При этом значительное количество списков, содержащих рассматриваемый нами итоговый славянский полный перевод «Вопросоответов», находятся в архивах России. Русские списки, расположенные по датам (Сначала идут рукописи преимущественно с белой датой и определенным писцом) РГБ 247.67, 1811 год. РНБ 717.8/8, 1815 год, Пахомий. РГБ 214.530, 1815-16 года, Маркиан. РГБ 178.1.4557, 1818 год. РНБ 1106.7, перв. четв. XIX в., до 1822 год. ГИМ, Сим. 25, 1826 год, Паисий. РГБ 214.528, 1827 год, Макарий/Алипий. РГБ 178.1.7644, 1829 год. РНБ, 717.9/9, 1833 год. РНБ, 905. F.612, перв. пол. XIX в., до 1842 года, Вонифатий. Мелхиседек. РГБ 178.1.8984, 1845 год. БАН, Алекс.-Свирск. 5, 1849 год. ГИМ, Сим. 26, втор. четв. XIX в. Иларион (Ремизов). РГБ 214.529, перв. пол. XIX в., Иоанн (Наголкин). РНБ, 905. F. 158, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 531, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 532, перв. пол. XIX в. РГБ 178.1.2238 перв. пол. XIX в. РГАДА 196.1.1670, перв. пол. XIX в. РГИА фонд 834 оп. 3. д. 3912, перв. пол. XIX в. РГБ 247.68, 19 в. перв. пол. XIX в. НАРМ 2119.2.18, 60-е годы XIX в. Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив РГАДА – Российский государственный архив древних актов БМН – Библиотека монастыря Нямц РГБ – Российская государственная библиотека РНБ – Российская национальная библиотека БАН – Библиотека Российской академии наук ГИМ – Государственный исторический музей BAR – Библиотека Академии наук Румынии ИАБ – Исихазм. Аннотированная библиография   Приложение Предисловие к книге свв. Варсонуфия и Иоанна из рукописи РГБ 214.530 [л. I] К читателем. Похваление наше великому старцу преподобному Варсонуфию, и его ученику и спостнику авве святому, несть нужно: самая бо их писания, сиесть ответы их, вопрошающим, в душевное наставление поданныи, толико сладчайшии, духовно-жизненных вод источник имущии, довольно явствуют, колико отменное святаго Варсонуфия, душевное преуспеяние, и к Единому Богу присоединение бе. И святаго Иоанна его ученика и спостника, с сущею их друг ко другу о Христе любовию: всяк со вниманием благоусердно чтущий узрит, и со удивлением возчувствует в душе своей благожелательное духовное обучение; узрит душевными очесы духовноискусное наставление, каковыми способами, душе в треволнениях бедствующей проходить сквозе лукавствия духов, к зрению лучи Божественныя отрады, награждающия небесным наследием.

