Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Авессалом. Миниатюра из Хлудовской псалтири. IX в. (ГИМ) [евр.  ,   - отец мира, покоя], 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура (2 Цар 3. 3). В Библии особо отмечена красивая внешность А. (2 Цар 14. 25-26). Когда старший сын Давида Амнон обесчестил сестру А. Фамарь, А. приютил ее у себя в доме (2 Цар 13. 1-20). Давид, узнав об этом, не стал наказывать Амнона, но А. решил отомстить старшему брату. Через 2 года на празднике стрижки овец, устроенном А. в г. Ваал- Гацоре , Амнон был убит по его приказу (2 Цар 13. 23-29). После убийства А. 3 года скрывался в Гессуре у своего деда Фалмая (2 Цар 13. 37-38). По прошествии этого срока военачальник Иоав , видя, что отношение царя к А. изменилось, с помощью одной женщины из Фекои уговорил Давида, чтобы тот позволил А. вернуться из изгнания. Царь согласился, но запретил А. появляться перед ним (2 Цар 14. 1-24). В течение 2 лет А. жил в Иерусалиме, не встречаясь с Давидом (2 Цар 14. 28). Дважды А. безуспешно просил Иоава, чтобы тот посодействовал его личной встрече с отцом. Тогда А. приказал своим слугам сжечь принадлежащий Иоаву участок ячменного поля (2 Цар 14. 29-30). Добившись т. о. встречи с Иоавом, А. наконец предстал перед Давидом (2 Цар 14. 31-33), к-рый простил А. Однако А. задумал овладеть престолом Давида. Он завел себе пышную свиту и настраивал против Давида всякого приходящего к царю за решением судебных тяжб. Своим внешним благоволением и вниманием А. заискивал перед людьми: «...и вкрадывался Авессалом в сердце израильтян» (2 Цар 15. 1-6). Приобретя т. о. многочисленных сторонников из разных колен Израилевых, А. решился на восстание против отца. Я. М. Богородский предполагал, что в число сторонников А. входили опытные воины армии Давида, друзья Урии Хеттеянина, возмущенные тем, как царь поступил с ним, отняв жену Вирсавию (2 Цар 11. 2-17). Через 40 лет после воцарения Давида (согласно Иосифу Флавию , через 4 года после примирения с Давидом (Иуд.

http://pravenc.ru/text/62728.html

Лит.: Кондаков Н. П. История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876; Weitzmann K. Die byzant. Buchmalerei des 9. und 10. Jh. B., 1935, W., 1996r. 2 Bde; idem. Illustrations in Roll and Codex. Princeton, 19702; idem. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago, 1971; idem. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. L., 1980; idem. Byzantine Book Illumination and Ivories. L., 1980; Nordenfalk C. Die spätantiken Kanontafeln. Göteborg, 1938; Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Homilies of Gregory Nazianzenus. Princeton, 1969; idem. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. W., 1979; Dufrenne S. L " illustration des Psautiers grecs du Moyen Âge. P., 1966; Belting H. Das illuminierte Buch in der spätbyzant. Gesellschaft. Hdlb., 1970; Der Nersessian S. L " illustration des Psautiers grecs du Moyen Âge. P., 1970; The Place of Book Illumination in Byzantine Art/K. Weitzmann et al. Princeton, 1975; Лихачева В. Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976; она же. Визант. миниатюра. М., 1977; Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976; idem. Corpus of the Dated Illuminated Greek Manuscripts to the Year 1453. Leiden, 1981. 