9 Я освятил сей храм. Святостью храм наделило присутствие в нем Господа (8,10–13.29). 9 И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид. Владычество потомков Давида над Израилем находилось в прямой зависимости от их верности Господу (см. 2,2.3.4 и ком.). 9 Я истреблю Израиля с лица земли. Факт построения и освящения храма не снимал ответственности за отступничество от завета впредь на все времена (см. 6,11–13 и ком.; Иер. 19,8 ). Это значит, что предусмотренные заветом наказания все так же угрожали Израилю в случае нарушения им своих обязательств ( Втор. 28,37 ; Иер. 19,8; 49,17 ). 9 за то, что они оставили Господа, Бога своего. Другие народы станут свидетелями невероятного события: Бог Израиля уничтожает Свой храм и отправляет в изгнание Свой собственный народ ( Втор. 29,24–28 ). 9 По окончании двадцати лет. Учитывая предыдущие хронологические указания (6,1.37.38; 7,1), речь может идти самое раннее о 946 г. до Р.Х. 9 царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской. Соломон с Хирамом уже ранее заключили договор (5,1–12), однако сейчас, по-видимому из-за финансовых затруднений, Соломон в обмен на 120 талантов (приблизительно 4 тонны) золота (см. ст. 14), присланных Хирамом, предоставил в его распоряжение двадцать галилейских городов (ср. 2Пар. 8,1.2 ). 9 Милло. Милло принято отождествлять с насыпными террасами. По мере роста Иерусалима вширь приходилось насыпать земляные террасы для укрепления городских фортификационных сооружений (см. 24; 11,27; 2Цар. 5,9 ; 4Цар. 12,20 ; 2Пар. 32,5 ). Гацор, и Мегиддо, и Газер. Стратегически важные города, расположенные на главных торговых путях. Гацор и Мегиддо (Мегиддон) находились на севере: первый приблизительно в шестнадцати километрах западнее Галилейского моря, второй в тридцати километрах к западу от реки Иордан и в сорока восьми километрах от побережья Средиземного моря. Газер располагался приблизительно в тридцати двух километрах к северо-западу от Иерусалима. 9 Фараон... пришел и взял Газер. Газер оставался хананейским городом, несмотря на то, что был завоеван израильтянами ( Нав. 16,10 ; Суд. 1,29 ). Фараон отвоевал Газер, вероятно, у филистимлян. Поскольку Израиль и Египет были союзниками (3,1), в интересах обоих государств было не допустить, чтобы Газер оставался под контролем враждебных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

а) Приглашение Соломона к торжеству освящения храма старейшин и начальников колен Израилевых (ст. 1–3). б) Перенесение священниками ковчега завета с Сиона в Иерусалимский храм, в предшествии царя и при бесчисленных жертвах (ст. 4–5). в) Поставление ковчега под крылья херувимов, и замечание о том, что содержалось в ковчеге (одни скрижали Моисеевы) (ст. 6–9). г) Облако славы Господней, наполнившее храм (ст. 10–13). д) Речь Соломона к народу (ст. 14–21). е) Торжественная молитва Соломонова перед жертвенником Господним (ст. 22–53). ж) Молитвенное благословение Соломона, громогласно произнесенное им на собрании Израильтян (ст. 54–61). з) Число жертв, принесенных царем по случаю освящения храма (ст. 62–64). и) Двухнедельный праздник народный (ст. 65–66). Ст. 1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых,... в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова... Это было через год по окончании всех работ по постройке храма. Храм был окончен в одиннадцатое лето царствования Соломонова, в восьмом месяце 457 . Освящение же храма произошло в седьмом месяце следующего года, который приходился, к тому же, юбилейным годом. Эго был девятый юбилей от занятия Евреями земли Ханаанской и шестьдесят третий субботний год 458 . Таким образом, понятной становится цель, с какой замедлил Соломон освящение храма на целый год. Оп хотел, чтобы двойной покой субботнего и юбилейного года наиболее способствовал народному торжеству. Ст. 2. ...И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц… Это был месяц Тисри, – седьмой в священном году, и первый в гражданском. Первая половина этого месяца проходила в священных торжествах праздников Труб, Очищения и величайшего праздника Кущей 459 , к которому обязан был и без того являться, по закону Моисееву, весь мужеский пол. Таким образом, торжество освящения храма, по намерению Соломона, должно было получить наибольший блеск от стечения великих годовых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

