Так, епископ Амвросий, в миру Орнатский, в книге " История Российской иерархии " - М., 1805-1815, т. 4, с. 1103, говорит о том, что в исторических документах о монастыре в Хотькове упоминается не позднее 1308 г. Здесь Кирилл и Мария в 1335-1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы. Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма, после чего сюда не иссякал поток богомольцев. В хотьковский монастырь приезжали и приезжают молиться о долгой и доброй жизни членов своей семьи и прежде всего - детей, а также других достойных людей. Просят преподобных Кирилла и Марию помочь им в мирских делах, а главное - способствовать рождению, хорошему воспитанию и образованию детей для их должного служения православию, Родине. В Хотьковском монастыре принял монашеский постриг старший сын Кирилла и Марии - Стефан, который недолго жил в супружестве. Овдовев и не имея детей, вскоре после смерти родителей он сам принял постриг в этом монастыре. В отдельных источниках указывается, что и его средний брат - Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), также принял монашеский постриг именно в Хотькове, " у Покрова " . Всё это в большей мере определило особое место Хотьковского монастыря среди обителей России. В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка обителей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далёкие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 году Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 году монастырь стал женским, в то время в нём были две деревянные церкви и 16 монашеских келий. В 1506 году великий князь Московский Василий III назначил обители небольшую ругу - денежное и хлебное содержание. В 1544 году Хотьковский монастырь был приписан к Троицкому монастырю. В 1609-10 гг. Хотьковская обитель сильно пострадала от польско-литовской интервенции и фактически полностью была сожжёна, ведь все постройки в ней тогда были деревянными.

http://sobory.ru/article/?object=00076

Время переселения Кирилла может быть определено. Упоминаемое в Житии Сергия великое княжение Ивана Калиты началось, судя по Троицкой летописи, в 1328 г. При описании ростовского периода жизни семьи Кирилла рассказывается об обучении Варфоломея грамоте в 7–летнем возрасте (и аналогично — его младшего брата Петра). Это указывает по меньшей мере на 1330 г. Но приведенное в тексте Жития увещание матери Варфоломея: «И двою на десять не имаши лет, грехи поминаеши, кыа же имаши грехи?» — позволяет говорить, что переезд в Радонеж вряд ли состоялся ранее 1334 г. Варфоломей с юных лет отличался необыкновенным благочестием, стремлением к аскетизму и уединению. И в облике, и во всех его поступках проявлялась печать будущего служения Богу. «Старци же и прочии люди, — перефразирует Епифаний слова Жития Саввы Освященного, — видевши таковое пребывание уноши, дивляхуся, глаголюще: Что убо будет уноша съй, иже селику дару добродетели сподобил его Бог от детьства» (МДА, 88. Л. 298—298 об.) . Но осуществить свое давнее желание — стать иноком — Варфоломей смог только после того, как его родители Кирилл и Мария под старость ушли в монастырь: «постригостася в мнишескый чин, отъидоша кыйждо ею в своа времена в монастыря своа, и мало поживша лет в черньчестве, преставистася от житиа сего, отъидоста к Богу» (МДА, 88. Л. 302). Епифаний не пишет, в каком монастыре постриглись Кирилл и Мария, но известно, что похоронены они были в хотьковском Покровском монастыре. Об этом упомянуто уже в жалованной ружной грамоте 1506 г. великого князя Василия III причту церкви Покрова Богородицы «в манастыре на Хотькове, где лежат Сергея чюдотворця родители, отец его Кирило да мати Марья»  . Монастырь был смешанный, и в 1506 г. в нем проживало 17 старцев и стариц. Есть все основания считать, что монастырь на Хотькове являлся домовым монастырем семьи боярина Кирилла: в нем постриглись и были похоронены сам Кирилл и его жена Мария, здесь, согласно Житию Сергия, принял пострижение после смерти своей жены старший брат Варфоломея Стефан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

