Здесь обучались уставу и напевам Александр Сенькевич (будущий архиепископ Лос-Анджелесский Антоний), Лев Бартошевич (будущий епископ Женевский Леонтий), иподиакон Никодим Ефимов (будущий архимандрит Спиридон), Душан Веселинович (будущий иеромонах Амвросий), иеромонахи Макарий (будущий епископ Сремский), иеромонах Андрей (Фрушич) будущий епископ Банялукский, профессор Степан Гущин, псаломщик Виталий Тарасьев, священники Борис Волобуев и Алексей Моргуль, протоиерей Алексей Крышко и многие другие. Регенты школьного и гимназического храма Покрова Пресвятой Богородицы в Русском доме памяти императора Николая II Когда многим стало ясно, что пребывание за рубежом не временное состояние до «скорого возвращения на Родину», а, вероятно, разлука навсегда, русские беженцы, обжившиеся уже в гостеприимной Сербии (Югославии), стали ощущать недостаток своего административно-научно-культурно-образовательного центра. Так возникла идея о постройке Русского дома. Благодаря поддержке короля Александра, его двоюродного брата принца Павла (чья мать была из рода Демидовых-Сан-Донатто), Святейшего Патриарха Сербского Варнавы, академика Александра Белича и других покровителей русских беженцев в Сербии, определилось место, где разрешено было построить такой центр. Это была нижняя часть сада при бывшем посольстве царской России в королевстве Сербия, что на главной улице Короля Милана, напротив бывшего дворца. Огромный сад спускался до улицы Королевы Наталии (жены сербского короля Милана Обреновича, княжны молдаво-русского происхождения). Поддержка всех наших покровителей была, конечно, не только моральной. Несмотря на сборы средств среди беженцев, нужно откровенно сказать, что Русский дом был выстроен на деньги вышеперечисленных и многих других благодетелей и жертвователей-сербов. Создание проекта было поручено выдающемуся русскому архитектору Василию Баумгартену, а заботы подрядчика были возложены на инженера Юрия Владимировича Бартошевича. От закладки и освящения фундамента в 1931 году, до открытия Русского дома прошло всего два года. 9 апреля 1933 года Русский дом памяти императора Николая II был торжественно освящен протопресвитером Петром Беловидовым в присутствии членов королевского дома – королеве Марии, принце Павле, его супруге Ольге – и многих других видных гостях русского зарубежья и Сербии.

http://pravoslavie.ru/28650.html

К сожалению, существовала страшно сильная монархистская политиканская линия, но это не мешало основному направлению. Один изумительный епископ Сербской Православной Церкви, ученик нашей Троицкой церкви, владыка Андрей (Фрушич), епископ Баня-Лукский (потом он переехал в Сремску Митровицу), говорил всем своим ученикам: «Следите за тем, как ведет себя Русская Заграничная Церковь, идите за ней, и вы никогда не ошибетесь». Но, с другой стороны, разве это значило, что Зарубежная Церковь имела право отмахиваться или осуждать мученическую Русскую Церковь? Что вы! Мы должны были преклоняться перед этими мучениками. Но некоторые поступки были продиктованы не Духом Святым, а Карповым, «знаменитым», который во все вмешивался, и Введенским, и прочими, иже с ними. «Вот сила Православия» Понимаете, Русская Заграничная Церковь была миссией сохранения чистоты по отношению к нажимам власти, даже царской. Петр Великий совершил более крупные прегрешения, его батюшка тоже. Моя первая диссертация – о старообрядцах. Ведь от русской церковной массы была отсечена самая истовая часть, и спасибо им за то, что они сохранили тоже какую-то чистоту, хоть и в обрядовом отношении. Семь просфор или пять просфор на проскомидии? Слушайте, ну это же детали. Сербы служат, святитель патриарх Павел служит на одной просфоре. И что, эта литургия недействительна? Не в этом дело. Ведь основа старообрядчества – убежденность в собственной правоте (это я нигде не прочитал, своим скудоумием дошел), а не в двуперстии или трехперстии. Откуда мы знаем, как крестился апостол Павел? Может, вообще не крестился. Но если двуперстие ересь, если семь наших просфор – ересь, то тогда святой Сергий Радонежский – «еретик», ведь он же двуперстие наносил на себя. Понимаете, какая сила стоит в этом убеждении? Они шли «за единый аз». Это не неграмотность, а глубокая убежденность, что они спасают душу мученичеством. Я имел счастье прислуживать владыке Анастасию. Помню, как он рукополагал в 1942 году византолога Владмира Мошина, и эти слова Божественной благодати, которые он произносил, глядя не на нас, а куда-то ввысь… Я вам сейчас покажу его портрет, у меня есть его жизнеописание, труды, даже с дарственной надписью.

http://pravoslavie.ru/30563.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрей (Фрушич), еп. Сремский [серб. Ahдpej] (Фрушич Янко; 5.07.1916, с. Дивош в Среме - 22.03.1986, Сремска-Митровица), еп. Сремский (1980-1986) Сербской Православной Церкви. С отличием закончил богословский фак-т Белградского ун-та, успешно защитил докт. дис. «Устав монастыря в Тавенне». До епископского рукоположения преподавал в 1-й муж. гимназии в Белграде. Пострижен в монашество 11 июля 1940 г. в Боджяникском мон-ре его настоятелем игум. Платоном (Мишковым). Рукоположен во диакона 12 июля того же года, во иеромонаха 2 марта 1941 г. еп. Бачским Иринеем (Чиричем) . В 1945 г. получил звание синкелла, в 1948 г.- протосинкелла , с 1951 г. архимандрит. В 1947-1959 гг. духовник ц. Ружица в Белграде. В 1949 г. назначен преподавателем и главным воспитателем ДС св. Саввы в Раковицком мон-ре , в 1951 г.- настоятелем мон-ря. В кон. 1952 г. научный совет богословского фак-та Белградского ун-та избрал его доцентом, в 1958 г.- экстраординарным профессором. 19 июня 1959 г. хиротонисан во викарного епископа Будимской епархии, в том же году назначен администратором Черногорско-Приморской епархии; 20 мая 1961 г. выбран епископом Баня-Лукским. За время его архипастырского служения в этой разоренной войной епархии возведено большое количество храмов и построен новый собор в Баня-Луке, устроено приходское хозяйство. В 1980 г. перешел по собственному желанию на кафедру Сремской епархии. Похоронен в Крушедолском Благовещенском мон-ре . Лит.: Др. Ynokojuo се у Господу епископ сремски Ahдpej//Гласник Српске православне цркве. Београд, 1986. С. 70-71; Српски jepapcu. С. 15-16. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/115262.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 15 , С. 292 опубликовано: 25 июня 2012г. ДИОНИСИЙ (Миливоевич), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви - см. Миливоевич Драголюб. Рубрики: Сербская Православная Церковь Сербская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Епископы Сербской Православной Церкви Дионисий (Миливоевич), бывш. епископ Американо-Канадский Сербской Православной Церкви - см. Миливоевич Драголюб См.также: АНДРЕЙ (Фрушич Янко; 1916-1986), еп. Сремский Сербской Православной Церкви АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ВАРНАВА (Настич Воислав;1914 - 1964), викарный еп. Хвостанский Сербской Православной Церкви ВАСИЛИЙ (Димитриевич; ? - 1748), еп. Будимский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/178389.html