24 января/6 февраля 1918 г. Поместный Собор Православной Российской Церкви назначил его епископом Финляндским и Выборгским. Местное духовенство желало видеть на этом месте кандидата от финского православного населения протоиерея Михаила Казанского, прослужившего всю жизнь в Финляндии и знавшего оба языка, который придерживался церковной политики нейтралитета между «русским» и «финским» направлениями в епархии. 278 В августе 1918 г. Правительству Финляндии был представлен проект Положения о Православной Церкви, которое и было утверждено 26 ноября 1918 г. Положение состояло из 7 разделов заключавших 262 параграфа. Оно присваивало Православной Церкви Финляндии статус второй, национальной Церкви меньшинства. Высший церковный орган, Собор, должен был решать сугубо внутренние, вероисповедные вопросы, а правительство наделялось полномочиями образовывать новые епархии и приходы, назначать епископов, открывать и закрывать монастыри, определять обязанности духовенства. 279 Как отмечает исследователь, Православная Финляндская Церковь в начале своего существования оказалась зависима и материально, и административно от государственной власти, которая к тому же была лютеранской. 280 И если раньше тесная взаимосвязанность церковных и государственных интересов в России вызывала в Финляндии возмущение, то после обретения независимости страна выбрала точно такой же путь. 23 декабря 1920 г. определением Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода владыка Серафим (Лукьянов) был возведен в сан архиепископа Финляндского и Выборгского. 6 июля 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята с правами широкой автономии в Константинопольский Патриархат. В ноябре 1922 г. финляндское правительство неофициально предложило архиепископу Серафиму покинуть пост, на что получило отказ. 29 декабря 1923 г. указом президента Финляндии архиепископ Серафим был отстранен от возглавления епархии. Неофициальным поводом послужило обвинение его в несанкционированной связи с Архиерейским Синодом за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Финляндской Православной Церкви постановили сохранить григорианскую пасхалию 02.12.2023 Поместный собор Финляндской Православной Церкви (автономная Церковь в составе Константинопольского Патриархата ; ФПЦ) прошел 27 – 30 ноября в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в Хейнявеси (область Южное Саво). Собор открылся торжественным молебном в Спасо-Преображенской церкви монастыря, который возглавил архиепископ Хельсинки и всея Финляндии Лев, сообщает сайт ФПЦ. На первой сессии было зачитано приветствие патриарха Константинопольского Варфоломея участникам собора, а также его обращение к архиепископу Льву. С приветствием к делегатам Поместного собора обратился также архиепископ Лев. Поместный собор рассматривал вопросы законодательства, управления и финансов, а также вопросы духовной жизни в рамках 1 ст. Закона о Православной Церкви. В частности, были рассмотрены вопросы о выделении финансирования на проект мультикультурной работы на 2024–2026 гг.; о редакции богослужебных книг; цифровизации литургических текстов, богослужебных книг и служебников с последующим размещением на интернет-портале «Ortodoksisto», а также о создании цифрового банка нотных и аудиоматериалов на интернет-портале «Ortodoksisto». Была рассмотрена инициатива об охране традиции иконописания. Участники заседания приняли решение, что Финляндская Православная Церковь продолжит праздновать Пасху по григорианской пасхалии . Инициатива относительно празднования «общей православной Пасхи» была отклонена после голосования с результатом 31 против 4 (при одном воздержавшемся). Финляндская Церковь — единственная православная Церковь в мире, которая празднует Пасху в соответствии с григорианской пасхалией, отмечается в материалах собора. Остальной православный мир, независимо от того, использует ли традиционный юлианский или ново-юлианский календарь для неподвижных праздников, продолжает датировать Пасху (а следовательно, Великий пост, Вознесение и Пятидесятницу) по Александрийской Пасхалии.

