Далее святой Павел обосновывает свой призыв удаляться от высокомерия: мы составляем одно тело во Христе (ср.: Рим.12:5 ). Это место Священного Писания часто цитируется святыми отцами и современными проповедниками слова Божия, так как единство во Христе – это то, что предостерегает нас от превозношения друг над другом. Осознавая это единство, человек не пытается отсекать себя от ближнего высокомерием 231 . Человек, держащийся высокого о себе мнения, надеющийся на свои силы и пренебрегающий Божией благодатью, проявляет самообман. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 ). «Обрати внимание, – говорит святой Иоанн Златоуст , – кто считает себя чем-нибудь, тот ничто, и первым доказательством ничтожности своей представляет именно такое легкомыслие» 232 . Против высокомерия апостол даёт следующее наставление: Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом ( Гал.6:4 ). Этим апостол показывает, что только своим поступкам человек может дать оценку и их судить. Глубинным размышлением над своей жизнью будет положен конец тщеславию, потому что «кто научится не хвалиться перед ближним, тот без сомнения скоро перестанет хвалиться и в себе. Привыкший хвалиться только в себе, а не перед другими, скоро исправит и этот недостаток, потому что, кто не считает себя лучше других (это и значат слова – не в другом), но хвалится только собою, рассматривая себя одного, тот перестаёт наконец делать и это» 233 . Изучая только себя, человек достигает нищеты духовной, потому что, останавливаясь только на своей душе, всё больше видит свои пороки и страсти. Таким образом, смиренномудрие является проявлением осознания своего «ничтожества» и бессилия без помощи со стороны Божественной благодати. Сам апостол о себе пишет так: благодатию Божиею есмь то, что есмь ( 1Кор.15:10 ). Следовательно, каждый христианин должен признавать своего ближнего высшим себя ( Флп.2:3 ), должен быть послушным воле Божией, следуя за Христом (см.: Флп.2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подражательный пример смирения являет Сам Христос, Который, будучи Богом, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам ( Флп.2:7 ). Тем более человек, обладающий слабостями, имеющий греховные пороки и недостатки, не могущий что-либо совершить без благодати Божией, должен подвинуть своё собственное «я» в сторону, а на главное место в своей жизни поставить Бога и ближнего. Сам Господь смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп.2:8 ). Так же и человек, подражая Господу, должен быть послушным Его воле, которая направлена на спасение каждого. Молитвенное обращение к Богу Богообщение – цель каждого верующего человека. Молитва как живая связь с Богом является потребностью для людей, которые стремятся к Нему, так как она предполагает предание своей жизни в руки Божии для руководства, оказания помощи в духовной жизни для перехода в вечное бытие. Теперь нужно отметить то, какова должна быть молитва на основании Посланий апостола Павла. Для лучшего понимания, что представляет собой человек, пребывающий в молитве, апостол приводит замечательный образ, что является характерным для его Посланий: шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых ( Еф.6:17–18 ). Святитель Феофан Затворник под мечом духовным вместе со Словом Божиим понимает неотделимость его от молитвы: «Для того чтобы быть постоянно под защитою слова Божия и благодати Божией, необходимо постоянно находиться в живом общении с Духом Божиим в молитве, что святой Павел и заповедует христианам» 234 . Показав необходимость и важность молитвы, апостол Павел указывает и на то, какой она должна быть. Молитесь всякою молитвою и прошением (ср.: Еф.6:18 ), то есть «самым усердным образом» 235 . Далее говорит о непрестанном молении в духе (ст. 18). Из этого стиха видно, что «молитва должна быть не внешняя только, но, главное, внутренняя, совершаемая умом в сердце. В этом существо молитвы, которая есть возношение к Богу ума и сердца» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Каждый возраст «сокровенного сердца человека» имеет отличительные свойства и признаки, которые можно определить из сравнения с естественными возрастами человека. Младенческому возрасту свойственны: требование молока, а не крепкой пищи (Евр. 5:12—13); возрастание от «чистого словесного молока» (1 Пет. 2:1—2), познания начал Христова учения (Евр.6:1) и некоторая немощь, по причине которой духовные «младенцы» колеблются и могут быть увлекаемы «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14), и потому, «начав духом», нередко «оканчивают плотью», как то сказано о галатах (Гал.3:3). Юношескому