Хиландарский отрывок «Слова к брату столпнику» с именем Илариона, митрополита Киевского 877 Рукописные богатства библиотеки сербского Хиландарского монастыря на Афоне до сих пор остаются недостаточно известными и очень мало разработанными. Причина этого заключается столько же в удалённом от научных центров местонахождении Хиландарской библиотеки, сколько и в отсутствии подробных сведений об её рукописях в учёной литературе. Краткое описание их, принадлежащее перу покойного хиландарского библиотекаря о. Саввы (Rukopisy a starotisky chilandarské. Popisjue Sava Chilandarec. Vstnik Král. eské spolenosti náuk. VI. V Praze 1896), даёт лишь глухое и самое общее представление о составе библиотеки, не приводя в известность всего содержания рукописей, не раскрывая их состава, в большинстве случаев не указывая даже начальных слов отдельных произведений и статей. Прекрасно сознавая все недостатки своего труда, о. Савва за несколько лет до своей смерти составил более подробное описание хиландарских рукописей, с применением более совершенных описательных приёмов, с подробными перечнями всех памятников и статей, вошедших в разные сборники, с тщательным обозначением их начал, с заметками палеографического и даже критического свойства. Пять лет тому назад, летом 1909 года, во время путешествия по Афону, нам пришлось видеть, как о. Савва заканчивал свой почтенный труд. Обширный рукописный том описания, составленный на сербском языке и предназначавшийся для напечатания в одном из изданий Сербской Академии Наук, благодаря несказанной доброте о. Саввы, был у нас в руках в течение нескольких дней и ночей, проведённых в спешном ознакомлении с ним. Издание нового описания о. Саввы было бы в высшей степени желательно и полезно, так как оно дало бы точные представления обо всех книжных богатствах Хиландарского монастыря. Но, насколько мы знаем, этот труд до сих пор не явился в печати, и где он находится после смерти о. Саввы, – в Хиландарском ли монастыре, или в Сербской Академии Наук, – нам не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Показательно, что Иоанн Стримвак и Димитрий Диавасимер, пройдя школу Иоанна Пердикария в процессе совместной с ним нотариальной деятельности, сами превращаются в дальнейшем из простых писцов (в актах Иоанна Пердикария у них даже нет никаких определений и званий, просто писцы) в табуляриев и сановников церкви. Так, Иоанна Стримвака мы встречаем в 1324 г. уже в чине протонотария Фессалоникской митрополии, табулярия и диакона, когда он, «подтверждая, подписал» акт о расторжении ранее заключенного контракта, хранящийся в архиве Хиландарского монастыря и писанный по поручению Стримвака рукой Иоанна Вриенния; 702 подписи хартофилака Фессалоникской митрополии и диакона Иоанна Стримвака (без указания на его профессию табулярия) фигурируют среди других удостоверительных подписей на оборотной стороне купчей 1327 г. и мировой 1328 г. из Хиландарского монастыря, писанных клириком Иоанном Пирром и заверенных табулярием Димитрием Диавасимером. 703 Что же касается последнего, то по его многочисленным актам, хранящимся в архивах Лавры, 704 Хиландарского, 705 Эсфигменского, 706 Зографского, 707 Дохиарского, 708 Ксенофонтова 709 монастырей на Афоне, можно проследить его карьеру по меньшей мере с 1304 по 1352 г.: начав свою деятельность, как уже отмечалось, в качестве простого писца и помощника табулярия Иоанна Пердикария, он затем сам становится табулярием, будучи в то же время клириком и ведя дело главным образом самостоятельно, без помощников (т. е. сам и пишет акты, и скрепляет их своей подписью), но иногда и в сотрудничестве с писцами-помощниками (например, со своим родственником Феодором Диавасимером, с уже упомянутым писцом клириком Иоанном Пирром, который в 1322 г. совмещает свое занятие с должностью чтеца-анагноста, с Феодором Докианом). С 1321 по 1327 г. Димитрий Диавасимер действует уже как скевофилак церкви Св. Димитрия («мегалонаит») и табулярий, а с 1328 г. – как эконом- " мегалонаит» и табулярий, заслужив эпитет «почтеннейшего» ( πανεντιμτατος). Все эти долгие годы своей нотариальной деятельности Димитрий Диавасимер пользуется одним и тем же весьма квалифицированно составленным формуляром, приспосабливая его к различного рода сделкам и проявляя иной раз и правовую самодеятельность (как в случае с пожертвованием проний – об этом далее). Для его актов характерно то, что они начинаются чаще все с краткого изложения существа сделки («начальное резюме»), всегда весьма обстоятельны и развернуты, писаны грамотным, почти свободным от ошибок языком, почерком, который можно отнести к типичному Femmaugen-cmuлю. 710