http://drevo-info.ru/news/29501.html

Санкт-Петербург. Домовая церковь Спиридона Тримифунтского при казармах Л.-гв. Финляндского полка. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Спиридона Тримифунтского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1820. Архитектор:А.Е. Штауберт Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Большой проспект, 65 Координаты: 59.934925, 30.266567 Проезд:метро " Василеостровская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Полковая церковь существовала с 1814 в здании казарм на В.О., а после перестройки А.Е. Штаубергом полкового госпиталя она разместилась в его центре, на 2 этаже, где 20 декабря 1820 и была освящена. Её интерьер украшен коринфскими пилястрами и росписью под лепку. Коринфскими пилястрами был оформлен высокий одноярусный иконостас с образами работы акад. А.И. Иванова. Капитан П.А. Титов подарил церкви ковчег с частицей Животворящего Креста и серебряный крест с частицами мощей апп. Петра, Павла, Андрея и Матфея. Вернувшись из Святой Земли, вел. кн. Константин Николаевич поднес туфлю свт. Спиридона и перламутровый крест с частицей Гроба Господня. Икона св. Александра Невского на черной мраморной доске напоминала о солдатах полкового караула, погибших при покушении С.Н. Халтурина в 1880 в Зимнем дворце. К 100-летию полка местные фабриканты подарили церкви икону Спасителя в эмалевой ризе. Ежегодно, 12 октября, в храме служилась панихида о павших в пою под Горным Дубняком в Болгарии. Здесь же хранились полковые знамена и мундиры Августейших шефов. У глвного фасада, по проекту арх. С.П. Кондратьева, в 1903-04 в честь столетия полка была выстроена ампирная часовня св. Спиридона. Здесь после закрытия храма в августе 1919 некоторое время происходили богослужения. Последним (с 1915) настоятелем был о. Михаил Александрович Семенов. В начале 1923 ампирный иконостас вывезли в Музей отжившего культа, а остальное убранство - в Смоленскую кладбищенскую церковь. В настоящее время в помещении церкви - конц. зал бывшего Гаванского дворца культуры, ныне Дом молодежи Василеостровского р-на. Часовня св. Спиридона с 1995 принадлежит церкви св. Екатерины при Академии художеств.

http://sobory.ru/article/?object=11995

Финляндская православная Церковь и государство: формирование социальных практик в отношениях Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 25 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Православие в Финляндии имеет глубокие исторические корни. Оно стало проникать туда примерно с Х II века. В середние века юго-восточная Финляндия и Карелия были полем борьбы Швеции и Новгорода (затем — единого русского государства). Одним из аспектов этой борьбы было противостояние западной (католичество, с XVI века — лютеранство) и восточной ветвей христианства. В 1227 г. князем Ярославом Всеволодовичем было осуществлено принудительное крещение карелов в Православие 1 . По Ореховецкому договору 1323 г. сферы влияния были разделены и закреплены за противоборствующими сторонами. Православие стало важным фактором развития карельского народа. В XVII веке шведами были заняты Приладожская Карелия и Карельский перешеек. Насильственное насаждение там лютеранства вызвало переселение большого число карелов в Россию 2 . В XVIII веке Россия вернула себе северное Приладожье и перешеек. К тому времени они были освоены финскими переселенцами-лютеранами. Лишь в Выборгской губернии оставались районы с компактно проживавшим православным карельским населением. Лютеранские приходы, находившиеся на этой территории, сохранили свои организационно-канонические связи с заграничной финляндской епархией. Одновременно создавалась православная монастырско-приходская система, связанная с Санкт-Петербургом 3 . В результате русско-шведской войны 1808–1809 годов Финляндия была присоединена к Российской империи в качестве автономного княжества. Вскоре в его состав была введена Выборгская губерния, так называемая Старая Финляндия. Карельское население составило этноконфессиональное меньшинство населения княжества. Кроме карелов, некоторую часть православного населения составляли русские, селившиеся в Финляндии. К концу XIX века на территории княжества была образована самостоятельная епархия Русской Православной Церкви. К 1918 г. она насчитывала более 58000 членов, из которых финнов 51000, русских — 7000. Позже к православным приходам было приписано несколько тысяч русских эмигрантов 4 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Архив Пн В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на Соборной площади Выборга и возглавил хиротонию архимандрита Феодорита (Тихонова) во епископа Скопинского и Шацкого 19 августа 2017 г. 15:08 19 августа 2017 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором г. Выборга. Визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Выборг приурочен к празднованию 125-летия Выборгской епархии , учрежденной в 1892 году. За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феодорита (Тихонова) во епископа Скопинского и Шацкого (Рязанская митрополия). Перед началом богослужения на площадь из Спасо-Преображенского собора была вынесена и положена на аналое чудотворная Коневская икона Божией Матери из Ново-Валаамского монастыря в Финляндии, которая в связи с празднованием юбилея епархии пребывает в кафедральном храме Выборга с 16 по 20 августа. На Соборной площади во множестве собрались жители города. За Литургией Его Святейшеству сослужили: Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Йоэнсууский Арсений, викарий Карельской епархии Финляндской Автономной Православной Церкви ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий ; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; епископ Богородский Матфей ; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; протоиерей Лев Церпицкий, настоятель Спасо-Преображенского собора Выборга, благочинный Выборгского округа; архимандрит Сергий (Райяполви), настоятель Ново-Валаамского монастыря (Финляндская Автономная Православная Церковь); протоиерей Стефан Холм (Финляндская Автономная Православная Церковь); духовенство Выборгской епархии и Санкт-Петербургской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/4985738.ht...

