Повидимому, случайным делом была перепись, производившаяся по всей, подвластной римскому кесарю, вселенной, именно тогда, как оканчивались для Пресвятой Девы дни чревоношения. Но и сие дело свободы человеческой, зависевшее от римского Августа, высшей волей Мироправителя употреблено в средство к исполнению вечных предначертаний о Спасителе мира. Суждено Спасителю родиться в одном из беднейших и ничтожных городов иудейских, и именно, по пророчествам, как отрасли Давида, Ему надлежало родиться в Вифлееме, – граде Давидова рода ( Мих.5:2 ; 2Цар.7:12–19 ; Ис.11:1–5 .). Между тем, Иосиф, которому обручена была Дева Мария, которому поручена была в охранение чревоносящая Дева, имел собственное жилище в галилейском Назарете. Время оканчивалось: что же будет? Изыде во дни те повеление от кесаря Августа написати вселенную ( Лк.2:1 ). Повеление Августа приводит в движение все народонаселение иудейское. Всем надлежало вписываться по коленам, племенам и родам, каждому в своем праотеческом городе. Иосиф и обрученная ему Мария, как происходившие от рода и дома Давидова, должны были, не взирая ни на какие неудобства, непременно идти в город Давидов, – Вифлеем и вписаться. В бытность же их там, исполнились дни чревоношения Девы Марии, – и родился Христос в Вифлееме! – Возблагоговеем пред судьбами Верховной Премудрости; и научимся отсюда, поверять судьбу свою Господу, промышляющему о нас и тогда, когда скрываются от нас, в потоке дел человеческих, следы Его промыслительных действий. Суждено Спасителю, для заглаждения гордости, обуявшей человечество изначала, явить Себя, с самого вступления в мир, смиренным, приемлющим образ раба ( Фил.2:7 ). И что же видим? По случаю переписи, при самом рождении, Он действительно вписан в число подвластных Августу: – Царь мира по Божеству Своему, – Он вписан в число подданных римского кесаря; царственная отрасль Давида по воспринятому человечеству, – Он вписан наряду с последним из рабов иудейского народа, порабощенного язычнику. Можно-ли нам, христиане, равнодушно взирать на сию поразительную черту самоуничижения Того, пред именем Коего преклоняется всяко колено небесных и земных, и преисподних? ( Филип.2:10 .). И неужели это не довольно сильно напоминает христианам, чтобы, не занимаясь слишком много своими земными родословиями, все, каждый по мере дарования Божия, деятельным служением Богу и ближним, стремились к почести вышнего звания ( Филип.3:14 ). Принадлежащие, по происхождению и законам общежития, к званию рабов, посмотрите, с утешением для себя на то, что и сам Единородный Сын Божий, пришедший в мир наш, не да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою ( Мк.10:45 ), благоволил принять на Себя зрак раба. Притомляющиеся власти и пренебрегающие подчиненность, получите, из сего же примера Спасителя, неизбежное, строгое обличение; а все верные слуги Царя Небесного и Царя земного, – высокое одобрение и подкрепление. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что вытекающая из любви к горнему духовная радость совместима с некоторой толикой горя. Так, любви к горнему присуще радоваться благу ближнего, согласно сказанному [в Писании]: «Любовь... не радуется неправде (а сорадуется истине)» ( 1Кор. 13, 4, 6 ). Но эта радость совместима с некоторым горем, согласно сказанному [в Писании]: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12, 15 ). Следовательно, духовная радость любви к горнему совместима с толикой горя. Возражение 2. Далее, согласно Григорию, «покаяние есть скорбь о совершенных грехах и отказ от совершения того, о чем мы скорбим» 332 . Но без любви к горнему истинное покаяние невозможно. Следовательно, к радости любви к горнему примешана толика горя. Возражение 3. Далее, именно из любви к горнему человек желает быть с Христом, согласно сказанному [в Писании]: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Филип. 