2 vol.; Искусство Византии в собр. СССР: Выст. М., 1977. Т. 2, 3; Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1977; Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, 3d to 7th Cent./Ed. M. E. Frazer and K. Weitzmann. N. Y., 1977; Buchthal H. , Belting H. Patronage in 13th-Century Constantinople: An Atelier of Late Byzantine Book Illumination and Calligraphy. Wash., 1978; Nelson R. S. The Iconography of Preface and Miniature in the Byzantine Gospel Book. N. Y., 1980; Cutler A. The Aristocratic Psalter in Byzantium. P., 1984; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Huber P. Hiob: Dulder oder Rebell? Byzant. Miniaturen zum Buch Hiob in Patmos, Rom, Venedig, Sinai, Jerusalem und Athos. Düsseldorf, 1986; Lowden J. Illuminated Prophet Books: A Study of Byzantine Manuscripts of the Major and Minor Prophets. Univ. Park (Pa.), 1988; idem. The Octateuchs: A Study in Byzantine Manuscript Illumination. Univ. Park, 1992; idem. The Beginnings of Biblical Illustration//Imaging the Early Medieval Bible. Univ. Park (Pa.), 1999. P. 9-59; Š ev enko N. P. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago, 1990; Corrigan K. А. Visual Polemics in the 9th Cent. Byzantine Psalters. Camb.; N. Y., 1992; Weitzmann K. , Bernab ò M. The Illustrations in the Manuscripts of the Septuagint. Princeton, 1999. Vol. 2; Rodley L. Byzantine Art and Architecture: An Introd. Camb., 2001; Мат-лы и техника визант. рукописной книги/Мокрецова И. П. и др. М., 2003; Попова О. С. Визант. и древнерус. миниатюры. М., 2003.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Пиотровская Е. К. Христианская Топография Козьмы Индикоплова в древнерусской письменной традиции. М., 2004 Попов Г. В. Рукописная книга Москвы: миниатюра и орнамент второй половины XV–XVI столетия. М., 2009 Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003 Попова О. С. Миниатюры Евангелия 1061 г. и византийское искусство 60–70-х годов XI в.//Византийский временник. 69. 2010. С. 262–278 Пуцко В. Г. История Давида в «синефонных» миниатюрах Хлудовской (Симоновской) псалтыри//Byzantinoslavica. 52. 1991. P. 130–135 Саминский А. Л. Мастерская грузинской и греческой книги в Константинополе XII–haчaлa XIII в.//Музей: художественные собрания СССР. 10. 1989. С. 184–216 Саминский А. Л. Возникновение и назначение рукописи Национальной библиотеки в Париже grec 64//ΜΟΣΧΟΒΙΑ: Проблемы византийской и новогреческой филологии. М., 2001. С. 405–418 Фонкич Б. Л. Из истории реставрации одной греческой рукописи на рубеже XVI–XVII вв.//Хризограф. 1. 2003. С. 243–258 Фонкич Б. Л. Хлудовская Псалтирь: кодикология и палеография; история рукописи//Образ Византии: Сборник статей в честь О. С. Поповой/Ред. А. В. Захарова. М., 2008. С. 577–586 Фонкич Б. Л. и др. Древности монастырей Афона X–XVII вв. в России: из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья. М., 2004 Καδς Σ. Τα εικονογραφημνα χειργραφα του Αγου ρους: Κατλογος μικρογραφιν, Εικονογραφικ ευρετριο. Θεσσαλονκη, 2008 Κυριακο, Κ. Οι ιστορημνοι χρησμο του Λοντος ΣΤ» του Σοφο: Χειργραφη παρδοση και εκδσεις κατ τους ΙΕ " -ΙΘ» αινες. Αθνα, 1995 Χρστου Π. Κ. κ. λ. Οι θησαυρο του Αγου Ορους: Εικογραφημνα χειργραφα. Т. IV. Αθνα, 1999 Agati M. L. La minuscola «bouletée». T. I-II. Città del Vaticano, 1992 Alcalay C. Le Parisinus Graecus 135: un hommage à Jean Cantacuzène? Étude historique d " un livre de Job du XIVe siècle//Byzantion. 78. 2008. P. 404–480 Anderson J. C. A Twelfth-Century Leaf from the Byzantine Courtly Circle in the Freer Gallery of Art//Gesta. 35. 1996. P. 142–148 Astruc Ch. et al. Les manuscrits grecs datés des XIIIe et XIVe siècles conservés dans les bibliothèques publiques de France. T. I. Paris, 1989

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

