Флп.3:1 .  Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. «Прочее, братие моя, радуйтеся о Господе». Исполняйтесь всякого духовного веселия. «Таяжде бо писати вам, мне убо неленостно, вам же твердо». Другого послания не писал к ним, но в этом одном предложил многие наставления. Флп.3:2 .  Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания. «Блюдитеся от псов». Псам свойственно бесстыдство. Поскольку упомянутые выше учители, будучи многократно обличены, что злонамеренно искажают проповедь, не оставляли худого своего произволения, то справедливо Апостол назвал их псами. Но в древности было это наименованием язычников. «Несть добро, – говорит Господь, – отъяти хлеба чадом и поврещи псом» ( Мф. 15, 26 ). С обстоятельствами же изменяются и имена; язычники нарицаются сынами, а иудеи псами. «Блюдитеся от злых делателей». Ибо не созидают, но «намереваются разрушить здание». «Блюдитеся от сечения». Ибо, проповедуя обрезание, покушаются рассечь и тело Церкви. Флп.3:3 .  Потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся. «Мы бо есмы обрезание, иже духом Богу служим и хвалимся о Христе Иисусе, а не в плоти надеемся». То же сказал Апостол и в Послании к Римлянам: «и обрезание сердца духом, а не писанием» ( Рим. 2, 29 ). Сие и Бог повелел иудеям устами Пророка: «обрежите жестосердие ваше» ( Иер. 4, 4 ). Флп.3:4 .  хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я. «Ибо и аз имею надеяние такожде во плоти». Но да не подумает кто, что говорю это как необрезанный и не имею права похвалиться обрезанием. «Аще кто ин мнит надеятися во плоти, аз паче». Весьма кстати употребил слово «мнит»; потому то справедливо не надеялся на плоть. Потом в подробности перечисляет все, что уважалось у иудеев. Флп.3:5 .  Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей. «Обрезан осмодневно», потому что не как пришелец принял я обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава III Апостол предостерегает читателей от увлечения учением иудействующих (1–11). Призыв подражать Апостолу в стремлении к достижению христианского совершенства (12–21). Флп.3:1 .  Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Заключая предшествующий отдел послания призывом радоваться о Господе, Апостол переходит теперь к новому обстоятельству, которое возбуждало в нем большие опасения, именно к возможности появления среди филиппийцев иудействующих лжеучителей. Резкими чертами характеризует он их приемы пропаганды иудейства и, в противовес им, изображает, как сам он относится к иудейству и его преимуществам. Именно он отрекся от всех мечтаний иудейства и всецело стремится к тому, чтобы быть во Христе. Этот стих составляет заключение к предыдущей главе. Апостол подробно сказал о Тимофее и Епафродите ( Флп. 2:19–30 ). Прибытие к филиппийцам последнего должно возбудить в них радость ( Флп. 2:29 ). В отношении к остальному, чего не коснулся Апостол ( «впрочем« – правильнее: в отношении к прочему – τ λοιπν) они также должны радоваться. Апостол если не говорит подробно об этом «прочем», то не потому, чтобы ему не хотелось: он с радостью может несколько раз писать о том же самом ( «о том же " – τ ατα), и знает, что это будет полезно ( «назидательно») для читателей, потому что призыв к радости должен их ободрить. Но – такова невысказанная мысль, составляющая переход к следующему отделу – ему теперь нужно поговорить о явлениях нерадостных, изменить тон своей речи… Флп.3:2 .  Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, Флп.3:3 .  потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, Филиппийцам угрожает серьезная опасность от иудействующих лжеучитетелей. Они должны поэтому быть очень осторожны (Апостол три раза повторяет слово: «берегитесь»). Апостол не стесняется при этом в выборе обличительных выражений для характеристики этих лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IV Увещания к отдельным лицам и ко всем читателям вообще (1–9). Благодарность за вспоможение Апостолу (10–12). Приветствия и заключение (21–23). Флп.4:1 .  Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления. Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию ( Флп.3:17 ). Называя читателей своею «радостью и венцом», который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь ( «возлюбленные»), Апостол просит их «стоять в Господе», т. е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел. Флп.4:2 .  Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. «Еводия и Синтихия» – женщины-христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их «мыслить одинаково о Господе», т. е. о деле служения Богу. Флп.4:3 .  Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни. «Сотрудник» – правильнее: Синзиг ( σγζυγε – перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало…). – «Искренний» – точнее: настоящий, подлинный ( γνοιε), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг – сотрудник. Вероятно, это был один из «епископов» ( Флп.1:1 ). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных ( «книге жизни» ср. Исх.32:32 и Отк 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1:22-24). Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне (2 Петр. 1:13-14). Что мы можем узнать из этих стихов? После смерти души христиан отправляются на небеса (понятно, имеются в виду небеса как духовная, а не астрономическая реальность) (2 Кор. 5:1), где оказываются со Христом (Флп. 1:22-24; см. также Ин. 14:3) и предстают перед Его судом (2 Кор. 5:10), чтобы в результате этого суда или получить награду, или потерпеть ущерб (1 Кор. 3:10-15). Причем даже те, чьи дела будут найденными подобными соломе (1 Кор. 3:15), будут спасены, хотя и " как бы из огня " . Апостолы говорят как о чем-то твердо известном, что наше жительство — на небесах (2 Кор. 5:1; Флп. 3:20), что мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5:2). Ап. Павел твердо уверен, что после смерти будет со Христом (Флп. 1:23), что ему готовится венец правды (2 Тим. 4:8), и не только ему, но и всем, " возлюбившим пришествие Его " . Итак, Апостол ожидает смерти с радостной надеждой и поощряет к тому же своих адресатов. При рассмотрении новозаветных свидетельств об исходе души из тела неизбежно возникает вопрос: как совместить свидетельство Апостолов с теми описаниями посмертного опыта, которые можно найти в средневековой византийской литературе? Книгу " Мытарства преподобной Феодоры " можно найти почти в каждом церковном киоске, многие люди начинают свое знакомство с Православием именно с нее. Пытаясь разобраться в отношении уверенности в спасении, мы не можем обойти вопрос о мытарствах. Несомненно, многие мудрые, благочестивые и лично святые люди верили — и продолжают верить — в существование мытарств, то есть испытаний, в ходе которых бесы указывают на грехи, совершенные человеком при жизни, и заявляют свои права на его душу, ангелы же, со своей стороны, указывают на его добрые и благочестивые дела и оспаривают притязания бесов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Я питал вас молоком, а не твердой пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? Такие по возрасту о Христе младенцы, как и совершенные мужи, были и в Филиппах. И там были рядом с христианами духовными, совершенными плотские, младенцы, к которым в Флп.2:3–4 и 4:2–3 Апостол и обратился с увещанием. Здесь в Флп.3:15 Апостол обращается к совершенным, к духовным христианам и приглашает их к единомыслию с собой в понимании мудрости христианской, что в другом месте ( 1Кор.3:2 ) Апостол назвал твердой пищей. Для них, собственно, как вышедших уже из младенческого состояния и стремящихся постигнуть проповедуемую им мудрость Божию, могло быть сильным искушением лжемудрствование иудействующих. В этом случае менее опасности было для младенцев о Христе; у них не было еще потребности сделать предмет веры предметом познания; и для них не имели силы доводы иудействующих. Не то могло быть с более совершенными. Не постигая еще этой божественной мудрости, но желая ее постигнуть, всеми силами своей души стремясь к тому, они легко могли быть вовлечены в иудейское заблуждение. Апостол и предостерегает их от этого, раскрывая ложь учения иудействующих и мудрость христианства. Отсюда заключение σοι ον τλειοι, τοτο φρονμεν служит выражением педагогической мудрости Св. Апостола. Через σοι, обращая свое приглашение не ко всем, но только к некоторым, он тем самым побуждает к принятию его всех, кто хочет быть в числе этих некоторых избранных. – τοτο ( Флп.3:15 ) указывает вообще на предыдущее с Флп.3:1 включительно. Приглашая к единомыслию с собой, Апостол предполагает возможный случай, что его читатели что-нибудь из сказанного не понимают: κα ε τι τρως φρονετε и проч. Не сказал τερον, но τι τρως, ибо разномыслия существенного не может быть, но только недомыслие некоторых, понимание менее совершенное. Апостол предполагает эту возможность и не возмущается ею (ибо она естественна), но ободряет обладающих ею тем, что Сам Господь откроет им истинное понимание – κα τοτο Θες μν ποκαλψει.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

