Спал до 7 часов. Нашел за окном серое небо, мокрую землю и ниже 10° тепла, а столовую – полну гостей, которых дождь не пустил на обедню в Гефсиманию. Лекарство. Приготовление белой краски, так как вчерашняя оказалась желтою. В 7 ½ звон к часам. После службы чай, и на оном почтенный Кордюк. Мастер Зананири, окончивший якобы все работы, исключая купольного свода. Хусейн Зяде с письмом из Рихи. Кавас консульский с брошюрой. Он же с отношением, в нем же и вексель на 31 тур лиру. Канчелер за справками, тоже дивящийся молчанию телеграфа. Крашенье и клеенье. Поклонница с приношением несчетных лоскутков и трех рубликов. Обед. Всенощная заупокойная, по уставу. С почты коносамент на oggetti p Chiesa 432 в 96 фл ценою, вероятно, московские позументы, и страховое письмо от В. Н. Хитрово с их патретами и вестию, что Мансуров 433 уже выехал и в сем месяце будет здесь, а что наша коллективная жалоба там «не понравилась»... Письмо от 17 ф . Впечатление от него невеселое. Напрасное ожидание телеграммы. Сон до 12 часов. Письмо в Иерихон. Сие. Правило. С. приснилось, что я застрелился из револьвера. Вот уж поистине ни к селу, ни к городу видение. Я и в руках не держал револьвера. 3 часа. Суббота, 7 марта Служил сперва драгоманом между афонцами и некиим Вел. Князем, похвалившим их за что-то. В конце же концов ездил в коляске с некиим престарелым компаньоном, дававшим кучеру приказы по-английски, ездил же по Афинам с прямыми, совершенно чистыми, но и совершенно безлюдными улицами, вымощенными камнем. Встал с будильником. Непогода полнейшая. 5° только. Служение с большою панихидою. Дома чай. Надежда Алекс Ростовцева 434 за советом. Другая поклонница за деньгами, выдавшая Вифлеемскому пауку 25 р. «на маслины» 435 . Саман 436 за лькацом (лекарством) церним. Еще крашенье. К консулу, недоумевающему подобно мне. Точно была известна английская телеграмма о 40 раненых вместе с ГОСУДАРЕМ. Обед. Шум ветра. Пчаро с четками от Ансара 437 на продажу. Обед. Всенощная. Новый тенор, видимо, из каких-то трущоб забежавший к нам. Холодно. МС. Топка печки. Три денежных письма. Приготовление номерных бумаг. Чай. Поминутная позевота. Воскресение, 8 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Григорий больничный с заявлением, что он женится. Еще бы так оставаться! Чай. Писанье и очей слипанье. Правило полусонное. Всего – два комара. Вторник, 8 сент Он, он сам – Leo XIII 1104 , одетый, как быть следует, весь в белое, дает мне горсть золотых монет и уходит, не говоря ни слова. Выхожу из дома и по дороге вижу еще несколько полуимпериалов, кем-то оброненных. Сбираю их – и, от чувства недоверия к такому случаю, просыпаюсь. Каково! Молитва. Служение. Визит больному консулу. M-me видела во сне процессию и меня во главе ее, все пели и торжествовали. Когда б так! Дома – почта Ллойдова без малейшего письма с коносаментом на 3 флорина ценностию. Писание. Якубовы ухищрения, датируемые 1-м Реджеба 1105 . Вместо получения, выдал 300 золотых. За то получается желанный масбата 1106 за подписью архиплута Данефа. Обед совсем пустынный. То же занятие до потемок. Несколько туров наверху. « μρα» с рассказами о свидании (23 августа) в Данциге императоров, деда и внука 1107 , о присоединении Туниса к Алжиру, о восстановлении Калифата, о холере в Адене, о дружбе Бисмарка 1108 с Папой... А! Вот где объяснение проделок ночных Его Сантиты 1109 со мною! Чай. Переписывание до самого сна. Среда, 9 сент Ну... Смотрю из окошка сверху на улицу. Это он идет, и очевидно ко мне. Действительно, входит Н. П. Игнатьев, веселый и приветливый. Меня угораздило вместо объятия ухватиться за его ноги... однако! Откуда ни возьмись, некто третий тут же (Путятин, Хитрово, Елагин...). Собираемся чай пить, но повар говорит, что мамврийского нет, что все 50 бутылок пива я ему позволил выпить. Э! значит, пора проснуться. 