http://bogoslov.ru/article/6192185

 В печати. Исследователь любезно поделился текстом с автором статьи.  См. запись в рукописи РГБ 304.2. 187, озаглавленной «Статьи, опущенныя в Славянском переводе и выписанныя изъ книги под названиемъ «Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν…», в нижней части первого листа: «На подлинной печатной книге написано: «Сия книга Филокалия, посылается в Александро-Невский монастырь Господину отцу Иеромонаху Феофану, крестовому, Симеоном Ивковичем, Свято-Успенскаго монастыря Архимандритом, из Албании. В 790-м году, Апреля 10 дня».  См. РГИА ф. 796. оп. 101 д. 306. л. 21.  См. там же. л. 28.  С сентября 1801 г. Белобережская пустынь, с марта 1806 г. Свенский монастырь//ПЭ. Т. 62. С. 22.  Об этом, в частности, свидетельствуют рукописи РГБ 214.534, 214.487, 304.2.209, 304.2.41.  См. ПЭ. Т. 62. С. 22.  См. например, РГИА ф. 796 оп. 84 д. 482 «По рапорту еп. Орловского Досифея о вышедших из-за границы монахах».  См. ссылку 4.  См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24. лл. 1, 2.  См. РНБ ОСРК Q. I. 1223.  См. РНБ НСРК Q. 189  См. Сыщикова М.А. «Рукописная библиотека старца Паисия Величковского в фондах БАН СССР», Материалы и сообщения по фондам отдела редкой и рукописной книги БАН СССР. СПб., 1994. С. 253-270.  Находится в собрании СПбДА, 367-Р. Описание рукописи готовится.  См. БАН, собр. Каликина, 167 (1780), РГБ 304.2.42 (1775), 214.463 (1780-81). Написаны мон. Филимоном вместе с иеросхим. Николаем в ските Поляна Ворона.  РГБ 557.85. 1-я четв. XIX в., до 1821 г.  См. Добротолюбие в переводе прп. Паисия Величковского. ОП, СПб, 2019. Т. С. 19. Об участии св. Паисия см. также вышеупомянутую статью Пентковского А. М., прим. 5.  См. РГАДА ф. 357, оп.1(2), 286(224) (1804), 290(232) (1809), 291(136) (1809), 292(137) (1809), 293(182) (1810).  См. Житие и писания… С. 340.  См. Житие и писания… С. 275.  На л. I запись: «Принадлежит сия к числу книг Николаевскаго Бабаевскаго монастыря, состоящаго в Костромской епархии марта 28-го 1821-го года»  На л. 105 об. запись писца «Переписана книга сия в царствующем граде Москве в Новоспасском монастыре в лето Господне тысяча восемь сот осмое, того монастыря иеромонахом Иеронимом. Которую и усердствую ея высокородию матушке и благодетельнице моей Марии Петровне госпоже Протасьевой».

