В этих словах Апостол открывает совет Божий, решивший примирить чрез Христа все, что на небе и на земле. Это значит, что без Христа земное было враждебно небесному. И действительно, грехом человек поставлен был в несогласие со всем небесным и земным. Искупитель смыл человека своею кровью; и то, что возмущало против человека и землю, более не существует, если только свобода снова не осуществляет греха: мир восстановлен чрез Него и для Него; иначе: чрез Него и под Ним соединено и небесное и земное во едино общество, дабы все в Нем служило Богу. Объясняя свои слова, Апостол говорит: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства; и к ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22, 23–24 ); и, называя Ангелов служителями спасения человеческого ( Евр.1:14 ), об отношении их к Христу пишет: да бо имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил.2:10 ). Так, по учению Апостолов, беспредельно велико дело Иисуса Христа, – дело искупления мира! В-пятых, наконец, Апостолы изобразили и царское достоинство Иисуса Христа. Апостол Павел пишет об Иисусе Христе, вознесшемся на небо, что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил.2:9 ; Евр.1:4 ), но и всю власть на небе и на земле( Еф.1:22 ), так что покоряет Себе все ( Флп.3:21 ; 1Кор.15:27 ). Св. Иоанн Богослов говорит, что Он имеет знак царской власти – ключ Давидов ( Ис.22:20–21 ; Откр.3:7 ), которым если отворит дверь, то ее уже никто не затворит ( Откр.3:8 ), т. е. подает помощь, никем несокрушимую; называет Его Царем царей и Господом господ, сильным, чтобы побеждать врагов ( Откр.17:14, 19:15–16 ). Другие Апостолы, изображая царское звание Иисуса Христа языком иносказательным, называют Иисуса Христа пастырем ( Евр.13:20 ; 1Пет.2:25, 5:4 ) и главою ( Еф.5:23, 1:22 ; Кол.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Ибо сказанное невозможно применить к произнесшему: «Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» ( Фил.3:20 ). И как я могу сказать, что «из народа земли» та душа, которая не имеет с землей ничего общего, но всецело пребывает на небесах, «где Христос сидит одесную Бога» (ср. Кол.3:1 ), куда «влечет» ее, чтобы «быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил.1:23–24 )? Таким образом, душа согрешающая есть «из народа земли», та, которая «исполнит одно из всех повелений Господа, которое не должно исполнять». Уже долгое время нечто в этих словах поражает меня, ибо я не вижу связи в сказанном: «душа согрешит и исполнит одно из всех повелений Господа, которое не должно исполнять». Ведь если дано повеление Господа, то как же его не должно исполнять, когда повеления Господа на то и даны, чтобы их исполнять? И как же здесь сказано, что согрешит та душа, которая «исполнит одно из всех повелений Господа, которое не должно исполнять»? Возможно, кто-то увидит здесь ошибку речи, допущенную переводчиками. Однако мне, при более внимательном рассмотрении, видится, что все переводчики предлагают примерно одно и то же, и, следовательно, это не ошибка перевода, а, скорее, нечто, требующее более глубокого понимания. Насколько мы можем судить, решение заключается в следующем. Одни повеления даны, чтобы их выполнять, иные – чтобы их не выполнять. Но человеческая немощь требует, чтобы то, что надлежит делать, перемежалось с тем, чего делать не следует. Приведем пример из того, о чем мы сейчас говорим, – принесения жертв. Велено заколать агнца на Пасху (ср. Исх.12:3 ); разумеется, Бог не требует каждый год жертвовать агнца, но, скорее, положил принести в жертву Агнца, «Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Таким образом, Он хочет, чтобы исполнилось не первое, а последнее. Так, Господь через Исайю говорит: «К чему Мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжениями овнов и туком овец, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» ( Ис.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

