15 правило Лаодикийского собора с параллельными ему 33 правилом VI вс. собора и 14 правилом VII вс. собора едва ли особенно ясно свидетельствуют о древности короткой фелони (209). Мнение, будто священническая фелонь, в древней своей форме, «для более удобного действования при священнослужении... могла подниматься и опускаться посредством шнурка» (215), признается не всеми 23 и требовало бы подтверждения. О набедреннике и палице (216–217), мантии, жезле и орлецах (222–223) не мешало-бы дать исторические сведения. Тоже самое следовало бы сделать как следует и относительно завесы и царских врат (§§ 63 и 64). Помимо указанных, недостатком четвертой главы мы не можем не считать совершенное отсутствие рисунков в отделе об устройстве древне-христианских храмов. Пятая и последняя глава учебника трактует о богослужебных книгах. То, что дал здесь автор, можно назвать удовлетворительным, принимая ко внимание особенную скудость литературы об этом предмете. Тем не менее против некоторых частностей и этой главы можно возражать. Так, содержание второго отдела первой части типикона указано, по нашему мнению, не совсем точно (239). Сведения о происхождении и особенно о дальнейшем развитии иерусалимского и студийского уставов (240 сл.) могли бы быть яснее. Устав о чтении евангелия и апостола в неделю св. Праотец изложен едва ли верно (252–253). 24 Доказательства древности служебника (268 ab init.) и минеи месячной (271) представляются нам прямо наивными. Напрасно автор сообщает исторические сведения не о всех богослужебных книгах, а лишь о тех, относительно которых требует этого программа. По объему своему книга очень велика: в ней 288–2 стр., напечатанных, правда, довольно разгонистым и довольно крупным шрифтом. И если даже, – как это обыкновенно и делается с разрешения объяснительной записки к программе по литургике, – не проходить в 4 классе последней главы учебника, на каждый из 30 приблизительно годовых уроков литургики в этом классе придется по 8 страниц. Это более, чем много для настоящего усвоения урока.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Главы 21 и 22 собрания сочинений продолжают тему христианской жизни и христианских обязанностей с акцентировкой осуждения многостяжания («желание собирания многого богатства»), ростовщичества . Глава 21 — также диалог, но воображаемый, между тверским епископом Акакием, покровителем Максима, и Господом: «Какие речи произнес бы к Создателю епископ тверской, когда сгорел соборный храм и весь двор его, и все имущество, и сам город, и много иных храмов, и домов, и людей сгорело по Божию гневу в 1537 году июля 22, и как отвечает ему боголепно Господь, и этому подобает внимать со страхом и верой нелицемерной, а составлено Максимом Греком, иноком Святой горы». Глава 22 посвящена этому же сюжету, но значительно короче: «Того же инока Максима Грека краткое сложение о бывшем тверском пожаре, также и похвала об обновлении церковного украшения, сделанном епископом тверским Акакием». В первом диалоге лишь один вопрос и один ответ, Акакий спрашивает, почему Бог, несмотря на торжественные богослужения, великолепные иконы, ниспослал на город столь лютый пожар. Христос отвечает, что он требует не формального соблюдения обрядов, а праведной жизни и карает нарушение заповедей: «Если вы, люди, приносите мне то, что [получено] от несправедливых (неправедных) и богомерзких процентов, хищения чужих имуществ, ненавидит это душа моя как смешанное со слезами сирот, вдовиц, с кровью убогих». Речь идет, как и в предыдущих нестяжательских главах, о двух видах богатства. Одно из них, не отвергаемое автором, идет на нужды благотворительности, на прокормление нищих. Оно названо собственностью убогих и сирот. Другое богатство имеет источником ростовщичество и другие несправедливые способы накопления, расхищение того, что принадлежит другим, нищим и сиротам: «Серебро на серебре и золото на золоте ненасытно копите на земле незаконными процентами и скверной прибылью». Этическая часть собрания Максима проникнута атмосферой диалога. Это и внутренний, в подтексте, диалог автора с обвинителями, и диалог как литературная форма. «Лица» участников диалогов — Ум и Душа, «нестяжательный» Актимон и «любостяжательный» Филокгимон; небесный Владыка беседует с владыкой земным, тверским епископом. Главы 24—25 излагают нравственные нормы для верховного правителя и «начальствующих». Это уже упоминавшиеся «Главы поучительные начальствующим правоверно», написанные Максимом Греком для Ивана IV, по всей вероятности, по заказу митрополита Макария (глава 25), и послание Ивану IV с широким охватом задач царской власти, написанное после венчания (глава 24) . Глава 26 — одно из лучших произведений Максима Грека («Слово пространнее излагающе с жалостию нестроения и бесчиния царей и властелей последнего века сего») .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Большая потеря для всех нас» На 90-м году жизни отошел ко Господу один из старейших архиереев Русской Православной Церкви митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава 01.06.2020 1157 Время на чтение 3 минуты Сегодня на 90-м году жизни отошел ко Господу один из старейших архиереев Русской Православной Церкви митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, сообщает Патриархия.ru . Ранее глава Чувашской митрополии был госпитализирован в больницу г. Чебоксары и переведен в реанимацию. У него была диагностирована двусторонняя пневмония. Врио главы Чувашской Республики Олег Николаев выразил соболезнования в связи с кончиной митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. Олег Николаев отметил, что за годы ответственного служения митрополит Варнава внес существенный вклад в укрепление авторитета Русской Православной Церкви, заботился о духовном здоровье сограждан и нравственном состоянии российского общества, многое сделал для возрождения храмов на территории республики, передает слова Олега Николаева пресс-служба Администрации главы Чувашской Республики. «Жители Чувашии всегда будут благодарны митрополиту Варнаве за его деятельное участие в жизни общества, за неустанный труд, благодаря которому Чувашская Республика была и остается территорией межнационального и межконфессионального мира и согласия. Его мудрое слово и яркий талант проповедника снискали ему глубокую признательность и заслуженное уважение. Его кончина — большая потеря для всех нас. Убежден, что память о нем навсегда останется в истории республики и будет жить в сердцах ее жителей», – сказал врио главы Чувашии Олег Николаев. Похороны митрополита Варнавы организует Правительственная комиссия. Митрополит Варнава (в миру — Кедров Владимир Викторович) родился 21 апреля 1931 г. в с. Высокое Рязанского района Рязанской области. Происходил из древнего священнического рода (предки его служили в храме с. Высокое с XVII в.; только отец не стал священником, окончив лишь Рязанскую духовную семинарию). В 1945 г. окончил среднюю школу.

