 26 сент.     Хрисанф. муч. во Фракии, 20 авг.     Хрисафий или Хрисаф с Валерием, 25 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Паросский, прп. Описания иконы Афанасий Паросский, прп. - житие Афанасий Парийский (1722-1813) Его память 24 июня (Афанасий Парийский Житие этого старца написано на портале Исихазм.ру по материалам, собранным на Афоне, часть сведений переведена с Ватопедского Синаксаря на портале Афон. Публикуется впервые) Важно заметить, что Афанасий Парийский (1722-1813), самый активный и ревностный последователь Движения Колливадов и потому пострадавший больше других...Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им. Прп. Афанасий родился в селе Костос на острове Парос в 1721 году. Родители его были зажиточными крестьянами и имели еще троих детей. В 1745 он поступил в знаменитую Евангельскую школу города Смирны, и учился там шесть лет... Это была уникальная школа, где в то время преподавал известный учитель Иерофей Дендринос с Иакинфа и менее известный Хрисаф Какравиас. Там Афанасий от в[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1300

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНЕОТ [Анеот; греч. Ανανετης, Ανετης] Михаил (2-я пол.- кон. XIII в.), доместик, визант. мелург. Имя А. связывается с началом мелодического творчества на текст Акафиста Богородице. Известные мелурги, кодикографы времени падения Византии, относят деятельность А. ко времени до Иоанна Глики и св. Иоанна Кукузеля - кон. XIII - нач. XIV в. Первым об этом свидетельствовал Григорий Бунис Алиат в собственноручно написанном Кондакаре : «Выполнен доместиком Михаилом Анеотом, украшен протопсалтом Иоанном Гликой, впоследствии записан магистром Иоанном Кукузелем» (Sinait. gr. 1262, 1437 г.). Затем Мануил Хрисаф во введении к своему теоретическому сочинению отмечал, что «появился первый сочинитель икосов Ананеот и второй - Глика, подражатель Ананеота» (Ivir. 1120. Fol. 12-29v, кон. 1458 г.). В рукописной традиции кроме проимия Акафиста «    » (Τ περμχ στρατηγ) на 4-й плагальный (8-й) глас сохранились муз. обработки А. 3 стихов антифона (на полиелее ) праздника Преображения «      » (Τ λη σου Κριε - Пс 88) на глас «тяжек» (βαρς - 3-й плагальный): «      :      » - «    » - «      » (Οτι επας ες τν ανα - Διεθμεν διαθκην - Σ ταπενωσας - Пс 88. 3, 4, 11) и анаграмматизм 2-го гласа «      » (Σταυρ το πεσντος Αδμ) самогласна «    » (Δετε πιστο) на Воздвижение . Лит.: Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 122-124; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 264-265. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии)

http://pravenc.ru/text/114710.html

Несмотря на то что трактат М. Х. выдержан в риторической традиции грамматических трактатов эллинистического периода, его содержание актуально для XV в. Это сочинение, несомненно, адресовано церковным музыкантам, однако оно отличается от др. теоретических трактатов поздне- и поствизант. периодов. Вместо того, чтобы сосредоточиться на чтении невм или на параллаги (сольмизации мелодий визант. церковного пения), М. Х. предназначает свой материал для мелурга, задумывающего и создающего новые песнопения. Он излагает 6 основных качеств «совершенного музыканта». Пять из этих качеств (κεφλαια; Кономос перевел этот термин словом «category») относятся исключительно к процессу композиции; своих оппонентов М. Х. называет «сочиняющими мелодии невежественно и ненаучно» (μαθς κα νεπιστημνως ποιοντας ποιματα). Он подвергает их критике не за то, как они поют, а за то, как они пишут мелодии ( Arvanitis. 2008). М. Х. в своем обращении к теме авторства говорит исключительно о композиции, написании мелодий, к-рые являются произведениями искусства, принадлежащими определенным авторам. Глаголы ποιω (букв.- творить) и γρφω (писать) часто встречаются в трактате в дополнение к термину διδσκαλος (учитель). Последний термин свидетельствует о подчеркивании М. Х. значения традиц. моделей, а 2 первых - о сосредоточенности трактата на муз. творчестве и на необходимых для этого навыках. Этот акцент на муз. творчестве, вероятно, отражает уже сложившуюся во времена М. Х. в визант. церковной музыке традицию создания авторских мелодий. В источниках М. Х. атрибутировано ок. 300 произведений - от образцов простой псалмодии до виртуозных песнопений в украшенном, калофоническом стиле. Как мелург он довел воспринятую калофоническую традицию - разработанную псалмодию, в создании к-рой важное значение имело авторское начало,- до ее логического завершения, дополняя репертуар собственными новаторскими произведениями в одних областях и защищая традиции своих предшественников в других. Напр., рукопись Ath.

