Публичные слушания в районе " Отрадное " ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  30 января 2012 г. 14:00 Москвичи сами строят свои храмы Строительство двухсот новых храмов в Москве идет полным ходом. Как и обещали городские власти, на 15 площадках в 2011 году были начаты работы. Определены 200 участков, на 65 из них выданы градостроительные планы. По 61 объекту прошли публичные слушания, а на 10 из них местные православные общины регулярно совершают молебны. В 2012 году, по словам депутата Государственной думы, советника мэра Москвы Владимира Ресина, строительство должно начаться еще на 20 участках. Под руководством Владимира Ресина, который недавно был также назначен советником Святейшего Патриарха Кирилла по вопросам строительства, в конференц-зале Храма Христа Спасителя проводятся еженедельные совещания. Спальные районы столицы с населением в несколько миллионов человек — особое поле для миссии. С одной стороны, они по-настоящему духовно обездолены, здесь практически нет храмов, что препятствует духовному просвещению огромного количества людей. С другой — там еще сохранились отголоски патриархального уклада жизни, характерного для глубинки и старой Москвы. Их жители, вопреки распространенному мнению не являются безынициативной массой, равнодушной ко всему, что их окружает. На публичные слушания, которые проводятся в связи со строительством новых храмов, собираются сотни местных жителей. Они выражают свое мнение в муниципальной прессе и приходят на стройплощадки: кто поучаствовать в молебне, а кто и просто присоединиться к общему собранию, ведь храм будут строить неподалеку от их собственного жилища. " Большинство нашего населения отождествляет себя с Православной Церковью. Но что при этом они имеют в виду? Мы должны рассказать тем людям, которые считают себя православными, что быть христианином — это не значит только два-три раза в год приходить в церковь, соблюдать какие-то обряды, печь куличи. Это вся жизнь человека, его поступки должны быть мотивированы религиозным мировоззрением " , — замечает протоиерей Михаил Глазов, настоятель Благовещенского храма в Федосьине. Здесь, в районе Новопеределкино, как и во многих других спальных районах города, храмов почти нет, люди добираются на службу около часа общественным транспортом. Но при этом община храма в Федосьине удивляет своей сплоченностью — около 500 человек регулярно собираются вместе, у прихода много социальных проектов: окормление детей-сирот, пациентов больниц, пожилых одиноких людей. Отец Михаил назначен ответственным за строительство нового храма на Чоботовской улице на западе Москвы. По его словам, место там выбрано очень удачно. " Слушания прошли еще в апреле: большинство жителей района положительно отнеслись к идее строительства, ведь на выбранном земельном участке был пустырь " , — рассказывает отец Михаил.

http://e-vestnik.ru/analytics/moskvichi_...