  Перейдем теперь к общему вопросу о твари. Тут — та же антиномия. Приведу несколько конкретных примеров её: Вот Ориген, — аскет, прозванный «Адамантовым» за свои подвиги и проживавший в день всего 1/2 овола (около 15 к.) и, при том, в дорогой Александрии; — подвижник часто бдевший и сурово постившийся; — спиритуалист из спиритуалистов, ради Царства Небесного, как говорят, даже оскопивший себя. Рассудочным дополнением к сказанному была бы ненависть к твари Но — не так в жизненной и живой антиномичности Послушай–ка его! (Напомню только, что, по воззрению Оригена, светила небесные суть тела ангелов, добровольно согласившихся подчиниться суете ради служения космическому процессу и всеобщему восстановлению): «Смотри же теперь, — в молитвенном восторге почти выкрикивает аскет–философ  , — смотри же теперь, к этим существам [светилам небесным], покоренным суете не добровольно, но по воле Покорившего, и находящимся в надежде нельзя ли применить следующее восклицание Павла: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 23). По крайней мере я думаю, что подобным же образом могло бы сказать и Солнце: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Но Павел прибавляешь еще: «А оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1, 24). И Солнце, действительно, может сказать: «Оставаться же в этом небесном и светлом теле нужнее ради откровения сынов Божиих». То же самое нужно думать и говорить также и о луне и о звездах. — Теперь посмотрим, что же такое свобода твари и разрешение от рабства. Когда Христос предаст царство Богу и Отцу, тогда и эти одушевленные существа, вместе со всем царством, будут переданы управлению Отца. Тогда «Бог будет все во всем»; но эти существа принадлежат ко всему; поэтому Бог будет и в них, как во всем». Припоминается тут еще один пример: «Солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф. 4, 26), писал ап. Павел ефессянам. Посмотри же, какое проникновенное объяснение дает словам Апостола св. Антоний Великий. «И не только в гневе, — подхватьшает Подвижник, — но и во всяком грехе вашем, потому что солнце может осудить вас за ваш дневной поступок, за худое помышление»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

7) Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела для прославления Бога, как ясно учит об этом ап. Павел в других своих посланиях: «Разве не знаете, говорит он, что тела ваши суть члены Христовы? ... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? И вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой: посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи» ( 1Кор. 6:15–20 ). Молитва есть служение Богу, но мы должны служить Богу, не только духом ( Фил. 3:3 ), а и телом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божьим, говорит Апостол в другом послании, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). 8) Мы признаем, говорят некоторые сектанты, обряды, но только те, которые употребляли Христос и Апостолы и о которых упоминается в Новом Завете. Именно: коленопреклонение и воздеяние рук. 8) Это – неправда, ибо сектанты некоторые обряды, употреблявшиеся во время молитвы Христом и Апостолами, отвергли, а другие, о которых нет и упоминания в Писании, выдумали сами, подтверждая ту истину, что без обрядов немыслима никакая религия. Так, напр., сектанты отвергли благословение руками ( Лк. 24:50–51 ; Мар. 10:16 ), поклоны во время молитвы (Мф. 26:39), употребление при богослужении светильников ( Деян. 20:8 ), употребление фимиама ( Фил. 4:18 ; Отк. 8:3–4 ), особые священнические облачения ( 2Тим. 4:13 ), отвергли вместе с таинствами обряды Покаяния ( Иоан. 20:23 ) и Елеосвящения ( Иак. 5:14–15 ), отвергли установленный Самим Христом перед тайной вечерей обряд омовения ног ( Иоан. 13:4–14 ). Словом, отвергли почти все христианские новозаветные обряды. Зато повыдумали новые, свои, о каких в Писании и помину нет, напр., обряд совершаемый при крещении, когда крещаемого опрокидывают навзничь в воду, сложение на животе рук во время молитвы перед или после принятия пищи, особый обряд брака, обряд наречения имени младенцу, обряд «обновления дома» и другие. Таким образом, говоря, что никаких обрядов не нужно, что нужно молиться только духом, сектанты, отвергнув обряды православной Церкви, ведущие свое начало от самих св. Апостолов, завели у себя свои, ими самими выдуманные, обряды, чем сами поставили себя в противоречие, оправдав на себе слова ап. Павла о подобных им отступниках от веры, которые «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, о чем утверждают» ( 1Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

