«Говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко» (Чис. 24, 16–17). Отвечая на все желания, на всю тоску мятущегося человеческого духа проникнуть в загробный мир вслед на ушедшими туда дорогими нашему сердцу, явится Богочеловек, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничтожив Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 6–7). Чтобы посетить и спасти мертвецов, чтобы утешить тех, кто погибает от тоски по мертвым, явился всеми чаемый Сын Божий. Он сошел к окованным узникам преисподней, сошел к ним путем крестного распятия. Иисус Христос сошел на землю, ища падшего, ища умершего от греха Адама, и в нем каждого из нас… «и не найдя его на земле, даже от ада лютого сошел» г . Такой любви смерть уже не могла удержать в своих «заклепах» и «вечных вереях» (оковах). Только такой любви дано было сказать: «Не бойся: Я есть первый и последний. И живой, и был мертвый, и вот жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17–18). Лишь та любовь, которая «кладет душу за друзей своих» и умирает с умершими, – не знает рабства у смерти, но со всемогущей силой расторгает ее узы, «как лев от колена Иудина», и оживляет уже не призраки, как артист, не механизмы, как ученый строитель, но живые личности в преображенной плоти. Из глубин истории и предыстории идет эта надеющаяся и любящая вера в загробного Божественного спутника, являющего собой мощную опору в жутком потустороннем, мытарственном странствовании души. И древняя священная песнь Давида говорит о том же. «Если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня». (Пс. 22, 4). Пришла полнота времен, сбылись символы закона и вещания пророков, и звезда Исаакова воссияла в царстве мертвых. Та самая звезда, которая привела «звездам служащих» астрологов-волхвов с востока к «солнцу правды», – она же воссияла узникам ада. Но в нашем «мире печали и слез» – кто может указать границу между адом посюсторонним и адом потусторонним? И не одно и то же ли это?

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши; и что в Нем нет греха. Вы знаете, из учения Самого Спасителя и из проповеди апостольской, что Он, Сын Божий, явился на земле в естестве человеческом для того, чтобы взять на Себя грехи наши, чтобы Своими заслугами уничтожить виновность их и избавить нас от вечного осуждения и смерти, которым неминуемо подвергались мы за грехи свои. Он исполнил это: ибо в Нем нет греха. Он только один, как всесвятой и всесовершенный, и мог Своими заслугами даровать нам спасение; а человек, как повинный греху, никогда не мог бы сам себя освободить от осуждения и вечной смерти. «Христос пострадал за нас», учит апостол Петр, – «Он не сделал никакого греха». – «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.» ( 1Пет.2:21.22.24 ). Отселе явно, как грех противен Иисусу Христу Спасителю; как вреден нашему спасению, и как пагубен он для человека. 6 . « Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.» Чтобы яснее показать, как зловреден грех, и как он удаляет человека от Христа Спасителя, Иоанн говорит: всякий пребывающий в Нем – в Иисусе Христе, питающий крепкую любовь к Нему, не согрешает: он не отдает себя в рабство греху, не предается беспечно порокам; а напротив, всеми силами старается удаляться всего, что противно заповедям Христовым; бодрствует над собою; борется с худыми помыслами и наклонностями; укрепляет себя в борьбе молитвою к Богу и благоговейным размышлением о спасительных истинах. Когда по немощи падает, он спешит омыть свой грех искренним сокрушением о своем падении, и раскаянием пред Богом и отцом духовным, чтобы скорее получить разрешение от Господа, как единого Ходатая нашего, который «есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.» ( 1Ин.2:2 ). Всякий согрешающий, не видел Его, и не познал Его. Кто предан греху, или кем обладает грех, в том ум и сердце чужды света спасительной Благодати: потому грешник, омрачаемый грехом, не видит величия Христа Спасителя, не видит, яко благ Господ, не знает и не чувствует, как велико счастье питать живую веру во Христа Спасителя, и исполнять Его заповеди. Ему непонятны слова