Сергий, митрополит Нижегородский. Серафим [Александров], митрополит Саратовский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Питирим [Крылов], епископ Орехово-Зуевский. 15 февраля 1930 г. 1 . Известия ЦИК. 1930. (3893). 16 февр. 2 . Беднота. 1930. 16 февр. Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским], данное корреспондентам иностранной печати в Москве Вопрос . Не будете ли вы так добры и не пополните ли вы сообщение об ухудшении положения Церкви, сделанное вами для советской печати, статистическими данными о количестве прихожан в 1913 г., в первые годы революции и в 1929 r.; также желательны данные относительно количества крестин, венчаний, похорон и вообще посещаемости Церкви за те же годы (1913, 1922 и 1929 гг.)? Какое количество священников имеют приходы и совершают службы и какое имеется количество учащихся, получающих в данный момент богословское образование? Ответ . Отвечая на заданный вопрос, мы должны сказать, что в дореволюционное время никакого точного учёта верующих не существовало, так как все население, обслуживаемое православным храмом каждого данного прихода, считалось формально принадлежащим к Православной Церкви. Кроме того, вопрос о количестве прихожан Православной Церкви до войны и революции 1917 г. надо рассматривать в связи с вопросом о свободе совести, которой в России не было до революции, когда сектантские вероучения преследовались и поэтому искусственно повышалось количество прихожан Православной Церкви. При советской же власти многие, считавшиеся православными, перешли в различные сектантские организации (баптистов, евангелистов и др.). Что касается первых годов революции, то в это время органы управления Православной Церкви нормально отправлять свои функции не могли, потому что в указанное время большая часть территории нынешнего СССР находилась в сфере военных действий. Переходя к настоящему времени, мы, прежде всего, должны заявить, что мы располагаем только цифровыми данными о так называемых «двадцатках», которые составляют по советскому законодательству ядро религиозной общины, необходимое для регистрации этой общины как таковой. Все остальные верующие являются посетителями Церкви, не подлежащими никакой регистрации. Мы можем сказать, что в настоящее время количество прихожан Православной Церкви составляет несколько десятков миллионов. Мы думаем, что безбожники преувеличивают свои успехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Пересмотрим теперь ряд событий Чугуевских, татарских нападений, грабежей, битв, потерь и побед, по Чугуевским бумагам. О нападении татар на Чугуев в 1640 году известно только по грамоте от 12 октября 1641 года, которою боярскому сыну Артемону Кучину прибавлено жалованье «за Татарский бой, за убийство мужика 148 (1640) года». В 1641 году князь Горчаков доносил царю: «в нынешнем 150 году октября 16 (1641 году) в 1 часу ночи прибежал ко мне на Чугуев Чугуевский пушкарь Ивашка Дмитриев, а в расспросе мне сказал: ходил он, Ивашка, за реку Донец к Татарскому перевозу, от Чугуева версты с 3, того же, Государь, числа в 7 часу дня пришли на Таганку речку и за ним, Ивашкою, гонялись, и он, Ивашко, от них ушёл через Донец вплавь. А того ж, Государь, числа стояли на стороже от города версты в 2 Чугуевцы дети боярские Филипп Лелеков да Яков и тех детей боярских на стороже скрали, в полон взяли. А которые, Государь, Чугуевские жительские люди ездили для сена и дров на реку Таганку: и они, Государь, Татарове тех Чугуевских людей всех поймали. И я, холоп твой, послал Станичников разъезжать Татарские сакмы, и станичники сакму разъездили и в расспросе мне сказали: приходили те Татарове с верху речки Таганки, и были на Таганском перевозе и пошли опять тою сакмою; а по смете тех Татар на сакме человек с полтораста; а чаять, Государь, тех Татар от больших людей. А в поход мне за теми Татарами послать некого. Которые были Чугуевские служилые люди, дети боярские и казаки, и они разбежались. А кого, Государь, Чугуевских людей поймали Татарове, и тому я послал тебе, Государь, роспись под сею отпискою». Вследствие такого положения, воевода удержал в Чугуеве 300 стрельцов, с двумя сотниками, которых по Царской грамоте надлежало возвратить в Москву, и донёс о том Царю. В 1642 году Горчаков писал к царю: «В нынешнем 150 (1642) году приходили под Чугуев с ногайской стороны из-за реки Донца Татары, человек 150 и больше. И под городом, Государь, с твоими Московскими стрельцами и со всякими Чугуевскими, служилыми и жилецкими людьми, был бой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В заброшенном храме при полном безразличии властей ряд местных жителей занялся гробокопательством. Они вскрыли захоронения князя Л.