Медлительным кажется нам процесс усвоения Свыше данного человечеству Откровения. И это не только в жизни людской массы, но и в личном подвиге каждого из нас. Вот два показателя: 1) Синайское Откровение: АЗ ЕСМЬ СЫЙ — потребовало от еврейского народа пятнадцать веков, прежде чем явилось некоторое число людей, способных воспринять восполнение сего Новым Заветом (Мф. 5:17—19). 2) Двадцать веков прошло с того момента, когда в нетварном Свете на Горе Фаворской и затем в сошествии Святого Духа в Сионской Горнице — дано было миру совершенное Откровение о Боге Святой Троице. А много ли таких, что действительно усвоили его? Нелегко ассимилируется нами жизнь Бога. И те, что возлюбили пришествие Христа — Агнца Божия, не вмещают полноты изливаемого на них благословения. До боли страдают всю свою жизнь те, что в горячем порыве веры взяли на свои рамена крест и последовали за Ним (Мф. 16:24). Укреплялись они надеждой по исходе отсюда войти в ту светоносную сферу, «где Он»: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12:26).    Какою бы ни была огненною вера христианина, задание «преобразить уничиженное тело» наше так, чтобы оно стало «сообразным телу Господа» (Фил. 3:21), требует многолетнего подвига поста и покаянной молитвы. В длительном процессе этого подвига раскрывается дотоле недоведомый объем Адамова падения. Сие видение дается не всем в равной мере. Но возможны, хоть и не часто, случаи, когда Дух Божий проведет кающегося чрез недоступные другим бездны.    Вера в абсолютного Бога должна быть свободною от всякого колебания. За годы моей жизни на Афоне я не помню такого момента, когда бы прикоснулось к моему уму и сердцу сомнение. Но были случаи, когда болезненное от долгой молитвы сердце отталкивалось от Бога: «О, это выше моих сил!» Последствия, однако, подобных мгновений бывали весьма положительными.    Мы прежде всего и больше всего любим Христа. Чем полнее любовь, тем больнее переживается всякое нарушение гармонии. Даже при наличии долгого опыта и знания «механизма» подобных испытаний мы не без страха обнаруживаем в себе возможность нового падения. Отсюда молитва с глубоким плачем к Богу: «исцели меня до конца». И Он исцеляет. И сердце с радостью благодарит Бога: любовь, казавшаяся до того совершенною, возвышалась качественно и с умноженным разумением благости Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

—151— веческого естества? Ибо по Божеству Он выше всякого места и всякой обители, и Божество не объемлется местом. Отсюда ясно, что как молитва та исходила от человеческого естества, так и желание, выраженное в слове «хочу», относилось к человеческому естеству». Далее приводятся места Св. Писания, в которых говорятся о воле человеческой: Мф.22:33–34 . Mp.15:2, 2–23, Ин.19:17, 28–30 ; Ин.7:1 , Mp.9:30,–7, 24, Мф.26:17 , Фил.2:8 , 2Кор.13 , и божеской Мф.23:37 , Ин.5:21 , – все так, как это мы находим в «Dispntatio cum Pyrro» Migne, gr. t. 91, 320 D–328 А. Когда Максиме окончил, все слышавшие его познали истину его слов и никто не мог сказать ему противное, ибо не он говорил в данном случае, а Дух Святой научал его божественным тайнам, как и обещал Господь ученикам Своим: «когда же приведут вас к царям и князьям, не заботьтесь, что сказать или что отвечать» ( Мф.9:19 ), и прочее. Хотя все уразумели силу его слов, но из-за угождения царю и патриарху не признали истину, ибо полюбили славу человеческую больше, чем славу единого Бога. Главный секретарь записывал все, что говорил блаженный. Патриарх снова сказал: «смотри, Максим, ты не найдешь лучшего пред царем печальника, чем я; образумься и слушайся слов моих и всех этих сановников». Св. Максим ответил: «я не могу уклониться ни вправо, ни влево от той веры, которую я исповедал: делайте, что хотите». Сакелларий спросил учеников его: «вы что скажете, раскаетесь ли в заблуждениях своих и воссоединитесь