Здесь мы обращаемся к вашему собственному суждению. Не так ли и вы любите, вы, умеющие любить? Безразлично ли для тебя, «мать», если сердце твоего детища отдается всем страстям, всем позорным соблазнам и деяниям? «Супруга!» согласишься ли ты, чтобы муж твой оставался тебе верным до первого случая изменить тебе, чтобы отдавался соблазнам, влекущим его к горю? – Итак, твоя любовь узка: узка потому, что в тот день, когда она перестанет быть любовью, в тот день, когда ты согласишься уступить другой первенство быть любимой, когда ты останешься равнодушна и холодна при этом позоре, в тот день любовь не будет уже гореть на потухшем очаге твоего сердца, и на нем останется только пепел. Что же? Вы думаете, что всесвятый Бог Евангелия I. Христа требует от нас меньшаго, чем то, чего люди требуют друг от друга? И кто, в самом деле, имеет право на наше сердце, если не Тот, Кто его создал? Из этих сокровищ глубокой нежности, из этих непреодолимых порывов, из этой горячей жажды сочувствия, из этой потребности восхищаться кем-то, поклоняться кому-то, из этой энергии человеческого сердца неужели мы ничего не принесем только Богу, вложившему все это в нас? Думаю, что вы и сами перестали бы веровать в такого Бога, который у вас потребовал бы менее самоотречения, чем вашей жизни и вашего сердца. Тем именно узок путь Евангелия, что вступивший на него имеет отныне только одну цель: служение Богу в любви. Вот что вас пугает, о братие мои! Эта исключительная любовь вас отталкивает: посвятить свою жизнь Богу, все любить через Него и для Него, терять душу свою для Него, как говорит Евангелие – это слишком узкая дорога для сердца, влюбленного в самого себя. Между тем нужно выбирать: или широкий путь себялюбия, где спасают душу свою, чтобы потерять ее, или же узкий путь любви, на котором теряют душу свою для Бога, чтобы спасти ее. (См. Беседы Берсье). III. Мы показали вам, братия, почему путь Евангелия узок. Ошибаюсь ли я, утверждая, что в то время, как я вам говорил, совесть ваша, соглашаясь со мною, тайно подтверждала мои доводы? Теперь мы заключим мое слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Палеография – дословно с греч. «древнеписание», историческая дисциплина, наиболее важная для источниковедения, очень сложная наука, находящаяся на грани искусства. П. занимается изучением истории письма. Ее задачей является подготовка старинных рукописных текстов к прочтению, очистка этих текстов от ошибок и определение по письму, его шрифту места и времени написания рукописей, если они не датированы. На основании почерков датированных рукописей П. находит характерные черты для почерков разных периодов. Основы византийской (греческой) П. были заложены Монфаконом в 1708 г. Из современным отечественных палеографов особой известностью пользуется Борис Фонкич (Москва). Палеологи – византийский род и последняя династия ромейских императоров. Первым василевсом возрожденной в 1261 г. Византийской империи стал правивший до этого в Никейской империи Михаил Палеолог. Последний византийский император из этой династии – Константин XI Палеолог Драгаш погиб при захвате Константинополя турками-османами 29 мая 1453 г. Потомки П. имели родственные связи с царями Московской Руси, которые унаследовали от них династический герб – двуглавого орла. Палестина – историческая область на Ближнем Востоке, на восточном побережье Средиземного моря, к северу от Мертвого моря, граничит с Сирией. Заселена с древнейших времен, входила в состав различных государств эпохи античности, неоднократно опустошалась завоевателями; место зарождения мировых религий, средоточие многих святынь христианства, иудаизма, ислама. Особенно знаменита памятниками Иудеи и городом Иерусалимом, священным для христиан и иудеев, а также монастырями на полуострове Синай, в горах Ливана и в пустыне Хузева. В П. активное становление монашества началось с последней трети IV в., особенно с деятельности Илариона Великого, ученика Св. Антония Великого . Другим родоначальником палестинского монашества стал Св. Харитон Исповедник, который опирался не столько на египетские образцы, сколько на местные условия. С 30-х гг. VII в. П. оказалась под властью арабов, в XII-XIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого он вошел в огонь, и – о чудо! – огонь тот, как некий свод, как будто парус, наполненный воздухом, окружил тело мученика. И стоял он посреди него не как сожигаемая плоть, но как золото, разожженное в печи золотых дел мастера, и было сильное благоухание, как будто горел фимиам или иное что из драгоценных ароматов. Наконец, увидев, что тело святого не горит, беззаконники повелели, чтобы к мученику подошел палач и умертвил его мечом. Когда это случилось, вытекло так много крови, что она совершенно угасила огонь. Наблюдая за этим чудом Божиим, вся