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того ради записася сей хрисовул Царства моего, и утвердися, и подадеся церкви святей Хиландарской Пресвятей Богородицы в лето от создания мира 6800-я година, Индиктион 10, месяца Генвария. Век XIV Особенным благодетелем Хиландарской обители в этом веке является Сербский Краль Стефан Урош II Милутин (1275–1321), сын Уроша I Великого. Он во второй половине своего царствования, будучи огражден со всех сторон миром, в спокойствии проводил дни свои; удовлетворяя же влечению благочестивого своего чувства, начал, от богатств своих, Богом ему дарованных, созидать церкви и монастыри. Сербский летописец, Архиепископ Даниил, об отношениях этого Краля к Хиландарю пишет: «Сей Христолюбивый сего святого, Богом воздвиженнаго, места, глаголемаго Хиландарь, церковь Божественную, яже бе перваго здания Симсона и Саввы), от основания разорив и большую создав, и украсив всякими различными добротами, нещадно злато много дая, и в месте том постави многи палаты Царския и келии изрядныя в пребывание ту сущих чернец, и уроки законные устави им, еже на пищу всяким довольством и елико на одежду им 11 . Около же монастыря того святаго созда град (укрепление) с великою твердынею, за надлежащия ради напасти разбойников, и воздвиже пирги (башни) великия. Добрый и благий пастырь, милуя стадо свое, сущее в месте том святем, и снабде е, яко да не прикоснется их зверь лютый и да не расхитит чужии труда его. К сему же святому и Божественному месту, рекомому Хиландарь, многи села и метохи всякаго именованнаго богатства исполни, елико рещи довольно. Сия вся прикупив от державы Царя Греческого, много множество бесчисленно злата за сия вдав, и приложи к месту тому святому. И ту же на брегу у места, глаголемаго Хрусиа, воздвиже пирг велик, и верху его постави церковь во имя Вознесения Господня, и около созда град, и постави палаты многия, и ту устав весь церковный утвердив, и всяк доволь, всем хотящым жити у места того, подав. Сей же пирг есть близ места, идеже был град во дни первыя, глаголемый Самариа». О времени создания Кралем Милутиным Соборнаго храма Хиландарской обители свидетельствует надпись, сделанная над правой малой входной дверью (из паперти в церковь ), современная созданию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

А монахам суд объявил, что они должны быть свободны от всяких притязаний и требований Исариса, его наследников и преемников, а если кто-либо из последних будет пытаться продолжать с ними судебный процесс, тот должен быть удален из каждого суда без всякого успеха и результата и не только не имеет права на внимание, но и подлежит по законам наказанию за подделку. Император Иоанн V согласился с таким решением трибунала, который и выдал Хиландарскому монастырю соответствующую грамоту. Подписали же ее следующие судьи: митрополит Серр Савва, кафигумен Великой Лавры иеромонах Иаков, игумен монастыря Богоматери Спиленископье архимандрит и протосинкелл Григорий, иеромонах Каракалла Григорий, иеромонах Макарий Софиан, великий эконом священной Лавры Феофан, Феодосии Ватопедский, дикеофилакс митрополии Серрской Николай Милыд, сакелларий той же митрополии Мануил Ризик, хартофилакс Серрской митрополии диакон Феодор Кувара, сакеллий той же митрополии Феодор Муланхрин, тавулларий той же митрополии Иоанн Авалантис, «слуга святого моего повелителя, всесчастливейшего владыки вселенский судья Орест. ( " Ορστης), заведующий войском ( πι του στρατο), (вселенские судьи) – «слуга святого моего повелителя, всесчастливейшего владыки Димитрий Комнин Евдемоноиоанн, слуга святого моего повелителя, всесчастливейшего владыки Никита Педиасим», а скрепил документ хартофилакс Серр и диакон Кувара. 