б) В 1Езд. 1:1–11 уже не было никакой нужды упоминать о Данииле: здесь идет речь не о влиянии на Кира, как причине освобождения иудеев из плена, а о самом факте освобождения; «Мифредат сокровищехранитель» получил повеление выдать свящ. сосуды, а «Шешбацар, князь иудин», привял их и взял с собою в Палестину; зачем было упоминать о Данииле, который не возвратился в родную землю? в) Тем меньше основания имели «старейшины иудейские» говорить о пророке в показании, данном ими следственной комиссии, допрашивавшей их, с чьего разрешения они строят «дом Божий» ( 1Езд. 5:3–17 ; 2Езд. 6:3–22 ). Что они отвечают? «В первый год Кира, царя вавилонского, царь Кир дал разрешение построить сей дом Божий; да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма иерусалимского и отнес в храм вавилонский, вынес Кир царь из храма вавилонского и отдал их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником, и сказал ему: возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте... Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ, там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом Божий в Иерусалиме» ( 1Езд. 5:13–17 ; ср. 2Езд. 6:17–22 ). Какое основание было бы выставлять здесь имя Даниила? Храм строится с разрешения царя Кира, – ответ прямо на вопрос. г) Наконец, каким образом могло выступить на свет Божий имя пророка Даниила во время розысков указа Кира в государственном архиве сперва в Вавилоне, а затем в Экбатанах ( 1Езд. 6:1–2 ; 2Езд. 6:23 )? Неужели следы влияния пророка на Кира были записаны? 1491 S. Epiphanii opera, t. II. P. 243. – Тоже говорят Сикст Сиенский (Bibliotheca sancta. P. 14) и апокрифические сказания (Fabricius, Codex pseudepigraphus. Vol. I. P. 1129). 1493 См. рисунок и описание в Handwörterbuch des Bibl. Altertums, von E. C. A. Riehm. II. В. 1884. S. 1588. 1495 Воскресное Чтение, год XVIII (1854/5), 36, стр. 344. – Начертание церк.-библ. истории. Стр. 364. 1496 Acta sanctorum. M. Iulius. Т. V. P. 123. Известие о мученичестве пророка Даниила более, чем сомнительно. 1511 Herbelot. Bibliotheque orientale. P. 283. – Другие приписывают её патриарху Эноху (ibid., p. 709). 1513 Различные экземпляры помещаются в некоторых европейских музеях, библиотеках, ученых изданиях и т. д. См. описание и краткие выдержки из разных редакция в Codex pseudepigraphus V. Т. Fabricii. Vol. 1. P. 1130–1133. 1517 Fabricius. Codex pseudepigraphus. Vol. I. P. 1136–1140, – Herbelot. Bibl. orientale. P. 7, 283. 1525 Мы говорим об общей массе народа, не касаясь единичных случаев: исключения никогда не нарушат истинности общего правила Читать далее Источник: Песоцкий, С. Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность/С. Песоцкий. - Киев, 1897. - 492 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Величие и слава нового Храма 2 В двадцать первый день седьмого месяца было слово Господне пророку Аггею: 2 «Обратись к наместнику Иудеи Зоровавелю, потомку Шеальтиэля, и к первосвященнику Иисусу, сыну Ехоцадака, и к тем из остатка народа, кто вернулся из плена, и спроси их: 3 „Есть ли среди вас такие, кто видел Храм в былом его величии ? Каков он, на ваш взгляд, теперь? Разве не жалок он?!“ 4 „Но ты, Зоровавель, отныне будь тверд, – это вещее слово Господне, – и ты, первосвященник Иисус, сын Ехоцадака, будь непреклонен! И да не поколеблется народ страны сей“, – это слово Господне. „Трудитесь не покладая рук, ибо Я с вами, – таково слово Господа Воинств. – 5 Не бойтесь! Верен Я обещанию, которое дал вам еще при исходе вашем из Египта, и Дух Мой присутствует среди вас.“ 6 Вот что говорит Господь Воинств: „Скоро, очень скоро Я вновь сотрясу небеса и землю, море и сушу; 7 все народы сотрясу – и богатство желанное будет стекаться ото всех народов и Храм преисполнится славы“, – говорит Господь Воинств. 8 „Серебро Мое, и золото Мое“, – это слово Господне. 9 „ Величием и славой своей новый Храм превзойдет прежний, – говорит Господь Воинств. – И на этом самом месте Я дарую вам мир. Это слово Мое, Господа Воинств“». Бесплодность внешнего благочестия 10 В девятый месяц того же года царствования Дария, в двадцать четвертый день , вновь было слово Господне пророку Аггею. 11 Вот что говорит Господь Воинств: «Спроси у священников о таком установлении: 12 если понесет кто-то в полах одежды мясо освященное и коснется полами этой одежды хлеба или похлебки, вина или масла или еще какой пищи, станет ли что-нибудь из этого освященным?» «Нет», – ответили священники. 13 Тогда Аггей спросил их: «А если кто-то оскверненный – от прикосновения, скажем, к мертвому телу – коснется всего того, не осквернится ли тогда оно?» «Осквернится», – был их ответ. 14 На это Аггей сказал им: «Таков и этот народ, таковы и эти люди предо Мною, и все дела их рук осквернены», – говорит Господь: „Что они ни принесут – всё осквернено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

