• вопросы церковного управления и хозяйствования; • иные вопросы, переданные на рассмотрение Высшего Церковного Совета Патриархом (Местоблюстителем). 4. В компетенцию Высшего Церковного Совета входят: 1) координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений; 2) обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованной реакции со стороны синодальных и иных общецерковных учреждений; 3) принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха (Местоблюстителя). 5. Высший Церковный Совет: 1) заслушивает доклады руководителей или представителей синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений; 2) в пределах своей компетенции дает поручения синодальным учреждениям и иным каноническим подразделениям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение; 3) может вносить предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 6. Высший Церковный Совет состоит из председателя – Патриарха (Местоблюстителя), членов Высшего Церковного Совета по должности, а также членов, назначенных Священным Синодом в установленном настоящим Положением порядке. 7. Членами Высшего Церковного Совета по должности являются руководители следующих синодальных учреждений: 1) Управления делами Московской Патриархии; 2) Отдела внешних церковных связей; 3) Издательского совета; 4) Учебного комитета; 5) Финансово-хозяйственного управления; 6) Отдела религиозного образования и катехизации; 7) Отдела по церковной благотворительности и социальному служению; 8) Миссионерского отдела; 9) Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; 10) Отдела по делам молодежи; 11) Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; 12) Информационного отдела; 13) Отдела по тюремному служению; 14) Комитета по взаимодействию с казачеством. 8. Священный Синод может по представлению Патриарха назначить членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, синодальных или иных общецерковных учреждений. Члены Высшего Церковного Совета, назначенные Священным Синодом, могут быть выведены из состава Высшего Церковного Совета на основании определения Священного Синода по представлению Патриарха (Местоблюстителя).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

– Какие проблемы для Управления делами являются сегодня самыми насущными? На что брошены основные силы вверенного Вам синодального учреждения? Сколько сотрудников у Вас в подчинении? Намерены ли Вы изменить формат работы Управления, добавить новые направления деятельности? – В Управление делами стекается большое количество писем представителей епархий, государственных структур и светских организаций, мирян. Летом этого года в Московской патриархии была принята новая система делопроизводства, ускорившая процесс качественной обработки поступающей корреспонденции. Поскольку мы не успели набрать полный штат, то состав специалистов, на плечи которых ложится основной труд по анализу епархиальной жизни, пока ограничен, и это несколько замедляет нашу работу. Однако, несмотря на это, ни одно поступившее письмо не остается неизученным. За полгода нами были сформированы некоторые предложения относительно изменения структуры Управления делами. Но мне не хотелось бы говорить о них прежде времени. Для начала мы изучим динамику работы нашего синодального учреждения, а затем, может быть, станем уже что-либо менять в своей деятельности. – Можно ли вас сопоставить с Управлением делами президента РФ? Есть ли какие-то аналогичные вопросы, которые Вам приходится решать в церковной сфере? Существует ли между Вашим и президентским управлениями взаимодействие, налажен ли диалог? – Управление делами главы российского государства скорее аналогично деятельности административного секретариата и отчасти – финансово-хозяйственного управления Русской церкви. Наша же деятельность более сопоставима с работой администрации президента – органа, создающего условия для реализации президентом его конституционных полномочий. Вот и мы по поручению патриарха рассылаем, контролируем исполнение циркулярных писем, указов, распоряжений, резолюций Его Святейшества и представляем ему соответствующие доклады. Как я уже говорил, Управление делами, анализируя происходящие в епархиях процессы, готовит для патриарха подробные отчеты, но и здесь полную аналогию провести невозможно. Если работа администрации президента покрывает все области государственной деятельности, то Управление делами Московской патриархии, взаимодействуя с епархиальными управлениями, изучает развитие внутренней церковной жизни.

