Удивительным образом это событие, которое никто не видел, в котором усомнились даже самые ближайшие ученики Спасителя (мы слышали в Евангелии от Матфея, когда Он призвал их на гору, и одни поклонились Ему, а иные усомнились), стало основой веры миллионов людей по всему миру. И эта вера продолжает расширяться, продолжает вдохновлять миллионы людей на жизнь на этой земле и открывать им путь в Царство Небесное. Всякий раз, когда в пасхальные дни мы собираемся в храме, и когда мы выходим за стены храма крестным ходом, и когда звучит древнее пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», тысячеголосый хор людей, собравшихся в храм или вокруг храма, отвечает: «Воистину воскресе!», потому что действительно в этом событии теперь никто не сомневается. Все мы и каждый из нас на своем собственном опыте познали силу Воскресшего Христа, и силу той веры, которую Он нам дал. Мы уверовали и познали, что Господь Иисус Христос есть воистину Сын Божий, что Он открывает нам врата Царства Небесного, и это Царство Небесное не где-то далеко, а как Он Сам сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Мы ощущаем это Царство Небесное внутри нас, когда приходим в храм Божий в день Святой Пасхи, в воскресный день и в любой другой день, чтобы насладиться близостью Божией, принять участие в Божественной литургии и причаститься Святых Христовых Таин. Мы слышали сегодня слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Действительно, Бог невидим. И именно потому, что Он невидим, многие люди вообще сомневаются в Его существовании, а другие говорят: «Да, конечно, наверное, существует какая-то добрая сила на небесах, но в нашей жизни она не участвует. Мы строим свою жизнь самостоятельно». Господь Иисус Христос открыл людям лик невидимого Бога, и мы созерцаем Самого Бога через человеческий лик Господа Спасителя.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

15 февраля — Сретение Господне 13 февраля 2009 г. 15:00 В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22–40). В 40-й день порождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон (день памяти — 3 февраля). Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова (память 3 февраля), которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37–38). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета— праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

http://patriarchia.ru/db/text/196972.htm...

О личности Аггея из Священного Писания почти ничего неизвестно. По преданию же, пророк Аггей происходил из священнического рода и был из числа пленников, возвратившихся из плена (ср. 1Езд 5:1; 6:14 ), по-видимому, уже в преклонном возрасте. Служение его, описанное в книге, продолжалось менее года. Память пророка Аггея празднуется Церковью 16 декабря (29 декабря). Состав и содержание книги. Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи. В первой речи ( Агг 1 гл.), произнесённой в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа) перед Зоровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает их возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «не пришло ещё время, не время строить дом Господень». Обличая их, пророк говорит: «А вам самим время – жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает им за их беспечность о храме неуспехом в труде и скудость в урожае. Во второй речи ( Агг 2:1–9 ), произнесённой в 21 день седьмого месяца, т.е. вскоре после первой, пророк от лица Божия призывает Зоровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов, «ибо Я с вами … и Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» и далее пророк утешает их будущей славой второго храма. «Желаемый всеми народами» – это Мессия, предсказанный как «покорность народов» в пророческом благословении патриарха Иакова Иуде ( Быт 49:10 ). Под «славою» второго храма следует понимать пришествие в него Христа Спасителя. Потрясение всех народов, предшествующие славе Второго Храма, осуществилось в бурных исторических событиях в сменявших друг друга языческих царствах перед пришествием Христа. Слова Агг 2:9 серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.»,служили ободрением строителей храма, не располагавших достаточным количеством золота и серебра для строительства и украшения храма, – напомнить им, что все земные блага и богатства принадлежат Богу и зависят от Него. Они не должны скорбеть о том, что второй храм будет более бедным по сравнению с храмом Соломоновым, ибо «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф ( Агг 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Игнатию (Бузину), епископу Армавирскому и Лабинскому 13 апреля 2014 г. 16:48 13 апреля 2014 года, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве в праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Бузина) во епископа Армавирского и Лабинского ( Кубанская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Игнатию на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Игнатий! Предивный и непостижимый Промысл Божий привел тебя ныне под своды сего храма, дабы ты сподобился пережить те же чувствования и ту же духовную радость, что испытали некогда апостолы Христовы в Сионской горнице в Иерусалиме. И вот ты стоишь перед нами. Ты вошел сюда как пресвитер, а выходишь, милостью Божией, епископом Церкви.  Церковь неслучайно называет архипастырей святителями: не потому, что уже при жизни они все стяжали святость — подвиг их веры известен только Богу, — но называет их так, выражая глубокое почтение к высоте их призвания быть светильниками веры, то есть образцами веры, носителями и проповедниками Истины Христовой, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. И даже когда исповедничество и проповедь истины Христовой сопрягаются с тягчайшими жизненными условиями, когда это становится опасным и даже смертельно опасным, епископ должен нести свет людям.  Власть епископа в Церкви — это не то же, что власть светская. Церковная власть — совершенно иной природы. В ее основе не принуждение, не сила оружия, не желание господствовать и подчинять. В ее основе — любовь: любовь отца к детям, учителя к своим подопечным, пастыря к пасомым. Вспомни, как Господь наш Иисус Христос учил народ Израиля, и «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28-29). Власть слов Спасителя заключалась не в повелительном тоне, не в книжной учености, не в жестких указаниях, но в силе воздействия на души и сердца людей. Слово Божие — это слово от Духа, а потому «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). 

