Апостол Павел, служа Богу духом ( Рим.1:9 ), ходил в храм ( Деян.22:17 ; ср. Деян.3:1 ), преклонял колени во время молитвы ( Деян.20:36, 21:5 ; Еф.3:14 ; ср. Деян.9:40 ; 1Кор.14:25 ; Откр.4:10 ). Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (ср. Мф.2:11 ; Мк.5:6 ; Ин 9:38 ; Мф.28:9 ), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (ср. Ин 12:20 ) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27, 24:11 ). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεχεσθαι – Мф.6:5–6 ), чтить, почитать (σβεσθαι – Μф.15:9; Деян.18:13 ). 4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (ср. Мф.21:23 ). Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм «домом молитвы» для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но «первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили» ( Мар 14:55 ). В беседе с самарянкой Он сказал: «мы знаем, чему кланяемся». – «Между поклоняющимися», – объясняет святой Кирилл Александрийский , – «как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение, как от нас, так и от святых ангелов. Поскольку Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию... Каким образом Он был бы «подобным человекам» ( Фил.2:7 ), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? Α наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга, воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный». 322

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Возникает вопрос – а бывает ли так, что какой-либо пастырь вообще не претерпевает в своей жизни искушений и кризисов? Апостол Павел говорит вполне определенно: «Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12, 6-8). Следовательно, пастырское служение невозможно без искушений. Более того, известный пасторолог епископ Вениамин (Милов) говорит: «Нравственность ни в коем случае не слагается без борьбы искусительными влияниями. Возвышениям предшествуют обычно испытания, опасности» 2 . Искушения, посылаемые пастырю, облаченному, в отличие от мирян, во «всеоружие Божие» (Еф. 6, 11-17), намного сильнее. Но, в то же время, они дают преодолевшему кризис священнику духовный опыт для помощи пастве, ведь он, «быв искушен, может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). При появлении признаков пастырского кризиса священнику необходимо обеспокоиться о своем духовном состоянии. В первую очередь он должен искать помощи в откровенной исповеди и совете с духовно–опытным священнослужителем, епископом или духовником, который бы милостиво отнесся к страждущему со-пастырю и оказал бы посильную отеческую или братскую поддержку, помог бы вновь обрести силы для молитвы и служения. При возникновении бури искушений задача священника не бежать от испытаний, но преодолевать их с помощью Первосвященника-Христа, укрепляющего своих служителей, как писал апостол Павел Филиппийцам: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13). Постоянное изучение Священного Писания, старание быть «святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников» (Евр. 7, 26), благоговейное совершение богослужений, удаление от греховных сообществ, внимательная молитва и, что особо важно, регулярная, частая и искренняя исповедь и внимательное и благоговейное причащение святых Христовых Таин – позволят пастырю с Божией помощью преодолеть любой возникший кризис. Не смотря ни никакие повороты в своей жизни и в жизни окружающего мира, пастырю важно никогда не оставлять своего личного стремления к святости, к которой призван всякий христианин (Еф. 1, 4), а тем более пастырь Церкви Христовой, поскольку небрежность в служении и благоповедении пастыря ведет к развращению паствы и общему наказанию (Ам. 2,8; Ос. 4,6) от Избравшего нас ко спасению (2 Фесс. 2, 13).

