священномученик Философ Орнатский (1860–1918) Проповеди и слова Религиозная философия Сектоведение священномученик Философ Орнатский Настоятель Казанского кафедрального собора в С.-Петербурге, председатель «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», религиозный писатель и проповедник. Духовный сын прав. Иоанна Кронштадтского. На пути к иерейству Родился на территории Новгородской губернии, в погосте Новая 21 мая 1860 года. Его отец, Николай Платонович, был сельским священником, служил в местной церкви. Необычное имя «Философ» будущему священномученику дали при Крещении, в честь христианского мученика Философа Александрийского. В семье Николая Платоновича дети, включая Философа, воспитывались в духе христианских традиций, приучались любить Бога, слушаться голоса Церкви. Скажем, брат Ф. Орнатского, Иван, пошёл по стопам отца и стал Православным священником (он был женат на племяннице святого Иоанна Кронштадтского ). Философ был энергичным ребёнком, чем сильно выделялся среди своих сверстников. Между тем в меру своего возраста он понимал, что такое христианское смирение и уже с юности задумывался о пути Православного пастыря. По достижении надлежащего возраста Философ поступил в Новгородскую духовную семинарию. Учился старательно. По выпуске из семинарии решил продолжить образование. Выбор пал на Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии он выделялся среди прочих студентов, демонстрирорвал блестящие результаты: сказались прирождённые дарования, чувство ответственности, усердие и целеустремленность. Он успешно закончил полный курс обучения, получив степень кандидата богословия. По окончании академии, в 1885 году, Философ Николаевич соединил себя узами брака. В июле 1885 года его рукоположили во диакона, а вскоре и во священника. Так начался его пастырский путь в Санкт-Петербурге. Путь священнослужителя Пламенная вера, жертвенность, ревность отца Философа Орнатского, проникновенность его пастырского слова, хорошие организаторские качества способствовали тому, что постепенно вокруг него стали сплачиваться люди. Его деятельность привлекала внимание и стороны простолюдинов, и со стороны церковных властей, и со стороны городского начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

В 1913 назначен настоятелем Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге . Во время Первой мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества. Как гласный городской Думы от Церкви, о.Философ занимался устройством ночлежных домов и помощью бедноте. " Но душу деятельности протоиерея Орнатского составляет, конечно, его любовь к проповеди, с которой тесно связано имя о.Орнатского в Петербурге " , - писал митрополит Владимир (Богоявленский) . На фото 1916 г. слева направо: настоятель С.-Петербургского Казанского собора прот. Философ Орнатский, профессор Киевской духовой академии В.З.Белоликов, владыка Пимен (Белоликов). В Петрограде многие дорожили о.Философом. Любил его и о. Иоанн Кронштадтский , их объединяло не только духовное настроение и общественно-церковный темперамент, но и родство в обычном житейском смысле. В свое время Кронштадтский пастырь просил подыскать жениха для своей племянницы Анны - скромного семинариста. Так младший брат о.Философа, священник Иоанн Орнатский вошел в семью кронштадского пастыря. Сам о.Ионн Кронштадтский часто бывал в доме Орнатских. После обеда о.Иоанн, поднявшись из-за стола говорил: " Ну, Философ, идем, рассказывай мне... " Во время торжества по случаю двадцатипятилетия со дня рукоположения пришло более 200 телеграмм и поздравлений, в которых отмечались заслуги о.Философа. Во время революции 1905 г. , когда в городе начались беспорядки, о.Философ уговаривал свою паству сохранять верность Государю и не слушать " заезжих проповедников " . Сам же он проповедывал в самом опасном месте города - Нарвском районе; впоследствии когда батюшку арестовывали, то арестовывали его не чекисты Казанского района, а из соседнего - Нарвского; видно, жива была в них память о его деятельности в первую революцию.