http://bogoslov.ru/article/6176674

Может быть, впрочем, случай, но случай особенный и исключительный, когда молитву: Всесвятая Троице, должно читать на изобразительных, а не на вечерне, непосредственно следующей за изобразительными, сливающейся с ними в один состав и отправляемой без литургии. Этот случай может быть в пяток 1 седмицы Вел. поста, если в этот день почему-либо не совершается литургия преждеосвященных даров. Так как в том самом месте, где на вечерне, отправляемой вслед за изобразительными, следовало бы читать трисвятое, Отче наш... Господи, помилуй 12 и молитву: Всесвятая Троице, в этот день и в этом случае положены молебен Феодору Тирону и благословение колива; то эта молитва вместе с предшествующими ей трисвятым, Отче наш... Господи, помилуй 12, должна быть прочитана ранее, и именно на изобразительных (Тип., л. 318 на об.). Б. Молитвословия: Буди имя Господне 3, Слава, и ныне, Благословлю Господа, читаются иногда на литургии, иногда на изобразительных, иногда на вечерне. а) На литургии, а не на другой какой-нибудь службе, эти молитвословия читаются всякий раз, когда только совершаются литургия полная или преждеосвященных даров. Так, это бывает а.а.) по средам и пяткам первых шести седмиц Великого поста и в четверток Великого канона (см. посл. в среду 1 седм., Тип., л. 318); б.б) в те постные дни св. Четыредесятницы, в которые по случаю праздника совершается литургия или не полная (см., напр., мр. гл. 24 февр., л. 191 на об., где эти молитвословия исключены из состава изобразительных и, следов., должны быть там, где место для них указывает Служебник, т. е. в конце литургии преждеосвященных даров), или полная (см. 25 март., л. 204, где они также не показаны в составе изобразительных, след., должны быть там, где место для них указывает Служебник, т. е. в конце литургии Златоустаго); в.в) в понед., вторн., среду, четв. и субботу Страстной седмицы, если в эти дли не случится праздник Благовещения (см. послед. Вел. понед., л. 336; вторника, л. 337 на об.; среды, л. 337 на об.; четв., 339 на об. и субб., л. 346); в те же дни и пяток Страстной седм., если в эти дни случится праздник Благовещения пр. Богородицы (см. под 25 март. 12 мр. гл., л. 210 на об., 13 мр., гл. л. 211 на об., 14 мр. гл., л. 212, 15 мр. гл., л. 213, где сделано особое замечание, что на, изобразительных „Благословлю Господа на всякое время, не глаголем“, – 16 мр. гл. л. 214, где замечено: „псалом 33 здесь оставляем и глаголем его на литургии“, и 17 мр. гл. л. 214 на об. См. также 24 декабр. и 5 янв., Типик., л. 132 на об., 133 на об. и 147).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1. Болгарские - в составе т. н. «Ряпова сборника» (3-я четв. XIV в.; София, Б-ка АН Болгарии. 80 - см.: Кодов X. Опис на славяиските ръкописи в Библиотеката на Българската Академия на науките. София, 1969. С. 174-181); в составе Патерика 2-й пол. XIV в. (НБКМ. 1036 - см.: Стоянов М. , Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската народна библиотека. София, 1964. Т. 3. С. 231-239); Ath. Zogr. 214 (аскетический сборник кон. XIV в.). 2. Сербские - в афонском сборнике мон-ря Ксенофонт (Кишинёв. ЦГА Респ. Молдова. Ф. Ново-Нямецкого мон-ря. Оп. 2. 2 - Овчинникова-Пелин В. С. Сводный каталог молдавских рукописей, хранящихся в СССР: Коллекция Ново-Нямецкого мон-ря (XIV-XIX вв.). Кишинёв, 1989. С. 72-74), принадлежавшем прп. Паисию (Величковскому) ; в рукописях Ath. Chil. 456 (посл. четв. XIV в.) и 640 ( Д. Каталог рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 175, 221); Ath. Pantel. 28 (1364) ( Tachiaos A. -E. The Slavonic Manuscripts of S. Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Los Ang., 1981. P. 77-78); Дечанского мон-ря (Сербия), 75 (ок. 1370); ркп. мон-ря Печка Патриаршия (Сербия). 90 (2-я четв. XIV в.; Мошин В. Рукописи nampujapшuje//Старине Косова и Memoxuje. Приштина, 1968-1971. Кн. 4-5. С. 116-117). Переводы аскетических творений Г. С. помещались обычно в монашеских сборниках в следующем составе: «Главы с краегранесием, зело полезны» (кроме различий в неск. важных местах по сравнению с греч. текстом, содержат 142 главы: помимо 137 глав главы 1-5 «Иных глав»; по редакции, числу и расположению глав большинство списков XIV-XV вв. идентичны), «Ведение известно о безмолвии и молитве», в 12 главах (из к-рых в греч. традиции известны 10); по списку ГИМ. Син. 923 (172) С. Г. Вилинским издана 2-я глава: «О том, како подобает действовати молитву»// Вилинский С. Г. Послания Старца Артемия (XVI в.). Од., 1906. С. 415-416 [Прил.] (по этой же ркп. им приведены отрывки из «Глав с краегранесием» и «Главизн о безмолвии» - Там же. С. 200-201, 250, 335-337)), «О четырех священноначяльствих» (в нек-рых списках присутствует неполный перевод; см. также: Rigo. 2005. P. XXI) «Толк о еже яко несть наша брань к крови и плоти, и что есть брань, и кто воин, и всеоружество Божие» (толкование на Еф 6. 12; греч. оригинал неизвестен), «Главизны о безмолвии» (10 глав), «Сказание малое о безмолвии в главизнах 15», «Иные главы» (только главы 6-7: «О сонныих искушениих» и «О еже како подобает възимати милостыню безмолъвнику»).

http://pravenc.ru/text/168073.html

АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 92-103 103-181 181-182 182-183 183-184 184-185 АФРЕ прп. Египетский, отшельник Нитрийский (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8 июня) 186-187 187-190 АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования 190-191 185-186 АФРОДИСИЙ прп. Палестинский ( 1-я четв. VI в.), (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.) 191-192 192-193 193-194 194-195 АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 195-196 196-197 197-198 198-199 199-204 204-205 АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 205-206 206-207 207-208 208-209 209-210 210-212 212-213 213-214 214-215 215-216 216-217 217-218 218-219 219-220 220-221 221-223 223-224 224-226 226-227 227-228 228-229 229-230 230-231 231-232 232-233 234-235 235-236 236-237 237-239 239-240 240-241 241-242 243-244 244-245 245-246 246-247 247-248 248-251 251-253 253-254 254-255 255-256 256-257 257-258 258-259 БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории 259-260 260-263 263-264 264-269 269-270 270-271 271-272 272-274 БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий 274-275 275-276 276-277 277-278 БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - " Могучей кучки " 279-280 280-281