Д.Вяземского, его сына Дмитрия, а также раскопали могилы других родственников, костные останки разбросали по склепу и разрытым ямам. Через некоторое время местный совхоз выровнял полы, зацементировал их и приспособил склеп для хранения зерна. В 2001 году при начале восстановительных работ в Коробовском храме разбросанные в склепе костные останки передали в Липецкое областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Проведенными исследованиями (по ранениям кости левой руки и таза) установлено, что останки принадлежат Л.Д.Вяземскому и его сыну Дмитрию. Костные останки 16 сентября 2001 года были торжественно перезахоронены в фамильном склепе Коробовского храма. Храм стараниями местного жителя, церковного старосты В.Г.Голубых постепенно восстанавливается. В 2003 году НЛМК безвозмездно передал 600 кв. метров кровельного железа, в том числе металл с полимерным покрытием для церковных куполов. Всего же для восстановления храма планировалось передать около 5 т металла. В 2009 году полностью восстановлена вся кровля, проведены все наружные кирпичные работы, сооружены все купола и колокольня. Зазвонили новые колокола, освященные епископом Липецким и Елецким Никоном. Храм восстанавливается только на добровольные пожертвования разных лиц, однако средств требуется ещё много. Предполагается открыть мемориальную доску князю Л.Д.Вяземскому на одном из зданий школы, в которой будет устроен музей семьи Вяземских. Создан проект и памятника князю. По данным 1893 года штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником служил Василий Максимович Лебедев, 43 лет, рукоположен 6 мая 1880 года, диаконом – Иван Михайлович Рощин, 30 лет, рукоположен в 1888 году, псаломщиком – Филипп Степанович Кретовский, 22 лет, из 2 класса семинарии, определён в 1890 году. Священник Василий Максимович Лебедев служил до августа 1899 года, когда священником Дмитриевского храма стал Леонид Дмитриевич Гумилевский.

http://sobory.ru/article/?object=11768

А здесь, в Москве, находится центральное церковное управление – патриархия… И всеми вопросами церковной жизни ведает заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий. – А кто может прокомментировать вопрос о необходимости или, если хотите, потребности для церкви материальной поддержки из-за границы? – Давайте я скажу, – приподнялся из-за стола митрополит Саратовский Серафим (Александров) и продолжил: – Поддержка, которую нам оказывают верующие, вполне и вполне достаточна. У нас, у духовенства, все необходимое есть. Для себя мы считаем нравственно допустимым содержание нас верующими гражданами. Иная, зарубежная, иноверная или инославная, материальная помощь для нас морально неприемлема. Тем более что очень часто такая помощь оказывается не бескорыстно, а ради политических дивидендов. Это, повторяю, неприемлемо для нас, от какой бы церкви ни исходила помощь – католической, англиканской или какой-то иной. Неприемлемо, и всё! – Кстати, хочу добавить, – вновь взял слово митрополит Сергий, – нас крайне удивляет недавнее выступление папы римского против советской власти. Не католической церкви говорить о гонениях против инаковерующих. Да и странно, что сонм голосов церковных одновременно из Англии, Италии, Франции, Германии выступил «в защиту» православной церкви, которая об этом никого не просила. – Не могу не спросить, – решился задать вопрос еще один журналист, – существует ли сейчас гонение на религию в СССР, закрываются ли церкви, подвергаются ли репрессиям священники? Встал архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). – Да, – заговорил он, – храмы закрывают. Но это не столько инициатива государства, сколько следствие недостаточной активности верующих, которые то ли не могут, то ли не хотят поддерживать церкви, а неверующие ставят вопрос о превращении культовых зданий в «полезные» для общества места – музеи, библиотеки, школы… Казалось, журналисты хотели задать еще не один вопрос, но митрополит Сергий, ссылаясь на необходимость подготовки к