«Вшедшу мне, сказывал он, внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крыше гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огнь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат “Господи, помилуй!”, не жжет, и от сего-то огня уготованные кандила и свещи возжигаются. Но впрочем, присовокупил он, как и откуду явление сие бывает, сказать не могу.» (Иеромонах Мелетий. 1793–1794 гг. ). «Живо я очутился на площадке у храма, где меня обступили многие из наших паломников. Все они, в слезах полного умиления, радости и счастия, указывали мне, что Благодатный огонь не жжет. Многие из них и при мне обводили шею, руки и обнаженную грудь этим огнем, и он действительно не жег, он начинает жечь только тогда, когда пучок разгорится ярким пламенем. По примеру и указаниям моих знакомых паломников, все это я лично испытал. Обводя этим Благодатным огнем и шею, и руки, я не чувствовал никакой боли». (Константин Ростовцев, член Императорского православного палестинского общества (1896 г.). – «Православная жизнь». 1962. 4). «Этот огонь обладает особыми чудесными свойствами: в первые минуты он не жжет, его можно прикладывать к лицу, как бы умываться им. Я сам прислонял огонь к лицу. Говорить здесь о самовнушении бессмысленно: не могу же я внушить своим волосам, чтобы они не загорались от огня» (Архимандрит Рафаил (Карелин). – ). Сестра Фотиния из монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. 2007 год Живя в монастыре святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, я специально спрашивал сестер, которые многократно бывали в Великую субботу в храме Гроба Господня. Они все проверили на себе это свойство Благодатного огня. Скептики пытаются собрать заявления лиц, которые утверждают, что огонь их обжигал. Возможно, так и было, но весь вопрос в том, сколько прошло времени. Как образ схождения и продолжительность ожидания в разные годы неодинакова, так и продолжительность времени, когда огонь сохраняет это чудесное свойство, разное. Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «Когда я по прошествии некоторого времени, может быть, пяти минут, решил повторить то же, то почувствовал другое – огонь уже жег». Сестра Елизавета из Гефсимании говорит, что прошло минут 15, а огонь все еще не обжигал. Никакого противоречия нет. Если не смотреть специально на часы, то восприятие времени бывает очень субъективно. Важен сам факт .

http://pravoslavie.ru/4298.html

Филипп, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты. 25 янв. Филипп, муч. Никомидийский, со Стратоном и др. 17 авг. Филипп, муч. Апамейский, из 70 воинов, пострадавших с Маврикием ок. 305 года. 22 февр. Филипп, митрополит Московский, ум. 1570. 9 янв. и 3 июля. (Перенесение мощей его из Соловецкой обители в Москву в 1052 г.). Филипп синклитик, жена его Лидия и чада, мучч. Иллирийские при Адриане. 23 марта. Филицата и 7 сынов ее, пострад. в Риме ок. 104 года. 25 янв. Филогоний, еписк. Антиохийский, ум. ок. 321. 20 дек. Филоктимон, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Филолог, из 70 апп., с Патровом и др. 5 ноября. Филонилла, мученица 1 века, с Зинаидой. 11 окт. Философ, муч. Египетский, при Декии. 31 мая. Филофей, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Филофей, пресвитер и чудотворец, из Мравина. 15 сент. Филумен, муч. Анкирский при Аврелиане (ок. 274). 29 ноября. Фил, из 26 мучч. Готфских 4 в. 20 марта. Финесс св. 12 марта. Фирмин и Фирмос, мучч. при Диоклетиане, с Орентием и др. 24 июня. Флавиан исповедник, патриарх Цареградский, ум. 449. 18 февр. Флавий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Флегонт, из 70 апп , еп. Марафонский. 8 апр. Флорентий муч., СолунянИн.13 окт. Флорентий, преп. Нурсийский, с пр. Евтихием. 23 авг. Флор и Лавр, мучч. Иллирийские. 18 авг. Флор преп., еп. Амисский. 18 дек. Фока, еп. Синопский, муч. при Траяне. 22 сент. и 22 июля. (Перенесение мощей его). Фока градарь, муч. Синопский (ок. 320). 22 сент. Фока, муч. Цареградский при Льве Исавр., с Иулианом и др. 9 авг. Фока, преп. Палестинский 5 века. В субб. с. Форвин преп., с Феоной и Симеоном. 5 апр. Фортунат, из 70 апп. 4 янв. Фостирий преп. 5 янв. Фотида и сестра ее Фотина Самаряныня, мучч. Римские при Нероне. 20 марта. Фотиния, преп. Палестинская 5 в., с преп. Мартинианом. 13 февр. Фотин, он же Виктор, сын Фотинии Самаряныни, муч. Римский при Нероне, с матерью. 20 марта. Фотин муч., из 70 воинов, постр. с Маврикием в Апамее Сирийской ок. 305 года. 22 февр. Фотий, муч. Никомидийский, при Диоклетиане, с Аникитой. 12 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

