«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп.3:20—21). «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин 3:2). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Сухие деревья и травы, как во время зимы, так и во время весны, неизменный и одинаковый вид имеют, то есть неприятный и черный. Так и нечестивые и безбожные люди как ныне, так и тогда неприятный, даже скорее, скареднейший будут иметь вид. Христианин! Видишь в весне образ и знамение воскресения мертвых. И какое праведных, и какое грешных воскресение будет, видишь (тогда все по делам своим получат). Живи ныне так, как хочешь тогда воскреснуть. Чаешь воскресения мертвых, и жизни будущего века — живи не противно этому, но достойно этого. Хочешь с благочестивыми, праведными и святыми тогда участие иметь — живи ныне благочестиво, свято, праведно. Что ныне внутри у человека имеется, то и тогда вне явится. Имеется ли благочестие? Тогда оно покажется. Имеется ли нечестие и лицемерие? Тогда оно проявится. Тогда «дети Божии и дети диавола узнаются»; тогда «отделятся овцы от козлов» (1 Ин 3:10; Мф.25:32—33). Если хотим, возлюбленные, достигнуть воскресения праведных, должны мы ныне духовно воскреснуть со Христом воскресшим, «дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6:4). «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр.20:6). 69. Встань    Бывает, что человек ленивого человека возбуждает и говорит ему так: «встань», пора идти на дело! Так и спасительная Божия благодать возбуждает христианина ленивого и нерадящего о своем спасении: «встань», и иди на дело, на которое призвал тебя Господь. Всякий грешник нерадивый и некающийся лежит и «со страхом и трепетом не соделовает своего спасения: не трудится в винограде Господнем» (Флп.2:12; Мф.20:1—16, 21:33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Разделы портала «Азбука веры» Христос – ((от греч. Χριστς (Христос) — Помазанник) (еврейский эквивалент этого слова звучит как Машиах — Мессия )) — одно из имён, титул Спасителя . Имя Христос символически связано с ветхозаветной традицией помазывать избранных Провидением Божьим людей при поставлении на священническое, царское или пророческое служение, чем означалось преподание им особых даров Святого Духа . В связи с этим священники, цари ( 1Цар.24:7 ) и пророки именовались помазанниками (в греческом переводе — христами (ср.: «он помазанник (χριστς) Господень» ( 1Цар.24:7 )). Богочеловек Иисус Христос как Тот, Кто безупречно осуществил царское, пророческое и первосвященническое служение, связанное со спасением , Искуплением людей, и как Тот, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ), обладает этим именем в особом и исключительном отношении. Помазанниками в древнем Израиле называли царей, первосвященников и пророков. Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя и только Он может спасти человечество от власти греха, дьявола и смерти. Имя Иисуса Христа – имя, которое «выше всякого имени» ( Флп.2:9 ), ибо это единственное имя «которым надлежит нам спастись» ( Деян.4:12 ). Цитаты о Христе «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Флп.3:7-11 «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Евр.13:8 «Христос – это новая Жизнь. Христос – это все.

http://azbyka.ru/xristos

" Се Агнец Божий " . Покровец. Кон. XVII в. (ГРМ) «...Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех...» (Рим 8. 3). Кеносис, по выражению В. Н. Лосского, «есть модус бытия посланного в мир Лица Святой Троицы, Лица, в Котором осуществляется общая Ее воля, Источник которой есть Отец» ( Лосский В. Мистическое богословие. С. 110). Иисус Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 6-8). Единородный никогда не мог быть вынуждаем к тому, что против Его воли, утверждал свт. Кирилл Александрийский, «ведь Он унизил Себя Сам (Флп 2. 7), то есть добровольно и без всякого принуждения. ...Он уничижил Себя Сам добровольно ради нас... Итак, поскольку речь идет о подлинном и действительном рождении Его от Бога Отца, человеческое не есть собственность Сына. Но, с другой стороны, оно и собственность Его, поскольку Он явился человеком, оставаясь всегда, чем был и есть и будет непрестанно, низведши Себя, ради нас, в то, чем не был» ( Суг. Alex. In Ioan. XI 9). Свт. Григорий Богослов т. о. объяснял слова ап. Павла «страданиями навык послушанию», относящиеся к крестному подвигу И. Х.: «Как образ раба, снисходит Он к сорабам и рабам, принимает на Себя чуждый облик, всего меня в Себе нося со всем моим (λον ν αυτ μ φρων μετ τν μν), чтобы в Себе истребить мое худшее (να ν αυτ δαπανσ το χερον), как огонь истребляет воск, а солнце - пар земли, и чтобы я, благодаря смешению (σγκρασιν) с Ним, приобщился к тому, что свойственно Ему» ( Greg. Nazianz. Or. 30. 