Так Бог руководствует и каждого к наследию вечной жизни и славы нетленной; так бодрствует над каждым во все время жизни и на всех путях, усовершая, воспитывая и обогащая дарами духовными, по мере подвигов и трудов, – так, говорим, бодрствует над каждым, доколе представит его непорочным пред Собою во Христе Иисусе, удостоив славы вечной. «Бог есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении», – говорит св. апостол (Флп. 11, 13). И в другом месте свидетельствует, что каждому из нас дана благодать, по мере дара Христова (Еф. 4, 7). Уверимся, братия, глубже в этой истине, напечатлеем ее в уме и в сердце, чтобы нам не быть невнимательными к Божию руководству, которое объемлет всех, и особенно служащих Богу и к Нему устремляющихся, и не оставляет никогда, но защищает, сохраняет, утешает, вразумляет и наставляет ко всякому спасительному пути, и чтобы нами не напрасно принята была благодать Божия (2 Кор. 6, 1), но чтобы мы служили друг другу, каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божий (1 Петр. 4, 10). Что же остается нам делать, как не то одно, чтобы быть внимательными, подобно всем святым Божиим, к Божию неизреченному смотрению и попечению о нас, которым Он объемлет всех и каждого на всех путях жизни, от утробы матерней, обновляя и освящая благодатно Всесвятаго Духа, которую мы приемлем в Таинствах св. Церкви? И, прилагая к этому все старание (2 Пет. 1, 5), жить достойно Бога, всячески угождая Ему, во всяком деле благом принося плод и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силой, под державой славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью (Кол. 1, 10). III. Этим путем шли к славе вечной все святые Божии. Этим путем достиг нетления и венца жизни угодник Божий Гурий; под святительским руководством его, и мы все, как духовные чада его, да стремимся к награде высшего звания Божия во Христе Иисусе, все почитая за сор, чтобы приобресть Христа (Флп. 3, 14, 8) и найтись в Нем неповинными всякого греха, оправданными и исполненными небесной доброты, и чтобы, наконец, быть участниками неизреченной славы Его со всеми избранными. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Своем деянии искупления Бог отождествил Своего Единородного Сына с нашим грехом, проклятием и погибелью настолько, что наш грех, проклятие и погибель полностью исчерпаны Его крестной смертью; Бог отождествил грешников с праведностью, благословением и вечной жизнью Иисуса Христа так, что все эти блага полностью принадлежат нам: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Эта праведность, благословение и жизнь принадлежит нам во Христе и только во Христе. Она не наша собственная, а Его: Посему, как преступлением одного (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни (Рим 5:18). И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Флп. 3:9). В самих себе, по нашим собственным качествам мы весьма далеки от совершенства и потому призваны к нему стремиться (Флп. 3:14). Но во Христе, в глазах Бога, мы совершенны и полностью приняты — совершенны настолько, насколько совершенно Его искупительное служение: Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10:14). Что же, возразит читатель, Бог принимает нас как совершенных, хотя на деле мы не таковы? Неужели Бог обманывает Сам Себя? Никак! Бог видит каждый наш грех — те грехи, которые мы осознаем, и те, которые мы осознавать не хотим, и всю глубокую, темную порочность наших сердец, — но Он видит все это пригвожденным на крест в теле Иисуса Христа (Рим. 8:3). Он видит бесконечно драгоценную праведность Своего Возлюбленного и Единородного Сына — и он видит ее принадлежащей нам, как Его братьям (Евр. 2:11), членам Его мистического тела (Еф. 5:30 и т.д.), соединенным с Ним во святом крещении (Рим. 6:5). Это ни в коем случае не является некой юридической фикцией. Ибо кто дерзнет отрицать, что Христос на самом деле, самым действительным и реальным образом умер за наши грехи? Кто станет называть Его смерть " фиктивной " ? Точно так же не может быть фиктивной та праведность, которую Бог вменяет верующим в Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1480...

