Только из одного этого факта каждый может понять, что Крест никак не есть мерзость для истинных христиан, а великое, славное и победоносное знамение Христа, символ Его победы. 9) Гал.6:14 : «Я не желаю хвалиться , разве только крестом Господа нашего...». Вновь мы видим, что ап. Павел не гнушается, а хвалится Крестом Христовым (под которым в данном месте нужно разуметь как сам Крест, так и страдания Христовы). 10) Еф.2:16 : «... и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста , убив вражду на нём». Как видим, для ап. Павла Крест есть не мерзость, а средство примирения Бога и человека. 11) Фил.3:18 : «Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». То есть, грешники есть враги не просто Христа, но и Креста, что указывает на тесную и неразрывную связь Христа и Креста! 12) Кол.1:20 содержит еще более удивительные слова о Кресте Христовом. Ап. Павел пишет, что Отцу было благоугодно «посредством Его ( Христа ) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его , и земное и небесное». Если посредством Крови креста человек примирён с Богом, то как же Крест может быть мерзостью? Об этих четырёх стихах из апостольских посланий нужно заметить, что они для протестантов не очень удобные, и им как-то подсознательно хотелось бы, чтобы в данных стихах вместо слова «крест» стояло слово «Христос»: «хвалиться Христом», примирение «посредством Христа», «враги Христовы», «кровию Христа». Так им было бы понятнее и уютнее. Ведь действительно, какая у Креста есть кровь? Почему ап. Павел говорит о крови креста , а не о крови Христа ? Для протестантов здесь какое-то затруднение. Но Писание использует именно слово Крест, так как он после смерти Христа стал символом Самого распятого Христа! Именно так относится Православие ко Кресту, и именно этим объясняется то, почему ап. Павел использует слово «крест» вместо «Христос». В «Мече духовном» (с. 457), например, в объяснении Гал.6:14 говорится: «Здесь вразумление для хулителей Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

33. Иисус Христос – это имя не только для обозначения человека, но и для Бога . От одного и того же Святого Духа, и Сын Божий сошел, чтобы стать Сыном Человеческим, и дано было нам быть усыновленными как дети Божии. Ариане поклоняются не одному Богу, а многим. И первое, что ты ложно сказал от моего лица: «Иисус Христос есть имя человеческое», Павел, учитель язычников в вере и истине, обличая противоположное истине, убеждает в вере, Иисус Христос является одновременно Богом и человеком. Так что под одним и тем же именем Иисуса Христа, в одном и том же лице, можно понимать иногда только Божественное, обыкновенно только человеческое, а иногда и то и другое одновременно. Ибо он говорит то же самое: почувствуйте это в себе, как во Христе Иисусе. Будучи в образе Божием, Он не думал самонадеянно, что Он равен Богу, но опустошил себя, приняв образ раба , будучи сотворен по подобию человека и став как человек (Фил. 2:5 и далее). Также он пишет Тимофею и говорит: Помни, что Христос Иисус воскрес из мертвых, из семени Давидова, по благовествованию моему (2 Тим. 2:8). Вот, в обоих местах упоминается один и тот же Христос Иисус, но оба места не говорят об одной природе во Христе Иисусе. Ибо есть один Христос Иисус, Который, будучи в образе Божием, не думал самонадеянно, что он равен Богу, но опустошил Себя, приняв образ раба, и воскрес из мертвых из семени Давида. Но если Христос Иисус, опустошив себя в образе Божием, принял образ раба, то здесь понимается одно только Божественное естество: по которому понимается и то, где апостол говорит: И един Господь Иисус Христос, чрез Которого все, и мы через Него (1 Кор. 8:6). Но того же Христа Иисуса, воскресшего из мертвых из семени Давидова, можно правильно познать только по Его человеческой сущности. Еще говорит Апостол: Итак умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и милосердием Духа (Рим. 15:30). И в другом месте: свидетельствую пред Богом и Христом Иисусом, Которому предстоит судить живых и мертвых (1 Тим. 1:4). В таких местах, не по одной Божественной природе, не по одной только человеческой природе, но по обеим природам, мы принимаем всего Христа Иисуса, названного Апостолом. Видишь ли, что Иисуса Христа не только