II. Апостол Павел говорит, что «сеется тело (т. е. погребается, хоронится) в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). III. Апостол Петр говорит, что «нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей» ( 2Пет.3:7 ). IV. Апостол Павел говорит, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:20–21 ). V. Верующий христианин не может сомневаться в возможности воскресения, ибо как сотворил Бог тело человеческое из пыли земной, так может его снова обновить из праха земного, то есть воскресить. Мы не должны забывать, что Бог всемогущ. VI. Мало кто из людей уходит из этого земного света таким совершенным и святым, чтобы он не нуждался в Божием милосердии. Так как те христиане, которые живут еще на этом свете, и те, которые уже ушли в вечность, являются членами Церкви и соединены верою и любовью, мы обязаны просить Бога о милосердии к умершим. 464. Когда настанет всеобщее воскресение из мертвых? Всеобщее воскресение из мертвых настанет после конца этого видимого мира, во время второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 2Пет.3:7, 10 ). 465. Все ли люди воскреснут? Воскреснут все люди, так как Господь Иисус Христос сказал, что «настанет время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут (из гробов) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). 466. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? До всеобщего воскресения души праведников находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, души же грешников во мраке, беспокойстве и предначатии вечных мук. 467. Соединено ли с этим предварительным посмертным положением праведников лицезрение Господа Иисуса Христа? С этим предварительным посмертным положением праведников соединено, в особенности у святых, лицезрение Господа Иисуса Христа, как видно из слов апостола Павла, что он желает уйти из этого света и быть со Христом ( Фил.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Сам Спаситель ещё при жизни Свой на земле дал твёрдое и несомненное уверение не только в том, что души не могут быть убиваемы или умереть ( Лк. 20:36 ), так как они предназначены для вечной жизни ( Мф. 25:46 ), и Бог есть Бог живых, а не мёртвых ( Мф. 22:32 ), но и что они смотря по заслугам, ещё до всеобщего суда сподобляются или блаженной жизни, или ведут плачевную и мучительную жизнь при тяжком сознании и чувстве своего отчуждения от Бога. Это подтверждается Его Словами: «в доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14:2–3 ); и обещанием Его разбойнику – висевшему вместе с Ним на кресте: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ) 6 . Пронёсшие во все концы вселенной учение Христово св. апостолы тоже учили, что смерть не только не прекращает душевной жизни людей, но, напротив, служит переходом к жизни другой притом к жизни для душ верующих и праведных несравненно высшей и совершеннейшей, чем жизнь земная, так как она будет состоять в самом близком единении с Богом. «Для меня, – говорит ап. Павел, – жизнь – Христос, и смерть – приобретение... Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Фил. 1:21–23 ). «Мы знаем, – говорит тот же апостол в другом месте, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище... и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа... то желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:1, 2, 6, 8 ). Из этих слов апостола видно, что он предпочитал смерть странствованию земному, потому что за смертью непосредственно ожидало его блаженное пребывание с Господом. Если же было бы справедливо учение адвентистов, что смерть есть, не только разрушение тела, но и души, то такое желание апостола было бы непонятным и необъяснимым. В самом деле, каким образом апостол стал бы предпочитать уничтожение своего тела и души в могиле – жизни на земле, где его пребывание во плоти доставляло великий «плод его делу» ( Фил. 1:22–25 ), где он находился в частом общении с Иисусом. Христом ( Деян. 22:18 ) и так щедро наделён был дарами Духа Святого?..