222 Mateos J. Un horologion inédit de S. Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle)//Mélanges E. Tisserant. Vol. III=ST. Vol. 233. Vatican, 1964. P. 47–76; Ajjoub M. Sr. Le Codex Sinaiticus Gr. 864 (IXe s.). Horologion, I: Introduction et traduction française, II: Texte grec et index, diss. Rome: PIO, 1986. Эта важная диссертация, написанная под руководством проф. М. Арранца находится в стадии публикации в серии SC, см. также Arranz M.Etapes. P. 57. 223 О псалтыри песненного последования см. Arranz M. L " office de l " Asmatikos Hesperinos, IIe partie: La psalmodie//OCP. 1978. 44. P. 391–419; id.. Les prières sacerdotales des vêpres byzantines. P. 109–122; id. L " office de l " Asmatikos Orthros. P. 137–146; Strunk O. Office. P. 175–202. 224 Strunk O. Office. P. 180–202 passim, особ. 200–201. Распределение псалмов по службам песненного последования приписывается патр. Анфиму (535–536); Arranz M. Etapes. P. 50. 225 Strunk O. Office. P. 180–202, больше подробностей приводит статья М. Арранца, упомянутая в прим. 223. 226 За подсчет стихов данной, а также палестинской псалтыри (нижеследующей) я признателен М. Арранцу. О рефренах см. прим. 223. 228 Об этой рукописи см. Амфилохий; Кондаков Н.П. Миниатюры греческой рукописи псалтири IX века из собрания А. И. Хлудова. Москва, 1878; Щепкина М.В. Исследование лицевого греческого кодекса IX в. (Хлуд. 129-д)//Slavia. 36. Прага, 1967. С. 601–604 и особ. факсимильное издание под ред. Щепкиной Миниатюры Хлудовской псалтыри: Греческий иллюстрированный кодекс IX века. Москва, 1977. Н. Малицкий, по-видимому, первый раскрыл кафедральный характер данной псалтыри в статье Malickij N. Le psautier byzantin à illustrations marginales du type Chludov est-il de provenance monastique?//L " art byzantin chez les Slaves, 2 me recueil. Orient et Byzance. T. 5. Paris, 1932. P. 235–243. 229 Антифонарий также назывался «Псалтырью»: ср. Mateos J. Typicon II, 327–328. В литургике, как и в других областях, византийские термины часто многочисленны и расплывчаты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Одновременно происходит возрождение классической отстраненности образа – его неуязвимой олимпийской самодостаточности и спокойствия. Торжественность и царственность Богоматери созданы здесь не только недосягаемым величием, но и идеальной отвлеченностью от мира земных измерений. Дева здесь, конечно, Царица Небесная, но, может быть, в последний раз – богиня. Не случайно для колористического решения избраны самые таинственные и возвышенные цвета – синий во всех его оттенках и золото (одежды Младенца). Эллинистический подтекст определяет многие художественные аспекты образа. Соотношения фигур Богородицы и предстоящего ей ангела лишены симметрии: они прочитываются в естественном, иллюзорном контексте, а не подчинены символическим акцентам. Перспективно уходящий в глубину трон, конкретность его иллюзионистических форм, осязаемость подушек, продавленных под весом восседающих фигур, сложный перекрестный ритм поднятых правой руки и колена Богоматери и опущенных левых, предполагающие эффектный разворот в пространстве, демонстрируют материальность присутствия фигур в золотом бесконечном фоне. Этот же пространственный смысл, прочитываемый в трактовке объемов, в соотношении их с поверхностью, определяет и построение колорита, где широкому движению тонов цвета присущ поистине монументальный размах. Рисунок. См. изображение в оригинале Чистота и подлинность классического языка заметны и в том, что, несмотря на конкретность пластики, ощутимость материи, фигуры не тяжеловесны. Великолепное чувство пропорции, широта весомых, но не падающих, а окутывающих, вздувающихся, отходящих от тела одежд снимают чувство тяжести. Сам ритм движения тканей, несмотря на глубину проработки складок,– очень масштабный, летящий. Он подчинен округлым очертаниям и обязательно предполагает несколько уровней «отстояния» складок от фона, заранее уничтожая даже намек на