Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Часть десятая. Главы о Любви. Дионисиат 1 Если хочешь узнать Божественную Любовь, то сначала научись не гордиться. 2 Изначально была Любовь, Которая создала мир. Любовь существовала всегда. Не было времени, когда не существовала Любовь. 3 Если много рассуждать и говорить, – не сохранишь Любви. 4 Не будь зависимым от книг и слов – они только наши помощники; учись пребывать безпрерывно в Любви. 5 Отвергнись всего, что препятствует Любви во Христе, – это и есть истинное покаяние, «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19: 21). 6 Когда нет Любви, мир приносит боль, только боль... «если бы вы любили Меня, то возрадовались бы» (Ин. 14: 28). 7 Все, кроме Любви, – неправда. 8 Любовь не иссякает никогда, ибо прекратиться не может. 9 Безпрерывно умоляй Христа даровать тебе пребывание в Божественной Любви, ибо «кто не пребудет во Мне, извергнется вон» (Ин. 15: 6). 10 Созерцание Любви – это пребывание в Любви. 11 Любви ничто не может противостоять; она побеждает все, даже – смерть: «кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8: 51). 12 Только один самый родной – Христос. Только одно самое родное – Любовь, которая и есть Христос... 13 Нигде и никогда не может быть иного источника счастья, кроме Любви. 14 Истина только одна, как и Любовь. 15 Мысли о Любви – это еще не Любовь. 16 Любовь живет там, где нет мыслей, где есть только одна Любовь. 17 Для Любви важен не ум, а разум. Любовь – это сердце, а ум – это полное отсутствие Любви. 18 В Любви будь единым и цельным, как и сама Любовь: «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2: 2). 19 Пребывай всегда в самом средоточии жизни – Любви. 20 В созерцании Любви проси только Любви: «дабы любовь ваша еще более и более возрастала в познании» (Флп. 1: 9). 21 Все существует лишь благодаря Любви. 22 Только непосредственно познав Божественную Любовь, ты сможешь жить в ней вечно. 23 В Любви полностью заканчиваются все вопросы: «и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16: 23).

http://isihazm.ru/1/?id=207

1 Флп 3:15—16. В Синод, пер.: ..так и должны мыслить и по тому пра­вилу жить. 2 Ин 15:22. 3 Рим 1:18—20. 4 В Синод. Пер.: … безответны. 5 Иак 1:13—15. 6 Притч 19(по LXX). В Синод.пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 7 О том, что книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, некоторые называют Екклезистик, то есть ‘церковная книга’ (ecclesiasticus liber), Августин сообщает в трактате « О различных вопросах к Симплициану» (De diversis quaestinibus ad Simplicianum, 1.2.20), написанном ок. 397г. Такое название за этой книгой закрепилось и в Вульгате. 8 Сир 15:11—18. 9 Пс 1:2. 10 Рим 12:21: noli vinci a malo. В Синод, пер.: Не будь побежден злом. — Здесь и далее Августин основывается на связи, существующей в латин­ском языке между глаголом по1о (происходит от поп vo1o " не желаю, " не хочу) и существительным voluntas " воля. Более того, в отличие от других языков, в латинском языке этот глагол служит для образования отрицательной формы повелительного наклонения всех других глаго­лов, поэтому неудивительно, что многие приводимые ниже цитаты из Свящ. Писания у Августина отличаются как от греческого оригинала, как и от русского Синодального перевода. — Прим. ред. 11 Пс 31:9. 12 Притч 1:8. В Синод.пер.: Не отвергай завета матери твоей. 13 Притч 3:7. 14 Притч 3:11. 15 Притч 3:1; 4:2. 16 Притч 3:27. 17 Притч 3:29. 18 Притч 5:2. 19 Пс 35:4. 20 Притч 1:29. 21 Мф 6:19. 22 Мф 10:28. 23 Мф 16:24; Лк 9:23. 24 Лк 2:14. 25 1 Кор 7:36—37. 26 1 Кор 9:17. 27 1 Кор 15:34. 28 2 Кор 8:11. 29 1Тим 5:11. 30 2 Тим 3:12. 31 1 Тим 4:14. 32 Флм 1:14. 33 Еф 6:6—7. 34 Иак 2:1. 35 Иак 4:11. 36 1 Ин 2:15. 37 Мф 16:27; Рим 2:6; Откр 22:12. 38 Рим 2:12. 39 Лк 12:48, 47. 40 Пс 35:4. 41 Пс 78:6. 42 Ср.: 2 Фес 1:7—8. В Синод. пер.: В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога. 43 Пс 31:9. 44 Притч 29:19. 45 Ср.: Рим 7:18. 46 Рим 12:21. 47 Иер 17:5. 48 Речь идет об африканских соборах 416—418 гг. против Пелагия, Целестия и их последователей. — Прим.ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Часть шестая Ивирон 1 Путь стяжания благодати – прямой и безошибочный путь к Богу: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получ2те» (Мф. 21: 22). 2 Человек с острым зрением – не тот, кто хорошо видит других, а тот, кто умеет всматриваться в себя. 3 Постигать других и не постигать себя – значит потерять и других, и себя. 4 Как только появляются великие ученые, появляются и великие злодеи: «ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 19). 5 Даже если все люди начнут искоренять зло друг в друге, оно не исчезнет, а умножится. 6 Полюбишь многознание – привлечешь зависть людей и уйдешь далеко от Бога; отречешься от многознания – обретешь Богопознание и любовь людей. 7 Когда люди начнут жить по воле Божией, не имеет значение – существует или не существует многознание, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8: 14). 8 Если люди не живут по воле Божией, они начинают жить по ложным теориям, которые их убивают. 9 На Кресте человек всегда остается только один на один с Богом. 10 Если будешь спешить, то жизнь не только не догонишь, а потеряешь ее. 11 В чистой комнате не живут навозные мухи, а в смиренном сердце – дурные мысли. 12 В чем осудишь другого, в то же впадешь и сам, только еще больше чем тот, кого ты осудил. 13 Человек сам себе больше враг, чем любой другой враг. 14 Если в семье есть рыбак или охотник, значит, дома не все в порядке. Если в сердце есть привязанности, значит, оно больно. 15 Человек сам себе мститель за свое неверие: «их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19). 16 Немощь человека проявляется в том, что он падает. А достоинство человека – в том, что он снова встает и борется. 17 Если человек упал, то это еще не поражение. Поражение начинается тогда, когда он отчаивается снова вставать и бороться. 18 В духовной брани побеждает тот, в ком есть решимость не поддаваться никогда отчаянию от безконечных падений и поражений. 19 В благодати живет наималейший, а в гордыне – наибольший.

http://isihazm.ru/?id=199

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: вступл. (Ин.14:22–27)]/Пер. П. И. Казанского и А. А. Жданова; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 3. 10. С. 273–288 (1-я пагин.) —273— Сам Ты возглашал: «радуйся и веселись, дщерь Сиона, по тому что вот Я иду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь, и сойдутся народы многие к Господу в день тот, и будут Ему в народ» ( Зах.2:10–11 ). Да и сами мы, находясь и живя вместе, слышали Твой голос, когда Ты говорил к нам: «когда вознесусь от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ), равно и к самим Иудеям Ты изрек, что «и других овец имею, которые не суть от двора сего, и тех мне должно привести, и будут одно стадо, один пастырь» ( Ин.10:16 ). Итак, если ожидается распространение Твоей благодати на всех и как Сам Ты ясно обещался нам всех привлечь к боговедению, так и глас святых пророков свидетельствует об сем, то «что случилось?» Куда, говорит, отклонилась и перенесена цель обещания? Почему не всем, живущим в мире, Ты являешь Себя, но только нам одним? Таков, думаю, а не другой, смысл слов ученика. А что отвлекло его от истинного понимания (слов Господа), это надо показать. Господь наш Иисус Христос сказал: «мало, и мир Меня уже не будет видеть, вы же будете видеть Меня» ( Ин.14:19 ). Но, без сомнения, было совершенно ясно, что миром в этих словах называет, конечно, не тех, кто находится в этой жизни или живут на земле, ибо все в этом мире и злы и добры, – но назвал миром тех, кои предпочли помышлять земное и предали свой ум суете мира (ср. Флп.3:19 ). Вот это-то не очень разумевая, ученик подумал, будто Он говорит, что будет сокрыт от взора, очевидно внутреннего и сокровенного, всех других людей, кои обитают в этом земном пространстве, и станет совершенно —274— невидим и никому не ведом, кроме одних только Своих учеников. Такова была причина неведения его. Ведь если бы он уразумел в начале, он отнюдь не приступил бы к Нему с вопросом: «что стало (почему произошло), что нам имеешь явить Себя, а не миру?» К такому пониманию (слов Господа) он приведен был тем, что принял слово (мир) в общем и обычном для других значении. Ведь по общепринятому и обычному всем словоупотреблению мы обыкновенно называем миром живущих во всем мире, равно как и городом можно называть населяющих целый город.