ли с церковью, чтобы вам было хорошо?» Те как бы едиными устами ответили: «мы стоим твердо и непоколебимо на том, что говорил наш учитель и от правой веры не уклонимся». Главный секретарь вошел к царю и возвестил ему обо всем: царь рассердился и приказал анафематствовать их, потом послал сказать эпарху взять их на суде и привести в исполнение, что определено будет о них. И взяли блаженных в судилище, называемое Претор. На другой день царь и судьи написали приговор относительно блаженных отцов и отправили его к эпарху. Эпарх воссел на престол судный и приказал представить блаженных. Когда они явились, он приказал прочесть приговор, в котором было написано: «мы, богохранимый царь»... Tomus Alter cap. XXXIII; заканчивается приговор так: ...«затем сошлют вас на вечное заключение и заточение в страны Мингрельские, чтобы оплакивали вы во все дни жизни вашей заблуждения ваши».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   1) Прежде всего, св. Вера соделывает, и одна только может соделать, истинно-счастливым каждого человека порознь. Первые враги человека, первый источник всех его бедствий — это его собственные страсти: зависть, мщение, честолюбие, скупость, ненависть и проч. Усилившись в нём, они являются истинными его тиранами: терзают его душу, изнуряют тело и расслабляют здоровье; нередко наживают человеку множество врагов, и как бы ни был он богат мирскими благами, не дают ему удовольствоваться этими благами и найти в них для себя успокоение. Грешник носит бурю в самом себе, которую ничто внешнее утишить не может. И вот св. Вера утишает эту бурю, и истребляет в человеке главнейший источник его бедствий: ибо она не только запрещает верующим все страсти и заповедует распинать их, но дарует вместе и все необходимые для этого силы, без которых одни только заповеди её и собственные усилия человека ничего не могли бы сделать, и которых, кроме Христианства, ничто другое даровать нам не может. Научивши же человека побеждать страсти, св. Вера, вслед за тем, поселяет в душе его мир (Фил. 4:7),— тот благодатный мир, который никогда не может быть доступен для людей, водящихся страстями (Ис. 57:20-21); а на место самолюбия, со всеми его отраслями, водворяет в сердце два новые чувства — любовь к Богу и любовь к ближним, и таким образом соделывает это сердце святилищем истинного счастья. Тогда ничто уже не в состоянии возмутить внутреннего мира и довольства в душе Христианина. Текут ли к нему блага временные: он не отвергает их, он видит в них дар Божий и средства для пособия ближним и для спасения своей души; но не прилагает сердца к этим благам (Пс. 61:11), и потому, теряя их, не чувствует потери и не скорбит. Посещает ли его Господь бедствиями и искушениями: исполненный сыновней доверенностью к Промыслу, Христианина, радуется и в страданиях своих (Кол. 1:24), будучи убеждён, что эти искушения суть новые свидетельства любви к нему Отца небесного (Евр. 12:6), так как посылаются для его же нравственной пользы (1 Петр. 1:6-7), и что Всевышний никогда не оставит его искуситися более, нежели сколько он понести может (1 Кор. 10:13). Восстают ли на него ближние со своей завистью и злобой, и, несмотря на его невинность, теснят его и преследуют всеми способами: любовь его вся терпит, не раздражается, не мыслит зла (1 Кор. 13:4. 8); она прощает врагов и даже молится за них; она любит их, она воздаёт им добром за зло (Матф. 5:44). Истинный Христианин всегда доволен своим жребием, каков бы он ни был; а в этом-то и может состоять истинное счастье на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

21. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т. 3. М., 1890. 22. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т. 5. М., 1891. 23. Бартенев П.И. И.В. Киреевский. Очерк его жизни и литературной деятельности//Русский архив. 1894. Кн. 2. 24. Бартенев П.И. А.П. Елагина//Русский архив. 1877. 8. 25. Белинский В.Г. Ответ «Москвитянину»//Современник. 1847. 12. 26. Белинский В.Г. Избр. соч. М.; Л., 1949. 27. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Т. 1. Нижний Новгород, 1995. 28. Благова Т.Н. Родоначальники славянофильства. А. Хомяков и И. Киреевский. М., 1995. 29. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии 2-й пол. XVIII в. М., 1986. 30. Св. Игнатий (Брянчанинов) . Аскетические опыты. М., 1993. 31. Бубер М. Проблема человека//Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 32. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха//Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1993. 33. Валицкий А. Консервативная и либеральная утопия в работах А. Валицкого. Вып. 1–2. М.: ИНИОН РАН, 1991, 1992. 34. Се. Василий Великий . Творения. Ч. 4. М., 1846. 35. Вацуро В.Э. Пушкин в общественно-литературном движении начала 1830-х гг. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. к. фил. н. Л., 1970. 36. Вацуро В.Э. «Северные цветы». История альманаха Дельвига-Пушкина. М., 1978. 37. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь «умственные плотины». Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1986. 38. Виноградов П. И.В. Киреевский и начало московского славянофильства//Вопросы философии и психологии. 1892. 11. 39. Веневитинов М.А. И.В. Киреевский и цензура «Московского сборника». М., 1891. 40. Веневитинов Г. Некоторые проблемы раннего русского романтизма. Философские и эстетические взгляды Д.В. Веневитинова. М., 1972. 41. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. Письма. Воронеж, 1985. 42. Возникновение русской науки о литературе. Сборник статей. М., 1975. 43. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). М., 1978. 44. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Гельдерлин, Шлейермахер). М., 1982.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

БЕСЕДА 20 на Еф. 5:22–24 . Счастливы муж и жена, друг друга любящие. – Сила любви. – Чего нужно искать в жене. – Добрые качества жены. – Супружеский союз – символ нашего единения с Христом. – Нужна снисходительность к недостаткам жены. – Как должен поступать муж в отношении к жене. – Советы бедным супругам. – Как нужно устраивать дом и семью. – Истинные достоинства молодой девушки. – Каких нужно выбирать жен и как относиться к ним. БЕСЕДА 21 на Еф. 6:1–3 . Пороки при царском дворе. – Восхваление монаха Юлиана. – При каких условиях богатство наносит вред. БЕСЕДА 22 на Еф. 6:5–8 . Об обязанностях слуг. – Разделение на господ и рабов, произошло вследствие греха. – Греховные деяния в Писании называются иногда миром. – Богатство и почести составляют оружие дьявола. БЕСЕДА 23 на Еф. 6:14 . Еретические учения о материи. – Собирающий сокровища на земле приготовляет пищу вечному червю. БЕСЕДА 24 на Еф. 6:14–17 . В чем состоит оружие христианина и с кем он должен бороться. – Об Анне, матери Самуила. ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ ПРЕДИСЛОВИЕ БЕСЕДА 1 на Фил. 1:1–2 . Названия епископа, пресвитера и диакона вначале были общие. – При совершении добродетели действует Бог и мы вместе с Богом. – Побуждение к милостыне. БЕСЕДА 2 на Фил. 1:8–11 . Любовь и дружба должны быть разумными. – Откуда происходить зависть. – Тягота от богатства. БЕСЕДА 3 на Фил. 1:18–20 . Любовь и твердость ап. Павла. – Роды жизни. – Любомудрие ап. Павла. – Кого из умерших нужно оплакивать. – Поминовение умерших при совершении таинств. БЕСЕДА 5 на Фил. 2:1–4 . О перенесении обид. – Нет ничего несвойственнее душе христианской, как гордость. БЕСЕДА 7 на Фил. 2:5–11 . Против маркионитов и Павла Самосатского. – Мы не почитаем Христа достойно, если не подражаем Ему в жизни. – Христианину подобает смирение.  