После смерти Василия III великокняжескую ругу в Москве подтвердили от имени нового государя - малолетнего тогда ещё Ивана IV. Летом 1544 года 14-летний царь посетил Свято-Троицкую обитель и там, на месте распорядился передать Покровский монастырь под её управления. То есть хотьковская обитель не только сохранила великокняжеское довольствие, но и попала под покровительственное крыло едва ли не главного монастыря России. Есть сведения, что сразу после этого на месте старой Покровской церкви построили новую - шатрового типа. А по прошествии трёх десятилетий, на берегу Пажи, рядом с Покровской церковью началось строительство второй - Никольской, тёплой. Вслед за ней стали возводиться и другие строения. Территорию монастыря обнесли оградой, хотя надвое её разрезала дорога, ведущая в Троицкую лавру, она и по сей день пересекает монастырь, но является исключительно пешеходной. В годы Великой Смуты окрестности лавры, включая Радонеж и Хотьково, были разорены до основания. " ...Ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей " , - читаем мы в документе, датированном 1614 годом. На восстановление монастыря понадобилось больше десяти лет. В 1641 году в монастыре проживало уже 46 стариц. Новый этап в жизни обители начинается в 1644 году, когда некий стольник Василий Федорович Янов жертвует 1000 рублей на постройку Покровского каменного храма взамен деревянного. Денег хватило, чтобы заплатить архитектору и каменщикам, а также приобрести стройматериалы. Стольник также оплатил роспись храма, приобретение икон и украшений, прочей церковной утвари. Все работы были завершены за четыре года. Уже в 1648-м, читаем мы во вкладной книге, " в троицком Хотьковском монастыре над чюдотворцовыми Сергиевыми родительми воздвигнута каменная шатровая церковь во имя Покрова Пресвятеи Богородицы, да 2 придела - великого чюдотворца Николы да чюдотворца Сергия. У церкви же колокольня каменная, на церквах главы и кресты паяны немецким железом " . После завершения строительства Покровская церковь приобрела статус соборного храма, поскольку у её основания были захоронены останки преподобных Кирилла и Марии.

http://sobory.ru/article/?object=00081

Акт. Экспед. Т. I. 383, Если через два года после этого соборного определения, именно в 1506 году еще упо­минаются в Хотькове старцы и старицы, то должно думать, что указ еще не успел быть приведен в действие. В грамоте 1534 года уже не упоминается отделение для старцев. 15 В изустной памяти старца Тихона Чашникова 7105 г. приказано: «на Хотьково дать по мне стари­цам по алтыну». На обороте записи значится: дано к Богородице на Хотьково старицам и попу и диакону 37 алтын. 21 В 1763 г. за треть выдано было в Хотьков монастырь 116 монахиням и белицам: ржи 107 четвертей 4 четверика, овса столько же, круп 8 четвертей, гороху 4 четверти 4 четверика 4 гарнца, конопель столь­ко же, ячного солоду 6 четвертей, ржаного 4 четверть 2 четверика. 22 Дел. архив. Хотьк. монаст. 1723. «Били челом нам (властям Троицким) Хотьковского девича монас­тыря крылошанки, уставщица старица Емельяна Василье­ва с сестрами, а в прошении их написано: напредь де сего ранние обедни пели одни они крылошанки с белым и с черным священниками, а дьячек и поно­марь обеден не певали, а пономарь де от обеден за отправление пономарское берет у священников по две деньги за обедню, а ныне де дьячок стоит в алтаре, а чтение и пение в крылосе не управляет и в церковь Божию ходит по своей воле, когда придёт, а иногда и не идет, а за труды себе берет; да он же дьячек бе­рет у священников сорокоусты по монахинях и по мирских и псалтири читает, а священники сорокоустье пм челобитчицам не дают, и нам бы их челобит­чиц пожаловать велеть с черным и с белым свя­щенниками обедни ранние петь по прежнему. И как ты игуменья указ сей получит и тебе б велеть оным крылошанкам петь ранние обедни по прежнему, как преж сего было.» 22-го Апр. 1723 г. 25 Чертеж собора Покровского, писанный в 1778 г.–в арх. Моск. Дух. Консистории в делах Хотьк. монастыря. См. еще приходорасходн. книги Хотьк. мон. 1767 г. В этом году собор покрыт новым тесом. Читать далее Источник: Покровский Хотьков девичий монастырь : [Исторический очерк]./Смирнов, Сергей Константинович - Москва : тип. В. Готье, 1854. - 31 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Были также выстроены гостиница для богомольцев (1879), больница на 10 кроватей (1890), богадельня на 40 престарелых сестер (1826), церковно-приходская школа на 60 детей (1884) и мастерские. В XIX в. монастырь стал особенно известным. Сюда приходили все благочестивые паломники, следуя заповеди Преподобного Сергия, который завещал: прежде чем идти в Троице-Сергиеву Лавру – поклониться его святым родителям. Рождение сына у Кирилла и Марии      К началу XX в. в монастыре жило около 400 сестер. Было развито огородничество, золотошвейное и иконописное искусства, насельницы пряли тонкую нить, ткали из нее полотно и украшали его кружевом, золотом и шелковым шитьем. Свое мастерство передавали девочкам из сирот, которых воспитывали при монастыре. После революции монастырь был закрыт. Церковная утварь и имущество сестер перешли государству. Была разрушена колокольня, уничтожен некрополь в крипте Никольского собора, перестроены монастырские здания, которые стали использовать в хозяйственных целях. В апреле 1931 г. арестовали последнюю игумению обители Варсонофию и отправили по этапу в Казахстан, где она скончалась в мае того же года. В 1960 г. полуразрушенный Покровский монастырь был признан историко-архитектурным памятником и взят под охрану государства. В 1985 г. сильный пожар, вспыхнувший в Покровском соборе, уничтожил не только химический цех, который в нем располагался, но и всю оставшуюся настенную живопись. И лишь в 1989 г. Покровский собор был передан в ведение Московской Патриархии. Начались восстановительные работы. В год 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия – в 1992 г. – на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось общецерковное прославление местночтимых святых преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. С 1 августа 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь. Покровскии Хотьков монастырь      По молитвам святых родителей Преподобного Сергия во все времена и в наши дни совершаются исцеления от их святых мощей Кирилла и Марии и является помощь верующим во всех скорбях и нуждах.