708 Однако Исарис не удовлетворился таким решением суда и частным образом продолжал предъявлять Хиландарскому монастырю свои требования об уплате ему денег. Наконец в апреле 1374 г. состоялось соглашение между Исарисом и Хиландарским монастырем по делу о наследстве Георгия Станеси. Обе стороны явились перед почтенным царским секретом и заключили мир на следующих условиях: монастырь уплатит Исарису 200 дукатов, а Исарис и его родные, с ведома митрополита Фессалоники, пречестного и экзарха всей Фессалии кир Дорофея, и вселенского суда ( εδσει... και της καθολικς κρσεως), в присутствии и свидетелей, письменно обещались, что ни он, Исарис, ни его мать и дети, ни родственники их не будут впредь предъявлять никаких требований к монастырю, не будут жаловаться царю и обращаться в суд царский, или церковный, или общественный ( εις κρσην αθεντικν κκλησιαστικν δημοσιακν), в противном же случае виновный лишается защиты всякого суда и обязан уплатить Хиландарскому монастырю вдвое больше того, сколько Исарис получил от монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Со смертью Саввы сношения сербской церкви с Афоном не прекращаются. Наоборот, просматривая всю дальнейшую историю этой церкви, мы убеждаемся в непрерывном тяготении её к Афону всеми сторонами своей жизни. Возьмем иерархию. Основанные св. Саввою 8, а по другим известиям – 13 епископских кафедр были замещены природными сербами, приглашенными из Хиландарского Афонского монастыря. 3107 Но этим позаимствованием связь с Афоном не покончилась. В списке дальнейших сербских Архиепископов можно отметить не мало лиц, кото- —585— рые предварительную иноческую школу прошли на Афоне, в Хиландаре. Так, из преемников преп. Саввы сперва на игуменстве Хиландарском, а потом и на Архиепископском престоле Сербии в XIII–XIV вв. известны: 1 . Савва II, брат краля Стефана Уроша, сын Стефана Первовенчанного и племянник св. Саввы, довольно долгое время жил в Хиландаре, и даже по некоторым сказаниям управлял обителью. Посвящен был в Архиепископы сербские около 1262 г. 3108 2 . Иоанникий, ученик предшествовавшего Архиеп. Саввы II, был экономом Хиландарской Лавры, а потом игуменом её с 1263 и до 1272 г., когда был поставлен Архиепископом сербским. 3 . Евстафий I, до своего выбора в Хиландарские игумены долго проживал в названной Лавре иноком; Архиепископом – с 1275 г. 4 . Савва III, занимавший Архиепископский престол с 1309 по 1316 г., был постриженцем и игуменом Хиландаря. 5 . Никодим (1316–1323 г), поставленный в Архиеп. из игуменов Хиландарского монастыря. 3109 6 . Даниил II, бежав в юных летах в монастырь, был потом игуменом Хиландаря, а с 1323 г. занимал Архиепископ. кафедру. Таким образом из 12 Архиепископов автокефальной сербской церкви – семь из них, считая в том числе и св. Савву, вышли из стен Хиландарского монастыря. Правда, эти сведения о непосредственной связи сербской иерархии с Афонским Хиландарем доходят только до патриаршего периода сербской истории, про иерархов которого сказать что-либо в нужном нам смысле положительное или отрицательное (за отсутствием определенных известий о них вообще) – нельзя. 3110 Но можно думать, что эта связь продолжалась и в это время, хотя может быть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВТОРО-АФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Георгиевский храм Второ-Афонского монастыря. Фото Ольги Золотухиной 23 июня 2011 года Древний монастырь По преданию в IX - X веках у подножия горы Бештау находился греческий православный монастырь. Становление Второ-Афонской обители Во второй половине XIX и начале XX веков монашеский опыт Афона был принесен на Кавказ Афонскими монахами, которые основали здесь четыре монастыря с наименованиями Афонских. Одним из них стал Второ-Афонский в честь Успения Пресвятой Богородицы на Кавказских Минеральных Водах, основанный выходцами из Хиландара . По замыслу настоятеля русского Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря иеросхимонаха Герасима (Попова) эта обитель должна была стать житницей Афонского скита и рассадником святогорского благочестия на его родном Кавказе. Прибывшие в 1902 году хиландарские иноки Иоанн и Сергий нашли в России всестороннюю поддержку для своего начинания. Местом для обители была избрана гора Бештау (по- карачаево - балкарски - " пять гор " ), при чём сам праведный Иоанн Кронштадтский крестом обозначил на привезенных ему фотографиях место для первого храма обители. В те годы еще можно было видеть развалины древнего греческого православного монастыря под горой, так что новая обитель стала его продолжением. Также, тут под горой Бештау уже жил афонский схимник Савва (Савельев) , который ранее предсказал появление на горе монастыря. Светские власти выделили для монастыря 20 десятин казенной земли с условием устроить образцовую молочную ферму, которая могла бы служить для удовлетворения нужд курортников в молочных продуктах. На этой территории было два источника пресной воды, один из которых назывался Благодатным. Монастырь строился в память царя-миротворца Александра III . 2 мая 1904 года место под устройство будущего Успенского храма освятил настоятель Пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев. Под горой Бештау начались строительные работы. Одновременно с храмом возводился и трехэтажный корпус братских келий с гостиницей, а вплотную к храму – дом для настоятеля, сторожей, старшей братии, трапезной и кухни. На строительство ушло 26 тысяч рублей. Пока велись работы, иеромонах Иоанн и его помощники разместились в землянках, вырытых в горе. В июле только начинающая существовать обитель приняла великого князя Дмитрия Константиновича , который стал почетным ктитором обители. 16 сентября 1904 года сам настоятель Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря, отец Герасим, прибыл с 20 насельниками в новостроящийся монастырь.

http://drevo-info.ru/articles/18304.html

В отличие от царских монастырей, которые, будучи основаны царями, являлись вполне независимыми и самоуправными, остальные для получения каких-то привилегий должны были обращаться к императору. Следовательно, «единственный способ для закрепления недвижимости в неотъемлемое владение, полного или частичного освобождения от налогов и получения независимости был императорский хрисовул» . Как видно из Хиландарского устава, святой Савва очень ревностно отстаивал самобытность своей лавры. По императорскому хрисовулу, Хиландар получил статус самоуправляемого монастыря, а святые Симеон и Савва закрепили свое юридическое право на монастырь. В знак согласия император вручил преподобному Савве игуменский жезл, на котором по-славянски была вырезана надпись: «Сей жезл даровал царь Алексей Комнин святому Сербскому Савве в знак царской власти поставлять игумена самовластно…» . Имея у себя царский хрисовул, святые Симеон и Савва начали строительство монастыря. Благодаря финансовой помощи из Сербии, монастырь в честь Введения Пресвятой Богородицы был быстро построен. В лето 1199 года возведение Хиландара было окончено, и святой Симеон вместе со своим сыном и сербскими монахами поселился в монастыре. Вокруг монастыря был возведен целый ряд построек: крепостные стены, монашеские кельи, башни. В силу грамот сербских царей и королей, Хиландар через некоторое время стал одним из первых святогорских монастырей. Для устроения иноческой жизни святой Савва написал Хиландарский устав, в основу которого лег Эвергетидский устав известного константинопольского монастыря. Хиландарский устав состоял только из ктиторской части, которая определяла устроение внешней стороны монашеской жизни в монастыре, синаксарную, то есть богослужебную часть святой Савва не переводил. В первый раз святой Савва посетил известный константинопольский монастырь в 1197 году и богато его одарил, отчего святых Савву и Симеона в Эвергетидском монастыре «считали своими ктиторами и вписали в помянник в числе первых» . Святой Савва был частым гостем Царьграда, всегда останавливался в монастыре Богородицы Эвергетиды, который называл «своим» монастырем.

