Когда эта обитель, на строительство которой было потрачено много средств, была готова к приему насельниц, Ревула постриглась в монашество с именем Филофея и стала ее первой настоятельницей. Поначалу в обители поселились, постригшись в монахини, только многочисленные служанки и работницы из родительского дома Филофеи, которых она подготовила к служению Богу. Постепенно приходили и другие женщины, и обитель стала процветать под началом своей щедрой и доброй основательницы. Заботясь о больных и нуждающихся жителях Афин, молодая настоятельница строила множество больниц и домов для бедных, постоянно сама ухаживала за больными и врачевала их сердца бальзамом собственной глубочайшей веры. Щедрость святой Филофеи была безгранична, но монастырская казна была ограничена. В какой-то момент сестры стали жаловаться на то, что из-за всех этих обширных трат они сами испытывают нужду в самом необходимом. Филофея призвала их отвергнуть малодушные помыслы и уповать на Бога, а через несколько дней двое богатейших жителей Афин пришли в монастырь помолиться и оставили сестрам щедрое пожертвование. В то время в Афинах были рабы из числа христиан, похищенных и увезенных насильно из отдаленных уголков Греции пиратами-сарацинами, которые продавали людей в рабство. Эти мужчины и женщины иногда под давлением обстоятельств, уговоров своих товарищей по несчастью и по настоянию хозяев-мусульман принимали ислам. Во времена турецкого ига образование в Греции пришло в упадок, и молодые рабы, оторванные от культуры своего народа, имели лишь самое поверхностное представление о Христианстве. Они видели, какие социальные привилегии имеют мусульмане, и зачастую становились вероотступниками. Когда эти люди, недавно ставшие рабами, попадали в Афины, Филофея шла к ним со словами сочувствия и ободрения. Как-то раз св. Филофея дала приют четверым беглым христианским рабыням. Она с радостью приняла их и, пока могла, укрывала их у себя, чтобы при первой возможности отправить на родину. Вскоре хозяин этих рабынь узнал о случившемся. Поскольку, согласно турецким законам, он имел полное право владеть рабами, святую арестовали и привели к правителю. Всю ночь она провела в тесной камере, а наутро правитель, услышав из ее собственных уст отказ выдать рабынь, вынес ей обычный в таких случаях приговор: либо казнь через усечение мечом, либо обращение в ислам. Филофея спокойно ответила, что не откажется от Христианской веры, и что палач только порадует ее, дав возможность предстать пред ее Господом раньше, чем позволил бы естественный ход ее жизни.

http://pravicon.com/info-3584

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛОФЕЯ АФИНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Филофея Афинская. Греческая икона XX в. Филофея Афинская ( 1522 / 1528 - 1589 ), преподобномученица Память 19 февраля (Греч. ) Родилась в Афинах в 1522 (по другим данным, в 1528 ) году. Её родители, Сирига и Ангел Венизелосы, были известны не только знатностью и богатством, но и глубоким христианским благочестием. Сирига страдала бесплодием, но не теряла надежды, часто молясь Божией Матери о даровании ребёнка. Однажды, как обычно, Сирига отправилась в храм Пресвятой Богородицы. Устав от усердного моления, она уснула. И тогда ей предстало во сне чудесное видение: мощный, яркий свет, исходящий от иконы Богоматери, проник ей во чрево. Сирига мгновенно проснулась и поняла, что просьба её услышана. Так и случилось. Спустя некоторое время она зачала и родила свою единственную дочь. Ей дали имя Ригула. Родители воспитали дочь в глубоком благочестии и правоверии, дав ей и прекрасное общее образование, а в 12 лет выдали замуж. Муж её оказался человеком нечестивым и грубым, часто избивал и мучил жену. Ригула терпеливо переносила издевательства и молилась Богу, чтобы Он вразумил её супруга. Через три года муж Ригулы скончался.Выдержав сильное давление близких, желавших её повторного брака, преподобная, стала подвизаться в постничестве, бдении и молитвах. Когда же через 10 лет умерли её родители, Ригуле явился апостол Андрей и велел основать монастырь. Святая потратила всё доставшееся ей в наследство огромное состояние на создание женской обители в его честь . Ригула выстроила не только кельи и всё необходимое для жизни монахинь, но и благотворительные учреждения: больницу, приют для бедных и старых, мастерские и школы, в которых афинские дети могли получать христианское образование. Она снабдила монастырь владениями и служебными подворьями, работавшими на его нужды и обеспечивали щедрое раздаяние милостыни. В скором времени новая обитель стала для Афин великим источником благодати, прибежищем угнетённых, очагом возрождения греческих народных традиций.

