Апостол Павел истину о божестве Сына Божия выразил особенно полно и разнообразно. По его учению, «Сын любви Отчей… есть образ Бога невидимого перворожден всея твари», то есть имеет происхождение через рождение из существа Отца, следовательно, и прежде времени, от вечности, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимая и невидимая: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано; И Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1:15–17 ). Он,следовательно, есть такое Лицо, с которым не могут иметь сравнения никакие твари, даже самые высшие. Его природа не тварная, а божеская, и Сам Он – Творец. Он есть «Сын Божий собственный» ( Рим. 8:32 ), а не по усыновлению или благодати.В послании к Евреям апостол Павел пишет о нем: « Он есть сияние славы и образ ипостаси Бога Отца», то есть отображение славы Отца, оттиск Его сущности (ипостась употреблено здесь в смысле «усиа » – сущности). Значит Сын «единосущен Отцу». Доказывая подробнее божество Сына Божия, в том же послании апостол говорит: «кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном»? Так же, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». ( Евр. 1:3–5 ) Церковь с самого начала веровала в Божество Сына Божия, что видно из древних символов церквей Иерусалимской, Кессарийской, где Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, перворожденным всея твари, Богом от Бога, Богом истинным Им же вся быша; из исповеданий веры, составленных в обличение еретиков (например, Павла Самосадского). О том же свидетельствуют отлучения еретиков, отвергавших божество Сына Божия и, наконец, показания некоторых язычников и иудеев. Плиний Младший, например, писал к императору Трояну, что христиане воспевают хвалебную песнь Христу, как Богу. Цельс издевался над верованием христиан, что Сам Бог пришел в мир для искупления людей. Иудей Трифон вопреки христианскому учению признает невозможным, чтобы Бог сделался человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Благословен Грядущий, Который всегда с нами находится и вне верных никогда не бывает. Благословен… Царь Израилев! Поистине народ этот знал о Его вшествии. Ибо как в нынешнее время, когда земной царь ведет войну против врагов и возвращается с победой, все граждане выходят к нему навстречу за город, носят цветы, сплетают похвалы, вместо розовых цветков поют хвалебную песнь, побуждает же их к этому не любовь к славе, но желание прославить победу: так и о Владыке Христе, как о победоносном Царе, весь народ показал словом и делом, что Грядущий есть Победитель, или лучше, что Он есть подлинно Бог . Ибо одному только Богу приличествуют эти произнесенные тогда слова, открывающие для разумных божественные тайны: Осанна в вышних. Что значит осанна в вышних? – «спаси»; ибо осанна по-еврейски значит – «спаси». Осанна в вышних, то есть, как вверху спасение, так внизу человеколюбие. Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! О боговедущий народ, участвующий в ангельском служении! Ходя по земле, они ликуют на небе; будучи облечены телом, касаются бестелесного, иудеи по имени, христиане на деле; миряне по жизни, апостолы по исповеданию. Они свыше получили откровение. Ибо как верховный между апостолами Петр не от своего ума, но из Божественного свыше откровения от Отца говорил Господу Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16: 16 ), и Господь, показывая, что он (Петр) получил откровение не от своего ума, но свыше от Отца, называя Петра блаженным, говорил ему – блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф. 16: 17 ): так точно и народ этот, получив свыше откровение, восклицал ко Господу, говоря: Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Теперь уместно сказать, какое и откуда мы имеем указание на то, что этот иудейский народ получил откровение свыше. Итак, откуда я покажу вам это? Самими словами Господа: Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? ( Мф. 21: 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Боже, меня Ты возвысил и умастил елеем, но мы сначала теряем и только потом жалеем: врагов моих видит око — их войско закрыло дали, — и о тех моё ухо слышит, что на меня восстали. И должен я защищаться, трудиться на поле брани, а праведник процветает, словно кедр на Ливане. Праведники ликуют под сенью Божьей защиты, они и в преклонные годы здоровы и плодовиты, они словно сад цветущий, и потому излишне о том говорить словами, как справедлив Всевышний. Он крепость наша, твердыня, и в песне пропеть мы рады, что Божий закон прекрасен и нет у Него неправды. ПСАЛОМ 92 Канонический русский перевод [Хвалебная песнь Давида. В лень прндсубботний, когда населена земля.] 