Изучение останков храма, его внутренних деталей, скрытых прежде холстом, позволило автору проекта реставрации Казанской церкви архитектору Г.Г. Оранской прийти к выводу, что они были когда-то самостоятельным сооружением, имевшим небольшую трапезную, равную сохранившемуся верхнему бревну, выступающему с южной стороны церкви. Нижележащие бревна, по мнению Г.Г. Оранской, были обрублены, сохранились следы обруба. Определенные ею размеры первого храма совпадают с размерами алтаря и собственно церкви без позднее пристроенной трапезной, данными исследователями конца XIX - начала ХХ в.в. Трапезная, как считала Г.Г. Оранская, была пристроена к первому храму в середине XIX в. Другим, не менее ценным открытием Г.Г Оранской в истории Казанского храма было уточнение его возраста, который увеличивался благодаря найденному в Московском архиве документу на целых 12 лет. По этому документу, храм был возведен в 1667 г. К сожалению, автор, ссылаясь на документ, не дает его выходных данных. В пользу основания Казанского храма в 1667 г. свидетельствует и ситуация, сложившаяся к тому времени в Илимске. Старый острог со всеми постройками, находящимися внутри него, сгорел. Быстро развивающийся город, - в тот период - фактически столица Восточной Сибири, - остался без единой церкви. Высокое религиозное чувство, господствующее в XVII в. в народе, должно было поставить разрешение этой проблемы на первое место. К тому же, по существующей среди казаков традиции, строительство нового острога обычно сопровождалось воз¬ведением у центральных ворот небольшой церкви или часовни как Божественного оберега крепости. Такие храмы чаще всего посвящали Николаю Чудотворцу или, как в нашем случае, Казанской Пресвятой Богородице - покровителям воинов и казачества. Однако новая дата построения храма, открытая Оранской, была не замечена исследователями. В последующих публикациях на эту тему дата основания отреставрированной Казанской церкви из Илимска оставалась та же (1679 год), как было указано в Клировой ведомости г. Илимска за 1884 г. Причины замалчивания новой даты строительства храма (ее не опровергали и не поддерживали) заключались, на наш взгляд, в следующем: работа Г. Г. Оранской «Пояснительная записка к эскизному проекту Казанской церкви из Илимска» не была опубликована, и о ней мало кто знал. Для тех же, кто ознакомился с трудом Галины Геннадьевны, большое сомнение вызвало ее утверждение, что трапезная была пристроена к церкви в середине XIX в., так как слишком много архитектурных и конструктивных элементов. характерных для конца XVII - начала XVIII в.в. имело это строение.

http://sobory.ru/article/?object=17511

В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыши и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах. В советском культурно-историческом контексте Курск связывался совсем с другими памятниками и событиями, связанными с Великой Отечественной войной. Между тем, это необыкновенно интересный памятник. В плане собор имеет традиционную композицию, это " корабль " с запада на восток: колокольня - трапезная - основной храм - алтарь. Длина его (около 33 метров) по проекту почти ровно вдвое превышала ширину, что придавало геометрическую " правильность " сооружению. Появление в XIX веке большой пристройки разрушило эту строгую пропорцию. Двухэтажное тело храма кажется слишком массивным в тесной оградке; формы напоминают скорее светский дворец, чем собор: несколько почти равновеликих четвериков, поставленных друг на друга. Чтобы не утяжелять их и без того " сундуковатые " формы, зодчий ограничился минимально допустимым для барокко набором декора: трёхчастное деление стен пилястрами сложного ордера, изящный лепной орнамент, обрамляющий оконные проёмы. Для каждого светового яруса - свой. Скромное оформление фасадов позволило " отыграться " на завершении храма. Мощный верхний четверик переходит в восьмигранный свод, каждая грань украшена массивной люкарной с колонками, перекликающимися с колоннами, которые украшают верхние ярусы колокольни. Купол венчают опять же четырёхгранный, со " стёсанными " углами световой фонарь и затейливая " растреллиевская " главка. Завершение колокольни чуть строже, но гармония соблюдена идеально. Западная пристройка у колокольни, этакий гипертрофированный портик, - помесь классицизма и " как бы барокко " - появилась в 1830-е годы. Она, по замечанию автора книги " На земле великой битвы " из серии " дороги к прекрасному " - М.М. Дунаева, нарушила целостный облик здания. Пристройка диссонирует с завершением храма, при этом неожиданным образом " пришлась ко двору " его нижней части, образовав своего рода последовательное ступенчатое нисхождение равновеликих объёмов: тело храма - трапезная... и вот эта самая пристройка. Диагональное тяготение к низу в значительной мере " остановило " вертикальный " взлёт " колокольни. Немудрено, что колокольню упрекали в излишней грузности. Мысленно отчеркнём пристройку, представим храм в первоначальных формах... Надо полагать, и грузности поубавится, и пропорции станут живее, динамичнее, раскованнее.