возрасту свойственны крепость во брани; крепость веры во всех искушениях и победа над лукавым по причине пребывания в них Слова Божия (1 Ин. 2:14). Познания в этом возрасте более тверды и глубоки, нежели познания младенца о Христе, равно как и вера, терпение, надежда и любовь. Мужескому возрасту свойственны: познание Безначального; «твердая пища и чувства обученные долгим навыком различению добра и зла» (Евр.5:14); «достижение единства веры и познания Сына Божия, меры полного возраста Христова» (Еф. 4:13). По причине такового познания Безначального, духовные мужи называются стоящими в Господе, «почитающими все тщетой и сором ради превосходства познания Христа Иисуса Господа» (Флп.3:8) и живущими уже не для себя, ко для умершего за них и Воскресшего. Впрочем, нельзя думать, будто каждый из этих возрастов не имеет никаких немощей. Доказательством тому служит апостол Павел, который, хотя и был «восхищен даже до третьего неба» к имел премногие откровения, однако, несмотря на это, дано ему «жало а плоть, ангел сатаны», мучивший его, чтобы он не превозносился (2Кор. 12:2,7), Таким образом, всякий, кто бы он ни был к как бы высоко ни стоял, должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни подвизаться и никогда не мечтать, будто он уже достиг всего того совершенства, к которому стремится, по примеру того же апостола Павла, говорившего; «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Слова его означают то, что Господь, пришедши, найдет многих христиан в телах еще не испытавшими смерти; и, однако, они не прежде восхищены будут на небо, как умершие святые восстанут из гробов, будучи пробуждены трубою Божиею и гласом Архангела. Когда же они будут пробуждены, то, соединившись с живыми, вместе с ними восхищены будут на облаках в сретение Христу на воздух, и таким образом будут царствовать с Ним всегда. Нельзя, конечно, сомневаться в том, что тела, имеющие тяжесть, могут подняться в воздух, когда по повелению Господню Петр, имевший такое же тело, ходил по волнам морским ( Мф.14:29 ), и Илия, для подтверждения этого упования, также был восхищен на огненной колеснице по этому воздуху на небо ( 4Цар.2:11 ). 6. Но, может быть, ты спросишь: каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно со светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «Наше же жительство, – говорит он, – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Флп.3:20–21 ), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостью Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное «в немощи» потом восстанет «в силе» ( 1Кор.15:43 ). Тогда тело уже не будет бояться тления, не станет страдать ни от голода, ни от жажды, ни от болезней, ни от несчастных случаев, потому что там – надежное спокойствие и прочная безопасность жизни; там иная слава – небесная; и тамошняя радость не будет иметь недостатка. 7. Сохраняя это в уме и имея перед глазами своими, блаженный Павел говорил: я желал бы «разрешиться и быть со Христом» ( Флп.1:23 ). И еще, излагая свое учение открыто, он говорит: «Мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3:25). Изображены же были и как бы вокруг очистилища Херувимы, и близостью, и служебным предстоянием весьма хорошо означая рабское подчинение высочайших сил Богу «и Слово было Бог» — (Ин. 1:1). Затем Бог сказал Моисею: «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх. 25:22). Кивот же был, как я сказал, Христос, как бы в нетленном теле Бог Слово; но только кивот поставлен был на землю: был же Единородный в смирении и уничижении подобно нам, ибо принял на Себя раболепный образ и истощил Себя (Флп.2:7). Он же опять есть и очистилище, на высоте лежащее и копьеносимое (охраняемое) вышними силами: ибо не из одних только видов истощания известен нам Сын, но и из того, что есть Бог и Господь всяческих: потому что, хотя Он и «смирил Себя» чрез человеческое, смотрительно снисшедши до нашего состояния, однако же «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп.2:8-9). И этого образом было поставление очистилища на верху с изображенными направо и налево Херувимами: ибо где является приличествующее единому Богу служение, там, конечно, присутствует и слава Божества и превосходство превышающих слово достоинств. «С верху же Херувимов познан буду тебе», — говорит Владыка всех (Исх. 25:22), повелевая искать неизреченное естество не там, где тварь, но гораздо выше того, что призвано к бытию: ибо наиприличнейшее естеству Бога отношение и место — быть далее и выше всего произведенного. Итак, место превыше Херувимов в святой скинии едва не показывает нам и чувственно естество Божественное. Поэтому-то