1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. 2 Престол Твой утвержден искони: Ты — от века. 3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. 4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. 5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 92 Н. Гребнев ПСАЛОМ 92 Величием только Господь наделен, Могуществом препоясан, Над миром лишь Божий престол утвержден, Поэтому земли и небосклон Тверды от первого часа. Реки голос свой возвышают, И в море волна к волне Спешит; друг на друга они набегают, Но всех сильнее стихия иная: Он — сущий в Своей вышине. Нету границ откровенью святому, И свято оно искони, Принадлежит лишь Господнему дому Оно на долгие дни. 93-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 93-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Царствует Бог над народами до окончанья времён; царствует с высшим величием, с высшим могуществом Он. С нами Всесильный, Всеведущий, с нами на все времена: так Он устроил вселенную — не пошатнётся она. Ты на престоле сияющем даришь земле чудеса. Подняли реки, о Господи, к небу свои голоса; подняли реки, о Господи, подняли воды свои; волны морские могучие к небу взмели корабли! Но над морями и реками голос Господень плывёт —

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

В восьмой день собралось множество родственников и соседей, любивших благочестивую чету, чтобы разделить с ней великую радость и совершить над младенцем ветхозаветный обряд — обрезать дитя и наречь ему имя. «Захарией пусть зовется, — говорили родственники, — по имени отца» (как было обычаем у евреев называть дитя именем отца или деда или именем других родственников), находя это имя, означающее «Господь вспомнил», как нельзя более подходящим к обстоятельствам рождения дитяти, испрошенного у Бога долгой и пламенной молитвой. Но Елисавета настаивала, чтобы дитя было названо Иоанном. Тогда посредством знаков спросили у отца, как желает назвать он свое дитя. Взяв дощечку, Захария написал: «Иоанн имя ему», и тут же разверзлись его уста. Исполнившись Духа Святого, Захария воспел торжественно-хвалебную песнь Богу на рождение своего сына. В ней он прославил избавление народа Божия Спасителем: и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их… Далее, дорогие братия и сестры, по преданию, царь Ирод после избиения вифлеемских младенцев искал возможности убить младенца Иоанна, но не мог найти его и велел убить отца его Захарию, когда тот исполнял свое священническое служение в Иерусалимском храме. Престарелая Елисавета, узнав, что воины ищут младенца, убежала с ним в гористую пустыню, но она вскоре умерла, и младенец остался один в дикой пустыне. И началась жизнь ребенка, какой мир еще не видел и какой никто из детей еще не испытывал. Благодать Божия неотступно была над юным пустынником, подготовляя его суровыми условиями к великому пророческому служению, к великому подвигу исправления жестоковыйных сердец ветхозаветного народа. Пищей его были акриды и дикий мед, окружением — безмолвная пустыня, собеседниками — дикая природа и ангелы Божий, а источником духовного возрастания и питания — Дух Божий. Пробыл святой Иоанн в пустыне до тридцатилетнего возраста, проливая горькие слезы, молясь за греховное человечество и совершая другие великие подвиги, пока Господь не призвал его на общественное служение.