http://drevo-info.ru/articles/2872.html

Философ Орнатский: «Когда трогают Церковь, терпеть невозможно» Он выводил свою паству на крестные ходы против большевиков и за это взошел на Голгофу Елена Горбачева Источник: Русская планета 13 июня Русская Православная Церковь вспоминает священномученика Философа Орнатского — человека, который нашел в себе смелость бросить открытый вызов большевикам и за это был убит вместе с двумя сыновьями. «Русская Планета» вспоминает жизнь и смерть мучеников, чья жизнь стала одним из самых жутких примеров бесчинства советской власти. Философ Орнатский. Фото: wikipedia.org      Философ Он был из семьи сельского священника Новгородской губернии, из рода Орнатских, потомственных слуг Божьих, и при рождении наречен был странным именем «Философ». Есть мнение, что так его отец выразил свое благоговение перед святыми отцами древности, которые отстаивали учение Христа перед язычниками. Окончив в 1885 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, Орнатский и сам пошел по отеческим стопам. Он принял священство и много лет служил настоятелем, пока в 1893 году не был избран в члены Санкт-Петербургской городской думы от духовенства. Отец Философ взял на себя попечение о неимущих — организовывал ночлежки для бедных, дома для детей-сирот. У него и самого была большая семья: десять детей. При том, что он курировал также строительство храмов в Санкт-Петербурге и через его руки проходили значительные суммы денег, семья Орнатских жила крайне скромно, и отцу семейства приходилось давать частные уроки, чтобы прокормить жену и детей. С началом Первой мировой войны Философ Орнатский отдал свою квартиру под лазарет для раненых солдат и перебрался в небольшую казенную квартирку. Один из сыновей Орнатского, Николай, позже погибший вместе с ним, служил в качестве военного врача при 9-й Русской Армии. Другой сын, Борис, был артиллеристом. Смута Война расшатала фундамент, на котором стояла Российская империя. Орнатский видел, как проникают и становятся популярны идеи большевизма, и находил их губительными для страны. «Нашей интеллигенции надо стать русскою, — писал он, призывая вернуться к православным корням. — Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых ее устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу».

http://pravoslavie.ru/94228.html

Открылась выставка о священномученике Философе Орнатском января 2020 Экспозиция знакомит с этапами жизни святого, его трудами и вкладом в историю Церкви. Представлены материалы из архивов и библиотек, а также переданные потомками отца Философа. Многие документы публикуются впервые. Молебен перед открытием отслужил директор Святодуховского центра игумен Филарет (Пряшников). Открыл церемонию наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий По его словам, почитание священномучеников имеет большое значение, их жизнь - пример того, как необходимо верить и, если придется, пострадать за Христа. " Эти люди близки к нам по времени и показывают, что христианство - это не религия прошедшего времени, а сегодняшняя религия, дающая возможность не только прославлять Бога, но и пострадать за Него, - сказал наместник. - Надо помнить тех, кто защитил Церковь, посеял семя мучеников в годы гонений. Борьба с Церковью продолжается по сей день, но более лукавыми методами. Чтобы мы могли противостоять этому, нужно иметь перед глазами их пример " . Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) отметила, что в служении отец Философ был носителем духа и мировоззрения праведного Иоанна Кронштадтского, являясь его ближайшим духовным чадом и наследником. Он стал воспитателем целого поколения новомучеников, привлек в " Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви " студентов духовных учебных заведений, которые продолжили его дело, многие из них пострадали за веру в XX веке. Для Константино-Еленинского монастыря священномученик дорог тем, что построил и был настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте, который в новое время стал городским подворьем обители. Он - один из ее небесных покровителей. " Отец Философ совершил множество добрых дел во славу Божию, во славу Отечества, во имя любви к ближним, но главное, показал, что православие - это крест, - сказал автор книги о святом писатель-агиограф Валерий Филимонов. - Это не просто какое-то нравственное учение, это стояние в истине даже до смерти. Он повторил подвиг мучеников первых веков христианства и стал для нас примером жизни во Христе подобно его духовному наставнику отцу Иоанну Кронштадтскому. Выставка должна привести людей к мысли о подражании таким подвижникам " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