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Библейские изречения о надежде на Бога Человек должен возлагать свою надежду только на одного Бога: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеться на князей» ( Пс.117:8–9 ). – «Уповайте на Господа вовеки; ибо Господь Бог есть твердыня вечная» ( Ис.26:4 ). – «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» ( Пс.145:3 ). – «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» ( Ис.2:22 ). – «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» ( Иер.17:5 ). – «Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень» ( Пс.36:5–6 ). – «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» ( Притч.16:3 ). – «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» ( Флп.4:6 ). – «Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя, говорит Господь» ( Иер.1:8 ). – «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» ( 1Пет.4:19 ). – «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» ( Пс.55:4 ). – «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» ( Ис.54:10 ). П о б у ж д е н и е к н а д е ж д е н а Б о г а: Его благость: «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» ( Пс.146:11 ). – «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» ( Наум.1:7 ). Его милость и Его милосердие: «Да уповает Израиль на Господа; ибо у Господа милость и многое избавление у Него» ( Пс.129:7 ). – «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр.4:16 ). Его любовь во Христе: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа 46 Ин.6:41–42 . Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? 1. Бог привлекает к себе людей, не подавляя их свободы воли. – Опровержение манихеев по этому предмету. – 2. Различие между манной и истинным хлебом жизни. – 3 и 4. Величие и преизбыточность любви Иисуса Христа в божественной евхаристии. – Сущность и значение евхаристии для нашего спасения. – Кто недостойно причащаются тела и крови Господней, будут наказаны как распинавшие Его. 1. «Их бог – чрево, и слава их – в сраме», – говорил о некоторых людях Павел в послании к Филиппийцам ( Флп.3:19 ). Что таковы же были и иудеи, видно и из предыдущих обстоятельств, видно и из того, что они говорили, пришедши ко Христу. Когда Он дал им хлеб и насытил их чрево, они пророком называли Его, и царем хотели поставить; а когда преподавал им учение о пище духовной, о жизни вечной, когда беседовал о воскресении и возвышал их мысль, и когда в особенности следовало бы дивиться Ему, – тогда они ропщут и отступают от Него. Между тем, если Он пророк, как они прежде говорили, – а Он и действительно есть тот, о котором сказал Моисей: «Пророка... из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор.18:15 ), – то им надлежало слушать Его, когда Он говорил: «Я сшел с небес»; но они не слушали, а роптали. Они еще уважали Его за недавнее чудо над хлебами, и потому явно не противоречили, но ропотом выражали свою досаду на то, что Он не дал им трапезы, какой они хотели, и среди ропота говорили: «не Иисус ли это, сын Иосифов»? Из этих слов видно, что они еще не знали даже об Его чудном и необычайном рождении, отчего и называют Его сыном Иосифа. И Христос не упрекает их и не говорит: Я не сын Иосифа – не потому, чтобы Он был сын Иосифа, но потому, что они еще не могли услышать о том чудном рождении. Если же они не могли ясно услышать о Его рождении плотском, то не могли тем более – о неизреченном, горнем. Если Он не открыл им уничиженного, то тем более не мог бы говорить им о тех вещах. И хотя их много соблазняло Его происхождение от простого и незнатного отца, однако же Он не открыл (истины), чтобы отстраняя один соблазн, не произвести другого. Что же Он отвечает на их ропот?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

