1. Гордость - которой противостоит Смирение; 2. Сребролюбие – которому противостоит Благотворение; 3. Блуд – которому противостоит Целомудрие; 4. Зависть – которой противостоит Благожелательность; 5. Чревоугодие – которому противостоит Пощение; 6. Гнев – которому противостоит Милосердие; 7. Уныние – которому противостоит Радость. Гордость. - Если о Сыне Божием сказано: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2, 6), — то выпадение дьявола из духовного мира и происходит из-за хищения почитать себя «быть равным Богу». Любя Господа пламенеющей любовью, Люцифер стремился как можно ближе приблизиться к объекту любви — Богу. В какой-то момент мистического экстаза, в самолюбовании о собственной пламенеющей любви, он потерял ощущение дистанции между Творцом и тварью, и это было хищение, начало его выпадения из духовного мира. Тогда и родилась гордость… Каждый гордец как бы проходит тем же путем, что и Люцифер. Сказано: Погибели предшествует гордость, и падению — надменность (Притч. 16, 18). Так совершается и грехопадение Адама и Евы, когда дьявол предлагает принять участие в хищении Божественных прав и приоритетов словами вы будете, как боги (Быт. 3, 5). Хотя человек и создан для обожения, дьявол стремится, чтобы и само наше религиозное стремление, и восторг привели нас к безудержной гордыне… И апогей гордыни — безумное утверждение: «Бога нет» или «Бог умер». Сказано: Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро (Пс. 13, 1). Отказ от гордости и гордыни означает начало возвращения к Богу, о таковых и сказано: Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Слова: «тем большую дает благодать» свидетельствуют о невозможности для человека без мощного потока призывающей благодати бросить вызов идеологии дьявола, отступить от мятежников, поправших суверенные права и приоритеты Бога, и смиренно признать себя рабом Божиим. Чтобы понять значение слова «гордость» в данном контексте, прочитаем из Книги пророка Исаии: Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: “не он сделал меня”? и скажет ли произведение о художнике своем: “он не разумеет”? (Ис. 29, 16). И в этом смысле мятеж против Бога Люцифера и его бесов и человеков, последовавших за ними, сравним с восстанием «горшков» против «Горшечника».

http://radonezh.ru/text/sem-smertnykh-gr...

Смирение заповедано: «По данной мне, – говорит св. ап. Павел, – благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должны думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» ( Рим.12:3, 16 ). – «И так я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью» ( Еф.4:1–2 ). – «Ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» ( Флп.2:3 ). – «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение»( Кол.3:12 ). – «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак.4:10 ). – «Также и младшие повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» ( 1Пет.5:5–6 ). Христос – образец смирения: «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). – «Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» ( Лк.22:27 ). – «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:14, 15 ). Смирение необходимо для служения Богу: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6:8 ). Смирение необходимо для том, чтобы войти в Царствие Божие: «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:4 ). Смирение составляет свойство верующих: «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое» ( Пс.130:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Суть иночества - инаковость, жительство по небесным законам, отличным от земных законов и обычаев. Иноки всегда удалялись и ныне удаляются в пустыни, из которых в наше время чудом сохранилась и процветает пустынная монашеская республика, св. Гора Афон. Иноки уходят от мирской суеты, молвы и шума. Создают целые сообщества на основах, противоположных миру. Отличаются тем, что все они друг другу братия, равные между собой. Об этих новых, небесных законах, основанных на " знамениях небесного жития " , преп. Исидор Пелусиот говорит следующее: «Царь всего премирного и земного сошел с небес и принес нам знамения небесного жития, которые и предложил заслужить в борьбе, противоположной олимпийским ратоборствам. Ибо там увенчивается тот, кто наносит удары и одолевает, а здесь удостаивается славы тот, кто принимает и терпит удары. Там восхваляется воздающий за удар ударом, а здесь подставляющий и другую ланиту восхваляется среди ангелов, потому что победою признается не отмщение, но любомудрие. Это новый закон получения венцов, потому что нов и способ борений.»4 А преп. Макарий Египетский дает евангельское обоснование духовного единения братий: " Как члены тела, управляемые одной душой, без зависти служат друг другу, глаз не может сказать руке: «ты мне не надобна», и голова не может изречь ногам: «вы мне не нужны», а напротив, о членах тела, которые кажутся слабейшими, о тех мы более прилагаем попечения и их больше лелеем (ср. 1 Кор. 12, 21-23), - так и мы, будучи членами друг друга, как говорилось, должны поступать подобным же образом. Являясь членами друг друга, управляемые единым Духом и питаемые единым живым Словом Истины, мы должны для обретения общего покоя приводиться в созвучие любовью, простотой, добротой и радостью. Ведь для этого мы и созданы, по словам: Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрыя дела, которыя Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 10).5 Этот же святой отец же уточняет условия равноангельного монашеского жительства: " Такова подлинно ангельская жизнь на земле. Ее и обозначают слова: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Мф 6, 10). [Живя так], мы не превозносимся друг перед другом, но с непритязательностью, независтливостью, простотой, любовью, миром и радостью соединяемся друг с другом, считая преуспеяние ближнего своим собственным прибытком, а его немощь, слабость и скорбь - собственным ущербом. Ибо сказано: Не о себе только каждый заботься, но каждый и о ближнем (Флп. 2, 4). И таким образом, сострадая друг другу и неся бремя друг друга, особенно сильные - бремя слабых, а крепкие - бремя немощных, мы сможем исполнить закон Христов по увещанию [Апостола] Павла (Гал. 6, 2). " 6

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

г) их молитвы услышанные: Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений, Он помог мне, и возрадовалось сердце мое ( Пс.27:6–7 ). Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин.16:24 ); д) божественное покровительство и помощь: Возрадуются все уповающие на Тебя: Ты будешь покровительствовать им ( Пс.5:12 ). Господь одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое ( Пс.15:8–9 ). Господь помог мне, и возрадовалось сердце мое ( Пс.27:7 ). Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; десница Твоя поддерживает меня ( Пс.62:8–9 ); е) дары Божии: Веселись о всех благах, которые Господь Бог дал тебе и дому твоему ( Втор.26:11 ). Не преставал Бог свидетельствовать о Себе благодеяниями, исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян.14:17 ); ж) чудные дела Господни: Как велики дела Твои, Господи! Ты возвеселил меня творением Твоим, я восхищаюсь делами рук Твоих ( Пс.91:6,5 ). Великое сотворил Господь над нами, мы радовались ( Пс.125:3 ). Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они ( Лк.19:37 ); з) слово Божие: Повеления Господа праведны, веселят сердце ( Пс.18:9 ). Откровения Твои я принял как наследие навеки, ибо они веселие сердца моего ( Пс.118:111 ). Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль ( Пс.118:162 ). Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего ( Иер.15:16 ). Антиохийцы, прочитавши письмо апостолов, возрадовались о наставлении ( Деян.15:31 ); и) христианское общение: Все верующие были вместе и имели все общее. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа ( Деян.2:44,46–47 ). Я послал Епафродита, чтобы вы, увидевши его, возрадовались. Примите же его в Господе со всякою радостью ( Флп.2:28–29 ). Желаю видеть тебя, дабы мне исполниться радости ( 2Тим.1:4 ). Надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин.1:12 ); к) избавление от всеобщих бедствий: вывел Господь народ Свой из Египта в радости, избранных Своих в веселии ( Пс.104:43 ). Когда возвращал Господь плен Сиона, тогда уста наши были полны веселья. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью ( Пс.125:1–2,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1:1,2 Введение 1:1. В обращении «рабы» не было ничего уничижительного ни для иудеев (пророки часто назывались «рабами Божиими»), ни для членов греко-римского общества (рабы императора и других высокопоставленных официальных лиц обладали большими властью и авторитетом, чем простые граждане). О «епископах» и «диаконах» см. в коммент. к 1Тим. 3:1,8 , где эти термины используются одновременно. 1:2. Павел здесь приводит христианскую формулу принятого в древности приветствия (см. коммент. к Рим. 1:7 ). 1:3–11 Благодарение Богу за филиппийцев Выражение благодарности было характерно для древних писем; Павел питает к фи-липпийцам особые чувства, он не упоминает о них только в Послании к Галатам, и то по вполне понятным причинам. 1:3,4. В еврейском языке иногда молитвы связываются с «напоминанием» перед Богом (как в Рим. 1:9 ); здесь Павел, вероятно, имеет в виду, что он благодарит Бога за филиппийцев во всех своих постоянных молитвах Ему (ср.: Флп. 4:6 ). 1:5 . Слово, переведенное как «участие», часто использовалось в деловых документах для обозначения партнеров, которые владеют общими денежными средствами. Здесь оно включает и ту финансовую поддержку, которую филиппийцы оказывали другим (4:10–20). 1:6 . Выражение «день Иисуса Христа» – адаптированный вариант «ветхозаветного термина «День Господень», что также предполагает божественную природу Христа. Уверенность Павла в их стойкости базируется на сказанном в 1:5–7. 