Лит.: Голышев И. А. Суздальская иконопись: Начало и переход ее в народную промышленность во Владимирском крае//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. 1875. Т. 1. Вып. 1. Стб. 205-237; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание. Вязники, 1896; Добронравов В. Г., Березин В. М. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5; Титов А. А. Стат. обозрение г. Мурома (1840)//Памятная кн. Владимирской губ. 1900. Отд. 2. С. 27-56; он же. Ист. обозрение г. Мурома (1833)//Тр. Владимирской УАК. 1902. Прил. С. 1-99; Травчетов Н. П. Город Муром, его достопримечательности: Очерк истории и совр. состояния города. Владимир, 1903; Косаткин В. В., прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Добрынкин В. Н. Муромский Богородицкий собор. Владимир, 1915 (на обл. 1916); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. Л., 1950. СПб., 2002р; Масленицын С. И. Муром. М., 1971; Чернышев В. Я. Муромские иконописцы XVII-XVIII вв.//Уваровские чт., 3-и. Муром, 2001. С. 200-205; Мосунова Т. М. Техника личного письма в иконах XVI-XVIII вв. из собр. Муромского музея//Там же, 5-е. Муром, 2003. С. 91-93; она же. Иконы времени Ивана Грозного в Муроме//Антиквариат. 2014. 3(114). С. 6-15; Иконы Мурома. М., 2004; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004; Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской: Монументальная живопись. М., 2004; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 84-89. Кат. 15. С. 270-274; Сухова О. А. Иконопись Мурома XVII - нач. XX в.//Иконы Мурома. М., 2004; она же. Икона Никола Явленский 1-й четв. XVIII в.- муромский вариант одноименного образа Илариона Башки (ок. 1685 г.- ?)//21-е Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2017. С. 215-228; она же. Чудесное плавание по Волхову, Оке и Неро: К вопросу об одном иконогр. мотиве//ИКРЗ, 2016. Ростов, 2017 (в печати); Иконы Владимира и Суздаля: Кат. М., 2006; Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. М., 2007; Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Подробные сведения о создании икон для иконостасов Суздаля и Луганской станицы вязниковцем Пономарёвым также показывают, что усилиями местных живописцев они могли создаваться и на родине. Напр., указания на внешнюю роспись в закомарах и на внутреннее убранство Казанского храма (перестроен в кон. XVII в.) Вязниковской слободы имеются в описи 1702 г. в делах Патриаршего приказа: «…около тое церкви в подзорах писано Отечество и лица разных святых»; «в церкви царские двери, сень и столбцы резные, сквозные золочены травы виноградные в сени писано Вечери… По правую сторону местные иконы образ Всемилостивого Спаса, седящего на престоле… писано золотом и красками…». Далее следует описание местного ряда, «в деисусах» упоминаются 14 икон праздников, по 15 - апостолов и праотцев, тоже писанных золотом и красками; кроме того, 22 иконы Страстей Христовых «писаны краски», 12 икон минейных, аналойные и проч. ( Добронравов, Березин. 1898. С. 293-295). Иконописная мастерская в Мстёре. Фотография. Нач. ХХ в. Иконописная мастерская в Мстёре. Фотография. Нач. ХХ в. Показательны известия о массовых поставках вязниковскими иконописцами икон Владимирской Божией Матери в Патриаршую домовую казну. Популярность этого образа в данном регионе и его востребованность в Москве и во всей России, вероятно, были связаны не только с прославленным первообразом, происходящим из владимирского Успенского собора, но и с местночтимыми списками. Так, о поставках в Патриаршую домовую казну икон Владимирской Божией Матери говорится и в отношении иконников соседнего с Вязниками Гороховца: диакон гороховецкого Благовещенского собора Феодор Степанов в дек. 1691 г. продал 52 такие иконы ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 638). В гороховецкой Флорищевой Успенской муж. пуст. (основана в 1651) в алтаре соборного храма возле жертвенника находилась Владимирская икона Божией Матери, по преданию написанная в 1464 г. Иваном Чировым. Ежегодно вместе с др. монастырской святыней, иконой «Успение Пресв. Богородицы», Владимирскую «Флорищевскую» икону (празд.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_21.html