http://ruskline.ru/politnews/2020/06/01/...

г) Устав о службе славяно-русским святым, имеющим полиелей или бдение и празднуемым в период пятидесятницы. «Сей указ имать глав 25». На самом деле указана служба на 21 день, и вся эта статья оканчивается следующим замечанием: «сия главы совершишася дозде, подобны суть Марковым, списание трудолюбезно» (См. устав д) Храмовые главы. Последняя, 46 глава, под особым заглавием: «о храмех святых на самые их храмовая праздники» содержит увещание к чествованию святых, имени которых посвящается храм. Затем в обычном порядке следует устав по месяцеслову и триоди. Следующее издание устава вышло в 1633 году, и было направлено против слабых сторон типика логгиновского. Устав 1633 года по составу близко подходит к уставам 4-й редакции и отличается от первопечатного издания большей краткостью и некоторыми редакционными поправками. В нём опущены первые два предисловия к уставу 1610 года, оглавление слито с текстом извлечения из «Ока церковного» и начинается словами: «устав еже есть око церковное избран св. отцы». Первая часть состоит из 44 глав. Статьи её размещены иначе (1–21 общий порядок службы, 22–24 статьи неизвестного происхождения, 25–44 извлечения из Никона Черногорца), исключены выписки из студийского устава и некоторые дисциплинарного содержания, Марковы главы, в числе 80, с иным оглавлением и в ином изложении (в них нет памятей русских святых и праздника Покрова); исключена статья о русских святых, празднуемых в течение пятидесятницы; но есть и прибавления. Например, в начале – статья от посланий Никонских первого слова об общежительном чине Златоустого, в конце – молитва над кутьёй 265 . Не прошло года со времени выхода из типографии устава 1633 года, как было предпринято и окончено печатанием новое в 1634 году. Это было не что иное, как перепечатка предшествующего издания и буквально повторяет его послесловие. Чем оно было вызвано, остаётся для нас неизвестным. Исправлена только неверная пагинация устава 1633 года, в котором, начиная с 100 листа, начинается счёт по страницам вплоть до 120. В уставе 1634 года восстановлено правильное обозначение по листам, а потому общий счёт их расходится. В уставе 1634 г. счёт идёт непрерывно до 305 листа; но затем с 25 декабря начинается новый с единицы и продолжается до 315, т.е. до конца устава. В конце помещена новая статья – пасхалия, под особой пагинацией (1–34) и послесловие, тождественное с изданием 1633 года (листы 316–319) 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Издатели надеются, что книга будет востребована среди прихожан кузбасских храмов, историков, краеведов, преподавателей учебных заведений, руководителей экскурсионных служб. 1 марта.  ПРАВМИР. Издательский отдел Кемеровской епархии выпустил в свет первую книгу-справочник «Святыни Кузбасса», в которой перечисляются особо чтимые православные реликвии, хранящиеся в приходах Кузбасской митрополии. Об этом сообщает пресс-служба Кузбасской митрополии . Книга состоит из трех частей: первая знакомит читателя с приходами, в которых находятся духовные сокровища, вторая посвящена храмам-памятникам истории и архитектуры, сохранившимся на территории Кемеровской области, третья является предметным указателем святынь со ссылками на страницы храмов, в которых они хранятся. Издание выпущено по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского, главы Кузбасской митрополии при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Заречье». Издатели надеются, что книга будет востребована среди прихожан кузбасских храмов, историков, краеведов, преподавателей учебных заведений, руководителей экскурсионных служб. Тираж издания – 1000 экземпляров. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 декабря, 2021 5 декабря, 2021 23 апреля, 2023 8 апреля, 2023 17 июня, 2022 28 апреля, 2022 5 февраля, 2022 7 января, 2022 11 декабря, 2021 9 декабря, 2021 5 декабря, 2021 23 апреля, 2023 8 апреля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kemerovskaya-eparxiya-...

5. Наблюдение за исполнением настоящего постановления возложить на Комиссию по распределению выпускников духовных учебных заведений. 6. Исключить из действия настоящего постановления выпускников центральных духовных учебных заведений, подпадающих под Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 113 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Саввы, управляющего делами Московской Патриархии, о состоявшемся совещании с участием глав митрополий, на территории которых находится большое количество аварийных и руинированных храмов, являющихся памятниками архитектуры. Справка: Совещание глав митрополий, на территории которых находится большое количество аварийных и руинированных храмов, было организовано Управлением делами Московской Патриархии на основании решения Священного Синода от 30 мая 2019 года (журнал 56). По результатам совещания 15 августа 2019 года были сформированы итоговые предложения с перечнем поручений. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить итоговые предложения с перечнем поручений по результатам совещания глав митрополий, на территории которых находится большое количество аварийных и руинированных храмов. 2. Осуществление координации задействованных в реализации поручений церковных структур возложить на Финансово-хозяйственное управление. Контроль за исполнением поручений оставить за Управлением делами Московской Патриархии. 3. Промежуточный доклад по итогам реализации утвержденного перечня представить Управлению делами на заседании Высшего Церковного Совета.   ЖУРНАЛ 114 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении новых членов в состав Высшего Церковного Совета. Справка: Согласно Уставу Русской Православной Церкви «Высший Церковный Совет состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), членов Высшего Церковного Совета по должности, а также членов, назначенных Священным Синодом в порядке, установленном Положением о Высшем Церковном Совете» (статье 6 главы VI). При этом «членами Высшего Церковного Совета по должности являются руководители синодальных учреждений» (там же, статья 7).

http://patriarchia.ru/db/text/5492005.ht...

