Твое архипастырское управление известно и дорого нам и по твоей отеческой доступности, по которой ты всегда как бы вблизи нас и среди нас: каждый из нас всегда может надеяться получить твой добрый совет, святительское наставление, видеть твою помощь. Твоей просвещенной архипастырской заботливости обязаны своим благосостоянием наши духовно-учебные заведения. Любовь твоя к благолепно храмов Божих ревностно изыскивает всевозможные способы для их украшения и для поддержания в народе благочестивого усердия к ним. Твое неутомимое усердие к Богослужению и высоко-религиозное благоговение во время общественной молитвы постоянно и наглядно учать нас достойному предстоянию у престола Господня». Владыка не любил своенравия и гордости и строптивым священникам своих епархий говорил обыкновенно: «ты – гордый: я тебя смирю». И смирял. Осталось в памяти его наставление практической мудрости: «ничего не ищи и ни от чего не отказывайся». В 1866-м году владыка получил орден святого апостола Андрея Первозванного, в 1872-м году алмазные знаки к этому ордену, а затем, за неимением высших наград, получал уже драгоценные подарки: драгоценный посох, митру с водруженным на ней крестом по Киевскому обычаю, панагию, царские портреты и, наконец, патриаршие отличия: вторую панагию и крест, предпосимый при Богослужении. Он быд почетным членом Духовных Академий, Русского Географического Общества, Академия Наук, Московского Комитета Грамотности, Русского Археологического Общества, Петербургского и Московского Университетов, Медико-Хирургической Академии. В 1876-м голу владыкою издано было «Собрание слов и речей», в одном томе. Владыка сжился с Лаврою и в последние годы почти безвыходно пробывал в евоих покоях, только раз в неделю выезжая на заседание в Святейший Синод, да изредка к Богослужениям. Он так привык к комнатной жизни, что когда, бывало, в летнее время выходила» посидеть на даче в своем саду, то этот выход называли поездкой в Новгород. Владыка скончался 7-го сентября 1892-го года в 9 часов 20 минут вечера. Погребение старца-владыки совершали митрополиты Киевский Иоанникий (Руднев) и Московский Леонтий (Лебединский), архиепископы Волынский Модест (Стрельбицкий) и Холмско-Варшавский Флавиан (Городецкий), епископы Псковский Гермоген (Добронравиин), Камчатский Гурий (Буртасовский), Воронежский Анастасий (Добрадин), присутствовавший в Святейшем Синоде Герман (Осецкий) и викарии Петербургские Антоний (Вадковский) , Николай (Налимов) и Никандр (Молчанов). Владыка Исидор погребен в построенной при нем Исидоровской церкви на соло с правой стороны, под иконой Спасителя 4062 . Наместник, которого митрополит Исидор застал при своем определении на Петербургскую кафедру, архимандрит Никанор скончался 3-го июля 1863-го года в 7½ часов по полудни 4063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С 1910 года: (30 сентября) Её Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна (во уважение к высокому служению Ея Императорского Высочества делу христианской любви и благотворительности и покровительству духовному просвещению, особенно на миссионерском поприще). —889— Флавиан (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий (во уважение к его многополезной миссионерской деятельности и высоко-плодотворным архипастырским трудам), † 1915 г. нояб. 4. С 1911 года: (22 сентября) Иннокентий (Беляев), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (во уважение к его просвещенной архипастырской деятельности, учёно-литургическим и проповедническим трудам), † 1913 г. сент. 9. Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский и Выборгский, Член Святейшего Синода (во уважение к его просвещённой архипастырской и миссионерской деятельности, плодотворному служению на пользу духовного образования и учёно-богословским трудам). Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Александр Дмитриевич Беляев (во уважение к его тридцатипятилетней профессорской деятельности в Академии и к учёным трудам в области православной догматики и апологетики). Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Николай Александрович Заозерский (во уважение к его свыше – тридцатилетней профессорской деятельности в Академии и к учёным трудам в области православного церковного права). Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Митрофан Дмитриевич Муретов (во уважение к его свыше – тридцатилетней профессорской деятельности в Академии и к учёным трудам в области толкования Священного Писания и в переводе святоотеческих, творений). С 1912 года: (29 сентября) Иаков (Пятницкий), архиепископ Казанский и Свияжский (во уважение его плодотворной архипастырской деятельности и просвещённой заботливости о преуспеянии духовно-учебных заведений). Никон (Рождественский), епископ (ныне – архиепископ), Член Святейшего Синода и Государственного Совета (во уважение его неутомимой церковно-просветительной деятельности и ценных богословских трудов церковно-исторического и экзегетического содержания).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П. Извольскому вечером того же дня. Задумывая создать ученое отделение, Глубоковский, по-видимому, намеревался передать в его ведение и издание Православной богословской энциклопедии. «Мысль о передаче энциклопедии в ведение Синода, по-моему, тесно связана с учреждением ученого отделения Комитета. Тогда такие издания входили бы в круг деятельности отделения. Об ученом отделении Комитета, наверное, придется еще переговорить с Вами. Во всяком случае Ученое отделение Комитета решительно необходимо», – повторял Самуилов в письме от 5 декабря 2058 . Основываясь на докладе Глубоковского, Самуилов разработал в декабре проект реформы Учебного комитета в «форме предложений Св. Синоду» и собирался обсуждать этот проект по пунктам при участии Глубоковского 2059 . Идея создания ученого отделения возникла в противовес мыслям об Академии духовных наук, которые были озвучены в заседаниях V отдела Предсоборного Присутствия и не получили поддержки H. H. Глубоковского 2060 . Дальнейшее обсуждение реформы духовной школы происходило в специально созванном совещании Св. Синода (январь–май 1908 г.). В нем принимали участие члены Св. Синода: митрополиты С.-Петербургский Антоний (Вадковский) , Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Макарий (Невский) , епископ Таврический Алексий (Молчанов) , епископ Саратовский Гермоген (Долганов), епископ Орловский Серафим (Чичагов) , епископ Пензенский Митрофан (Симашкевич), епископ Вологодский Никон (Рождественский) , протопресвитеры о. И. Л. Янышев (присутствовал не регулярно) и о. А. А. Желобовский , управляющий Канцелярией Св. Синода С. П. Григоровский и его помощник Н. Ф. Марков, М. А. Остроумов, В. Н. Самуилов, протоиерей о. Д. Н. Беликов, изредка присутствовал член Учебного комитета, ревизор Д. И. Тихомиров . В январе 1908 г. H. H. Глубоковский был приглашен принять участие в этом совещании. Комментируя впоследствии статью М. И. Макаревского, появившуюся в «Московских ведомостях» (1908, 99, 30 апр. С. 4) Глубоковский отметил (по поводу слов, что он «выступил с проектом»): «Роль инициатора и новатора усвояется мне здесь совершенно незаслуженно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Для приготовления к пастырскому и церковному служению обучалось в 4-х академиях до 1.000 яиц, в 58-ми семинариях до 20.000, в 185-ти духовных училищах до 32.000. Наставников и начальников духовно-учебные заведения имели до 3.000. Число церковных школ и учащихся в них указано ранее. При церквах и в благочиннических округах числилось свыше 26.000 библиотек. При монастырях состояло до 200 больниц, на 2.000 лиц, и до 150 богаделен», на 4.000 лиц. При церквах было до 100 больниц, на 1.000 лиц, и до 1.000 богаделен, на 10.000 лиц. Епархиальные попечительства о бедных духовного звания имеют капитал до 10.000.000 рублей, расходуют в год до 2.000.000. Церковно-приходские попечительства, число коих восходит до 18.000, сделали в 1897 году пожертвований на сумму до 4.000.000 рублей, в том числе на содержание и украшение церквей до 3.000.000, остальное на церковные школы, благотворительные учреждения и содержание причтов. Вся паства православной российской Церкви распределялась по 65-ти епархиям, из коих одна состоит в Америке. Во главе стояли 65 епархиальных архиереев и при них 40 викариев. Кроме того, 14 архиереев не имели епархий, из них 2 присутствовали в синоде, а прочие пребывали на покое. Из всех преосвященных сан архиепископа к концу века имели 14: ярославский Ионафан Руднев, харьковский Амвросий Ключарев , иркутский Тихон Троицкий-Донебин, волынский Модест Стрельбицкий , владимирский Сергий Спасский , казанский Арсений Брянцев , херсонский Иустин Охотин, донской Афанасий Пархомович, холмский и варшавский Иероним Экземплярский , литовский Ювеналий Половцев , тверской Димитрий Самбикин , финляндский Николай Налимов, новгородский Гурий Охотин и экзарх Грузии Флавиан Городецкий. Киевскую, московскую и петербургскую кафедры занимали митрополиты: киевскую – высокопреосвященный Феогност Лебедев, московскую – высокопреосвященный Владимир Богоявленский и петербургскую – высокопреосвященный Антоний Вадковский . Первенствующим членом синода после кончины митрополита Исидора был около шести лет митрополит петербургский Палладий Раев , а после смерти высокопреосвященного Палладия – около полутора лет – митрополит киевский Иоанникий Рудяев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ладожского Николая (Налимова) и наместника лавры. 