1123 Впервые с этим документом познакомил читателя Н.М. Карамзин (История Государства Российского. Т. 2. СПб., 1816; последнее академическое переизд.: Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12–ти т./Под ред. А.Н. Сахарова. Т. Н–Ш. М., 1991), следом за ним – Н. Власов (Путешествия русских людей в чужие земли. Ч. 1. СПб., 1837) и И. Сахаров (Путешествие русских людей по Святой земле. Ч. 1. СПб., 1839). Издания см.: Путешествие игумена Даниила по Святой земле в начале 12 века/Изд. Археографич. комиссией под ред. А.С. Норова , с его критич. прим. СПб., 1864 (с этого издания выполнены франц.: СПб., 1864; греч.: СПб., 1867; и нем. пер.: Lpz., 1884); Лицевой список Хождения Даниила паломника/Вст. ст. М.А. Веневитинова. СПб., 1881; Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена: 1106–1107 гг./Правосл. Палестинск. сб. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3; Веневитинов М.А. Хождение игумена Даниила в Святую землю в начале 12 века/Летопись занятий Археографической комиссии 1876–1877. Вып. 7. СПб, 1884; Хождение игумена Даниила/Подг. текста, пер. и комм. Г.М. Прохорова/Ред. Г.М. Прохоров. СПб., 2007. 1124 Следует указать хождения Антония Новгородского (в миру – Добрыни Ядрейковича; н. 13 в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (14 в.), иеродиакона Зосимы (15 в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (16 в.; см.: Хожение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока/Записки русских путешественников 16–17 вв./Сост., подг. текстов, комм. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной. М., 1988), монахов Арсения Суханова (см.: Проскинитарий. Казань, 1870; Проскинитарий Арсения Суханова /Записки русских путешественников 16–17 вв. М., 1988), Ионы Маленького (17 в.), московского священника–старообрядца Ивана Лукьянова (1702; см.: Путешествие в Святую землю священника Лукьянова/Рус. архив. 1863. Вып. 1–5 изд.: 1866]; Путешествие в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1710–1711. М., 1864; Иоанн Лукьянов. Описание пути ко святому граду Иерусалиму/Журнал Моск. патриархии. 1992. 8; Понырко Н.В. Иоанн Лукьянов/ТОДРЛ. 1990. Т. 44; Травников Н. Житие и хождение Иоанна Лукьянова/Журнал Моск. патриархии. 1992. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первую попытку составить каталог греческих рукописей монастырской библиотеки предпринял в 1870 г. архимандрит Антонин (Капустин ) (1817–1894), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (см. его: Из записок синайского богомольца. Киев, 1873). Он описал 1310 рукописей – примерно половину имевшихся тогда в библиотеке. Один экземпляр каталога о. Антонин оставил в монастыре, а второй подарил Императорскому православному Палестинскому обществу. Дело продолжил другой русский исследователь – В.Н. Бенешевич. В начале 20 в. он трижды побывал на Синае и практически завершил каталогизацию греческих рукописей, начатую Преосвященным Порфирием (Успенским) , – см.: Описание греческих рукописей монастыря Св. Екатерины на Синае. Т. 3. Вып. 1. СПб., 1917; Beneshevich V.N. Les manuscrits grecs du Mont Sinaí et le mond savant de ГЕигоре depuis le 27 е siecle jusqu’ a 1927. Athenes, 1937 (Texte und Forschungen zur Byzanti- nisch-Neugriechischen Philologie 21). Бенешевич также опубликовал первое археологическое описание монастыря (см.: Памятники Синая археологические и палеографические. Вып. 1. Л., 1925) и обширный справочник «Лица, бывшие на Синае, и труды о Синае». Грузинские древности, хранящиеся в монастыре, описал профессор Санкт–Петербургского университета Александр Антонович Цагарели (1844–?) [ Цагарели А.А. Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае/Правосл. Палестинск. сб. 1888. Т. 4. Вып. 1 (10); в приложениях: Каталог грузинских рукописей монастыря Святого Креста близ Иерусалима; Каталог грузинских рукописей Синайского монастыря; Палестинские надписи; Письмо царя Ираклия II). Значительная часть этого труда появилась в немецком переводе в Zeitschrift des deutschen Palastina–Vereins и в английском (Оксфорд, 1894)]. Каталогизацию грузинских рукописей монастыря Св. Екатерины продолжил Николай Яковлевич Марр (1865–1934), академик Императорской академии наук (1912), затем – АН СССР (см.: Описание грузинских рукописей Синайского монастыря. М.; Л., 1940; также: Джавахишвили НА. Описание грузинских рукописей Синая (на груз. яз.). Тб., 1947). С 1990 г. грузинскими учеными ведется работа по составлению 2–х томного каталога этих рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитрий Вершинский , «Месяцеслов православно-кафолической восточной церкви 1856; « Афонский патерик или жизнеописание святых, на св. Афонской горе просиявших, 1860, изд. 3е, 1867 г., «Вышний покров над Афоном», 1860; «Подвижники благочестия на Синайской горе», 1860; П. Казанский , «История православного монашества на Востоке», 1854 и 1873; Дебольский, «Дни богослужения», изд. 5е, 1857 г.; П. Соловьев, «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания Константинополя турками», 1862; И. Крылов, «Жития святых апостолов», 2 ч., М. 1863–64; «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», перев. с греч., Спб. 1856; «Сказания о мучениках христианских, чтимых православно-кафолическою церковью», Казань 1865; «Жития святых жен в пустынях Востока», Вятка 1871; Е. Голубинский , «Краткий очерк православных церквей: болгарской, сербской и др. (список болгарских и сербских святых на стр. 656 и след., В. Гурьев , «Мученики воины; Сахаров: «Сказания русского народа», т. II, 1841–1846 гг.; «Палестинский Патерик», 11 выпусков, 1885–1900, изд. Палестинск. Общ., а также «Древние палестинские обители», 1895, «Православный Палестинский сборник; С. Снессорева, «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон», 1891; «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», изд. Пант. м., 1897; Хр. Лопарев, «Описание некоторых житий святых», «Виз. Врем.» 1897, стр. 337 и сл.; «Паломник Антония архиеп. новгородского», «Сб. Пр. Пал. Общ.» в. 51, 1899 г., изд. Савваитова; М. Хитрова , «Жизнь пустынных отцов», 1898 г.; А. Дмитриевский , «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках пр. Востока», т. I, Уставы, 1897; Сергий, архиеп. владимирский, «Полный месяцеслов Востока», 2 т., 1875–1876, второе изд. 1901; его же, «Месяцеслов всех святых, празднуемых православною восточною церковью», изд. (Св. Синода, 1891; его же, «Лицевые святцы», М. 1895 — 1898; его же, «Христианский месяцеслов, изд. м. син. тип., 1903 г.; его же, «Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX веке», «Странннк» 1900 г.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

146 Mansi, t. VIII, с. 833: non una tantummodo, sed plures per succedentes annos Monophisitarum cum catholicis collationes habitae intelligantur. 148 У Лоофса (S. 266– 268 его монографии) приводятся эти близкие по мыслям и по выражениям места из сочинений Леонтия и актов прений с севирианами. Серьезного, тем более решающего значения мы не придаем этим параллелям. Очень условно понимание близости вообще, а в данном случае такая близость без натяжек может быть указана лишь во внутреннем идейном содержании, но никак не во внешней форме речи. 151 Coteleriï Ecclesiae Graecae monumenta t. III, vita Sabae p. 342, Палестинск. Патерик стр. 110. 152 Церковное общество в памятниках VI-ro века всегда делится на синодитов, диакриноменов и апосхистов ( σινοδται, διακρινομνοι, ποσχσται) т. е. на твердых последователей Халкидонского собора, на колеблющихся в признании его, и на отступивших от церкви вообще всяких еретиков. 171 Cotelerii; t. 3 vita Sabae, р. 274, 374; 544, 545: здесь указывается на принадлежность к оригенистам Евагрия, Нонна и Дидима. 173 В «Луге духовном» Иоанна Мосха есть упоминание о пресвитере Нонне, который подвизался в VI-oм веке в киновии Феодосия, вблизи Иерусалима, Migne SG. t. 87, с. 2951АВ. На этого Нонна указывает и Рюгамер (S. 60), как на лицо подразумеваемое в указанной нами схолии, Нонн, еп. Гергесинский, упоминается в подписях под актами собора 536 года. 174 Таковы – в Contra Nestor, et Eutych. с. 1281 ВС и с. 1284 CD., в Adversus Nestor, с. 1402 В, с. 1656 CD. в Contra Monophys. с. 1748D и др. 179 Cotelerii, t. II, Vita Euthymii, р. 3. B прологе к Vita Sabae Кирилл говорит: я с намерением и точностью указал места, время, лица, имена, дабы каждый мог и сам удостовериться в истине подробным ее испытанием, Ibid, t. III, Vita Sabae. 