В довоенное время деятельность Церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала большая часть приходов Финляндской Православной Церкви. После Второй мировой войны эвакуированное из Карелии население было расселено по всей стране и потому была создана новая сеть приходов. В 1950-е гг. активно велось церковное строительство. Были созданы 2 епархии, территориально охватывавшие всю страну. Для Центральной Финляндии была создана Карельская епархия, а Южная Финляндия и Лапландия, в соответствии с новым делением составили Гельсингфорсскую епархию. В 1979 г. был открыт викариат Йоэнсуу, епископ которого исполнял свои архипастырские обязанности непосредственно под руководством Предстоятеля Поместной Церкви Финляндии. В том же году была создана митрополия и рукоположен митрополит. Епархия стала функционировать с начала 1980 г. На Поместном Соборе Финляндской Православной Церкви в ноябре 2017 г. было принято решение о переносе кафедры и канцелярии Архиепископии Финляндской Православной Церкви из города Куопио в Хельсинки. Решение Собора вступило в силу 1 января 2018 г. Управление Финляндская Православная архиепископия является Автономной Православной Церковью в составе Вселенского Константинопольского Патриархата. Включает 3 епархии: Хельсинкскую, Куопиоскую и Оулускую. Епископ Хельсинский является и Архиепископом всей Поместной Церкви. Титул Предстоятеля Финляндской Православной Церкви: «Архиепископ Хельсинки и всей Финляндии». Епархиальные архиереи носят титул митрополитов. С начала 2018 г. архиерейская кафедра в Куопио переименована в «Епархию Куопио и Карелии». Общее число приходов — 24, монастырей — 2. Церковь пользуется т.н. новым или григорианским календарем. Высшей законодательной властью являются Поместный и Архиерейский Соборы. Поместный Собор созывается раз в три года Архиепископом и состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление, состоящее из епископов, секретаря и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244576...