В знаменитом гимне из Послания к Филиппинцам речь идёт о всеобщем прославлении Христа, послушного воле Отца даже до смерти ( Флп.2:8–11 ). Жизнь царствует не только в человеческом теле Иисуса, Которого не может удержать гроб, но и во всем мироздании, как продолжении человеческого естества Иисуса Христа. Церковь есть место и способ явления новой жизни воскресшего Христа. Не только проповедь о Воскресшем глубоко укореняется в духовном опыте христианской общины, но сама церковная жизнь становится необходимым продолжением, раскрытием уже начатой общей судьбы Христа и христиан. Именно поэтому в Послании к Ефесянам проводится удивительная аналогия между положением христиан и прославлением Христа. Отец Небесный всегда выступает как Владыка, «благословивший нас во Христе всяким духовным благословением на небесах» ( Еф.1:3 ). «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... воскресив с Ним и посадив на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:4–6 ). В параллельном тексте Послания к Колоссянам подчеркивается пасхальный характер христианской жизни: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). В самом пасхальном событии и в церковной и космической хвале действует Отец, и в прославлении Сына прославляется Отец: «...Дабы всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» ( Флп.2:11 ). В) Образ Бога Невидимого Уникальной особенностью христианства по сравнению с его иудейскими истоками является не только вера в мессианство Иисуса и Его Воскресение, но и вера в Его Божественность и Его извечное бытие в недрах Отца. Именование Иисуса Кириос не объясняется лишь контекстом пасхального превозношения и прославления. Апостол Павел, всё богословие которого коренилось в личной встрече с прославленным Господом, исповедует Его извечное Сыновство. В христологическом гимне Послания к Филиппийцам говорится о том, как Иисус в космическом прославлении вновь обрёл ту извечную славу, от которой Он отказался в Своем вольном уничижении: «Он, будучи образом (цорсрг]) Божьим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого» ( Флп.2:6–7 ). Слово «цорсрл», употребляемое только апостолом Павлом, предполагает образ бытия, который свойствен только Богу, и который не может быть ограничен никакой формой, инородной Божественному бытию. В этом тексте подразумевается учение апостола Павла о двух Адамах ( Рим.5 ; 1Кор.15 ), в котором противополагается уничижение и послушание Сына непослушанию первого Адама в раю или даже самого Денницы («на небе и в преисподних» ( Флп.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

3:17); о себе же говорит: не достигох, гоню же и стремлюсь. К чему же? Чтобы познать Господа, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10). И еще: «елика истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика достохвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте» (Флп. 4:8). И вообще, если собрать изречения святого Апостола в сем Послании воедино, то получим сжатое, но возвышенное и сильное изображение христианства в вере и жизни. — Пишется же это не тоном рассуждения, а так, как, например, следующая речь: «если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то исполните мою радость, имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп 2:1 - 2); или еще: «умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе Ей, молю и тебя, искренний сотрудник, помогай им»,— и прочее (Флп.4:2 - 3).    Так, если смотреть на внешнюю форму сего Послания, то ни одно Послание святого Павла так не близко к форме обычного письма, как это; если взять во внимание тон и дух его, то ни в одном своем Послании не выразил Апостол столько сердечности и интимности, как в этом; если остановиться на содержании, то оно при всей простоте Божественно, возвышенно и всеобъемлюще. 4) Разделение    Послание, как сказано уже, писано не по предначертанному плану, а как внушало сердце. Святой Павел имел в виду только сказать все, что нужным считал по тогдашним обстоятельствам, не заботясь об отчетливом порядке в изложении — Отправляет он Епафродита, посланца филиппийцев, с пособием ему от них. Как в этом был главный повод к написанию Послания, то нельзя было не помянуть в нем о том и другом. И поминается об отправлении Епафродита — в конце второй главы, с присовокуплением предуведомления, что скоро будет послан к ним и святой Тимофей; о получении посланного — в конце четвертой. — Но Апостолу нужно же было сказать любимым филиппийцам что-нибудь утешительное о себе и успехе своей проповеди; и говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2952...