«Господь шел в Иерусалим, а на самом деле — на Голгофу, — продолжил архипастырь. — И ничто не может отменить Промысла Божия о Нем и о всех нас. Мы помним, как Спаситель рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать, и они стали отговаривать Его (Мф. 16:21-25). Во всех Евангелиях говорится, что Пилат хотел отпустить Его (Мф. 27:15-21; Мк. 15:6-15; Лк. 23:17-25; Ин. 18:39-40), но ничего не получилось: воля Отца Небесного такова, чтобы Господь Иисус Христос шел на страдания и крестную смерть. Это первый урок для нас — мы должны понимать, что у каждого есть свое предназначение. Часто счастливые дни сменяются скорбями, потерями, и все это надо мужественно переносить, потому что такова воля Божия о нас». «Второй урок Господь преподал нам, когда Он вошел в Иерусалим и пошел в Свой дом. А домом для Него был храм. И кого Он увидел там? Торговцев и менял, они заполнили весь храм, и вокруг столов менял было шумно. Тогда Господь, " сделав бич из веревок, выгнал из храма всех " (Ин. 2:15) и сказал: " Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников " (Мф. 21:13). Урок в том, что дом Божий должен оставаться домом Божиим, — подчеркнул владыка Варсонофий. — Господь просил, чтобы приводили к Нему детей (Лк. 18:15-16). Что родители в ребенка вложат, с тем он и будет жить. У детей Израиля воспитывалась вера в грядущего Мессию, дети знали, что Он скоро придет. И когда они пришли встречать Христа, то увидели в Нем Спасителя. Господь благословил детей, Он любил их и понимал, что они не виноваты в том, что их родители ведут неправильную жизнь». «Третий урок — чаша терпения Господа не безгранична. Он много помогал народу иудейскому, охранял и благословлял его. Но после того, как иудеи отвергли Его, стали кощунствовать, наказал их. Мы знаем, что через сорок лет после евангельских событий миллион людей будут замучены в Иерусалиме, а сто тысяч, по словам Иосифа Флавия, будут рассеяны по всему миру. Сам город, который встречал Спасителя, будет разрушен, от него останется только Стена плача, и от Иерусалимского храма ничего не останется. Вот так совершается суд Божий над кощунниками, отступниками, богоборцами. Мы должны делать то, что хочет от нас Господь. Если это храм, в него нужно приходить и молиться в нем. Особенно важно приводить детей, потому что первая ступень спасения для них — когда они переступают порог храма. Детей надо чаще причащать, воспитывать так, чтобы они стояли на твердом камне веры во Христа. Поздравляю родителей и детей, которые сегодня пришли в собор, желаю вам помощи Божией в духовном росте», — сказал в завершение митрополит Варсонофий.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Дан. 8:13 . И я услышал одного святого говорящего, и сказал один святой другому кому-то, говорившему. Вместо «другому кому-то», что Симмах перевел чрез τιν ποτε, которому и мы последовали, Акила, Феодотион и LXX поставили самое слово еврейское γελμον. Таким образом, умолчав об имени ангела, он вообще указал на одного кого-либо из ангелов. Насколько времени [простирается] видение о постоянной жертве и грехе совершившегося запустения и [доколе] святыня и сила будут попираемы? Один ангел спрашивает другого ангела: до какого времени по определению Божию будет находиться в запустении храм при Антиохе, царе сирийском, и будет стоять статуя Юпитера в храме Божием соответственно тому, что он присовокупил, сказав: и святыня и сила будут попираемы? Дан. 8:14 . И сказам ему: на две тысячи триста вечеров и утр, и [тогда] святилище очистится. Если мы будем читать книги Маккавейские и историю Иосифа, то найдем в них написанное, что в сто сорок третий год после Селевка, который первый стал царствовать в Сирии после Александра, Антиох вступил в Иерусалим и все опустошил и, снова пришедши через три года, поставил в храме статую Юпитера, и что до Иуды Маккавея, то есть до сто сорок восьмого года, через шесть лет по опустошении Иерусалима, а по осквернении храма через три, исполнилось две тысячи триста дней и три месяца, после чего храм был очищен. Некоторые вместо двух тысяч трехсот [дней] читают две тысячи двести, чтобы не казалось, что остается шесть лет с тремя месяцами. Это место многие из наших относят к антихристу, говоря, что при нем в действительности исполнится то, что прообразовательно совершилось при Антиохе. Добавление же: святилище очистится указывает на