6 ч. Прохладно. У католиков трезвон ради Quatember " a какого-то, вероятно – равноденствия 1110 . Самовар. Никола с известием, что «монахиня» приехала, что вещи ее остались в Александрии еще, только колокол выгружен, ростом вдвое больше «вон того». Поклонников всего два человека. Писание в Москву с чертежами воеводинскими и иными. Тоже и сестра с письмом к «гению», не очень, впрочем, гениальным. Истомление глаз. Обед около 4-х часов. Чтение и погружение во все блага сей жизни. Эоловы напеванья. Ленивая статья. Жорж с своими обычными парадоксами, несочувствующий Ставритам, а дружбу ведущий с Паламой... ох! Чай и дремство, по обычаю. Впрочем, дотянул все-таки, кажись, до 2-го часу. Виссарион с К° прохлаждаются в Горней. Четверток, 10 ч

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Да целый мешок малины заместо ожидаемой рябины. Спасибо отличному землячку. Два письма – от братапалиценосца 1018 и от В. Н. Хитрово . Все обстоит благополучно тамока. Дело палестинское дремлет и, пожалуй, даже спит без храпу 1019 . Чтение «Церк Вестника». «Камзоловщины» там ни слуху, ни духу. Еще письмо страховое с турецкой почты. Добрый Кодрат сдержал свое слово и выслал колокол, им обещанный, вместо 15 в 21 пуд. О. Виссарион с 10 р. от маиора оного 93-летнего (?) в возврат занятых им у меня здесь. Никола за приказаниями в Яффу. Сидение в библиотеке. Обед по вкусу и по желанию сердца. Чтение о комете и переселение на кровать. Проснулся в 5 часов, после одного сновидения, которое мало назвать поучительным. Весь вечер до сего 1-го часа приготовлял полугодичный отчет в штатной сумме Миссии. Голова все еще побаливает. 267 р. Вторник, 21 июля Еще раз приснилась мне моя таинственная светелочка. Указываю на нее компании и говорю: она мне служила истинным раем. Но подойти к ней можно только через чьи-то жилые комнаты. Хозяева их не впускают непрошеных гостей, но я все-таки взбираюсь по крутейшей лестнице до сказанных комнат, а по другой совершенно отвесной лестничке указываю идти следующему номеру, рекомендуя ему ухватиться крепче ручонками. На сем пункте и проснулся. Осталось в душе томительное чувство. Разделавшись с самоваром, принялся за ведомость и строчил ее, пока глаза глядели. Ефимчик с углями и баней. Иосиф красный с проектами своих словоизвержений на каждом из св мест. Александр за инструкциями всеношенскими. Паки Евф с билетом для возвращения в Россию, заключивший свой визит словами: «Будьте так любезны, затворите за мною двери...», ого! Вот как наши-то руками-то машут! В 2 часа обед. Еще писание... Всенощная с помазанием по приказу Александра. После оной патриарший диакон с зазывом на завтрашнюю службу совместно с Патриархом на Голгофе 1020 . Та же письменная работа, прерванная часа на два дорогими гостями, вопреки пословице, ничуть не худшими татар... Досидел за своею ведомостию до 2-х часов, и таки совсем приготовил к почте пакет.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

После смерти отца семейства в 1868 г., архимандрит, по собственному его рассказу (в письме к В.Н. Хитрово от 4 февраля 1881 г.), должен был взять на себя «призрение совершенно беспомощных и чуть не буквально голых сирот (мать, четырех дочерей и маленького брата. – Н.Л.), еще до моего приезда в Иерусалим считавшихся уже русскими, потому что переданы были дедом их, блаженной памяти митрополитом Мелетием, на воспитание в «русскую школу», содержимую тогда покойной Е.