В июне 1155 года в Сутри произошла личная встреча между Адрианом IV и императором, которая уже обозначила приближение нового конфликта. В Сутри Фридрих отказался исполнить полагающуюся в соответствии с протоколом так называемую шталмейстерскую службу папе, так как усмотрел в этом вассальную подчиненность. В течение двух дней его удалось убедить в том, что начиная с эпохи Каролингов этот обычай не что иное, как пустая формальность. Неприятный инцидент римский Сенат попытался использовать для привлечения на свою сторону короля: Фридриху предложили императорскую корону за 5000 фунтов золота. Однако германский король значительно выше оценивал императорскую власть, освященную церковью, чем корону, полученную от народа Рима. Его войско без сопротивления заняло Вечный город, и в соборе Святого Петра состоялась торжественная церемония императорской коронации. Тем самым Фридрих принял на себя звание защитника папы, в чем действительно нуждался Адриан, против норманнов и римлян. Однако общность интересов у нового императора и папы проявилась лишь в отношении Арнольда Брешианского и народного движения, против которых они выступали вместе. Арнольда люди императора схватили еще в 1155 году, и по приказу папы он был сожжен, а прах его брошен в Тибр. Против норманнского королевства Фридрих не был склонен выступать, несмотря на настояние папы. Император со своим войском быстро вернулся в Германию, но и папа не мог оставаться в Риме, он примкнул к уходящему войску. Разочаровавшись в императоре, папа попытался действовать самостоятельно. Осенью 1155 года войско папы совершило вооруженное нападение на владения норманнского короля Вильгельма. Весной 1156 года Вильгельм уничтожил союзников папы, но Адриан и часть его кардиналов застряли в Беневенто (кстати, считавшемся папским владением). В результате начавшихся переговоров был заключен мир между папой и норманнами. В июньском 1156 года Беневентском конкордате, заключенном на 30 лет, папа признавал норманнское королевство Вильгельма (которое включало в себя наряду с Сицилией также Апулию, Капую, Неаполь, Палермо и Амальфи, практически всю Южную Италию). В то же время норманнский король признал папу своим сюзереном и обязался платить ему налог в размере 1000 золотых. Он гарантировал папские привилегии в церковных делах Сицилии и Южной Италии и, наконец, обещал ему вооруженную защиту против императора и римлян.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

Крестовый поход Фридриха Барбароссы предпринят был с соблюдением всех мер предосторожности, обеспечивавших возможно меньшую потерю сил на пути через византийские владения. Фридрих заключил предварительно с византийским императором договор (в Нюренберге), вследствие которого ему предоставлялся свободный проход через имперские земли и обеспечивалась доставка съестных припасов по установленным заранее ценам. Нет сомнения, что новое движение латинского Запада на Восток немало тревожило византийское правительство; в виду неспокойного состояния Балканского полуострова Исаак Ангел заинтересован был в точном соблюдении договора. Еще крестоносцы не двинулись в поход, как в Византии получено было секретное донесение из Генуи о приготовлениях к походу на Восток. «Я уже известился об этом, – писал в ответ Исаак, – и принял свои меры». Поблагодарив Балдуина Гверцо за эти известия, император продолжает: «И на будущее время имей радение доводить до нашего сведения, что узнаешь и что нам важно знать». Само собой разумеется, несмотря на внешние дружественные