Словно благодатным поясом окружена Москва белокаменная святыми обителями. Любили благочестивые предки тишину православных обителей и многие живописные уголки, с благословения святителей и с согласия князей и царей московских, освящались подвигами молитвенников-иноков... Много было этих, часто незримых, уголков в окрестностях матушки-Москвы. Не мало уцелело их и до наших дней... Часто там, где прежде был только деревянный храм или просто часовенка , расцветала славная обитель... Шли в эти обители любители уединения... Шли в них и набожные паломники, чтобы отдохнуть здесь душой от мирской суеты. К числу таких-то обителей относится и славная, в своей прошлой истории, мужская Николо-Перервинская обитель, расположенная под Москвой 1 , на берегу реки Москвы, против исторического села Коломенского, которое нередко посещалось князьями и даже царями русскими... Трудно восстановить первоначальную историю Перервинской обители. Но благочестивое сознание русских людей, всегда свято хранивших память о святынях родной земли, сохранило известие о том, что еще в древности около Москвы была какая-то обитель «Николы Старого». Эта-то обитель, основанная, как полагают некоторые, 2 прежде всех других московских обителей и, быть может, даже раньше Москвы, или при зачале ея, и была переименована в Николо-Перервинскую, названную так потому, что Москва-река, протекавшая, когда то, близь самых монастырских стен, прервала свое обычное течение и, сделав крутой поворот около самой обители, пошла по направлению к селу Коломенскому. Небогата была первоначально Перервинская обитель. По крайней мере, в начале 17 столетия, при царе Михаиле Федоровиче, в ней было всего два старца с игуменом, которые и совершали богослужение в деревянной церкви, сооруженной в честь св. Николая... Очевидно, литовское разорение, набеги крымского хана Казы-Гирея и смутное время, пережитые Русью около начала 17 века – все это значительно поубавило достаток Перервинской обители... Но с половины 17 века, со времени царя Алексея Михайловича, Николо-Перервинская обитель начинает благоукрашаться каменными храмами... В 1650 году здесь был освящен каменный Успенский храм, а за ним были сооружены каменные храмы в честь св. Николая и преп. Сергия... Благочестивые цари и православные люди начинают усердно жертвовать на благоукрашение Перервинской обители...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Проповедь ереси " Либерального мира " » Православные отреагировали на призыв о.Алексия Уминского не посещать храмы, где молятся о победе русского воинства 20.11.2023 6691 Время на чтение 4 минуты Протоиерей Алексий Уминский в рамках интервью иноагенту, бывшему главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову, призвал верующих не посещать те храмы, где во время Божественной Литургии произносится молитва за победу русского воинства, передает корреспондент «ПолитНавигатора». «Если есть храм, где есть священники, которые стараются не очень сильно военный дух укреплять на литургии и со своей собственной позиции больше молятся о мире, нежели о победе, и понимают, что любая победа – это пиррова победа, которая равна самоуничтожению, православные должны их искать. Искать людей единомысленных, которые их смогут утешить на исповеди, разрешить эту проблему в личном общении со священником», – сказал о.Уминский. Священнику в эфире телеканала «Спас» ответил епископ Питирим (Творогов), который назвал о.Уминского «метостазой болезни либерализма, которая проникла в нашу Церковь». «Позиция очень лукавая. На нее ответил святитель Филарет Московский: люби своих врагов, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Божьими. В данной ситуации мы столкнулись с врагами Отечества, с ними воюют наши воины. Это не столько украинцы, сколько те, кто стоит за Украиной. Мы молились за мир 8 лет, пока шла война на Донбассе. Как только началась СВО, ситуация изменилась кардинальным образом. Мы стали молиться за победу, потому что не наступит мир, пока не наступит победа. Если мы перестанем это делать, мы получим внутреннюю смуту в России и революцию», – сказал владыка Питирим. Священник Святослав Шевченко считает позицию о.Уминского «неотолстовством», то есть перепетой на новый лад позицией писателя Льва Толстого, за которую он был отлучен от Церкви. «Не очень люблю формат " либерал пришёл к либералу " , когда всё происходит по сценарию басни, где кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Герой сразу попадает в прокрустово ложе рукопожатности, чтобы понравится ведущему.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/20/pr...

Спасское. Спасский-Раифский-Кезовский женский монастырь. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня Год постройки:1740. Адрес: Нижегородская область, Борский район, Спасское Координаты: 56.82257, 43.96629 Проезд:Нижний Новгород - Линда - Спасское, асфальт Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь находилась на территории Спасораевского женского монастыря. После его упразднения в 1764 г. стала приходским храмом села Спас-на-Кезе. Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (время постройки - последня треть 17 в.) входит в комплекс бывшего Спасо-Раевского или Спасского-Раифского-Кезовского монастыря. Основан в начале XVII в. выходцами из Москвы как мужской. В монастыре велась активная культурная жизнь. Здесь впервые была записана легенда о граде Китеже. Интересным историческим памятником является синодик монастыря, находящийся ныне в Российской Государственной библиотеке (Москва). Также в монастыре находилась богослужебная утварь, изготовленная в Оружейной палате, наличие которой констатировал в своих записках в середине 19 в. В.Даль. В 1713 г. братия монастыря была заподозрена в контактах со старообрядцами и выслана. Монастырь стал женским. В 1716 г. была построена деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1760 г. она была перестроена в камне. В 1764 г. при учреждении монастырских штатов монастырь был закрыт и храмы стали приходскими. В 1937 г храмы были закрыты. В них разместились мастерские МТС, а впоследствии храмы были заброшены и полуразрушены. В настоящее время Нижегородская областная общественная организация " Культурно-просветительский центр " Спас-Исток " реализует проект, направленный на восстановление монастыря. По поводу года основания монастыря нет точных данных. Но достоверно известно из книги Строева П.М. " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской империи " (год издания 1877), что в 1677 году настоятелем и (как там написано) строителем Спасораевского На Кезе в Балахнинском уезде единоверческого монастыря был Тихон. В составе монастыря были две церкви каменная Происхожения Честных Древ Животворящего Креста Господня и деревянная Введения во храм Пресвятой Богородицы (из книги В.В. Зверинского " Материал для историко-топографического исследования о Православных Монастырях в Российской империи " изд. 1892 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03528