потому, что Он Бог, и не только потому, что Он человек, следует принимать во всех местах Писания, но в каждом месте Писания Его надлежит принимать соответственно тому, согласно чему учит Истина. Ибо один Христос Иисус, Сын Божий и человек в обеих природах, одна истина в обеих. Следовательно, нельзя увидеть, что вы говорите: «Когда мы говорим «Сын Божий», «Сам Бог-Сын», мы имеем в виду самого духовного Христа». Ибо сам Искупитель наш не был духом без тела, когда сказал слепорожденному, которому милостиво и чудесно даровал глаза: веруешь ли ты в Сына Божия? Кому он сказал: Кто он, Господи, чтобы мне верить в Него? Иисус сказал ему: И ты видел Его, и говорящий с тобой есть Он (Ин. 9, 35-37). Теперь видно, что в нем телесными очами виднелось не Божество, а человечество.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Моисей и Илия " (Мф. 17:3). Тогда как известно из книги Второзакония (32:50), что Моисей умер на горе Нево. Апостол Павел утверждает: " Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4:16). Или: " ... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа " (2 Кор. 5:8); " Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас " (Фил. 1:23-24); " ... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). Апостол Петр в своем Послании свидетельствует о Воскресшем: " ... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел проповедовать " (1 Пет. 3:18-19). Апостол Иоанн, описывая свое видение на о. Патмосе, также говорит, что: " ... увидел под жертвенником души убиенных... и возопили они... " (Откр. 6:9-10). В книге Деяний сказано: " Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, плоть Его не видела тления (Деян. 2:31). Приводить пример из Евангелия от Луки (23:43), где описано прощение кающегося разбойника, нет необходимости, т.к. адвентисты поспешат сослаться на то, что в древнегреческом варианте не было знаков препинания, поэтому смысловой акцент расставлен всеми остальными христианами неверно: не " истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " , но: " Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю " . Весь вопрос - когда там будешь. Тогда, говорят адвентисты, когда будет общее воскресение, когда " море отдаст кости, а земля прах " (Иез. 37:7). Это как в том случае: " казнить, нельзя миловать " , где перенеся запятую на следующее слово, полностью поменяем смысл фразы. Такое же смысловое смещение предлагают адвентисты в Лк. 23:43. Притчу о богаче и Лазаре приводить также нецелесообразно; вам объяснят они, что притча — это поучение о каких-то определенных правилах, указание на что-то более сокровенное, нежели наше прямое понимание, что Лазарь попал в рай, а богач пребывал в аду, и не было возможности перейти последнему к первому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Апок, гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим,4:14 и т. п,). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия, «Есть лжеапостолы», – предостерегает св. Павел коринфян ( 2Кор.11:13–15 ), – «лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды. Есть люди, смущающие вас», –      предостерегает св. Павел галатийцев ( Гал.1:7–12 ), – «желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа, Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите », –заповедует и Иоанн Богослов (2Ин. ст. 10). «Блюдитеся от псов», – предостерегает св. Павел филиппийцев, – «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения, Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Фил.3:2–17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – всем быть вся, да всяко некие спасут, – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Петр.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