Ф. Бодровой, и оттоле состоявших под постоянным призором Духовной Миссии, так что покойный отец их, умирая, заклял меня не дать погибнуть несчастным малюткам (от одного до семи лет возрастом)». Сестер Амерису, Евпраксию и Екатерину Антонин выдал замуж, их брата Евфимия отправил учиться в Россию. София, в отличие от сестер, не вышла замуж – отчасти, несомненно, под влиянием духовного наставника, осталась жить с матерью, под опекой Антонина, до самой его смерти. Желая обеспечить ее будущее, Антонин построил в Горнем для нее дом. В соответствии с завещанием о. Антонина, дом и участок находились в пожизненном владении Софьи Константиновны. «До сих пор, – писал в 1959 г. начальник РДМ архимандрит Никодим (Ротов), – дом, где жила Апостолиди, сохранил наименование «дом Софьи-гречанки» (Никодим (Ротов), архимандрит. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997. С. 253). 776 Музей древностей – так в дневниках архимандрита Антонина и позднейшей литературе именуется коллекция древностей (археологических, нумизматических, палеографических, художественных), разновременно и в различных местах собранных и приобретенных им. Собирание антиков Антонин начал в константинопольский период (1860–1865), в Иерусалиме это становится постоянным занятием. Так, в 1873–1874 гг. он приобретает крупные коллекции кипрских древностей. Часть их, подаренная впоследствии Киевской Духовной Академии, легла в основу ее Церковно-археологического музея. Ректор КДА архимандрит Филарет (Филаретов) писал архимандриту Антонину: «Фактическое основание нашего музея принадлежит не кому более, как Вам» (Письмо, полученное в Иерусалиме 8 октября 1873 г.//ОР РНБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Некоторые доклады, посвященные Римско-Католической Церкви, касались церковно-политических аспектов ее деятельности. Таков, например, реферат М. И. Хитрово «О новейших веяниях в римско-католическом мире по отношению к России» (19 января 1895 г.), а также доклад Д. И. Скворцова «Орден иезуитов как сила политическая» (18 сентября 1897 г.). Часть лекций, прочитанных в собраниях Общества, была опубликована на страницах его печатного органа – «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (далее – ЧОЛДП). Кроме того, в ЧОЛДП помещались и те материалы об инославии, которые не были обнародованы на заседаниях Общества, но тем не менее вызывали большой интерес. В связи с этим можно отметить статьи А. П. Лопухина «Римский католицизм в Америке» (1881), В. А. Соколова «Белое духовенство католической Англии» (1883), «К вопросу о соединении Церквей Восточной и Западной» (Переписка прот. И. Базарова с бароном Гакстгаузеном) (1887) и ряд других. Большинство членов ОЛДП (а на 1913 г. их насчитывалось 176 человек) были представители московского духовенства. Но членами Общества также являлись и светские лица, «ревновавшие о духовном просвещении и действовавшие в Обществе личным трудом и доставлением пособий». Среди светских членов Общества было немало лиц, известных в богословских и литературных кругах, таких как славянофил и публицист И. С. Аксаков (1823–1886); выпускник С.-Петербургской Духовной Академии, с 1870 года библиотекарь Румянцевского музея в Москве Е. В. Барсов ; академик В. П. Безобразов (1828–1889); славист, профессор Харьковского университета П. А. Бессонов (1828–1898); славист, профессор Московского университета И. М. Бодянский (1808–1878); славист, с 1856 года консул в Боснии А. Ф. Гильфердинг (1831–1872); славянофил, публицист, профессор Московской Духовной Академии (МДА) (1824–1887) Η. П. Гиляров-Платонов; профессор МДА по кафедре церковной истории А. П. Лебедев (1845–1910); публицист и общественный деятель К.