плоскость. При этом рисунок складок укрупнен и слегка стилизован, и в этой стилизации прочитываются отголоски стилистики миниатюр Хлудовской псалтири и мозаик Св. Софии в Салониках. Пластика рисунка обязательно предполагает и в образах конца VIII в., и в константинопольской мозаике существование не только «фасада», но и задней части изображения, не прикрепленного плотно к фону, а воспринятого как круглая статуя, которую можно обойти со всех сторон. Округляя даже самую малую складку, формуя ее скульптурно, рельефно, мастера, создавшие хлудовские миниатюры и софийские мозаики, движимы принципами единого стиля, несмотря на, казалось бы, бесконечную несхожесть манер воплощения последнего. В соответствии с этим и личное письмо подчинено гораздо более структурным началам, оно лишено импрессионистической подвижности, прихотливой и зыбкой вибрации кубиков смальты. Свет и тени, несмотря на пространственность их понимания, ложатся более определенно, осязательно высекая объемы ликов и складок тканей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы особенности устава тритекти. 8. Славянские данные о тритекти В славянских землях и у нас на Руси чин тритекти, судя по всем данным, совершенно не был известен в богослужебном употреблении. Славянские памятники знают тритекти только по названию; они знают лишь «пение в тритекти» с прокимнами и чтениями, а с полным последованием тритекти совсем незнакомы. Название чина большею частью передается правильно; «пение в тритекти»; но в Типограф. 50 есть такие надписи; «пение в тритекто, – тон, – тони, – тоны», 69 хотя встречается и правильная передача названия службы. – За отсутствием самостоятельного чина, положенное «пение в тритекти» в славянских, рукописях приурочивается то к заутрене, то к первому часу, а в более поздних – к шестому часу и уже без упоминания тритекти. Напр. в Уставе XII в. (Синод. 380/330) оно указывается «на заут(рени), по вторей каф(изме)»; причем тропари называются: «треп(арь) пармииныи» (л. 5 об.), «треп(арь) дневьныи иже в паремии тритек(ти)» (л. 9). 70 Хлудовская Триодь XIII в. в в. пятницу указывает «пение в тритекти» в связи с первым часом; при этом из ряда молитвословий первого часа оно выделяется только прибавкой своего названия. 71 А в печатной Триоди 1491 г. тропари тритекти с чтениями присоединяются к первому часу уже просто как «обичьное», без всякого упоминания о тритекти; так, о службе в. четверга, между прочим, сказано: «съвъкуплеемже к пръвому часу обичьное, вънже гл(агол)ем, – рекше богородичень Что Тя наречем о обрадованная, – таж тропарь парими(йный)», прокимен и чтение, положенные в этот день на тритекти. 72 Точно такое же замечание находим и в Типографской Следованной Псалтири 1565 г. 73 В остальные дни соответствующие чтения положены на шестом часе так же, как и теперь. Этим и исчерпываются сведения о тритекти, заимствуемые из славянских источников. 9. Общий вывод В заключение своего исследования о тритекти мы приходим к следующим конечным выводам. Чин тритекти – это литургия оглашенных в собственном смысле, иначе – общественное богослужение, предназначенное для оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