9-14). Очищение человека и восстановление в нем О. Б. возможно только в синергийном взаимодействии человека с Богом - через деятельное понуждение себя к добродетельной жизни и благодатное освящение свыше. Равная богообразность мужчины и женщины не противоречит установленной Богом иерархичности семейных отношений: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа » (1 Кор 11. 7). Высшим примером богообразности, согласно ап. Павлу, является Господь Иисус Христос, «Который есть образ Бога невидимого » (Кол 1. 15; ср.: 2 Кор 4. 4). Эта же мысль уточняется в Послании к Евреям, в к-ром Сын Божий представлен как обладатель характерных черт ипостаси Бога Отца: «Сей, будучи сияние славы и образ (χαρακτρ) ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр 1. 3). Воплощение и уничижение (см. ст. Кеносис ) Иисуса Христа не повредило Божественного достоинства Его образа: «Он, будучи образом Божиим (ς ν μορφ θεο πρχων), не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ (μορφν) раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил 2. 6-7). Здесь в отношении Божественной и человеческой природы Христа дважды используется слово μορφ, близкое по значению к основному термину εκν, выражающее тот факт, что степень соответствия между Иисусом Христом и Отцом по Божеству столь же полная, как и Его тождество с человечеством. Человеческая природа Христа такая же, как и у всех людей, кроме греха, поэтому и Его божество полное и равночестное. Согласно ап. Павлу, пример для воссоздания богообразности человека - Иисус Христос как совершенный образ Отца. Поэтому христиане призваны преобразиться по образу Сына Божия: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (συμμρφους τς εκνος το υο ατο), дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим 8. 29). Верные снова будут носить образ Бога: «И как мы носили образ перстного (εκνα το χοκο), будем носить и образ небесного (εκνα το πουρανου)» (1 Кор 15. 49). Ап. Павел уподобляет ожидание восстановления О. Б. в своих учениках мукам, испытываемым женщиной при рождении детей: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится (μορφωθ) в вас Христос!» (Гал 4. 19).

http://pravenc.ru/text/2578077.html

Апостол Павел: «вы сияете, как светила в мире» ( Фил.2:15 ). «Бог... озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор.4:6 ). «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцу человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). С этим озарением душ, с этим высшим просвещением разума, – поучает нас Слово Библии, – вносится в душу некая радость, или дыхание блаженства. «Воссия свет праведнику, и правым сердцем – веселее» ( Пс. 96:11 ; Пс. 111:4 ). Предтеча Господень Иоанн говорит о себе: «друг жениха... радостью радуется... Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (в деле общественного служения) ( Ин.3:29–30 ). Апостол Павел, свидетельствуя о себе: «Я сораспялся Христу» (таковы были его злоключения от врагов проповеди его) ( Гал. 2:19 ), – полон христианского радования и передает его своим духовным чадам: «Радуйтеся всегда о Господе; и снова говорю: радуйтесь... братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (в послании к Филиппийцам, что читаем и в других его священных письмах) ( Флп.4:1, 4 ). Наперсник Христов апостол Иоанн выражается еще сильнее: «И пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин. 1:4 ). Здесь выражена истина, что с совершенствованием нравственным растет в душе радостное состояние. Одновременно растет, как видим уже в этих кратких выдержках из посланий, и любовь, любовное, кроткое, благожелательное отношение к окружающим. Притом, стремящийся к Свету отчетливо видит свои недостатки и тем более свои падения, не любуется своими делами, – и это создает естественное благородное смирение, а в особенности, вселяет страх Божий, какой выражен в псалме 85, а также в иерейской молитве вечерни: «да возвеселится сердце мое бояться имени Твоего...» ( Пс.85:11 ). Такова гамма христианских душевных состояний. Вот это все и значит: «Жить во Свете». Так – Светлость Божия изливается в мир. Два вида просвещения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В шестой час он вкусил, – потому что таково правило природы; после шестого – сокрылся от Бога. Вечером пришел к нему Бог. Адам захотел стать Богом, но захотел невозможного. Его желание исполнил Христос. Ты хотел сделаться тем, чем не мог быть; я хочу сделаться человеком и могу это сделать. Бог сделал дело прямо противоположное заблуждению Адама. Ты захотел того, что выше тебя; я принимаю то, что ниже Меня; ты хотел равенства с Богом, я становлюсь равным человеку. Потому и Павел говорит: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:7 ). Ты захотел стать Богом, и Я не гневаюсь на это, так