http://religare.ru/2_70768.html

В рамках заботы о жизни нашей церковной диаспоры Отдел осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви за пределами ее канонической территории. Помимо этого, Отдел содействует работе подворий Поместных Православных Церквей в Москве, обеспечивает имущественные права и интересы нашей Церкви вне ее канонической территории, направляет за границу делегации и отдельных представителей Московского Патриархата, принимает в Русской Православной Церкви ее официальных гостей, поддерживает контакты с иностранными посольствами и представительствами, организует паломничества, обучение и стажировку представителей Русской Православной Церкви за рубежом, содействует получению богословского образования в Духовных школах Русской Православной Церкви студентам из Поместных Православных Церквей, обеспечивает правовую поддержку деятельности нашей Церкви в ее взаимоотношениях с внешним миром, обеспечивает протокол при проведении официальных церковных мероприятий. Мы координируем внешнюю деятельность Синодальных учреждений Московского Патриархата, епархий, монастырей и приходов, помогаем им в осуществлении международных, межконфессиональных и межрелигиозных связей. Отдел, возглавлять который мне поручено Его Святейшеством и Священным Синодом, имеет ряд подразделений. Это Секретариаты по межправославным отношениям, по межхристианским отношениям и по взаимоотношениям Церкви и общества, Служба коммуникации, Сектора загранучреждений, православного паломничества, протокола и публикаций, некоторые другие структуры. Все они исполняют общецерковные функции, являясь инструментами в руках Священноначалия. Взаимодействуя ради блага церковного с внешним миром — то есть с людьми других исповеданий и религий, с государством и светским обществом, — Отдел находится на переднем крае церковной миссии, которую сегодня нужно совершать не только через прямую проповедь Слова Божия, но и через пример доброго, искреннего служения благу наших ближних, через заботу о лучшем устроении жизни окружающих нас людей и всего мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/429550/

Более чем вдвое увеличилось количество воскресных школ в России — с 5682 до 12975. Количество воинских храмов в стране возросло с 76 до 1016, военных священников — с 200 до 3286; из них штатного духовенства — 286 (в 2009 году таковых не было) и внештатного — 3000 священнослужителей. Спустя два месяца после Поместного Собора 2009 года на заседании Священного Синода 31 марта 2009 года были предприняты первые шаги по реорганизации центрального аппарата Русской Православной Церкви. Были перераспределены полномочия между синодальными учреждениями и учреждены новые синодальные ведомства: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества , а также Синодальный информационный отдел (объединены в 2015 году в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ ). Был разделен функционал Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии . Кроме того, были сформированы или восстановлены новые административные структуры — Секретариат Московского Патриархата по зарубежным учреждениям (в 2010 году переименован в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; в 2022 году организация упразднена, функции переданы в ведение Отдела внешних церковных связей ) и Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата. Административные функции Управления делами Московской Патриархии были уточнены с приданием этому учреждению более широкого функционала в сфере взаимодействия с епархиями на канонической территории Русской Православной Церкви и выделением не связанных с этими обязанностей в ведение новоучрежденного Административного секретариата Московской Патриархии, а также других учреждений. В марте 2010 года было дополнительно образованы еще несколько синодальных ведомств: Патриарший совет по культуре , Синодальный отдел по тюремному служению , Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством . Позднее Синодальная комиссия по монастырям и монашеству был преобразована в полноценное ведомство — Синодальный отдел по монастырям и монашеству .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6099618...