6). Для свт. Григория возрождение падшего человека в таинстве Боговоплощения - неизмеримо большее проявление Божественной любви, чем появление человека в творческом акте: «Я получил образ [Божий] и не сохранил его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает с нами во второе общение, которое гораздо более чудно, чем первое, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь воспринимает худшее, но сие боголепнее первого, сие выше для имеющих ум!» ( Idem. Or. 38. 13). По выражению свт. Григория Нисского, чтобы достичь цели спасения человека, «чистый и всецелый принимает на Себя скверну естества человеческого и, понесши на Себе всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты?» ( Greg. Nyss. De beat. 1).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Следует заметить, что святые подвижники различают благодать предваряющую и последующую (или содействующую). А вопрос: что предшествует в деле спасения – благодать или свобода? – тот же преподобный Кассиан решает прямо и просто тем, что и благодать, и свобода равно действуют. «Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня ( Пс. 58:11 ), и последует за нашей волей, почему и говорится: и рано утром молитва моя предваряет Тебя ( Пс. 87:14 ). Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: Всякий день простирали руки Мои к народу непокорному ( Ис. 65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день я.... простирал к Тебе руки мои ( Пс. 87:10 ); или – Бог воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ); и, вместе с тем, – Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ). Нам повелевается сотворить себе новое сердце и новый дух ( Иез. 18:31 ), и, там же, говорится: И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное ( Иез. 11:19 ). Нетрудно будет разрешить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле нашего спасения участвуют и благодать Божия, и свободное произволение наше» (Собес. с аввой Херем. п. 9; ср. Макарий Беседа 37 п. 10). Вообще же, как бы, объединяя мысли святых отцов Восточной Церкви о взаимном отношении благодати и свободы, этот ученик святителя Иоанна Златоуста пишет: «Православные отцы, которые сами обладали совершенным сердцем, говорили, что Бог в каждом человеке возбуждает желание добра, впрочем, так, что человек может стремиться и к противному; во-вторых, дает возможность, впрочем, не исключая произвола, привести в дело это желание; и, в-третьих, не стесняя свободы, утверждает в добродетели: итак, Творец всюду производит все, возбуждая, содействуя и утверждая, без нарушения, Им же данной, свободы» (там же; Подобное же мнение самого Златоуста см. Беседы на Деян. ап. 16, 2; 8 на Флп.; Евр. 12:2 и др.). h11 О действиях благодати:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Слово 39. О послушании    Тот, кто во всем слушается духовных отцов своих, то, что по Богу, Богу воздает. Ибо послушливый муж, хотя и пребывает в сей жизни, но словно вне сего мира шествует, поскольку, своей воли отвергаясь, Господню исполняет. И таковой к исповедникам причисляется, но не только это, но и беззаботно жительствует все время своего пребывания [на земле]. С таковыми [то есть с исповедниками] и подражателем Господу оказывается, потому что и Сам Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной(Флп. 2:8). Послушание же есть нерассуждающее повиновение, чтобы веленное беспечально исполнять. Послушание есть совершенное, лишенное своей воли подчинение одному лишь мановению начальствующего, без колебаний побуждаемое к совершению всяких заповедей. Послушание признается первым благом среди всех прочих начальных добродетелей и упраздняет возношение, рождает же смиренномудрие. И оно становится началом любви ко Христу, потому что и Христос по причине Домостроительства даже до креста и смерти был послушен Своему Отцу (Флп. 2:8), чтобы ввести в вечную жизнь живущих в послушании. Посему кто же не ублажит такового? А вернее — кто же не поревнует таковому жительству? Потому что отсечение своей воли есть пролитие крови и в жертву вменяется человеку и есть свершение разумного и совершенного мужа. И ясно научает нас Исаия, говоря: Аще… не будешь творить хотения своего в день святый… и не воздвигнеши ноги своея на дело, ниже возглаголеши словесе своего во гневе… и будеши уповая на Господа, да ухлебит тя благоты земными (Ис. 58:13-14). Говорит же и премудрый Соломон: Сын бо бых и аз отцу послушливый и любимый пред лицем матере. Иже глаголаша и учиша мя: да утверждается наше слово в твоем сердце (Притч. 4:3-4). И другой: Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (Притч. 19:16). И опять-таки: Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (Притч. 