толпа удивилась. А завистливый и злобный диавол, зная, что христиане захотят взять честные мощи святого придумал вот что. Одного сановника уговорили сказать правителю, чтобы тот не отдавал тело священномученика христианам, дабы они не стали почитать блаженного Поликарпа. Чтобы христиане тайно не взяли останки епископа Смирны, евреи взялись охранять их. По прошествии нескольких дней некий сотник бросил святые мощи Поликарпа в огонь, и они сгорели. После этого христиане, взяв то, что осталось после сожжения тела священномученика, с благоговением и почестями погребли в особом месте – во славу Христа, Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. Житие и подвиги преподобного отца нашего Харитона исповедника, спасшегося от мученической смерти в 276 году В 270 году по Рождестве Христовом в Риме царствовал Аврелиан, который хотя и был идолопоклонником, все же в самом начале своего правления не чинил препятствий христианам, поклоняющимся Истинному Богу, однако впоследствии, подвигнутый бесами, которым служил, воздвиг на христиан великое гонение. По всем областям своего царства Аврелиан разослал нечестивый указ, согласно которому правители должны были приложить всяческое тщание и усердие в убеждении христиан отрекаться от веры Христовой и возвращаться в прелесть идолослужения, а тех, кто не подчинялся, подвергать различным мукам и позорной смерти. В Иконии одним из первых христиан был схвачен и приведен на судилище к нечестивому правителю святой Харитон, так как именно он во всей окрестности был известен как самый добродетельный муж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Опору среди подвижников и подвижниц находил святитель и в самой Александрии (где феномен «городского монашества» был уже значительным фактором церковной жизни с самого начала IV в.). На монахов он опирался не только в борьбе за Православие, но и в своем руководстве миссионерской деятельностью, простирающейся до самых пограничных форпостов верхнего Египта. Наконец, постоянные усилия св. Афанасия, направленные на то, чтобы включать иноков в клир и, особенно, епископат, еще раз подтверждают внутреннее единство монашества и церковной иерархии, характерное для той эпохи и явленное в лице этого святителя с наглядной очевидностью. Поэтому точка зрения некоторых западных ученых, встречавшаяся и встречающаяся в их трудах, на монашество, как на изначально «антиклерикальное движение», не имеет под собой никакой основы. Наконец, нельзя не отметить важного значения св. Афанасия в распространении идей восточного монашества на Западе: он, например, во многом определил духовный путь известной римской подвижницы Марцеллы и епископа-аскета Евсевия Верчилльского, не говоря уже о множестве других западных христиан.    В прямой связи с египетским иночеством стоит становление палестинского монашества, хотя впоследствии оно стало обретать все более и более своеобразные черты. По словам его историка, «когда Иларион Великий и Харитон Исповедник начали дело правильного устройства монашеской жизни в Палестине, на Востоке еще не было письменных монашеских правил; руководители лиц монашествующих являлись для них обычно живым законом, идеалом, подражать которому было главною целью истинного подвижника. Иларион Великий, как ближайший ученик св. Антония, сохранил в своем сердце его заветы, и по ним старался устроить не только собственную жизнь, но и жизнь подчинявшейся его духовному руководству братии. Можно с уверенностью предположить, что наставления св. Антония, касательно жизни отшельнической, положившие начало уставу египетских пустынножителей, были известны и членам первой палестинской монашеской обители.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Евфросиния. Под храмом простирается обширная пещера со многими ходами, некогда место уединения, a впоследствии место упокоения Св. Феодосия. На северо-восток от Иерусалима направимся мы, чтоб посетить остатки первой обители, возникнувшей в Св. Земле, говорю первой потому, что почти одновременно, в конце III века, около 280 г., когда еще язычество непроглядною тьмою покрывало весь мир, возникли в Палестине две обители, одна на юге Св. Земли, близ Египетской границы, вызванная к жизни Св. Иларионом Великим и другая по дороге между Иерусалимом и Иорданом, основанная Св. Харитонием Исповедником. От первой, как мы уже сказали, следов даже не осталось, что касается до второй, то место известно и сохранились некоторые остатки. К ним мы и направимся. Св. Харитон Исповедник, как самое имя его указывает, во дни гонения римского императора Аврелиана, исповедал свою веру во Христа принятием мученичества, Смерть императора, прекратившая гонение, освободила его от казни. Тогда Св. Харитоний решил остальную жизнь свою посвятить Богу и с этою целью первоначально поклониться