ЦВ 18 (391) октябрь 2008 /  28 сентября 2008 г. Свидетельство красоты Церковное искусство сегодня переживает новый этап, и настала пора серьезно задуматься над его проблемами. Двадцать лет прошло с тех пор, когда Россия праздновала 1000-летие Крещения Руси. Именно тогда наметился поворот в отношениях государства и Церкви, прекратились гонения и идеологическая конфронтация, верующим стали возвращать храмы, монастыри, начали восстанавливаться разрушенные святыни. Оглядываясь назад, видно, что за два прошедших десятилетия много сделано: восстановлены тысячи храмов, сотни построены заново, храмы украшены иконами, а часто и росписью. И там, где прежде была мерзость запустения, ныне — благолепие и красота.  Но именно теперь, когда решена большая часть насущных задач: в храмах совершается богослужение, в монастырях возобновляется монашеская жизнь, Церковь может жить полноценной жизнью, — стоит задуматься над тем, какое место в церковной жизни занимает искусство. Как выглядят наши храмы? С какими критериями мы подходим к настенной росписи, к иконостасу, к отдельным иконам, к убранству храма в целом? Насколько соответствует современное церковное искусство древним канонам? И в то же время, насколько оно отражает наш сегодняшний духовный опыт? Каковы задачи церковного искусства? И, наконец, каковы его перспективы? Эти вопросы отнюдь не праздные, и разговор этот назрел давно. Пищу для размышлений дает каждая новая работа иконописцев. Тем более, если это работа архимандрита Зинона (Теодора), ведущего российского иконописца. Этим летом он закончил роспись русского собора в Вене. Мы хотим рассказать читателям ЦВ об этой росписи и поразмышлять над тем, какие задачи стоят перед художником, работающим в Церкви, и как они осуществляются на практике. Архимандрит Зинон более тридцати лет занимается иконописью, работал в Псково-Печерском монастыре, в Троице-Сергиевой лавре, восстанавливал Данилов монастырь, писал для храмов Москвы, Пскова и других областей России, работал также в Финляндии, Бельгии, Италии. В 1995 г. был удостоен Государственной премии. Имеет немало учеников. При этом художественный талант сочетается у него с глубиной богословской мысли. А главное, церковное искусство он воспринимает не как благочестивое ремесло, а как часть богослужения, как проповедь Евангелия и богословие красоты. Он твердо стоит на позициях канонической иконописи.

http://e-vestnik.ru/analytics/svidetelst...

Благочестие русских, как прежде, так и теперь, побуждало их строить храмы и часовни. Количество их с годами возрастало. Но в смутное время многие были разграблены, попорчены или даже разорены поляками, шведами, казаками и др. Наиболее пострадали московские храмы. «Церквей везде было множество (в Москве) и каменных и деревянных, говорит один свидетель бывшего в Москве разорения, – и все это мы в три дня (19 – 21 марта 1611 г.) обратили в пепел; пожар истребил всю красоту Москвы; уцелели только Кремль и Китай – город, где мы сами укрывались от огня» 468 ; впрочем и здесь соборные церкви не избегли опустошения. С окончанием смутного времени прежние постройки восстановлялись, количество новых возрастало. В начале царствования Алексея Мих. в московском кремле находилось до 50 каменных храмов, а во всей Москве церквей, монастырей и часовен до 2000, так что, по словам одного иностранца, «почти чрез каждые пять домов стояла часовня» 469 . У больших бояр были свои домовые церкви 470 . Количество приходских можно приблизительно определить в 350. 471 Со времени Алексея Мих. деревянные постройки в Москве, во избежание пожаров, успешно заменялись каменными 472 . К концу VII в., когда в русском обществе стала развиваться холодность к вере, кажется, церковные постройки не сооружались в таком, как прежде, количестве. – Архитектура церквей и часовен была разнообразна и иногда очень прихотлива. Наиболее замечательны следующие памятники: в Москве: – колокольня при церкви св. Иоанна Лествичника , называемая Ивановской или «Иван Великий»; она сооружена в 1600 г. Борисом Годуновым, с целью дать работу и корм бедному люду, умиравшему тогда от безработицы и голода; она имеет 38 1/2 сажен высоты; при Алексее Мих. к ней приделано особое здание для больших колоколов; Казанский собор, построенный в 1630 г., в память освобождения Москвы и России от поляков заступничеством Казанской иконы Бож. Матери; Верхоспасский, построенный в 1635 – 1036 г. Михаилом Феодоровичем на сенях царских палат за золотою решеткою; церковь Грузинской иконы Божией Матери, построенная в 1626 г. и увеличенная в 1653 г., одна из красивейших церквей Москвы 473 . Под Москвой – в с. Покровском, что на Филях, церковь Покрова пр. Богородицы, сооруженная Л. К. Нарышкиным в конце XVII в., очень красивая по внешнему виду 474 . В Звенигородском уезде, Московской губ. – соборный храм Воскресения Христова в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим), начатый патр. Никоном и законченный по его смерти в 1685 г.; он устроен по образцу иерусалимского храма Воскресения 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

