13:4-7). Там одна только часть сохранилась, а три погибли: иное семя пало при дороге - и осталось бесплодным; иное было подавлено тернием, а иное, упав на камни и оставшись на поверхности, не могло принести никакого плода. Но здесь, по благодати Божьей, мы надеемся, что все семя брошено на добрую землю, и одни принесут плод его во сто крат, другие - в шестьдесят, а иные - в тридцать. Это-то умножает нашу ревность, это-то возбуждает наш ум, - именно уверенность, что мы не тщетно и не напрасно предлагаем поучение, что вы принимаете слова ваши внимательным слухом и бодрым умом. Говорю это, не льстя любви вашей, но заключая о вашем усердии из вчерашней нашей беседы. Я видел, как все вы внимательно слушали и всячески старались, чтобы не опустить ни одного слова. Кроме того, и частые рукоплескания были весьма ясным доказательством, что вы слушали поучение с удовольствием. А кто слушает что-нибудь с удовольствием, тот, очевидно, внедряет это в ум и, слагая в глубине души, делает неизгладимым. Кто же может достойно и вас восхвалить, и нас ублажить за то, что говорим в слух слушающих? - Блажен, говорит (Писание), " кто передает мудрость в уши слушающих " (Сирах. 25:12). Это следствие поста; это врачество послужило во спасение душам нашим. Если же (пост) показал такую силу в самом начале своем, то какой надобно ожидать от него пользы в последующие дни? Только вы, прошу, " со страхом и трепетом совершайте свое спасение " (Филип. 2:12), и не давайте никакого к себе доступа врагу вашего спасения. Он, видя теперь ваше духовное богатство, беснуется и свирепствует, и " ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " (1 Петр. 5:8). Но если будем только бдительны, то, по милости Божьей, он никого не одолеет. 2. Таково наше духовное оружие, которым облекла нас благодать Духа, как это объяснили мы вчера любви вашей. Итак, если мы будем постоянно ограждать этими оружиями все члены свои, то ни одна из стрел, бросаемых врагом, не коснется нас, но все возвратятся к нему без всякого действия: благодать Божия сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Филип чакъыргъынча алда, сен инжир терекни тюбюнде турагъанда гёрдюм, – деп жавап бере Иса. 49 – Устаз! Сен Аллагьны Уланысан, Сен Исрайылны пачасысан, – деп жавап бере Натанайыл Огъар. 50 – Сени инжир терекни тюбюнде турагъанда гёрдюм дейгеним саялы инанамысан? Мундан да уллуларын гёрежексен, – дей Иса огъар. 51 Сонг Иса булай дей: – Гертисин сёйлеймен сизге: кёкню ачылгъанын, Аллагьны малайиклери Инсанны Уланыны уьстюне тюшюп гелегенин ва гётерилип гетегенин гёрежексиз.     2   Кана деген юртда болгъан той 1 Уьч гюнден сонг Галилеяны Кана деген юртунда бир той бола. Шонда Исаны анасы да болгъан. 2 Иса булан Ону якъчылары да шо тойгъа чакъырылгъан болгъан. 3 Тойда чагъыр битгенде, анасы Исагъа: – Буланы чагъырлары битген, – дей. 4 – Анам, Магъа да, сагъа да шо не аварадыр? Мени заманым гьали де гелмеген, – дей Иса огъар. 5 Исаны анасы тойдагъы къуллукъчулагъа: – Сизге О не буюрса, шону этерсиз, – дей. 6 Онда гьарисине сексенден юз йигирма литрге ювукъ сув сыягъан алты таш кершен болгъан. Оьзлени адатына гёре, шо сувну ягьудилер жувунмакъ учун пайдаландыра болгъанлар. 7 Иса олагъа: – Кершенлени сувдан толтуругъуз, – дей. Олар авзуна ерли толтуралар. 8 Сонг Иса къуллукъчулагъа: – Гьали тёгюп, тойну юрютеген адамгъа элтигиз, – дей. Олар да элтелер. 9 Тойну юрютеген адам Иса чагъыргъа айландыргъан сувну татывлап къарай. Бу чагъыр къайдан гелгенни билмей, о гьакъда янгыз сувну тёкген къуллукъчулар биле. Шо саялы о оьзюню янына гиевню чакъырып, 10 огъар булай дей: – Адамлар яхшы чагъырны башлап бере. Кёп ичип, къонакълар эсиргенде буса, яманын бере. Сен буса яхшы чагъырны артгъа сакълагъан болгъан экенсен. 11 Бу Иса этген аламатланы биринчиси болгъан. Шо аламат Галилеяны Кана деген юртунда этилген. Иса Оьзюню макътавлугъун муна шолай гёрсетген ва якъчылары Огъар иман салгъанлар. 