«Вы были, как овцы блуждающие, не имея пастыря» – говорит он христианам ( 1Пет.2:25 ), но теперь «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия» ( 1Пет.1:23 ), «не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» ( 1Пет.1:14–15 ), «устрояйте из себя дом духовный, священство святое» ( 1Пет.2:5 ). Апостол Иоанн поставляет целью своих посланий, то, чтобы его духовные «чада», «не согрешали» ( 1Ин.2:1 ) и говорит о себе, что для него «нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Ин.1:4 ). Может ли быть для пастыря поставлена задача выше, человеколюбивые и святые! Вот поистине незаменимые образы новозаветного пастырства! Послания апостола Павла переполнены подобными же примерами пастырского самоотвержения ради «спасения» своих пасомых. И прежде всего, самые отношения пастырской любви к пасомым, апостол Павел не иначе изображает, как под образом любви родителей к детям: так дороги должны быть пастырю его пасомые! Так обращаясь к Фессалоникийской пастве, апостол Павел говорит: «каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в свое Царство и Славу» ( 1Фес.2:11–12 ). «Я родил вас во Христа Иисуса благовествованием» ( 1Кор.4:15 ), – говорит тот же апостол Коринфянам, и в другой раз огорченный легкомысленностью Галатийских христиан, говорит им: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ). He ища для себя ни корысти, ни славы человеческой, апостол считает своей славой, радостью и надеждой – своих духовных чад, когда они преуспевают в вере и благочестии ( 1Фес.2:5, 6, 19, 20 ), «скорби же свои – славою своих детей о Христе Иисусе» ( Еф.3:13 )! «При всякой молитве» к Богу, апостол «всегда с радостью приносит молитву» за своих духовных чад ( Флп.1:3–4 ), чтобы Господь «дал им духа премудрости» и «просветил очи сердца» их ( Еф.1:17–18 ), «чтобы, познавая лучшее, они были чисты и непреткновенны в день Христов» ( Флп.1:10 ; Кол.1:9 ), точно также апостол в своих молитвах всегда благодарит Господа за успехи христиан в вере и благочестии ( Рим.1:8 ; 1Кор.1:4 ; 2Фес.1:3 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

И можно обобщить: те, кто ради Христа проводят здесь жизнь в большой скорби и великих искушениях, будут там со Христом и будут зреть Христа лицом к лицу, беседуя с Ним сладко-сладко, подобно тому как любящий отца сын беседует с любящим сына отцом. Итак, Христос станет для них всяким утешением и всякой радостью. Потому что там они уже не будут алкать, как алкали здесь ради заповеди Христа, которая гласит: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь И насытятся они не едой и питьем, но славою Христовою, как говорит и божественный пророк Давид: Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей И жаждать там они уже не будут, как добровольно жаждали здесь, дабы причинить скорбь телу. И они уже не будут опаляться пламенем скорбей и искушений, как опалялись скорбями и искушениями здесь, подобно золоту в горниле, и таким образом являли истинную любовь ко Христу, любовь, сияющую сильнее, чем раскаленное и семикратно очищенное серебро. Потому что Христос, Добрый Пастырь овец, там, в Своем Царстве, будет пасти их и приведет на райские и всегда цветущие и благоуханнейшие луга, откуда истекают потоки сладости и прохладные источники приятнейших вод бессмертной жизни. Ибо снова говорит возлюбленный Иоанн в своем Апокалипсисе: Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди Престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их Дал бы и нам Бог когда-либо в этой жизни великую скорбь и обильные слезы в очах наших, чтобы там, в Его Царстве, с очей наших была отерта всякая слеза и сердце наше радовалось истинной и вечной радостью. Этой радости да сподобимся в Самом Христе и Боге нашем. Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. См.: Мф. 11, 30. Ср.: Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5. Ср.: Мф. 20, 28. Лк. 10, 21. Пс. 83, 3. Пс. 113, 4. Пс. 83, 8. Флп. 4, 13. Гал. 2, 20. Ср.: Евр. 11, 38. См.: Мф. 14, 25-33. Пс. 102, 5. Флп. 3, 13. Откр. 7, 9. Гал. 3, 27. Откр. 7, 14. Ср.: Ин. 16, 33, 20. Ср.: Мф. 5, 11. Лк. 6, 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Люди, не пришедшие в разум Христа, всю жизнь свою проводят в заботах и печалях о многом; а тот, кто хочет мирно жить и на земле небесных благ вкусить, пусть удерживает свой ум от всех лукавых помышлений. Ибо в том и совершенство жизни во Христе, когда душа ни о чем земном не помышляет, потому и апостол Павел учит так: не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении и с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:6 ). Нам заповедано любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением, и потому-то, – говорит нам Господь, – упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс. 45:11 ). Итак, отврати свой ум, собрат мой, от всех земных попечений и тогда уразумеешь, сколько благ Господь; тогда не будешь уже помышлять о земном, ни говорить, ни слушать о том, что человеческое, но только о том, что Божие, – будешь вспоминать Бога, призывать Его милость и взирать на Его благость. И будешь ты тогда подобен ангелам, всегда видящим лице Отца небесного (Ср. Мф. 18:10 ), и говорить, как Матерь Господа: возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем ( Лк. 1:47 ). «Добро есть, – говорит Марк Подвижник , – главнейшую содержати заповедь: ни о чем же умом пещися, ниже по виду молитися, но токмо искати Царствия Божия, иже внутрь нас есть». Благо есть душе, ищущей Господа, – сказано в Писании, – и надеющейся с молчанием спасения Божия, благо есть (Ср.Пл. Иер.3:25 ). Беспечалие ума есть первейшее дарование духовное; от него происходит внимание слову Господню и веселие Духа Христова внутри человека. Ибо так говорит Дух Господень: се стою при дверях; аще кто услышит глас Мой и отверзет двери (сердца), прииду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ). Так вот достигает душа оправдания Божия и радости спасения, мира и радости во Святом Духе! Блаженно малое, как Господь сказал, стадо, которому благоизволил Бог дать Свое Царство, которое не собирает себе сокровищ на земле, но богатеет верою и любовью к Богу. Блажен, кто, подобно апостолу, говорит: все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа; для Него я от всего отказался и все считаю тщетным (Ср. Флп.3:8 ). Таков бывает тот, кто приходит в познание Христа Бога, в познание Божией истины, он уподобляется купцу, ищущему доброго бисера, – как сказано в Писании, – который, нашедши драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее ( Мф.13:44–46 ). Сей приимет благословение от Господа и великую милость от Бога Спасителя своего. Таков вот род ищущих Господа, желающих прилепиться к Богу всем сердцем и помышлением своим!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Далее святой Павел обосновывает свой призыв удаляться от высокомерия: мы составляем одно тело во Христе (ср.: Рим.12:5 ). Это место Священного Писания часто цитируется святыми отцами и современными проповедниками слова Божия, так как единство во Христе – это то, что предостерегает нас от превозношения друг над другом. Осознавая это единство, человек не пытается отсекать себя от ближнего высокомерием 231 . Человек, держащийся высокого о себе мнения, надеющийся на свои силы и пренебрегающий Божией благодатью, проявляет самообман. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 ). «Обрати внимание, – говорит святой Иоанн Златоуст , – кто считает себя чем-нибудь, тот ничто, и первым доказательством ничтожности своей представляет именно такое легкомыслие» 232 . Против высокомерия апостол даёт следующее наставление: Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом ( Гал.6:4 ). Этим апостол показывает, что только своим поступкам человек может дать оценку и их судить. Глубинным размышлением над своей жизнью будет положен конец тщеславию, потому что «кто научится не хвалиться перед ближним, тот без сомнения скоро перестанет хвалиться и в себе. Привыкший хвалиться только в себе, а не перед другими, скоро исправит и этот недостаток, потому что, кто не считает себя лучше других (это и значат слова – не в другом), но хвалится только собою, рассматривая себя одного, тот перестаёт наконец делать и это» 233 . Изучая только себя, человек достигает нищеты духовной, потому что, останавливаясь только на своей душе, всё больше видит свои пороки и страсти. Таким образом, смиренномудрие является проявлением осознания своего «ничтожества» и бессилия без помощи со стороны Божественной благодати. Сам апостол о себе пишет так: благодатию Божиею есмь то, что есмь ( 1Кор.15:10 ). Следовательно, каждый христианин должен признавать своего ближнего высшим себя ( Флп.2:3 ), должен быть послушным воле Божией, следуя за Христом (см.: Флп.2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1:23). А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:8). И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь (2 Тим. 4:18). Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2). Если Апостолы — не еретики, то уверенность в спасении — не ересь. Объясню, почему я считаю нужным придерживаться такой позиции и отстаивать ее. Во-первых, цель жизни христианина состоит в прославлении Бога: мы призваны во всей полноте признавать Его милосердие, верность и всемогущество и открыто " возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет " (1 Петр. 2:9). Уверенность в спасении существует не для нашего психологического комфорта, но " дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь " (1 Петр. 4:11). На мой взгляд, сказать " Я уповаю на Христа и при этом не уверен в своем спасении " — значит подать повод говорить о Христе как о ком-то сомнительном и ненадежном. Во-вторых, насколько я понимаю, Апостолы проповедовали именно уверенность в спасении. Человек, который говорит " желаю разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше " (Флп. 1:23), определенно был уверен в спасении; и я не впаду в ересь, если последую ему. Конечно, возможно, что я абсолютно неправильно истолковал Писание; ну что ж, в таком случае это легко можно будет опровергнуть, представив другое, правильное толкование. В-третьих, у меня есть определенная личная причина: если единственно верным является такое представление о спасении, когда даже благочестивейший подвижник говорит " куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня " , то у меня нет вовсе никакой надежды. Куда же тогда ввергнут меня? Ведь я далек от таких подвигов благочестия. Если спасение человека определяется его личными подвигами и добрыми делами, то я обречен, ибо не имею ни того, ни другого. В-четвертых, неуверенность в спасении весьма сильно подрывает миссионерские возможности Церкви — ибо как же мы можем возвещать кому-либо спасение, если сами в нем не уверены? Как можем мы говорить кому-то " веруй — и спасешься " , если сами веруем и не знаем, спасемся или нет? Приведу пример: как-то, когда я еще не был уверен в спасении, я беседовал с одним неверующим человеком, и привел ему слова Писания " Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется " (Рим. 10:13). " Ну и как, — поинтересовался он, — ты призвал имя Господне? " " Да, — ответил я, — призвал и продолжаю призывать " . " Ну и как, ты спасся? " — задал он вопрос и, надо сказать, поставил меня в тупик. Если я не уверен, что это правда по отношению ко мне, то как я могу проповедовать это другим?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