http://pravenc.ru/vol/iv.html

трапеза храма была расширена и с того времени храм остается без существенных изменений. Престолов в храме три: в холодном во имя Архистратига Михаила, в трапезе теплой в честь Смоленской иконы Божией Матери и Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – От прежнего времени в церкви сохранилось напрестольное Евангелие изд. 1637 года. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: обязательного оклада с прихожан 837 руб., 12 четв. ржи и 12 четв. овса, добровольной платы за службы и требоисправления – 180 р. (в 1897 г.) и от земли пахотной и сенокосной 47 р. Дом для священника церковный, у диакона и псаломщика собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1 дес. 863 с., пахотной 33 дес.; план и межевые книги на эту землю имеются. Кроме того в пользу причта пожертвовано 13 дес. 263 саж. пахотной земли и 6 дес. сенокосной в разных пустошах. Вместо 4 дес. этой земли обменено удельным ведомством 24 дес. разного качества земли; крепостные документы на землю имеются. Приход состоит из села Свята, в котором в настоящее время 32 двора, и деревень: Сосняжной (2 вер. от церкви) 213 , Горловки (2 вер.), Васина (3 вер.) 214 , и Таранова (3 вер), в коих по клировым ведомостям за 1897 год числится 1,174 души муж. пола и 1,317 женского. В с. Святе существует земская народная школа; учащихся в 1897–98 г. было 100. В д. Таранове есть школа грамоты; учащихся в том же году было 20. Сергиево-горский приход Село Сергиево-горки при речках Индрусе и Важне находится в 12 вер. от губернского города и в 50 от уездного. До 1764 года это село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю; кем и когда оно было приложено в монастырь, о том мы не имеем сведений. – Не известно также, когда здесь построена в первый раз церковь . Первые документальные сведения о Сергиево-горской церкви и приходе мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1678 год; в этих книгах отмечено следующее: « Церковь преп.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