66 О.Иоанн прибыл в Архангельск 13 миюня. 14 июня он он совершил Литургию в кафедральном соборе города; 15 – в храме Воскресения Христова. В тот же день вечером Батюшка покинул Архангельск. – Ведомости СПб. Град. 1901. 19 июня 67 В 1901 году в Сурском монастыре были возведены деревянный трехэтажный жилой корпус с 28 кельями для сестер; комнатами о. Иоанна и церковью во имя св. ап. Иоанна Богослова, рассчитанной на 600 молящихся; каменный двухэтажный корпус для трапезной с подвальными помещениями4 дощатый сеновал на 300 возов сена. – ГААФ, ф. 310, оп. 1, д. 11, л. 2, 2 об. 68 11 июня, перед отъездом из Суры о. Иоанн благословил закладку каменного двухэтажного дома для хозяйственных нужд монастыря. 69 Освящение храма во имя св. Иоанна Рыльского при подворье Сурского монастыря в Петербурге состоялось 17 декабря 1901 г. Освящение и Божественную Литургию совершал о. Иоанн в сослужении прот. Философа Орнатского , свящ. Иоанна Орнатского, настоятеля Леушинского подворья; свящ. Александра Зыбина, настоятеля подворья Пюхтицкого монастыря в г. Ревеле; свящ Виктора Торбаева и др. 73 По совету о. Иоанна Е.В.Духонина встала на путь монашеской жизни, распродала свое имущество и в декабре 1901 г. была готова ехать в Орловский женский монастырь. О Иоанн посетил Духонину в Москве и благословил ее на дорогу следующими словами: «На отъезд я тебя с радостию благословляю, а приказания и наставления пусть тебе даст игумения; я же скажу только одно: побольше терпения, смирения и снисходительности к слабостям других; следи строго за собой, чтобы не иметь пристрастия ни к чему мирскому, молись хорошенько и ходи к службам непременно, смотри и следи внимательно за собой, – за своим внутренним миром и старайся ловить свои мысли и исправлять себя». – Духонина. С.96. 74 В апреле 1902 г. игум. Антония писала о. Иоанну: «Поселившаяся у нас неизвестно до какого времени добрая, кроткая Голубица (как назвали Вы ее в телеграмме), дочь Ваша духовная Екатерина Васильевна, доставляет нам утешение своими полезными беседами и назидает нас благими своими обычаями, и мы часто вспоминаем о Вас, призывая на помощь себе Ваши благоугодные Богу молитвы, и воодушевляя себя слышанным Ею от Вас, Святейший Батюшка». – ЦГИА СПб, ф.2219, оп.1, д.7 Б, л.129 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— Валерий Павлович, расскажите, пожалуйста, о работе над книгой о священномученике протоиерее Философе Орнатском. В конце 1998 года ко мне обратился настоятель Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерей Павел Красноцветов и предложил подготовить книгу и материалы к канонизации новомученика протоиерея Философа Николаевича Орнатского и убиенных вместе с ним его сыновей Бориса и Николая. Имея определенный опыт, я с радостью взялся за этот труд. Отец Павел с великим благоговением относился к батюшке Философу и постоянно служил панихиды по своему предшественнику. В Казанском соборе всегда читались записки об упокоении его настоятеля— протоиерея Философа, а прихожане не скрывали того, что они обращались к отцу Философу с молитвами и по вере получали просимое. Протоиерей Павел оказал мне неоценимую помощь в работе своими духовными советами и познакомил меня с родственниками подвижника, за что выражаю ему глубочайшую признательность. Интерес к личности отца Философа у меня зародился давно, около тридцати лет назад, когда в России из рук в руки передавалась книга протопресвитера Русской Православной Церкви За границей (РПЦЗ) Михаила Польского «Новые мученики российские». Из нее стало известно о мученичестве протоиерея Философа Орнатского, прославленного РПЦЗ в 1981 году. Но о жизненном пути и церковно-общественной деятельности выдающегося русского пастыря в этой книге практически ничего конкретного сказано не было. Немного позже в журнале «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» 20, 1998) была опубликована статья под названием «Новомученик протоиерей Философ Орнатский». В ней также основное место занимал рассказ об аресте и мученической кончине пастыря, но страницы его подвижнической жизни, по-прежнему, оставались тайной для читателя. Я вновь приступил к исследованиям в библиотечных и архивных фондах. Теперь все было несколько проще, ибо эти пути были мне известны по работе над книгами о преподобном Серафиме Вырицком. Надо сказать, что в ту пору еще не было электронных архивов, поэтому эта работа была весьма сложной и трудоемкой— поиск нужных материалов по картотекам, последующий заказ необходимых материалов в фондах и работа с ними в читальных залах. Напряженный труд по изучению материалов о жизни и подвигах отца Философа, встречи и беседы с родственниками священномученика заняли более девяти месяцев.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/07/...