БЕСЕДА 10 на Фил. 3:1–3 . Обрезание плотское и духовное. – Любовь к деньгам убыточна. – Против роскоши. – Бедность – залог царствия. БЕСЕДА 11 на Фил. 3:7–10 . В чем истинное приобретение для христианина. – Грех удаляет от Бога, добродетель приближает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Православный христианин! Твердо держись всего, что хранит св. Церковь от времен апостольских, и «удаляйся от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию»! 1)     Ветхозаветное св. Предание древнее св. Писания: Быт. 18:19 ; Исх. 10:1–2 ; Евр. 11:5 . 2)     И после появления, при Моисее, св. Писания люди научились вере в Бога посредством св. Предания: Вт. 32:7; Суд. 6:13 ; Пс. 77:3–7 . 3)     Новозаветное св. Предание тоже древнее новозаветного св. Писания: Христос учил только устно, а св. Апостолы – больше устно, чем письменно: Мф. 10:7; 28:19–20; Иоан. 20; 30:21,25 ; Деян. 1:3; 20:31; 2 Иоан. ст. 12; 3 Иоан. ст. 13–14; 1Кор. 4:17; 11:34 . 4)     Нужно знать и исполнять все, и незаписанное, учение Христа и Апостолов: Мф. 28:19–20 ; 1Иоан. 2:24 ; 1Кор. 11:2 ; 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 1:13 ; 1Фес. 2:13 ; Фил. 4:9 . 5)     Св. Предание одинакового достоинства со св. Писанием: Деян. 15:22–27, 31–32 ; 1Иоан. 2:24 . Рим. 10:4 ; 2Фес. 2:5–7, 15 . 6)     Предание передавалось в неповрежденном виде устно верным людям, способным и других научить: 2Тим. 2:1–2 . 7)     Предание нужно: а) для научения в вере: 1Петр. 5:12 ; Еф. 3:3 ; Кол. 1:3–6 , б) для удостоверения в подлинности самого св. Писания: 2Фес. 2:2 , в) для правильного толкования св. Писания: 2Петр. 3:15–16 и г) для одинакового и правильного совершения богослужения и св. Таинств: 1Кор. 14:40 ; Фил. 4:9 . 8)     Сами св. Апостолы пользовались св. Преданием: Деян. 20:35 ; Иуд. ст. 9. 14–16; 2Тим. 3:8 . 9)     Ап. Павел хвалит держащих Предание: 1Кор. 11:2 . 10)   И завещевает именем Господа Иисуса Христа удаляться от не признающих св. Предание: 2Фес. 3:6 . О Св. Писании «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:16 ) «Bce ли Апостолы? Bce ли пророки? Все ли учители? Bce ли чудотворцы? Bce ли имеют дары исцеления? Bce ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор. 12:29–30 ) Вторым, по времени, источником научения людей вере в Бога и благочестивой жизни является, после св. Предания, св. Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Следовать «постоянно» и «неуклонно» во всех случаях и обстоятельствах жизни, как бы ни увлекал нас мир своими соблазнами. Кто по малодушию или ради временной выгоды постыдится Иисуса Христа, тот теряет право на участие в небесном царстве. Только « быв испытан, он получит венец жизни » (Иак. 1:12; Рим. 8:17). Признаки истинного ученика Христова « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною .» Мы охотно называемся христианами и обиделись бы, если бы кто-нибудь отказал нам в этом почетном имени. Но носить имя христианина и быть христианином — не одно и то же. Истинный ученик Христов имеет свои признаки, о которых каждый из нас должен знать (Иоан. 13:35; 1Кор. 13:13; 1 Иоан. 3:10; Иоан. 21:16). 1. Он должен отвергнуться себя. Самоотвержение Иисуса Христа (Фил. 2:6–8). Ученик Христов отвергается греха, мира (2 Тим. 2:12), собственного своего сердца (Гал. 5:24; Фил. 3:7–8; Мат. 4:20–22; Лук. 14:26; Деян. 20:24 ). 2. Он должен взять крест свой. Он не отстает, если замечает нужду и опасность. Христос, которому христианин подражает, был величайший крестоносец, агнец (Псал. 39:8–9; Иоан. 18:4–7; 19:17; Евр. 12:2 ). Крест и зависть мира — неизбежные спутники христианина (Сир. 2:1; Деян. 14:22; 2 Тим. 3:12 ). Недостаточно, если несут крест потому, что не могут отвергнуть его (Мат. 27:32; Гал. 6:12–14 ). С проклятием и бранью нельзя восходить на Голгофу. Без ропота, со смирением нужно нести крест. И потом это должен быть «свой» крест. Бесполезно и безрассудно из тщеславия и высокомерия бросаться на мученичество, самому себе причинять раны. Напротив, страдания следует смиренно принимать ради Христа, ради истины (Деян. 14:22). 