отношения, Исаак не доверял искренности крестоносцев, и в этом нельзя винить его. Сербы и болгары не только были в то время на пути к освобождению от власти Византии, но угрожали уже византийским провинциям; не скрываемые сношения с ними Фридриха были во всяком случае нарушением данной верности, хотя и не предусмотрены были нюренбергскими условиями. Для Византии весьма хорошо известны были намерения Фридриха овладеть далматинским побережьем и соединить его с землями сицилийской короны. Хотя Фридрих отверг будто бы предложения славян безопасно провести его по Болгарии и не вступил с ними в наступательный против Византии союз, но византийцам вполне естественно было сомневаться в чистоте его намерений; притом едва ли справедливо, что предложения славян были вполне отвергнуты, как это видно будет из последующего. 24 мая 1189 г. император Фридрих I Барбаросса вступил в пределы Венгрии. Хотя король Бела III лично не решился участвовать в крестовом походе, но оказывал Фридриху знаки искреннего расположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Во время таких поездок бывает очень много чудесных исцелений, что приводят к вере даже атеистов. Особо памятен случай, происшедший в 1985 г. Тогда Дары волхвов перенесли в храм г. Салоники. Одну из пришедших женщин стали подводить к святыне, однако та остановилась и вдруг начала сильно сопротивляться. Четыре сильных мужчин так не смогли ее с места сдвинуть. А женщина вдруг закричала: «Уходи от меня, Вифлеемский Младенец!» Тогда эту женщину мужчины силой подтащили к ковчегу, и она упала навзничь прямо перед ним. А один из монахов взял украшавший ковчег с Дарами волхвов цветок, и перекрестил им бесноватую. А второй из монахов поднял сам ковчег и им эту женщину перекрестил. Она начала рычать, и даже лаять. Пришлось силой несчастную подтащить к святыне. И тогда бесноватая замолчала, некоторое время валялась, словно мертвая, потом поднялась и тихо вышла из храма. На следующий день она опять появилась у ковчега с Дарами волхвов и приложилась к святыне уже безо всяких препятствий. КЕМ были волхвы? Волхвы, что передали Богомладенцу свои дары, имеют довольно интересную историю дальнейшей жизни. Церковный историк из Варацце Иаков в VII столетии опубликовал свои исследования назвав имена этих волхвов. Их было трое - Мельхиор, Бальтазар (Валтасар) и Гаспар (Каспар). Старинные повествования кратко описывают их внешний вид: Каспар по преданию это «безбородый юноша», Мельхиор был «бородатый старец», Бальтазар человеком «темнокожим», даже «черным». Они пришли согласно версиям из Персии, Эфиопии или Месопотамии. А когда возвернулись в свои места, то стали рассказывать своему народу о Боге, о Христе Иисусе. В честь Него они возвели часовни и церкви, где были изображены Богомладенец и Вифлеемская звезда. Есть данные и про то, что св. ап. Фома рукоположил их во епископы. Свою земную жизнь богодухновенные волхвы закончили приблизительно в одно и то же время, да и погребены были они тоже совместно. Впоследствии Византийская царица св.Елена обрела их останки и перевезла в Константинополь. Потом перенесли их в Милан. Там они пребывали до 1164 г, до тех пор когда Милан завоевал германский князь Барбаросса Фридрих. Барбаросса мощи волхвов (к тому времени прославленных святыми), перевез в Кельн. Там для них изготовили искусный и весьма богато орнаментированный ковчег, который и поныне считается среди специалистов одной из вершин ювелирного искусства.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/09/...