Во всех храмах города Москвы Нами благословляется провести заседания Приходских собраний по принятию и утверждению годового отчета, штатного расписания и плана работ на 2008 год. В случае возникновения необходимости провести изменения в составе Приходского собрания или руководства прихода надлежит заранее подать письменное прошение, чтобы на данное собрание был направлен благочинный округа. Как и в прошлом году, при сдаче отчетов бухгалтерия Московской Патриархии не будет выверять их, а будет ставить отметку, что отчет принят. Проверкой же правильности составления бухгалтерского отчета будет заниматься Ревизионная комиссия Епархиального совета. Приходы, в которых Ревизионная комиссия Епархиального совета в результате проверок выявила недостатки, до сдачи годового отчета должны получить отметку Ревизионной комиссии, свидетельствующую, что эти недостатки устранены. Это же касается приходов, не сделавших надлежащих отчислений на общецерковные нужды. Как сообщает Нам бухгалтерия Московской Патриархии, значительная часть взносов на общецерковные нужды от храмов Москвы в текущем году поступила в Патриархию только в IV квартале, непосредственно перед Епархиальным собранием, что значительно осложняло работу бухгалтерии в продолжение всего года. Кроме того, при сдаче отчетов в Московскую Патриархию всем приходам надлежит предъявить для освидетельствования и отметки Богослужебный журнал за 2007 год и метрические книги (запись крещений, венчаний, отпеваний). В течение последних двух лет представитель кадровой службы Патриархии посетил более 140 приходов и подворий Москвы, знакомясь с состоянием дел по соблюдению трудовых прав работников Церкви в соответствии с требованиями главы 54 Трудового кодекса РФ об «Особенностях регулирования труда работников религиозных организаций». Основной причиной этих посещений являлась необходимость научить администрацию храмов правильному ведению кадровых дел с целью приведения их к единообразию в соответствии с требованиями законодательства. Практика показала, что именно непосредственная работа на каждом приходе дает положительный результат. Все меньше вопросов по трудовому законодательству возникает у администрации, и конфликт на этой почве стал редкостью. Патриархия и в дальнейшем будет проводить необходимую консультационную работу, а также повторно направлять своих представителей в те приходы, где было выявлено больше всего недостатков.

http://patriarchia.ru/db/text/356093.htm...

Весной 1929 г. в Харькове из 28 храмов было закрыто 12. У всех остальных отобраны колокола. По газете «Труд» в 1928 г. по всему Союзу (Россия) было закрыто более 1000 церквей. В последние три месяца 1929 г. закрыто 989 храмов. В Москве из 675 церквей остались открытыми 287: неудивительно, что они в праздники переполняются. Это было еще до последней самой страшной волны антирелигиозных преследований. Выработана и проводится «антирелигиозная пятилетка». Ярославский, главарь атеистов и председатель Союза безбожников, заявил: «Для того, чтобы уничтожить оставшиеся 30000 церквей со всеми попами, достаточно одного росчерка пера, это мы знаем, но мы совершенно не знаем, что на это скажет 140 миллионов народной массы». Если Ярославский валит всё в одну кучу, то, значит, он разумеет и мечети, и синагоги, и молитвенные дома, и православные храмы, ибо в России православных гораздо меньше 140 миллионов. В таком случае, значит из 70000 православных