11 сент. в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили отпевание митрополиты Киевский Иоанникий (Руднев) , Московский Леонтий, архиепископы Волынский Модест (Стрельбицкий) , Холмско-Варшавский Флавиан (Городецкий) , епископы Псковский Ермоген (Добронравин) , Камчатский Гурий (Буртасовский) , Герман (Осецкий) , Воронежский Анастасий (Добрадин) , Выборгский Антоний (Вадковский), Ладожский Николай, Нарвский Никандр (Молчанов) при участии 30 архимандритов и 120 протоиереев и иереев, в присутствии вел. кнг. Марии Павловны, вел. кн. Сергея Александровича , вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны , вел. князей Константина и Дмитрия Константиновича. И. был погребен на правой солее Исидоровской ц. Александро-Невской лавры под иконой Спасителя. В 1932 г., после закрытия церкви, останки И. были перенесены на Никольское кладбище лавры и захоронены в его братской части. В 1988 г. на предполагаемом месте перезахоронения установлен деревянный крест. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 152. Д. 702 [О возведении в степень доктора богословия]; Оп. 205. Д. 450-454 [Дневник (1881-1892). Ч. 1-5]; Д. 509 [Мнение о старообрядцах и единоверии]; Д. 521, 523, 524 [Переписка по поводу итал. старокатоликов]; Оп. 150. Д. 638; Оп. 162. Д. 834; Оп. 205. Д. 485 [Переписка по поводу англикан]; Д. 525 [Записка по поводу старокатоликов]; Д. 457; Ф. 834. Оп. 4. Д. 1192, 1193 [Письма гр. Н. А. Протасову, архиеп. Леонтию (Лебединскому), мон. Евфалии (Лебедевой)]; РНБ ОР. Ф. СПбДА. А-1/69 [Сб. писем]. Соч.: Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня//Некоторые упражнения студентов СПбДА шестого учебного курса. СПб., 1825. Ч. 1. С. 9-21; Слово в день Введения во храм Пресв. Богородицы//Там же. С. 95-109; История канона св. книг Нового Завета//РНБ ОР. Ф. СПбДА. А-1/246. 1825-1829 гг.; Нравственно-филологическое изъяснение текста Лк 16. 9//ХЧ. 1826. Ч. 23. С. 58-82; Кр. сведение о св. Варсануфии//ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249-256; О звезде, явившейся волхвам//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Василий Экземплярский , окончив Киевскую Духовную Академию, в 1904г. защитил магистерскую диссертацию «Библейское и святоотеческое учение о сущности священства» и вскоре стал профессором нравственного богословия Киевской Духовной Академии и Секретарем Киевского философско-религиозного общества. Казалось бы, обычная карьера ученого-профессора. Но это впечатление обманчиво. Происходит событие, ставшее для Экземплярского настоящей катастрофой. 2. История увольнения В 1911 г. было решено составить сборник статей о недавно умершем Л.Н. Толстом. Пригласили участвовать и Экземплярского. Он специально к сборнику подготовил статью «Гр. Л.Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых». И тут разразился гром. Митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), по письму ректора Киевской Академии епископа Иннокентия (Ястребова), провел в Святейшем Синоде решение об исключении Экземплярского из Академии, причем мотивом исключения явилась упомянутая статья. Обо всем происшедшем Экземплярский узнал из газет. Позже он писал: «Меня не только не признали нужным выслушать, но даже не потребовали от меня никакого объяснения, так, как если бы дело было ясным само по себе и ни в каком пояснении не могло нуждаться». Нельзя сказать, что увольнение Экземплярского прошло незамеченным. Об этом писала газета «Новое время», в защиту Экземплярского выступил С.Н. Булгаков. Осведомленная газета «Колокол» отметила, что Экземплярский уволен за «антиправославную литературную деятельность». Для профессора Духовной Академии такая убийственная формулировка, естественно, грозила не только запретом на религиозно-публицистическую деятельность, но и ложилась несмываемым пятном на его доброе имя. В «Постановлении Св. Синода» Экземплярскому инкриминировалось, что он «...дерзнул: – сопоставить великого учителя Церкви и святого Иоанна Златоуста с отлученным от Церкви за отрицание ее и ее учения писателем графом Львом Толстым и утверждать, при этом, что «на высоко поднятом словом и страдальческой жизнью знамени св. Иоанном Златоустом был начертан тот же святой призыв, что и у Л.Н. Толстого».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