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Спасая падшего, Бог делает для него всё, что служит к его полному благу на земле и в вечности. Просветив его сознание и чувство в акте призывания или возбуждения к покаянию и вере, облаженствовав его в акте оправдания, Бог одновременно с этим последним актом укрепляет и его волю, усиливая в ней направление, согласное с направлением воли Божией, сообщая ей энергию, достаточную для полного осуществления этой воли, производя в оправданном, одним словом, освящение. «Сам Бог да освятит вас во всей полноте» ( 1Фес.5:23 ). «Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению Его воли, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» ( Евр.13:20–21 ). «Бог всякия благодати да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да сделает непоколебимыми» ( 1Пет.5:10 ). Такие благожелания выражают св. апостолы верующим в посланиях к ним. Но не в форме только благожеланий, а положительно св. апостолы выражают своё убеждение, уверенность (будучи уверены ( Фил.1:6 )), что «начавший в нас доброе дело (т. е. обращение) будет совершать его до дня Иисуса Христа» (ibidem), что «Бог производит в нас хотение и действие по своему благоволению» ( Фил. 2, 13 ). Усиление слабой воли обращающегося и направление её к добру силой Самого Бога или, что то же, благодатью Его, и есть то, что мы называем освящением человека и что Слово Божие называет также даром Святого Духа, когда говорит не о чрезвычайных между христианами дарах пророчества или чудес вообще, а о присущей каждому христианину благодатной помощи в добре. Сознание в себе этой силы, как отдельной от собственных сил, для христианина невозможно уже потому, что она естественно совпадает с основанием нравственной потребности в человеке, т. е. с его инстинктивным и потому несознаваемым влечением к добру. А это собственное влечение доступно сознанию только через нравственное чувство, которое, будучи чувством самого человека, не заключает в себе элементов для различения того, какой несознаваемой силой, своей или благодатной, возбуждено оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Таким образом, ни вера, ни дела сами собой еще не спасают нас, они дают нам только доступ к спасающей благодати, дают нам только право на получение ее: «Итак, говорит св. Апостол, оправдавшись верой (то есть – через веру), мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждой славы Божьей» ( Рим. 5:1–2 ). Следовательно, для всякого ясно, что слова ап. Павла: «воскресил», «посадил на небесах», «спасены через веру» относятся к прошлой, а не к будущей нашей жизни, – что их нужно понимать в том смысле, что Господь воскресил наши души от греховной смерти в бане возрождения, т. е. крещения, ибо мы и все умершие телами еще не воскресали ( 1Кор. 15:22–23 ), что Господь только отверз нам небо, ибо мы еще не сидим на небесах, а лишь «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3:13 ); мы еще не спасены окончательно для получения вечной жизни, а только стремимся к ней ( Фил. 3:12–14 ) и получим ее при том непременном условии «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» ( Евр. 13:14 ), почему св. Апостол и говорит: «со страхом и трепетом совершайте (значит, оно еще не совершилось) свое спасение» ( Фил. 2:12 ), «зная, поясняет он в том же послании к Ефесянам, что каждый получит (следовательно, еще не получил) от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный» (6:8). Что искупленные Христом и верующие в Него еще не получили вечной жизни, а что их спасение зависит от сохранения веры и от совершения добрых дел, это видно из тех мест св. Писания, где говорится, что живущие на земле еще не спасены окончательно для вечной жизни, что они только искуплены, а спасение их ждет, как награда за веру и добрую жизнь. Так, напр., ап. Павел называет себя и христиан не спасенными уже, а пока лишь спасаемыми: «Слово о кресте, говорит он, для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). «И, если праведник, говорит ап. Петр, едва спасается, то нечестивый и грешный где явится»? ( 1Петр. 4:18 ; См.