В ответ председатель епархиальной комиссии по канонизации новомучеников протоиерей Владимир Сорокин сообщил, что епархия планирует создать при Александро-Невской лавре музей, посвященный истории гонений на Церковь: «Отец Назарий благословил, и экспонаты постепенно собираются. У нас есть ряса священномученика протоиерея Леонида Богоявленского; недавно я выпросил на Литейном, 4 дверь камеры, где расстреливали новомучеников, и железную кровать – на таких спали арестованные», - сказал отец Владимир. В завершение вечера духовник Александро-Невской Лавры, игумен Никита (Марков) освятил икону мученика Николая Орнатского (напомним, что сыновья протоиерея Философа Орнатского Николай и Борис, расстрелянные вместе с отцом, причислены к лику мучеников, но икон их до этого не было), после чего к образу приложились все присутствующие. Справка Петр Иоаннович Скипетров родился 4 июня 1863 года в селе Станки Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончил Шуйское духовное училище, Владимирскую духовную семинарию (1884) Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1890; тема кандидатской работы – «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического»). С 18 февраля 1884 года - диакон, определен на иподиаконскую вакансию в Исаакиевский кафедральный собор. С 14 сентября 1892 года - священник церкви детского приюта принца Ольденбургского. С 11898-го -- священник вновь построенной Скорбященской церкви, возведенной на месте явления в 1888 чудотворной иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками. С 1912 по 1918-й - настоятель Скорбященской церкви. В 1894 - 1900-е годы - законоучитель в приюте великой княгини Александры Николаевны. С 1900 по 1917-й - законоучитель в Громовском детском приюте. 19 января 1918 года, накануне официального обнародования декрета об отделении церкви от государства, большевистские власти предприняли попытку захвата Александро-Невской Лавры, что вызвало конфликт с верующими. Протоиерей Петр Скипетров увидел, что несколько красногвардейцев угрожают винтовками и револьверами пришедшим в лавру женщинам. Священник обратился к вооруженным людям с призывом не производить насилия над верующими, не издеваться над народными святынями. Один из красногвардейцев выстрелил в священника и смертельно его ранил. Вечером протоиерей Петр Скипетров скончался в больнице. Похоронен на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-04/4...

Упоминается в связи с ходатайством председателя городской комиссии по народному образованию по Нарвсксой части Санкт-Петербурга протоиерея Философа Орнатского о выделении земли под будущий храм в честь Воскресения Христова вблизи Варшавского вокзала, удовлетворенным Городской думой, которая предоставила для этой цели участок в 1000 сажен по набережной Обводного канала, 116 «для построения на сем месте каменной церкви на 5000 человек» (см.: Филимонов В. П. Крестом отверзается небо… СПб., 2000. С. 32). «К этому участку, – говорится далее, – по ходатайству отца Иоанна Кронштадтского пред Министром Путей Сообщения г. Кривошеиным также безвозмездно присоединен смежный участок из земель железной дороги под постройку церковного домаоминается в связи с ходатайством председателя городской комиссии по народному образованию по Нарвсксой части Санкт-Петербурга протоиерея Философа Орнатского о выделении земли под будущий храм в честь Воскресения Христова вблизи Варшавского вокзала, удовлетворенным Городской думой, которая предоставила для этой цели участок в 1000 сажен по набережной Обводного канала, 116 «для построения на сем месте каменной церкви на 5000 человек» (см.: Филимонов В. П. Крестом отверзается небо… СПб., 2000. С. 32). «К этому участку, – говорится далее, – по ходатайству отца Иоанна Кронштадтского пред Министром Путей Сообщения г. Кривошеиным также безвозмездно присоединен смежный участок из земель железной дороги под постройку церковного дома » (Там же. С. 33), Именно на этом участке и была установлена временная деревянная церковь Воскресения Христова (см. письмо Председателю Общества распространения религиозно-нравственного просвещения протоиерею Философу Орнатскому с датой: не позднее 12 сентября 1895 г. и примеч. к нему). (Там же. С. 33), Именно на этом участке и была установлена временная деревянная церковь Воскресения Христова (см. письмо Председателю Общества распространения религиозно-нравственного просвещения протоиерею Философу Орнатскому с датой: не позднее 12 сентября 1895 г. и примеч. к нему). Графине Е. Адлерберг. 1894. В течение года. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Архив Пн В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная священномученику Философу Орнатскому 11 октября 2023 г. 14:28 Выставка «Жизнь как подвиг», посвященная священномученику протоиерею Философу Орнатскому (1860-1918), открылась 9 октября 2023 года в Новом здании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Мероприятие приурочено ко Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября. Экспозиция подготовлена совместно с Константино-Еленинским женским монастырем Санкт-Петербургской епархии . Церемония началась с молебна, который совершил клирик обители иерей Илия Семин. Настоятельница монастыря игумения Илариона (Феоктистова) поблагодарила РНБ за возможность организовать экспозицию на ее площадке. «Протоиерей Философ Орнатский был настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского, сейчас это подворье нашего монастыря, — напомнила матушка Илариона. — Это место, где более 20 лет священномученик молился, занимался воспитанием своих духовных чад и просвещением. Его служение не было только церковным, он занимался общественной деятельностью, огромный след оставил и в культуре Санкт-Петербурга. Эта тема во многом открыта, мы только начинаем ее разрабатывать. Он создавал библиотеки, доступные для народа, поэтому символично, что выставка открыта именно здесь. Библиотека предоставила для экспозиции издания его проповедей. При его жизни они не были собраны в одно издание, и через 100 лет после его кончины наш монастырь издал их. Отец Философ не разделял жизнь внутри и вне храма, в любую свою деятельность привносил веру и христианские добродетели». Внучка отца Философа Татьяна Орнатская пожелала, чтобы молодые читатели библиотеки заинтересовались судьбой протоиерея Философа Орнатского и его сыновей Николая и Бориса. Она рассказала, что когда занималась сбором материалов для книги о своем знаменитом предке, пользовалась и фондами Российской национальной библиотеки. Руководитель центра «Возвращенные имена» при РНБ Анатолий Разумов рассказал, что информацию о расстреле протоиерея Философа Орнатского и его сыновей Бориса и Николая нашел в архиве госбезопасности, где изучал документы первой половины XX века. Их имена встречаются в списке среди 500 расстрелянных во время красного террора в Петрограде осенью 1918-го. В справке от 28 октября 1921 года указано, что священнослужитель и его сыновья расстреляны «как белогвардейцы».