http://drevo-info.ru/articles/9186.html

Интересно, однако, что в рассказе о подворье на острове Кея биограф говорит о нем как о месте, куда приезжали монахини, которые не могли жить в Афинах. К тому же сама святая Филофея отправилась туда сразу после освобождения из-под стражи, где ей угрожала мученическая смерть. Вполне возможно, что некоторые из этих сестер на острове Кеа были беглыми рабынями или даже обращенными из турецких мусульманских семей (подобное преступление каралось смертью), и что св. Филофея сама вдохновила их на побег и умело направляла их. Если так, то все эти сведения (за исключением ее ареста, и без того ставшего достоянием общественности) нельзя было приводить в хрониках сразу после ее кончины, так как это могло повлечь за собой гонения в отношении насельниц основанных ею монастырей и благотворительных заведений. Этим можно объяснить и тот факт, что, при отсутствии прямых доказательств ее вины, местные турки учинили над ней самосуд. Так считают и местные жители. Молодой священник храма св. Филофеи, который является и историком, предполагает, что в передаваемых с тех времен из уст в уста рассказах есть свидетельства о том, что она не только помогала бежать христианским рабам, но и приводила обратно в Церковь отступивших от веры христиан, а также обращала в Христианство молодых мусульман. Так или иначе, вечером 2 октября 1588 года (вероятнее всего), когда св. Филофея находилась в храме на всенощной службе в честь праздника сщмч. Дионисия Ареопагита, в монастырь в Патиссии вошла толпа турок и, привязав ее к столбу, жестоко избила святую; биограф не объясняет, почему они это сделали. На следующий день сестры перевезли ее в пещеру, где также было подворье их монастыря, считая это место более для нее безопасным. Там она немного подлечила нанесенные ей раны, но до самой своей смерти, последовавшей 19 февраля 1589 года, когда ей было 67 лет, была прикована к постели. Двадцать дней спустя после кончины святой ее могилка начала издавать чудесное благоухание, а когда через год вскрыли ее мощи, они оказались нетленными и источали миро в знак того, что своей жизнью она угодила Богу.