http://pravoslavie.ru/41441.html

Благодарим Вас! Спаси Вас, Господи! Адрес: 249420,Калужская область,г.Киров,ул.Гагарина д.29, кв.5,Милеевой Ольги Николаевне. 2016/07/18, 11:17:57 Добрый День Святые Отцы и Братия монастыря Хиландар! Обращаемся к Вам за помощью, мы с мужем в браке уже 20 лет, а долгожданных детишек у нас нет. Просим Вас помолится за рабов Божиих Ольгу и Вячеслава, и молим Вас пришлите пожалуйста веточку Хиландарской Лозы и целебные Ягоды Святаго преподобнаго Симеона Мироточивого в помощь зачатия и деторождения. Благодарим Вас! Спаси Вас Господи! Почтовый адрес: 420139, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Комиссара Габишева, дом 7, кв. 334. Электронный адрес: leluk1977@mail.ru. 2016/07/15, 08:35:11 Здравствуйте Святые Отцы и Братия! Просим Ваших молитв и помощи, за нас р.Б. Сергия и р.Б. Елены о даровании детей. В браке живем 19 лет, очень долго ждем и лечимся, обвенчались, деток так и нет. Просим Вас выслать нам священную веточку лозы и плоды Симеона Мироточивого по адресу: 356235, Россия, Ставропольский край, Шпаковский район, п. Дёмино, ул. Полевая, 11. Сизов Сергей Анатольевич. Электронный адрес: Sizovaev1976@mail.ru Сергий и Елена 2016/07/14, 22:14:44 Здравствуйте Отцы и Братия монастыря Хиландар! Прошу Вас помолиться Спасителю нашему Иисусу Христу, Царице Небесной и Святому Преподобному Симеону Мироточивому за рабов Божьих Николая и Ольгу о даровании чада. В браке 6 лет, деток нет. Пришлите, пожалуйста, виноградинки и веточку лозы Симеона Мироточивого. 123154 г.Москва, ул Берзарина, д.21, корпус 1, кв.14 Электронная почта: pizhonka_@mail.ru Спасибо Господи! Николай и Ольга. Николай и Ольга 2016/07/14, 16:25:02 Добрый День Святые Отцы и Братия монастыря Хиландар! Обращаемся к Вам за помощью, мы с мужем в браке уже пять лет, а долгожданных детишек у нас нет. Просим Вас помолится за рабов Божьих Елену и Дмитрия, и молим Вас пришлите пожалуйста веточку Хиландарской Лозы и целебные Ягоды Святаго преподобнаго Симеона Мироточивого в помощь зачатия и деторождения. Благодарим Вас! Спаси Вас Господи! Почтовый адрес: 115612, Россия г.Москва, ул.Братеевская, д.23, к.1, кв.102, Дёмины Елена и Дмитрий. Электронный адрес: bell.83@bk.ru Спасибо! 2016/07/13, 12:19:00 Здравствуйте Все Святые монастыря ...Спасибо Вам за помощь которую Вы оказываете нам ...Обращаюсь к Вам с большой проблемой ,очень хотим стать родителями здоровых малышей . .Вышлите нам пожалуйста веточки лазы Адрес наш :Республика Беларусь г.Солигорск ..ул .Пр.Мира 13 а кв 76 индекс 223709_ Ганчар Дарья Александровна. .В крещении имена Дарья и Сергий ..Спаси Господи .... 2016/07/12, 21:43:26 Здравствуйте Отцы и Братия монастыря Хиландар! Прошу Вас помолиться Спасителю нашему Иисусу Христу, Царице Небесной и Святому Преподобному Симеону Мироточивому за рабов Божьи Натальи и Валерия о даровании чада. Мы живем уже 11 лет а общего ребенка так и нет. Смиренно просим Вас - вышлите нам целебные ягодки и веточку виноградной лозы Святого Преподобного Симеона Мироточивого. Благодарим Вас! Спаси Вас, Господи!