Ядром христианской общины, как всегда, стало небольшое число иудеев, у которых вместо синагоги был всего лишь «молитвенный дом [ЕК: место для молитвы]» (Деян. 16, 13). Затем к ним присоединились язычники. Как обычно, они-то и стали вскоре преобладающей частью общины. В Деян. 16, 12 слл. рассказывается, как Павел в сопровождении Силуана, Тимофея и Луки «в день субботний вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом [ЕК: место для молитвы], и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (ст. 13). Изгнав беса из девушки-служанки и лишив ее способности к прорицательству, Павел тем самым причинил ущерб ее хозяевам, извлекавшим выгоду из столь необыкновенного дара. Павла посадили в тюрьму, но во время землетрясения ему предоставилась возможность бежать. Здесь-то и произошло обращение темничного стража. Однако вместо того чтобы скрыться, апостол потребовал привлечения к ответственности тех, кто без суда и следствия посадил его, римского гражданина, в тюрьму (ср. 1 Фес. 2, 2). 38 Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. 39 И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. 40 Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии... (Деян. 16, 38-39) Видимо, с самого начала большую роль в филиппийской общине играли женщины, в особенности Лидия (см. Деян. 16, 14-15. 40), а также Еводия и Синтихия (см. Флп. 4, 2-3). В момент написания послания они, очевидно, находились в конфликте, хотя раньше были преданными сотрудницами Павла. Их имена, а также имена других упоминаемых в Флп. лиц (Епафродит, Климент и др.) в основном языческие. 68. Некоторые отрывки из Флп. Радость Как уже было отмечено, трудно пересказывать Флп. или формулировать ключевые идеи-тезисы. Это послание нужно просто прочитать целиком, тем более что оно совсем небольшое (всего четыре главы). В нем — радость и благодарность прежде всего по поводу самого факта существования верной и дружелюбной филиппийской общины: 3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас... 8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; 9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала... (Флп. 1, 3. 8-9)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В этом натяжении заключена вся живая динамика религиозной мысли апостола Павла. Дж. Данн называет его " эсхатологическим напряжением " , выход из которого видится Павлу в харизматических проявлениях Духа, преодолевающих всякую " немощь " Нужно заметить, однако, что аппеляцией к харизме не исчерпывается решение данной антропологической проблемы у апостола. Недостаточно просто уверовать во Христа - нужно " познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых " (Флп. 3: 10-11). Бог все сделал со своей стороны, от человека требуется усилие со своей: " стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос " (Флп. 3: 12). И далее Павел поясняет, к чему он стремится - " к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе " (Флп. 3: 14). Это " звание " заключается в небесной, т.е. вечной и нетленной жизни, в которой Христос " уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все " (Флп. 3: 21). Понятие " силы " относится к важнейшим в терминологии апостола Павла. " Сила " есть не что иное, как способность Бога, и она не имеет ограничения. Эта сила была причиной воскресения Христа; она же обратила к вере учеников Павла; и следовательно, на нее возлагается надежда в довершении начатого - " как безмерно величие могущества Его в нас " (Еф. 1: 19-20). Уже в этой жизни верующие ожидают в себе уподобления воскресению Иисуса (Рим. 6), при котором " все присущее Сыну дано будет нам с Ним " (Рим. 8: 32). И здесь, несомненно, мистическая идея того, что все члены Церкви составляют видимое и ощутимое тело Христово (Рим. 12: 5) - ощутимое таким же непостижимым, но вполне определенным образом, как изумивший Савла свет на дороге в Дамаск - и в связи с этим ожидается всеобщее отступление тьмы и наступление света (Рим. 13: 12, 14). Церковь происходит от Христа телесно наподобие Евы (Еф. 5: 30; сравн. Быт. 2: 23). Разумеется, это же касается духовного происхождения; но важно понять, что духовное и телесное, не смешивая их, Павел мыслит в нерасторжимом человеческом единстве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Флп.2:3 .  ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Флп.2:4 .  Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Для достижения полного единения в мыслях и любви необходимо отрешиться от «любопрения», т. е. от склонности действовать по личным выгодам ( εριθεα) и от «тщеславия» или пустохвальства ( κενοδοξα). – «Почитайте один другого высшим себя». В этом проявляется смирение. Но будет ли во всяком случае справедливо унижать себя перед другими? Быть может, я и на самом деле выше по достоинствам, чем мой ближний? Призыв Апостола нужно понимать, конечно, в том смысле, что каждый из нас всегда должен думать о себе так: «Я не исполнил своей задачи, не осуществил всех заключающихся в моей натуре возможностей. Если я и сделал больше, чем другой, то, может быть, для этого у меня было более побуждений со стороны и я, быть может, мог сделать гораздо более, чем другой, кто осуществил все, на что он имел силы». – «Но каждый и о других». Апостол говорит здесь не против любви человека к себе самому, но против узкого эгоизма, который из-за своих интересов совершенно не хочет видеть нужды ближнего. Флп.2:5 .  Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: По новейшим исследованиям, «частица ибо» ( γρ) здесь является вставкой ( Эвальд, с. 102). В таком случае нужно полагать, что с 5-го стиха начинается речь о подражании Христу. «В читателях, – говорит Апостол, – должны быть те же чувствования или, лучше, то же настроение ( φρονεσθω ν μν), какое было и в Иисусе Христе». А какое настроение обнаружил Христос – об этом Апостол говорит далее, в следующем относительном предложении 6 . Флп.2:6 .  Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; «Он, будучи образом Божиим». Много спорили о том, какого Христа здесь Апостол имеет в виду – предсуществовавшего до Его воплощения, Сына Божия, еще не принявшего плоть человеческую, или уже Сына Божия воплотившегося. Первое толкование принадлежит почти всей христианской древности и большинству новых толкователей, второе же – Новациану, Амвросию и Пелагию, а потом Эразму, Лютеру, Кальвину, а из новых Дэрнеру, Филипп и, Ричлю, – проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010