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Итак, хлебы сделаны «из двух десятых» и положены «в два ряда», то есть в два порядка. Ибо если было бы одно устроение – слово, сказанное об Отце и Сыне, – было бы запутано и непонятно. Но теперь определенно есть «один хлеб» – ибо одна воля и одна сущность, – но два устроения, то есть свойства двух лиц. Ибо мы называем Сыном Того, Кто не есть Отец, и Отцом Того, Кто не есть Сын. Таким образом мы сохраняем «две десятых» в «одном хлебе» и исповедуем «пред Господом» два устроения, то есть свойства двух лиц. И нужно, если можно так выразиться, большое и искусное мастерство пекаря, чтобы тщательно соблюдать эти меры и таким образом устраивать слово об Отце и Сыне: когда нужно, соединять Их, и, напротив, разделять, когда требуется, чтобы и «две меры» никогда не отсутствовали, и «один хлеб» всегда наличествовал. Итак, предписано сделать «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки» по числу колен в те времена, когда Израиль был во плоти. В этом, как мне видится, заключается образ всей разумной природы; ибо считается, что существуют двенадцать основных видов разумных творений, образ которых содержится в этих двенадцати коленах. Одно – род царственный, именовавшийся коленом Иуды, другое – род священнический, называемый коленом Левия. Был и иной род, соседствующий с Иудой, нареченный коленом Вениамина, на земле которого располагались храм Божий и жертвенник. Иной род – колена Иссахара и Завулона и Ефрема, которых Божественное Писание называет поименно (ср. Быт.35:23 и далее), но сейчас не время объяснять их устроение. Каждое колено или род есть «хлеб пред Господом». Хотя был и иной род, происходивший не от свободной женщины, но от наложницы Израиля, и отчасти он был свободным, отчасти – невольническим (ср. Быт.30:5 и далее), от каждого приносится «пред Господом» хлеб «из двух десятых», и в совокупности получается «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки». Итак, повелевается положить хлебы «на чистом столе» (ср. Лев.24:6 ). У кого из нас есть чистый стол, чтобы на нем положить хлеб пред Господом? Соломон сказал: «Когда сядешь вкушать пищу за стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ). Что же это за «стол властелина», если не ум 78 того, кто сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ) и «Сила моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:10 )? На этом чистом столе властелина, то есть в этом сердце, в этом уме полагают пред Господом хлеб. «Когда сядешь вкушать пищу за» этот апостольский «стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ), то есть духовно обращайся к сказанному, чтобы и ты мог сделать то, что добавлено: «Зная, что к такому тебе необходимо подготовиться» ( Прит.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Моисей и Илия " (Мф. 17:3). Тогда как известно из книги Второзакония (32:50), что Моисей умер на горе Нево. Апостол Павел утверждает: " Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4:16). Или: " ... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа " (2 Кор. 5:8); " Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас " (Фил. 1:23-24); " ... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). Апостол Петр в своем Послании свидетельствует о Воскресшем: " ... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел проповедовать " (1 Пет. 3:18-19). Апостол Иоанн, описывая свое видение на о. Патмосе, также говорит, что: " ... увидел под жертвенником души убиенных... и возопили они... " (Откр. 6:9-10). В книге Деяний сказано: " Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, плоть Его не видела тления (Деян. 2:31). Приводить пример из Евангелия от Луки (23:43), где описано прощение кающегося разбойника, нет необходимости, т.к. адвентисты поспешат сослаться на то, что в древнегреческом варианте не было знаков препинания, поэтому смысловой акцент расставлен всеми остальными христианами неверно: не " истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " , но: " Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю " . Весь вопрос - когда там будешь. Тогда, говорят адвентисты, когда будет общее воскресение, когда " море отдаст кости, а земля прах " (Иез. 37:7). Это как в том случае: " казнить, нельзя миловать " , где перенеся запятую на следующее слово, полностью поменяем смысл фразы. Такое же смысловое смещение предлагают адвентисты в Лк. 23:43. Притчу о богаче и Лазаре приводить также нецелесообразно; вам объяснят они, что притча — это поучение о каких-то определенных правилах, указание на что-то более сокровенное, нежели наше прямое понимание, что Лазарь попал в рай, а богач пребывал в аду, и не было возможности перейти последнему к первому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010