74-81; Красноречьев Л. Е. Загадки новгородских церк. памятников//Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 326-328; Секретарь Л. А. Начальный период в истории новгородского Отенского мон-ря: (Строительная деятельность архим. Харитона и архиеп. Ионы)//Новгород и Новгородская земля. Новгород, 1998. Вып. 12. С. 327-332; Антипов И. В. К архит. истории Ионо-Отенского мон-ря//Там же. 2000. Вып. 14. С. 349-359; он же. Два монастырских храма XV в. на волховских берегах//Там же. 2002. Вып. 16. С. 31-39; он же. К истории архит. ансамбля Никольского Вяжищского мон-ря (XV-XVI вв.)//Изучение и реставрация памятников древнерус. архитектуры и монументального искусства: Архит.-археол. семинар: Мат-лы науч. конф. СПб., 2007. С. 214-225. (Тр. ГЭ; 35); он же. Новгородская архитектура времени архиеп. Евфимия II и Ионы Отенского. М., 2009; Петрова Л. И. и др. Топография пригородных мон-рей Новгорода Вел.//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 103, 130-131; Антипов И. В., Жервэ А. В. Археол. изучение ц. св. Дмитрия Солунского на Славковой ул.//Новгород и Новгородская земля. Вел. Новгород, 2005. Вып. 19. С. 291-298; они же. Церковь св. Дмитрия Солунского на Славковой ул.//София. 2006. 1. С. 20-23; Красноречьев Л. Е., Секретарь Л. А. К истории строительства, архитектуры и реставрации каменных храмов бывш. Воскресенского Мячинского мон-ря//НИС. 2005. Вып. 10(20). С. 96-111; Коваленко О. Н. Церковь Дмитрия Солунского на Славкове ул. (1381, 1462): Исслед. и реставрация от прошлого к будущему//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новгород, 2007. Вып. 2. С. 68-83. И. В. Антипов Иконография Свт. Иона, архиеп. Новгородский. Покров. 4-я четв. XV в. (?) — 1-я треть XVI в. (?) (НГОМЗ) Свт. Иона, архиеп. Новгородский. Покров. 4-я четв. XV в. (?) — 1-я треть XVI в. (?) (НГОМЗ) Облик И. описан в иконописных подлинниках под 5 нояб.: «В белом клобуке, брада доле Сергиевой, седа, риза святительска» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 81 об.); «...в белом клобуке, брада доле Сергиевы, сед, ризы святительския» ( Большаков.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Прп. Иларион Троекуровский. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГИМ) Прп. Иларион Троекуровский. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГИМ) По благословению строителя Авраамия Иларий был принят в число раненбургской братии, нес послушание просфорника, свободное время посвящал чтению и молитве. Пользовался доверием настоятеля, по благословению к-рого посещал благотворителей, собирал пожертвования, чем вызвал враждебное отношение братии. Завистники оклеветали Илария, сообщив настоятелю, что он присваивает деньги себе. Желая избежать встреч с братией, Иларий перестал ходить на общую трапезу. Настоятель, обвинив Илария в прелести и неуставном «постничестве», на целый год «отказал» его «от трапезы и от хлеба». Лишь некий пономарь навещал Илария, принося ежедневно по просфоре ( Нарциссов. 2002. С. 12). Вскоре по настоянию жены подвижника Рязанский еп. Амвросий (Орлин) распорядился удалить Илария из пустыни. Согласно жизнеописанию, в присутствии всей братии его вывели на монастырский двор, настоятель сорвал с него клобук и рясу, плюнул ему в лицо и приказал всей братии оплевать Илария и вытолкать за монастырские ворота (Там же. С. 13). Иларий вернулся в келью близ с. Каликина. В ревизской сказке за 1816 г. «Ларион» значится в с. Н. Раковые Рясы вместе с матерью и братьями, их женами и детьми. Его жена в реестре 1816 г. уже не упомянута (ГАРО. Ф. 129. Ревизские сказки Раненбургского у. Оп. 19. Д. 135. Л. 462. 1816 г.; Оп. 17. Д. 81. Л. 418). Вскоре Иларий поселился в Воловом овраге в 4 верстах от с. Головинщина, рядом с местом служения своего наставника свящ. Трофима. 6 лет он подвизался в лесу в ископанной пещере, изнуряя плоть трудами и постом. Совершал молитвенное правило - вечерню, всенощные и утренние службы, на литургию приходил в храм с. Головинщина. В жаркие дни молился в лесу на поляне, совершал до 3 тыс. земных поклонов. Питался редькой, к-рую выращивал, пил дождевую воду. Весь год носил лишь длинную рубаху из холста и легкий белый халат, ходил босой. Однажды во время Великого поста Иларий 18 дней ничего не ел и в церкви упал в обморок. Когда его приводили в чувство, обнаружили на теле тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/1. Л. 23). Чугунный крест с вериг и чугунный страстной образ Божией Матери, к-рые носил Иларий на груди, а также частичка проволочной сорочки хранились впосл. в Троекуровском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/389135.html