ЖМП 10 октябрь 2011 /  10 октября 2011 г. Епископ Тихон: Объединим москвичей общим деланием во славу Божию В Москве началась «Программа-200» — крупнейший совместный строительный проект Церкви и городского правительства со времен воссоздания храма Христа Спасителя. В столице должны появиться 200 новых церковноприходских комплексов, включающих в себя не только храмы, но и необходимые здания для миссионерской и социальной работы. О том, где и как будут возводиться новые храмы, рассказывает председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон. Идея Святейшего Патриарха Кирилла о строительстве 200 храмов в спальных районах Москвы уже обрела совершенно реальные черты. Это крупнейший совместный проект Церкви и государства со времен их отделения друг от друга. И он уже сделал шаг со страниц установочных, согласовательных и проектных документов на стройплощадки столицы. В годы богоборчества мы потеряли в Москве более 1000 храмов и монастырей. Да, новое Российское государство признало ошибки лихолетья и право Русской Православной Церкви на возврат отнятых земель и строений. Однако вернуть можно далеко не всё. На месте бывших святынь выросли объекты городской инфраструктуры. Да и духовные запросы столицы изменились. Москва далеко шагнула в строительстве, и на окраинах выросли многомиллионные спальные районы, в которых нет храмов. Желание светских властей выделить новые участки в спальных микрорайонах уравновесило невозможность отдать Церкви землю в центре Москвы. Духовная нищета в цифрах Сейчас в Москве на каждый храм приходится по 40 000 жителей при среднем показателе по России в 11 000. Есть огромные районы, где храмов один-два или нет вообще. В Люблине, например, живет 180 тыс. человек, а храм один. Этот район сейчас духовно обездолен. Судите сами, из 180 тыс. человек место для молитвы есть только у 150. Тем более что потенциал духовенства в этом районе огромен. В единственном действующем люблинском храме во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и певческая гимназия есть, и воскресная школа, и дошкольные группы. Сотни детей там занимаются, а вот на богослужении может присутствовать всего 150 человек, потому что храм временный, маленький. Миссионерская работа налажена хорошо, народ тянется к церковной жизни, и молодые клирики имеют, думаю, уже достаточно опыта для организации самостоятельной приходской жизни. А храмов пока нет. Но будут. Надо только всем нам объединить усилия.