времена Иуды Маккавея, который с присоединившимися к нему братьями и родственниками из селения Модина и со многими из народа иудейского победил вождей Антиоха при Еммаусе, который теперь называется Никополем. Услышав об этом, Антиох, восставший против Князя князей, то есть против Господа господствующих и Царя царей, захотел ограбить храм Дианы, имевший драгоценные дары, в области Элимаиде, находящейся в Персии, но также и там потерял войско и был сокрушен не руками, то есть погиб, заболев от огорчения. Вечер же и утро означают последование дня и ночи 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Для Творца и Искупителя нашего нет ничего выше постоянного молитвенного общения с Ним. И все истинно чтущие Бога, вознося свои молитвы к Творцу, так высоко ценили молитвенное общение своей души с Богом, что старались выделить для сего особое место и как можно благолепнее украсить его. Помня слова Господа: «Я живу на высоте небес, и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом» ( Ис. 57: 15 ), они верили, что обитающий всюду Господь особенным образом присутствует и проявляет Себя среди исповедующих его и особенно освящает место (2Макк. 2: 8), откуда несутся к Нему призывания и мольбы истинно верующей души. Вот почему издревле в местах молитвы и проявления милости Божьей или же личного явления Творца истинные поклонники Его воздвигали особые сооружения – алтари или жертвенники, на которых приносили Богу вещественные жертвы вместе с молитвенными воздыханиями своей души. Таковы жертвенники: Авеля, Ноя, Авраама и Исаака; таков «дом Божий» Иакова. У этих-то алтарей первоначально и сосредоточивалась вся религиозно-нравственная жизнь еврейского народа. Малочисленный, кочующий, а затем порабощенный, он не мог иметь постоянного и определенного дома для молитвы и обитания Господа; не мог устроить даже походного храма – скинии, отвечающей важности своего назначения. Лишь когда изменились условия церковно-общественной жизни Израиля, когда он порвал узы многовекового тяжкого рабства и свободный, многочисленный и по-прежнему кочующий в силах был устроить походный храм, или скинию, Господь повелел Моисею: «Скажи сынам Израилевым, и устроят они Мне святилище, я буду обитать посреди них, там Я буду открываться тебе и говорить с тобою, там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник, и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом» ( Исх. 25: 2, 8, 22; 29: 43–45 ). И сделал Моисей все, как повелел ему Господь: и появился у Израиля первый походный храм – скиния, которая по своему внешнему великолепию вполне достойна была служить домом молитвы и местом постоянного жилища Господня среди народа израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

И вот она собирается с духом и первый раз в жизни идет в храм. Приходит ко мне и говорит: – Что вы мне хотели сказать? Я, в недоумении: – Ничего… – Потом: – Ничего случайного не бывает, Господь вас таким необычным способом призывает в храм. Рассказал, как ей сделать первые шаги в вере. Спрашиваю: – У вас в жизни все в порядке? – У меня в жизни все плохо! – Ну вот, – говорю, – разве это не повод делать шаги к Богу? Исправлять жизнь? – А почему со мной такое произошло? – спрашивает. – Нам это неизвестно, – отвечаю. – Может быть, за вас молятся родители, бабушка… – Я сирота. – А разве это – не причина, чтобы Бог особенным образом заботился о вас?.. Будет или нет эта девушка воцерковляться, не знаю. Но верю, что ее Господь не оставит милостью.   15 января 2007. Старая Русса Несколько дней у Лизиной бабушки. Удивительный маленький городок, в котором жизнь с наступлением темноты постепенно замирает. Жизнь сначала перемещается на кухни, в гостиные (в доме напротив окна горят синим светом – смотрят телевизор), но уже к десяти вечера почти все окна гаснут. А в 7.45, когда иду в храм, кажется, что весь городок вышел на улицу. Все едут, спешат… Из детского сада, мимо которого иду, сильно пахнет кашей. Перечитываю книгу Товита. Кроме потрясающе увлекательного сюжета, – жемчужина христианского учения о браке! И вообще о жизни. Отец посылает сына возвратить денежный долг, 10 талантов серебра. Мать не хочет его отпускать и укоризненно говорит отцу: «Не предпочитай серебра серебру; пусть оно будет, как сор, в сравнении с сыном нашим!» Какие удивительные слова. Сын – серебро, но подлинное. А то, что мы обычно называем серебром, – сор. Сын (Товия) в первую брачную ночь молится: «Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею!» И молодая жена «сказала с ним: Аминь».

