В дальнейшем слухи подтвердились. В 1973 году 16 августа митрополит Гельсингфорсский Иоанн (Ринне) отмечал свой 50-летний юбилей. После торжественной Литургии в Успенском соборе в течение всего дня он принимал поздравления. В отведенное время поздравить владыку Иоанна прибыли и священнослужители, и избранные прихожане Патриарших приходов во главе с благочинным протоиреем Игорем Ранне. После того, как юбиляру было пропето многолетие, митрополит «поблагодарил гостей за добрые чувства и отношения и тут же неожиданно сказал, что он все же хотел бы видеть в своей епархии единую Православную Церковь» [xxxv] . В рапорте протоиерея Ранне митрополиту Никодиму от 8 сентября 1973 года мы читаем, что Иоанн (Ринне) не высказал напрямую своего желания, а лишь намекнул, что «наступило время перехода наших общин в юрисдикцию Финляндской Православной Церкви, и что он надеется, что это нисколько не повлияло бы на добрые отношения с Русской Православной Церковью» [xxxvi] . Данной мыслью о переходе Патриарших приходов под его омофор митрополит Иоанн поделился с прессой, что вызвало недоумение даже у лютеран. Так, глава Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии архиепископ Мартти Симоекки 24 августа 1973 года в беседе с прот. Ранне заметил, что «он читал высказывания митрополита Иоанна в отношении наших приходов в Хельсинки, что он был чрезвычайно удивлен вообще и в частности тем, что эти высказывания были сделаны в день юбилея. Архиепископ сказал, что не верит, чтобы этот вопрос был предварительно согласован с архиепископом Павлом» [xxxvii] . Сам митрополит Иоанн комментировать свои высказывания по поводу Патриарших приходов отказался, сказав, что вернется к этому вопросу при первой же встрече с Управляющим Приходами митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). В то же время он отказался и от приглашения посетить Ленинград 9-го октября того же года, так как на это время у него была запланирована поездка в Грецию [xxxviii] . Русскую Православную Церковь Иоанн (Ринне) посетил в ноябре 1973 года, но если до поездки в Советский Союз митрополит Иоанн неоднократно говорил о том, что хочет непременно в личной беседе с митрополитом Никодимом обсудить вопрос присоединения Патриарших приходов к Гельсингфорской епархии, то при состоявшейся встрече он почему-то отказался от своего решения. За время пребывания в Советском Союзе Иоанн (Ринне) к вопросу о статусе Патриарших приходов вернулся лишь один раз – 24 ноября в Ленинграде на квартире прот. Игоря Ранне. «На поднятый мною тост о расширении и углублении церковных контактов митрополит Иоанн шутя заметил: “Я настолько «за», что даже хотел бы объединения ваших приходов с нашей Церковью” [xxxix] , – писал отец Игорь. Больше к проблеме Патриарших приходов Иоанн (Ринне) в описываемый нами период не возвращался.

http://bogoslov.ru/article/5102206

Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной Церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств. Образование Подготовка кадров духовенства, регентов и катехизаторов осуществляется в университете Йоэнсуу. При богословском факультете университета действует отделение православного богословия, по окончании которого студенты могут занимать церковные должности. Университет предлагает и другие формы обучения по специальности «православное богословие». Расположенная в Йоэнсуу православная духовная семинария организует богослужебную практику для студентов отделения православного богословия и отвечает за их духовный рост. Преподавание и пастырская деятельность в духовной семинарии осуществляется под руководством Архиепископа. Семинария имеет свой храм и общежитие для встающих на стезю церковного служения. Единственным православным народным университетом Финляндии является Валаамский народный университет, двери которого открыты для всех желающих. Ежегодно Валаамский народный университет организует более ста тематических курсов, в числе которых многомесячные курсы иконописи. Просветительской деятельностью занимаются также православные приходы, организуя культурные программы и циклы лекций о православной вере для всех интересующихся и готовящихся принять Крещение. Поддержку просветительской деятельности Церкви оказывают и церковные организации. Основы православного вероучения преподаются православным учащимся  в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ. Церковные организации Организации (зарегистрированные объединения), действующие под церковным окормлением: Страна: Финляндия Город: Хельсинки Адрес: Liisankatu 29A, 00170 Helsinki (канцелярия Архиепископии) Телефон: +358 206 100 240 Web-caйm: www.ort.fi E-mail: helsingin.hiippakunta@ort.fi Предстоятель: Лев, Архиепископ Хельсинки и всей Финляндии (Макконен) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244576...