180 Cotelerii, t. III, Vita Sabae, p. 372 и д., см. также Migne t. 86 I, с. 229 Notitiä Theodorus Scythopolita. 181 Krumbacher: Gesehichte der Byzant. litterat, Munchen 1897 г. S. 186; ср. Арх. Феодосия: Палестинское монашество, Киев 1899, введение; ср. также A. Couret: La Palestine sous les empereurs Grees (326 – 636). Grenobl, 1869. p. 206: здесь дается прямо восторженный отзыв о произведениях Кирилла Скиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Фармаковский Б., Византийский пергам. рукоп. свиток, в Извест. Русск. Археол. Инст. в Константинополе, т. VI, вып. 2–3. стрр. 329–332, и относящ. к ним табл. I; архим. Макария Археолог. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. II, стрр. 258–259. В житии Стефана Чудотворца († 794 г.), написанном учеником его Леонтием, рассказывается между прочим, как преподобный держал «свой святой крестообразный посох» (Палестинск. Патерика стр. 114. СПБ. 1900), Преосв. Порфирий в своем «Первом путешествии на Афон» (стр. 209) упоминает о двух жезлах преп. Афанасия Афонского : одном железном с крестом на верху, а другом, по-видимому, деревянном, который он называет патерицею. Есть основания утверждать, что в более поздние времена в Греции, как, быть может, и на Руси (Историко-статистич. описание Смоленской епархии, стр. 149. СПБ. 1864) у игуменов, по крайней мере, некоторых монастырей, подобно патриархам Константинопольским, было по два посоха, получавшихся при самом производстве. В уставе Михайло-архангельского на горе преп. Авксентия монастыря, ктитором которого был импер. Михаил Палеолог, между прочим говорится, что настоятель его получал из рук самого царя, по своем избрании, βδον κα βακτηραν (Дмитриевского Τυπικ, стр. 775). Пастырский посох (baculum) Типик отличает от настоятельского жезла. Первый вероятно устроялся в виде деревянной клюки, второй, увенчанный, надо думать, крестом, походил на диканикий и был употребляем в более торжественных случаях, например, по праздникам за богослужением (Сн. преосвящ. Порфирия Путешествие в Осоолимпийские монастыри, стр. 293, 318). В русских описях архиерейского имущества XVIII столетия вслед за обычными посохами перечисляются иногда «понахидные», вероятно, черного цвета (Описан. дел и документ., хранящ. в архиве св. Синода, т. I, стр. XLIX, CLXVII), а у старых наших исследователей (Амвросий, Ист. Росс. Иерарх, ч. I, стр. 394) среди служебных отличий одного и того же лица, например, архимандрита Троицкого Слуцкого монастыря рядом с патерицею называется и посох.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

когда он был один (см. ниже); а во-вторых, в др.-славянском переводе, не доверять которому у нас не имеется ровно никаких оснований [дословное сличение с Migne убеждает в большей сохранности (по полноте и правильности) текста греческого оригинала др.-слав. перевода, нежели издания], Зоил прямо назван Егеатенином. 2755 Киликия и Киликийцы упоминаются в главах: – 3. 22. 41. 51. 59. 61. 80. 115. 123. 177. 183; гор. Эги – в гл. 27. 29. 31. 32. 57. 86. 2756 Можно обратить внимание на употребление 1-го личного местоим. един. числа в некоторых рассказах, касающихся Киликии и г. Эгов, тогда как в начале VII в. в этой местности Мосх был уже вместе с Софронием. Именно, когда одни повествования имеют: «нам» (рассказали – гл. 51 и 58), «мы» (пришли, гл. 87), в других употреблено «я» (видел – гл. 31:32); а кроме того и начало глав составлено несколько в иной форме, чем обычно. Не относятся ли эти главы к раннейшему периоду его деятельности, когда тетрадь его «душеполезных» рассказов только начинала заполняться, причем в основу ее были заложены события, поразившие его внимание еще на родине? 2757 Vailhe (op. cit., 1081) при восстановлении отдельных моментов Мосховой жизни ее палестинского периода считает правильным такой именно порядок, т. е., ставя на первое место Лавру Феодосия. Но достаточно взять 93 главу, чтобы убедиться в неточности подробного настроения Мосховой биографии. В лавре Феодосия последний жил не ранее 80-х годов VI века. 2758 Гл. 67. Лавра Илиот была расположена при горе Искушения на Хорафском потоке, на северо-запад от Иерихона. см. Сладкопевцев, Древн. Палестинск. Обители, вып. 2, стр. 86. 2759 В 134-й гл. Мосх пишет: «в окрестностях св. Иордана был отшельник по имени Феодор. Однажды он пришел ко мне в келлию», которая находилась, как видим дальше, вблизи лавры Илиот: «получая ежедневную плату в пять фолер, он ходил в лавру Илиотскую, близ меня». 