P. 248-252), но само возношение не совершается, вместо этого богослужебные книги предписывают священнику, не снимая покровца с дискоса, лишь коснуться пальцами Преждеосвященного Хлеба со словами: Τ προηγιασμνα Αγια τος Αγοις (      ). Это необычное предписание является наследием некогда распространенного среди византийцев мнения об освящении евхаристического хлеба в момент его поднятия священником на возгласе Τ Αγια τος Αγοις (см.: Zheltov. 2010. P. 293-301). Затем священник снимает покровец с дискоса, преломляет Преждеосвященный Хлеб и крестообразно вкладывает одну из его частей в чашу, куда затем вливается теплота. Совр. греч. печатные издания предписывают совершать все эти священнодействия с теми же словами, что и на полной литургии; то же - и в дониконовских рус. изданиях; совр. рус. издания сопровождают соответствующими словами только преломление Преждеосвященного Хлеба, а остальное указывают совершать в молчании. Это является результатом богословской переоценки Л. П. Д. сначала в Киеве в сер. XVII в., а затем в Москве в кон. того же столетия (см. ниже). Происходит причащение священнослужителей (причастен Л. П. Д.: Γεσασθε κα δετε,       см.: Breslich-Erickson. 1973), затем народа. В конце причащения, когда священник переносит чашу со Св. Дарами с престола на жертвенник, после обычного возгласа поется тропарь «Да исполнятся уста наша» - как на полной литургии. В древнерус. рукописях и дониконовских изданиях в этом месте исполняется др. тропарь,           Он же указан в древних к-польских источниках: в приложении к Хлудовской Псалтири, ГИМ. Греч. 129д, сер. IX в., и в кафедральном чине Л. П. Д. согласно Sinait. gr. (NE). МГ 22, рубеж IX и X вв. ( Radle G. Sinai Greek NE/МГ//BollGrott. Ser. 3. 2011. Vol. 8. P. 202), а также в целом ряде южноитал. рукописей Евхология ( Alexopoulos. 2009. P. 268-269). В старообрядной практике перед тропарем и на заамвонной молитве (на словах «и поклонитися Святому Воскресению»), на «Буди имя Господне….», и по «Достойно есть» (добавляется перед отпустом) совершаются земные поклоны.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

иллюстратор житий святых: Нетекстовая текстология. М., 2013). М. рассматривается как дополнение к сведениям о материальной культуре ( Карманенко Т. А. Художественные особенности изображений монастырской архитектурной среды в миниатюрах русских лицевых житий XVI в.: АКД. М., 2000). Изучение М. старообрядческих лицевых рукописей позволяет выделять особенности поздней традиции М. ( Подтуркина Е. А. Художественное оформление старообрядческой рукописной книги гуслицкого письма XVIII-XX вв.: АКД. М., 2013). Изд.: Il menologio di Basilio II: Cod. Vat. gr. 1613. Torino, 1907. 2 t.; Stornajolo C. Le miniature della topografia cristiana di Cosma Indicopleuste: Cod. Vat. gr. 699. Mil., 1908; idem. Miniature delle omilie di Giacomo Monaco (Cod. Vatic. gr. 1162) e dell " Evangelario greco urbinate (Cod. Vatic. Urbin. gr. 2). R., 1910; Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Homilies of Gregory Nazianzenus. Princeton (N. J.), 1969; Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтири: Греч. иллюстр. кодекс IX в. М., 1977; Utrecht-Psalter: Vollständige Faximile-Ausgabe im Originalformat der Handschrift 32 aus dem Besitz der Bibliotheek der Rijksuniversiteit te Utrecht/Hrsg.: H. van der Koert. Graz, 1982-1984. 2 Bde; Hunger H., Kresten O. Kat. der griech. Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1961-1994. 4 Bde; Treasures of the Mount Athos: Illuminated Manuscripts/Written by S. M. Pelekanides, P. S. Christou, Ch. Tsioumis, S. N. Kadas. Athens, 1973-1991. 4 vol.; Barberini Psalter: Cod. Vat. Barber. gr. 372/Ed. G. Anderson, P. Canart, Ch. Walter. N. Y.; Zürich, 1988; Oppiano. Cynegetica: tratado de caza y pesca: Cod. gr. Z. 479 (=881). Valencia, 1999; Theodore Psalter: Electronic facsimile/Ed. C. Barber. Chicago, 2000 [CD-ROM]; Il Tetravangelo di Rabbula: Firenze, Biblioteca Medicea Laurenziana, Plut. 1. 56: l " illustrazione del Nuovo Testamento nella Siria del VI sec./A cura di M. Bernabò. R., 2008; El Menologio de Basilio II: Città del Vaticano, Biblioteca Apostolica Vaticana, Vat.