Разделы портала «Азбука веры» 9 Фев 2024 Финляндская Церковь приняла определение о пожертвовании тела науке, донорстве органов и кремации В Избранное Фото: свящ. Владимир Сократилин, ort.fi Хельсинки, 8 февраля. Архиерейский собор Финляндской Православной Церкви (Константинопольский патриархат), собравшийся под председательством архиепископа Хельсинкского Льва, обсудил различные медицинские вопросы, в том числе использование человеческого тела в научных целях, донорство органов и кремацию, сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на orthochristian.com. Как отмечается в отчете по итогам заседания, поводом к обсуждению соответствующей проблематики в собрании иерархов послужило обращение к митрополиту Куопиосскому Арсению одного из прихожан с вопросом, как Церковь относится к использованию тела покойного в медицинских целях. В постановлении архиерейского собора об этом сказано, что он «не видит препятствий в передаче тела после смерти для медицинских исследований, при условии уважительного отношения к телу во время процедур, проводимых с экспериментальной целью для защиты и улучшения человеческой жизни». Что касается донорства органов, то здесь, как отмечается в определении Собора, требуется отдельное прижизненное согласие. «В этом случае необходимо заранее позаботиться о том, чтобы церковное учение о человеческом теле не было скомпрометировано. После процедур останки следует освятить по чину Православной Церкви и желательно похоронить в гробу, как это принято в православной традиции», − говорится в документе. Как уточняется далее, если по какой-то причине выбрана кремация, то «прах следует захоронить в урне и в отмеченном месте». Источник: Благовест Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/finljandskaja-cerk...

Вопрос о содержании духовенства рассматривался на Церковных Соборах 1922, 1923, 1925 и 1927 гг., в дальнейшем было выработано «Положение о содержании духовенства», утвержденное правительством 18 мая 1929 г. Необходимым условием для одобрения «Положения» властью стало обязательное его приведение в исполнение к 1 января 1931 г. Если же приходы оказывались не в состоянии выплачивать своему духовенству установленное жалование, то они теряли самостоятельность и присоединялись к соседним. Оказалось, что из 29 приходов только 12 в состоянии содержать на свои средства причты. Для сохранения остальных 17 решено было спешно собрано 200000 марок за счет увеличения в 4 раза налогового обложения всех приходов. Протоиерей Сергий Солнцев считал эту меру необходимой, в ином случае, по его мнению, треть православных, лишившись своих приходов и постоянного священника, перешла бы в лютеранство, а через 20 лет число приходов Финляндской Православной Церкви не превышало бы и пяти . Все же число православных приходов уменьшалось. Так, в 1932 г. были объединены Кексгольмский, Ряйсяльский, Пюхяярвиский и Каукольский приходы . Жалование многих священников еще в 1930 г. продолжало составлять 2400-4800 марок в год, что было меньше заработной платы наемного рабочего. Священнослужители, вышедшие на покой, получали незначительную пенсию от Церковного Управления. Об этом мы можем узнать из письма владыки Германа (Аава) игумену Валаамского монастыря Павлину от 19 апреля 1926 г., в котором архиепископ просит монастырь помочь больному священнику прихода Иломантси Василию Островскому. Из общецерковной пенсионной кассы ему ежемесячно выплачивалось 150 марок, чего для большой семьи из 7 человек было недостаточно . Следует сказать, что же подразумевалось под обеспечением причта жалованием и содержанием в Финляндской Православной Церкви.   Приходы: до 1000 прихожан 1000-3000 прихожан 3000-6000 прихожан от 6 000 и более Настоятель (заработная плата) 18 000 марок + 5-комнатная квартира с кухней 24 000 марок+ 5-комнатная квартира с кухней