3. Он должен следовать за Господом. (Иоан. 10:4.27; Апок. 14:4 ). Пребывать в Его слове (Иоан. 13:31; 1 Иоан. 2:3 ). Не смешивать между собою пшеницы и плевел, оставить собственные произвольные толкования слова Божии. — Идти по стопам Господа (Мат. 11:29; 1 Пет. 2:21; ). Христос — мое солнце, я — луна, заимствующая от Него свой свет и направляющая по Нем свое течение. Что невозможно для моих сил, восполнит Его благодать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Павел сказал жителям Афин, что Бог «дал всем все, в том числе жизнь и дыхание» ( Деян.17:25 ). Это вторит словам Кохелета о благости Бога. Павел добавил, что Бог «заранее определил для них [людей] и точные времена, и границы их обитания» ( Деян.15:26 ), с чем согласился бы и Кохелет (3:18). Павел также предупреждает афинян, что Бог «уже определил день, когда будет судить вселенную праведным судом» (17:31), с чем Кохелет опять же согласен (11:9, 12:14). Еврейское существительное, переведенное ивр. как веселье (2:1,2,10,26, 5:19, 7:4, 8:15, 9:7) и соответствующий ему глагол (3:12,22, 4:16, 5:18, 8:15, 10:19, 11:8:9) напоминают нам о том, что наслаждение жизнью должно лежать в основе нашего мировоззрения. Септуагинта передает эту идею греческим словом бифростиут (еуфросуне). Эта же идея и это же слово сходит с уст Павла в Деян. 14:1617 : «В прошедшие времена Он допускал, чтобы все народы шли своими путями. Но и тогда Он свидетельствовал о Себе благими деяниями, посылая вам с неба дожди и времена плодоношения, подавая пищу и наполняя сердца ваши весельем (еуфроеюне)». 721 «Что имеет человек, сколько ни трудись он под солнцем?» (1:3). Этим вопросом Кохелет начинает разговор о тщетности труда, тему, к которой он будет возвращаться снова и снова. Слово, переведенное как «труд» встречается в книге в форме глагола или существительного много раз (1:3, 2:10,11,18,19,20,21,22,24, 3:13, 4:4,6,8,9, 5:14,15,17,18, 6:7, 8:15,17, 9:9, 10:15). С Евангелием наступает время другого труда, в котором принимают участие христиане. Теперь речь идет о «деле Христа» ( Фил.2:30 ) или о «деле Господнем» ( 1Кор.15:58, 16:10 ). Подвизаясь в этом труде, мы «используем силу воскресения и жизнь грядущего мира потому, что трудимся прежде всего не мы, а Бог . И какой бы ни была доля нашего участия, мы уверены, по крайней мере, в одном – что труд этот не будет тщетен, ибо результат этого труда, в котором нет места хевелю, уже наступает». 722 Павел пишет: «Хотя я-то мог бы положиться на внешнее! Если кому-то кажется, что у него есть для этого основания, у меня таких оснований больше! Обрезанный на восьмой день, родом израильтянин, из племени Вениамина, чистокровный еврей; по отношению к Закону – фарисей, по рвению – гонитель Церкви, по праведности, достигаемой исполнением Закона, человек безупречный» ( Фил. 3:46 ). Он посчитал все эти достижения «мусором» (3:8), и Кохелет согласился бы с ним. Все свои стремления Павел счел «тщетою» по сравнению с делом Христа (3:7 ср. 2Кор.11 ). Дополнительные темы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

И только когда распятый и воскресший Христос открывает Писание, чтобы показать, как надлежало Ему пострадать и войти во славу, только тогда сердца учеников начали гореть, чтобы быть готовыми узнать Его в преломлении хлеба. Но узнанный, распятый и воскресший Господь исчезает из вида (Лк. 24:31). В тот самый момент, когда ученики наконец узнают Христа, Он становится невидим им! Теперь мы ожидает Его пришествия — пришествия Того, Кого мы раньше не постигали, Кто появляется и исчезает, порождая в нас желание Его пришествия. Итак, как говорит апостол Павел, теперь мы, " забываем заднее и простираемся вперед " , откликаясь на " вышний зов Бога во Христе Иисусе " (Фил. 3:13-14), зная, что