Некоторые же подозревают, что Иудейский текст Евангелия от Матфея был скоро испорчен руками Назореев, упорно державшихся ветхозаветных преданий и обрядов – почему и был заменён в Церкви греческим переводом; с увеличением числа христиан из язычников, Иудейский текст и совсем был забыт. Слабые остатки и небольшие отрывки его находят в так называемом Евангелии от Иудеев. Второе Евангелие. Второе Евангелие носит имя Марка. Этого Марка считают за одно и то же лицо с Иоанном-Марком, племянником Апостола Варнавы ( Деян.12:12,25, 15:37 ; Кол.4:10 ). Родом Иерусалимлянин ( Деян.12:12 ), он – вероятно – обращён ко Христу Апостолом Петром ( 1Пет.5:13 ); сначала сопутствовал Павлу и Варнаве, но оставил их, за что, во второе их путешествие, Апостол Павел не взял его с собою; вследствие чего Варнава отделился от Павла и, в сопровождении Марка, отправился на остров Кипр. Потом мы опять видим Марка при Павле ( Кол.4:10 ; Флм.1:24 ; 2Тим.4:11 ). Предание между тем, согласно с Посланием Петра, считает его спутником и истолкователем Апостола Петра и говорит, что он по смерти его проповедовал в Египте, был первым епископом Александрийским и там пострадал, по мнению некоторых, в 63-м году, хотя такая ранняя смерть Евангелиста прежде смерти Апостолов Петра и Павла не согласуется и с данными, выводимыми из Посланий Апостола Павла и даже Апостола Петра. Память его в Восточной и Западной Церкви 25 Апреля. В Римской Церкви, впрочем, Евангелист Марк отличается от Иоанна-Марка, и память сего последнего совершается 27 Сентября (Марк с латинского – сухой, увядший). Думают, что Евангелист принял имя Марка, вместо своего родового «Иоанн», перед отправлением на проповедь к язычникам. Обстоятельства происхождения. Как Марка считают последователем Петра, так и его Евангелие Петровым. Предание ( Климент Александрийский ) говорит, что Римские христиане просили Марка записать для них проповедь Петра, и Марк исполнил их просьбу. Пётр, узнавши об этом, ни препятствовал, ни побуждал к этому, а Евсевий от себя прибавляет, что по написании Евангелия Пётр всенародно одобрил и утвердил своим авторитетом сделанную Марком запись («Церковная История» 2:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

12 к железным воротам, ведущим в город. Крепость Антония имела не только выход в притворы храма, к югу, но и другие ворота. 12:15–16 Ученики усердно молятся Господу об избавлении Петра; а когда Господь промыслительно исполнил их просьбу, они отказываются этому поверить. 12 это Ангел его. Личный ангел-хранитель ( Мф. 18,10 ; Евр. 1,14 ), который, по народному верованию иудеев, принимал внешний вид человека, им охраняемого. 12 казнить их. Римское право оговаривало, что если стражник упускал пленника, он должен был расплачиваться за это собственной жизнью (ср. 16,27.28). 12 не воздал славы Богу. Одна из характеристик испорченной грехом человеческой природы ( Рим. 1,21 ). поразил его... и он, быв изъеден червями, умер. Ирод Агриппа I умер в 44 г. по Р.Х., на четвертом году правления императора Клавдия. 12 Варнава и Савл, по исполнении поручения. Им было поручено доставить от антиохийцев в Иерусалим пособие в связи с голодом (11,27–30). Иоанна, прозванного Марком. Возможно, это был юноша, спасшийся бегством в ночь, когда арестовали Иисуса ( Мк. 14,51.52 ). Марк, автор второго Евангелия (ср. 1Пет. 5,13 ), сопровождал Павла и Варнаву в Антиохию в их первом миссионерском путешествии (13,4). Отправляясь во второе, Павел счел его неподходящим спутником, поэтому Варнава взял Марка с собой на Кипр (15,36–39; ср. Кол. 4,10 ; Флм. 1,24 ; 2Тим. 4,11 ). Глава 13 Павел направляется в Галатию (Первое миссионерское путешествие, Деян. 13; 14 ). 13 пророки и учители. См. Еф. 4,11 . Здесь слова «пророки» и «учители», по-видимому, синонимичны. Варнава. См. ком. к 4,36. Симеон, называемый Нигер. «Нигер» (лат.) черный. Смуглый человек, возможно выходец из Африки. Это мог быть Симон Киринеянин ( Лк. 23,26 ), сыновья которого Александр и Руф были членами христианской общины в Риме ( Мк. 15,21 ; ср. Рим. 16,13 ). Луций Киринеянин. Киринея столица Римской провинции Киринаика (на территории современной Ливии). 