http://pravoslavie.ru/142498.html

1 . Когда Христос умер, «Он умер однажды для греха» ( Рим.6:10 ) не потому, что Сам Он грешил – ибо «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ), – но умер, чтобы мы, будучи мертвыми, умерли для греха и больше уже не жили ради грехов и пороков. Поэтому сказано: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим.6:8 ). Следовательно, подобно тому, как мы умерли вместе с Ним, с Ним и воскресли, с Ним были обрезаны и после этого обрезания мы были очищены святым очищением. Вот почему нам вовсе не нужно плотское обрезание. Должно тебе знать, что Он был обрезан за нас. Вслушайся в ясное утверждение Павла: «В Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:9–12 ). Таким образом, Его смерть, Его воскресение и Его обрезание совершились ради нас. 2 . Далее сказано: «Когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лк.2:21 ). Имя «Иисус» славно и достойно всяческого восхищения и поклонения, это «имя выше всякого имени» ( Фил.2:9 ). Не подобает, чтобы это имя было прежде дано людьми и чтобы они принесли его в мир, но некто выше и совершеннее по природе должен привнести его. Евангелист указывает на это, когда говорит: «Дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лк.2:21 ). 3 . Затем написано: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим» ( Лк.2:22 ). Сказано «дни очищения их». Кого – «их»? Если бы в Писании было сказано: «исполнились дни очищения “Ее”» – то есть Марии, разрешившейся от бремени, – то такого вопроса бы не возникло; мы смело сказали бы, что Марии как женщине после чадородия необходимо очищение. Но в этом стихе сказано «дни очищения их», что, очевидно, означает не одного, а двух или более. Значит ли это, что Иисус нуждался в очищении, был нечист или чем-нибудь осквернился? Может показаться, что я говорю необдуманно, однако авторитет Писания побуждает меня вопрошать об этом. Посмотри, что написано в книге Иова: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). Сказано не «кто родится от грешного», а «кто родится от нечистого». «Нечистый» и «грешный» означают не одно и то же. Пророк Исайя учит об этом ясно, когда говорит: «Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» ( Ис.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вот же для примера  таблица некоторых антиномий, подобранных, впрочем, довольно случайно и не без сознательного уклонения от тех из них, которые преднамечены к рассмотрению в одной из ближайших книг. Примеры догматических антиномий.   тезис. антитезис. Божество: единосущное. триипостастное. Два естества во Христе соединены: неслитно (συγχτως) и неизменно (τρεπτως), нераздельно (αδιαρετως) и неразлучно (χωρστως). Отношение человека к Богу: предопределение. свободная воля. Рим. 9 (где объясняется отвержение Израиля с объективной и Богословской точки зрения, икономической), т. е. дается ответ на вопрос «для чего?». Рим. 9, 30–10, 21 (где объясняется отвержение Израиля с нравственной и антропологической точки зрения (амартологической), т. е. дается ответ на вопрос «почему?». Чрез падение Адама, т. е. как случайное явление в плоти (Рим. 5, 12–21). Чрез конечность плоти, т. е. как необходимо присущий ей (1 Кор. 1599 сл.). Христос, как Судия всех христиан при своем втором пришествии (Рим. 2, 10, 14, 10; 1 Кор. 3, 13; 2 Кор. 5, 10). Бог, как окончательно судящий всех людей чрез Христа (1 Кор. 48, 15, 24, 25). Воздаяние: Воздаяние всем по делам (Рим. 2, 6–10; 2 Кор. 5, 10). Свободное прощение искупленных (Рим. 4, 4; 9, 11, 11, 6). Конечная судьба: Всеобщее восстановление и блаженство (Рим. 8, 19–23, 11, 30–36) Двоякий конец (Рим. 25–12) «Погибель» (2 Кор. 2, 15 и проч.) Заслуга: Необходимость человеческого подвига (1 Кор. 9, 24: «так бегите, чтобы получить»). Недействительность человеческого подвига (Рим. 9, 16: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего»). «Со страхом и трепетом свершайте свое спасение потому что Бог производит в вас и хотение я действие» (Фил. 2, 12, 13). Ср.: «Душа Господа хотела свободно; но хотела свободно того, что должна была хотеть по изволению воли Его Божества» (Иоанна Дамаскина Точное изложение православной веры, 3 18). Благодать: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5 20). «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак» (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Например, Он вывел народ Израиля из Египта «рукою крепкою и мышцею высокою» ( Втор.5:15 ), измучив Египет небесными знамениями, «сделал море сушею» (ср. Исх.14:21 ), давал им манну в пустыне (ср. Исх.16 ), с небес говорил Моисею (ср. Исх.19:3 и далее), дал