Н. Леонтьев (1831–1891); профессор церковного права Казанского, а затем Новороссийского и Московского университетов А. С. Павлов (1832–1910); церковный писатель, славист, секретарь Славянского благотворительного комитета, профессор Московского университета Н. А. Попов (1833–1891); историк, профессор Московского университета С. М. Соловьев (1820–1879); археограф, член Академии наук П. М. Строев (1796–1876); славяновед, с 1849 года профессор Харьковского и Петербургского университетов академик И. И. Срезневский (1812–1880); богослов и философ С. Н. Трубецкой (1862–1905); славянофил и общественный деятель Ю. Ф. Самарин (1819–1876); библиограф, собиратель памятников древнерусской литературы В. М. Ундольский (1815–1864) и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На первом саркофаге разобрана надпись: «Саддан царица», имя ничего не объясняющее и ничего не доказывающее в вопросе, кому принадлежали и для кого высечены царские гробницы. Надпись второго надгробного камня, более подробная, гласит: «Здесь похоронена смиренная жена, госпожа Рахиль, дочь нашего учителя равви Исаака из Забарова. Она скончалась в третий день 17 Тевета года 5583. Да присоединена будет душа ее к жизни». Не воображала, вероятно никогда, Рахиль Исааковна из Зборова, в Галиции, умершая в 1823 г., что ее надгробный камень, благодаря Соси, будет сохраняться в луврском музее, наравне с надгробными камнями египетских фараонов и ассирийских царей. Но не в этом дело, многие ли знают приведенный мною конец истории. В свое время шум наделан, французское влияние поставлено высоко, впечатление на туземцев произведено громадное, – а это все, что требовалось. Подобно тому, как сделано мною для протестантских учреждений в Святой земле, позволю себе, в особом приложении к настоящему очерку, подробно перечислить все, известные мне, латинские учреждения в Палестине. Здесь же в заключение приведу несколько данных, которые определят до известной степени достигнутое латинскою пропагандою в Святой земле. В 1840 г. латинян было до 2000 человек и до 30 латинских учреждений в 10 разных местах Святой земли. В 1881 г. число латинян возросло до 12000 человек, а число латинских учреждений до 150, в том числе 56 учебных заведений, в 36 разных местах Святой земли. Этих данных, мне кажется, достаточно, чтоб судить о величине пути в 40 лет пройденного латинянами. На этом остановлюсь и я в кратком моем очерке деятельности иноверных общин. Сводя вместе все сказанное выше, приходится сознаться, что одни, так сказать, официальные усилия протестантских и латинских правительств оказались бы недостаточными для образования иноверных общин, а, в особенности, для их поддержания и развития. Так одно учреждение англопрусского епископства не далеко бы подвинуло вперед протестантство в Святой земле, а восстановление латинского патриархата, даже при поддержке императорской Франции, увеличило бы лишь римский двор одним новым титулом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

На этой почве создались у о. архимандрита Антонина с русским консульством столь обостренные и ненормальные отношения, что он уступал консульству лишь после того, как оно, по выражению В. Н. Хитрово , прибегало «к вооруженной силе консульского каваса». 86 И отсюда также писались жа­лобы в русское константинопольское посольство, в Палестинский Комитет, в Министерство Иностранных Дел и в Св. Синод. В этой страстной борьбе русской миссии с патриархией и консульством к глубокому сожалению, приняли участие и лица посторонние, приезжавшие в Палестину на короткое время и подпадавшие влиянию недоброжелателей о. архиман­дрита, который потом легкомысленными корреспондентами в нашей русской либеральной печати дискредитировали в глазах своих соотечественников и почтенную личность о. архимандрита, и самое то дело, которому беззаветно он служил в Палестине и предан был всею душою... В этой печальной истории самооплевания, или надругательства над русским именем и русским делом на далекой чужбине, но близкой и дорогой каждому истинно христианскому сердцу, с особенною рельефностью выделяются два имени: А. Ушинский (бывший чиновник при Св. Синоде) и некто Ю. Добрынин (несомненно псевдоним). «Востор­гаясь всем протестантским в Палестине и понося свое» 87 