http://patriarchia.ru/db/text/3624515.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леониду (Солдатову), епископу Алапаевскому и Ирбитскому 6 января 2019 г. 15:54 6 января 2019 года, в навечерие Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Солдатова) , клирика Каменской епархии , во епископа Алапаевского и Ирбитского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Леонида на служение. Преосвященный епископ Леонид! Днесь Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11:2) почил на твоей главе, соделав тебя преемником апостольского служения и блюстителем овец словесного стада Христова. Прияв ныне огнеобразную благодать Небесного Утешителя, ты отправляешься «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Епископское служение, на которое ты был поставлен сегодня, сколь велико, столь и многотрудно. Оно велико, потому что является продолжением той славной и богозаповеданной миссии, которую совершали в мире ученики Спасителя, благовествуя , по предреченному пророком Исаией, нищим, исцеляя сокрушенных сердцем, проповедуя пленным освобождение, слепым прозрение, проповедуя лето Господне благоприятное (Лк. 4:18-19). Подобно самовидцам и слугам Воплощенного Сына Отчего ты должен просвещать ближних и дальних светом Евангелия, осолять мирсей, который, по слову апостола Иоанна, весь лежит во зле (1 Ин. 5:19), любовью Христовой, свидетельствовать людям о том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5:11). Это великое дело свидетельства мы — последователи Господа, наипаче же епископы Его Святой Церкви — призваны непрестанно совершать во все дни нашего земного странствования, об этом неустанно заботиться и об этом иметь неослабное попечение. Кому же, в первую очередь, нам следует проповедовать, кому благовествовать, кому нести свет веры? Ответ на этот вопрос нам дает Сам Христос, Сын Человеческий, Который говорит о Себе, что Он пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Объясняя эти слова Господа, святитель Тихон Задонский рассуждает: «Ради кого Христос пришел в мир? Ради грешников. С какой целью? Ради их спасения. О, как дорого Бог спасение наше поставил! Сам ради нашего спасения… в мир пришел» (Слово 9. О воплощении Сына Божия). Посему именно к тем, кто отдален от Бога своими грехами, кто еще не обрел истинной веры и блуждает во мраке неведения, служители Церкви призваны обращать свое слово, неустанно закидывая евангельский невод в житейское море, дабы улавливать человеческие души для Царства Небесного.

http://patriarchia.ru/db/text/5337698.ht...