12 Мундан сонг Иса анасы, инилери, якъчылары да булан бирче Капернагьум шагьаргъа бара. Онда олар бир нече гюн къалалар.   Иса сатывчуланы ибадатханадан къувалай 13 Ягьуди Пасха байрам ювукълаша. Иса Ерусалимге геле. 14 О ибадатханада олтуруп оьгюзлер, къойлар, гёгюрчюнлер сатагъанлар булан акъча алышдырагъанланы таба. 15 Аркъандан эшип бир къамучу да этип, ибадатханадан оланы барын да, шолай да къойланы ва оьгюзлени къуваламагъа башлай. О алышдырагъанланы акъчаларын алып чача, оланы такъчаларын авдара. 16 Гёгюрчюн сатагъанлагъа:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Похвально твое чувство, а их извинительно болезнование, по любви к тебе и привязанности к миру. Я вижу, что тебе есть звание Божие, которым ты должна дорожить, благодарить Бога, удостоившего тебя оного, и данное Ему слово привести в исполнение, содействием Его благодати. Он призывает нас к Себе, велит взять Его иго, называет оное благим, и бремя его легким ( Мф.11:30 ); сему надобно верить несомненно. Но только я должен тебя упредить, что вера и любовь Божия противными искушаются; т.е. будут разного рода искушения и скорби на сем пути, без коих не только невозможно спастись, но ниже в вере утвердиться. Премудрый Сирах пишет: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение; управи сердце твое и потерпи ( Сир.2:1 ). Евангелие и учения апостольские во многих местах учат о терпении. Но где есть истинное звание Божие, тот ни на что это не взирает; а имея твердое произволение, надеется на помощь Божию. Посылаю тебе книгу св. Иоанная Лествичника , которую ты читай со вниманием и познавай, как должно иметь борьбу со страстями: однако ж от одного чтения не можешь уразуметь как должно, ежели опытом не пройдешь. Молись Богу, да будет на тебе Его святая воля, и предавайся оной, призывай в помощь пречистую Деву Богородицу, Заступницу нашу и Покровительницу. Однако ж скоро не спеши, испытай чувства своего сердца, готово ли оно к призванию сему: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). Надобно отвергнуть свою волю и разум, и покорить другим, могущим тебя вести спасенным путем; иначе ты не можешь научиться ни смирению, ни кротости; дабы обрести покой душе твоей: хотя и повелел Господь научиться нам от Него, но Он показал Собою пример, послушлив быв даже до смерти ( Филип. 2:8 ). И мы через послушание можем достигать смирения (как увидишь в 4-й степени Лествицы); а без оного все наши добродетели ничтожны. Когда и совершенно решишься на путь сей, то избрание обиталища, и наставляющей тебя не можешь сама избрать безошибочно, и о семь молись Богу: скажи мне, Господи, путь, во оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою ( Пс.142:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

8. Но я забыл, что говорю людям, которые и к любящим их не показывают равной любви. Кто же после этого избавит нас от упомянутого наказания, когда мы не только далеки от той заповеди (о любви к врагам), но не делаем даже и того, что делают мытари? " Ибо если вы будете любить любящих вас " , говорит (Христос), " какая вам награда? Не то же ли делают и мытари " (Матф. 5:46)? Так, когда мы и этого не делаем, то какая у нас надежда на спасение? Поэтому прошу, не будем жестокосердны, но укротим помыслы наши, и, прежде всего, научимся побеждать ближнего любовью и, по словам блаженного Павла, " почитайте один другого высшим себя " (Филип. 2:3), научимся не уступать и быть побежденными в этом, но побеждать (других), и любящим нас показывать большее и пламеннейшее благорасположение. Это всего более поддерживает и веселит жизнь нашу, этим мы отличаемся от бессловесных и от зверей, тем т.е., что можем, если захотим, сохранять соответствующий нам порядок и иметь совершенное согласие с ближними. Потом (научимся) укрощать наши помыслы и усмирять этого неукротимого зверя, т.