http://pravicon.com/info-3584

Во время праздника святого Дионисия Ареопагита турки схватили преподобную Филофею, долго истязали ее, а затем, полуживую, бросили на земле. Сестры с плачем перенесли истекавшую кровью святую преподобномученицу в местечко Калогреза, где она преставилась 19 февраля 1589 года. В скором времени святые мощи преподобномученицы Филофеи были перенесены в афинский соборный храм. (http://drevo-info.ru/articles/9186.html) Преподобномученица Филофея Афинская Св. Филофея, покровительница Афин, родилась в семье Венизелос в 1522 году, спустя шестьдесят лет после захвата города турками. Ее мать, имя которой было Сирига, долгие годы не имела детей и усердно молилась Богородице о даровании ей чада. Однажды, стоя на коленях в храме, она увидела, как от иконы Божией Матери мощным потоком излился в ее чрево сияющий луч света. Она восприняла это как знак того, что просимое в молитве наконец будет ей даровано. Вскоре она зачала и родила дочь, которую они с мужем назвали Ревула. Семья Венизелос была состоятельной, и когда Ревуле было двенадцать лет, один из местных молодых людей благородного происхождения попросил ее руки, зная, что ей достанется все отцовское состояние. Ревула не хотела выходить замуж, но жених нравился ее родителям из-за его социального положения, поэтому в семье добивались от нее согласия. Ей пришлось покориться. Три года девочка прожила несчастливо с мужем-тираном. Его жестокость угнетала ее. Все усилия смягчить его нрав были напрасны, и она горячо молилась Богу об избавлении от страданий. И вот молодой человек неожиданно умер, после чего Ревула смогла вернуться в родной дом. Родители пытались принудить ее ко второму браку, но на этот раз она держалась твердо и категорически отказалась вступить во второй нежеланный союз. Избежав недальновидности, свойственной ее матери в вопросах устройства ненужных браков, Ревула, однако, унаследовала от нее склонность к благочестию. Она лишь просила дать ей возможность служить Богу так, как она хотела. После десяти лет вдовства Ревула похоронила родителей и стала вести подвижническую жизнь, особенно прилежа воздержанию, бодрствованию и молитве. Через какое-то время ей явился в чудесном видении св. апостол Андрей с повелением построить в честь его имени женский монастырь. Обитель была возведена рядом с тем местом, где сейчас находится митрополичий собор (освященный в честь св. Филофеи). В ней было множество часовен, келий и мастерских. Ревула содержала обитель за счет дохода от владений своей семьи, включая окрестные фермы и пастбища. До наших дней сохранилась лишь монастырская церковь, которую много раз реставрировали.

http://pravicon.com/info-3584

Краткая характеристика. Работа посвящена публикации текстов жития свт. Филофея и последования службы ему. Перед публикацией данных текстов автор размещает короткую справку о жизни и трудах свт. Филофея (Коккина), а также кодикологическую и текстологическую информацию о данных текстах. Справка о жизни и трудах свт. Филофея довольно краткая и не содержит существенной информации для нашей работы. Основные биографические сведения о свт. Филофее (Коккине) содержатся в житии, которое мы и будем рассматривать. Данное житие не только описывает биографию святителя, но и представляет собой церковный взгляд на его личность, как святого Православной Церкви. Обзор работы. Сведения для настоящего обзора были использованы из исследовательской части работы В. Дентакиса, частичный параллельный перевод которой представлен в приложении на С. 295 в виде нескольких параграфов, посвященных кодикологии. Как сообщает В. Дентакис, житие дошло до нас в форме синаксаря 84 и всего в 2 рукописях: Пантелеймон 759 (Р) и Святого Павла 26 (П) – причем последний кодекс (П) является списком первого (Р). Обе рукописи относятся к XIX в. и хранятся на Афоне. Автор жития неизвестен, но, вероятно, это был ученый монах из монастыря Филофей, где, скорее всего, и был написан текст жития. Для составления жития автор пользовался следующими источниками: 1) «Томос Любви» против латинян, собранный и напечатанный Досифеем, Патриархом Иерусалимским.., в Яссах в 1698 г.; 2) III том Церковной истории Мелетия, митрополита Афинского; 3) 4 том византийской хроники (текст хроники имеет надписание: «Летопись, содержащая историю Византии, переведена с древнегреческого языка на современный греческий Иоаннисом Станосом, сначала была издана в черновом виде, а теперь тщательно исправлена священником К. К. Агапием Ловердосом, Венеция 1767»); 4) История имп. Иоанна VI Кантакузина ; 5) Житие прп. Саввы Ватопедского, составленное свт. Филофеем (Коккиным); 6) Добротолюбие; 7) «О священных обрядах» Симеона Солунского и его 295 глава из книги «О священной молитве»;