http://pravenc.ru/text/2561926.html

Феликс пресвитер с Евсевием диаконом, 19 окт. Филадельф муч. с Поликарпом, 8 февр., 8 мар. и 25 окт. Филадедьф , муч. 2 сент. Филеорт муч., 31 авг. Филикс трибун, 24 мая. Филикс священномуч., 30 авг. Филик с Ипполитом, 30 янв. Филик , 31 мая. Филик с Леонтием ипатиком, 7 окт. Филимон еп., 24 янв. Филимон , еп. газский, 14 февр. Филимон св. отец, 19 мар. Филимон муч. с Домником, 21 мар. Филимон муч. с другими, 6 июля. Филимон еп. с Фортунианом, 27 сент. Филимон , 10 нояб. и 11 дек. Филиппик пр., 24 янв. Филипп муч., 2 сент. Филипп , отец Евгении, 24 дек. Филонид еп. курийский, в Кипре, 17 и 30 июня. Филон , еп. калпасийский, 24 янв. Филофей пр., 21 окт. Филофей , 16 апр. Филофей пр., 5 дек. Филофея пр. из Афин 1589 г., 19 февр. Филофея из Моливота, 28 мая. Фидофея дев. и муч., 7 дек. Филумен с Христофором, 24 нояб. Фирмилиан , архиеп. кесар., 28 окт. Фирм мечем, 1 июня. Фист трибун с Мелетием, 24 мая. Флавиан , патр. антиох., 27 сент. Флор , 19 окт. Фока муч., 2 авг. Фока , муч. с Ермилом мечем, 18 дек. Фока пр., без числа. Фортуниан с Филимоном и Гаианою, 27 сент. Фотин трибун с Мелетием, 24 мая. Фотий , патр. константиноп., 6 февр. Фотий муч. с Архелаем и Кириллом, 4 мар. Фот пр., 6 июня. Фронтина , 14 мар. Фуртиниан муч., 16 апр. и 30 авг. Хараламп с Евсевием муч., 31 мая. Хариса муч., 28 янв. Харисий с Агапием и Никифором, 1 мар. Харитон св. отец, 15 янв. Харитон муч. 3 сент. Харитон , 6 сент. Харитон , монах в Тивериополя, 28 нояб. Хира муч., 26 сент. Хрисанф . муч. во Фракии, 20 авг. Хрисафий или Хрисаф с Валерием, 25 окт. Хрисанф муч., с Евфимиею, 4 янв. Хрисипп пресв., 20 апр. Христина никомид., 30 мая. Христина муч., 5 авг. Христина , 6 сент. Христина , 5 дек. Христиан , младенец с Мелетием, 24 мая. Христодул с Фотиною самарянкою, 26 февр. Христодул пр., 16 мар. Христодул муч. 1777 г., 27 июля. Христодул муч. с Христодулою, 4 дек. Христос муч. 1748 г., 12 февр. Христофор муч., 31 мар. Христофор 8, 14 и 28 апр. Христофор муч. римлянин, 5 июня. Христофор пр. с Варнавою и Софронием, 18 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010