http://sobory.ru/article/?object=01683

В начале XX столетия в приходе храма семь селений – Емельяново, Александрова, Былиновка, Владимировка, Маматова, Новотроицкая, Павловка, расположенные на помещичьих землях. Храм возвращен Казанской епархии. В настоящее время ведутся восстановительные работы. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Трехпрестольный храм был построен в 1784 на средства помещика, князя К.Н.Кропоткина. В 1864 согласно проекта архитектора Ф.И.Петонди произведе-на пристройка придела и надстройка колокольни. Симметрично-осевое размещение объемов храма, вытянутых в единый узкий прямоугольник, нарушено северным приделом и прямоугольником притвора к колокольне. Характерная особенность храма – небольшая центральная часть с полукруглой апсидой и обширная трапезная, развитая по горизонтали за счет северного и южного приделов. В объеме трапезной установлена двухъярусная колокольня, что придает особое своеобразие композиции храма. Восьмигранный глухой барабан храма и восьмерик звонницы покрыты высокими каменными восьмискатными шатрами, с миниатюрными главками на шейках. В декоратив-ном убранстве применены характерные барочные элементы: " бровки " в налич-никах окон, трехъярусные " городки " , полуколонки с " дыньками " и " гирьками " в наличниках трапезной, выполненных, как и в других наличниках, из тесаного кирпича. Памятник архитектуры в стиле барокко, один из редких образцов ша-тровых храмов 18 в., сохранившихся на территории Татарстана. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. Поселение основано в период Казанского ханства, с 1557 г. - русское селение. Первоначальное название Екимень (Икимень, Искимень). Село же было основано в конце XVII века помещиком Щенятьевым. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Знаменское. Нынешнее название получило по фамилии одного из владельцев поместья – многодетного помещика Емельянова, который, не мудрствуя, назвал село в свою честь, а окрестные деревушки в честь сыновей и дарил: Владимиру – Владимировку, Александру – Александровку, Павлу – Павловку.