1, 23 ). Но это желание порождает в человеке некоторую печаль, согласно сказанному [в Писании]: «Горе мне, что я пребываю» ( Пс. 119, 5 ). Следовательно, к радости любви к горнему примешано некоторое горе. Этому противоречит следующее: радость любви к горнему есть радость о божественной Премудрости. Но к такой радости не может быть подмешано никакое горе, согласно сказанному [в Писании]: «В обращении её нет никакой горечи» 333 ( Прем. 8, 16 ). Следовательно, радость любви к горнему несовместима с толикой горя. Отвечаю: как уже было сказано (1), следствием любви к горнему является двоякая радость в Боге. Одна, более превосходная, присуща любви к горнему, и ею мы радуемся божественному благу как таковому. Эта радость любви к горнему несовместима ни с каким горем, равно как и являющееся ее объектом благо несовместимо ни с каким злом, по каковой причине апостол говорит: «Радуйтесь всегда в Господе» ( Филип. 4, 4 ). Другая – это та радость любви к горнему, посредством которой мы радуемся божественному благу как такому, которому мы причастны. И так как такой причастности может воспрепятствовать что-либо ей противное, то в этом отношении радость любви к горнему совместима с толикой горя, а именно постольку, поскольку человек скорбит о том, что либо в нем самом, либо в его ближнем, которого он любит как самого себя, препятствует причастности божественному благу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вот какие нечаянные случаи встречаются на пути жизни! А все Бог и Его святое провидение правят делами и намерениями нашими, как и написано: и еже хотети и еже деяти Божие есть [Филип. 2, 13] . Выслушав это, отец мой духовный сказал: сердечно радуюсь, любезнейший брат, что Господь и еще неожиданно устроил увидеть тебя чрез непродолжительное время. И как ты теперь свободен, то я с любовию продержу тебя подольше, а ты мне и еще расскажешь побольше о своих поучительных встречах, бывших в твоем продолжительном странническом пути. Я и все прежние твои рассказы с удовольствием и внимательностью слушал. Это я с радостию готов сделать, ответил я и начал говорить. Всего было много, доброго и худого; всего долго не расскажешь, да многое вышло уже и из памяти, ибо я старался в особенности помнить только то, что руководствовало и возбуждало ленивую душу мою к молитве, а все прочее редко вспоминал, или лучше сказать-старался забывать прошедшее, по наставлению св. Апостола Павла, который сказал: стремлюсь к почести вышнего звания, задняя забывая, в предняя же простираяся [Филип. 3, 13]. Да и покойный блаженный мой старец говаривал, что препятствия сердечной молитве нападают с двух сторон, с шуией и десной, то-есть, если враг не успеет отвратить от молитвы суетными помыслами и греховными замыслами, то возобновляет в памяти поучительные воспоминания или внушает прекрасные мысли, чтобы только хоть чем-нибудь отвлечь от молитвы, ему не терпимой. И это называется десное крадение, при коем душа, презрев беседу с Богом, обращается к удовольственной беседе сама с собою, или с тварями. А потому и учил меня, чтобы во время молитвы не принимать и самой прекрасной духовной мысли, да и по прошествии дня, если случится увидеть, что время проведено более в назидательном размышлении и беседе, нежели в существенной безвидной молитве сердца, то и сие почитать неумеренностью, или корыстолюбивою духовною жадностию, в особенности для новоначальных, коим необходимо, чтобы время, проводимое в молитве, преимущественно превозмогало большим количеством пред тем временем, которое провождалось в занятии прочими делами благочестия. Но нельзя же и всего забыть. Иное, само собой, так глубоко врезалось в памяти, что и долго не воспоминавши об нем, живо памятно, как например, одно благочестивое семейство, у которого Бог удостоил меня пробыть несколько дней по нижеследующему случаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В силу первовиновности Бога Отца в совершении нашего спасения чрез воплотившегося Сына Божия, дарование благодати в апостольских приветствиях в начале посланий приписывается, прежде всего, Богу Отцу, а потом Сыну Божию И. Христу, Господу нашему 37 . Большинство приветствий имеет следующую форму: Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Римл. І, 7; 1 Кор. І, 3; 2 Кор. І, 2; Гал. І, 3; Еф. І, 2; Филип. І,2; Кол. І, 3, 1 Фес. І, 1; 38 2 Фес. І, 2; Филим. І. 3). В других, сравнительно немногих, приветствиях прибавляется слово «милость»: «Благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего» (1 Тим. І, 2. 