вечерней службе в одном из московских храмов, завершил встречу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Оставление Урмии русскими войсками в ночь на 21 декабря 1914 года заставило урмийскую духовную Миссию экстренно выбыть из Урмии и направиться в Россию. Вместе с составом служащих в Миссии выбыли некоторые духовные лица из сирийцев, 27 учеников миссийского училища и 17 учителей, всего до 60-ти душ. По дороге к ним присоединились служащие салмасского Отделения Миссии и еще некоторые учителя и ученики, так что по прибытии в Тифлис в Миссии насчитывалось до 75-ти человек. Экстренный выезд Миссии из Урмии, при неподготовленности к таковому, создал необходимость в дороге и по приезде в Тифлис некоторых не предвиденных расходов, из коих главнейшие были на одежду и обувь для учителей и учеников и на содержание. Один священник из состава Миссии был командирован в Армавир, 41 ученик были размещены в тамбовской и тульской Семинариях. По ходатайству начальника Миссии, Святейший Синод предоставил обер – прокурору войти в установленном порядке с ходатайством об отпуске из военного фонда на нужды Миссии 18.000 рублей 210 . В июне 1915 года получена была телеграмма от экзарха Грузии, что в Тифлис прибыл епископ урмийский и супургапский Илия с большими следами истязаний, которым он подвергался в плену у курдов. Епископ Илия был направлен в Москву и здесь был помещен сначала в Новоспасском, а потом в одном из епархиальных монастырей 211 . . В мае 1915 года турки покинули Урмию, беженцы православные и их друзья–всех их было в России не менее десяти тысяч,–вслед за этим вернулись на свои пепелища, возвратился также и епископ Сергий. 26 июня он был в Салмасе, где здания Отделения Миссии неожиданно оказались почти не пострадавшими, и была лишь расхищена обстановка 212 . В конце июля, однако, опять пришлось уходить и началось «второе большое бегство» урмийских Христиан, на этот раз, к утешению, оказавшееся почти напрасной тревогой. Через месяц-полтора наши победы восстановили спокойствие и все вернулись на свои места 213 . Как бы в предчувствии войны, значительная часть наших священников из Западной Европы и Америки летом 1914 года прибыла в Россию в отпуск, и, когда возникла война, то они, естественно, в большинстве остались в России, поступив в ряды действующей армии, в лазареты, в санитарные поезда. Маститый берлинский протоиерей Алексей Петрович Мальцев скончался в Кисловодске и погребен в александро-невской лавре 214 , настоятель нашей церкви в Риме, архимандрит Филипп (Гумилевский) получил другое назначение 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Г. Чертковым. В работе издательства принимал деятельное участие Л. Н. Толстой. «Посредник» издавал также некоторые рассказы Лескова («Невидный Пруденций», «Пустоплясы» и др.). 225 Гумилевский, А. В. (1830–1869) — священник; был преподавателем Петербургской семинарии, потом священником; проповедовал идеи справедливости и равенства не в духе официальной церкви, за что в 1866 году был переведен в Нарву; известен как организатор воскресных школ; в 1867 году возвращен в Петербург. 226 Он начал проповедовать и… счел себя за Боссюэта…— Ж. Боссюэт (1627–1704) — французский проповедник, историк и богослов; блестящие по форме речи и проповеди ставят Боссюэта в один ряд с лучшими ораторами его времени. 227 …действовал в духе и силе нынешнего Мещерского. — Мещерский В. П. — см. прим. к рассказу «О квакереях», стр. 616. 228 Митрополит Исидор (Иаков Сергеевич Никольский, 1799–1892) — с 1860 года митрополит санктпетербургский и новгородский. 229 Архимандрит Федор Бухарев. — А. М. Бухарев (в монашестве Федор, 1824–1871), духовный писатель; его сочинение «О православии в отношении к современности» (СПб., 1860) вызвало резкий протест со стороны крайних сторонников церковного догматизма (в частности, Аскоченского); другие сочинения Бухарева также подвергались нападкам, сам он был обвинен в ереси и, наконец, подал прошение о снятии с себя монашества и вышел из духовного звания в 1863 году. 230 Ктиторская касса — касса церковного старосты. 231 …располагал к себе сердца состраданием, как к герою из-под Плевны. — Плевна (или Плевен) — город в Болгарии; во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Плевна была освобождена русскими войсками после пятимесячной осады. 