http://sobory.ru/article/?object=11255

Прямоугольная в плане апсида, почти равная четверику по ширине, имеет сильно скругленные и раскрепованные углы. Храм и колокольня завершены четырехлотковыми кровлями, над которыми возвышаются глухие барабаны, увенчанные соответственно луковичной главкой и невысоким шпилем. Фасады четверика делятся карнизом на основную часть с тремя прямоугольными окнами (средний проем ложный) и аттик с накладным треугольным фронтоном. Окна завершаются треугольными сандриками. Средняя ось фасадов акцентирована полукруглой нишей в тимпане фронтона. На гладких фасадах трапезной расположено по два прямоугольных окна, одно из которых ложное. Западные углы закреплены широкими лопатками. Нижний ярус колокольни с крупными арочными проемами (с юга и севера ложными) покрыт ленточным рустом. Фасады второго яруса с полукруглыми окнами завершены треугольными фронтонами. Третий ярус с высокими арочными проемами звона обработан на углах пилястрами. Венчающий карниз обогащен двумя рядами сухариков. Бесстолпные помещения храма и трапезной, а также апсида имеют плоские перекрытия. Храм связан с апсидой двумя проемами, а с трапезной — тремя. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом. Лестница на второй ярус расположена в толще южной стены. В храме находится двухъярусный деревянный выкрашенный в голубой цвет иконостас. В соответствии с двумя престолами он имеет двухчастную зеркальную композицию. Своеобразны царские врата, основу которых составляют кресты с овальными иконами. Настенная живопись сохранилась только на стенах апсиды (композиции Христологического цикла). http://svodokn.ru/object/101524143?open=true В Спас-Бураках идет восстановление зимнего Богородицко-Казанского храма. Для начала из церкви вынесли старую печку-буржуйку, коптившую стены целых 40 лет. На ее месте поставили новую, кирпичную. Потолок и стены решили обновить. Почерневшие от сажи стены теперь будут небесно-голубого цвета, как много лет назад, а потолок станет белым. Старые окна заменят на новые. Правда, денег на это пока нет. Но люди не отчаиваются, продолжают работать и молиться. И верят, что старинные Спас-бураковские храмы когда-нибудь засияют новыми куполами, а колокола на звоннице позовут на службу прихожан со всей округи. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51287

Вот как описывает А.Добровольский свой последний, перед отъездом на службу в армию, приход на Маросейку: : Мой последний день в Москве и на Маросейке. 8 июля. Праздник явления иконы Божией Матери Казанской. На Маросейке это был храмовый праздник, и служба в этот день совершалась особенно торжественно. Я старался не проронить ни одного возгласа, ни одного песнопения, ни одной молитвы. Все запечатлеть, все впитать в себя, запомнить, унести с собой. Ведь теперь, может быть, долго-долго я не прикоснусь к этой животворящей атмосфере христианского храма, не войду в строй православного богослужения, не буду ощущать благодати совершающихся здесь таинств. Неожиданно мобилизованный, завтра ранним утром в партии таких же, как я, я уезжаю на фронт, в темное, внезапно разверзшееся передо мною будущее. И в какой момент! Когда сердце мое прилепилось к храму Божию, когда кроме храма, Божественной службы, все остальное уже не прельщало меня и не привлекало. Если бы была моя воля, я совсем бы убежал из мира, укрылся бы за монастырской стеной. Вечером я в последний раз пришел на Маросейку. Служили нервно, с каким-то особым подъемом. Храм, как всегда, был переполнен молящимися. Но вот служба кончилась. Что это? Батюшка вышел из алтаря на амвон и обращается ко всем замершим в ожидании его слов. Батюшка говорит. Я стою далеко. Я стараюсь уловить его слова. Он говорит обо мне: «Завтра один из наших братьев уезжает на фронт. Помолимся же все, все вместе, всем храмом, да благопоспешит ему Господь, да сохранит его Божия Матерь, наша Помощница и Заступница, и благополучно возвратит (“возвратит” – здесь Батюшка особенно усилил свой голос) назад в наш храм...» И весь наш храм молился обо мне, об «отъезжающем», и как молился. Тихо и проникновенно пели сестры. Я весь молебен простоял на коленях. И как трепетало мое сердце, когда над затихшими молящимися зазвучал такой глубокий, трогательный, взволнованный, прямо к Богу идущий голос: «И молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабу Твоему Александру Твоею благодатию спутешествуй... мирна же и благополучна и здрава... и паки цела и безмятежна возвращающа...» Когда после молебна я подошел к Батюшке в последний раз, он, благословляя, надел на меня крест и все не отпускал, и долго на меня смотрел сосредоточенный, задумчивый, внутренне углубленный. Так он все еще и еще молился за меня неслышной мне молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