На собрании также присутствовала помощник председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия С.А. Анохина. Открывая собрание, епископ Бронницкий Парамон огласил поручение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла провести совещание с наместниками и игумениями монастырей города Москвы по поводу образования подгруппы в Комиссии при Президенте Российской Федерации по восстановлению и реставрации обителей. В своем выступлении епископ Парамон также сообщил, что Предстоятелем Церкви утвержден план работы подгруппы, согласно которому среди первоочередных задач — объединение усилий по восстановлению монастырей и устранению проблем, с которыми сталкиваются настоятели и игумении в настоящее время. Во исполнение поручения монастырям Москвы необходимо в определенный срок подготовить документацию об объектах, подлежащих реставрации; предоставить опись по каждому объекту (проектную документацию, если таковая имеется, и предполагаемый объем финансирования с указанием объектов, по которым уже ведутся реставрационные работы). Выступавший обратил внимание наместников и игумений монастырей на тот факт, что до настоящего времени монастыри подавали информацию в Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата лишь по отдельным объектам, теперь же каждому монастырю предлагается составить подробный перечень всех объектов, нуждающихся в реставрации. Протоиерей Леонид Калинин объяснил участникам совещания причину появления такого направления работы Церкви, как древлехранительство, которая создавалась как внутрицерковная система охраны памятников. В качестве меры, призванной обеспечить сохранность материального и культурного наследия Русской Православной Церкви, в настоящее время по благословению Святейшего Патриарха в штате 100 епархий учреждена должность епархиального древлехранителя. По согласованию с правящим архиереем епархиальный древлехранитель призван пресекать действия, направленные на повреждение или уничтожение памятников культурного наследия. Сферой его ответственности является также профессиональное взаимодействие с музейным сообществом и государственными органами охраны памятников.

http://patriarchia.ru/db/text/5273651.ht...

9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка. 10. Управление приходом осуществляют епархиальный архиерей, настоятель, приходское собрание, приходской совет, председатель приходского совета. Епархиальному архиерею принадлежит высшее управление приходом. Органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия. 11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации. 12. Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея. 13. При осуществлении своей деятельности братства и сестричества руководствуются настоящим Уставом, решениями Поместных и Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода, указами Патриарха Московского и всея Руси, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, прихода, при которых они созданы, и своим собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридического лица. 14. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов. 15. Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов.

http://mospat.ru/ru/documents/87548-prik...

В обязанности Священного Синода входит: 1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия; 2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви; 3. Поддержание единства с другими Православными Церквами; 4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; 5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; 6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; 7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством; 8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви. Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей. В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-spr...

Однако именно ситуация с иконами, находящимися в музеях, хотя и не имеет к закону прямого отношения, использовалась его противниками как чуть ли не основной аргумент против Церкви. Возможно, потому, что на ее примере все трудности процесса возвращения Церкви ее святынь видны особенно ярко. Например, с 1990-х годов нет даже единой статистики, говорящей о том, сколько всего предметов государство в лице различных организаций и ведомств передало Церкви. А это, разумеется, создает проблемы и путаницу. Не так давно, к примеру, сотрудники Патриархии были вынуждены потратить несколько месяцев на проверку слухов о том, что часть икон, передававшихся Церкви из Русского музея в Санкт-Петербурге начиная с 1988 года, якобы бесследно исчезла. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла расследованием очередной серии претензий в адрес Церкви занимались сотрудники Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии. – Мы тщательно проверили всю информацию, – вспоминает сотрудник ФХУ Игорь Каменских. – Русский музей прислал нам список предметов, которые он передавал Церкви. Оказалось, что передан был 221 предмет. Мы сверились с собственными данными, и обнаружилось, что 40 икон из этого списка действительно находятся неизвестно где. Но причина ошибки вскрылась очень быстро. В музейный список икон, переданных Церкви, по ошибке попала серия как раз из 40 икон, которые музей передал не Валаамскому монастырю, а Валаамскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Причем передача эта состоялась еще в 1983 году, когда монастырская жизнь на Валааме еще не была возобновлена. Отдельно мы проверили слухи о том, что якобы пропали иконы, переданные все тем же Русским музеем нескольким епархиям в центральной России. Но выяснилось, что в этих епархиях ничего потерять не могли – музей туда просто ничего не передавал. Удивительно, как этот случай с мнимой " пропажей " икон из Русского музея проскочил мимо внимания прессы год назад. Тогда он мог бы стать поводом для большого антицерковного скандала. А сегодня, похоже, никому не интересен, кроме, опять же, Церкви и музейных работников. Возможно, тема просто стала неактуальной, а может, как считают некоторые, просто исчез интерес продвигать ее в рейтингах новостей.