г. Ушинский на страницах либеральной церковной газеты «Церковно-общественный вестник», стяжавшей себе пе­чальную известность, поместил ряд статей с враждеб­ными нападками на нашу Иерусалимскую миссию и вызвал о. архимандрита на энергическую отповедь. Г. Добрынин (псевдоним) избрал для своих инсинуаций и нападок более популярный род литературы, чтобы, конечно, тем приобрести себе более широкий круг читателей, форму ро­мана с таким заглавием: «Пейс-Паша 88 и его консорты. Мозаики, камеи и миниатюры из любопытных раскопок в трущобах Святой Земли. Спб. 1881». Миновав благо­получно зоркий глаз нашей цензуры, г. Добрынин пожал не малые плоды своего литературного шантажа, особенно, когда его книга появилась в Св. Земле и стала быстро распространяться среди недоброжелателей о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но, может быть, важнее всех юбилеев и признаний был итог духовный, который открыл ему Господь. Он умер в канун Благовещения, 24 марта 1894 г. А пятью годами ранее, 15 августа 1888 г., записал в дневнике: «Почему-то вместо Успения мне грезилось сегодня Благовещение. В 7 часов служба Божия с киевским умилительным пением. О, мое бедное прошедшее! Есть, к чему пригорнуться сердцем, переводя в памяти дни оны. А эти, настоящие, живые цветы с своим ароматом детства, эти жизненные анахронизмы, их какая будет переводить в себе память? Счастлив тот, кому успение веет благовещением». 1358 «Пересмотр дневников. Дорогие тетрадки получили достойный содержания их вид» (28 октября 1874); «Переплетчик с одиннадцатым томом Дневника сего. Грусть от сего зрелища. Переживешь ты меня, безжизненная бумажка! И для кого и для чего будешь существовать?» (7 января 1880). 1362 Донесение генерального консула в Иерусалиме С. В. Арсеньева послу в Константинополе А.И. Нелидову. Иерусалим, 20 мая 1894 г. Копия//АВП РИ. Ф. Греческий стол. Оп. 497. Д. 2415. Л. 4. 1363 Завещание было известно только в пересказе А.А. Дмитриевского , который и цитируют позднейшие историки РДМ – в том числе с несуществующим в подлиннике пассажем о дневнике. Полный текст завещания Антонина: Россия в Святой Земле. Документы и материалы/Сост., подг. текста, вступит. статья Н. Н. Лисового . М., 2000. Т. II. С. 226–229. 1364 Дмитриевский А. А. Памяти библиографа и вдохновенного певца Святой Земли С. И. Пономарева. (По переписке его с о. архимандритом Антонином и B. Н. Хитрово). Пг., 1915. С. 30. 1368 См. о нем: Бутова Р, Б. Степан Иванович Пономарев//Богословские труды. Сб. 36. М., 2001. С. 239. 1369 Дмитриевский А. А. Памяти библиографа и вдохновенного певца Святой Земли C. И. Пономарева. С. 51–52. 1370 Антонин (Капустин) , архимандрит. Из автобиографических записей//Сообщения ИППО. 1899. Т. X. Вып. 1. С. 9–29; Он же. Несколько летописных данных из первых дней существования Русских подворий в Иерусалиме. (Описание освящения Троицкого собора 28 октября 1872 г.)//Сообщения ИППО. 1901. T.XII. Вып. 1. С. 73–75; Он же. Низложение Иерусалимского патриарха Кирилла. (Из дневника покойного архимандрита Антонина)//Там же. С. 75–84. Все три фрагмента были также напечатаны отдельными оттисками (Каталог изданий Императорского Православного Палестинского Общества к 1 февраля 1906 г. СПб., 1906. С. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