2 Тим. І, 2; Тит. І, 4) 39 . Эти формулы имеют значение как бы тем, раскрытию которых посвящено содержание посланий, трактующих о спасении нашем, которое совершено И. Христом по благоволению Бога Отца. Слово благодать в апостольских приветствиях означает именно спасение. Что это так, видно не только из вышеизложенного обозрения употребления этого слова у ап. Павла, но и из приветствий ап. Петра. 1 Петр. І, 2: «Избранным пришельцем рассеяния... по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы: благодать вам и мир да умножится» и 2 Петр. І, 2: «Благодать вам и мир да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего». Если в начале посланий благодать усвояется Богу Отцу и Господу И. Христу, то в конце их говорится только о благодати И. Христа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами или (просто) с вами (Римл. XVI, 20. 24; 1Kop. XVI, 23 ; Фuлun. IV, 23 ; 1Фec. V, 28 ; 2Фec. III, 18 ) или со духом вашим ( Гaл. VI, 18 ; Филим. 25 ) 40 . Даже в необычных формах приветствий просвечивает тоже усвоение благодати И. Христу. Таковы заключительные приветствия в посл. к Еф. и 2 Кор. «Мир братии и любовь с верою в Бога Отца и Господа И. Христа. Благодать со всеми, любящими Господа нашего И. Христа в неистлении» (νφϑαρσ. Eфec. VI, 23. 24 ) 41 . В особенности характерно заключительное приветствие 2 Кор. XIII, 18: «Благодать Господа нашего И. Христа и любы Бога и Отца и общение Святого Духа со всеми вами». Здесь упоминается вся Св. Троица, но благодать усвояется И. Христу. И это совершенно понятно. Если в начале посланий мысль апостольская естественно устремляется к первоисточнику нашего спасения – Богу Отцу и ближайшему совершителю его И. Христу, то после раскрытия исторических, так сказать, судеб Божественного домостроительства она естественно останавливается на Господе и Спасителе нашем, Иисусе Христе, давшем нам все потребное для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Этот выбор первоначально мог сделать сам Соломон и привести в настоящий вид 1–24 главы книги. Этот сборник, согласно вышеприведенному свидетельству (Пр. 25:1), был пополнен друзьями Езекии, т.е. благочестивым обществом образованных лиц, занимавшихся собиранием, изучением и хранением священных ветхозаветных книг 239 . Этим же обществом, по иудейскому преданию «написана», т.е. окончательно сформирована и издана и вся книга Притчей и внесена в еврейский священный канон. Друзья Езекии, согласно изложенному свидетельству книг Царств, делали «выбор» религиозно-нравственных притчей Соломона и присоединили притчи его же, невошедшие в 1–24 главы, и поместили их в 25–31 главы. Общий вывод, думаем, должен быть тот, что книга Притчей в нынешнем виде впервые издана друзьями Езекии (Baba Batra, 15a). Отцы Церкви, мало придавая значения этому вопросу, видели и прославляли в этой книге мудрость Соломона 240 . О богодухновенности и каноническом достоинстве кн. Притчей высказывались сомнения и среди Иудеев, и среди христиан. Так, Иудеев смущало взаимное несогласие и противоречие некоторых притчей (25:4 и 5), а также, якобы неуместное в священной книге, пластичное описание поведения распутной жены (7:10–27). Но эти смущения, сохранившиеся в талмуде, не поколебали общего мнения иудейских учителей, признавших всю книгу канонической (Pirke aboth. 1. Schabbat. 30b. Huetii. Demonstr. Evang. 4 prop. Carpzouii. Introd. 