http://patriarchia.ru/db/text/6066165.ht...

Конвойные молчат, слушают. А батюшка Орнатский успокаивает полковника и говорит: — Ничего, к Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы. И стал читать то, что полагается, отходную над умершим. Читает четко, твердым голосом. Читает и благословляет. Была темная, дождливая ночь… Все арестованные притихли и крестятся. Конвойные отвернулись. Меня жуть берет, и хмель выскакивает. Приказано было везти за Лигово, на берег залива. Долго мы ехали, а батюшка Орнатский все молитвы читал. На месте, на самом берегу, выгрузились и поставили всех рядом. Здесь уже ждали чекисты. Подходили с наганами и стреляли в затылок”». Отца Философа Орнатского расстреливали вместе с двумя сыновьями, Николаем и Борисом. Рассказывали, что перед тем, как привести приговор в исполнение, батюшку спросили: — Кого сначала убивать, Вас или сыновей? Отец Философ ответил: — Сыновей. Встал на колени и, когда убивали его детей, читал над ними «отходную». Из книги священника Михаила Польского: «Для расстрела отца Орнатского построили взвод красноармейцев. Те отказались стрелять. Позвали китайцев. Идолопоклонники, устрашенные чудесной силой и видом молящегося коленопреклоненного старца, также отказались. Тогда к батюшке подошел вплотную молодой комиссар и выстрелил в него из револьвера в упор…» Тела расстрелянных скинули в воды залива. Есть свидетельство, что тело священномученика Философа не утонуло, волнами вынесло к Ораниенбауму, где его тайно захоронили. В 2000 году протоиерей Философ Орнатский и его сыновья причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Священномучениче отче Философе, моли Бога о нас! Судьба семьи священномученика Философа. Беседа с Татьяной Константиновной Орнатской Отец Философ Орнатский принял мученическую кончину в 1918 году. Это было страшное время, прежний мир стремительно рушился, будто сошла на него безудержная лавина. Люди обезумели, вчерашние труженики бросили работу, вооружились и превратились в разбойников. Вседозволенность пьянила и отравляла. Начались беспорядки, погромы, репрессии.

http://azbyka.ru/fiction/svjashhennomuch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010