232 У кузнеца была вувермановская (белая) лошадь…— Вуверман, Филипп (1619–1668) — голландский художник, изображал военные сцены, игры, охоты, кавалькады. В его картинах видное место занимают лошади, особенно белые (по требованиям колорита). 233 …рассказывал о себе по секрету, что он через какое-то особенное дело стал вроде французской «Железной маски» или византийского «Вылезария»…— «Железная маска» — таинственный узник времен Людовика XIV, находившийся в парижской крепости Бастилии во второй половине XVII века (ум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Таким образом, в переписи 1662 г. между харь­ковскими черкасами: сотник Логвин Ященко, его сотни: десятник Лукьян Краснянский, десятник Грыцко Олейник, Грыцко Ковалевский, Грыцко Донец, десятник Марко Тимошенко, сотник Лукьян Федоренко, десятники Федор Волошенин, Тимко Жук, Сидор Ващенко, сотник Мартын Гадицкой. По переписи 1724 г. в соборном при­ходе «двор его милости пана полковника», там, где ныне присутственные места, «двор его ми­лости пана полковаго судьи Григорья Афанасьевича Квитки, двор Лаврентия Шидловскаго», что вскоре потом коллегиум, «двор пана писа­ря ». Здесь же видим не только дворы двух харьковских сотников, но и сотников Волчанского, Циркуновского, Угольчанского, Деркачевско-го. Замечательны характеристические черты и других приходов того же времени. В Архангельском приходе улицы «Корсунская», где «Козма Корсуненко», конечно, внук или сын выходца из Корсуня, «улица Кулинича», где «Дмитро Турчин, т. е. крещенный турок, Петр и Миха­ил Кандыбы, Леонтий и Григорий Кулиничи». В Вознесенском приходе на улице Шапрановской Миканор, Иван и Яков «Монастырские», т. е. выходцы из-за Днепровской Монастырщины, Моисей и Захарий Ханченки, Осип, Федор, Сидор и Филипп Чугаи и пр. В Вос­кресенском приходе на улице Дегтяревой «двор пане Куликовской». В Дмитриевском приходе улицы: «Ивана Турчина», т. е. крещенного турка, «Ивана Олейника, да сегож Дмитров-скаго прихода в маетности пана Лаврентия Шидловскаго в сельце Гуках 14 хат» и «сельцо Григоровка». В Благовещенском «на ули­це Бережной двор пана Андрея Николаевича Дунена, Ивана Фисенка», улица «Панасовка». В Рождественском приходе «улицы Москалевка, Довгалевка, Безсалая» и здесь же, по переписи 1732 г., «двор пана Сотника Ивана Кветки», впоследствии изюмского полковника. В Троицком приходе улицы «Крамалева, Назарцева», где «Андрей Топчий». В Харьков, как в центр поселений полка, стекались радости и горести полка, так же как собственные его радости и скорби разливались по всему полку. Потому история Харькова не может не касаться и поселений Харьковского полка.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пробыл в Туруханском крае: – по приговору: 30 апреля 1930 года – 2 января 1933 года. – без приговора, сверх срока: 2 января – 6 августа 1933 года. Возвратился во Владимир: август 1933 года. Был на свободе, большей частью «тайно образующе», не служил: август 1933 года – 17 апреля 1936 года. Арестован 18 апреля 1936 года. Обвинение: «Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь с белогвардейцами на Украине» (у меня была теплая дружеская переписка с моими полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 году). Впрочем, по поводу этих обвинений на допросах не было ни одного слова. Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митр. Сергием. Приговорен к пяти годам беломоро-балтийских лагерей. Тюрьмы: владимирская, ивановские внутренняя и пересылочная: апрель-сентябрь 1936 года. Этап. Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин), епископ Вологодский Ювеналий (Машковский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первой и единственной службой его на этой епархии был молебен в вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями. В вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновского поставления, но воссоединенным митр. Сергием. Пересыльные тюрьмы – ярославская, вологодская, ленинградская: сентябрь – октябрь 1936 года. Беломорские лагеря: ноябрь 1936 года – июнь 1941 года. Работал инкассатором в г. Медвежьегорске: декабрь 1936 года – январь 1937 года. За похищенные у меня деньги в сумме 1000 руб. взыскана эта сумма и прибавлен один год заключения: февраль 1937 года. Арестован перед майскими праздниками 1937 года и вывезен в дальний лагпункт: апрель 1937 года. Возвращен после праздников в