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

" И наполнися храм дыма от славы Божия и от силы Его " - чрез этот дым, говорит св. Андрей, " мы узнаем, что страшен, ужасен и мучителен гнев Божий, который, наполнив храм, в день суда посещает достойных его и прежде всего покорившихся антихристу и творивших дела отступления " . Это подтверждается и последующим, ибо говорит: " И никтоже можаше внити во храм, дондеже скончаются седмь язв седмих Ангел " – " сперва надлежит окончиться язвам " , то есть наказанию грешников, " а потом уже и Святым предоставлено будет обитание в вышнем граде " (св. Андрей) (ст. 5-8). Глава шестнадцатая. Семь Ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви под эмблемой семи фиалов, или семи чаш гнева Божия, изливаемых семью Ангелами. Эмблема этих казней взята с казней, поражавших древний Египет, поражение которого было прообразом поражения лжехристианского царства, которое выше (11:8) названо Египтом, а затем Вавилоном.Когда первый Ангел вылил чашу, " сделались жестокия и отвратительныя гнойныя раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его " . Эта эмблема взята, видимо, с шестой казни, поразившей Египет. По объяснению некоторых, здесь надо понимать телесную эпидемию. По толкованию св. Андрея Кесарийского, гнойные раны – это " происходящая в сердцах отступников скорбь, мучащая их наподобие сердечного нагноения, ибо наказуемые Богом никакого облегчения не получат от обоготворяемого ими антихриста " .Когда второй Ангел вылил свою чашу в море, вода в море сделалась как бы кровью мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Здесь понимаются кровопролитные международные и гражданские войны (ст. 1-3).Когда третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод, вода в них обратилась в кровь. " И услышал я " , говорит Тайновидец, " Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков. Ты дал им пить кровь: они достойны того " . " Отсюда видно, – говорит св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

Иаков сподобился созерцания небесной лестницы, «удостоился дивного видения», лестницы, которая соединяет небо с землей, потому что проявил смирение. Итак, мы видим, что отцы по-разному оценивают поведение Иакова: целая группа отцов настаивает, что это была закладка камня. Причем Иаков, на что обращают внимание отцы, потом возлил и освящающий елей на этот камень. Что значит: возлить елей на камень? Это значит – камень помазанный. А что такое «помазанный», «помазанник»? Это слово «Христос»! Слово «Христос», на иврите «Машиах», означает «помазанник», «тот, который помазан»! «Иаков – образ Господа нашего Спасителя; и камень, который он положил под голову, не меньше прообразует Христа Господа. Послушайте апостола, объясняющего, почему камень у изголовья означает Христа: «всякому мужу глава Христос» ( 1Кор. 11, 3 ). И, наконец, обратите внимание на то, что благословенный Иаков возлил елей на камень. Обратите внимание на елей, и вы узнаете Христа: Христос означает помазанник» 318 . В наше время – это место к востоку от современного центра Иерусалима, находящееся в так называемом «Старом Городе». На горе Мориа возвышается удивительное здание голубого цвета, похожее на волшебный дворец из бирюзы. Это мечеть халифа Омара или «Купол скалы» в Иерусалиме. Когда-то там был Первый храмхрам Соломона. Потом был Второй храм, который был отстроен Иродом Великим, и в этом храме Дева Мария отроковицей была возведена первосвященником по ступеням во Святая Святых, и там Сын Божий проповедовал будучи 12 отроком. «И взял один из камней того места» – он мог взять любой! Он взял единственный камень! Отцы настаивают, что это – Христос. Этот камень – символ Христа. «И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем» ( Быт. 28:11 ) – основанием! Что значит: «лег на том месте» ( Быт. 28:11 )? Да, лег, но это тоже было символическое действие! Он на этот камень что положил, ноги? Нет, голову! Это теперь означает, что все его помышления будут об этом святом месте! Читаем: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» ( Пс. 136:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010