Владислав 31 марта 2012, 16:07 вместо комментария- ссылка на авторский пост о встрече К. Собчак и протоирея Всеволода Чаплина: http://www.lipetskmedia.ru/blogs/view/735.html София С. 31 марта 2012, 00:13 Andrew, USA: А юродивых в России в тюрьму никогда не сажали. Выгоняли из храмов, да. Иногда пороли некоторых, особо отличившихся. А иногда и прославляли. Смех да и только. Хоть одного юродивого назовите, чтобы храм Божий осквернил , Патриарха оскорбил, а его бы прославили? Ну допустим кто-то считает наказание кощунок слишком суровым, но прощать-то почему? Потому что православие должно быть добрым? Если бы эти девицы не проорали свой " молебен " где-нибудь на сцене, популяризируя свое пошлое " искусство " , может и ничего бы им не было, а в храме, извините, не пойдет. Дмитрий 30 марта 2012, 15:28 " Вы слышали что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. " (Мф. 5:43-48) Так за что нам награда??? Роман 30 марта 2012, 07:01 Здесь очень кстати притча о фарисее и мытаре. Модератор, не допускайте оскорблений. Andrew, USA 29 марта 2012, 19:14 Странная какая то дискуссия... Что, РПЦ-МП имеет искусствоведческие обязанности тоже? Правильное или нет, современное или нет искусство у " пусек " , наверное должны судить мирские какие-то специальные люди. А Церкви это ещё зачем? Тем более, на сколько я знаю, они сами и не претендуют даже на исскуство... Они назвали свою выходку молебном. Я бы назвал это юродством чистой воды. А юродивых в России в тюрьму никогда не сажали. Выгоняли из храмов, да. Иногда пороли некоторых, особо отличившихся. А иногда и прославляли.

http://pravoslavie.ru/52379.html

И долгую-долгую жизнь прожил старец, находясь в святом Иерусалимском храме и моля Бога о том, чтобы при нем исполнилось пророчество. И когда по закону Моисееву в сороковой день от Рождения Младенца Пресвятая Дева Мария принесла Его в храм, старец Симеон встретил их и, взяв на руки Младенца, произнес те слова, которые стали молитвой, возносимой за каждым богослужением: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля " . Обращаясь к Богоматери, он сказал: " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2:34-35). Это было предсказание о том, как отнесутся ко Христу люди во всем мире, и мы видим, что и сегодня еще имя Христово является " знамением пререкаемым " . Но мы, возлюбленные, счастливы, что исповедуем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего в мир ради нас и ради нашего спасения. Этот праздник вошел в нашу жизнь как праздник православной молодежи, и я очень счастлив, что вера Христова вселяется в сердца детей и молодежи. Для нас важно, чтобы наши дети воспитывались в вере православной, которая в силах предостерегать их от всяких греховных поступков. Конечно, мы знаем, что молодежи помимо веры и молитвы необходимы занятия спортом, физкультурой, и мы стремимся этому способствовать. Однако наша главная задача — воспитать их в вере православной, которая бы сопутствовала им в течении всей их жизни. Я счастлив, что этот день мы отмечаем в этом храме, возрожденном и прекрасном, вспоминая о том, как наши предки на этом святом месте молились Богу и проводили богоугодную жизнь. Мы встречаемся с вами за несколько дней до Великого поста. Мне хочется от души пожелать всем нам, чтобы этот пост был для нас спасительным, чтобы мы, осознав свои грехи и исповедав их перед священником, причастившись Святых Христовых Таин, ожидали великого дня Пасхи Христовой. Поскольку мы не увидимся с вами в предстоящее Прощеное воскресенье, я прошу у всех вас прощения. Бог вас всех да простит и благословит на подвиг святого и Великого поста. Храни вас всех Господь!»

http://patriarchia.ru/db/text/5148648.ht...