5 июля 1187 г. в сражении у берегов Тивериадского озера практически полностью погибли войска иерусалимского короля. Спустя непродолжительное время Салах-ад-Дин овладел Иерусалимом. Европа спешно собирала волонтеров под знамена III крестового похода. Его возглавили французский (точнее, парижский) король Филипп II Август, король Англии, Анжу, Нормандии, Турени и Пуату Ричард I Плантагенет (Ричард Львиное Сердце) и германский император Фридрих I Барбаросса. Последний, враждебно относившийся к Византии, заключил договор с иконийским султаном. В ответ правительство Исаака II обеспечило себе расположение Салах-ад-Дина, чем привело крестоносцев в ярость. Продвигаясь на Восток, Барбаросса счел себя вправе с боем брать византийские города. Смерть Фридриха I (1190) нимало не улучшила положения. В 1192 г. Ричард I захватил о.Кипр, самозваного «императора» Исаака Ангела Кипрского заковал в серебряные цепи, а остров отдал Ги де Лузиньяну, титулярному королю Иерусалимскому 107 . Тем временем Исаак II продолжал воевать во Фракии. Потерпев сперва поражение при Веррии (1190), император к 1193 г. оттеснил болгар к северо-западу за Софию и разбил союзных им сербов. Однако год спустя под Аркадиополем болгары разгромили ромейские войска. По обвинению в попытке захвата власти император приказал ослепить своего кузена, талантливого полководца Константина Ангела. Узнав об этом событии, болгары искренне обрадовались, считая, что лучшего благодеяния Исаак II не оказал бы им и при желании. Неудачам военным сопутствовали внутренние неурядицы. Бушевали церковные распри, торговля, задушенная привилегиями итальянских купцов, замерла. Товары западных «варваров», бывшие в силу этих привилегий дешевле ромейских, с конца XII столетия стали превосходить их и по качеству. Всеобщим недовольством пользовалась знать, поднимая против Исаака Ангела частые мятежи 108 . Весной 1195 г. во главе сильной армии василевс отправился в очередную антиболгарскую экспедицию. Опередив войско на марше, Исаак II неожиданно получил тревожную весть: на стоянке в Кипселах его вельможи взбунтовали солдат и провозгласили императором старшего брата василевса, Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Грациан (ум. 1179) был автором сборника канонического права, оказавшего большое влияние на развитие церковного права. Этот сборник под названием «Concordantia discordantium canonum», вероятно, вышел в свет около 1140 года и был усовершенствован трудами выдающихся правоведов церкви на папском престоле, таких, как Александр III, Иннокентий III и Григорий IX. С «романской» эпохой (X-XIII вв.) связан также расцвет рыцарской культуры. Самая прекрасная рыцарская поэзия возникла в долине Луары и Гаронны. Наиболее значительной фигурой провансальской поэзии трубадуров был герцог Аквитанский Вильгельм IX. Наиболее выдающимися представителями так называемой поэзии миннезингеров («песни восторженной любви») в Германии были Вальтер фон дер Фогельвайде, Вольфрам фон Эшенбах («Парсифаль») и Готтфрид Страсбургский (автор «Тристана и Изольды»). Но если идеалом рыцарской эпохи был герой с крестом на плаще, то в XIII веке обращения папы, призывающего к крестовому походу, встречались уже с полным безразличием. Широкие проекты IV Латеранского собора не принесли ожидаемых результатов в этой области. Венгерский король Андраш II, французский король Людовик IX, а затем Фридрих II еще возглавили крестовые походы, но без особых успехов. Андраш II принял участие в крестовом походе в Палестину, возглавив войско численностью 15 000 человек. На время своего отсутствия он отдал страну под защиту папы, а управление возложил на архиепископа Эстергомского. Войско было переправлено венецианцами по морю; Андраш в качестве платы за это отказался в их пользу от города Зары. Венгерский крестовый поход в начале 1218 года закончился без результатов. Последний акт борьбы между папой и императором (Первая половина XIII века) Наиболее трудной задачей преемников Иннокентия III было осуществление универсальной политической власти пап в борьбе с властью императора Фридриха II, достигшей в это время подъема. Фридрих II (1212–1250) рос под опекой Иннокентия III (Фридрих был внуком Фридриха Барбароссы, наследником Сицилийского королевства и Германо-римской империи).