Псалмопевца: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей.» ( Пс.118:103–105 ). Ему непонятны слова Апостола: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.» ( Флп.1:21 ). Если человек, нераскаянно живущий во грехах, содержит повидимому веру во Христа; то его вера мертвая, которая не просвещает ума светом спасительного ведения, и не согревает сердца теплотой святой любви. Иисус Христос не обитает в его душе: ибо Он вселяется только в любящих Его и соблюдающих Его заповеди. «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ибо можно ли верить, чтобы кто когда–либо, даже самый лучший из всех праведников и святых, связанный узами этого тела, мог обрести это высочайшее благо, так чтобы, никогда не отступая от Божественного созерцания, даже и на короткое время не отвлекался земными помыслами от Того, Кто один есть благ; кто бы никогда не имел 720//никакого попечения ни о пище, ни об одежде, ни о других плотских потребностях; заботясь о принятии братьев, о перемене места, о построении кельи, никогда не желал бы какой–либо человеческой помощи, или, удручаемый крайней нищетою, не подвергался прощению Господа, Который говорил: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф 6, 25). Наконец, мы смело утверждаем, что и сам апостол Павел, который многочисленностью скорбей превосходил труды всех святых, никак не мог исполнить это, как сам свидетельствует ученикам в Деяниях Апостольских: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян 20, 34); или как пишет фессалоникийцам: мы занимались трудом и работою ночь и день (2 Сол 3, 8). Этим, конечно, приготовлялась ему большая награда за заслуги; но дух его, хотя бы святой, возвышенный, при внимании к земному делу не мог иногда не отвлекаться от небесного созерцания. Наконец, когда видел, что он обогащается такими и столькими плодами, а с другой стороны сердцем ощущал благосозерцание, как бы на одной весовой чаше взвешивал успех стольких трудов, а на другой — услаждение божественным созерцанием, то после долгого испытания своего сердца, когда с одной стороны утешала его безмерная награда за труды, а с другой желание единения и неразлучного общения с Христом побуждало к разрешению от плоти, он в недоумении наконец восклицает: не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а остаться во плоти нужнее для вас (Флп 1, 22—24). глава 6 Насколько апостол желал спасения братьев Итак, чтобы можно было совершенно достигнуть этого высочайшего блага (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Итак, не ослабевай в своем усердии, не делайся леностнее, а, напротив, примись за дело еще с большею ревностью; и хотя бы диавол тысячи раз прерывал тебя, никогда не отставай. Так и апостолы, когда проповедывали, подвергаясь бичеваниям и постоянно обитая в темницах, не только после освобождения от опасностей, но и во время самых опасностей еще с большим усердием возвещали проповедь истины. Так, например, Павел в самой темнице, в самых узах оглашал и совершал таинства, равно как и в судилище делал то же самое. И посмотри, чем эта святая душа похваляется: узами, страданиями, цепями, язвами. " По влечению Духа " , - говорит, - " иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня " (Деян. 20:22-23). Зачем же ты идешь, если узы и скорби ждут тебя? Для того самого и иду, чтобы быть связанным ради Христа, чтобы умереть ради Него: я готов не только быть связанным, но и умереть за имя Господа моего. Что же это? Ты не стыдишься, не боишься пройти вселенную в качестве узника? Не боишься, что кто-нибудь обвинит Бога твоего в безсилии, что из-за этого кто-нибудь не придет к тебе? Не таковы, говорит, мои узы: я умею блистать и в царских чертогах: " так что узы мои " , - говорит, - " сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие " (Флп. 1:13-14). Видишь ли силу скорее уз, нежели воскрешения мертвых? Заключен был он в узы в Риме, и привлек еще более многочисленных последователей; заключен был в узы в Иерусалиме, и, проповедуя в узах, поразил царя и привел в страх правителя, так как, " пришел в страх " , отпустил его (Деян. 24:25). В узах плыл он, и избавил от крушения, и удержал бурю; в узах на него напал страшный зверь (Деян. 28:3), и упал, не причинив ему никакого вреда. И смотри, как то же самое происходило везде и в других случаях. Подвергнут он был бичеванию, и бичеванию сильному: " дав " , - говорится, - ему " много ударов " , и был связан, и тоже очень крепко: " ввергнул " , - говорится, - его " во внутреннюю темницу " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