1:7 . В дружеских посланиях часто выказывались чувства любви и привязанности к своим друзьям. В условиях своего заточения Павел естественным образом пользуется юридическим языком: «защищение» и «утверждение», или оправдание и обвинение. 1:8 . Древние обычно призывали в свидетели божество, предполагая его всеведение; лгать в такой ситуации означало навлечь на себя гнев богов. 1:9–11. Как и Павел здесь, философы подчеркивали необходимость различать добро и зло. Об источнике «праведности» см. в коммент. к 3:9. 1:12–26 Польза испытаний Греческие философы обычно утверждали, что ни смерть, ни тюрьма сами по себе не имеют значения; имеет значение только отношение к этому самого человека. Павел отчасти согласен с этой точкой зрения, но совсем по другим причинам: он уверен, что суверенный Бог использует испытания во славу Себе (1:12–14, иудейская и «ветхозаветная концепция), а также потому, что он безраздельно посвятил себя Иисусу (1:21,23). В посланиях, как и в речах, обычно присутствовал «повествовательный элемент – описание обстоятельств или сообщение читателям последних новостей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Для послушания Богу а) необходима благодать Божия: Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Евр.13:21 ); б) нужна вера: Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает ( Евр.11:6 ). Бог дарует новый дух и новое сердце послушающим Его: Дам сердце единое, и дух новый вложу них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои ( Иез.11:19–20 ). Вот завет, который завещаю им, говорит Господь: вложу законы Мои в сердцах их, и в мыслях их напишу их ( Евр.10:16 ). Господь наш Иисус Христос был образцом повиновения: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя ( Мф.26:42 ). Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его ( Ин.4:34 ). Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин.5:30 ). Я всегда делаю то, что Ему угодно ( Ин.8:29 ). Отче! Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин.17:4 ). Господь, будучи образом Божиим, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:6,8 ). Послушание Иисуса Христа оправдало верных пред Богом: Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим.5:19 ). Ангелы живут в послушании Богу: Благословите Господа [все] ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его ( Пс.102:20–21 ). Послушание Богу должно быть а) добровольным: Научитесь делать добро, ищите правды. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли ( Ис.1:17,19 ). Буду хранить уставы Твои ( Пс.118:8 ); б) из глубины сердца: Соблюдай и исполняй постановления и законы от всего сердца твоего и от всей души твоей ( Втор.26:16 ); в) сыновним: Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем ( 1Петр.1:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таково то, что относится к числу. Что же касается глав, то не пренебрегай их скудостью, как научившийся и терпеть голод, и быть в недостатке (Флп.4:12). Помни о Том, Кто не отверг двух лепт вдовицы, но принял их благосклоннее, чем богатство многих других (Лк.21:3). Поэтому, познав плод благоволения и любви, будь внимательным к искренним братиям своим, молись о немощном, чтобы он стал здрав и, взяв постель свою, мог ходить (Мк.2:11) через благодать Христову. Аминь. Главы о молитве 1. Если бы кто-нибудь пожелал приготовить благовонный фимиам, то он, согласно закону, сложил бы в равной мере ливан чистый, кассию, оних и стакти (Исх.30:34). И это есть четверица добродетелей. Когда они наличествуют в полной и равной мере, то ум не будет предан. 2. Душа, очистившись полнотою заповедей, приуготовляет незыблемое положение ума, делая его способным воспринять искомое состояние. 3. Молитва есть беседа ума с Богом. Какого же состояния должен достичь ум, чтобы он был в силах неизменно простираться к своему Владыке и собеседовать с Ним без всякого посредника? 4. Если Моисею, пытавшемуся приблизиться к купине [неопалимой], пылающей на земле, было запрещено это до тех пор, пока он не снимет обувь с ног (Исх.3:5), то разве тебе, желающему созерцать Того, Кто превыше всякого чувства и мысли, и стать собеседником Его, не должно снять с себя всякую страстную мысль? 5. Прежде всего молись о даре слез, дабы через сокрушение смягчить существующую в душе твоей грубость и, исповедовав свои беззакония Господу (Пс.31:5), получить от Него прощение. 6. Пользуйся слезами для осуществления всякого прошения. Ибо весьма радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами. 7. Если ты изливаешь потоки слез в молитве своей, нисколько не превозносись этим, считая себя выше многих. Ибо молитва твоя приняла помощь [свыше], дабы мог ты ревностно исповедовать грехи свои и слезами умилостивить Владыку. Поэтому не превращай в страсть защиту от страстей, дабы не прогневать Даровавшего тебе благодать. 8. Многие плачущие о грехах [своих] забыли о цели слез и, впав в безумие, отвратились [от пути истинного].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/738/...