http://religare.ru/2_88789.html

Правда, речь в законе идет в основном как раз о недвижимости, то есть зданиях храмов и монастырей. Что же касается икон, а также иных предметов из музейных, архивных и библиотечных фондов, вопрос о них новым законом в принципе никак не регулируется (этому в тексте закона посвящен специальный пункт). В отношении них продолжает действовать старое постановление правительства N490. Однако именно ситуация с иконами, находящимися в музеях, хотя и не имеет к закону прямого отношения, использовалась его противниками как чуть ли не основной аргумент против Церкви. Возможно, потому, что на ее примере все трудности процесса возвращения Церкви ее святынь видны особенно ярко. Например, с 1990-х годов нет даже единой статистики, говорящей о том, сколько всего предметов государство в лице различных организаций и ведомств передало Церкви. А это, разумеется, создает проблемы и путаницу. Не так давно, к примеру, сотрудники Патриархии были вынуждены потратить несколько месяцев на проверку слухов о том, что часть икон, передававшихся Церкви из Русского музея в Санкт-Петербурге начиная с 1988 года, якобы бесследно исчезла. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла расследованием очередной серии претензий в адрес Церкви занимались сотрудники Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии. — Мы тщательно проверили всю информацию, — вспоминает сотрудник ФХУ Игорь Каменских. — Русский музей прислал нам список предметов, которые он передавал Церкви. Оказалось, что передан был 221 предмет. Мы сверились с собственными данными, и обнаружилось, что 40 икон из этого списка действительно находятся неизвестно где. Но причина ошибки вскрылась очень быстро. В музейный список икон, переданных Церкви, по ошибке попала серия как раз из 40 икон, которые музей передал не Валаамскому монастырю, а Валаамскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Причем передача эта состоялась еще в 1983 году, когда монастырская жизнь на Валааме еще не была возобновлена. Отдельно мы проверили слухи о том, что якобы пропали иконы, переданные все тем же Русским музеем нескольким епархиям в центральной России. Но выяснилось, что в этих епархиях ничего потерять не могли — музей туда просто ничего не передавал.

http://pravmir.ru/chto-eto-bylo/

Среди участников заседания были члены Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы, префекты административных округов столицы, Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы, сотрудники Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и отдела обеспечения деятельности советника мэра Москвы В.И. Ресина. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом . Участников заседания также приветствовал мэр Москвы С.С. Собянин. «За последние пять лет мы построили больше 50 новых храмов. Причем построены не по какому-то стандартному клише, это уникальные храмы, которые являются украшением московских районов. Построены, что называется, от всей души и со всем тщанием. Помимо этого, возле каждого храма предусмотрены целые кварталы благоустроенных территорий, детские спортивные площадки, пешеходные дорожки, скверы, парки. Так что само появление храмов олицетворяет изменения ландшафта территории Москвы и его привлекательности. Это тоже очень важно», — отметил С.С. Собянин. «Помимо нового строительства за этот период была проведена огромная работа по реставрации действующих храмов, многие из которых ранее были просто закрыты, — продолжил мэр российской столицы. — За этот период времени было реставрировано 78 храмов. Сегодня в реставрации находится 63. Я говорю только о тех храмах, в которых Правительство Москвы непосредственно принимает участие. Еще десятки храмов реставрируются за счет средств Патриархии, частных инвесторов, благотворителей. В целом по Москве мы отреставрировали тысячи памятников истории и культуры. Как правило, в этом процессе участвуют как государство, так и частные инвесторы». «Ваше Святейшество, спасибо за Ваше пристальное внимание к данной программе и обустройству Москвы, повседневной помощи, за ресурсы, которые Вы также вкладываете. Хотел поблагодарить всех коллег и тех, кто вкладывает усилия и деньги, кто администрирует эту программу, префектов, руководителей департаментов, заместителей мэра, которые также активно участвуют. Спасибо большое!» — заключил С.С. Собянин.

http://radonezh.ru/2023/11/15/svyateyshi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010