храмов до революции теперь осталось открытыми не более 18–20 тысяч, по грубому расчету, ибо точная статистика в условиях советской жизни и политического ее террора невозможна . Очевидно, еще боятся. Мы представляем вниманию будущего историка все данные, которые мы могли добыть, сопоставить и обсудить их правдивость, в надежде, что историк не забудет их наряду с другими ценными и верными фактами, ориентирующими его ученую работу, и сделает свои беспристрастные выводы. Если же наши данные будут по сему вопросу (об уничтоженной христианской культуре в России — ведь из-за этого ожидаемого результата борются две стороны: большевизированная толпа и редкие, но стойкие ряды верующих христиан) единственными, то ценность их для будущего историка еще более неоспорима, ибо мы искали только истины правды. Продолжаем речь главы Англиканской церкви, дополняя ее характерными штрихами. В деревнях происходят бунты из-за чрезмерного обложения духовенства. Все судебные дела, касающиеся религии, считаются контрреволюционными. В мае 1929 г. на съезде Советов из конституции выкинут параграф, говорящий о свободе религиозной пропаганды.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Недолго мы любовались морем, да и моря-то здесь был как бы клочок только. Лишь вправо оно убегало в необозримую даль, скрываясь за горизонтом. С берега моря пошли в центр города, прошли по его главным улицам, бульварам. Странное впечатление производит Одесса. Город богатый, чистый, опрятный, благоустроен. Прекрасные здания, отличные мостовые, правильные улицы, как шахматная доска. Тонет в зелени. Улицы окаймлены необозримыми по длине линиями высоких белых акаций, закрывающих собою от палящих лучей южного солнца тротуары. Но духа в нем как бы нет, русского смысла нет. В Одессе-красавице как-то чувствуешь себя чужим. Проходишь по улицам. Кому только здесь нет храмов! Роскошные храмы Меркурия, Мельпомены, Бахуса и т. п., но Божьих храмов почти не видно. Подъезжаешь к русскому православному городу — целый лес колоколен, золотые главы блестят на солнце, кресты горят, как звезды, слышишь звон призывный. Сердце радуется! Чувствуется подлинная русская жизнь. По улицам идешь — на каждой улице храмы. Обнажают головы прохожие, широким русским крестом осеняют себя. Не то в Одессе. Мало храмов, звона не слышно, все идут «по делам», не на что перекреститься… Скучный город! Души в нем русской нет. Да и русского нечасто встречаешь в этом интернациональном городе. Зато кого только здесь не встретишь! И немца, и француза, и англичанина, и грека, и итальянца и т. д. Но более всего здесь, кажется, евреев: на домах вывески с еврейскими фамилиями, на улицах встречаешь постоянно типичные еврейские физиономии. В таких интернациональных центрах национальное разделение сказывается с гораздо большей обостренностью, чем в других местах. Вдали от всяких инородцев, среди одного только русского населения, легко чувствовать себя космополитом, легко теоретически рассуждать о равенстве национальностей. Но когда приходится жить среди инородцев, на практике проводить свои теоретические убеждения, тогда теория, сталкиваясь с практикой, разлетается в прах, и от нее не остается ровно ничего. Кто бывал в юго-западном крае, тот, наверное, замечал, что там русские как бы ближе жмутся друг ко другу, теснее объединяются между собою. Так и сам невольно в первый же день чувствуешь больше симпатий к своим, чем к чужим.