к Римлянам Рим. 14:11 , говоря о Господе нашем Иисусе Христе. Ср. с этим Флп. 2:10–11 : „дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца“. 24 . Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила: к Нему придут и устыдятся все враждовавшие против Него. 25 . Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево. Царствие Божие в правде и силе 1517 . Только „у Господа“ в земной Церкви Его, в Церкви Христовой будут свидетельствовать „правда и сила“ о присутствии Единого Бога. Только в эту Церковь могут придти для успокоения те, которые враждовали против Еммануила, но устыдились и воскликнули: „благословен грядый во имя Господне“ ( Мф. 23:39 ). Племя Израилево могло быть оправдано и прославлено только Еммануилом, Господом нашим Иисусом Христом. Главы: сорок шестая и сорок седьмая В этих двух главах пророк видит идолопоклоннический град, предназначенный к гибели. Напоминая Израилю, что Господь охранял его и что идолы суть ничто, пророк именем Господним требует от народа, которому даны обетования, чтобы он памятовал о чудесах, ему явленных, и о пророчествах, напоминавших ему его обязанности. Орла воззвал от востока Господь, чтобы исполнить Его веления (XLVI, 11–13) и совершить на земле Его правду. Исполнение Божией правды в предлежащий исторический момент заключается в падении Вавилона. Указывая в XLVII главе, что „Господь Саваоф-Искупитель наш“, пророк предсказывает полное исчезновение народа, предназначенного к гибели за его жестокость, разврат, волшебство и чародейство. Вместе с народом должна исчезнуть и его культура в пламени гнева Господня. Мы знаем, как буквально исполнилось это пророчество, как, безследно почти, погибли его города и памятники; как самая грамота его, не смотря на усилия многих ученых, с трудом поддается уразумению 1518 ; мы имели случай говорить выше о том, что самый народ не оставил по себе никаких потомков, которые бы хвалились происхождением от Вавилонян. „Свет Израиля пожег терния“. (Ис. 10об Ассуре и Ис. 13:11–22 о Вавилоне). 1482 Быт. 9с примеч. в 1 т. Св. Летописи. Заметим, что даже самым рьяным рационалистам критикам не приходило в голову доказывать, что это замечательное пророчество в кн. Бытия начертано после XIII гл. Исаии или после движения Персов на Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Когда враг будет возмущать сердце твое крайним жалением пищи и пития братии, вооружи сердце свое верою и упованием на Бога и говори: уповаю на Бога моего, что не оскудею по милости Его: весть бо Отец... Небесный их же требую [ Мф. 6, 32 ]. И Он говорит: не оставлю тебя и не покину тебя [ Евр. 13, 5 ]. Бесплотный враг завидует, что ты много безмездно делаешь добро братии, угощая ее, – завидует будущей награде твоей на небесах, ибо сказано: блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных [ Лк. 14, 14 ], и потому сильно и постоянно возмущает твою душу жалением благ земных для братии твоей. Еще он боится твоего любомудрия, чтобы ты не презрел совершенно благ земных, ибо тогда у него останется очень мало средств действовать на тебя к твоей погибели. А ты и в самом деле считай с апостолом за сор всё земное [ Флп. 3, 8 ]. Отчего Дух Святой сошел в виде голубине на Иисуса Христа? 