и по 2 пуда пшеницы с каждой податной души. За непредставлением плана перестройки это ходатайство было отклонено, и только в 1888 году, по второму ходатайству, получено разрешение Епархиального Начальства на переустройство часовни в храм под вышеупомянутыми условиями. В 1885 году храм был окончен постройкой и 10-го марта того же года освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. В ходатайства гаевцев, Указом Св. Синода от 3 декабря за 6764, открыт самостоятельный приход с причтом из двух лиц – священника и псаломщика. Губернское село , отстоящее от Екатеринбурга в 180 в., расположено по берегам озёр Большие и Малые Ирдиги, вблизи озера Увильды, замечательного по своей величине (106 вёр. в окружности), неизмеримой местами глубине и необыкновенной прозрачности воды, дающей возможность видеть дно на 10-ти –саженной глубине. Озеро это, изобилующее островками (77), отделяется от первых двух полувёрстным расстоянием, и есть предание, что все эти три озера составляли некогда одно озеро. В озере много рыбы; несмотря на неудобство ловли, сетями вылавливают от 300–600 пуд. рыбы, причём попадаются окуни в 6–8 фунтов; озёра эти составляют собственность башкир. Северная и западная часть местности холмистая, с замечательной возвышенностью «Юрмы», на вершине которой всю весну держится снег; около её отрога «Карабаш» находятся золотоносные пески. Климатические условия не совсем благоприятны: гниение порослей на берегах озёр и испарения от последних часто служат в осеннее время питомником болезней: тифа, скарлатины, лихорадок и пр. Собственная земля крестьян суглинистая, каменистая, неудобна ни для земледелия, ни под пастбище, почему крестьяне обыкновенно арендуют землю у башкир за 15–40 вёрст; некоторые из крестьян живут заработками на прииске Сак-Элгинском, где есть храм и церковно- прих. школа. Основание Губернского села относится к 1765 г.; основателями его являются переселенцы Саратовской губернии, Кузнецкого уезда, в числе 77 семей; По свидетельству одних старожилов эти крестьяне переселены сюда для работ на заводах, а по сказанию других – проиграны в карты, князем Долгоруковым генералу Демидову; одни из переселенцев расположились на восточной стороне озера Большие Ирдиши, и образовали село с наименованием Кузнецкого, а другие на южной – на границе двух губерний Пермской и Оренбургской, и назвали свой посёлок дер. Губернской. С 17 марта 1899 года дер. Губернская переименована в село, и вместе с дер. Белзпаловой образовала самостоятельный приход с двухштатным причтом, при населении в 8 110 душ обоего пола. В с. Губернском есть смешанная земская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В приходе были деревни: Городилово, Васильевская, Тимохина, Акулово, Федотово, Тимофеево, Бараново, Чепасово, Ново-Николаево. В таком виде храм просуществовал почти до середины XX века. В 1930 гг. она была закрыта. Во время второй Отечественной войны в ходе боев были повреждены алтарь и восточная стена четверика. Но наибольшие разрушения были произведены в ходе послевоенной хозяйственной деятельности, когда при приспособлении церкви под нужды колхоза были обрушены ротонды 2-го яруса четверика и сводчатое перекрытие трапезной. Под завалами строительного мусора находятся полы из голубой метлахской плитки, если они не демонтированы ранее для других зданий. Двери и окна сложного рисунка полностью утрачены. В дальнейшем здание церкви подвергалось разборке на строительные нужды. Особенно пострадал белокаменный декор четверика. Белокаменные детали карнизов, цоколя, порталов были выломаны и расхищены. В более удовлетворительном состоянии находится 2-й ярус колокольни по причине меньшей доступности, но и тут атмосферное воздействие способствует процессу разрушения, состояние храма критическое. Своевременные действия по консервации здания могут спасти сохранившиеся объемы, а комплексные реставрационно-восстановительные работы воссоздадут первоначальный облик этого прекрасного памятника стиля классицизма в естественной живописной среде. В настоящее время храм находится в руинах. Для его восстановления требуются очень большие средства. http://orthodox-ruza.ru Оккупация деревни Горбово, при наступлении фашистских войск, началась с 25 октября 1941 года и продлилась до 17 января 1942 года. За этот период по словам местных жителей Н. И. Архиповой и Б. И. Колистратова, особо больших разрушений в Казанском храме не было. Во время контрнаступления Красной армии в январе 1942 года фашисты загнали местных жителей в храм, используя их как живой щит, и оборудовали на колокольне пулемётную точку. Советские войска вели наступление со стороны дороги Руза-Дорохово. При артиллерийском обстреле немецких позиций в деревне Горбово было выпущено несколько снарядов и по колокольне храма, в результате чего пулемётная точка была уничтожена, но купол колокольни в двух местах был пробит насквозь. Одно попадание снаряда было в восточную стену четверика, но без серьёзных разрушений. Больше никаких значительных повреждений храма во время боевых действий не было, кровля сохранилась, окна были целы, пожара не было.