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В последний год Своей земной жизни Христос за шесть дней до Пасхи пришел в Вифанию и оттуда торжественно на молодом осле, покрытом одеждами апостолов, направил Свое шествие в Иерусалим. Лишь только распространилась молва об Его приближении к городу, как весь народ еврейский, в огромном количестве собравшийся со всего света к празднику, 20 поспешно вышел к Нему на встречу с пальмовыми ветвями; по дороге евреи подстилали Ему одежды свои, рвали ветви 21 с деревьев и бросали их на дорогу, и в радости восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый (тот, кто идет) во имя Господне, Царь Израилев. Осанна в вышних! » 22 Это приветствие вот что значит: Осанна (помоги, Господи, Сыну Давидову; подай ему все доброе); Он Царь Израилев. Его вход благословен для всего мира – потому что он совершается во славу Божию. «Осанна в вышних», т. е. помоги Всевышний. Не радовали Христа эти народные восклицания. Он знал, что тот же самый народ чрез несколько дней будет кричать на Него: «распни! распни Его!» Потому-то среди радостных приветствий, Христос, приближаясь к Иерусалиму и его упорным, неверующим жителям, скорбел душою. А когда приблизился к самому городу, то, смотря на него и предвидя его погибель, заплакал. В слезах Он сказал: «Иерусалим! Иерусалим! О, если бы ты хоть в этот день твой (для твоего вразумления назначенный) понял и восчувствовал и признал Того, Кто служит для твоего спасения, – узнал то, что служит к миру твоему. Но и ныне (и в эти-то последние минуты) твои очи ослеплены; ты не видишь, своего спасения и Спасителя.» Слепые, услышавши радостные крики, шли за толпою. Христос входит в храм; вошли за ним и слепые вместе с хромыми. Христос всех их исцелил. В самом храме дети еврейские повторяли приветствие своих старших родных; и они взывали тоже: «Осанна Сыну Давидову!» Фарисеи еще более разозлились и сказали Христу: «слышишь, что и они говорят?» Христос ответил им: «а разве вы не читали: «в устах юных и грудных детей Ты приготовил Себе хвалебную песнь.» ( Пс.8:3 ). Фарисеи с этой минуты еще ревностнее стали искать случая убить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

В семи шагах к югу от сего места идет вправо особая пещера: в ней находятся ясли, в которые был положен Иисус Христос, и где впервые поклонились Ему волхвы и пастыри. К вертепу Рождества Христова прилегают и другие пещеры. Во-первых, пещера, где обитал Иосиф; здесь устроен престол. Потом пещера, где погребены многие из убиенных по велению Ирода младенцев: их кости хранятся за железной решеткой. Далее пещера, в которой обитал блаженный Иероним , составивший здесь перевод Ветхого и Нового Завета с еврейского и греческого на латинский язык. § 7. Поклонение Иисусу Христу вифлеемских пастырей Лk. II:8–21 . Была ночь, когда родился Богочеловек. В это время недалеко от Вифлеема, на полях, на которых Иаков некогда пас стада свои, не спали вифлеемские пастухи. Они стерегли свои стада. Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет и предстал Ангел Господень. – Не бойтесь, – сказал им Ангел, – Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос. И вот вам знамение: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. Когда Ангел окончил слова свои к пастырям, около него явилось бесчисленное множество других Ангелов, и они воспели хвалебную песнь Богу: – Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Пастыри смотрели и слушали с безмолвным изумлением. Наконец ангельские воинства мало-помалу сокрылись в глубине небес; голоса их замолкли, и на полях вифлеемских воцарился прежний мрак и прежнее безмолвие. Пастухи сказали друг другу: – Пойдем в Вифлеем, посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И тотчас же отправились. Приходят в знакомую пещеру и на самом деле видят в ней Младенца, лежащего в яслях. Тогда они рассказали все, что слышали о Нем от Ангелов. Рассказ их поразил изумлением всех, находившихся в пещере, и остался навсегда в памяти Пресвятой Девы Марии. Пастыри же, воздав должное поклонение божественному Младенцу, удалились, славя и хваля Бога. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Бого-младенца, Ему дали имя: Иисус, преднареченное Ему Архангелом Гавриилом. § 8. Поклонение восточных мудрецов Mф. II:1–12 . Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим с востока волхвы, или маги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Вероятно, пророк, немного раньше на придворном экзамене обративший на себя внимание самого царя, пользовался особым расположением и Ариоха, так как тот вступает с ним в разговор и объясняет ему, в чем дело. Тогда Даниил решил добиться личного свидания с царем, чтобы попросить его, по крайней мере, об отсрочке. При помощи, вероятно, того же Ариоха, одного из самых приближенных к царю лиц, дело удалось легко; да и сам Навуходоносор помнил пророка, относился к нему благосклонно и легко мог допустить его к личной аудиенции. Здесь пророк Даниил упросил царя 1037 дать ему сроку несколько дней 1038 , обещая со своей стороны сообщить царю как само содержание тревожившего его сна, так вместе представить и объяснение его; а тем временем просил отсрочить казнь. Может быть, при этом он прямо заявил, что хочет попросить помощи у Бога своего, так как дело касалось того, чего не могли исполнить все мудрецы силою своего ума и своих чар. Навуходоносор, не забывший, что еще на экзамене пророк оказался в десять раз мудрее тайноведцев и волхвов, бывших в вавилонском царстве, – с другой стороны – заинтересованный, конечно, своим сновидением и желая во что бы то ни стало разгадать его, согласился на просьбу Даниила, считая исполнение его обещания, во всяком случае, возможным. Пророк же, возвратившись к себе домой, передал обо всем своим друзьям Анании, Азарии и Мисаилу, с которыми он вместе жил, и четверо благочестивых юношей обратились с горячею молитвою к Богу, прося о спасении их жизни. Ночью пророку Даниилу была открыта в видении роковая тайна, о которой он пред тем молился, и в благочестивом восторге и благодарности к Богу он воспел Ему хвалебную песнь: «да будет благословенно имя Господа от века и до века, ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Вот почему Бог и порицал иудеев чрез пророка Исаию: « этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня » (Ис. 29:13). Что же послужило причиной заблуждения сердца? Неведение путей Божиих, т. е. заповедей, которые знают не столько изучающие их, сколько исполняющие. И теперь пророк назвал неведением неисполнение. Истинное знание — знание на деле. Так напр., все мы знаем море по слуху или издали, но истинное знание о нем имеют те, кто на нем трудится. « Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой » (ст. 11). « Посему » употреблено здесь не для сравнения, а для утверждения сказанного, и значит: истинно клялся, подобно тому как когда говорится: « Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем!» (Пс. 72:1), или: « как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил » (Пс. 103:24). Под клятвою разумей непреложную угрозу Божию. Если и нам не дозволительно изменять клятвам, то тем более не изменяет своих обещаний и угроз Бог. Это и обозначается словом: клятва. В чем же клялся Бог? В том, что народ иудейский не войдет в Его покой, что и случилось с прогневавшими Его в пустыне, которые умерли в пустыне и не наследовали обетованной земли. Данным выражением пророк указал и на истинный покой, имеющий быть в будущей жизни, потому что он не стал бы и говорить о последнем в заключение псалма, если бы, как говорит Павел, не представлял некоторого иного покоя, назначенного тем, которые будут повиноваться (голосу Божию), — покоя, когда Бог успокоится от всех настоящих дел. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 95 Хвалебная песнь Давида. Когда строился дом, после пленения. Не надписан у Евреев.   1. И этот псалом у евреев не имеет надписания, а имеет его лишь у семидесяти, иудей естественно отвергает их надписание, так как последнее обличает его, явно показывая, что оно направлено против народа иудейского. В самом деле, Давид, которому принадлежит этот псалом, жил на много поколений раньше плена, после которого, как говорится в надписании, построен был храм; следовательно здесь говорится о том плене, о котором говорит и Павел: « восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам » (Еф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Глава 25 1–5. Хвалебная песнь Господу. 