Св. гробу Господню, куда и направился. Но по неисповедимому промыслу Божию он не достиг на этот раз своей цели. По дороге, недалеко от Иерусалима, напали на него разбойники, обобрали скудное его имущество и связанного бросили в пещере, где жили. Здесь, когда Св. Харитоний ожидал ежечасно своей смерти, змея, вползшая в пещеру, во время отсутствия разбойников, напившись из находившегося тут сосуда с вином, отравила его. По возвращении своем разбойники, выпив это отравленное вино, погибли. Избавившись вторично чудесным образом от смерти, Св. Харитоний решился поселиться в этой пещере. Вскоре вокруг него собрались многие, привлеченные его святою жизнью, и такими образом возникла Фаранская лавра Св. Харитония. Устроив ее, Св. старец составил для нее устав и затем, поставив во главе лавры одного из подвижников ея, сам удалился в Иерихонскую пустыню, ища уединения для своего служения Богу. Это было около 300 г. Только 10 верст, правда трудной, горной дороги, отделяют Иерусалим от местности, носящей доныне имя Фары и где находятся дошедшие до нас остатки славной лавры, которые, однако, ограничиваются большою, трудно достижимою пещерою в отвесной скале.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

3. При нем стад исповедником святой Харитон. При Аврелиане был проклятый Мани, от которого на многих перешло имя манихеев 423 . 83. Тацит Тацит процарствовал два года 424 . Он поставил Максимина, своего родственника, над Ассирией. Убив его за совершенные им обиды, воины, испугавшиеся, как бы не отомстил им Тацит, убили и его 425 . И стали императорами Проб и Флориан. 84. Проб и Флориан Проб и Флориан процарствовали два года 426 . При нем [т.е. Пробе] после дождя выросло много хлеба, собрав который, сделали большие копны. (Так же, как и при Аврелиане, как рассказывают, пролились серебряные капли. А Викторин, друг Проба, попросил назначить своего друга в Британию. Тот, прибыв туда, поднял мятеж. И вот Викторин, бранимый за это императором, был послан, чтобы прекратить мятеж. Итак, притворившись, что бежит от лица императора, как друг мятежника, он был принят тем и убил его. Вернувшись же, он, как только сошел с корабля, развязал свой пояс, бросил его в море и вошел к императору без пояса. Тот разгневался, решив, что он претерпел такое от кого-то другого; но Викторин сказал, что сам это сделал, и попросил никогда больше не поручать ему государственные должности, ведь всякая власть сопряжена с опасностями и превратностями. Тот даровал ему покой и предоставил множество даров) 427 2. Убил же он всех убийц Тацита и Аврелиана, созвав их на пир в Перинф. Был убит и сам он своим окружением. И царствуют Кар, Карин и Нумериан. 85. Кар, Карин и Нумериан Кар, Карин и Нумериан процарствовали 2 года 428 . Этот Кар захватил Персию и Ктесифон, так что они оказались взяты уже четырежды: Траяном, Вером, Севером и Каром. А после кончины Кара и ослепления Карина убил его Апр, и воцарился Нумериан. 2. При нем был замучены святой Георгий и святой Вавила в Антиохии. Его убил Диоклетиан, который был дуксом Мисии. 86. Диоклетиан Диоклетиан процарствовал 20 лет 429 , будучи родом из Далмации. He справляясь с управлением государством, он назначает императором Максимиана Геркулия 430 , который был его зятем и другом. Ими было начато большое гонение на христиан 431 . В своих областях они назначают цезарями и делают своими зятьями Констанция и Галерия 432 , убедив их оставить своих супруг и жениться на их дочерях: Феодора 433 стала женой Констанция, а Валерия 434 – Галерия. 2. Галерий по просьбе Диоклетиана был послан воевать против персов; победив их в битве, он захватил и царскую ставку, и жену Сабора 435 и с величайшим триумфом отбыл к Диоклетиану, везя мешки, полные драгоценных камней и жемчуга; благодаря этому Диоклетиан первым украсил одежду и обувь драгоценными камнями и золотом. Также он приказал, вопреки исконному обычаю, совершать перед ним проскинесис и отпраздновал триумф (триумф же – θραμβος – назван так по поэтическому слову θρασις, то есть исступление, или оттого, что словом θρα называют листья смоковницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХАРИТОН ИСПОВЕДНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Харитон Исповедник, икона с житием в 22 клеймах Харитон Исповедник, Иконийский (+ ок. 350 ), преподобный . Память 28 сентября . Пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305 - 311), Максимиане (286-305 и 307-310) или Ликинии (311 - 324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы , уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога - Христа-Спасителя. Святой исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь - знаменитая в Палестине Фаранская Лавра . Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую , именуемую " Ветхой Лаврой " .