е. гнев, представляя ему зрелище страшного судилища и внушая, что, если он решится примириться с врагами, то получит великие блага, если же будет продолжать вражду, то подвергнется тяжкому осуждению. Мы не должны, ведь, тратить время напрасно и без цели, но каждый день и час иметь перед глазами суд Господень и то, что может или доставить нам великое дерзновение, или навлечь наказание. Имея это в мыслях наших, мы победим страсти, обуздаем порывы нашей плоти и умертвим, по словам блаженного Павла, " члены наши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, гнев " (Кол. 3:5,8), любостяжание, тщеславие, ненависть. Если мы сделаем себя мертвыми для этих страстей так, чтобы они не могли действовать в нас, то получим плоды Духа, каковы суть: " любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание " (Галат. 5:22-23). В этом должно состоять различие христианина от неверного; в этом должны заключаться наши отличительные признаки, чтобы мы не красовались только именем, и не превозносились наружным видом, напротив, если бы даже обладали всеми исчисленными плодами (Духа), и тогда не гордились, но еще более смирялись. " Когда " , говорит (Христос), " исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие " (Лук. 17:10). Если так будем печься и заботиться о своем спасении, то можем и себе принести величайшую пользу и избавиться от будущего наказания, и для тех, кто смотрит на нас, быть учителями полезного, чтобы, проведши настоящую жизнь в строгости, в будущей удостоиться нам милости (Божьей), которую да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава, держава, честь во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

12:15 Сион къызы – демек, Ерусалим. 18:28 Ягьуди тюгюллени уьйлерине гирген ягьудилер мурдарлангъан деп санала болгъан. 1:2 Элчи (грекче «апостолос») – Аллагь сайлап йиберген адам. Огъар ихтиярланы Иса Месигь берген. Исаны башлапгъы он эки якъчысы элчилер болуп токътагъанлар. 1:13 Элинсюер – он эки элчиден бириси болгъан Симон алда «Элинсюерлер» деген дин-жамият къурумну ортакъчысы болгъан буса ярай. Шо къурум Ягьудеяны румлуланы зулмусундан савутну гючю булан къутгъармагъа къаст эте болгъан. 2:1 Ашлыкъ тюшюмню байрамы – ашлыкъ тюшюм къайтарылып битген сонг оьтгерилеген байрам. Ягьудилер бу байрамны Пасха байрамындан сонг эллинчи гюн оьтгере болгъан. 2:31 Месигь – Бу сёзню маънасы «танглангъан» демекдир. Бу дюньягъа къутгъарылыв гелтирмек учун, Аллагь Иса Месигьни танглагъан. Сёзлюкге де къара. 4:1 Дин къуллукъчу – ягьудилерде Ерусалимдеги ибадатханада этилеген къурбанны Къанунгъа къыйышывлу кюйде юрютеген адам болгъан. 4:1 Саддукейлер – ягьудилени арасында тувулунгъан дин ва сиясат бёлюк. Сёзлюкге де къара. 4:5 Тамазалар – Исаны заманында ягьудилени арасындагъы абурлу адамлар. Олагъа бир-бир дин адатланы юрютмек ва жамият борчлар тапшурула болгъан. 4:36 Левийлер – ибадатхананы къуллукъчулары. Сёзлюкге де къара. 5:34 Фарисейлер – ягьудилени арасында тувулунгъан дин ва сиясат бёлюк. Сёзлюкге де къара. 7:4 Килданилер – бырынгъы Месопотамияда яшагъан бир халкъ. 8:37 Бир-бир грекче къолъязывларда «Филип огъар: „Эгер бютюн юрегингден иман сала бусанг, дагъы бир зат да тарыкъ тюгюл“, – дей. О да: „Иса Месигь Аллагьны Уланы экенине иман саламан“, – деп жавап бере» деген аят да ёлугъа. 8:39 Бир-бир грекче къолъязывларда бу аятда «Эфиоп Аллагьны Ругьун къабул эте, Раббини малайиги буса Филипни алып гете» деген сёзлер де ёлугъа. 9:36 Дорка – бу ат грекчеден «жайран» деп гёчюрюле. 13:14 Сонгугюн – ягьудилерде сыйлы саналагъан гюн. Мусаны Къанунуна гёре, шо гюн Аллагьгъа ибадат этмекден оьзге ишни кютмек гери урула болгъан. Сёзлюкге де къара. 14:14 Уьстюндеги опуракъларын йыртыв – бек къыйналмакълыкъны, къайгъырмакълыкъны белгиси гьисапда этилеген бир иш.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Вот несколько таких примеров: 1)«...да бежу, оттрясая и прах ног своих ...» л.248); «...