1:3–13 Благодарение и молитвы Древние письма обычно открывались благодарением Богу или богам. В посланиях Павла они часто предваряют и вводят главные темы, которые он намеревался раскрыть. Таким образом, они играют роль exordia, предваряя последующие тексты и начиная послание с установления отношений с читателями. 1:3 . В постоянные ежедневные молитвы иудеи включают много благословений; Павел также в своих регулярных молитвах возносит благодарность Богу, а потому это не просто стандартная формула выражения благодарности в письме. 1:4 . О духовном климате в Колоссах Павел узнал от Епафраса, очевидно, его ученика, который работал среди колоссян (1:7; ср.: Деян. 19:10 ) и сам был родом из этого города ( Кол. 4:12 ). 1:5 . В еврейских текстах говорится о грядущей награде, предназначенной праведным, следовательно, раннехристианским читателям была известна эта идея. 1:6. Образ вестника Божьего, приносящего плод свой, восходит к учению Иисуса ( Лк. 8:11 ); в Ветхом Завете Израиль часто сравнивается с виноградной лозой или другим растением и призывается принести плод свой для Господа (напр.: Ос. 10:1; 14:7,8 ; ср.: Быт. 1:28 ). 1:7,8. «Епафрас» – обычное имя; возможно, речь идет о том же Епафрасе, который упоминается в Флм. 23 . «Епафрас» может быть уменьшительной формой имени Епафродит, но Филиппы и Колоссы расположены достаточно далеко друг от друга, поэтому трудно представить себе, что речь идет о Епафродите из Флп. 2:25 . 1:9 .О непрестанной молитве см. в Исх. 28:30 и 1Цар. 12:23 . Философы ищут «мудрости» и «знания», но Павел здесь подчеркивает нравственный аспект значения этих терминов в Ветхом Завете (см., напр.: Прит. 1:2–7 ). 1:10,11. О приношении плодов и возрастании см. в Быт. 1 (термин «возрастание» особенно связан с текстом LXX); см. также коммент. к Кол. 1:6 . О термине «поступать» см. в коммент. к Гал. 5:16 . В греческиххрамах священнослужители выполняли свои функции достойно, надлежащим образом, т. е. «достойно бога» – того божества, в храме которого они служили. В иудейском предании слово «достойно» может означать «должным образом» ( 2Мак. 6:23,24,27 ), заслуживая награды ( 2Мак. 15:21 ); Премудрость ищет тех, кто ее достоин ( Прем. 6:16 ), и праведный, претерпевший до конца, будет «достоин Бога», как достойное приношение ( Прем. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Еще написано: Аз же глаголю вам: не клятися всяко ( Мф.5:34 ). Но сам Апостол употреблял клятву в своих посланиях ( Рим.9:1 ; Флп.1:8 ; Галат.1:20 ), и таким образом показал, как надобно понимать заповедь Господа о клятве, т. е. что надобно остерегаться, чтобы от клятвы не перейти к слишком легкому употреблению клятвы (ne a jurando ad faciltatem jurandi ueniatur), а отсюда к привычке клясться, а от этой привычки не впасть в клятвопреступление. Потому мы не видим, чтобы Апостол когда-нибудь клялся, кроме как в своих писаниях, где более осмотрительное размышление удерживало язык от неосторожной скорости в клятве. И эта клятва, конечно, была от неприязни, т. е. от несовершенства 1 , как сказано ( Мф.5:37 ), впрочем, не его собственного, а от несовершенства, т. е. немощи, тех, кого он старался хотя сим способом уверить в истине. Но как нельзя сказать, что Апостол был виновен в нарушении заповеди Господней, особенно в своих посланиях, написанных и распространенных в Церкви для руководства людей к духовной жизни и спасению, то надобно понимать так, что слово: всяко, в заповеди Господа сказано для того чтобы ты, сколько от тебя зависит, старался не клясться, не любить клятвы, не желать употреблять ее. Также сказано: не пецытеся на утрей, и: не пецытися, что ямы или что пиемы или чим одеждемся ( Мф.6:31:34 ). Но когда мы видим, что Сам Господь 2 имел ковчежцы, куда опускаемо было то, что было подаваемо и сохранялось на необходимое