архиеп. Казанский и Свияжский, переведен на С.-Петербургскую и Ладожскую кафедру с возведением в сан митрополита; сщмч. Владимир (Богоявленский; 18 окт. 1892 - 21 февр. 1898), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Самарский и Ставропольский, переведен на Московскую и Коломенскую кафедру с возведением в сан митрополита; Флавиан (Городецкий; 21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Холмский и Варшавский, переведен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру; Алексий I (Опоцкий; 10 нояб. 1901 - 1 июля 1905), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Вятский и Слободской, переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру; Николай (Налимов; 1 июля 1905 - 9 июня 1906), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Тверской и Кашинский, уволен на покой, с 23 июля 1906 г. архиеп. Владимирский и Суздальский; Никон (Софийский; 9 июня 1906 - † 28 мая 1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Владимирский и Суздальский; Иннокентий (Беляев; 7 дек. 1909 - † 9 сент. 1913), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Тамбовский и Шацкий; Алексий II (Молчанов; 2 нояб. 1913 - † 20 мая 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Тобольский и Сибирский; Питирим (Окнов; 26 июня 1914 - 23 нояб. 1915), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Самарский и Ставропольский, переведен на Петроградскую и Ладожскую кафедру с возведением в сан митрополита; Платон (Рождественский; 5 дек. 1915 - 13 авг. 1917), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Кишинёвский и Хотинский, с 13 авг. 1917 г. митр. Тифлисский и Бакинский Кавказского Экзархата. Экзархи Кавказского Экзархата РПЦ Платон (Рождественский; 13 авг. 1917 - 22 февр. 1918), митр. Тифлисский и Бакинский, переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру; Кирилл (Смирнов; 19 марта 1918 - сер. 1918), митр. Тифлисский и Бакинский, бывш. архиеп. Тамбовский и Шацкий, переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру; Феофилакт (Клементьев; 1918-1919), еп. Елизаветпольский, бывш. Слуцкий, вик.

http://pravenc.ru/text/Грузинский ...

690 Антонин (Державин Иоанн Димитриевич; 1830–1902) – выпускник МДА (1854) со степенью кандидата богословия. С 1883 г. – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 1886 г. – Ковенский, викарий Литовской епархии, с 1889 г. – Полоцкий и Витебский, с 1893 г. – Псковский и Порховский. – Ред. 691 Приселков Александр Александрович (t 1887) – выпускник Тверской ДС. Окончил СПбДА (1873) с правом на получение степени магистра. Оставлен в Академии в звании приват-доцента по кафедре патристики (1873). С 15 августа 1884 г. – и. д. доцента СПбДА, но в том же году по болезни уволен из Академии. 20 ноября 1887 г. Приселков, приготовивший и сдавший в печать магистерское сочинение, был вновь назначен преподавателем патристики, но 29 ноября 1887 г., в день, назначенный для магистерского диспута, умер от чахотки. Отец Антоний (Храповицкий) в надгробном слове говорил о нем как об ученом, «проникнутом светлым желанием восстановления православного святоотеческого богословствования, идеалами воодушевления церковной школы» (Церковный вестник. 1887. 49. С. 873). – Рад. 692 Флавиан (Городецкий Николай; 1840–1915). Со 2 февраля 1885 г. – епископ Аксайский, викарий Донской епархии, с 29 июня 1885 г. – епископ Люблинский, викарий Варшавской епархии, с 1898 г. – экзарх Грузии, с 1901 г. – архиепископ Харьковский и Ахтырский. с 1903 г. – митрополит Киевский и Галицкий. – Ред. 693 Анненков Михаил Никанорович – выпускник Нижегородской ДС. Студент СПбДА в 1882–1886 гг. По окончании Академии – диакон русской посольской церкви в Дрездене, с 1888 г. – в русской посольской церкви в Вене (Именной список. С. 130). – Ред. 695 Филипп (Бекаревич Яков Михайлович; 1862–1902). Выпускник Могилевской ДС, студент СПбДА в 1884–1888 гг. Пострижен в монашество 13 декабря 1887 г. Состоял смотрителем Виленского ДУ (1888), инспектором Новгородской ДС (1890), ректором Самарской ДС (1893). 