2, 184p. Wogue. Hist. d. i. Bible… 48p.). Для христиан канонический авторитет книги Притчей утвержден многократными цитатами ее в Новом Завете с ясным указанием на ее содержание, как на «изреченное Господом " »: Господь гордым противиться, смиренным же дает благодать ( Иак.4:6 ; 1Петр.5:5 = Притч.3:34 ); его же либит Господь наказует, биет же раба его же преемлет ( Евр.12:6 = Притч.3:11–12 ). Также Рим.3:15–17 = Притч.1:16 и др. Апостольские мужи очень часто цитировали эту книгу, как богодухновенное ветхозаветное писание (Варнава. Посл. 5. Климент Рим. 1Кор.14:21 . Игнатий Богонос. Ефес.5 . Поликарп Смир. Филип.6 ). В Апостольских правилах (85 пр.) и во всех канонических соборных и отеческих исчислениях Православной Церкви книга Притчей всегда помещалась в числе 22-х канонических писаний 241 . Вопреки столь единогласному и непрерывному церковному учению, Феодор Мопсуетский видел в книге Притчей лишь «земную, чисто человеческую мудрость Соломона, имевшую в виду земную же пользу человека», а не Божественно – вдохновенную книгу. Но его мудрование было осуждено пятым вселенским собором (Concil. V. Constit. 2, coll. 4, n. 63). Точно также мудрование и новых ученых, видевших здесь «естественную», а не богодухновенную мудрость, например, Спинозы, Клерика и др., опровергалось своевременно Ричардом Симоном и другими учеными (Response aux sentiments etc. 13 ch. Rotterd. 1686. 138p. Cornely. Introd. spec. 2, 153–154 pp. Вигуру. Руков. 2/5. 871–872 стр.) и не поколебало общехристианского убеждения в каноничности книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Деян.18:12.13; 19,23–35 ; 1Кор.2:1–5 Кол.2 ,:8; 1Фес.3:12.14–20 и др.) 254 . Защищая проповеданное учение и утверждая в вере принявших его прежде всего ввиду нападений, делаемых иудеями и иудействующими христианами, новозаветные благовестники, не отрицая внутренней связи обоих периодов откровения, тем не менее, рядом свидетельств, приводимых из времени обетований, из подзаконного состояния, из сущности пророческих предсказаний, очевиднейшим и нагляднейшим образом доказывали превосходство новозаветного домостроительства пред ветхозаветным, восполняющее и завершающее последнее и вследствие этого отменяющее навсегда временные подзаконные учреждения последнего, имевшие воспитательное значение (ср. Гал.2:15–6 гл.18; Римл.гл.45). Об Основателе новозаветного домостроительства они, не обинуясь, учили как об образе Бога невидимого, образе Божием, действительном и истинном Сыне Божием, родившемся по плоти от семени Давидова, и по Духу святыни, чрез воскресение из мертвых явившемся во всей силе Господом, поставленным превыше всякого начальства, власти и силы ( Филип.2,69 ; Колом.1,15.16.17. Римл.1,1–4 ) 255 . Истинность своего апостольского служения, помимо других оснований, они главным образом доказывали рядом необычайных знамений и чудес, сопровождавших их служения (Гл.1:12–20; 2Кор.12:1–12 ). Защищаясь и защищая уверовавших против нападений язычников, новозаветные благовестники действительность своей божественной миссии доказывали а) из самого характера проповедуемого учения, которое вытекает не из увлечения какими-нибудь неправыми теоретическими представлениями или корыстными практическими стремлениями и побуждениями, но из убеждения, что Бог их избрал к тому, чтобы вверить им благовестие (1 Фессал.2,3.4); б) из образа своей жизни, которая преисполнена не утех мирских, но постоянных огорчений и беспрерывных лишений ( 1Кор.4:9–13 ), обещающих награду только у Бога ( Фил.2:16.17 ); в) из способа благовестия, которое основано не на лести и обмане, не на снискании славы, но единственно на озарении, просвещении и спасении душ, внимающих ему (Фес.2:5–12), и г) вообще из характера апостольского служения, которое как будто внушало, что они осуждены быть уничиженнейшими, служить позором для мира и ангелов и людей ( 1Кор.4:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