и, исходя, отряс и прах ног своих »; «... оттрясая от ног прах , говорил тебе» л. 181) – см.: Мф. 10:14 ; Мк.6:11 ; Лк. 9:4 – 5 ; Деян. 13:50–51 ; 2)«...прежде посыпав главу пеплом ...» 9, л. 252) – см.: 2Цар. 13:19 ; Неем. 9:1 ; Есф.4:1 ; Иер. 6:26 ; Пл. 2:10; Иез. 27:30 ; Откр. 18:19 ; 3)«...и сам, тая грамоты подписуя, утвердил еси, и по делом руку твоею воздаст тебе Господь» л. 184) – см.: Пс. 27:4; 61:13 ; Пр. 12:14; 4)«А аз чист от сих : един сакос взят, и тот недорог, простой...» л. 23) – см.: Иов 33:9 ; Пр. 20:9; Деян. 18:6; 20:26 ; 2Тим. 2:21 ; 5)«Изгнася Филип митрополит, но паки ста противу лицу оскорбивших его» л. 247) – см.: 2Пар. 25:8 ; Иер. 18:17; 19:7 ; 6)«...везде плачь и сокрушение, везде стенание и воздыхание , и несть никово веселящася во днех сих» 9, л. 253) – см.: Ис. 29:2 ; Иер. 31:15 ; Пл. 2:5; Иез. 2:10 . Устойчивые выражения и библейские фразеологизмы, при помощи которых патриарх Никон строил свое повествование, служили «общим языковым и тематическим кодом, вводящим проекцию жизненных событий на высокий и вечный фон» 1091 . VII. Работа с библейскими источниками на уровне сюжетов и эпизодов . Для назидательного воздействия на адресата патриарх Никон в своих посланиях современникам и челобитных царю использует самые известные библейские сюжеты и эпизоды. Причем к изложению одних и тех же ситуаций в разных своих сочинениях Никон обращается неоднократно. Эти причины заставили автора применять такие способы введения в свои сочинения повествований о событиях библейской истории, при которых внимание читателя было бы приковано к наиболее важным деталям и ключевым моментам повествования. Один из них – краткое изложение библейских сюжетов и отдельных эпизодов, при котором не всегда соблюдается последовательность источника; главное для автора – передать содержание ситуации, перечислить ключевые моменты повествования, по отдельным деталям воссоздать цельность события.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 Str. I, 1; 1; I, 181, 1; II. 3, 5; II. 43, 5–44, 4; II, 53, 4–6. 56, 1–59, IV. 74. 4; VI, 46. 5; VI, 131, 2 St II. 3, 111, 114, 136, 143–144, 281, 435 498. Ср. Katter Н., Clemens Alexandrinus und das Neue Testament. Giessen 1897, S. 80–87. См. также Ориген, De principies IV. 11. 45 Cp. Sychowsky St,. Hieronymus als Literarhistoriker, Münster i. W. 1894, S. 125–127; Bernoulli С. A.. Der Schriftstellerkatalog des Hieronymus, Freiburg i. B. und Leipzig 1895. 134–135, 166–167, 201–202, 233,238–239. 48 Boov C., Neue Fragmente des Papias, Hegesippus und Pierius in bisher unbekannten Excerpten aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes (TU V, 2), S. 169–171. 53 Филип, конечно, не обозначал точно, каким именно по счету был тот или другой катихит. Τ ταρτος появилось только у эксцептора в прямом противоречии как с Филиппом, для которого Ориген есть всего лишь τρ τος, так и с Евсевием, который в ряду исторически известных катихитов александрийской школы на третьем месте называет Оригена . 54 Мы предвидим возражение: «какие же это точные сведения», если утверждается, что апология была подана Адриану и Антонину (?), между тем и из надписания, и из содержания самой апологии ясно, что она была подана Марку Аврелию и Комоду» (Schwarmz E., Athenagorae libellus pro Christianis. Oratio de resurrectione cadaverum, TU IV, 2, Leipzig 1891, S. 1, 20, 47; cp. Мироносицкий И. И., Афинагор, христианский апологет II века, стр. 35–36, 42–45),–и парируем его указанием на другой аналогичный факт, имевший место тоже относительно адресата апологии. В сирийском переводе апологии Аристида читается: «Апология, которую держал Аристид философ пред царем Адрианом в защиту почитания Бога. Автократор Цезарь Тит Адриан Антонин, августейшие и милостивые» (ср. Harris J. R. The Apologie of Aristides. Texts and Studies 1. 1. Cambridge 1893. p. 7–8, 35, 52; Крестников И, Христианский апологет II века, афинский философ Аристид и его новооткрытый сочинения. Казань 1904. 