http://pravoslavie.ru/100616.html

Некогда писать более. Пишу в пятом часу по полудни при огне, и не ясно вижу. Небо темно, или мои глаза. Двое храмоздательствовавшие зовут меня в Коломну на освящение соборной и монастырской церквей: и мне желалось бы к могиле родителя. Но случившийся сего дня припадок боли в животе, после спокойной ночи, который продолжался часа полтора, поставляет меня в опасение. И не вем, что изволю. Помолитесь о мнепреподобному отцу нашему Сергию. Сентября 2-го 1861. 1403 Отцу наместнику и братии мир мног. Как поучительно сказание старицы о явлении преосвященнаго Антония! – Преосвященному Казанскому о Благовестнике я написал. Не ручаюсь за успех: но ясделал что мог. Теперь в Лавре игумения Аполинария. Она пришла во Владычнем монастыре в большое волнение, когда не без волнения происходила сдача монастыря новой настоятельнице; и не хочет там оставаться. Я не видал ея. Но меня спрашивали, соглашусь ли я на переселение ея в Хотьков монастырь. Я отвечал, что не противоречу, но что она должна посоветоваться с вами и испросить согласие настоятельницы. Нужным почитаю сказать сие вам, чтобы мой отзыв не принят был за решение. Я не буду недоволен, если настоятельница Хотьковская не изъявит сограсия: и, может быть, это будет предосторожность неизлишняя. Мне сказывают, что секретарь Историческаго общества хвалит опись Лаврской библиотеки, и желает иметь с нея список для напечатания, замечая при том, чтобы хоть сие слелал я, бездейственный член сего общества. Желаю знать ваше мнение. Затрудняет меня болезнь Нестора. В Чудове способнаго к перводияконству нет. И в домовую церковь надобно брать Архангельскаго протодиакона. Можно ли кого без затруднения взять из Лавры? – С Нестором очень покойно мне было. Сентября 7-го 1861. Скончался Иван Яковлевич, иже в богадельне. За две недели до кончины, бывшему близ него духовнику его сказал он: вижу отца Леонтия; в каком он свете? – Леонтий по совету Ивана Яковлевича вступил в Покровский монастырь, был там иеромонахом, и духовником его. 1404 Отцу наместнику и братии мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Яко свеща пресветлая,/и яко светильник всемирный,/и яко заря прекрасная,/и яко звезда незаходимая,/посреде Великия Церкве просияша честныя мощи, святителю,/светоносными благодати лучами,/словесное твое стадо просвещающия,/всех со страхом приходящих и умильно взывающих:/честна пред Господем смерть преподобных Его. Слава, глас тойже: Человече Небесный, земный Ангеле,/делателю винограда Христова,/святителю Христов Феодоре,/медоточными учении верных сердца просветил еси,/и паствы твоея словесных овец добре упасл еси,/и вся Боголепно озарил еси,/сего ради ныне от Христа/неувядаемым венцем увязлся еси/и молишися о душах наших. И ныне, Богородичен. На Литургии служба святительская. Святитель Феодор, первый архиепископ Ростовский ученик и племянник Преподобного Сергия Радонежского. Его родители Стефан, старший брат Преподобного Сергия, и Анна были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей – Климента и Иоанна (будущего святителя) и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Потом он поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона (13401353). Младший сын Иоанн, обученный грамоте, продолжил духовное образование под руководством дяди – Преподобного Сергия. В 12-летнем возрасте отец привел его к авве Сергию и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Тогда же, 20 апреля, Преподобный Сергий постриг юного Иоанна в монашество с именем Феодор, в честь преподобного Феодора Трихины. Под руководством святого наставника инок Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в пустынной обители Преподобного Сергия, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание основать особую общежительную обитель, Преподобный ответил, что желает видеть его своим преемником в обители Святой Троицы. Однако намерение священноинока оставалось твердым, и Преподобный Сергий, прозревая в ученике великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители. Он облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москва-реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, святой Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (В 1380 году в этом храме были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей). Новый монастырь стал называться Симоновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем, будущего преподобного Сергия Радонежского . С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи. После Варфоломея у праведной четы родился и третий сын, Пётр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием , благочестии и целомудрии. Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла о страннолюбии ( Евр. 13, 2 ). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном , сказать, что сам происшедший от них плод - великий святой преподобный Сергий Радонежский - показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж и поселились там близ церкви Рождества Христова . В трёх верстах от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь , который при недостатке обителей в Московском княжестве в то время, одновременно был и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и бояре, и князья. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ . В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники -бояре потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с того времени сделалась последним приютом и усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребён и младший сын преподобных Кирилла и Марии - Пётр с супругой Екатериной.