http://drevo-info.ru/articles/7360.html

О Господи Иисусе, Боже наш, Боже всякой милости и благости, поддержи нас до конца в Твоей милости и не прогневайся на нас, но прости нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 28 сентября 1. Преп. Харитон Исповедник . Знатный и благочестивый гражданин города Иконии. Упоенный духом своей землячки, святой равноапостольной Феклы, Харитон явно исповедовал имя Христово. Когда в правление царя Аврелиана началось лютое гонение на христиан, Харитона привели на суд игемона. Судья приказал ему поклониться богам (то есть идолам), на что Харитон ему ответил: «Все ваши боги – бесы, которые некогда за свою гордость были свержены с неба в преисподний ад». И [со всей ясностью] возвестил Харитон свою веру в единого живого Бога, Творца всяческих, и в Господа Иисуса, Спасителя человеков. Тогда, по приказу игемона, били и истязали тело Харитона в такой степени, что всё оно покрылось язвами и [всё] стало одной живой раной. После лютой смерти Аврелиана, постигшей злодея в означенное время, Харитон был освобожден от мук и темницы и направился в Иерусалим. По дороге [туда] схватили его разбойники, от которых по Божию Промыслу он избавился. Не захотел [преподобный Харитон] снова возвращаться в Иконию, но заключился в Фаранскую пустыню, где основал обитель и собрал монахов. Дав устав сей обители и желая избежать похвалы от людей, он удалился в другую пустыню, лежащую на пути к Иерихону, где в дальнейшем была основана вторая обитель, именуемая Харитоновой. Наконец основал он и третью обитель, Сукийскую, нарицаемую по-гречески Старой Лаврой. Скончался преподобный Харитон в глубокой старости и преставился во славу Господа своего. Было это 28 сентября 350 года. Его мощи почивают в первой основанной им обители. Преподобному Харитону приписывают составление чина монашеского пострига. 2. Св. пророк Варух . Ученик и верный товарищ великого пророка Иеремии. Предрекал возвращение иудеев из вавилонского рабства, гибель Вавилона и пришествие Сына Божия на землю. Считается, что так же, как и святой пророк Иеремия, был он убит иудеями в Египте в VI столетии до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Много людей уведены были в плен, в том числе и патриарх Захария, и унесено Древо Животворящего Креста Господня. Победа йад персами завершилась торжественным возвращением в Иерусалик Креста Господня и плененного патриарха. Это было 14 сентября 629 года. В это же время с северо-востока двигались полчища арабов. В 634 году они взяли Бостру, в 635-м – Дамаск и окружали Иерусалим. В 637 году город сдался арабам. Но и после этих печальных акций Святой город жил духовной жизнью. Александрийский патриарх Иоанн Милостивый (609–620) посылал в Иерусалим патриарху Модесту все необходимое для восстановления святынь: рабочих, железные крепления для церквей и хлеб. В житии этого святителя говорится: «Блаженный Иоанн отправил корабли с золотом и пшеницей для выкупа пленных и для оказания помощи находящимся в бедах» 782 . Великую духовную силу в этих трудных условиях проявило монашество. Начало палестинскому монашеству положил преп. Харитон Исповедник. Его исповедничество относят к царствованию Аврелиана (270–275). Харитон являлся предстоятелем Иконийской Церкви и поэтому был подвергнут заключению. Скорая смерть императора помешала гонителю выполнить свой эдикт, и заключенные, в том числе и Харитон, были освобождены. Это было в царствование Галерия Максимиана (311 год) или Максимина (312 год). Выйдя из заключения, преп. Харитон направился в Палестину. Место его пребывания здесь осталось неизвестным, но греческое слово λαρα, соответствующее русскому «деревня», «улица, где по обе стороны дороги стоят жилища», дает основание археологам считать, что преп. Харитон поселился в горной и скалистой местности с немалым количеством пещер естественного происхождения. Полагают, что это был Фаран, впервые упоминаемый Кириллом Скифопольским в житии Евфимия Великого 783 . Поселившись в Фаране, преп. Харитон положил основание заселению пещер ищущими монашеской жизни. Пустыня начиналась за Вифанией и простиралась в северном направлении до Иерихона, на востоке – до Мертвого моря, а на западе захватывала окрестности Вифлеема, Фекои и Хеврона, на юге сливалась с Аравийской пустыней 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь 11 октября. ПРАВМИР. Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии, Максимиане или Ликинии. В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога – Христа-Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь – знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители – Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой Гаврой». В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010