2761 Рассказанное в 134 гл. событие произошло во дни Иерусал. Патр. Иоанна, управлявшего Церковью с 574 по 593 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Максима Грека , ч.III, стр. 154–6). «Римского убо папы, – писал Максим – отпадша от лика православных архиереев, рукоположения и отвращатися и отметати достойно и праведно есть и нужно зело; а константиноградского вселенского патриарха, во всяком православии и благознании Божиею благодатию даже и досель сохраняемого, рукоположения коея ради вины отметатися, о пречюдный?» Вся книжно-исправительная деятельность препод. Максима, послужившая для него причиною столь тяжких злоключений, была ясным проявлением мысли, что русская церковь в своем богослужебном чине должна иметь для себя образцом греческую церковь и пребывать с ней в союзе и единстве. Та же самая мысль лежит в основе деятельности препод. Дионисия и его сотрудников по исправлению церковно-богослужебных книг. Что эти справщики, вопреки мнению г. Д. Скворцова (Дионисий Зобниновский архим. Троицко-Сергиева монастыря, историч. исслед., Тверь 1890, стр. 211–214), пользовались для своего дела греческим текстом и вообще в своей книжно-исправительной деятельности являлись прямыми продолжателями препод. Максима, поборниками мысли о необходимости исправления русских богослужебных книг по греческим, см. в исслед. проф. Н.О. Каптерева: Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия (Правосл. Палестинск. Сборник, вып. 43, Спб. 1895), стр. 40–43. В дополнение к указанным здесь основаниям считаем возможным отметить здесь еще одно, хотя и не достаточно определенное, свидетельство, насколько нам известно, еще не останавливавшее на себе с этой стороны внимания исследователей. Ив. Неронов в послании к Алексею Михайловичу от 27 февр. 1654 г. говорит, между прочим, что благоверные великие князья русские и цари чрез великих, просиявших благочестием, святителей и преподобных отцов «до конца Божественное писание уясниша и тиснению печатному предаша, ко утвержению православной християнской веры, преводяще сих духовными и святыми мужи от греческого языка на словенский, якоже реку досточудным онем мужем и в добродетельном житии просиявшим, преподобным Максимом Греком и прочими таковыми» (Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Ренана «Жизнь Иисуса», основанное на выводах из Библии и рассматриваемое с точки зрения исторической критики и философии. M.. 1889 (имеется также пер.: СПб., 1864). 1351       L’histoire de l’Église depuis la Naissance de N.S. Jésus Christ, jusqu " à nos jours, composée sur les documents originaux et authentiques. Vol. 1–7. P., 1870–1882 (2me éd.: P., 1885–1889); История Церкви христианской от Рождества Господа Нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Геттэ/Пер. с франц. Т. 1–3. СПб., 1872–1875. 1352       См., например: Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894 (переизд.: СПб., 2003); Феодосий (Олтаржевский), иеромонах. Палестинское монашество с IV до VI в.//Правосл. Палестинск. сб. 1896. Т. XV. Вып. 2 (44); и др. 1353       Так, политика Павла I относительно госпитальеров привела к всплеску интереса к истории этого духовно-рыцарского ордена: Алябьев А. Сношения России с Мальтийским Орденом до 1789 г.//Россия. Вып. 5. M., 1893; История сокращенная державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. СПб., 1800; Карнович Е.П. Мальтийские рыцари в России. M., 1880 (в издание включена работа: Берг Э. Краткая история Мальтийского ордена); Краевский Г. Краткое топографическое, историческое и политическое описание Мальты и Державного Ордена святого Иоанна Иерусалимского. СПб., 1800; Лабзин А.Ф., Вахрушев А. История ордена святого Иоанна Иерусалимского: В 5 т. СПб., 1799–1801 [перевод книги аббата P.O. Верто д’Обефа (1655–1735) Histoire des chevaliers de Malte, вышедшей в Париже в 1726 r.; 2-е изд., продолженное: Бюсси, 1859]; Мальтийские рыцари в России. СПб., 1880; Черенков И. История державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. Воронеж, 1803. Опасность, которая усматривалась в проникновении миссии иезуитов на территорию Российской империи, стимулировала исследования истории этого ордена: Демьянович А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010