1) Для того, чтобы видом этой кроткой, незлобивой и чистой птицы показать свойство духа Христова: кротость, чистоту и незлобие; 2) чтобы выразить этим Свое свойство – вездесущие по всей твари и оживотворение всех, ибо летящая птица представляет крест, коего концы объемлют все четыре стороны света: восток, запад, север и юг. А Псалмопевец, выражая вездесущие Духа Божия, говорит: Куда пойду от Духа Твоего... [ Пс. 138, 7 ], видя Его везде, во всех четырех сторонах: на небе, в преисподней, на востоке и западе. Далее: та же птица выражает своими распростертыми крыльями и оживотворение. Так кокош 90 , сидя на яйцах, оживотворяет их своим насиживанием; Дух же Божий, везде сый и вся исполняяй и сквозе вся проходяй, оживляет разом небесные и земные твари, как бы птица, насиживающая свои яйца. Когда нападет на тебя какая-либо страсть и будет сильно увлекать тебя, как быстрая река, скажи себе тогда внутренно: это остатки во мне ветхого человека, которого надобно совершенно отложить, и прочитай с верою слова апостола: отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу (по образу и подобию Божию), в праведности и святости истины ( Еф. 4 , (22, 24)), – после этого страсть утихнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но мы прекрасно знаем, одни смерти бывают своевременно, а другие несвоевременно; одни по пра­ведности, другие по грехам. Но разве могут быть несвоевре­менные смерти по добродетелям? Восхищен , говорится, чтобы злоба не изменила разума его (Прем. Солом.4:11). Отсюда ясно, что смерть может быть несвоевременной по определению мудрости и по милосердию Божию. Приими, говорит, Господи, Иосию, дабы он не узрел грядущих зол (ср. 4Цар.22:20). Видишь ли, что (не только) вследствие бедствий, а также и по милосердию Божию, бывают то несвоевременная смерть, то ста­рость. Говорится: чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12). Но иная бывает старость по грехам, по сказанному о Каине: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро (Быт.4:15), как это по иному случаю объяснили иные, и как объяснили также мы в толковании на Захарию (Толкование св. Иоанна Златоуста на книгу св. пророка Захарии, о ко­тором он здесь упоминает, до последнего времени не найдено). А Павел говорит: оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор.11:30). Ясно, что мы нашли две причины своевременной и несвоевременной смерти, противоположные между собою: праведность и грех. Посмотрим, не можем ли мы найти также иных причин. Да, находим, именно, – хотя ты и не веришь этому, – то, что Бог может возбудить болезнь или обиды людей. Умирают не только по причине козней человеческих, а и по допущению Божию, подобно тем, на которых упала башня (Силоамская), о которых Иисус говорил: или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? (Лк.13:4). А бывает иная причина и своевре­менной смерти, как исполнилось это на Павле. Не напрасно и не неправедно был долговечен этот праведник: а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп.1:24), иначе он быстро отправился бы ко Христу: он желал оставаться во плоти ради проповеди. Таким образом и пророки по этим же причинам вели долгую жизнь для пользы многих. Вот мы показали уже три причины своевременной и несвоевременной смерти; желаете ли вы также знать и четвертую причину? Авраам обновился от старости к юности, чтобы родить детей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О Божественности Иисуса Христа Его ученики свидетельствовали как во время Его земной жизни, так и после Его смерти и Воскресения. Апостол Петр, познав по действию благодати Божественное происхождение своего Учителя, воскликнул: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» ( Мф 16:16 ). И Христос подтвердил эти слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф 16:17 ). Апостол Фома исповедал Иисуса Христа Богом — «Господь мой и Бог мой!» ( Ин 20:28 ) — после того, как Христос сказал ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин 20:27 ). В посланиях апостолов Павла и Иоанна Богослова Иисус Христос неоднократно именуется истинным Богом: «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим 9:5 ); «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит 2:13 ); «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол 2:9 ); «Да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин 5:20 ). Будучи истинным Богом, Иисус Христос является истинным Человеком. В Священном Писании ясно говорится о человеческой природе Иисуса Христа. Он обладал человеческим телом ( Лк 24:39 ; Рим 1:3 ; Евр 2:14 ), был обрезан по закону Моисееву ( Лк 2:21 ), возрастал ( Лк 2:42,52; 3:23 ), алкал