Вязниковская Казанская икона Божией Матери Вязниковская Казанская икона Божией Матери Уже с 1-й пол. XVII в. В. и. приобрела общерус. известность. В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович (Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 646-647). Каменная соборная церковь, где впосл. пребывала В. и., была построена в 1670-1674 гг. на средства дворцовой казны царя Алексея Михайловича, церковной казны и мирского подаяния. После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейся рядом теплой Никольской ц., у царских врат. В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм, откуда он на зимний период возвращался в Никольскую ц. (ежегодный крестный ход, приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875). Вокруг г. Вязники крестный ход с В. и. был учрежден в 1892 г. в память избавления от эпидемии холеры в 1891 г.; проводился в последнее воскресенье перед храмовым праздником - 8 июля ст. стиля. В 10-ю субботу по Пасхе из вязниковского Казанского собора по окончании поздней литургии ежегодно совершался крестный ход в погост Никологорский, через деревни Лукново и Синяткино, установленный, по преданию, по случаю избавления жителей погоста и окружавших его 30 деревень от моровой язвы в 1771 г. В. и. оставалась в Казанском соборе до 1929 г., когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта 1929 г. началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, нек-рые предметы попали в краеведческий музей. В. и. была сохранена одной из прихожанок храма. В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в наст. время. Наиболее раннее описание В. и. относится к 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 18). Икона находилась в створчатом киоте, была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы, приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 во время проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пуст.).

http://pravenc.ru/text/161155.html

Николай был последним, 7-м ребенком (не считая детей, умерших во младенчестве) в семье крепостного гр. Шереметева. Впосл. подвижник вспоминал: «Родитель мой Иван был прост и небогат, но крайне благочестив, боголюбив и богат в знании истинном и крайне любитель упражнения в Святом Писании» (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 2). До конца жизни Н. помнил об отце и хранил его книги, о чем свидетельствуют записи, сделанные на книгах: «Собрание сие есть трудов в Бозе почившего родителя моего Иоанна званием Прихудайлова...», «грешный во плоти сын Нил, иеросхимонах недостойный» (РНБ. Кир.-Бел. 1360. Л. 2 об.; указана в кн.: Шевченко. 2005. С. 755); «из числа келейных книг всехгрешнейшаго Никона Сухаго, недостойнаго иеромонаха и знаменосца Нила пустыни преподобнаго Нила Сорскаго чудотворца, досталась мне еще после покойнаго родителя моего, а переплетена в 1850-м году месяца ноября…» (КБМЗ. СК 523 (Слова прп. Макария Египетского), верхний форзац). Иван Прихудайлов состоял в переписке с прп. Паисием (Величковским) , в доме Прихудайловых бывали ученики старца Паисия, иноки Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , странники. В 4 года Николай научился читать, в 6 лет «изучил всю псалтирь... и столь твердо, что мог читать без затруднения всякую книгу» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 6 об.). Когда мальчик овладел грамотой, старший брат Власий стал обучать его иконописанию. После смерти Василия 7-летнего Николая отдали на год в соседнее село в обучение иконописцу. Указывая на младшего сына, его мать Анна говорила детям: «Вы, что! А этот… нам только и будет кормилец!» Однако она умерла, когда мальчику исполнилось 8 лет. Уже в отрочестве Николай осознал свое избранничество: «...многократно избавлен был промыслом Божиим от разных смертных приключений: первое - от потопления, второе - от падения с высоких зданий, от котораго разбивался и замертво принесен был своими. Многажды и от тяжких болезненных недугов восстановлен был милосердием Спасителя моего» (Там же. Л. 6). В дневниковых записях за 1819 г. есть воспоминание о том, как Николай отправился на праздник Успения Пресв. Богородицы во Флорищеву пуст. и заблудился поздно вечером в «большом боровом лесу». Он провел 2 ночи под проливным дождем и от «усталости и стужи и боязни был почти во отчаянии жизни» (РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. 35. Л. 50 об.). Юноша усердно молился Богородице и нашел обратную дорогу домой. Поступив в февр. 1821 г. в Кривоезерский Свято-Троицкий мон-рь Костромской епархии, Николай в февр. 1822 г., выполняя обет, данный в лесу, написал Тихвинскую икону Божией Матери, список чудотворного образа.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Стефана Яворского в 1717 г., в которой изложена вся история о начале м-ря). 638. Благовещенский на Убогих Домах, мужской, заштатный (с 1764 г.), при гор. Вязниках, Владимирской губ., на правом берегу р. Клязьмы, а самым монастырем протекаетъ исток Выдерка. Основан в 1643 г. по челобитной Вязниковской слободы старосты Ив. Мухина и всех посадских людей. Нынешняя церковь во имя Благовещения наверху и Трех Святителей внизу построена в 1683 г. В 1703 г. к монастырю была приписана Моисеева пустынь. Священ. К. Веселовского, “Вязниковский Благовещен. мон. с видом его», помещено в “Трудах Влад. губ. стат. Комит.», VII, 1–16; “Ист. Росс. Иер.», III, 681; Ратшин, 33; “Опис. монаст.», 1817 г., 11; “Владим. губ. вед.», 1842 г., 34; 1852 г., 5 (опис. монаст. с перечислением грамот, хранящихся в архиве); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1844 г., 95 (покупка дома с землею); 1857 г., 102 (продажа дома); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 688, 15; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 326 (Патриар. гр. 1650 г. строит. старцу Авраамию об отправл. божеств. службы); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., 427, 441 (доношение духов. Декастрии об определении во игумена м-ря иеромонаха Флорищевой пуст. Савватия). 639. Благовещенский – Шеренский или Ширинский, ныне погост Ширинский, Тверской губ., Кашинского у., в 23 вер. к юго-зап. от Кашина, при впадении рч. Ширинки в Медведицу. Существовал в 1661 г., когда здесь был игуменом Серапион. Упразднен в 1764 г. и обращен в приход. Одни полагают, что именно в этой местности, в Шеренском лесу, был убит в 1238 г. татарами св. Василий Константинович, кн. Ростовский, другие же приурочивают к окрестностям села Курбы Ярославского у., где в 10 вер. от села на границе с Углицким у. есть Шеренский лес с пустошью «Васили». Толстой замечает, что р. Шерна впадает в Клязьму в Богородском у., Моск. губ., а начало ее недалеко от Киржача во Владимир. губ. “Ист. Росс. Иер., VI, 730; Ратшин, 516; Журавлев, “Путев. по Ярослав. губ.», 279, 285; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1847 г., 2, 9; “Твер. губ. в.», 1859 г., 20 (упраздн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 482, 52; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 335 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 43 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); прилож., LIII, VII (в 1727 г. значился приписным к Желтикову м-рю).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