http://pravoslavie.ru/5826.html

Религиозно-конфессионное законодательство КНР постоянно совершенствуется. С 1 марта 2005 г. вступило в силу «Положение о религиозной деятельности». В годы реформ в К. оформились и легально действует множество христ. общественных орг-ций. В 2004 г. в Шанхае впервые Библия была включена в список рекомендуемого чтения для общеобразовательных школ наряду с текстами Конфуция и Лао-цзы. По-прежнему наиболее активно в К. работают протестанты. Согласно заявлению главы Совета Церквей Китая Цао Шэнцзе (2004), последние годы стали самым благоприятным периодом распространения христианства в стране. В наст. время по одним данным во внутренних районах К. насчитывается 23 млн протестантов, более 50 тыс. постоянно действующих христ. храмов. Ежегодный тираж Библии превышает 35 млн экз. Администрация Пекина, где на 40 тыс. зарегистрированных протестантов было 8 храмов на 200-500 чел., в 2004 г. одобрила строительство 2 протестант. храмов вместимостью по 1 тыс. чел. в районах Чаоян и Фынтай, где проживало 2 тыс. и 3,5 тыс. верующих соответственно. До 2006 г. деятельностью Китайского христианского совета руководил Хань Вэньцзао (1923-2006). Генеральный секретарь ВСЦ пастор Самюэль Кобия отметил, что Хань Вэньцзао «активно пропагандировал миссию церкви в китайском обществе... помогал адаптировать религиозные ценности к социалистическому обществу». В наст. время (2014) Комитет китайского протестантского движения за три самостоятельности и Совет Церквей Китая возглавляют соответственно Фу Сяньвэй и Гао Фэн. Протестантизм претендует на «христианский универсализм», на роль лидера христианизации китайцев, используя при этом опыт и католиков и православных. Протестант. авторами во главе с деканом теологического фак-та Гонконгского китайского ун-та методистским пастором Лу Лунгуаном составлен англо-кит. Христианский библейско-богословский словарь. Хотя в предисловии и утверждается, что книга содержит не только протестантские, но и католич. и правосл. определения и понятия, протестант. уклон очевиден.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010