Во-первых, этот календарь освящен уже тем, что использовался в те времена, когда наш Господь еще ходил по земле в человеческом образе. Во-вторых, этим календарем от века, от времен апостольских, пользовалась Святая Церковь . И есть ли нужда заниматься тем, чем занимаются наши правители – два раза в год крутить стрелки часов? Практически переход на новый календарь подобен такому же действию. С духовной точки зрения совершенно не важно, что юлианский календарь не вполне точен астрономически. Кстати говоря, григорианский календарь, хотя и много точнее, чем юлианский с астрономической точки зрения, но тоже неточен, там тоже идет накопление ошибки. Но основное состоит не в этом. Здесь нам придется соприкоснуться с несколькими тонкими уставными вопросами. Для начала скажу, чем пользуются иные православные церкви. Некоторые из них, довольно немногочисленные (скажем, Финляндская автономная Православная Церковь ), приняли западную Пасхалию, то есть целиком в вопросе о календаре разделили римо-католическую позицию. Римо-католики игнорируют то положение, что христианская Пасха не должна быть раньше или одновременно с иудейской. Христианская Пасха, согласно апостольским установлениям, должна быть непременно после иудейской Пасхи. И это вполне понятно: Господь воскрес после иудейской Пасхи, а не до и не в день Пасхи. Так что тут возражений быть не может. Но тем не менее Финляндская автономная Православная Цероквь приняла западную Пасхалию. Большинство поместных православных церквей пока использует православную Пасхалию. А вот все праздники неподвижные отмечаются по новому стилю – по григорианскому календарю. И получается, что все богослужение как Постной, так и Цветной Триоди остается на месте, y нас и y новостильников совершается в одни и те же дни (Пасха, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Неделя всех святых, начало Великого Поста, Неделя о мытаре и фарисее – все это y нас совпадает). Богослужение Октоиха тоже остается на месте – именно потому, что череда гласов тесным образом связана с Пасхой. А все богослужение Минеи месячной передвигается в 20-м веке на 13 суток в соответствующую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия

http://pravenc.ru/rubrics/121796_7.html

Митрополия Гонконга образована в 1996 г. Возглавляется митрополитом Никитой, который является также экзархом Юговосточной Азии. При митрополии ежемесячно издается журнал «The Censer». В митрополию входят экзархии Индии, с центром в Калькутте, — Индонезии, Филиппин. Также существуют общины в Сингапуре и Таиланде. Хотя украинские общины в Америках и Европе не имеют своих собственных епархий, они имеют своих архиереев, которые подчиняются вышестоящим церковным властям Константинопольского Патриархата. Так, например, в Америке и Канаде это Американская архиепископия. В Америке и Канаде митрополит Василий возглавляет украинские общины Канады, с резиденцией в Виннипеге, архиепископ Иоанн — с резиденцией в Бельгии. Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе, по большей части, составили те приходы Русской Православной Церкви, которые перешли вместе с митрополитом Евлогием под омофор Константинопольского Патриархата. Патриаршим экзархом для этих приходов является архиепископ Сергий, с титулом Евкарпийского и резиденцией в Париже. Архиепископия имеет двух викарных епископов — Трахейского и Клавдиупольского. В состав экзархата входит знаменитый Богословский институт св. Сергия Радонежского. Кроме того, в состав Константинопольского Патриархата на правах автономии входит Финляндская Православная Церковь, являющаяся второй государственной Церковью Финляндии (первая — лютеранская). Ее паства включает около 3 % (58 тыс.) граждан Финляндии. Она единственная из Православных Церквей празднует и Пасху и непереходящие праздники по григорианскому календарю. В 1917 г. Финляндия получила независимость от России, а в 1918 г. православные в Финляндии объявили себя автономной Церковью, связанной с Москвой. В 1921 г. Патриарх Московский Тихон признал этот статус, в 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята Константинопольским Патриархатом в качестве автономной. В 1957 г. Московский Патриархат признал автономию Финляндской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. В 1980 г. Генеральная ассамблея Финляндской Православной Церкви проголосовала за то, чтобы просить у Вселенского Патриарха предоставить Церкви автокефалию, но никакой реакции на это прошение не последовало. Предшественник нынешнего главы Церкви архиепископ Иоанн несколько лет назад поддержал Константинопольский Патриархат в его претензиях на часть православных приходов в Эстонии, входивших в юрисдикцию РПЦ. После этого отношения между Московским Патриархатом и Православной Церковью в Финляндии заметно осложнились. После ухода на покой архиепископа Иоанна предстоятелем Церкви с 17 декабря 2001 г. является архиепископ Хельсинский и всея Финляндии Лев (Макконен), с почетным титулом митрополита Никейского. Одной из приоритетных задач своей пастырской деятельности он назвал восстановление нормальных отношений с Московским Патриархатом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Закрыть Финляндская православная церковь? Диакон Георгий Малков   11:22 18.03.2015 787 Время на чтение 7 минут «Православие в Финляндии» - это ныне весьма яркий, своего рода прообразовательный макет-проект будущего апостасийного состояния тех Поместных Православных Церквей, кои решатся вступить на путь предательства Священного Предания Церкви Христовой. Налицо - великая трагедия обрушения Православия в Финляндии в 20-х - 30-х гг. прошлого века. Вызвано оно было прямым насилием местной президентской власти над Церковью в отношении календарной проблемы, в результате чего с точки зрения соборных канонов само существование Финляндской Церкви (не как «поместного» общественного религиозного института, а как законной части Вселенского Тела Христова) - оказалось, как остается и поныне, под весьма и весьма немалым сомнением. Можно встречаться с ее представителями, обмениваться поздравлениями и делегациями - как это делают, например, в нарушение канонов Вселенских Соборов представители нашей Московской Патриархии, но ведь в очах-то Святых Отцов Вселенских соборов Финляндской Церкви, пожалуй, вовсе и не существует... Как так? - спросит кто-нибудь, вовсе ничего и не знающий о самом характере ее возникновении. А так. Во-первых, послереволюционная автономия Финляндской Церкви уже изначально являлась незаконной, поскольку была (в результате отделения Финляндии от России) объявлена финской стороной в одностороннем порядке - без канонического разрешения со стороны Матери-Церкви Российской - а затем и чисто политикански «утверждена» Церковью Константинопольской, возглавлявшейся тогда Патриархом-масоном Мелетием (Метаксакисом), изгнанным вскоре же, в 1923 г., народом с патриаршего престола в Стамбуле. Во-вторых, первым предстоятелем Финляндской «Церкви» стал эстонский священник-вдовец Герман (Аав), получивший сан архиепископа от Константинополя даже без совершения над ним монашеского пострига (по сути - лишь по представлению мирского президента Финляндии, изначально настроенного предельно антиправославно).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