17 августа 1897 г. хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. С 6 ноября 1899 г. – епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии. Духовный писатель и проповедник. Отличался высоким подвижническим настроем, нестяжательностью и чистотой души. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Геронтий (Кургановский) , архимандрит, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря в 1902–1903 гг. Из кн.: Геронтий, архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Иосифо-Волоцкий монастырь (начало XX в.). Из кн.: Геронтий. архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (начало XX в.). Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Камень миропомазания в Воскресенском соборе. Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Внутренний вил Воскресенского собора (начало XX в.)   Скит патриарха Никона . Из кн.: Монастырские ансамбли Московии. М., 2008   Саввино-Сторожевский монастырь. Дворец царя Алексея Михайловича (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Внутренний вид собора Рождества Богородицы (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б.м., 1904   Высочайший выход с Красного крыльца 30 марта 1903 г. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Высочайший выход из Успенского собора московского Кремля. 1903 г. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Феогност (Лебедев), митрополит Киевский и Галицкий в 1900–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Флавиан (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий в 1903–1915 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Епархиальный дом в Москве. Западный фасад (начало XX в.). ЦИА ПСТГУ   Г.Э. Зенгер, министр народного просвещения в 1903–1904 гг.   Евдоким (Мещерский), архимандрит, инспектор МДА в 1898–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   А.И. Введенский , профессор МДА по кафедре метафизики и логики   Л.А. Камаровский, юрист-международник, профессор Московского университета  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.), 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1 марта 1899 г. 1-й викарий с титулом епископ Чистопольский, с 14 июля 1900 г. переведен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру, с 22 апреля 1902 г. епископ (с 6 мая 1906 г. архиепископ) Волынский и Житомирский. В 1905–1907 гг. поддерживал «Союз русского народа» и другие монархические организации. В апреле 1906 г. избран членом Государственного совета, но в январе 1907 г. сложил с себя это звание. В 1912–1916 гг. член Святейшего Синода, участвовал в подготовке Поместного Собора 1917–1918 гг. В марте–декабре 1906 г. член Предсоборного Присутствия при Святейшем Синоде. С 19 мая 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, с 1 мая 1917 г. на покое в Валаамском монастыре. В августе 1917 г. вновь был избран архиепископом Харьковским и Ахтырским, участник Поместного собора 1917–1918 г. При избрании кандидатов на Патриарший престол получил наибольшее число голосов (159). С 28 ноября 1917 г. митрополит, 7 декабря избран членом Священного Синода при Патриархе. В январе 1918 г. присутствовал на открытии Всеукраинского Православного церковного собора в Киеве. 19 мая 1918 г. избран на Киевскую кафедру. В декабре 1918 г. арестован вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским), летом 1919 г. освобожден. Председатель Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) на Юго-Востоке России. С ноября 1920 г. в эмиграции. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 697, 1897–1907 гг., л. 1–31 об., 36–57 об. Приложение: письмо епископа Урмийского и Супурганского и иеромонаха Феофилакта о миссионерской деятельности, 1900 г. (л. 33–34). В деле 69 писем. Флавиан (Городецкий; 1840–1915 гг.), 2 февраля 1885 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии, с 29 июня 1885 г. епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии, с 14 декабря 1891 г. епископ Холмский и Варшавский, с 15 мая 1892 г. архиепископ. С 21 февраля 1898 г. экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский, с 10 ноября 1901 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, с 1 февраля 1903 г. митрополит Киевский и Галицкий.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010