И теперь в этот день, как и прежде, каждый православный христианин, каждый верующий спешит прийти в храм Воскресения. Тысячи и тысячи людей приезжают из разных стран, чтобы увидеть своими глазами Благодать Божию. Благочестивые паломники приходят с вечера и всю ночь прибывают в храме, стремясь занять удобное место поближе к Кувуклии во время Пасхальной службы и стать свидетелями великого торжества. Из России в этом году к Пасхальной Субботе прибыло 450 наших соотечественников. Каждый покупает специальные пучки свечей — по 33 в каждом (по числу лет Спасителя). В Великую Пятницу вечером, после службы Погребения Господа Иисуса Христа, во всем храме и в Часовне гасят свечи, лампады. Не остается ни одного огонька. Храм погружен в полную темноту. Арабские стражники (кавасы) и еврейские охранники наблюдают за этим и располагаются возле Кувуклии и по всему храму в целях обеспечения порядка. На Ложе Живоносного Гроба, рядом с неугасимою, постоянно стоящею здесь Лампадою, ставят большую золотую лампаду, заправленную маслом, но не зажженную, а также кладут вату; а по краям Ложа прокладывается лента. После осмотра охранниками, хранитель Гроба Господня Митрополит Даниил закрывает Кувуклию и запечатывает ее двери восковой, так называемой, Кустодиевой печатью. Опечатывание Кувуклии происходит во исполнение евангельских слов об опечатании Гроба с телом Христовым: на другой день, который следует за пятницей собрались первосвященники и фарисеи и стали просить Пилата чтобы приказал охранять гроб до третьего дня, ибо Он, еще, будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Ученики Его могут придти ночью и украсть Его и сказать народу, что Он воскрес из мертвых. И получив разрешение, «пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Мф. 27:62-66 ). Вместе со священнослужителями из России (в количестве 16-ти человек) я находился всю оставшуюся часть ночи (до самого прихода Патриарха и Сошествия Благодатного Огня) в алтаре храма Воскресения Христова в преддверии величественного Торжества, в объемлющей душу радости светлого его ожидания, выбрав заранее удобное для обзора место.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение сорока дней было запрещено входить в храм Божий ( Лев.12:1-4 ). После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении,  ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона и принесла Младенца Иисуса в храм. В тот же день и час по внушению свыше в храм пришел и живший в Иерусалиме праведный старец Симеон, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк.2:29-32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец ( Лк.2:34-35 ). В храме была также 84-летняя благочестивая вдова Анна-пророчица, которая также подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:38 ). Так последние праведники уходящего Ветхого Завета Симеон и Анна удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого соединились Божество и человечество. Установление праздника относится к глубокой древности, о нем упоминают отцы III и IV веков, особенно святитель Григорий Нисский . К V веку восходят некоторые церковные песнопения этого праздника, составленные Анатолием, патриархом Константинопольским. Повсеместное торжественное чествование праздника началось во время правления императора Юстиниана. В конце 541 года в Константинополе и его окрестностях появилась сильная моровая язва, а в Антиохии вскоре произошло землетрясение. По поводу этих бедствий в праздник Сретения Господня в Константинополе было совершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол, и бедствия прекратились.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Тихое святотатство 21.05.2020 15:10:35 Роман Илющенко Хочу в связи с этим поделиться одной поучительной историей, рассказанной мне знакомым церковным сторожем, которая произошла с ним в разгар вышеописанной кампании. Предупрежденный настоятелем, что на время Божественной Литургии ( в переводе с греческого языка обозначает " общественное служение " ) ворота на территорию храма должны быть закрыты, он впускал только священника и тех, чье присутствие в храме необходимо для поддержания его деятельности. Однако, позже была сделана оговорка, что пустить всё таки будет можно тех, за кого ходатайствует служащий клирик. Это достаточно смелое решение, поскольку, по мнению знакомого Патриархия мониторит ситуацию и священники нарушители строго наказываются. Итак, в пустом храме, что становиться пугающе привычной картиной, начинается Богослужение. В обязанности сторожа входит не только протирание ручек входных дверей спиртовых раствором, но и контроль за тем, чтобы все сотрудники храма, измерив предварительно температуру, были в масках. Всё это сделать нетрудно, но энтузиазма у него не вызывало от понимания абсурдности происходящего. Зачем и ради чего это, если храмы итак пусты, а Тело и Кровь Христовы, предназначенные для Вкушения православным христианам в утешение и оздоровление души и тела (в чём они сейчас, как никогда особенно нуждаются), делаются для абсолютного большинства из них, недоступными. Сам Спаситель говорит об этом совершенно открыто: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будите иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Евангелие от Иоанна, гл. 6 ст. 51-56). И «Частое причащение жизни, - вторит Ему святитель Василий Великий – один из столпов Церкви, - что иное, как не частое оживление». В подтверждении важности Святого Причастия, приводил мой знакомый и мнение Русского Святого - праведного Иоанна Кронштадтского : «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

http://radonezh.ru/2020/05/21/tihoe-svya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010