930. Слово 3. 931. Слово 3. 932. Слово 1. 933. Слово 3. 934. Слово 3. 935. Слово 3. 936. Слово 3. 937. Слово 3. 938. Слово 4. 939. Слово 4. 940. Слово 4. 941. Слово 4. Притч. 12. 16. 942. Слово 4. 943. Слово 4. 944. Слово 4. 945. Слово 5. 946. Слово 6. 947. Слово 6. 948. Слово 6. 949. Слово 6. 950. Слово 7. 951. Слово 7. 952. Слово 7. 953. Слово 7. 954. Слово 7. 955. Слово 8. 956. Слово 9. 957. Деян. 10. 15. Слово 10. 958. Слово 10. 959. Слово 10. 960. Слово 10. 961. Слово 10. 962. Слово 10. 963. Слово 10. 964. Лк. 6. 36. 965. Слово 12. 966.  …каждый понесет свое бремя (Гал. 6. 5). 967. Слово 14. 968. Слово 16. 969. Слово 16. 970. Слово 16. 971. Слово 16. 972. Слово 16. 973. Слово 17. 974. Слово 17. 975. Слово 17. 976. Слово 17. 977. Слово 17. 978. Слово 17. 979. Слово 17. 980. Слово 17. 981. Слово 17. 982. Слово 17. 983.  Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6. 14, 15). 984. Слово 18. 985. Слово 18. 986. Слово 18. 987. Слово 18. 988. Слово 18. 989. Слово 18. 990. Слово 18. 991. Слово 18. 992. Слово 18. 993. Слово 18. 994. Слово 18. 995. Слово 18. 996. Слово 18. 997.  …истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18. 3). 998. Слово 26. 999.  Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Пет. 2. 1, 2). 1000. Слово 26. 1001.  …оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 1002.  приняв образ раба, …смирил Себя (Флп. 2. 7, 8). 1003.  …как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят (Ис. 53. 7, 8). 1004. Слово 28. 1005. Слово 28. 1006. Слово 28. 1007. Слово 28. 1008. Слово 28. 1009. Слово 28. 1010. Слово 28. 1011. Слово 28. 1012. Слово 28.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ср. Кол. 2, 14. 780 Ср. Быт. 3, 24. 781 Ср. Мф. 7, 13–14. 782 Ср. Ин. 7, 37–38. 783 Ср. Пс. 24, 5; Мф. 22, 4. 784 Ср. Мф. 22, 10; Лк. 14, 16. 785 Ср. Мф. 25, 6; 27, 52. 786 Ср. 1 Фес. 4, 17. 787 Ср. 1 Кор. 15, 52. 788 Ср. Мф. 24, 31. 789 Ср. Лк. 16, 24. 790 Ср. 1 Кор. 15, 54–56. 791 Ср. Лк. 6, 35; Гал. 3, 28. 792 Ср. Мф. 25, 7–10. 793 Ис. 56, 5 (Пешитта). Синод.: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. 794 Ср. Притч. 6, 27. 795 Ср. Мф. 25, 1–12. 796 (В) возлюбленные мои. 797 Ср. Фил. 2, 6–8. 798 Ср. Мф. 8, 20. 799 Ср. Дан. 7, 13; Мф. 26, 64. 800 Ср. Ин. 12, 14–15. 801 Ср. Флп. 2, 7. 802 Ср. Ин. 4, 6. 803 Ср. Ин. 19, 28. 804 Ср. Мф. 4, 2; Лк. 4, 2. 805 Ср. Пс. 120, 4. 806 Ср. Мф. 8, 24; Мк. 4, 38; Лк. 8, 23. 807 Ср. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31. 808 Ср. Пс. 22, 17. 809 Ср. Пс. 49, 4. 810 Ср. Пс. 69, 22; Мф. 27, 34. 811 Ср. Ис. 59, 8–9. 812 Ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14. 813 Ин. 14, 3. 814 Ср. Евр. 2, 9. 815 Ср. Еф. 1, 14. 816 Ср. Лк. 1, 26. 817 Ср. Прем. 18, 15. 818 Ин. 1, 14. 819 Еф. 2, 6. Пешитта: и воскресил нас с Ним, и посадил с Ним на небесах. Синод.: и воскресил с Ним, и посадил на небесах. 820 Мф. 28, 20. 821 Ср. Мк. 16, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 822 Ср. Плач. 4, 20; Лк. 1, 36. 823 Ис. 53, 12. Фраза в Пешитте может быть переведена и так, как в Синод.: Я дам Ему часть между великими. 824 Ин. 14, 20. 825 Ин. 10, 30. 826 Чис. 11, 17. 827 Ср. 1 Кор. 12, 11–28; Рим. 12, 3–6. 828 Ср. Ин. 3, 34. 829 Ср. Иоил. 3, 1–2; Деян. 2, 17–18. 830 Ср. Мк. 10, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 831 Ин. 3, 34–35. Пешитта=Синод.: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. 832 Мф. 11, 27. 833 Ин. 5, 22. Пешитта=Синод.: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. 834 1 Кор. 15, 27–28. Пешитта=Синод.: все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010