закон, написанный на скрижалях каменных (ср. Исх.24:12 ). Разве это не великие дела Божьи? Но если сравнишь их с тем, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин.3:16 ) ради спасения мира, то найдешь, что все те дела – малые по сравнению с этим великим деянием, которое и мы должны знать и исповедовать. И должно нам «творить дела Божьи» (ср. Ин.6:28 ) не с небрежением, но со тщанием и добросовестно, чтобы и нам пребывать во днях Иисуса Христа и во днях старцев, Его святых апостолов, и общением с ними удостоиться получить небесное наследие через Самого Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия II. О том, что написано: «Умер Иисус, сын Навин, раб Господень» (Суд.2:8) 1 . И вновь нам прочитано о смерти Иисуса. И в том, что «сын Навин» «умер», нет ничего удивительного. Ибо он отдал природе то, что должно. Но поскольку мы поставили, что прочитанное о сыне Навина относится к Господу нашему Иисусу Христу, то должно нам рассмотреть, как сказанное соотносится с тем, что «умер Иисус». Рассуждая согласно авторитету Писания, я думаю, что в одних Иисус живет, а в других Он «умер». Иисус живет в Павле и в Петре и во всех тех, кто по праву может сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). И еще говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Фил.1:21 ). Потому справедливо сказано, что в таковых живет Христос. А в ком же Иисус умер? Без сомнения, в тех, кто, например, многократно каются и снова грешат и о ком говорят, что они глумятся над смертью Иисуса, и о них Апостол в своем послании к евреям пишет: «Они снова распинают в себе Сына Божия и выставляют Его на позор 6 » ( Евр.6:6 ). Как видишь, сказано, что в грешниках Иисус не только умер, но распят ими и выставлен на позор.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ). Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав ( 2Кор.5:15 ), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15 ). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил.2:6–7 ). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

_________________ 6. Третье оправдание, о котором говорит Священное Писание – это то, когда мы предстаём праведными пред другими людьми (Justificatio attestans in foro Ecclesiae ). Оно есть не что иное, как освящение, выявляющееся пред всеми в своих подлинных плодах, свидетельствующих о живом наличии веры, оправдании пред Богом и новом благодатном состоянии. «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2, 18). Оправдывающая вера соединяет нас со Христом, нашим Главою и Начальником новой жизни; подлинность этого единения должна быть явлена и подтверждена. Кто праведен, должен доказать это тем, что он не перестаёт стремиться ко всё большей праведности (Фил. 3, 13-14; Откр. 22, 11). Освящение и его плоды не оправдывают нас пред судом оскорблённого величия Божия (Рим. 4, 2) – и самый угодный Богу человек должен молиться: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2); но они оправдывают нас пред судом Церкви. Истинные верующие стремятся к освящению и от сердца делают добро; но этим они не оправдываются пред Богом (1 Кор. 4, 4). Они не могут ни здесь, ни в оный день поставить своё освящение и доброделание Богу в счёт, чтобы это имело значение пред Его судом. Праведники забывают свои дела (Мф. 6, 3; 25, 37) – но как раз поэтому праведный Бог не забывает их (Евр. 6, 10). Писание говорит, что их дела идут не впереди них, как бы отверзая пред ними небесные врата, но именно следуют за ними (Откр. 14, 13). В день, когда Господь явится судить живых и мёртвых, те, которые во Христе Иисусе (Рим. 8, 1), не предстанут пред судом (Ин. 5, 24) оскорблённого величия Божия (хотя и будут на нём, 2 Кор. 5, 10); после же судебного изречения божественного благоволения во Христе они сразу будут оправданы (Мф. 25, 34; Рим. 2, 7) и в вечном блаженстве будут вкушать плоды дел своих (Ис. 3, 10). Освящение и его плоды иногда могут дать совести удостоверение о достигнутом оправдании пред Богом по благодати. Если сердце наше не осуждает нас (1 Ин. 3, 21), но свидетельствует, что мы действительно имеем подлинную любовь – тогда можно немного утишиться и ободриться. Но это не высший суд: сердце наше не может всегда быть безошибочным и беспристрастным ни в обвинении, ни в оправдании. Поэтому когда сердце не находит в нас вины, то хорошо проверять его искренней молитвой царя и пророка Давида: Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс. 138, 23-24). И наоборот: если сердце обвиняет и осуждает бедного грешника, то он также может обратиться с апелляцией к Богу, ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1 Ин. 3, 20) .