разряды», III, 652 (встреча вселен. патриархов 1666 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел крест. 748 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 83 (в 1722 г. имел в Москве, за Яузск. воротами, в Никит. приходе, деревян. подворье), ч. 2, 177 (дело об иеродиаконе м-ря Аркадие Бредихине); III, 116 (прошение 1723 г. иеродиакона Арсения о помещении его в братство Флорищевой пуст.), 170 (дело об архим. м-ря Софроние Лихудиеве), прилож., CLXVII, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в вотчин. м-ря в 1723 г.); VI, 48 (на м-ре с 1712–24 накопились недоимки 3.360 руб.), 231 (прошение 1726 г. архим. Софрония Лихудиева об отдаче в м-рь его вотчин по-прежнему); VII, 1727 г., 192 (дело о доставлении сведений о числе двор. и душ в вотчинах м-ря); VIII, 1728 г., 7 (доношение генер. майора Синявина на крестьян м-ря), 124 (жалоба архим. Софрония на казначея иером. Корнилия), 142 (доношен. архим. Софрония об определении в м-рь вновь наместника иером. Галактиона), 175 (доношение архим. Софрония о непослушании казначея Корнилия), 320 (доношение на подъячего Панкрата Иванова); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2369 (межев. книга 1672 г. дровосечного леса вотчина м-ря в дер. Дарки); II, 3286 (можев. кн. 1670 г. вотчин. земли в пустоши Доровской Старорязан. стана); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 473 (древн. Рязан. епархии); “Труды Рязан. Учен. Архивн. Комм.», 1887 г., I, вып. 2, 11 (денежная расходн. тетрадь старосты села Преображен., Тамбов. вотчины м-ря; 1713 г. архим. Исаакий), 20 (отписки 1689 г. архим. Игнатию с Москов. монастыр. подворья приказных и память в с. Григорьевское, Зарайск. у.), 21 (единогласный приговор братии м-ря 1722 г. относительно головщика Иова; архим. Исаакий), 37 (письмо архим. Протасию, 1663–80 г., Василия Колтовасова о засечных делах), 39 (челобитн. 1686 г. келаря Антония и братии на архим. Павла, постриженца Богослов. м-ря), 40 (письмо 1689 г. старца Герасима к архим. Игнатию и челобитн. 1722 г. крестьян села Преображенского), 64 (память 1711 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись парадных сеней. 1883 г. Артель Ф. Г. Торопова (ГИМ) Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись парадных сеней. 1883 г. Артель Ф. Г. Торопова (ГИМ) Иконы Г. В. вместе с Владимирскими чудотворцами продолжали создаваться в XVIII-XIX вв. В этот период получили распространение произведения, в к-рых объединены не только изображения всех св. владимирских князей, включая Г. В., но и образ мч. Авраамия Болгарского, а также нек-рых др. святых. Так, во Флорищевой пуст. находилась икона XVIII в., где были представлены св. цари Константин и Елена, блгв. князья Александр Невский, Андрей Боголюбский, Г. В., Глеб Андреевич Владимирский и мч. Авраамий Болгарский ( Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127). Изображение Г. В. было включено в роспись заложенной после 1724 г. камнем арки вост. ворот владимирского Рождественского мон-ря: здесь образу Божией Матери «Знамение» предстояли св. владимирские князья, мч. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр. Киевский (ПЭ. Т. 9. С. 74-75). Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского,- образ «Блгв. вел. князья владимирские» 1814 г. работы И. Афанасьева из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ), где фигуры расположены под парящей в небесах Владимирской иконой Божией Матери, на фоне пейзажа, Г. В. держит копье (Из коллекций Н. П. Лихачёва: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1993. С. 189-190. 423). Основание вел. кн. мч. Георгием Всеволодовичем Н. Новгорода у Дятловых гор. Худож. В. П. Малиновский. 2003 г. Основание вел. кн. мч. Георгием Всеволодовичем Н. Новгорода у Дятловых гор. Худож. В. П. Малиновский. 2003 г. Особый извод, представленный иконами, вышедшими гл. обр. из владимирских иконописных сел,- изображение 5 местных святых в одном ряду, с фигурой блгв. кн. Александра Невского в центре, или в 2 рядах, причем Г. В., как правило крайний справа, одет по-княжески, иногда в горностаевую мантию (слева напротив - блгв.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