http://drevo-info.ru/articles/13880.html

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра ) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь. В 19 веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о чудесах исцеления, происходивших по обращении к преподобным, были и раньше: особенно при страшной моровой язве в 1770-771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах. Мощи прпп.Кирилла и Марии в Хотьковском монастыре. До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий… Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского. Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. И ведь неспроста человек, ставший одним из самых почитаемых русских святых, родился именно у Марии и Кирилла, явивших высоту и святость как семейной жизни, так и монашества. Читайте также: Преподобные Кирилл и Мария Радонежские – родители преподобного Сергия Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.

http://pravmir.ru/kirill-i-mariya-radone...

Монахини Хотьковские с прошедшего века стали заниматься прядением тонких ниток и выделыванием кружев. Рассказывают, что Петр Великий, во время посещения Хотькова монастыря, увидев многое число инокинь, приказал им во время, свободное от молитвы, заниматься женскими рукодельями и обещал выписать в монастырь из Голландии мастериц, что и исполнил 26 . В 1724 году Петр указом предписал ввести мастерства в женских монастырях; в указе сказано: «монахиням принимать сирот без призрения после родителей оставших, и обучить их грамоте, также следующему мастерству: пряжи, шитья, плетенья кружев, для чего надлежит выписать из Брабандии сирот, которые выучены в монастырях». Императрица Елисавета Петровна, любившая обитель Хотьковскую, взяла себе из крылошанок Марфу Ивановну в сенные девушки, которая потом была назначена в мамушки Наследнику престола Великому Князю Павлу Петровичу. 2 Ист. Карам, изд. 2. Т. IV, прим. 276. " Хотьк или Хотько имя южно-русское уменьшительное: в се­верной Руси встречаем равнозначащее ему имя: Хотя. Вероятно, оно употреблялось вместо: Фотий, Фот. Ка­рамзин. III. примеч. 162. 324. 6 « Георгий сын Протопопов с родом си, Иван и Федор Тормосов с родом своим, Дюдень зять его с родом си, Анисим дядя его, вельможа бывый в Ростове, иж последи бысть диакон, и Протасий ты­сяцкий.» Ник. Лет. IV. 205. 7 Ник. V. 203. «Посла Великий Князь (Василий Васильевич) сторожи (из Троицкого монастыря) к Радонежу.» В Судебнике Uoahha III , в указе о езду читается: «а езду от Москвы до Радонежа четверть рубля, до Переславля 20 алтын, до Ростова рубль.» Доказа­тельство ясное, что езд был через Радонеж. Акт, Ист. I. 405. 9 Собр. Грамот. 1. Крепости, архив, в библ. Троицк. Лавры Грамм. 472, дана 28 Янв. 7125 г. на имя архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Пали­цына. 12 Соборным определением 1504 года запрещено жить в одних обителях инокам с инокинями: «а что в монастырях жили в одном месте черньцы и черници, и мы уложили, что от сего дни вперед черньцом и черницам в одном монастыре не жить».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010