и золотой алтарь, бывший образом Христа, повелел поставить против Того, Который превыше Херувимов давал откровение и мыслился, указывая этим наше приведение во Христе к лицезрению Бога и очам Отца: ибо бывшего в отдалении (отвращении) и оскорбившего Бога чрез преступление и многие грехи человека Христос в Себе Самом и первом опять поставил пред лицем Отца: потому что Он «куда предтечею за нас вошел... в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие», как пишет нам мудрый Павел (Евр.6:20, 9:24); ибо, пребывая всегда со Своим Отцом, «ныне», сказано, является, как бы в Себе Самом и первом поставляя пред очами Отца человеческое и устраняя древнее оное отвращение: «Ибо Он есть мир наш», по Писаниям (Еф.2:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Против ереси новгородских еретиков, говорящих: «Разве Бог не мог спасти Адама и род его, неужели у Него не было небесных воинств, пророков, праведников, чтобы послать на исполнение Своей воли, — но Он Сам сошел в виде нищего бедняка, вочеловечился, пострадал и этим победил дьявола? Не подобает Богу так поступать!» Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что для Бога все возможно, никто не может противиться Его Божественной власти; но из глубины Своей мудрости и человеколюбия, ради нашего спасения Он изволил Сам вочеловечиться, пострадать, сойти во ад, воскреснуть из мертвых, вывести из ада Адама и род его, — и так Божественной мудростью победил дьявола, спас мир и до сих пор спасает.   Божественный Павел, вселенский учитель, так говорит о таинстве воплощения Христа: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:33—34) Как послужит мыслям язык? Как догадается ум? Не достаточны и слова известные — требуется духовное зрение. Ибо человеческий ум не может подступиться к природе непостижимого; и словом, всем известным, природу эту определить невозможно: «Он, будучи образом Божиим» (Флп. 2:6), «будучи сиянием славы и образом Ипостаси Его, через Которого и веки сотворил, и Он, держа все словом силы Своей» (См. Евр. 1:2—3), «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7). И далее: «И беспрекословно — великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16). И еще «Тайна сия велика» (Еф. 5:32) — о Христе и о Церкви. Все, что говорится о Христе, не простые слова, но называется тайной, по словам этого же апостола: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать вам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрытой от веков и от родов» (См. Еф. 3:8 — 9), ныне же открытой святым Его, «которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос» (Кол. 1:26—27). И еще говорит апостол: «Мне через откровение возвещена тайна... вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» (Еф. 3:3—4). Что таинственнее этого таинства? Что больше этого домостроительства? Говорит Василий Великий: Бог на земле был, и был во плоти, и действовал не через пророков, но непосредственно сроднился и соединился с человеческим естеством, и от нас воспринятою, сродною Ему плотию к Себе человечество возвел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Своем деянии искупления Бог отождествил Своего Единородного Сына с нашим грехом, проклятием и погибелью настолько, что наш грех, проклятие и погибель полностью исчерпаны Его крестной смертью; Бог отождествил грешников с праведностью, благословением и вечной жизнью Иисуса Христа так, что все эти блага полностью принадлежат нам: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Эта праведность, благословение и жизнь принадлежит нам во Христе и только во Христе. Она не наша собственная, а Его: Посему, как преступлением одного (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни (Рим 5:18). И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Флп. 3:9). В самих себе, по нашим собственным качествам мы весьма далеки от совершенства и потому призваны к нему стремиться (Флп. 3:14). Но во Христе, в глазах Бога, мы совершенны и полностью приняты — совершенны настолько, насколько совершенно Его искупительное служение: Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10:14). Что же, возразит читатель, Бог принимает нас как совершенных, хотя на деле мы не таковы? Неужели Бог обманывает Сам Себя? Никак! Бог видит каждый наш грех — те грехи, которые мы осознаем, и те, которые мы осознавать не хотим, и всю глубокую, темную порочность наших сердец, — но Он видит все это пригвожденным на крест в теле Иисуса Христа (Рим. 8:3). Он видит бесконечно драгоценную праведность Своего Возлюбленного и Единородного Сына — и он видит ее принадлежащей нам, как Его братьям (Евр. 2:11), членам Его мистического тела (Еф. 5:30 и т.д.), соединенным с Ним во святом крещении (Рим. 6:5). Это ни в коем случае не является некой юридической фикцией. Ибо кто дерзнет отрицать, что Христос на самом деле, самым действительным и реальным образом умер за наши грехи? Кто станет называть Его смерть " фиктивной " ? Точно так же не может быть фиктивной та праведность, которую Бог вменяет верующим в Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1480...