6–9. Благополучие общины истинно верующих из всех народов. 10–12. Суд Божий над Моавом. Ис.25:1–5 . Пророк восхваляет Господа за то, что Он совершил Свои древние предопределения. Господь показал, что Он может самое невероятное сделать действительным: Он предвозвестил погибель самых сильных и цветущих государств – и вот столичные города этих государств представляют собою одни развалины! Чрез это Он и самых врагов Своих заставил чтить и бояться Его; для Своей же избранной, но подавленной врагами общины Он сделался щитом и прибежищем, сокрушив ярость врагов ее. Ис.25:1 . Го­с­по­ди! Ты Бог мой; пре­воз­несу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; пре­до­пределе­ния древние истин­ны, аминь. Ис.25:2 . Ты пре­вратил город в груду камней, твердую крепость в раз­валины; чертогов иноплемен­ников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. «Истинны, аминь», т. е. совершенно истинны, сбываются в совершенной точности. «Город». Единственное число вместо множественного (ср. Ис.24:10 ). «Чертогов иноплеменников» – выражение неясное. Condamin предлагает читать здесь вместо иноплеменники (zerim) нечестивые (zedim) и все выражение переводит так: «город перестал быть цитаделью (или крепостью) для нечестивцев». Ис.25:3 . Посему будут про­славлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, Ис.25:4 . ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре про­тив стены. Ис.25:5 . Как зной в месте безводном, Ты укротил буй­с­т­во врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование при­теснителей. «Посему». Несмотря на свое упрямство, язычники не могут не признать в этом разрушении их городов кары Божией (ср. Ис.18:7 ). «Буря против стены». Т. е. гнев, ярость тиранов, врагов Церкви, причинит ей так же мало вреда, как мало вредит толстой каменной стене дыхание бури. «Как зной в месте безводном». Зной или жара на Востоке действует чрезвычайно губительно на людей в степях, лишенных освежающей воды. С этим зноем сравнивается ярость врагов Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–6. Скорбь пророка о развращении избранного народа. 7–10. Суд Божий и милость к народу. 11–17. Слава Израиля пред языческими народами. 18–20. Хвалебная песнь пророка Господу. Мих.7:1 .  Горе мне! ибо со мною теперь – как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. «Горе мне» – описание нечестия в 1–6 понимается или как речь от лица пророка, скорбящего о развращении вверенного его попечению народа (иер. Антоний, Юнгеров), или как речь олицетворенного Сиона (Новак) или Самарии (Гоонакер), скорбящих о детях своих. Выражения Мих.7 «не радуйся ради меня» в Мих.7 «увидит это неприятельница моя» и пр. скорее дают основание думать, что в Мих.7:1–6 выступает личность коллективная – Сион или Самария. В ст. 1-м пророк образно выражает мысль, раскрываемую ниже, – мысль об отсутствии в народе правды, добра, добродетельных людей: как по уборке винограда и по собрании плодов нельзя найти ни одной ягоды, ни одного спелого плода, так и в народе ни одного добродетельного человека. В тексте LXX и слав. выражена та же мысль, но образы несколько иные. Вместо слов «со мною теперь – как по собрании летних плодов» (или точнее с евр. я сделался как собрания (keaspej) летних плодов» (kaiz) в слав. «бых аки собираяй ( ς συνγων) сламу ( καλμην солому) на жатве», причем καλμην (солому) добавлено LXX-ю. Вместо слов «как по уборке винограда, ни одной ягоды для еды, ни спелого плода» в слав. «яко пародок ( ς πιφυλλδα, маленькая виноградная кисть, вин. пад. от предшеств. гл. συνγων, собрали) во обимании винограда ( ν тр υγητφ, при уборке винограда) не сущу гроздию, еже ясти первоплодная». Слов «яже вожделе душа моя» в большей части рукописей LXX-mu нет. Мих.7:2 .  Не стало мило­сердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы про­ли­вать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Мих.7:3 .  Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи выска­зывают злые хоте­ния души своей и извращают дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010