28:14), и:Соблюдающий заповедь не испытает… зла (Еккл. 8:5). Петр же пишет, говоря: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа; и: слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Так Бог руководствует и каждого к наследию вечной жизни и славы нетленной; так бодрствует над каждым во все время жизни и на всех путях, усовершая, воспитывая и обогащая дарами духовными, по мере подвигов и трудов, – так, говорим, бодрствует над каждым, доколе представит его непорочным пред Собою во Христе Иисусе, удостоив славы вечной. «Бог есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении», – говорит св. апостол (Флп. 11, 13). И в другом месте свидетельствует, что каждому из нас дана благодать, по мере дара Христова (Еф. 4, 7). Уверимся, братия, глубже в этой истине, напечатлеем ее в уме и в сердце, чтобы нам не быть невнимательными к Божию руководству, которое объемлет всех, и особенно служащих Богу и к Нему устремляющихся, и не оставляет никогда, но защищает, сохраняет, утешает, вразумляет и наставляет ко всякому спасительному пути, и чтобы нами не напрасно принята была благодать Божия (2 Кор. 6, 1), но чтобы мы служили друг другу, каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божий (1 Петр. 4, 10). Что же остается нам делать, как не то одно, чтобы быть внимательными, подобно всем святым Божиим, к Божию неизреченному смотрению и попечению о нас, которым Он объемлет всех и каждого на всех путях жизни, от утробы матерней, обновляя и освящая благодатно Всесвятаго Духа, которую мы приемлем в Таинствах св. Церкви? И, прилагая к этому все старание (2 Пет. 1, 5), жить достойно Бога, всячески угождая Ему, во всяком деле благом принося плод и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силой, под державой славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью (Кол. 1, 10). III. Этим путем шли к славе вечной все святые Божии. Этим путем достиг нетления и венца жизни угодник Божий Гурий; под святительским руководством его, и мы все, как духовные чада его, да стремимся к награде высшего звания Божия во Христе Иисусе, все почитая за сор, чтобы приобресть Христа (Флп. 3, 14, 8) и найтись в Нем неповинными всякого греха, оправданными и исполненными небесной доброты, и чтобы, наконец, быть участниками неизреченной славы Его со всеми избранными. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Что такое человек, каково благородство нашей природы и к какой добродетели способно это существо, – больше всех людей показал на себе Павел. С того времени, как стал (апостолом), доныне он громким голосом оправдывает Господа против всех, осуждающих Его за такое устроение нас, побуждает к добродетели, заграждает бесстыдные уста хулителей и показывает, что между Ангелами и людьми не велико расстояние, если мы захотим быть внимательными к самим себе. Он получил не иное естество, имел не иную душу, жил не в ином мире, но был воспитан на такой же земле, в такой же стране, под такими же законами и обычаями, и превзошел всех людей, бывших с того времени, как стали существовать люди. Где же те, которые говорят, что добродетель трудна, а порок легок? Павел утверждает противное им: «Ибо кратковременное легкое страдание,– говорит он, – ...производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ). Если же легки скорби, то тем более – внутренние удовольствия. И не только то в нем удивительно, что от избытка ревности он не чувствовал трудов, подъятых для добродетели, но что и этой последней он предан был не ради награды. Мы и при предстоящих наградах не выдерживаем трудов для добродетели; а он и без наград исполнял и любил ее, и кажущиеся препятствия к ней побеждал со всей легкостью, не ссылаясь ни на слабость тела, ни на множество дел, ни на власть природы, и ни на что другое. Несмотря на то, что он был обременен заботами больше всех военачальников и царей на земле, он с каждым днем однако возрастал в силах, и с увеличением для него опасностей приобретал новую ревность, как он сам выражал это, когда говорил: «Забывая заднее и простираясь вперед» ( Флп.3:13 ); и, ожидая смерти, призывал к участию в этой радости, говоря: «радуйтесь и сорадуйтесь мне» ( Флп.2:18 ); и при виде опасностей, обид и всякого бесчестия, также ликовал, и в Послании к Коринфянам говорил: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях» ( 2Кор.12:10 ). Все это он называл оружием правды, выражая, что и отсюда он получал величайшую пользу, и со всех сторон был неуловим для врагов. Везде встречая удары, оскорбления, злословия, он, совершая как бы торжественное шествие и воздвигая по всей земле непрерывные трофеи, восхищался и возносил благодарность Богу, говоря: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать» ( 2Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

12. Итак, первины наши – апостолы, избранные из всех плодов того времени, которым сказано: и больше сих сотворите ( Ин. 14. 12 ), ибо на них излилась благодать Божия. Они, говорю я, стенали, ожидая искупления всего тела ( Рим. 8. 23 ), и до сих пор стенают, ибо много еще страданий у тех, кто обуреваем, – точно так же когда кто-то выбирается на берег, и половина тела его еще бьется в волнах, он стенает и мучится ( Рим. 8. 22 ), пока не выберется весь. Конечно же стенает тот, кто прежде говорил нам: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? (2 Кор. 11. 29). 13. Так что пусть не смущает нас, что написано так: И мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим. 8. 