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Папа Евгений III в 1148 г. после неудачного Крестового похода Конрада III и Людовика VII, вернулся из Франции в Италию и первым делом объявил Арнольда еретиком без всякого формального суда, лишь на основании его проповедей. Республиканский Сенат Рима, вдохновляемый Арнольдом, попытался заключить союз с Конрадом III против папы. Торжественное послание сената Конраду кончилось восторженным панегириком ему: «...B Риме он должен царить, Править, как властелин, земным шаром, подобно Юстиниану. Что принадлежит Императору, то его, что Папе – то пусть будет Папы, Таково было повеление Христа, и Петр платил подать Кесарю». (А. Гаусрат, с. 342). Император не откликнулся на призыв Сената, и последний был вынужден примириться с папой. Однако даже переезд папы в Латеранскую базилику не ослабил влияния Арнольда на население и в Сенате Рима. Исход борьбы решил договор нового императора Фридриха Барбароссы с папой, оставивший арнольдистов в полном одиночестве. Новый папа Адриан IV (1154−1159 гг.) принял решительные меры и на предпасхальной неделе наложил интердикт на церкви Рима. Такая мера была впервые в истории применена к священному городу и произвела на римлян потрясающее впечатление. Не прошло и трех дней, как верующие Рима потребовали от Сената покаяния перед папой и клятвы в верности Римскому Престолу. Арнольд вынужден был бежать из Рима, но вскоре был схвачен по приказанию императора Фридриха, желавшего таким образом убедить папу в своих дружеских отношениях к нему. Мятеж в Риме был окончательно подавлен войсками Фридриха, прибывшего в Рим для коронования, а сам Арнольд повешен. Труп его был сожжен, и пепел выброшен в Тибр, чтобы предотвратить народное поклонение его останкам. После гибели Арнольда центр сектантского движения переместился во Францию, где в 1170 или 1173 году возникла секта вальденсов, широко распространившаяся по Европе. Основатель секты Петр Вальдес был богатым лионским купцом, который, несмотря на отсутствие образования, пожелал ознакомиться с евангельскими истинами по первоисточникам. С этой целью он поручил ученым перевести для него на романский язык Библию и выдержки из сочинений Отцов Церкви, а затем с большим рвением принялся изучать их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

При отсутствии политической силы, которая защищала бы слабых от неправд сильных феодалов, первым приходилось избирать одно из двух: или отдаться под покровительство феодалов, или положиться на собственные средства и самим защищаться от насилий. Большинство избрало первый путь, но многие вступили также на второй, и так как силы людей, решившихся на борьбу, взятые порознь, были ничтожны сравнительно с силами магнатов, и единичная борьба их была бы борьбою неравною, – то, с целью уравновесить ее, явилась мысль о корпоративной борьбе. После того, как была сознана потребность корпорации, вопрос заключался в том, в каких формах эта потребность найдет себе выражение. Существование духовных гильдий решило вопрос: они дали готовые формы для корпорации, и явились оборонительные гильдии. Как противовес феодальной системе, с ее дурными сторонами, оборонительные гильдии, надо полагать, прежде всего, явились во франкском государстве, потому что в нем раньше, чем в других государствах, развилась эта система. Каролинги неблагоприятно отнеслись к оборонительным гильдиям, видя в них силу, враждебную вассальным отношениям, которым они покровительствовали из военных расчётов. Равным образом и духовенство неодобрительно посмотрело на новые союзы, с одной стороны потому, что эти союзы стремились эмансипироваться из-под его влияния, с другой – потому что епископы были вместе территориальными владельцами, духовными магнатами, и оборонительные гильдии представляли опасность для их политического значения в пределах их территорий. Отсюда произошло, что светское и духовное правительства в пределах Франции и Германии вели постоянную борьбу с оборонительными гильдиями и старались уничтожить их. Против них издавали законы: Людовик Благочестивый (817), Карломан (884), Фридрих I Барбаросса (1161), Фридрих II (1219, 1232), Генрих (1231). Некоторые из этих законов изданы по настоянию духовенства, например закон Генриха – по почину епископа вормского, Генриха II (бывшего графа Саарбрюкенского). Независимо от давления, производимого духовенством на гильдии чрез посредство высшей светской власти, епископы собственнолично вели борьбу с гильдиями, – например, архиепископы кёльнские Аннон II (1056–1075) и Конрад (1238–1261) боролись с гильдиями Кельна, епископ Шпейерский Фридрих (1272–1302) – с гильдией Шпейера. Несмотря на противодействие светского и духовного правительств, оборонительные гильдии продолжали существовать в городах Франции и Германии: кроме названных городов (Кельна и Шпейера), есть следы существования их в Трире, Госларе, Франкфурте-на-Майне, Любеке, Данциге, Кенигсберге, Страсбурге, и др. Однако же борьба за существование, которую должны были вести оборонительные гильдии во Франции и Германии, не прошла бесследно для их жизни; прямым результатом ее было то, что оборонительные гильдии не достигли здесь юридически прочного положения и до нас не дошло их статутов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Учение о двух мечах В Средние века любили символы и потому называли «мечами» две власти − мирскую и духовную. Меч духовный был в руке папы, меч мирской – в руке светского правителя. Постепенно стали считать, что главное дело мирского меча – служение Церкви. Рассуждали так: в христианском обществе все должно служить спасению, а делом спасения превыше всех ведает папа. Уже в VII веке испанский святой Исидор Севильский писал: «Власть светских князей не была бы нужна, если бы она не должна была утверждать силой то, чего пастыри не могут сделать словом». Таким образом, возникло учение о том, что оба меча должны быть в руке папы. Первым сформулировал его св. Бернард в XII веке, но догмой оно никогда не было. «Оба меча, – говорит св. Бернард, – принадлежат Петру. Один (духовный) – в его руке, другой (мирской) – в его распоряжении всякий раз, когда он ему понадобится. О нем и сказано было Петру «вложи твой меч в ножны. Это значит, что меч принадлежал ему, но сам он, своею рукой, недолжен был им пользоваться». Такая теория означает полное исчезновение древнего представления о государстве, столь прочно разработанного римлянами. Согласно этому представлению, государство необходимо, т.к. иначе людям грозят беспорядок и анархия. Это называется естественным правом государства. Его признавал апостол Павел, призывая повиноваться власти, хотя у власти тогда был Нерон. Христианин должен повиноваться существующей при нем власти, пока она не велит ничего противного его совести. В средние века, что особенно для них характерно, учение это было поглощено представлением о религиозной миссии государства. Это не значит, что папы хотели вместо правителей собирать налоги, подавлять мятежных вассалов, вести войны и т.п. Но на территории двух мечей они могли посылать правителей в поход и вообще приказывать им. Они могли судить королей, смещать их, отлучать. Христианский мир того и ждал от них он считал, что наместник Божий вправе защитить от мирского зла. Точка зрения императоров Германские императоры тоже создали понемногу учение, утверждающее их первенство и власть над папами. Оттон великий (912−973гг.) мечтал о том, что он, как Карл Великий, обратит варваров и будет править полновластно всем христианским миром. Генрих IV (1050−1106гг.), враждовавший с Григорием VII, ссылался на права императоров. В XI веке были отысканы старые рукописи по римскому праву. Императоры XII–XIII вв. стали ссылаться на это право. Фридрих Барбаросса (1152−1190гг.) считал себя преемником римских императоров. Его преемники (например, Фридрих II, 1218−1250 гг.) претендовали на верховную власть над всеми западными правителями. Папу они тоже считали своим подданным. По их мнению, он владеет своим государством с их разрешения («ех permissione nostra», – как сказал Фридрих II, 1440−1471 гг.). Именно себя они считают высшими представителями воли Божьей на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Давалось объяснение, что виной всему – внезапность нападения… и разбуженные вражеской артиллерией советские солдаты и офицеры мечутся в исподнем по плацам военных городков. В