По мнению правительства, главной причиной напряженности было то, что решение о переходе на новый календарный стиль не было принято для исполнения всей Церковью в обязательном порядке. В Церковное Управление была направлена рекомендация окончательно решить календарный вопрос 19 . Церковное Управление объявило о созыве внеочередного Собора, который правительство уполномочивало решить календарный вопрос, в марте 1921 г. Канонически, однако, оставалось неясно, может ли Собор решать подобные вопросы. Кроме того, в письме церковно-учебного министерства Церковному Управлению ничего не говорилось о том, необходимо ли решение Собора посылать на утверждение Патриарху Тихону, в чьей юрисдикции на тот момент еще находилась Финляндская Православная Церковь. Решение подобных вопросов предполагало одобрение Патриарха, но правительство пыталось утвердить приоритет своей власти в Церкви 20 . Разделение высшей власти над Церковью Финляндии между Московской Патриархией и правительством Финляндии вызывало разногласия в том, какие вопросы надо считать каноническими и, следовательно, требующими обсуждения с Патриархией. Представители национального направления считали календарный вопрос не каноническим, а общественно-церковным. Это давало основание правительству уполномочить Собор окончательно решить данный вопрос 21 . Собор открылся в Сортавале 9 марта 1921 г., календарный вопрос был единственным на повестке. Представителем государства на соборе был К. Реландер. Его задачей было донести до участников Собора мнение правительства по календарному вопросу; он дал понять, что правительство готово утвердить обязательный переход всей Финляндской Православной Церкви на григорианский календарь 22 . Была избрана подготовительная комиссия для подготовки обсуждения вопроса, в которую вошли С. Окулов и С. Солнцев. В подготовленных предложениях комиссия ссылалась на решение собрания духовенства епархии 1917 г., на котором большинство поддержало идею перехода на григорианский календарь. Комиссия провела подсчет сторонников старого и нового стилей; по ее данным, старый стиль поддерживали 10000 человек, а новый — 43700. Причиной споров комиссия вслед за правительством считала то, что переход на новый стиль не был обязательным для всех приходов.

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

3. Каноническая независимость необходима, так как Православная Церковь всегда была федерацией национальных самостоятельных Церквей. 4. Требование наличия как минимум 4 епархий для дарования автокефалии чисто формальное, так, есть самостоятельная Синайская церковь с одним архиереем . 5. «Наши православные прихожане – финны, а примас Финляндской Церкви – турецкий гражданин. Это вызывает какую-то непонятность» . Несмотря на одиозность, предложение Тарвасахо не вызвало дискуссии и было отклонено Собором. Затем Собор приступил к решению монастырского вопроса. Предложение потребовать у РПЦ возвращения Валаамского и Коневецкого монастырей выдвинул г-н Пехкоранто. Было решено поручить Церковному Управлению в кратчайший срок совместно с Монастырским Комитетом выработать план мероприятий по возвращению законного порядка в данном вопросе . При этом основным условием значилось сохранение добрососедских отношений с Московской Патриархией, а также строго запрещалось делать какие-либо оскорбительные выпады по отношению к монахам до тех пор, пока эта проблема не будет урегулирована. Было принято решение направить членов Собора – свящ. А. Касанко и агронома И. Волкова – для сообщения данного решения насельникам Валаамского монастыря. Как впоследствии отмечали посланцы, им «был оказан теплый прием», а Правление монастыря с радостью приняло подобное известие. «Поход за горячей водицей может быть слишком долгим, так что лучше было бы остаться и дальше здесь, так как жить нам осталось полчаса» , – так резюмировали валаамские отцы решение Собора. По предложению духовника – схиигумена Иоанна (Алексеева) – перед всей братией было озвучено решение Собора: «Церковный Собор считает, что направленное против канонического права и внутреннего распорядка нашей Церкви решение о присоединении монастырей к Московской Патриархии незаконно и обязывает Церковное Управление наметить совместно с Монастырским Комитетом мероприятия по восстановлению законного порядка в данном вопросе, сохраняя при этом мирные отношения с Московской Патриархией, а также внутреннее спокойствие в наших монастырях» .