как Я хочу, чтобы ты стремился к богоравенству, но Я негодую на то, что ты захотел восхитить достоинство вопреки воле Владыки. Ты захотел стать Богом, и не мог; Я делаюсь человеком, и невозможное делаю возможным. А что Господь пришел по желанию дать богоравенство, об этом Он сам свидетельствует. Когда питающий вместе с питаемыми ел пасху, когда Ему, питающему всю вселенную, предлежала трапеза, Он говорит апостолам: «очень желал Я есть с вами сию пасху» ( Лк.22:15 ). Завидовал ли Я твоему богоравенству? Ты хотел похитить Мое, но не мог; Я беру твое, потому что могу. Внимай: Бог пришел вечером и говорит: «Адам, где ты?» ( Быт.3:9 ). 6. Бывшее тогда и настоящее близки одно другому, потому что и первое и последнее было делом единого Бога. Не иной пришел на страдания, а тот же, который снизошел в раю. Адам скрылся, потому что после вкушения почувствовал (грех). «И открылись глаза у них обоих, – говорится, – и узнали они, что наги» ( Быт.3:7 ). Так как диавол сказал: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши» ( Быт.3:5 ), то вот, говорят, сатана сказал истину. Справедливо сказал Павел: «нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор.2:11 ). Святые знают козни диавола. Замечай его злобу. Откуда знал диавол, что после вкушения отверзутся очи людей? Разве они были слепы? Писание говорит, прежде чем они вкусили от дерева, что «увидела жена» древо. Следовательно, она была не слепа.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Все те, которые стоят ниже нас по своему званию и положению, суть наши братья, равные нам по природе и благодати, и может быть, несравненно выше нас по внутреннему достоинству. Наконец, безумно было бы превозноситься почестями и потому, что они очень изменчивы, мы легко можем их утратить, и тогда, вместо уважения, мы встретим явную к себе ненависть и презрение (1Кор. 10:12). б) Достигшие почестей должны употреблять свою власть и силу на пользу других. Тогда они могут быть действительно «первыми» и «большими» других. Всех, отличенных преимуществами чести и власти, слово Божье называет « Божий слуга, тебе на добро » для их подчиненных (Рим. 13:4). Они поставлены выше других, дабы служить добрым примером для других. Пред ними открыт обширный круг деятельности не для того, чтобы стеснять тех, кто в этом круге заключены, но для того, чтобы всех их обнимать любовью и попечительностью. Им подчинены подобные им люди не для того, чтобы только властвовать над ними и употреблять их в орудие своей прихоти, но для того, чтобы устроить их земное благосостояние и вести их к небесному наследию (Рим. 15:1). Напротив, кто пользуется званием, но злоупотребляет им, — злоупотребляет правами, но не исполняет по-христиански своих обязанностей, — тот не только даст строгий отчет перед Богом (Прем. 6:6; Лук. 12:48), но и утратит истинное уважение от людей. Поэтому пользующиеся властью должны быть и в духе и на самом деле слугами всех: « кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою .» 2. Кто стремится еще к почестям, тот должен достигать их не иначе, как путем смирения и деятельного служения на пользу ближних (« да будет всем рабом »). а) Путь смирения и деятельного служения на пользу других есть верный путь к достижению славы и величия. « Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить » (ст.45); « посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ,» (Фил. 2:9). Труден этот путь для нашего самолюбия; но он один только приводит нас к истинной славе. Ибо в чем состоит истинное величие? Не во внешних знаках почестей и отличий, a в добрых качествах души и сердца.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Земная миссия Иисуса, с точки зрения Нового Завета, состоит в том, чтобы пострадать для спасения человечества. Иисус утверждает, что даже Он не знает дня и часа пришествия Сына Человеческого, который будет судить землю ( Мк.13:32 / Мф.24:36 ). Почему Иисус не знает часа Своего пришествия? Скорее всего, евангелисты, что в целом Иисус обладает сверхъестественным знанием во всей его полноте, предположили, что этот конкретный факт не был известен Иисусу в силу того, потому что его роль на земле заключалась не в том, чтобы судить; это знание для Его земной миссии было не нужно. Иисус