по времени употребление ( Ин.12:6 ), и впоследствии Апостолы тщательное собирали заранее на нужды братии, не только на завтрашний день, но и на более продолжительное имевшее наступить голодное время, как мы читаем в Деяниях Апостольских ( Деян.11:28–30 ) 3 : то довольно ясно, что эти заповеди надобно понимать так, что никакое наше дело мы не должны делать по пристрастию к стяжанию временных благ, или по одному страху нужды, только как бы по необходимости 4 . Поставив таким образом правило для верного понимания смысла изречений Св. Писания, Августин, основываясь на сих изречениях, опровергает возражения защитников лжи. Они говорили, что тот, кто по какой-либо нужде лжет, в сердце своем не изменяет истине. Августин против этого говорит, что и устами не должно изменять истине, что в христианине не должно быть раздвоение между мыслью и языком, что, когда сказано: сердцем веруется в правду, не напрасно прибавлено: усты же исповедуется во спасение. Не все ли почти отрекшиеся от Христа пред гонителями, имели в сердце своем веру в Него, но, не исповедав сей веры устами во спасение, погибли, кроме тех, которые чрез покаяние снова воскресли для жизни? И Апостол Петр, когда отрекся Христа, конечно, веровать в Него, хранил истину в сердце, но устами произносил ложь. Отчего же он должен был горькими слезами омыть свое устное отречение, если бы для спасения достаточно было одного сердечного верования? Потому он и проливал слезы, что видел погибель в том, что, веруя сердцем в правду, устами не исповедал ее во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Б. СВОБОДА БОГА С. – сущность Бога. Он – Тот, Кто совершает все «по изволению воли Своей» ( Еф. 1:11 ). Творя или спасая, Бог совершенно свободен (ср. Рим. 9:14 ). Люди заблуждаются, полагая, будто обетования Иисуса, относящиеся к молитве, дают им возможность манипулировать Богом; нельзя заставить Бога исполнять чью-то волю. Человек не может и не должен посягать на С. Божьего волеизъявления и Божьих деяний. ⇒ Святость. В. СВОБОДА ВЫБОРА Сотворив человека по Своему образу и подобию ( Быт. 1:27 ), Бог наделил его свободной волей. В результате грехопадения ( Быт. 3:1 ) человек, преступив назнач. ему Богом границы ( Быт. 2:16 ), не обрел С. ( Быт. 3:5 ), а утратил ее. И теперь он мог принимать самостоят. решения только в вопросах внешней жизни. Эта область отношений, огранич. «чистым разумом», довольно обширна. Здесь можно достичь «разумного» гражданского порядка и внешней справедливости (ср. с антич. философией). Но человек не может обратиться от греха, опираясь исключительно на свои собств. силы, не может изменить свое сердце и свою сущность, так как он отчужден от познания Божьих дел и Божьей воли ( Быт. 6:5 ; Быт. 8:21 ; Ин. 3:6 ; 1Кор. 2:14 ; Еф. 4:18 ; Еф. 5:8 ) и живет по воле князя тьмы, вследствие чего подлежит Божьему суду ( Еф. 2:2 ). Только Триединый Бог – Отец ( Ин. 6:44.65 ), Сын ( Ин. 8:36 ) и Св. Дух ( Ин. 6:63 ) – может обращать сердца, «оживотворять мертвых по преступлениям» («природный» же человек должен умереть, Рим. 6:4 ; Еф. 2:5 ). Только призыв Бога возвращает человеку С., которая позволяет ему проявить послушание и снова обратиться к Богу ( Ин. 1:11 ). Человеку необходимо откликнуться на Божий призыв, «производящий хотение и действие» ( Флп. 2:12 ). В соотв. с этим следует понимать и другие места Библии, где звучит призыв к человеч. воле ( Исх. 20:2 ; Нав. 24:14 ; Иез. 18:31 ; Деян. 2:40 ; 2Кор. 5:20 ) и выражается неприятие человеч. несвободы. Человек постоянно сохраняет С. воспротивиться Богу, остаться глухим к слову Божьему, встать на сторону князя тьмы и тем самым избрать Божье проклятие ( Мф. 23:37 ). Бог наказывает таких людей и спрашивает с них за их неверные решения (⇒ Избрание, III).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010