15 Зато и чувши вашу веру у Христа Исуса, и к свима светима, 16 не за вас вас у молитвама 17 да Бог Господа нашег Исуса Христа, Отац славе, даде вам Духа мудрости и да га познате, 18 и бистре очи срца вашега, да бисте познали каква нада и какво богатство славе наследства у светима, 19 и каква неизмерна величина на нама по превелике силе 20 учини у Христу кад га васкрсе из мртвих и посади себи с десне стране на небесима, 21 изнад свих поглаварстава и власти и силе и господстава и свакога имена шго се може назвати, не само на овоме свету него и на ономе; 22 и све покори под ноге и даде за главу Цркви над свим – πρ πντα, 23 тело онога све у свему – τ πλρωμα το τ πντα ν πσι πληρουμνου.“ Еф.1:1 Павле апостол благовести Христове; он „послан“ да проповеда. Стога и не припада себи, сав припада Богу и Господу Христу. Док припадао себи и живео по он гонио Господа Христа и свете апостоле. Али, откако доживео чудесни у целокупном свом видевши на путу за Дамаск васкрслог Господа Исуса, он сав припада – Богу и Господу Исусу. Он да зна за себе, за за душу за разум за живот све то заменио у Господ Христос: постао и и душа и разум и живот Када гледа себе, он не налази себе у себи Господа Христа, и што никада нико од се усудио о себи: више не живим, него живи у мени Христос“ ( Гал.2:20 ). Стога се он сав претворио у „апостола Исуса Христа“, у „посланика“ Исуса Христа, ни себе нити ишта само зна и исповеда Онога га послао, и проповеда само оно ради чега га послао. Могло би се име „апостол“, не Павле, не Савле. Да, он себе за Павла, за човека, за уопште, али уколико „апостол Исуса Христа“, уколико припада Христу. За Господ Христос све и сва у свима световима, вредност, свевредност; а остало? – све остало „трице“ и „штета“ ( Флп.3:8 ). Увреда за Павла назвати га мудрацем, философом, Све су то „трице“. Он пре свега и изнад свега „апостол Исуса Христа“, послан да благовести не себе и мудрост Христа – силу и мудрост“ ( 1Кор.1:24 ). А према свака мудрост лудост. И када у Посланице име „Павле“, он одмах „по апостол Исуса Христа“.Као да вели: и што у од мене, Павла, од „апостола Исуса Христа“. У нема ни мене, нити ичег мог. Ако што онда то дужност посланика: саопштити оно ради чега сам послан, саопштити Христово. У – све Христово, све од Христа; а од мене само добра утолико уколико уколико „по

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1 В русс.пер.: «красота ее» ; но в септуаг., как и в слав.: δξα ντρπου — «слава человека» — и.И. 2 Т. е. епископа Флавиана. 3 Из соч. св. Иоанна Дамаскина «Об иконах». Этого отрывка нет ни в одной из трех бесед, быть может, потому, что которая-нибудь из них, всего вероятнее третья, дошла до нас не в целом виде. 4 Т. е. епископа Флавиана. 5 В ориг. «безквасное». Здесь приведено в соответствие с цитатой — и.И. 6 Перев. проф. Юнгерова 7 Гр.септуаг.: βραχυ τι ­­ слав. «мало что» — и.И. 8 Гр.: και ελυπηθη και επορευθη στυγνος ; слав. «опечалися и пойде дряхл» — в рус.синод.перев. этот смысл не усматривается — и.И. 9 Аттическая монета около 4 копеек. Нужно ли сохранять это примечание? Царские 4 коп. действительно были дневным пропитанием, теперь это мало кому будет понятно — и.И. 10 гр. « λγοις »; — в синод.перев. «делах» — и.И. 11 В ориг.: « κα παρασκευαζου προς την οδον » — последние слова И.Златоуст, очевидно, приводит как цитату, но в имеющихся у меня текстах св.Писания этих слов не видно — и.И. 12 Т. е. епископу Флавиану. 13 В синод.перев. этого слова нет — и.И. 14 В синод.перев. этих слов нет — и.И. 15 В Библии наоборот: «разрешиться и быть со Христом... несравненно лучше; а оста­вать­ся во плоти нужнее для вас» (Флп.1:23—24); видимо И.Златоуст это и имел в виду, но в цитате допустил неточность — и.И. 16 В Библии: «наш» — и.И. 17 Т. е. Урваном, Прилидианом и Еполлонием, которых память празднуется вместе с памятью св. Вавилы. 18 В синод.пер.: «согласные» — и.И. 19 Беседа эта издана только в латинском переводе. 20 Произнесено в Антиохии после похвального слова св. Евстафию, в день памяти св. Романа — 18 ноября. 21 Принадлежность этого слова св. Златоусту сомнительна в виду большого различия в слоге и языке между ним и подлинными словами св. отца. 22 Здесь в русском синод. переводе совсем другой смысл, а в септуагинте то же, что и в славянском: εξομολογησεται πασα γλωσσα τω θεω — и.И. 23 Вероятно епископа антиохийского, погребенного в одном храме со св. Вавилой в Дафне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3386...