13 возложив на них руки. Признав, что Дух Святой выделил Варнаву и Савла, на них официально возложили руки, подтвердив внешне то, что уже совершил Святой Дух (ст. 2) и что Он намеревался совершить, посылая их на проповедь (ст. 4; ср. 14,23; 1Тим. 4,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить МАРИЯ ИЕРУСАЛИМСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мария (греч. Μαρα; лат. Maria; I в.), мать ап. Марка , святая равноапостольная Память 30 июня (Греч. ) и в Соборах Кипрских и Киринских святых (Греч.). В книге Деяния св. апостолов о Марии говорится, что она проживала в Иерусалиме и предоставила свой дом для собраний христиан. Когда Ангел Господень освободил ап. Петра из темницы, тот " пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились "  ( Деян 12, 12 ). О Марии сказано, что она была матерью упомянутого в Новом Завете спутника ап. Павла в его первом миссионерском путешествии Иоанна Марка , племянника ап. Варнавы ( Деян 12, 25 ; Деян 13, 5 ; Флм 1, 24 ; Кол 4, 10 ; 2 Тим 4, 11   ), отождествляемого в церковном Предании с евангелистом Марком . Однако некоторые поздние церковные авторы рассматривали это отождествление как предположение . Мария была состоятельной благодетельницей первохристианской апостольской общины, владелицей богатого дома как одного из мест, где собирались иерусалимские христиане (ср.: Деян 2, 46 ). Она могла принимать большое число людей, и у нее была как минимум одна служанка, Рода ( Деян 12, 13 ). По всей видимости, она была вдовой, т. к. нигде не упоминается имя ее мужа и отца Марка. Также высказывается предположение, что ее дом мог быть передан ей в наследство или составлял ее приданое, в противном случае владельцем дома должен был выступать ее сын . Дополнительные сведения о Марии содержатся в более позднем источнике - " Похвальном слове ап. Варнаве " , написанном мон. Александром Кипрским (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.). В нем повествуется, как ап. Варнава уверовал во Христа при виде чудес, совершённых Им в Иерусалиме, и обратил в христианство Марию. Она отправилась в Иерусалимский храм , где проповедовал Спаситель, упала перед Ним на колени и умоляла Его удостоить ее дом благословения.

http://drevo-info.ru/articles/13681007.h...

25-е Св. Ап. и Евангелиста Марка Святого Апостола и Евангелиста Марка из лика 70 Апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом Еврей, от колена Левиина, из племени священнического, мать его – Мария жила в Иерусалиме; её посещал Ап. Пётр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник Ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и через него сделался известен Ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их Апостольском путешествии ( Деян.12:25,13:5,13 ). Когда Варнава отдельно от Ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:23 ). Евангелист же Марк был Еллин из Кирены, города в Пентаноле Ливийском. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан Ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ), конечно в том смысле, что Ап. Пётр родил его своим благовествованием в благодатную жизнь. Марк был спутником Ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с Апостолом Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию Римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного Апостолом Петром об Иисусе Христе, написал через 10 лет по Вознесении Господа на Греческом языке святое Евангелие, «еже похвали Пётр и Церкви предаде». В Евангелии своём преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия. Из Рима посылаемый Апостолом Петром, св. Марк, взяв списанное им Евангелие, около 49 года по Р. X. перешёл для проповеди веры Христовой в Александрию, а вместо себя оставил в Риме ученика своего Гермогора, который рукоположен был в епископа древней Аквилеи. Свою спасительную проповедь Марк простёр в западные области Африки Ливию, Мармарику, Киренаику или Пентаноль. Церковь Александрийская приняла от Марка составленный им чин литургии, который долго сохранялся в его Церкви, и доселе в Богослужении Египетских христиан – Коптов сохраняются некоторые молитвы, приписываемые Марку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Посему и Крещение, чрез которое мы вступаем в завет с Иисусом Христом, и присоединяемся к телу Его – Церкви, имеет у него, так как и у Св. Апостола Петра, духовно-нравственное значение. Оно соответствует обрезанию Иудеев, но есть «обрезание нерукотворенное, в совлечении тела греховнаго плоти, спогребение Христу, и востание с Ним верою» для новой, духовной, Богоугодной жизни ( Кол.2:11–12, 3:9–10 ). После сего Христиане «помышляют себе мертвых убо быти греху, живых же Богови» ( Рим.6:11 ), плоды смерти и воскресения Иисуса Христа принадлежат им потому, что «они ходят не по плоти, но по духу» ( Рим.8:1, 4 след.). Как за телесным рождением следует постепенное возрастание до предназначенного природою предела: так и за духовным рождением должно следовать духовное возрастание. Один Бог есть возращаяй ( 1Кор.3:6 ), однако и человек должен принимать возращающую силу, соответствовать ей и стараться о возрастании. Для сего младенцам о Христе дается «млеко» ( 1Кор.3:2 ), т.