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=16

2014/10/19, 15:38:57 Здравствуйте дорогие Братья монастыря Хиландар! Очень просим Вас выслать нам с мужем, супругам венчаным Виталию и Ольге лозу и плоды Святого Симеона. Мы живём в браке пять лет и у нас нет деток, и мы очень просим Вас помолиться за нас Господу, чтобы простил Он нас грешных и даровал великое счастье стать родителями, благополучно зачать, выносить и родить здоровых и душой и телом деток.Помолитесь о здравии душевном и телесном нашем с мужем, и всех наших родных, близких, друзей и врагов.Пусть Господь хранит вас и вашу обитель. Наш адрес: Россия. Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Алтайская 25. 346901 Чачель О.И 2014/10/14, 14:03:02 День добрый, Святые Отцы и Братья Хиландарского монастыря. С Великим праздником Вас – с Покровом Пресвятой Богородицы. Низкий Вам поклон и благодарственные слова за Ваше служение Господу и молитвы о нас грешных. Просим прощения у Господа нашего за все наши прегрешения вольные и невольные, нечистые мысли, плохие поступки и слабость душевную. Просим Вашей помощи и Ваших молитв о даровании здорового малыша нам, рабу Божьему Димитрию и рабе Божьей Елене. Недавно, в дар от отца Владимира (священник, который венчал нас) получили чудотворную виноградную лозу Преподобного Симеона из вашего монастыря. 15 октября начинаем 40-дневный пост и молитвы к Господу, Пресвятой Богородице и Св.Симеону о прощении прегрешений наших и благословении на зачатие и рождение здорового малыша. Святые Отцы и Братья монастыря, очень просим, если это возможно, молиться о Нас в эти дни. Очень верим в чудо и милость Господню. И когда свершится чудо, обязательно поделимся с Вами этой радостью, чтобы и другие семьи не теряли надежду и укрепили свою Веру. Очень хотелось бы получить от Вас поддержку и наставления (если конечно у Вас есть такая возможность). Электронный адрес: amikanchik@gmail.com Благодарим Вас заранее за помощь людям. Храни Вас Господь. Рабы Божьи Димитрий и Елена. 2014/09/26, 17:45:53 Благословите, Отцы и Братия Хиландарского монастыря!Пишет Вам гр.Александра,мама 2 деток.Дорогие Отцы,прошу Ваших молитв,если есть на то Воля Господа Бога,что бы Господь,по Вашим молитвам к пр.Симеону Мироточивому,послал нам еще деток.Дорогая Братия монастыря,прошу Ваших молитв,хочется уехать из города,в Обитель Царицы Небесной Дивеево,что бы если есть на то Воля Господа Бога,моя семья перебралась бы жить туда.Очень хочется воспитать деток во благочестие, в любви к Богу,в чистоте.

http://isihazm.ru/?id=502&c_pid=7

[Поэтому подпись на некоторых книгах: Арсений – значить не то, что эту книгу привез старец Арсений Суханов с востока, а что он эту книгу выбрал из библиотеки известного монастыря; доставление же ее в Москву принадлежит самим владельцам – монастырям]. Во время посещения этого монастыря Сухановым библиотека монастырская находилась в цветущем состоянии. Обогащаться книгами Хиландарский монастырь сталь еще при жизни ктиторов этого монастыря Саввы – впоследствии первого сербского архиепископа, – и его родителя св. Симеона Немани в начале XIII столетия. С течением времени библиотека монастырская все более и более пополнялась, благодаря главным образом своим (славянским) ктиторам, из которых некоторые занимали высшие места в церковной сербской иерархи. Кроме того, и сами иноки этого монастыря занимались литературным трудом, так напр. ученик Саввы Доментиан написал житие преп. Саввы, которое иеромонах Феодосий впоследствии переделал. Благодаря этому и другим благоприятным обстоятельствам, библиотека Хиландарского монастыря все более и более пополнялась; таковое приращение продолжалось до 1550 года, и от 1550–1650, как видно из надписей на рукописях, приращение состояло в переписке с рукописей древних изводов. В библиотеке этого-то монастыря Арсений Суханов отобрал 13 славянских и 7 греческих книг. Какие славянские книги – об этом сообщается в вышеприведенной грамоте братии Хиландарского монастыря от 10 ноября 1654 года. Из числа этих 13 книг – о трех книгах мы можем иметь более полное понятие, так как они сохранились до нашего времени. Это – 1) шестоднев Иоанна, экзарха болгарского, 1263 года; на 1 листе его имеется надпись: «хиландарския обители – шестодневник» 194 ; 2) Кормчая; на 1 л.: законник великий. Книга кормчая хиландарския обители, и 3) книги пророков с толкованием по древнему списку XI в. попа Упиря Лихого, написанному в Новгороде для князя Владимира Ярославича в 1047 году. Книга эта в 1556 году была пожертвована в Хиландарский монастырь боярином Михаилом Яковлевичем Морозовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010