других исследованиях столь же убедительно демонстрируется, что дата нападения советскому руководству была известна, и войска якобы получили приказы к боевому развертыванию. Есть и всякая авторская экзотика типа того, что армия «бастовала», так как была недовольна советскими реалиями. Или, наоборот, наши солдаты, жертвы собственной пропаганды, не верили, что свой брат рабочий – немецкий солдат – посмеет стрелять в братьев по классу. Но как бы ни были авторы уверены в правоте своих теорий, как бы удачно ни обыгрывали в своих трудах эту больную тему, все равно между их выводов сквозит: «Как же так? Почему?» Одно простое объяснение Вы знаете, я не буду разбирать этот пласт литературы. Дам всего одно простое объяснение – и это будет самая короткая глава в книге. Даже без эпиграфа. Немцы были сильнее. Всё. «К началу нападения немецко-фашистские войска имели двукратное, а на направлениях главных ударов 4-5-кратное численное превосходство в живой силе и боевой технике» . Это не говоря о качестве техники, моральном духе покорителей Европы и заслуженно хваленом немецком «орднунге» в войсках. Их было больше, и они, признаемся, умели воевать лучше всех в мире. Остановить немецкую военную машину тогда не мог никто. На тот момент. Вот и все объяснение. Точка. А потом Россия сосредоточилась. Потом сильнее стали мы. Почему начало войны – не поражение, а победа? Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII-41 Надпись, процарапанная на стене Брестской крепости Зачем гитлеровские стратеги дали плану нападения на СССР имя Барбароссы – средневекового германского полководца, утонувшего в реке во время зарубежного похода? Загадка. Наверное, плохо знали историю. Наверное, им просто показалось звучным итальянское прозвище Фридриха Рыжебородого, сына Фридриха Одноглазого. Эх, постоянно призываю, господа, не ленитесь, учите историю. Узнаете много интересного. Не в бою, не от ран, даже не от яда погиб Барбаросса, а просто полез в воду, не зная броду.

http://pravmir.ru/pravda-o-pervyx-dnyax-...

8. Возвратимся к делам крестоносцев и их государств в Палестине. В 1144 г. атабег Мосула по имени Зенги взял штурмом Эдессу. Буферная зона, прикрывавшая христианские государства с северо-востока, была утеряна. Падение самого первого крестоносного государства вызвало шок на Западе. Срочно был провозглашен новый крестовый поход - Второй (1147-1148 гг.) . Проповедовать взялся наиболее знаменитый проповедник того времени св. Бернард Клервосский - основатель ордена цистерцианцев. Его репутация в тогдашней Европе была чрезвычайно высока. Он уже имел некоторый опыт в восточных делах: например, при его участии был разработан устав ордена тамплиеров. Казалось, что начинание, предпринятое таким святым лицом, не может кончиться неудачей. Но вся дальнейшая история показала, что когда за дело берется неумный и фанатичный человек, опьяненный своей популярностью и к тому же свято верящий, что его устами глаголет Сам Господь, результаты могут быть только плачевными. По мысли папы Евгения III, возглавить поход должен был французский король Людовик VII Благочестивый. Именно к его двору и направился св. Бернард. Пламенной проповедью он убедил короля и его вассалов отправиться в крестовый поход. Вдохновленный своим успехом, св. Бернард отбыл ко двору германского короля (впоследствии императора) Конрада III. Используя все силы своего красноречия, Бернард буквально вынудил Конрада принять участие в крестовом походе. Когда папа Евгений узнал об этом, он был в ужасе: Конрад нужен был ему как союзник в Европе для борьбы против норманнов, да и, кроме того, он понимал, что крестовый поход с разделенным руководством вряд ли будет успешным. Однако его авторитет не мог и близко сравниться с авторитетом св. Бернарда («Говорят, что папа не Вы, а я», - скромно писал ему Бернард), и папе пришлось смириться. Итак, в поход отправились две армии - немецкая и французская, каждая из которых возглавлялась королем. С немцами шли их вассалы, в том числе король Владислав Богемский и Болеслав IV Польский. В армии присутствовал племянник и наследник Конрада Фридрих, герцог Швабский, - будущий император Фридрих Барбаросса.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010