http://bogoslov.ru/article/4540972

Таким образом, действительно присутствовала половина Поместных Церквей, всего тоже семь, а именно Церкви Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Русская, Кипрская, Элладская и Финляндская. Правда, две из отсутствующих Церквей, Антиохийская и Польская, были представлены первая Константинопольской, а вторая Московской Патриархией. Из отсутствующих Церквей, Сербская Церковь объяснила неприсылку представителей недостатком материальных средств. Другие Церкви не прислали никаких объяснений, но отсутствие болгарских представителей объяснялось многими фактом совпадения работ нашей Комиссии с избранием болгарского патриарха. Что же касается румын, то встретившийся со мною на заседаниях комиссии «Вера и Церковный Строй» в Лувене румынский проф. Китеску сказал мне, что отсутствие их представителей в Хельсинки объясняется происходившими в то время экзаменами в богословских школах Румынии. Странное объяснение, если вспомнить, что дата работ Комиссии, первая половина июля, была установлена в Шамбези с согласия того же Китеску, сказавшего, что к этому времени экзамены закончатся. Более вероятно, что румыны не приехали потому, что работы Комиссии не развиваются так, как они настаивали в Шамбези («Прекратить всякую критику англиканства, а говорить только о том, что нас с ними объединяет»). А вообще, отсутствие столь многих Церквей объясняется, как мне кажется, падением интереса к диалогу, который топчется на месте, ибо все, что можно, уже было высказано об англиканах, серьезные разногласия обнаружились как с ними, так и между православными, а нового с тех пор не произошло. Как бы то ни было, это массовое отсутствие представителей Автокефальных Церквей в Комиссии по диалогу с англиканами крайне нежелательно как само по себе, ибо подрывает серьезность всего дела, так и потому, что фактически создает трудно терпимое и опасное для всей Православной Церкви засилие и почти даже монополию греков в Комиссии, ибо, к сожалению, как раз негреческие Церкви там отсутствовали, кроме одной Русской (Финляндская Церковь , как автономная, также движется в орбите греков).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Такое внешнее унижение иерарха града Св. Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой св.св. Златоуста и Богослова. С высоты её – преемник св.св. Иоанна и Григория мог бы духовно руководить всем православным миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и истины и широтою взглядов недавнего Патриарха Иоакима III. Однако к общему упадку Вселенской Патриархии присоединилось направление её деятельности после Великой войны. Потерю епархий, вышедших из её владения, а также потерю своего политического значения в пределах Турции Вселенская Патриархия восхотела восполнить подчинением себе областей, в которых до настоящего времени не было православной иерархии, а также Церквей тех государств, где правительство не является православным. Так, 5-го апреля 1922 года Патриарх Мелетий назначил Экзарха западной и центральной Европы с титулом Митрополита Фиатирского с местопребыванием в Лондоне; 4-го марта 1923 года он же хиротонисал чешского архимандрита Савватия в Архиепископа Пражского и всея Чехии; 15-го апреля 1921 года основана митрополия Венгерская и всей центральной Европы с кафедрой в Будапеште, хотя там уже был сербский епископ. В Америке устанавливается архиепископия, подчиненная Вселенскому престолу; затем в 1924-м году создается епархия в Австралии с кафедрой в Сиднее. С 1938 года Архиепископу Австралийскому подчинена Индия. В то же время происходит подчинение отдельных частей Русской Православной Церкви, оказавшихся отторженными от России. Так, 9 июня 1923 года Вселенский Патриарх принимает в свою юрисдикцию Финляндскую епархию, как автономную Финляндскую Церковь; 23 августа 1923 года на таких же правах подчинена Церковь Эстонская; 13 ноября 1924 года Патриарх Григорий VII признал автокефалию Польской Церкви под надзором Вселенской Патриархии, т. е. скорее автономию. В марте 1936 года Вселенский Патриарх принял в свою юрисдикцию Латвию.

http://pravoslavie.ru/115831.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010