и жаждал ( Мф 4:2; 21,18–19 ), вкушал пищу ( Лк 4:2; 5:29; 12:2 ), утомлялся ( Ин 4:6 ), спал ( Лк 8:23 ), страдал от телесных истязаний. Его руки и ноги во время казни на кресте были пробиты гвоздями, а тело пронзено копьем ( Ин 19:34; 20:25 ). Он умер и был погребен ( Лк 23:53 ). Священное Писание определенно говорит о Его душевной радости и скорби ( Ин 11:39,41 ), о действии в Нем человеческой воли ( Лк 22:42 ; Флп 2:8 ), о душевных страданиях перед крестной смертью ( Мф 26:37–50 ; Лк 22:40–48 ). В Евангелиях говорится о Его душе ( Мф 26:38 ; Мк 14:34 ; Ин 12:27 ) и о том, что в момент смерти Он предал свой дух Богу ( Лк 23:46 ; Мф 26:38 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

О том, что и для людей доступна эта слава. Сам Господь сказал в Своей Первосвященнической молитве: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им… …хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» (Ин. 17, 22, 24). Раздел III О Боге — Освятителе 1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения Человек не может спастись своими собственными силами. Природа его вследствие грехопадения повредилась до такой степени, что своими силами выправить ее он не в состоянии. Поэтому человеку необходима помощь свыше. Для этой цели еще в Предвечном совете было определено, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотится, воспримет человеческую природу во всей полноте, кроме греха, удовлетворит правде Божией, победит все последствия грехопадения, умрет, воскреснет, вознесется и воссядет одесную Отца. Однако у человека может возникнуть вопрос: какое отношение все эти события жизни Богочеловека имеют ко мне лично? Каким образом и почему то, что произошло с некоторым человеком, жившим в определенном месте и в определенное время, может иметь непосредственное отношение ко всякому человеку, безотносительно его индивидуальных особенностей, условий жизни и т. д. Ап. Павел не оставляет нам сомнений в том, что все происшедшее со Христом имеет непосредственное отношение к нам. Он говорит, что Бог нас «мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2, 5-6), т. е. все, что совершилось со Христом, касается и каждого из нас. Для того чтобы Искупление имело отношение к человеку, ему необходимо уверовать во Христа как Искупителя, принять Его учение, последовать за Ним, т. е. возыметь желание стать Христовым. Стать Христовым — значит приобрести сродство, научиться мыслить и действовать в духе Христа. К этому призывает ап. Павел: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Но всего этого еще недостаточно для усвоения плодов Искупления, все это еще не сообщает человеку спасающей силы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Сектанты говорят: «Учение о том, что единство Церкви состоит в соединении многих отдельных собраний христиан в одно общее или вселенское собрание единой веры и порядка – Писание не учит так, и баптисты отвергают это учение» (Бапт. 1910 г., 187). Православный ответ: читайте: Мф.16:18 ; Еф.4:4–6 ; 1Кор.12:12–14, 20 ; Ин.17:20 21. Сектанты говорят: Господь молился не об единстве Церкви, а об единстве Апостолов ( Ин.17:21 ) (Мозаев Дий). Православный ответ: Господь молился о всей Церкви, о всех верующих, а не об Апостолах только: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их да будут все едино» ( Ин.17:20–21 ). Сектанты говорят: Баптисты признают «духовное единство в общении святых». которое существует между всеми, истинно рожденными от Бога, как бы ни были различны и не похожи их церковный строй и отношения (Б. 1910, 24, 187). Православный ответ: Еф.2:20, 21–22 : «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Сектанты же требуют разных камней и разной кладки. Порядки должны быть согласные с апостольскими: Флп.3:17 ; Гал.2:19 . Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь , и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: »На сем камне создам Церковь Мою« ( Мф.16:18 ). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» ( Кол.1:18 ). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». ( Евр.12:23 ). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010