е. «начала словес Божиих» ( Евр.5:12 ; ср. 1Пет.2:2 ) далее, оставляя «начала Христова слова» они должны стремиться к «совершению» ( Евр.6:1 ); для сего же «ходити и угождати Богови», и в том «паче избыточествовати» ( 1Фес.4:1 ), «истинствовати в любви» ( Еф.4:15 ), пещись о «превосходящем разумении Христа Иисуса Господа» ( Флм.3:8, 10 ). Вот путь указываемый Апостолом к достижению «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» ( Еф.4:13 ). Итак жизнь возрожденного есть подвиг, и сравнивается с течением на позорище. Св. Апостол говорит о себе, что он течет и подвизается, да и Христиан побуждает к такому течению, чтобы они постигли ( 1Кор.9:24–25 ; Еф.3:12 ). В другом отношении жизнь возрожденного есть беспрестанная брань. Завистник нашего спасения, диавол всегда строит козни, мещет на нас разжженные стрелы, стараясь уловить нас и умертвить грехом. В самой плоти нашей есть иной закон противувоюющий закону ума нашего. Посему Св. Апостол взывает последователей Христовых к принятию «всеоружия Божия» ( Еф.6:13 ), к распинанию плоти со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). Сие распятие не есть однократное, единожды на всю жизнь совершавшееся. Оно продолжается дотоле, пока плоть и дух «друг другу противятся» ( Гал.5:17 ). A сия брань не оканчивается, как только с жизнью. Св. Апостол говорит о себе: «Христови сраспяхся; живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гал.2:29, 20 ). Сего, казалось бы, и довольно; но он говорит также, что и в последствии беспрестанно «умерщвляет тело свое и порабощает» ( 1Кор.9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

В Ветхом Завете мысль о содействии пророкам Духа Божия в их проповеди выражена достаточно ясно. Например, Господь говорит пророку Моисею: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх. 4:12 ). Подобным образом и другие пророки утверждают, что они говорят от лица Бога Его слова ( Ис. 2:1 ; Иез. 1:3; 6:1; 7:1 ; Мих. 1:1 ). Пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:2 ). Сам Господь наш Иисус Христос подтверждает, что Давид пророчествовал Святым Духом ( Мк. 12:36 ). То же самое говорится о Давиде в книге Деяний (1:16; 4:25). Строго говоря, в 2Тим. 3:15–16 , как и во всех других случаях в Новом Завете, когда употребляется термин «Писание», речь идет о ветхозаветных книгах 50 . Однако это наименование можно приложить ко всему составу христианской Библии. Новый Завет – это апостольское свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе. Христос обещал послать Святого Духа, Который напомнит Его учение ( Ин. 14:26 ). Св. ап. Павел говорит, что «тайна Христова» была «открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4–5 ). Он же называет себя апостолом ( Рим. 1:1 ; 1Кор. 1:1 ) и также претендует на то, что имеет «Духа Божия» ( 1Кор. 7:40 ), пишет «заповеди Господни» ( 1Кор. 14:37 ) и проповедует Евангелие, которое не есть человеческое, но было открыто ему Самим Иисусом Христом ( Гал. 1:11–12 ). Таким образом, Новый Завет содержит либо прямое свидетельство апостолов о жизни и служении Иисуса ( 2Пет. 1:16 ; 1Ин. 1:1–3 ), либо косвенное свидетельство их ближайших сподвижников, таких как св. ап. Марк или св. ап. Лука ( Деян. 12:12, 25; 15:37 ; Лк. 1:1–3 ; 2Тим. 4:11 ; Флм. 24 ). Подтверждение того, что и новозаветные Писания считаются богодухновенными, можно найти в самих книгах Нового Завета. Св. ап. Павел в 1Тим. 5:18  приводит две цитаты, предваряя их словами «сказано в Писании». Одна из цитат взята из Втор. 25:4 , а другая – слова Христа из Лк. 10:7  (ср. Мф. 10:10 ), т. е. он называет «Писанием» слова как из Ветхого Завета, так и из Евангелия. В 1Фес. 2:13  св. ап. Павел говорит о своей собственной проповеди как о «слышанном слове Божием», которое они восприняли «не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине». Св. ап. Пётр пишет, что невежды «превращают» послания Павла, как и «прочие Писания» ( 2Пет. 3:15–16 ), тем самым относя труды апостола к Писанию. Таким образом, Евангелия и послания Павла воспринимались как «Писание» уже во времена Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Лука. Евангелист Лука. Сопровождал Павла во время значительной части его второго и третьего миссионерских путешествий. 