23 ). Ибо смысл ясен, потому что те, кто имеет начаток духа, стенают, ожидая усыновления, а это усыновление есть искупление всего тела, когда лицом к лицу ( 1Кор. 13. 12 ), словно Сын Божий, чрез усыновление увидит это божественное и вечное благо. Ибо есть усыновление 692 в Церкви Господней, когда Дух вопиет: Авва, Отче ( Гал. 4. 6 ), как читаешь в Послании к галатам. Но оно будет совершенным, когда воскреснут в нетлении, чести, славе все те, кто удостоится видеть лице Божие, 693 ибо тогда человеческое состояние сочтет себя истинно искупленным. Отчего апостол хвалится, говоря, что мы спасены в надежде ( Рим. 8. 24 ), ибо надежда спасает, как и вера, о которой сказано: Вера твоя спасет тебя ( Лк. 18. 42 ). 694 14. Итак, тварь, которая не добровольно, но в надежде покорилась суете ( Рим. 8. 20 ), спасается надеждой, как и Павел, который знал, что для него приобретение – умереть, чтобы быть со Христом ( Флп. 1. 20, 23 ), отрешившись от тела, но пребывал во плоти ради ( Флп. 1. 24 ) тех, кого обретал для Христа. 695 А что есть надежда, как не ожидание будущего? Отчего он и говорит: надежда же, когда видит, не есть надежда ( Рим. 8. 24 ). Ведь не то, что видимо, но то, что невидимо, вечно ( 2Кор 4. 18 ). Ибо если кто видит, то чего ему и надеяться ( Рим. 8. 24 )? Мы видим, что имеем то, что видим, так каким же образом мы станем надеяться на то, что имеем? Следовательно, из того, на что надеются, ничто не видимо. Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2. 9 ). 696

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1Кор.4:11 . «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Объяснение. Апостол Павел терпел голод и нужды, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 . 1Кор.9:17–18 . «Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». Объяснение. Здесь апостол раскрывает своё право или власть (ст.12–18) требовать от Коринфских христиан, как и вообще от духовных чад, полного обеспечения жизни: ст.11–14, Это место послания должно вразумлять тех, которые порицают православное духовенство за взимание вознаграждения за требоисправление: Гал.6:6:14 ; Лк.10:7 . В приточной речи ст.7 под виноградом разумеется общество христиан, под насадителями винограда апостол или пастырь, под плодами добрые дела, милостыня, вспоможения братьям по вере: 1Кор.16:1–2 . Возможно ли, чтобы одни пастыри Церкви, насаждающие и напояющие виноград Христов: 1Кор.3:6 , лишены были пользования плодами его веры и любви, приношениями и вознаграждениями. Господь хотел внушить израильтянам (ст.8–10) сострадание и сочувствие ко всякому работающему, чтобы они не лишали потребного прежде всего таких тружеников, как апостолы и пресвитеры, труждающихся в слове и учении: 1Тим.5:17 . 2Кор.6:3–4 . Срав. 11:8. «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах». Объяснение. Апостол Павел, своим бескорыстным служением, хотя и не подавал повода к порицанию апостольского служения, будучи в трудах, бдениях, в постах: ст.5, но тем не менее, ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 1Кор.9:12–13 ; Гал.6:6 ; Флп.4:10–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   По учению Церкви, воскресение не есть реинкарнация, т. е. облечение души в некое новое тело. После воскресения тела «будут существенно те же, какие были соединены с известными душами в продолжение настоящей жизни».    Эта истина явно выражена Самим Спасителем, сказавшим, что именно находящиеся в гробах, услышав глас Сына Божия, оживут (см.: Ин.5:25-28), а также в словах ап. Павла: ...сеется в тлении, восстает в нетлении... тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15:42, 53).    Учение о тождественности тел воскресших телам живущих выражено уже в трудах христианских писателей первых столетий христианской эры. 2.5.5. Свойства воскресших тел    Хотя тела воскресения будут тождественны телам живущих по существу, тем не менее они будут отличаться по своим свойствам, поскольку мертвые воскреснут в преображенных по образу тела воскресшего Христа телах (см.: Флп.3:21). О свойствах тел воскресения ап. Павел говорит следующим образом: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор.15:42-44).    Таким образом, можно указать четыре отличительных свойства будущих воскресших тел. Они будут    а) нетленными, т. е. неподвластными процессам разрушения и смерти (см.: Лк.20:35-36; 1 Кор.15:53);    б) славными, т. е. светоносными, подобно телу Самого Спасителя, когда Он преобразился на Фаворе (см.: Флп.3:21), согласно Его обетованию: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43). Преображенные славные тела будут явным для всех образом отражать внутреннее совершенство их обладателей, что не всегда имеет место в настоящей жизни. В отношении грешников это свойство следует понимать как, напротив, лишенность света, бесславные тела грешников будут в полной мере обнаруживать степень духовного падения их обладателей;    в) сильными, т. е. непричастными изнеможению и немощам настоящей жизни вообще;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010