пришел не сокрушить мир своей небесной славой, а спасти страданием. И Марк, и Матфей свидетельствуют об этом, когда говорят об искуплении: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». ( Мк.10:45 , срав. с Мф.20:28 ). Это часть более широкой структуры в Евангелии от Марка, в котором Сын Человеческий (то есть, собственно, Иисус) заявляет о своей власти ( Мк.2:10, 28 ), затем говорит, что откажется от нее в смерти (8:31; 9:31; 10:45), но также возвещает, что в конце явит эту власть (13:26; 14:62). Та же мысль присутствует в Евангелии от Иоанна: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). «Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». ( Ин. 12:47 ) Мы наблюдаем ту же картину, что у Марка и Матфея: земная миссия Иисуса ограничена спасением. Христологический гимн из Фил. 2:6–11 , как и евангельские тексты, подчеркивает значимость смирения в земной миссии Иисуса, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (2:8). В послании к Евреям даже говорится про «вопль и слезы» «дней плоти Его» ( Евр.5:7 ). Все эти отрывки резко контрастируют с высотой прославленного состояния Иисуса. Прославленное состояние Иисуса Раннехристианские источники изображают Иисуса после воскресения совсем не таким, как до него. Отметим только некоторые отличия. Трансцендентное бытие во Славе. Предполагается, что Иисус во время Своего земного служения подвержен физической боли и человеческому страданию; особенно ясно это видно в момент распятия. После Воскресения все те новозаветные авторы, которые говорят об этом, описывают совершенное иное состояние Иисуса; впрочем, Он не перестает быть материальным. Иисус сохраняет материальную природу, но, тем не менее, превозмогает ограничения, обычно связанные с этой природой. Марк не писал подробно об этом вопросе. По свидетельству Матвея, Иисус покинул гробницу еще до того, как ее открыли (что разнится с «Евангелием от Петра»). Как повествует Евангелие от Луки, Иисус после воскресения мог остаться неузнаваемым для своих спутников; этот воскресший Иисус – из «плоти и костей», Он может вкушать пищу ( Лук.24:39, 42–43 ), но может также исчезать и появляться вновь (24:31, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

И Бог не только покоится на них, но в них пребывает. Но если кто-то возвысится настолько, что сможет сказать: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» ( 2Кор.13:3 ), то Бог не только в том пребывает, но и ходит в нем. И поэтому те, кто стали совершенными или соделались небесными, как сказано в псалме, «проповедуют славу Божию» ( Пс.18:2 ). По этой причине и апостолы, бывшие небесными, были посланы проповедовать славу Божию и получили имя «Воанергес, то есть «сыны громовы " » ( Мк.3:17 ), чтобы посредством силы грома уверовали мы, что они – небесные. Итак, «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ). Мы должны уразуметь, что есть образ Божий, и со всем прилежанием исследовать, по подобию какого образа создан человек, ибо сказано не «Бог сотворил человека по образу или подобию», но «по образу Божию сотворил его». Так какой же иной может быть образ Бога, по которому создан человек, как не наш Спаситель, «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), о Котором сказано, что Он есть «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), Кто сказал о Себе: «Я в Отце и Отец во Мне» и «видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:10, 9 )? Ибо как видящий чей-то образ видит и того, чьим образом он является, так же и Бог виден через Слово Бога, являющееся Его образом. Этим подтверждается истинность сказанного: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Итак, человек сотворен по подобию Его образа, и по этой причине наш Спаситель, являющийся образом Бога, из сочувствия к человеку, сотворенному по Его подобию, видя его, совлекает Свой собственный образ, чтобы облачиться в образ порочный. Он Сам, движимый состраданием, принял облик человека и сошел к нему, как свидетельствует Апостол: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти» ( Фил.2:6–8 ). Поэтому те, кто приходят к Нему и хотят приобщиться этому духовному образу через самосовершенствование, ежедневно обновляются (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010