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Судья уже должен был огласить приговор, но в этот момент пришли несколько человек из числа христиан, пользовавшихся в городе влиянием. Им удалось умилостивить правителя при помощи весьма убедительных доводов (и, несомненно, хорошей взятки). Филофею освободили, разрешили ей вернуться в обитель. После освобождения она отправилась на остров Кея, где было подворье ее монастыря, и оставалась там какое-то время, после чего вернулась в Афины. Еще при жизни святой по ее молитвам совершались чудеса. Одно из наиболее известных произошло с молодым пастухом, впавшим в различные пороки, в том числе в воровство. В конце концов он стал одержимым, бродил обнаженным по деревням, полям и холмам, а когда впадал в неистовство, его приходилось заковывать в кандалы. Оправившись от приступа, он ходил по окрестным монастырям в надежде на исцеление. Как-то он пришел и к святой Филофее. Она много молилась и постилась, умоляя Господа освободить его от уз диавола. По ее молитвам больной получил исцеление, а впоследствии св. Филофея постригла его в монашество. Помощь бедным, недужным и скорбящим нелегким бременем ложилась на плечи сестер обители, что вынудило святую Филофею построить второй монастырь, куда сестры могли бы приходить ради уединения. Новый монастырь с церковью св. Андрея располагался в афинском округе Патиссия на улице, носящей в наши дни название Лефкосия (там до сих пор стоит часовня св. Андрея). Святая сама часто искала уединения в пещерке неподалеку. Пещера сохранилась до наших дней в виде красивой усыпальницы на лесистом холме афинского округа под названием Филофея. В храме, расположенном на вершине этого холма, находится самая первая из всех икон с изображением святой Филофеи, а также частица ее мощей. Принимая во внимание тот факт, что святая настоятельница бесстрашно и во множестве творила добрые дела, не следует удивляться вражде по отношению к ней, воздвигнутой по наущению духа злобы. С тех пор прошло четыреста лет, и мы не можем узнать все подробности ее жизни: мы уже не услышим рассказы болящих и бездомных, за которыми она ухаживала, слабых духом, которым помогла укрепиться ее молитва, рабов, получивших с ее помощью свободу — возможно, она делала это посредством собственных " подпольных рельсов " . Однако с большой степенью вероятности можно предположить, кому это могло не нравиться. И об этом стоит говорить, поскольку анонимный биограф св. Филофеи, составивший ее житие вскоре после ее кончины, странным образом оставил без объяснений мотивы и подробности той вражды, которая значительно сократила земную жизнь святой, тем более что все остальные эпизоды этой жизни описаны им со свойственным греческой агиографии вниманием ко всем деталям.