наше " жительство " — не здесь на земле, а " на небе " , от которого " мы ожидаем Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа " (Фил. 3:20-21). " Первое пришествие " , как таковое, нельзя с легкостью отделить от " второго пришествия " . Таким образом, встреча со Христом всегда эхатологична, и сама является содержанием эсхатона. О ней говорят в апокалиптических терминах: распятый и воскресший Христос, открывающий книги Писания, чтобы свидетельствовать о том, что Ему надлежит пострадать и войти во славу (Лк. 24:27), — это закланный Агнец, Который один может открыть книгу (Отк. 5), чтобы мы могли увидеть, что все было написано, написано " в наставление нам, достигшим последних веков " (1 Кор. 10:11). Имея Писание, таким образом открытое им, апостолы и евангелисты говорили языком Писания для проповеди Грядущего, Того, Кто был распят " в последние дни " и Кто и родился, " когда пришла полнота времен " (Гал. 4:4). И это опять же эсхатологическое событие с сообщением о Его рождении, основанном на сообщении о Его Страстях ( " гробу соответствует чрево " , как сказал Августин [DT 4.2.9] — о чем так ясно говорится в иконографии праздника Рождества). Распятый и воскресший Христос, так проповедуемый апостолами " по Писанию " , является таким образом начальной и конечной точкой богословского рассуждения — Он Альфа и Омега (Отк. 1:8); Он Тот, Кем все сотворено, и конец, к которому идет все, соединяясь в Нем как Главе всего, и это безусловно замысел Божий от вечности (Еф. 1:9-10).

http://religare.ru/2_22911.html

И только когда распятый и воскресший Христос открывает писание, чтобы показать, как надлежало Ему пострадать и войти во славу, только тогда сердца учеников начали гореть, чтобы быть готовыми узнать Его в преломлении хлеба. Но узнанный, распятый и воскресший Господь исчезает из вида ( Лк.24:31 ). В тот самый момент, когда ученики наконец узнают Христа, Он становится невидим им! Теперь мы ожидает Его пришествия — пришествия Того, Кого мы раньше не постигали, Кто появляется и исчезает, порождая в нас желание Его пришествия. Итак, как говорит апостол Павел, теперь мы, “забываем заднее и простираемся вперед”, откликаясь на “вышний зов Бога во Христе Иисусе” ( Фил.3:13-14 ), зная, что наше “жительство” — не здесь на земле, а “на небе”, от которого “мы ожидаем Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа” ( Фил.3:20-21 ). “Первое пришествие”, как таковое, нельзя с легкостью отделить от “второго пришествия”. Таким образом, встреча со Христом — всегда эхатологична, и сама является содержанием эсхатона. О ней говорят в апокалиптических терминах: распятый и воскресший Христос, открывающий книги Писания, чтобы свидетельствовать о том, что Ему надлежит пострадать и войти во славу ( Лк.24:27 ), — это закланный Агнец, Который один может открыть книгу ( Отк. 5 ), чтобы мы могли увидеть, что все было написано, написано “в наставление нам, достигшим последних веков” ( 1 Кор.10:11 ). Имея Писание, таким образом открытое им, апостолы и евангелисты говорили языком Писания для проповеди Грядущего, Того, Кто был распят “в последние дни” и Кто и родился, “когда пришла полнота времен” ( Гал.4:4 ). И это опять же эсхатологическое событие с сообщением о Его рождении, основанном на сообщении о Его Страстях (“гробу соответствует чрево”, как сказал Августин [DT 4.2.9] — о чем так ясно говорится в иконографии праздника Рождества). Распятый и воскресший Христос, так проповедуемый апостолами “по Писанию”, является таким образом начальной и конечной точкой богословского рассуждения — Он Альфа и Омега ( Отк.1:8 ); Он Тот, Кем все сотворено, и конец, к которому идет все, соединяясь в Нем как Главе всего, и это безусловно замысел Божий от вечности ( Еф.1:9-10 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/fr-john-beh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010