104–106. 118–119 и др.). В конце концов и здесь под «августейшие и милостивые» подразумевались, очевидно, Адриан и Антонин. Факт поучительный. Раз между нами и источником Филиппа стоит такой длинный ряд посредников, то имена императоров, особенно если они в какой-либо посредствующей инстанции были написаны сокращенно, легко могли подвергнутся искажению или неправильному истолкованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Но этот образ был вместе с тем прообразом напоения чад новозаветной церкви «струями божественного учения» (бл. Феодорит;=Дидим, Евсевий, Зигабен) и насыщения «вкушением таинственной снеди» Тела и Крови Христа Спасителя (бл. Феодорит;=Исихий), услаждающей души верующих (см. выше толк. ва Пс.21:27 и 30, стр. 317–320), и вообще предызображал благодатный дар всегдашней радости их о Господе ( Филип. 4:4 ; ср. Римл. 14:17; 15:13 ; Гал. 5:22 ), изливаемой в сердца их Духом Святым ( 1Сол. 1:6 ; Римл. 5:5 ; ср. толк. на Пс.22:5 стр. 326–7). – в) Бог есть источник жизни и света (ст. 10) и по милости Своей дарует людям, поддерживает, сохраняет и восстановляет жизнь, как физическую, так и духовную ( Быт.2:7 ; Деян.17:28 ; Пс.15:10–11; 137:7; 118:25, 37, 40, 50, 93 и др.) и, ежедневно озаряя их светом солнечным ( Мф.5:45 ), – в переносном смысле просвещает их светом земного счастья ( Пс.17:29 ; ср. 96:11; 11:4; Иов. 18:5–6; 21:17 ), и духовно – светом спасительной истины Своего откровенного закона, просветляя, очищая и направляя к добру их разум, сердце и волю ( Пс.18:9; 42:3; 118:105, 130 ; Притч. 6:23; 4:18 ) и постепенно возводя к созерцанию света славы, – к блаженству вечному ( Ис.60:19–20 ; Апок. 22:5 ). Давид в несчастьях гонения, всеми оставленный и забытый, признавал себя как бы уже лишенным жизни и света и заключённым во мраке вместе с умершими ( Пс.30:11–13; 141:7; 142:3–4 ); но оживляемый и просвещаемый духовно верою в Господа ( Пс.141:6; 15:5–8; 18:9; 26:1 ), в надежде на Его милость, ясно предчувствовал, что Господь снова оживит его Своею всемогущею силою ( Пс.138:7; 15:10–11; 70:20 ) и просветит светом лица Своего ( Пс.4:7; 30:17; 17:29 ), т. е. даст ему снова увидеть светлые и счастливые дни на земле, – а вместе с тем провидел обетованного Христа Спасителя (бл. Феодорит, Августин, Зигабен; ср. Василий В. против Евномия кн. 2 и 4), который есть живот и свет человекам ( Ин.1:4 и 9; 8:12; 11:25; 14:6), и что Он, пришедши на землю, совершением дела искупления оживит мертвых прегрешениями ( Еф.2:1–6 ; Римл. 6:13 ) и светом Своего учения просветит сидящих во тьме неверия и нечестия ( Лк.1:79 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1) От болъзни своей — переходить к мысли о смерти и от страданий в болъзни — к мукам вечным. — 2) Сказывает, как в тогдашнем гонении одни прославились, а другие посрамились и совсем потерялись. — 3) К последним — слово сожаления, обличения и устрашения последствиями. 31]. 1) Болел я, и молитвами вашими оздоровел опять. Но доколе будем мы опять таким образом возвращаться к здравию? — Придет всеконечно смертный час, когда не будет иметь места это возвращение; придет и отдалит меня от вас и перешлет отсюда во иную сторону. Однако поэтому вам не следует помышлять о сиротстве: ибо не ложен сказавший: не оставлю вас сирых (Ин. 14, 18), — и: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Кроме того, — увидим друг друга в день оный; но — когда бы можно было сказать: в радости неизреченной и в жизни нескончаемой! — А что перестрадал я во время болезни, знаете; как, будучи схвачен ознобом, подвергся я нестерпимому трясению, как скоро потом был объят палящим жаром целый день. — Страдая так, я подумад тогда в себе самом, — не так ли и в будущем веке от мук в тартаре будут переводить в геенну огненную, так что двум, или и больше того, мукам будет повинен бедный человек? Но одной или двум подвергнется кто там мукам; из здешних страданий можно заключать, сколь нестерпим гнев Божий на грешников, и от сего объявшись страхом и трепетом, принять решение всячески попещись не впасть в нестерпимыя оныя муки. 2) Вот и настоящее гонение для одних послужило поводом к проявлению добродетели, и они просияли яко же светила в мире, слово животное придержаще, в похвалу мне, если можно так сказать, в день Христов (Филип. 