http://sobory.ru/article/?object=06555

Храмовая часть и трапезная имеют почти равные объёмы в три оси, различающиеся только шириной. С востока примыкает двухъярусная полукруглая апсида алтаря. Фасады обработаны рустованными лопатками, образующими крещатые углы, заполняющими простенки трапезной и алтаря. При этом простенки храмовой части оставлены гладкими, зрительно укрупняя объём. Горизонтальные членения составляют профилированные пояски и карниз, раскрепованные при смыкании с лопатками. Завершающий карниз состоит из множества мелких тяг. Окна оформлены наличниками сложных форм, в состав которых входят рамки с выступами и изломами, фартуки, замковые камни и сандрики, слитые с поясками. Композиции наличников нижнего и верхнего ярусов, трапезной, храмовой части и алтаря подчеркнуто разнообразны. В игре форм присутствуют изогнутые подвышения сандриков, фартуки с выступами и уступами, завитками-волютками на апсиде алтаря. К трапезной примыкает колокольня, обработанная мелким рустом. Она опирается на открытые арки, образующие крыльцо. По сторонам статуарные ниши и глухие окна. Анализируя облик храма, можно отметить, что его основной двухэтажный объём отличается логичным выверенным построением композиции, безупречным единством замысла. При этом расположенные над карнизом завершающие объёмы вызывают немало вопросов. Ярус звона колокольни излишне велик и кажется отклонившимся от оси. Ещё более непропорциональны завершавшие храм деревянные восьмерики. Интересно проследить истоки облика, возможные прототипы Казанской церкви. В ней присутствует отдалённое сходство с петербургской церковью Трёх Святителей, входящей в комплекс Андреевского собора, построенной по проекту архитектора Карло-Джузеппе Трезини в 1740-1760 годах. Близки двухъярусный объём, композиция фасадов, принцип размещения придела на хорах трапезной. Проживавшие в Петербурге П.Г. и А.П. Кашкины, несомненно, имели столичные вкусы и могли выбрать для церкви угличского имения соответствующее архитектурное решение. В особенности это касается Аристарха Петровича, с 1763 года занимавшего должность главного командира Конторы строений и вотчинного правления Царского Села. В силу служебного положения ему не составило бы труда заказать проект какому-либо архитектору и направить в провинциальное село артель опытных каменщиков.