4 Марка возьми и приведи с собою. Иоанн Марк покинул Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия ( Деян. 13,13 ), что привело к разрыву между двумя миссионерами ( Деян. 15,37–39 ). Впоследствии Марк вновь вернул себе расположение Павла ( Кол. 4,10 ; Флм. ст. 24). Теперь же, под конец своей жизни, Павел хочет видеть его. 4 Тихика. Тихик сотрудник Павла (см. Деян. 20,4 ; Еф. 6,21 ; Кол. 4,7 ; Тит. 3,12 ). в Ефес. Тихик должен доставить Тимофею это послание и остаться служить вместо него. 4 фелонь. Одеяние из грубой шерсти для защиты от холода и сырости. Павел говорит о скором наступлении зимы (ст. 21). в Троаде. Троада портовый город, связывающий римские провинции Асия и Македония, через который Павел следовал во время второго и третьего миссионерских путешествий ( Деян. 16,8.11; 20,5.6 ). у Карпа. Более нигде в НЗ не упоминается. книги, особенно кожаные. Имеются в виду книги на пергаменте. Об их содержании ничего не известно, возможно, это были тексты Ветхого Завета. 4 Александр медник. См. ком. к 1Тим. 1,20 . много сделал мне зла. Об этом в НЗ больше нигде не говорится. Да воздаст ему Господь по делам его. В день Последнего суда ( Мф. 16,27 ; Рим. 2,6 ; Откр. 22,12 ). 4 При первом моем ответе. Во время предварительного разбора дела Павла, до суда, которого он в данное время ожидает (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Да не вменится им. Всепрощение перед лицом смерти, подобно Христу ( Лк. 23,34 ) и Стефану ( Деян. 7,60 ). 4 Господь же предстал мне и укрепил меня. Павел на опыте знает, что может всегда положиться на силу и могущество Пославшего его ( 2Кор. 12,9.10 ; Флп. 4,11–13 ). дабы через меня утвердилось благовестие. Вероятно, Павел имеет в виду то, что во время разбирательства его дела он имел возможность проповедовать слово Божие. и услышали все язычники. Павел проповедовал на общественном форуме (собрании) в самом центре Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   а) Божество Отца засвидетельствовано на каждой странице Нового Завета, и причем — Отца в абсолютном, вечном, Божественном смысле. Сам Господь Иисус Христос обращается к Своему Небесному Отцу со словами: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли» (Мф.11:25; ср.: Лк.10:21). Указывая евреям, что вера в Бога Отца обусловлена верой в Сына Божия, Спаситель говорит: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене... Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте (убо и) Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:43, 45—46). Вечный Бог Отец через Своего вечного и Единородного Сына предоставляет людям возможность и средство спасения и стяжания вечной жизни верой в Святую Троицу: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16; ср.: Ин.6:40). А вечная жизнь состоит в познании и исповедании Божества Отца и Сына, по слову Спасителя: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе Единаго истинного Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин.17:3; ср.: Ин.6:29). Весь Свой спасительный подвиг на земле Господь Иисус Христос основывает на Божестве Отца и Своем единстве с Ним (см. Ин.1:8, 14, 3:35, 4:23—24, 5:19—27, 36—37, 6:27, 37, 40—45, 65, 8:19, 42, 10:30, 13:3, 14:6, 10, 16:27—28, 30, 17:21, 20:17; Мф.26:42; Мк.14:36, 39; Лк.11:2).    