Содержание     Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30     Предисловие    Постоянно слушая чтение посланий блаженного Павла, каждую неделю дважды, а часто три и четыре раза, когда мы совершаем памяти святых мучеников, — я радуюсь, наслаждаюсь духовною трубою, восхищаюсь я воспламеняюсь желанием, узнавая любезный мне голос, и мне почти кажется, будто он явился и присутствует предо мною, и я вижу, как он беседует. Но, с другой стороны, я скорблю и сокрушаюсь тем, что не все знают этого мужа так, как должно знать, а некоторые находятся в таком неведении, что не знают ясно и числа его посланий. И это бывает не от недостатка учения, а от того, что не хотят постоянно беседовать с этим блаженным. И мы то, что знаем (если, действительно, что-нибудь знаем), уразумели не при помощи природной способности и остроты ума, но вследствие того, что постоянно были близ этого мужа и ревностно прилежали ему. Любящие знают дела любимых больше всех остальных, так как поистине заботятся о них. И блаженный Павел, показывая это, говорил к Филиппийцам: «яко... есть праведно мне сие мудрствовати о всех вас, за еже имети ми в сердце вас, во узах моих и во ответе и извещении благовестия» (Флп 1.7). Таким образом и вы, если желаете с усердием внимать чтению, не будете нуждаться ни в чем другом, потому что неложно слово Христа, Который сказал: «ищите и обрящете: толцыте и отверзется вам» (Мф 7.7). Но так как у нас большая часть собравшихся здесь приняли на себя заботу о воспитании детей и о жене и попечение о доме и, вследствие этого, не могут согласиться на то, чтобы всецело предать себя этому труду, то, по крайней мере, постарайтесь принять собранное другими и уделите слушанию того, о чем здесь говорится, такое же большое внимание, как и собиранию имений. Правда, хотя и стыдно требовать от вас одного только этого, но будет приятно, если вы и в этом не откажете. Ведь отсюда, от незнания Писания, произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивые жития, бесполезные труды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1Кор.4:11 . «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Объяснение. Апостол Павел терпел голод и нужды, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 . 1Кор.9:17–18 . «Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». Объяснение. Здесь апостол раскрывает своё право или власть (ст.12–18) требовать от Коринфских христиан, как и вообще от духовных чад, полного обеспечения жизни: ст.11–14, Это место послания должно вразумлять тех, которые порицают православное духовенство за взимание вознаграждения за требоисправление: Гал.6:6:14 ; Лк.10:7 . В приточной речи ст.7 под виноградом разумеется общество христиан, под насадителями винограда апостол или пастырь, под плодами добрые дела, милостыня, вспоможения братьям по вере: 1Кор.16:1–2 . Возможно ли, чтобы одни пастыри Церкви, насаждающие и напояющие виноград Христов: 1Кор.3:6 , лишены были пользования плодами его веры и любви, приношениями и вознаграждениями. Господь хотел внушить израильтянам (ст.8–10) сострадание и сочувствие ко всякому работающему, чтобы они не лишали потребного прежде всего таких тружеников, как апостолы и пресвитеры, труждающихся в слове и учении: 1Тим.5:17 . 2Кор.6:3–4 . Срав. 11:8. «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах». Объяснение. Апостол Павел, своим бескорыстным служением, хотя и не подавал повода к порицанию апостольского служения, будучи в трудах, бдениях, в постах: ст.5, но тем не менее, ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 1Кор.9:12–13 ; Гал.6:6 ; Флп.4:10–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010