http://pravicon.com/info-3584

Еще один раз, когда мы посетили Старца, он сказал: – Идите-ка, я вам покажу, какая икона Божией Матери мне нравится. Мне нравится вот эта, где Богородица держит Христа слева и указывает на Него рукой, а Господь благословляет. – Батюшка, я найду такую икону, сделаю рамку, и принесу Вам… – сказал ему Лука. – Эээ… не принесешь ты ее… – печально ответил Старец. И вправду, мы хотели этого, но так никогда и не принесли. Не знаю, как так вышло. Один раз мы пришли с нашей крестницей, которой был тогда один годик. Старец положил ей руку на головку, а мы сказали: – Батюшка, мы покрестили ее с именем Филофея, и хотим, чтоб Вы ее благословили. – Она станет монахиней! Маленькая Филофея росла, и любила протяжно петь тропарь св. Филофеи, а как только закончила Лицей, стала монахиней. Предсказание Старца сбылось спустя восемнадцать лет! Наш духовник благословил нас причащаться каждое воскресенье. Мы подумали, что хорошо бы спросить об этом и Старца: – Батюшка, как часто мы можем причащаться? – В этом и состоит цель Божественной Литургии, чтобы причащаться. Причащайтесь, как сказал вам духовник. – Батюшка, скажите мне что-нибудь, чтобы я вспоминала о Вас по жизни. – Ааа… Давай, давай-ка я тебе скажу две вещи, чтобы ты вспоминала. – Молитва и чтение! Молитва и чтение! Я не знала другого такого человека, который настолько был важен, и так серьезно повлиял бы на мою жизнь. Не знала больше такого святого. 50. Старец летает. Свидетельство Иоанна Петриди, физиотерапевта, Афины В 1972–1973 г. я работал в Афинской поликлинике по найму, на отделении нейрохирургии. Старец уже вышел на пенсию, но продолжал еще служить в церкви св. Герасима, пока не нашелся приемник. К сожалению, я повидал его только один раз. Я много раз слышал от работников поликлиники, что он с великой любовью утешал, исповедовал и служил всем больным, словно это были его родные. Он каждому соболезновал от искренней любви. Каждый день он обходил все отделения. Он также не гнушался помогать так называемым «отбросам общества», которые собирались в центре Афин. Люди, предавшиеся разврату, наркотикам, бродяги – все находили утешение возле Старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Саввы в Иерусалиме, масло из лампады, висящей над мощами св. Харалампия в Метеоре, пояс, который я прикладывала к мощам святителя Спиридона… Я отдала все это Ирине, объяснив историю каждой из святынек. Месяцев через пять я позвонила ей и спросила, есть ли новости. Она ответила: «Я даже не пыталась применить эти святыньки — я так хочу ребенка, что, боюсь, потеряю веру, если они не помогут». Мы еще какое-то время говорили о том, как Бог отвечает на наши молитвы и о Его Промысле в тех случаях, когда ответ на молитвы получается не таким, как нам бы хотелось. В тот вечер Ирина открыла ящик стола, где хранились святыньки, взяла ватку с миром из монастыря святителя Николая, помолилась, отрезала от нее половину и проглотила, как та женщина из Афин. Как она потом мне объяснила, она «не хотела тратить всю ватку, если она не поможет». В ту же ночь произошло зачатие. Она уверена в точности даты, так как на следующий день начинался Успенский пост, а ее муж только что вернулся из долгой поездки. Однако после зачатия Ирина сильно нервничала при мысли о родах, особенно когда думала об ужасном состоянии многих российских роддомов. Я предложила ближе к концу беременности вместе ежедневно читать акафист Пресвятой Богородице, молиться Матери Божией о благополучных родах. Примерно за месяц до предполагаемого дня родов я позвонила ей, чтобы договориться о чтении акафиста, но ее свекор мне ответил, что накануне Ирину увезли в роддом, и она уже родила некрупного, но здорового мальчика, и что роды длились всего четыре часа! Известно, что в середине XVI века на Андросе побывала прмц. Филофея Афинская. Собирая милостыню на нужды благотворительности, она сошла на берег в порту Гаврион и прошла много миль от порта до монастыря, чтобы попросить братию о помощи. Св. Филофея была не только деятельной и самоотверженной настоятельницей, но и финансировала так называемые «подпольные рельсы», то есть каналы, по которым рабы из числа христиан и обратившиеся в Православие мусульмане могли бежать, обрести свободу и оказаться в безопасности.

http://pravmir.ru/xram-svyatitelya-nikol...