Медвежьегорск: май 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Тагиров А. М. – башкирский советский государственный и общественный деятель. Таипов – представитель татарско-башкирской секции ЦК ВКП (6). Тарашкевич – член бюро Пензенского губкома ВКП (6). Тимирязев А. К. – профессор МГУ, приемный сын биолога К. А. Тимирязева. Тимошенко М. Д. – баптист. Титлинов Б. В. – деятель обновленческого движения. Тихон (Беллавин В. И.) – патриарх Московский и всея России, святитель. Тихон Задонский – святитель. Тихон (Шарапов К. И.) – архимандрит, впоследствии епископ. Тихонченко – баптист. Тихомиров И. – священник. Толмачев В. Н. – советский партийный и государственный деятель. Толстой Л. Н. – русский писатель и мыслитель. Томский (Ефремов) М. П. – советский партийный и профсоюзный деятель. Тон К. А. – русский архитектор. Трегубов И. М. – публицист, последователь Л. Н. Толстого. Тройго Я. – католический священник, секретарь курии. Троцкий Л. Д. – советский партийный и государственный деятель. Тучков Е. А. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД, секретарь АРК. Тюрякулов Н.Т. – советский партийный и государственный деятель. Уншлихт И. С. – советский партийный и государственный деятель. Фатов Н. Н. – советский литературовед, профессор Московского университета. Фахретдинов Р. – муфтий. Фелоров Л. И. – экзарх русских католиков восточного обряда. Фельзбранат К. К. – немецкий баптистский проповедник. Феодор (Поздеевский А. В.) – архиепископ. Филипп (Гумилевский С. Н.) – архиепископ. Флеров И. А. – профессор-педагог, сотрудник ЦС СБ–ВБ СССР. Флеровский И. П. – советский партийный и государственный деятель, журналист Фрейберг – сотрудник ОГПУ. Фрумкина М. Я. – деятель еврейского рабочего и коммунистического движения, публицист. Хакуратев (Хакурате) Ш.Г.У. – адыгейский советский партийный и государственный деятель. Хатаевич М. М. – советский партийный и государственный деятель. Хведько Л. – католический священник, настоятель прихода. Хлоплянкин И. И. – советский государственный деятель. Ходневич П. – католический священник, настоятель прихода. Хомяк Р.Д. – баптист, пресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Существующий – по слухам – будто бы исчерпывающий труд, посвящённый исследованию иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии бывший Богучарский епископ Серафим [Соболев], – нам, к сожалению, неизвестен.) Говоря об анафематствовании живоцерковников Святейшим Патриархом Тихоном, митрополит Елевферий, несомненно, имеет в виду известное подложное послание Святейшего от 23 ноября (6 декабря) 1922 г., ходившее по рукам в Москве и тогда же проникшее за границу и имевшее там также широкое хождение среди эмигрантского клира и мирян. Апокрифичность этого послания своевременно была засвидетельствована самим Святейшим Патриархом в письме на имя редакции газеты «Известия ВЦИК» от 27 июня (10 июля) 1923 г. Как видно из письма, Святейший полагает, что приписываемое ему послание своим происхождением обязано инициативе антисоветской эмиграции; может быть, это было и так... Однако нам кажется более правдоподобным предположить происхождение этой фальшивки внутри страны, откуда она уже позже проникла в зарубежье и по характеру своему оказалась весьма отвечающей настроениям, царившим в ту пору среди церковной эмиграции. Она сейчас же была опубликована в закордонной печати и неоднократно упоминается в различных церковных актах, одной из иллюстраций чего и является упоминание о ней в работе митрополита Елевферия «Неделя в Патриархии». Полные тексты фальшивки-«послания» и письма-опровержения, адресованного Святейшим Патриархом Тихоном в редакцию «Известий», приведены в хронологически соответствующих им местах в нашем сборнике. В своё время к беглопоповцам переходил епископ Балахнинский Филипп [Гумилевский], впоследствии, при Заместителе, ставший архиепископом Звенигородским и управляющим Московской епархией. Владыка весьма молитвенный и благостный, но в нужный, критический момент потерявший церковные ориентиры и спасая, как ему казалось, своё Православие, бросившись в противоположную от модных церковных течений сторону, оказался в недрах беглопоповства, т. е. в таком же примерно соотношении к Истине Православия, в каком находились и современные церковные модернизаторы слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010