611-613 614-616 616-619 619-625 ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. 625-626 626-631 631-632 ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ (2-я четв. XVI), прп., (пам. 6 нояб., в Соборе Карельских святых, в Соборе Кольских святых) 632-633 ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) 633-634 634-635 ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 635-640 640-641 641-646 ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Росич Петар) (1880 - 1937), архиеп. Печский, митр. Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский 648-649 649-650 ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский 650-651 651-652 652-653 653-655 656-657 657-658 658-662 662-663 663-664 ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) 664-666 666-668 668-669 ВАРСОН, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ действующий, принадлежит Мантинейской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви 669-670 ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) 670-672 ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) 672-673 ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/vi.html

И. был сторонником политики расширения юж. границ России и выхода к Средиземному м. Накануне 1-го Крымского похода (1687) он выступил перед войсками со «Словом благочестивому и христолюбивому воинству» и «Словом православному воинству о помощи Пресвятой Богородицы» (автограф - ГВСМЗ. Собр. Флорищевой пуст. В-5636/107), где неизбежность победы обосновывал не только заступничеством святых, но и свидетельствами летописей о борьбе русских с татарами и турками. И. составил «Свидетельство ко образу святыя неизреченныя Софии, Премудрости Слова Божия, о Российском благословенном царствии» - толкование новгородского извода иконы Св. Софии как политической аллегории процветания Российского гос-ва под упр. царевны Софии Алексеевны ; в сочинении цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи представлены как «предстоящие» царевне. После свержения Софии Алексеевны И. в 1690 г. преподнес царям Иоанну и Петру «Слово избранно от Божественных писаний и от повестей отеческих о Российском царствии». После смерти патриарха Иоакима (1690) И. написал «Житие и завещание патриарха Иоакима». С усилением в Москве Нарышкиных положение И. осложнилось. 3 апр. 1692 г. патриарх Адриан возглавил хиротонию И. во митрополита Сибирского и Тобольского, что можно считать почетной ссылкой И. Прибыв в Тобольск 12 февр. 1693 г., И. активно включился в борьбу со старообрядчеством. Живший в Тобольске учитель «старой веры» Иосиф Истомин (Астомен) после неск. публичных диспутов с И. в 1693 г. принес покаяние и под диктовку Тобольского архиерея написал «исповедание». Зимой 1694/95 г. митрополит совершил поездку по епархии, посетив Тюмень, Туринск, Пелым, Верхотурье, Ирбит. Сибир. архипастырь проповедовал, обличал последователей «старой веры», принимал жалобы населения, освящал новопостроенные храмы, решал др. вопросы епархиальной жизни. Самым известным его деянием во время поездки стало освидетельствование мощей и прославление прав. Симеона Верхотурского. В 1695 г. архипастырь составил Житие святого с тропарем на обретение мощей и описанием чудес от них («Повесть известная и свидетельствованная о появлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах… праведного Симеона»). В 1696 г. И. написал книгу, состоящую из 3 «Посланий на арменов и полуарменов» (РНБ. Собр. СПбДА. 164), в к-рой он наряду с обличением старообрядчества кратко изложил его историю. Название труда объясняется тем, что происхождение нек-рых старых обрядов, в частности двоеперстия , автор объяснял влиянием армян, якобы появившихся в России при Иоанне IV Васильевиче , в эпоху Стоглавого Собора. В самый разгар красноярского восстания в 1697 г. митрополит написал послание, в котором обличал руководителей мятежа, а жителей города призывал подчиниться властям.

http://pravenc.ru/text/293471.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010