http://pravenc.ru/text/2563264.html

Он создает стройную архитектонику всех композиций, за которой прочитывается целостная система мироздания. Ритм здесь воспринят как единое дыхание, как пульсация, последовательно создающая все формы жизни. Самое поразительное в этих миниатюрах – способы зрительной фиксации фигур. Это не линия, не графика, но и не акварельное цветовое пятно, льющееся по поверхности листа. Все очертания форм создаются широкими, очень эластичными контурами, обозначающими выпуклость объемов без светотеневой проработки, самим округлым движением кисти. За уверенным и смелым почерком в воспроизведении зримого мира, округляемого кистью и глазом, стоит зрелое мастерство, высокая культура художественного языка, восходящая к родовым греческим традициям. Идеальная структурность объемов человеческих тел, демонстрируемая в миниатюрах, обнаруживает известную склонность к стилизации, но к стилизации не большей, чем в рельефах и скульптурах ранней греческой классики. Не случайно Ш. Диль характеризовал художество Хлудовской псалтири как «элегантное». Рисунок. См. изображение в оригинале Миниатюры Хлудовской псалтири не одиноки. Аналогичный стиль представлен миниатюрами Псалтири из монастыря Пантократора на Афоне (cod. 61) и Псалтири из Национальной библиотеки в Париж,е (gr. 20), созданных одновременно с Хлудовской. Рядом с ними должны быть поставлены рукопись из Принстонской библиотеки (Гаррет, 6), вторая половина IX в., и мозаики в куполе храма Св. Софии в Салониках, созданные около 849 г. 10 . К этому кругу примыкают более ранние и более «ремесленные» миниатюры рукописи монастыря Иоанна Богослова на Патмосе (Патмос, cod. 70), датированные К. Вайцманом концом VII в. Признаки того же стилистического направления характеризуют мозаику в конхе церкви Успения в Иикее. Тем самым можно утверждать, что перед нами не разрозненные и случайные проявлния архаического народного вкуса, а широкое направление, может быть связанное с обретением норм художественного языка после иконоборчества. Все произведения этого направления отличают единство упругого ритма, специфическая округлость форм, подчеркиваемая всеми возможными способами, демонстрирующая самоценность фиксируемых объемов, возможность их «кругового обхода» глазом, особый «тушеванный» колорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконография Г. Иконография Г. обширна, т. к. неразрывна с иконографией Животворящего Креста Господня. Древнейшие изображения и символы Г. восходят к IV-V вв. Мозаика V в. в ц. Санта-Пуденциана показывает Г. как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Г. в виде площадки, на к-рую с 2 сторон ведут ступени: на визант. монетах (напр., имп. Феодосия II и Евдокии, 420 г.) - от 1 до 4 ступеней (DACL. Col. 3096), на паломнических ампулах и флягах - обычно 2-3 ступени (напр., на флягах из Монцы и Боббио, V в., музей Studium Biblicum Franciscanum - см.: Barag. 1970). Вероятно, это является отражением реального оформления Г., к вершине к-рой шли ступени, ставшие известными благодаря иконографии и описаниям паломников. В др. случаях Г. представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (напр., ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана). В иконописи и книжной миниатюре Г. изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в.- ГИМ. Греч. 129 д. Л. 4, 19, 67, 86, 98 об.; Киевская Псалтирь, 1397 г.- РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 47 об.). Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь. Л. 72 об.), к-рая может изображаться в пещере-разломе (Киевская Псалтирь. Л. 36, 92 об., 101, 185). В случае, когда необходимо было изобразить 3 креста, Г. могла также иметь 3 вершины (Хлудовская Псалтирь. Л. 45 об.). В поздней иконографии Г. с адамовой головой часто служила символом смерти (напр., на надгробиях XVIII-XX вв.). В соответствии с апокрифическими сказаниями об адамовой голове (кровь из ран Христа коснулась головы и омыла грех Адама) изображаются потоки крови, льющиеся на череп Адама (мозаика собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042-1056). Изображения Г. в визант. и древнерус. памятниках часто сопровождаются буквами, число к-рых может быть более 100. На рус. изображениях чаще др. встречаются М. Л. Р. Б., означающие «место лобное рай бысть».

http://pravenc.ru/text/165249.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010