http://e-vestnik.ru/analytics/tihon_prog...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Богослужение составляет существо жизни Церкви» Святейший Патриарх Кирилл уверен, что перевод Богослужения на современный русский язык не принесет пользы 20.12.2019 1134 Время на чтение 5 минут Сегодня в своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, как в 1990-е годы храмы наполнялись людьми, и для этого не требовалось сверхусилий со стороны духовенства, сообщает Патриархия.ru. «Усилия нужны были в другом: в том, чтобы успеть всем уделить хотя бы малую толику внимания, чтобы ответить на все просьбы об исповеди или о совершении других Таинств. Сегодня люди продолжают приходить в храмы, но многое изменилось. Количество храмов значительно увеличилось и продолжает увеличиваться, в связи с чем число прихожан на каждый храм уже не растет лавинообразно, хотя и остается значительным. Кроме того, можно сказать, что ожидания прихожан изменились. Они стали в хорошем смысле более требовательными к содержанию приходской жизни», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. По его словам, едва ли не в первую очередь это касается, отношения к Богослужению: «Сегодня многие прихожане, — быть может, даже больше, чем 20-25 лет назад, стремятся активно участвовать в Богослужении, вникать в его смысл. Это не может не радовать, ибо, как подчеркивал святитель Феофан Затворник, " наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг " ». «При этом не сегодня отмечено, что миряне сталкиваются с трудностями в понимании Богослужения, — продолжил Предстоятель. — Этот вопрос, кстати, был очень живо поставлен в ходе моей недавней беседы с рукоположенными мною священниками — клириками Москвы. В связи с этой темой порой возникают идеи перевести все Богослужение на современный русский язык, сократить его изменяемые части и другие подобные предложения».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/20/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > От Москвы до самых до окраин всюду храмы Божии стоят Новое видео с гимном «Широка землей ты, Русь Святая» Митрополит Вениамин (Пушкарь)   Игорь Романов   14:29 12.02.2024 195 Время на чтение 3 минуты Фото: РНЛ Дорогие братья и сестры! Представляем новое видео, созданное митрополитом Вениамином (Пушкарем). Это небольшой слайдовый фильм с духовным песнопением «Широка землей ты, Русь Святая, глубока ты верой во Христа!». Отдельно песнопение было представлено на портале «Русская народная линия» в канун Нового 2024 года. «Широка землей ты, Русь Святая, глубока ты верой во Христа! Я другой такой земли не знаю, где так славят Господа Христа…». Эти строки из гимна Владыки в сочетании с прекрасными иконописными образами, видами монастырей и храмов, многочисленными крестными ходами и русскими просторами, пробуждают наши сердца, будят наш русский дух и нашу народную память. Глубокое духовное произведение Владыки Вениамина, положенное на известную мелодию Дунаевского, исполнил протодиакон Николай Наплавков. Видео Владыки с новым гимном на знакомую многим мелодию советской эпохи как бы очищает нашу память, показывая нам истинную Русь, свободную и любимую в Господе нашем Иисусе Христе. Дай Бог, чтобы этот новый слайдовый фильм и гимн, исполненный мощным гласом протодиакона Николая, укрепил в нас веру и вдохновил на новые труды и молитвы во Славу Бога и нашего Православного Отечества! И чтобы мы помнили: «От Карпат до берегов Камчатки, с южных рек до северных снегов всей землей владеет без остатка Богородица Царица Мать». Романов Игорь Анатольевич , Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» ШИРОКА ЗЕМЛЕЙ ТЫ, РУСЬ СВЯТАЯ Автор гимна: митрополит Вениамин (Пушкарь) Исполнитель: протодиакон Николай Наплавков Широка землей ты, Русь Святая, Верой ты духовно глубока. Я другой такой земли не знаю, Где так любят Господа Христа Ведь тебя аршином не измерить, И умом тебя нельзя познать Для народов ты всегда загадка, А для Бога ты – Святая Русь От Карпат до берегов Камчатки,

http://ruskline.ru/rnl_tv/2024/02/12/ot_...

Москва. Колокольня церкви Екатерины. Церковь Святой Екатерины Федосеевского старопоморского согласия в бывшем Девкином переулке /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Екатерины (Никольско-Рогожской старообрядческой общины) в бывшем Девкином переулке Церковь Святой Екатерины существовала в доме купца 2-й гильдии И.И.Карасёва с 1872 года на втором этаже. В 1915 году по проекту Н.Н. Благовещенского была построена отдельно стоящая колокольня. Церковь принадлежала Никольско-Рогожской старообрядческой общине (так называемой " беглопоповской " ). Считается, что верхняя часть колокольни - это миниатюрная копия колокольни на Рогожском кладбище. В 1979 году дом Карасёва, где размещалась церковь Святой Екатерины, был снесен, а колокольня сохранилась. По распоряжению Правительства Москвы 932-РП от 16 мая 2007 года «О принятии под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия города Москвы» Колокольня принята под государственную охрану как выявленный объект культурного наследия регионального значения. Однако сейчас, как и раньше, башня поросла кустарником и никем не охраняется. Часть Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской до революции имела другой статус и именовалась Девкиным переулком. Здесь в XIX – начале ХХ вв. находилось владение купцов Карасевых, известных своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Свой дом они отметили особым сооружением. Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. , на втором этаже здания, в пристройке к западной части дома. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского.

http://sobory.ru/article/?object=05200

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010