– 25 мая 1875 г.). Консул в Салониках (1876). С начала Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. состоял в распоряжении Главнокомандующего действующей армии, по окончании военных действий оставлен в распоряжении российского комиссара в Болгарии, заведовал дип. частью в канцелярии комиссара (1878). Консул в Видине (1878). Чиновник особых поручений МИД при наместнике Кавказском, великом князе Михаиле Николаевиче, для пограничных сношений (1880). Архимандрит Антонин, которого с 1865 г. связывали с Юзефовичем добрые отношения, записал в дневнике 19 марта 1883 г.: «Нежданное письмо от г. Хитрово с нечаемою вестью, что 3-го числа с.м. скончался в Петербурге Трофим Павлович Юзефович. Глубоко меня опечалило это известие. А я было поджидал возвращения его сюда (т. е. консулом в Иерусалим. – Н.Л.), согласно данному им из Солуня обещанию». 586 Григорьев Василий Васильевич (1816–1881) – историк-востоковед, исследователь русского присутствия в Средней и Центральной Азии. Профессор восточных языков в одесском Ришельевском лицее (с 1838), активно публиковался в «Записках Одесского общества истории и древностей». На службе в департаменте духовных дел (1844). Начальник пограничной экспедиции в Оренбургском крае (1848). Профессор истории Востока в Петербургском университете (1862). Главный редактор «Правительственного вестника» (1869–1870). Начальник Главного управления по делам печати (1874). Организатор Третьего международного съезда ориенталистов в Петербурге (1876). 587 Помяловский Иван Васильевич (1845–1906) – антиковед и византинист. Профессор римской словесности Петербургского университета (1873), декан Историко-филологического факультета (1887). Секретарь Императорского Русского Археологического Общества. Управляющий отделением археологии древнеклассической, византийской и западноевропейской РАО (1893). Автор каталога: Помяловский И.В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому Обществу архимандритом Антонином, начальником Духовной Миссии в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Продолжается непогодье, хотя в воздухе 14°. По вчерашнему, в 7 ч. обедня, длившаяся до 10. Кончили Евангелие от Матфея. На чаю оказалась нежданная именинница. Несмотря на дурную погоду, Ллойд принес свою урочную почту. От г. Хитрово nichts 594 . Генерал «так себе» разочаровывает в присылке на дела Миссии сестриных 10 тысяч рублей. Должна по-видимому повториться история с завещанием Хожева 595 . Какие-то «merci» присланы ценою в 22 флорина, м б , опять чулки и холст с нитками. Отречение от всяких внешних дел и сосредоточение мозгов на проповеди . Шихашири с листом пожертвований на юбилей канцлера 596 . Как же! Его Лучезарность 597 закрыл в минувшем году ясную Миссию в пользу темного консульства и мрачной Комиссии 598 , а я возблистаю в пользу его сияющего 25-летия светленькими наполеончиками! Ожидай. Патриарший диакон с приглашением на умовение ног в четверток 599 . В 3 ч. служба, а после оной обед с двумя теплыми блюдами. Недопущенный бритоголовик 600 . Усиленное писанье и зеванье. К полночи кое-как дошел до аминя. Дебелеет 601 глава моя. Правило. Ясное небо. Beau temps 602 . Вел Среда, 8 апр Встал в некотором кураже… чего ради, не вем 603 . Разве от прощания с св. Ефремом 604 ? Служил последнюю Преждеосвященных даров обедню 605 . После чаю принялся за почту, но все дело ограничилось «номером» 606 к Товарищу Обер-Прокурора о Стефано-Парфении и письмом к г. Тимофееву. Еще поклонники, и в числе их некий юный иеромонах Киевский Пахомий нового фасона, да еще и не один, а с каким-то нигилообразным верзилой в очках. Покл Поздоровкина, пожертвовавшая о. Спиридону 607 на маслинки 30 р., а нам уделившая только 15 608 . Значит, держись табели о рангах. Вечерня в свое время. За день значительно просохло, и посланец из Патриархии сказал, что ниптир будет ξω 609 . Он же принес жалобу на некоего русского священника из Тамбова, Евгения, затесавшегося в Патриархию и занявшегося исповедию поклонниц. У проходимца отняли наисповеданные деньги, требник и епитрахиль 610 . Оказывается, что наш старец, что с Афона, аскет с подвижными манерами, недаром показавшимися мне подозрительными. О, «Афон, Афон! Как много дум наводит он»! Баня отличная. Чай с К°. Правило. Вел четверток, 9

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010