http://bogoslov.ru/article/4231899

Отрицательное отношение зарубежных русских епископов,  особенно веское вследствие возглавления их Митрополитом Антонием, вызвало охлаждение к ним со стороны Константинополя, а затем последовали и прямые конфликты, вызываемыя стремлением Константинопольской Патриархии подчинить себе всю православную диаспору в какой бы стране она ни находилась. В 1922 г. Константинополь учредил свой экзархат в Западной Европе, во главе с Митрополитом Фиатирским, и вскоре начал высказывать претензии на то, чтобы ему подчинялись все русския церкви в Западной Европе и в частности в Чехии, из-за чего возникла переписка между Константинополем и Русскою Зарубежною иерархиею. В 1923 и 1924 году Митрополит Евлогий в ряде писем оспаривал право Константинополя на такое притязание. За последние годы Константинополь не ограничивается уже притязаниями на русские приходы, в отношении которых ему, с помощью Митрополита Евлогия, удалось осуществить свое намерение, но притязает даже на издавна подчиненные Сербской и частью Румынской Церквам приходы в Венгрии. На достояние же Русской Церкви во имя вышеуказанного принцнпа Константинополь впервые протянул руку в Финляндию. Финляндская Архиепископия, получившая права автономии, была возглавлена Архиепископом Серафимом, который соблюдал безусловную лояльность к своей канонической церковной власти и поддерживал близкия отношения с Архиерейским Собором. Желая лишить Финляндскую Церковь русского облика, правительство немедленно после ареста Патриарха Тихона настояло на временном подчинении ея Константинопольскому Патриарху. Как только Патриарх Тихон был освобожден, он прислал указ на имя Архиепископа Серафима, в котором говорится, что с освобождением Патриарха «причина, по которой Константинопольский Патриарх считал нужным временно подчинить Финлянскую Церковь своей юрисдикции, ныне отпадает, и Финляндская епархия должна возвратиться под ведение Патриарха Всероссийского» (указ от 28/XII 1923 г., Но ко времени получения этого указа Финляндское правительство уже лишило Архиепископа Серафима возможности управлять епархией и добилось от Константинопольского Патриарха Гpuropuя VII незаконного посвящения другого епископа (сначала как викария Архиепископу Серафиму).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 октября в Москве на сессии Синода был заслушан доклад Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Григория о его командировке в Финляндию для выяснения положения братии Валаамского монастыря и общего положения Финляндской Православной Церкви. Постановили: «По вопросу воссоединения ФПЦ с Московской Патриархией обратиться от имени Святейшего Патриарха к Патриарху Константинопольскому о передаче ФПЦ из временного ведения ее Константинопольским Патриархом в юрисдикцию Московской Патриархии» [xxiv] . Патриарх Алексий I письмом от 28 октября 1945 г. сообщил Вселенскому Патриарху Вениамину (Кириаку †14.02.46) о своем намерении принять под свою юрисдикцию Финляндскую Православную Церковь, «как находившуюся всегда в ведении Церкви Российской» [xxv] . После отъезда митрополита Григория, архиеп. Герман, в своем письме Патриарху от 2 ноября 1945 г., писал, что «В связи с возбужденным вопросом о возвращении ФПЦ в юрисдикцию Московского Патриарха среди финско-карельской части православных (70-75% членов церкви) происходит сильное брожение [...]. Причиной сего является неизвестность условий обратного приема [...]. Церковь в свое время была использована как орудие политики русификации, и потому боится возвращения таких же времен» [xxvi] . Он настаивал на сохранении автономии, данной в 1923 г., и оставлении празднования Пасхи по новому стилю. 8 декабря 1945 г. Патриарх ответил архиепископу, что «нам совершенно непонятна " тревога " православных карело-финнов, по мотивам, которые, как Вам известно из беседы с Ленинградским митрополитом Григорием, являются беспредметными, в приложении к деятельности РПЦ, живущей и действующей в условиях " декрета об отделении Церкви от Государства " », и что он защищает интересы 25% русского православного населения Финляндии, «которое заинтересовано в сохранении исконных традиций православия» [xxvii] . Миграционные потоки первой половины XX века не один раз меняли национальный состав клира и прихожан Финляндской архиепископии. В результате приходы в основном делились на финско-карельские, в которых богослужение совершалось на финском языке и церковные праздники отмечались по григорианскому календарю, и русско-карельские, в которых служили на церковнославянском и русском языках и частично сохранялся юлианский календарь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010