Филяндино. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Владимирской иконы Божией Матери , Флора и Лавра Год постройки:Между 1794 и 1824. Ссылки:   Адрес: Россия, Ивановская область, Савинский район, село Филяндино, дом 49 Координаты: 56.515685, 40.913445 Проезд:От Крапивново - лесная дорога (песок, но сложная по рельефу, с ямами), от Микшино (Владимирская обл.) - полевая дорога, местами сложная (колеи, в сырую погоду - грязь). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Расположен на пологом склоне над широкой низиной, с трех сторон окруженной сельской застройкой. Замыкает это пространство с юго-запада и обращен к селу, отчего архитектурные акценты приближены к восточной стороне участка, имеющего форму неправильного многоугольника. Продольные оси основных сооружений: церкви Николая Чудотворца с колокольней (1794) и большим приделом (1884) и расположенной к северу от нее Владимирской (1824) - слегка смещены относительно друг друга. Дорожка между храмами ведет к воротам ограды (на восточном ее участке), сооруженной в 1-й пол. 19 в. и включающей в северном углу сторожку (3-я четв. 19 в.). Западную часть территории занимает кладбище с каменными надгробиями 19 в. Все постройки комплекса сложены из кирпича и побелены. Завершенные фронтоном ворота зрительно увязывают приземистый Никольский храм и его высокую шатровую колокольню с развитым по вертикали четвериком Владимирской церкви, увенчанной пятью луковичными главами на крутой кровле. С юга комплекс воспринимается компактным ансамблем, в котором легкое завершение колокольни перекликается с подчеркнуто стройным пятиглавием Владимирской церкви. Удачное расположение, живописность композиции и хорошая сохранность делают этот комплекс кон. 18 - 3-й четв. 19 в., характерный для суздальской школы зодчества, одним из наиболее интересных в области. В. Березин, В. Добронравов, 1898, с. 214-216; Токмаков, 1903, с. 97. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 229-234.

http://sobory.ru/article/?object=06179

В храмовой декорации образ И. помещается среди изображений др. пророков в верхних зонах храма: в куполе (в росписи церкви мон-ря Богоматери Перивлепты в Мистре, Греция, 2-я пол. XIV в.), в световом барабане (на мозаиках: ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия, 1146-1151, ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290, мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315; на фресках: ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница, Сербия, 1314, ц. св. Никиты близ Скопье (созданы до 1316 и поновлены в 1483-1484), ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде, 1378), на подпружных арках (в росписи ц. Рождества Христова на Красном поле близ Вел. Новгорода, 90-е гг. XIV в.), в люнетах (на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне, 546-547). В нижней части стены нефа - на мозаике собора Сан-Марко в Венеции - вместе с пророками Давидом, Соломоном и Иезекиилем по сторонам образа Богоматери, 1-я пол. XIII в. И. обычно представлен в паре с прор. Иеремией (напр., в ц. Сан-Витале). Изображение И. часто встречается в книжной миниатюре, прежде всего в иллюстрациях книг пророков с комментариями. Напр., в рукописи Vat. gr. 755 (2-я пол. X в.) есть 3 изображения И. (с 4 медальонами с погрудными изображениями отцов Церкви по сторонам от его фигуры (Л. 1); между персонификациями Ночи и Зари (Л. 107); в сцене мученичества (Л. 225)). На миниатюре из рукописи 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 20 об.) И. представлен перед началом своей книги в рост, со свитком в левой руке. Пророки Исаия и Иеремия. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Пророки Исаия и Иеремия. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Полнофигурные изображения И., как правило, иллюстрируют Песнь И. в Псалтирях (напр., в Парижской Псалтири ок. сер. X в.- Paris. gr. 139. Fol. 435v; в Бристольской Псалтири ок. 1000 г.- Lond. Brit. Lib. Add. 40731. Fol. 252; в Псалтири, созданной до 1074 или в 80-х гг. XI в.- РНБ. Греч. 214. Л. 311 об.; в НЗ с Псалтирью 30-40-х гг. XIV в.- ГИМ. Греч. 407. 504 об.). Изображение И. вместе с прор. Давидом или прор. Иезекиилем включалось в композиции, служащие иллюстрациями к вступительным текстам Евангелий в таких рукописях, как Четвероевангелия из Палатинской б-ки в Парме (Parma. Palat. 5. Fol. 5, ок. 1100) и из Национальной б-ки св. Марка в Венеции (Marc. gr. Z 540 (=557). Fol. 11v, 2-я четв. XII в.). На миниатюре со сценой «Вознесение» на фронтисписе Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162. Fol. 2v и Paris. gr. 1208. Fol. 3v, 2-я четв. XII в.) также помещены образы фланкирующих композицию пророков Давида и И. со свитками в руках; текст на свитке И.- Ис 63. 1.

http://pravenc.ru/text/674804.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010