2.95. Монаху Фавсту. Сказано: «да подвижатся основания земли» (Пс.81,5). А сие значит: таящиеся во глубине сердца помыслы из шуиих да будут изменены в десные. 2.142. Комиту Марону. Духа хулы, который часто тревожит твое боголюбивое и доброе сердце, нимало не устрашайся, но лучше восставай против него, поражая его молитвами, благотворениями, защитою притесняемых, долготерпением, смиренномудрием и кротким обхождением со своими слугами. Ибо все сие и подобное сему может отогнать от души твоей демона–губителя, который отваживается внушать тебе дикие и нечестивые помыслы против тебя самого, против Бога, против созданий, против святых и честных Таинств. 2.188. Счетчику Пуллиону. Когда занимаемся помыслами, по природе своей чистыми, тогда мы в раю, наги от страстей, пребываем в молитве, и добродетелью возносимся в пренебесное. А когда склонимся на худое, тогда бываем изгнаны из Божественного рая, облекаемся в кожаные ризы страстей и, огрубев, обременяемся грехом. Но если, снова отрезвившись, трудолюбием утончим грубость страстных риз, то, окрылившись, сделаемся пребывающими на высоте, как орлы, и будем названы духовными, как написано, что «рожденный от Духа дух есть» (Иоан. 3, 6). Почему Апостол Павел скажет нам: «вы же несте во плоти, но в Дусе» (Рим. 8, 29). А потому «отложите ветхаго человека, тлеющего в похотех» различных (Ефес. 4, 22). И будучи обложены плотью, не «по плоти воинствуйте» (2 Кор. 10, 3), но будете небошественны умом; «ваше бо житие на небесех есть» (Филип. 3, 20). 2.204. Логографу Афонию. И демоны влагают в нас страшливые и боязливые помыслы, и сам ум порождает нередко какие то смятения, страхи и ужасы. Но то и другое врачует Спаситель, легко исцеляющий всякую болезнь и всякое страдание, если будет призван молитвами, благотворениями, чтением Божественных слове, и при бдении призыванием честного имени Иисуса. 2.214. Софисту Лукиану, христианину. Не должно давать доступа к уму таким представлениям, которые обыкновенно повреждают помыслы, чтобы не оживить страстей, с великим тщанием умерщвленных, и снова не проводить жизнь, исполненную борений. Ибо ум снова преклоняется к страстям, которые прежде были истреблены, и весовую чашу наслаждений обременяет до того, что доходит она до земли. Таково свойство добродетели: она удобопреклонна. Если вознерадеют о ней, весьма легко перевешивает противная сторона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

939 О пребывании Павла в Филиппах ср. особенно Baumgarten Die Apostelgeschichte 1852. Th. 11. Abth. 1. S. 200–227. 941 Что лжеучители эти произвели уже на тамошних христиан решительное влияние – этого еще не следует из довольно строгого апостольского предостережения в указанном месте, хотя оно дает намек на несогласия в Церкви и на распространение свободно рассуждавших относительно иудейства. Еще менее в посланий к Филиппийцам можно находить следов языческих гностических заблуждений в Филиппах, так как предостережение ( Филип. 1, 27 и сл.) относится вообще к духовному высокомерию (Ср. Schinz в указ. сочин.). Впрочем с другой стороны уверенность, с которою Schinz говорит, что в обществе совершенно не было никаких лжеучителей, не оправдывается и неосновательным оказывается его положение, что общество состояло только из христиан из язычников, без всякой примеси христиан из иудеев; недостаток ветхозаветных цитат в послании, из которого Schinz заключает это, может быть чисто случайным, и притом нисколько не доказывает его положения, так как Ветхий Завет принадлежал к религиозному кодексу столько же христиан из язычников, сколько и христиан из иудеев. 942 После приветствия апостол выражает пред обществом свою радость и надежду (1, 1–11), к чему присоединяет известия о своем положении (1, 12–26). Далее следует увещание (1, 27–2:18) к твердости во Христе и, по Его высочайшему примеру, к единодушию из смирения; потом следуют (2, 19–30) известия об учениках (Тимофее и Епафродите), при посредстве которых он выражал свое попечение о Церкви. Уже готовясь окончить послание (потому что слова 3, 1: τ λοιπν, δελφο по аналогии с 2Кор. 13, 11 ; Ефес. 6, 10 ; 1Сол. 4, 1 ; 2Сол. 3,1 указывают на конец послания), Апостол находит нужным еще присовокупить отеческое предостережение от иудейских заблуждений (3, 2–16) и от безнравственно поступающих; к этому присоединяются еще частные увещания (4, 2–9) и потом благодарность за полученное вспоможение и заключается послание (4, 21–23) приветствием и благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Пс.2:11 . Работайте Господеви со страхом Так как вы уже ведаете и понимаете, – говорит далее к ним, – что Христос есть и Бог и праведный – неусыпный судья и мздовоздаятель, и что вы, как стяжание Его, почтены титлом Его наследников; то вам остается теперь, обуздавши свои страсти и приведши в надлежащее устройство образ своей жизни, служить Ему со страхом, как Господу: ибо где страх Божий, там и заповедей Его исполнение. «И радуйтеся Ему с трепетом». И служа, радуйтесь Ему, как Спасителю и Ходатаю своему. Так и Апостол говорит: «радуйтеся о Господе; и паки реку, радуйтеся» ( Филип. 