По этой причине и Апостол присовокупил: Не посчитал для Себя хищением быть равным Богу (Флп 2:6). Ведь не следствием хищения было это равенство Божества Отца и Сына, но следствием природы. Также [сохрани] и то, что Апостол добавляет затем, говоря, что Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:7–8). Все это [гово­рится] о Боге Слове, о Котором говорит Евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1). А также о той Силе Божией и Премудрости Божией, о Которой сказано Богом: Все в Премудрости сотворено (Пс 103:24) 10 . И о том Начале, с Которым Сам Отец есть единое Начало, и в Котором, совечном Себе, сотворил небо и землю, то есть всю природу духовную и телесную. И о Единородном Боге, Который сущий в лоне Отчем (Ин 1:18), как я сказал, все это лично прими при том, что сохраняется вечность, неизмеримость, бессмертие, неизменяемость, незримость Его Божественности. Все это Сын Божий по природе и равным образом имеет общим с Богом Отцом, так что хотя Он и стал ради нас истинным человеком, однако остался равным истинному Богу Отцу, от Которого был рожден как истинный Бог и Истина. Хотя Он и истощил Самого Себя, но от полноты Его все мы восприняли (Ин 1:16). Если бы, истощившись, Он лишился этой полноты, то не имел бы того, что нам от нее даровал. Ведь если бы Он не имел этого, то мы, без сомнения, ничего не смогли бы получить. Но от полноты Его мы все восприняли. От того же, что Он дал нам от полноты Своей, Он показал также, что, когда истощил Себя, то не лишился той полноты, которую имел. Ибо если бы Он полноты Своей лишился, то никак не мог бы дать от нее. Итак, Он воспринял образ раба: ведь это истощение Всевышнего Бога было ничем иным, как восприятием рабского образа, то есть человеческой природы. 21. Во Христе есть и та, и другая природы, ибо во Христе существует истинно и полно и та, и другая сущность. По этой причине святой Евангелист проповедует, что [Христос] полон благодати и истины (ср.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Так Бог руководствует и каждого к наследию вечной жизни и славы нетленной; так бодрствует над каждым во все время жизни и на всех путях, усовершая, воспитывая и обогащая дарами духовными, по мере подвигов и трудов, – так, говорим, бодрствует над каждым, доколе представит его непорочным пред Собою во Христе Иисусе, удостоив славы вечной. «Бог есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении», – говорит св. апостол (Флп. 11, 13). И в другом месте свидетельствует, что каждому из нас дана благодать, по мере дара Христова (Еф. 4, 7). Уверимся, братия, глубже в этой истине, напечатлеем ее в уме и в сердце, чтобы нам не быть невнимательными к Божию руководству, которое объемлет всех, и особенно служащих Богу и к Нему устремляющихся, и не оставляет никогда, но защищает, сохраняет, утешает, вразумляет и наставляет ко всякому спасительному пути, и чтобы нами не напрасно принята была благодать Божия (2 Кор. 6, 1), но чтобы мы служили друг другу, каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божий (1 Петр. 4, 10). Что же остается нам делать, как не то одно, чтобы быть внимательными, подобно всем святым Божиим, к Божию неизреченному смотрению и попечению о нас, которым Он объемлет всех и каждого на всех путях жизни, от утробы матерней, обновляя и освящая благодатно Всесвятаго Духа, которую мы приемлем в Таинствах св. Церкви? И, прилагая к этому все старание (2 Пет. 1, 5), жить достойно Бога, всячески угождая Ему, во всяком деле благом принося плод и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силой, под державой славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью (Кол. 1, 10). III. Этим путем шли к славе вечной все святые Божии. Этим путем достиг нетления и венца жизни угодник Божий Гурий; под святительским руководством его, и мы все, как духовные чада его, да стремимся к награде высшего звания Божия во Христе Иисусе, все почитая за сор, чтобы приобресть Христа (Флп. 3, 14, 8) и найтись в Нем неповинными всякого греха, оправданными и исполненными небесной доброты, и чтобы, наконец, быть участниками неизреченной славы Его со всеми избранными. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010