http://sobory.ru/article/?object=09588

Были еще такие случаи, когда я буквально чудом не полетел вниз головой. И это в том числе потому, что когда я серьезно стал работать на высоте, у меня абсолютно пропал страх высоты, а это очень плохо. Те случаи показали мне, что так нельзя. А мой товарищ, помогавший в работе, однажды все-таки упал с 12 метров вниз головой. У него полностью были переломаны руки, кисти просто висели на сухожилиях, сотрясение мозга. В итоге со временем все зажило без последствий. Сейчас он иеромонах, очень хороший священник. Тоже Ангел-хранитель помог. Упал он в двух шагах от места, куда сбрасывали старые кирпичи с храма в мягкую черную землю. Фото: Евгений Беспалов Бабушки, с которыми я начинал, почти все уже умерли — Как местные встретили вас? — С радостью! Когда я приехал в самый первый раз, храм выглядел так — в алтаре мельница: в стене прорублена дыра, а снаружи – огромный мотор. Вместо окон были двери, в одну вносили зерно, из другой выносили корм для животных. Я никак не мог понять, почему окна в храме находятся на уровне пола. Потом оказалось, что это не пол, а цемент. Когда-то в храме размещалось цементохранилище, и старый спекшийся цемент проходил ровно на уровне подоконников. В задней стене зимнего храма виднелась огромная трещина: туда хотели вбить большую рельсу, чтобы на ней туши вешать. Но, когда пошла трещина, перепугались и не стали вбивать. Туши вешали в колокольне. Храм Казанской иконы Божией Матери села Сараева. Фото: Александр Богданов/molitva-ivanovo.narod.ru Когда я пришел второй раз, весь цемент был выбит: местные проводили субботник с утра до ночи. Они сами убрали всю грязь из храма, разобрали эту дурацкую мельницу… А потом, постепенно, началась история восстановления. Со всякими чудесами. Например, в какой-то момент стало ясно, что для ремонта крыши нам нужен лес, в большом количестве. Я помню, что добиться его было не так просто, я куда-то ездил, просил и в итоге мне сказали: «Пожалуйста, мы выдаем вам лес», выписывает счет — 120 тысяч. Я загрустил: где в деревне возьму 120 тысяч?! А как раз для того, чтобы зарегистрировать общину, я должен был завести счет в банке. Вскоре кто-то из знакомых сказал, что перевел на этот счет 10 тысяч. Пошел получать их, а там на счету лежат ровно 120 тысяч, непонятно от кого и как пришедшие на этот счет. Так что лес я в итоге смог выкупить и привезти.

http://pravmir.ru/kogda-ya-priehal-hram-...

К прямоугольному в плане основному объему храма с полуциркульной в плане апсидой и прямоугольной в плане, в две световые оси трапезной с запада примыкает четырехъярусная колокольня. Особой выразительностью отличается цилиндрический световой барабан, расширенный по сторонам света мощными выступами – пилонами, придающими ротонде светового барабана в плане крестообразную форму. Световой барабан венчает круглый в плане, вытянутый по вертикали объем малого светового барабана, служившего первоначально звонницей. Покрытие купола большого светового барабана и завершение малого утрачены. Северный и южный фасады церкви фланкированы четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами. Оконные проемы первого светового яруса двусветного объема церкви – прямоугольные, второго светового яруса – квадратные. Оконные проемы трапезной и большого светового барабана – прямоугольные с полуциркульным завершением. Аналогичную форму имеют прорезанные по сторонам света арочные проемы малого светового барабана. Окна первого светового яруса церкви декорированы сандриком-полочкой на кронштейнах. Прямоугольные с полуциркульным завершением окна декорированы архивольтами с замковыми камнями. Квадратные в плане первый, второй и третий ярус колокольни, прорезанные арочными проемами звона по сторонам света во втором и третьим ярусах обработаны по углам двойными пилястрами. Четвертый ярус колокольни – восьмиугольный в плане, прорезанный по сторонам света арочными проемами звона меньшего размера. Завершение колокольни утрачено. В архитектуре здания соединены черты классицизма (объемно-пространственная композиция и декор храма) и класицизирующей эклектики (колокольня). Храм принадлежит к числу наиболее интересных культовых сооружений, построенных в стилевых формах классицизма на территории Липецкой области. В с. Стешево появился на свет Борис Гавриилович Скворцов, будущий епископ Рязанский и Касимовский. Родился он 30 сентября 1895 в семье священника Гавриила Михайловича Скворцова. Отец будущего архипастыря был тоже родом из духовного звания и отличался усердными и ревностными трудами на ниве Христовой. По окончании в 1885 Рязанской Духовной семинарии по второму разряду Гавриил Михайлович был определен на штатную должность псаломщика к Спасской церкви с. Хрущева Данковского уезда, а в 1887 архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) был рукоположен на штатную должность священника к Казанской церкви с. Стрешнева Данковского уезда. Прослужил Гавриил Скворцов в этой должности до 1896 года (Подробнее о жизни Гавриила Скворцова и Бориса Скворцова можно прочитать на сайте Церковный некрополь).

http://sobory.ru/article/?object=12863

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010