Наученные тайне Святой Троицы от Самой Святой Троицы, Христовы апостолы ясно, решительно и безбоязненно удостоверяют благую весть Евангелия о Божестве Отца. Святой апостол Павел призывает римских христиан «единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (ср. Рим.15:6; см. также: Кол.1:12, 3:17), а коринфян учит, «что идол в мире ничто и что... у нас один Бог Отец, из Которого все» (1Кор.8:4, 6), Который есть «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор.1:3; ср.: 1Пет.1:3; 2Кор.1:2; Гал.1:3; Флп.1:2; Кол.1:3; 1Фес.1:1; 2Фес.1:2; 1Тим.1:2; 2Тим.1:2; Тит.1:4; Флм.3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, писатель второго канонического Евангелия несомненно Апостол Марк, спутник Апостола Петра, называемый в писании этого последнего сыном его ( 1Пет.5:13 , – сыном не по плоти, но во Христе), тот самый Марк, который при первоначальном распространении христианства в языческом мире трудами апостолов, был спутником и сотрудником Апостолов Варнавы и Павла ( Деян.12:25, 13:5 ). Кроме имени Марка он носил другое имя – Иоанн ( Деян.12:12, 25:15, 37 . ср. Деян.13:5, 13 ), по происхождению был иудей из Иерусалима, где его мать Мария имела свой дом ( Деян.12:12 ), и был в близком родстве с апостолом Варнавой ( Кол.4:10 ). – По свидетельству предания, он был из числа 70 учеников Господа, и, следовательно, сам был свидетелем-очевидцем некоторых событий из евангельской истории. По Вознесении Господа и обращении Апостола Павла, Марк сопутствовал ему и Варнаве во время первого великого путешествия их для распространения Евангелия Христова среди язычников (ок. 45 года по Р. Хр.), но оставил обоих апостолов в Пергии ( Деян.13:13 ). После вместе с Варнавой он был в Кипре ( Деян.15:37–39 ), и затем в книге Деяний о нем не упоминается. Вероятно, после этого он был спутником и сотрудником Апостола Петра, о деятельности которого среди язычников вне Палестины также не упоминается в книге Деяний. Когда Апостол Павел был в узах в Риме, перед концом его жизни, Марк был в Риме и служил апостолу как усердный помощник ( Кол.4:10 . Флм.1:24 . Тим.4:11). После мученической смерти Апостолов Петра и Павла в Риме, в последнее время своей жизни, Апостол Марк, по свидетельству предания 9 , содействовал учреждению церкви в Александрии и был первым епископом этого города. 2. Обстоятельства написания сего Евангелия и первоначальное назначение его Об обстоятельствах написания Апостолом Марком Евангелия сохранилось довольно много свидетельств христианской древности и довольно подробных. Выше (§1) мы привели свидетельство Папия, из которого видно, что Марк писал Евангелие по воспоминаниям об устной проповеди Апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

62) Зина, называемый ( Тит.3:13 ) законником, то есть учителем закона Моисеева, епископствовал в Лидде (27 сентября (10 октября)). 63) Аристарх, спутник св. Павла, упоминаемый в Деяниях апостольских ( Деян.19:29 ) и в Посланиях к Колоссянам ( Кол.4:10 ) и к Филимону ( Флм.1:24 ), был епископом в Анамее, сирийском городе (15 (28) апреля и 27 сентября (10 октября)). 64) Пуд ( 2Тим.4:21 ), благочестивый римский сенатор, принимал в доме своем ап. Павла и других веровавших в Господа. Его дом после обращен был в церковь , названную пастырскою, в которой, как говорят, священнодействовал ап. Петр (15 (28) апреля). 65) Трофим, о котором говорится в Деяниях апостольских ( Деян.20:4 ) и в Послании к Тимофею ( 2Тим.4:20 ), вместе с ап. Пудом и Аристархом разделял страдания св. Павла в Риме и там, по повелению Нерона, все трое были обезглавлены (15 (28) апреля). 66) Марк, племянник Варнавин ( Кол.4:10 ), проходил епископское служение в самарийском городе Аполлониаде (30 октября (12 ноября)). 67) Артема ( Тит.3:12 ) был епископом в ликаонском городе Листре (30 октября (12 ноября)). 68) Акила ( Рим.16:3 ; Деян.18:2 ) епископствовал в Ираклее, фракийском городе; также проповедал слово Божие в Малой Азии и Ахаии и здесь был убит неверными (14 (27) июля). 69) Фортунат ( 1Кор.16:17 ) во время проповеди претерпел мученическую смерть. 70) Ахаик, который ( 1Кор.16:17 ) вместе с Фортунатом приходил к ап. Павлу в Ефес. Кроме упомяиутых 70 апостолов, к лику их, как пишет св. Димитрий, митрополит Ростовский, причисляются еще два, «по иному своду Евангельскому, сказующу, яко яви Господь и ины семдесят два». А именно: 71) Дионисий Ареопагит , обращенный к истинной вере проповедью св. Павла в Афинах ( Деян.17:34 ); Дионисий проповедовал Христа в Галлии и там кончил жизнь мученическою смертью (3 (16) октября). Евсевий Кесарийский поставляет его в числе апостолов 1119 . 72) Симеон, по прозванию Нигер ( Деян.13:1 ). Что он также принадлежит к сонму апостольскому, о том свидетельствует св. Епифаний, поставляющий имя его наряду с именами Марка, Луки, Варнавы и прочих меньших апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010