http://bogoslov.ru/article/5630266

Св. Писание с достаточною полнотой свидетельствует нам о том, что состояние злых духов в высшей степени мучительно, мрачно и ужасно. Первое и самое жгучее для сознания злых духов составляет то, что они не могут изжить в себе и не могут отрешиться от той мысли, что они зависимы от Бога и Ему должны подчиняться, в страхе возмутившихся рабов ожидая суда Божия над собою: «...бесы веруют, – говорит Ап. Иаков, – и трепещут» Бога ( Иак.2:19 ). У Ап. Петра говорится о злых духах, что «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ); а Ап. Иуда свидетельствует, что Бог «...и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд.6 ): «Там и здесь, – говорит преосвященный Филарет, – говорится ясно, что злые духи соблюдаются на суд великого дня; показывается, что они связаны, по выражению Ап. Петра, узами адского мрака, а по выражению Ап. Иуды, в вечных узах под мраком». Мрак (ξωφοζ), по употреблению в Писании, означает бедствие ( Мф.4:16 ; 2Пет.2:17 ), адский мрак – бедствие тяжелое. Выражениями – «узы вечные», «узы вечного мрака» показывается, что злые духи не могут освободиться от мрака. Таким образом, в словах Ап. Петра и Иуды состояние злых духов представляется в таком виде, что они находятся в неизбежно бедственном состоянии, но еще ждут суда. Тяжко положение их, но они знают и чувствуют, что окончательное решение участи их еще впереди, что они еще должны будут дать отчет во всех делах своих. «Пришел ты сюда прежде времени мучить нас» , – кричал бес Иисусу Христу ( Мф.8:29 ), а легион бесов умолял его, чтобы не приказывал им идти в бездну ( Лк.8:31 ). По этим воплям очевидно, что злые духи знают и чувствуют, что ожидающая их участь мучительна. А это ожидание страшной участи, конечно, увеличивает, по крайней мере, по временам тяжесть их нынешнего положения, мрачного и горького (Догм, богосл. преосв. Фил. 1.284 ). Что злые духи испытывают невыносимую скорбь и бывают повержены в безысходную печаль, несмотря на все упоение их борьбой против домостроительства Божия, об этом ясно свидетельствует Сам Иисус Христос, говоря: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» ( Мф.12:43 ; Лк.11:24 ): здесь ясно дается разуметь, что, оставаясь с самими собою и входя, так сказать, в себя самих, злые духи терпят безмерные печаль и скорби. Вместе с этим, переживши моменты своих внутренних страданий, во всяком случае, чрезвычайных и сильных, так как ищут себе уединения «в безводных местах» вселенной, они, по свидетельству Св. Писания, становятся как бы еще злее, распаляются сильнейшею злобою и яростнее нападают на человека ( Мф.12:44–45 ; Лк.11:26 ), являясь воплощенною злобою ( Еф.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Святые же, по словам Христа, «равны Ангелам“ ( Лук. 20: 36 ) и живут на небе, как Ангелы, в общении с всеведущим Богом, пребывают в Нем и Он в них, поэтому и они, как Ангелы, знают на небе чрез Бога о том, что совершается на земле, подобно Ангелам, слышат наши молитвы, ходатайствуют за нас пред Богом и помогают нам в наших нуждах, как это мы уже видели из примеров св. Писания (см. п. 8-й). Следующие примеры из св. Писания ясно говорят о том, что святые могут слышать молитвы к ним людей, живущих на земле. Авраам, не смотря на «великую пропасть“ между праведниками и грешными, услышал просьбу богача из ада о нем и о братьях его ( Лк. 16 гл.). Он же, не смотря на то, что умер несколько сот лет раньше Моисея и пророков, знает на небе о том, что они жили на земле и оставили людям для руководства в вере «закон“ и «пророчества“: «У них есть закон и пророки, говорит Авраам богачу, пусть слушают их“ ( Лк. 16: 29 ). Авраам же, умерший несколько тысяч лет раньше пришествия в мир Христа, ожидал Его пришествие, узнал о дне явления в мир Мессии Спасителя и возрадовался на небесах: «Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдает слово Мое, тот не вкусит смерти вовек... Иисус отвечал... Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался“ ( Иоан. 8: 52–56 ). Итак, Христос говорит, что Авраам, живущий на небе, знал о явлении Христа на землю, а сектанты упорно утверждают, что святые ничего не знают на небе, что делается на земле. Пророк Самуил, живя на небе, знает, что должно случиться на земле с Саулом и народом Израильским ( 1Цар. 28: 1–19 ): «Он пророчествовал и после смерти своей и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится“ ( Сир. 46: 23 ). Из откровения мы знаем, что небесные угодники Божии и св. Ангелы возносят на небе пред Бога «молитвы святых» (5: 8. 8: 3–4), т. е. молитвы христиан, живущих на земле, которые именуются «святыми“, как освященные в таинстве св. Крещения (1 Kop. 1: 2. 6: 11. 2 Kop. 1: 1. 13: 12. Фил. 1: 1 . Кол. 1: 2 . Евр. 3: 1 ). А если они возносят молитвы наши пред Бога, то значит они слышат наши мольбы и ходатайствуют о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Гал.6:14 .  А я не желаю хвалиться, раз­ве только крестом Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Гал.6:15 .  Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Апостол не принадлежит к разряду таких, ищущих расположения мира, людей. – «А я не желаю» – точнее: «да не будет со мною того, чтобы»... Тогда как те ищут себе славы, стараясь на большее число язычников наложить печать иудейства, Апостол единственным предметом своей гордости считает крест Христов, который в то же время есть и его крест: он сам пережил и перечувствовал то, что пережил и перестрадал Христос на кресте ( Гал.2:19 ). И как для Христа Его отношение к узким границам иудейской национальности прекратилось со смертью на кресте, так и для Павла, который участвует в этой смерти. Через распятого Иисуса мир для Павла и Павел для мира – умер. Что Апостол действительно умер для мира – это совершенно верно, потому что теперь, в настоящее время, уже не имеет значения ни обрезание, ни необрезание: существуют только новые «творения», созданные во Христе для новой, вечной, жизни (ср. 2Kop. V:17 ). Гал.6:16 .  Тем, которые по­ступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Кто держится одинакового с Апостолом образа мыслей, тем он посылает свое благословение. – «И Израилю Божию», т. е. истинному Израилю, который, действительно, может назваться народом Божиим. Под этим «Израилем» всего естественнее разуметь христиан из Иудеев, в которых продолжает свою жизнь Израиль как народ Божий ( Рим.11:1–8, 9:27–29 ; Фил.3:3 ср. толк. Ефрема Сирина , Амвросиаста , которые именно так понимали это выражение). Гал.6:17 .  Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Го­с­по­да Иисуса на теле моем. «Впрочем» – правильнее: «от остального» Израиля ( το λοιπο) «никто не должен мне приготовлять труды и обременение». Апостол не хочет, чтобы остальные, отшатнувшиеся от Бога, израильтяне вмешивались в его дела и ставили ему преграды на его пути. – «Язвы Господа Иисуса» – по Тишендорфу и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010