2, 15. 16). Сколько добра они сделали? И какого усовершения достигли? Что и себя самих спасли и спасают, став опытными чрез подъятие искушений и очистившись, как злато в горниле, чрез перегорение в огне скорбей и страданий, — и других привлекают к тому же, явясь таким образом спасителями многих и своих, и чужих. Для других же, впрочем очень немногих, гонение было поводом к делам злым, по причине их самопроизвольной жизни, не стесняемой законом послушания и оставляющей им свободу совершать свои стыдения. Почему очень уместно сказать о них словами Писания: потемне паче сажи вид их (Плачь Иерм. 4, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

О гордости святитель Тихон из св. Златоуста предлагает сии мысли: гордость есть корень и источник всякого беззакония (Бесед. 13 на Матф.). Велия злая, колеблющия весь свет, от гордости изыдоша (Ibidem.). Гордость всякую добродетель душевную погубляет (Бесед. 16, на Иоан.). Гордость все житие наше нечистым сотворяет, хотя бы чистоту, девственность, молитву, милостыню творили (Бесед. 5, на Филип.). Доказательство скудости ума есть гордость (Бес. 1, на посл. к Солун.). Чем больше кто себя смиряет, тем себя паче возносит (Бесед. 11, на пос. к Ефес.). И посему-то св. Златоустый имел обычай в известный час утра молиться о смирении сею молитвою: Господи даждь ми: смирение, целомудрие и послушание (Молитв. утр.). Вопр. Как блаж. Тихон размышляет о гордости? Отв. Премерзкий, говорит он, грех есть гордость; но мало от кого познается, потому что в сердце глубоко сокровен. Начало гордости есть незнание самого себя: сие незнание ослепляет человека, и человек гордится... Какие плоды горького семени гордости? 1) Гордый человек всяким образом ищет чести, славы и похвалы. Он всегда хочет показаться нечто и другим указывать, повелевать и начальствовать; а кто препятствует желанию его, на того гневается и злобится. 2) Лишившись чести и начальства, ропщет, негодует и хулит. Что я согрешил? в чем я виноват? того ли труды мои стоят? 3) Дела выше сил своих начинает, которых не может исправить. 4) В чужие дела самовольно вмешивается: он везде и всякому хочет указывать, хотя и сам не знает, что делает; так гордость его ослепляет. 5) Без стыда хвалит себя и возвышает: я де то и то сделал, такие-то заслуги обществу оказал... 6) Других людей унижает и презирает: он де подлый человек, он негодный... 7) Власти и начальству не покоряется, не повинуется... у гордых выя жестока и непреклонна. 8) Добро , какое имеет у себя, себе самому, своему тщанию и трудам приписует, а не Богу. Но, человече! что ты от себя можешь иметь, который наг изшел из чрева матери своей? Что можешь иметь, когда един Бог – источник всякого добра? Что тщание я труд наш без помощи Того, без Которого всяк – ничто, как тень – без тела? 9) Гордый обличения и увещания крайне не любит: почитает себя чистым, хотя весь замаран. 10) В унижении, в презрении, в беде и напастях не терпелив, ропотлив и часто хулит. 11) В словах, в поступках он показывает надменность, пышность и презорство некое... Вот плоды гордости, Богу и человекам ненавистные... О, когда бы человек познал себя самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство! Он никогда бы не гордился. Но тем окаяннее человек, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. О Господи, избави мя от всякого неведения, а паче от неведения самого себя, своей бедности! О Владыко! даждь ми зрети моя прегрешения, и смиряться!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010