Владыка заночевал в метохе обители Фанеромена, а наутро вместе с хризолеондийским игуменом Феодосием и мэром Пеппасом осмотрел свой будущий монастырь, который находился в полуразрушенном состоянии. Расположенный в центре острова (на расстоянии шести с половиной километров от города Эгина и четырех с половиной от Сувалы) в засушливой тогда местности Ксандос (или Кондос), он фактически перестал действовать еще до Национального восстания, официально же был упразднен при баварцах. От архитектурного ансамбля раннего Средневековья к 1899 году уцелели лишь наружная стена, храм в честь Божией Матери «Живоносный Источник» да две ветхие кельи, где в 1904 году проживали великосхимная (с 23 марта 1900) монахиня Анастасия (в миру Афродита Мурци), 59 лет, сорокачетырехлетняя Елена Петала (с 5 августа 1905 – монахиня Магдалина; † 12 декабря 1912) и Филио Логиотатиду (будущая монахиня Филофея). Все три насельницы кормились почти исключительно подаянием верующих 255 . Немного к западу от церкви располагался и поныне существующий аскитирий Святой Афанасии Эгинской, подвижницы IX века. Выслушав заверения мэра, святой одобрил место, но последнее слово оставил за правящим архиереем – митрополитом Афинским. Как сообщает монах Авимелех, на решение святого повлияло Божественное видение, в котором ему явилась первая игумения монастыря – святая Афанасия с двумя монахинями, Иерией и Евдокией, которые сами открыли ему свои имена. В это же краткое пребывание владыки на Эгине делегация местных жителей во главе с Панделисом Перикопулосом поведала ему, что на острове три года подряд свирепствует засуха и положение жителей крайне плачевно. Глубоко приняв к сердцу их беду, Пентаполец уже в следующее воскресенье вернулся на Эгину. И через несколько часов после совершения им в Успенском кафедральном храме Божественной литургии и особого молебного пения хлынул долгожданный дождь. Бог услышал молитву Своего избранника, подобно тому как во времена ветхозаветные внял молению пророка Илии. Во второй декаде октября 1904 года владыке удалось встретиться с митрополитом Афинским Феоклитом. Получив его согласие, он благословил своих духовных дочерей селиться на Эгине. 19 октября владыка отправил Хрисанфе Стронгилу и Екатерине Пападаки, ожидавшим на Эгине благоприятных известий, следующее письмо:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

(12) Соборное деяние о поставлении епископа Антония в митрополита Галицкого, с подчинением ему епископий Холмской, Туровской, Перемышльской и Владимирской (столб. 129–134). Место личности святителя в источнике. Свт. Филофей – глава соборного деяния. Обзор работы. В грамоте говорится, что Галицкая митрополия много лет находится без архиерея. Поэтому собором архиеереев («ираклийскаго, никейскаго, врисийскаго, афинскаго, силиврийская, созопольскаго и архиепископа деркскаго» (столб. 130, строки 7–5 с конца) принято решение избрать митрополитом Антония. Кроме того, в его полномочия временно переходят Холмская, Туровская, Перемышльская и Владимирская епископии, пока там не прекратятся междоусобные войны. (13) Грамота патриарха Филофея к митрополиту Алексию, по поводу поставления Галицкого митрополита (столб. 141–150). Краткая характеристика. Свт. Филофей – автор грамоты. Обзор работы. В грамоте патриарх Филофей (Коккин) выражает митрополиту Алексию свою любовь и уважение, но укоряет, что митрополит заботится не о всей своей пастве. Указывает, что если возникнет вражда среди паствы, то «как отцу и учителю, нужно примирять их друг с другом» (столб. 144, строки 4–6). Патриарх пишет, что по той причине, что митрополит не посещал Малой Руси, на него пожаловался король «ляшский» (столб. 144, строки 8–9) Казимир и другие князья. Они попросили утвердить им митрополитом выбранного ими епископа Антония с условием, что в противном случае они вынуждены будут обратиться в «латинскую веру» (столб. 144, строка 23). Далее патриарх Филофей пишет, как бы оправдываясь, но довольно резко: «Что же оставалось нам делать? Призываем тебя самого в судьи, что ты скажешь? Должны ли мы были отослать его и точно также оставить народ Божий без надзора и духовнаго попечения, как оставил его ты? Нет, это было невозможно!» (столб. 144, строки 26–32). Святитель Филофей объясняет, что если бы местный государь был православный, тогда можно было бы отсрочить это решение. Новому же митрополиту Антонию отданы Галич, Владимирская, Перемышльская и Холмская епископии. Далее патриарх Филофей цитирует литовского князя Ольгерда из его письма патриарху по поводу междоусобных войн: «не я начал, они сперва начали нападать… нападали на меня девять раз» (столб. 146, строки 26–30). Ольгерд также обвиняет митрополита Алексия, что тот благословляет на кровопролитие, снимает крестное целование с тех, кто переходит на сторону «московитян» (столб. 148, строка 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010