4:4 ); но однакоже эта радость ваша да будет не без трепета. Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи; ибо суд Его праведен и нелицеприятен, от котораго никто не укроется. Пс.2:12 . Приимите наказание Этими словами выражает Пророк усиление того, что выше сказал в стихе 10-м: образумьтесь, умудритесь не как-нибудь, но совершенно и окончательно, выражаясь здесь метафорически, как бы крепко держа что --либо в сжатом кулаке. Пс.2:12 . Да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго. Путем праведным называет определенный образ жизни праведных; ибо у евреев путь имеет различные значения, смотря по тому, по какому кто пути ходит. Пс.2:12 . Егда возгорится вскоре ярость Его Этим указывает Он на день суда. При том выражением вскоре обозначает неотложность его. Теперь же хотя и являет иногда Господь гнев свой над грешниками, но тут же смягчает и долготерпит, уступая место их покаянию. Пс.2:12 . Блажени вси, надеющиися на Него Блаженны те, кои пренебрегают земными благами; а всю надежду свою, все упование возлагают на Господа.Некоторые утверждают, что этот псалом есть продолжение предыдущаго, так что оба они вместе составляют один псалом, и на этом основании делают в конце подходящее к обоим псалмам – как одному замечание, что блаженный Давид как начал блаженством, так и окончил блаженством. Читать далее Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

3.68. Монаху Феоне. Кто хочет подвизаться и упражняться в духовном любомудрии, тому более всего надлежит жить в монастыре с братьями, а не просто, как случилось, на удачу и опрометчиво, по самоугодию и упрямству избирать уединение, чтобы сверх чаяния не похитили душу злокозненные духи, потому что вражий меч угрожает отовсюду. А кто говорит: «Для того делаюсь отшельником, чтобы некому было возбуждать меня на гневе», — тот ничем не отличается от бессловесного зверя. Ибо видим, что звери тихи и ничуть не свирепеют, если не раздражит их какой человек! И для чего же написано: «повинующеся друг другу в страсе Божием» (Ефес.5,21), и: «яко же приясте дарование, между себе служащее» (1 Петр. 4, 10), и: «повинитеся всякому человечу созданию Господа ради» (1 Петр. 2, 13), «друг друга честию больша себе творяще, не своих си кийждо смотряще, но и дружних кийждо» (Филип. 2, 3–4); «кто премудр и худог в вас, да покажет дела своя в кротости и премудрости» (Иак. 3, 13)? Не знаешь разве, что страстные мысли, внушаемые демонами, многоплодны, как зайцы. Вложенная в душу лукавая мысль, из одной в другую переиначиваясь и преобразуясь, порождает многие новые помыслы. И таково–то сказанное в псалме: «овцы» сынов чуждых, то есть демонов, «многоплодны, множащияся во исходищах своих» (Пс. 143, 11—13). 3.73. Пресвитеру Евномию. Неизвестна быстрота коня, если нет состязания. Неведома сила борца, если нет противоборца. И золото, может быть, и пробное сомнительно, не будучи искушено огнем, как Иов, как Иосиф, как все святые. Если бы не было гонения, не оказалось бы мучеников. Если бы не было искушающего и утесняющего нас сатаны, не сделалось бы явным, кто усерден, а кто неблагоискусен и ленив. 3.79. Председателю Филагрию. Дела плотские: блуд, распутство и тому подобное, как дела мертвые, удобно гибнут и пропадают. Если же блудник, переменясь, приобретет воздержание, то плоть не называется уже плотью, потому что изменяется в духе, и человек называется духовным. Прилепившийся к блуднице называется плотию, а прилепившийся к Господу именуется духом (1 Кор. 6,16–17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010