368 Карта Охриды и её окрестностей при путешествии Григоровича, Каз. 1848 г.; его же изыскание о Славянских Апостолах, стр. 6. Розенкампф о Кормчей, прим. 73. 369 Petri siculi historia Manichoeorum, Ingolst. 1604. Bipl. Patr Lugd. t. XVI p. 753 s. Климент и Наум отправлены в юго-западную Болгарию 886 г. и архиепископом Болгарским стал Климент только в 896 г. (См. ниже пр. 36. 40). Последнее не иным чем объяснить можно, как тем, что до того времени ещё жив был св. Горазд, архиепископ Болгарский. 371 Vita s. Clementis § 17–19. 13. Краткое житие св. Климента, издан. Григоровичем § 8. 11. Составитель краткого жития писал не раньше XII столетия иное под руководством пространного жития, о чём говорит и сам в § 5, другое по живым памятникам, напр. § 8–11, а иное по слухам вовсе неверным, например о крещении кн. Бориса, о времени посвящения Климента в епископа. 372 «Осьмой год учительства Климентова не был последним годом жизни кн. Бориса, как напротив иные понимали, а только был последним годом правления Бориса. Так показывает связь речи у биографа Климентова. Потому сомнение г. Палаузова (век к. Симеона, стр. 28) о времени смерти Бориса – напрасное; равно несправедливо мнение Харьковского вестника (1864 г. II, 499) о времени прибытия Климентова в юго-западный край Болгарии, – Биограф Климента, под влиянием желания говорить красноречиво, иногда выражается неясно и не точно, и события выставляет не всегда в порядке времени. 373 То же Болгарин в прологе XIV века. «И еще ему (Борису) живу сущу в чернечстве и в него место сущу Володимерю, сыну его первому, бысть благословение Божие и Михайлово на Семеоне и прия стол, съгнав брата». 374 Vita s. Clementis § 20. В списке епархий имп. Льва показаны две «Велички»., одна в округе митрополии Филиппополя Фракийского, другая в ведении митрополита «Филиппов Македонии». Tafel, р. 49. 50. Климент был на кафедре Велички Македонской. У Лакеня – Or ehr. 2, 290, в Греческом перечне Болгарских архиепископов сказано: «Климент, назначенный в епископа Тивериополя или Велички, получил потом от Болгарского царя Бориса в управление третью часть Болгарского царства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Под III кто предводители, или началоводцы, какого толка в поповщине, и таких двенадцать показано числами арифметическими: 1).аввакумовщина от Аввакума протопопа, они же и онуфриевщина 29 от ученика Аввакумова Онуфрия; 2).никитовщина от распопы Никиты, и подобные им софонтиевщина и стариковщина; 3).диаконовщина и кадильники; 4).иевлевщина 30 от игумена Иова; 5).досифеевщина 31 от чёрного попа Досифея; 6).степановщина от Степана попа и пасхотворцы 32 ; 7).осиповщина от Иосифа чёрного попа; 8).ветковцы; 9).епифановцы 33 от Епифания монаха, бежавшего из Киева в Яссы; 10).чернобольцы по местечку Черноболь; 11).сусловщина от Фёдора Суслова; 12).перемазанцы, они же и иорженцы. IV.Здecь показание о беспоповщине. Под сим именованием двадцать три арифметических числа: 1).означаются: перекрещиванцы поморяне, андреевщина, даниловщина и федосиевщина 34 ; 2).нетовщина, они ж согласие Спасово, и кузминщина; 3).аврамьевщина, разстриговщина 35 и чувственники; 4).капитоновщина и подрешетники; 5).мессалиане, или меселиане 36 , они ж и богомилы; 6).потёмкомщина; 7).розинковщина 37 ; 8).акулиновщина; 9).титловщина от Тита чернца; 10).осиповщина от Иосифа чернца; 11).филипповщина 38 от Филиппа; 12).самокрещенцы 39 ; 13).нифонтовщина; 14).погребатели; 15).христовщина, они же и наговщина; 16).детоубиватели 40 ; 17).самостригольщина 41 ; 18).пастухово или адамантово согласие; 19).новожёны, они же артамоновщина; 20).молоканы и субботники; 21).иконоборщина и щельники, также селезнёвщина; 22).суетные; 23).познающие и сомнящиеся. [Начало различия толков раскольнических.] I.Ckaзaho выше в §1, под числом XII, что у отщепенцев российских первоначальные предводители находились: протопоп Аввакум, Никита пустосвят и прочие, а по них изникали и другие многие настоятели. Известно ж, что в несправедливости и лжи согласия не бывает: из чего произошли у них разные толки, один другому противные, хотя-то раскольники называют себя: староверами, старообрядцами и православными. [Разделения толков.] II.Toлku раскольничьи справедливо можно вообще разделить на поповщину и беспоповщину.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

3) Почтовые голуби на Востоке (Русский Вестник, дек. 1881 г.). 4) Интересы России в Палестине (посвящ. Православ. Палест. Обществу). (Моск. Вед. 348, 349 и 350 1882 г. и отдельной брошюрой. Правосл. Обозр., февраль 1883 г., под заглавием: „Современное состояние и нужды Православия в Иерусалимской Церкви”). 5) По поводу библиографической заметки о книге „Современные церковные вопросы” Т. Филиппова (Православ. Обозрение, май 1882 г.). 6) Фанариотские приемы и тенденции в русской газете (Православ. Обозрение, декабрь 1882). 7) Муаллака Имру-уль-Каиса. Арабский текст и перевод. Спб. 1885. 8) Новейшая арабская литература. (История всеобщей литературы, издан. Гиккера т. II, вып. 13 и 14 Спб. 1885 г.). 9) Об арабских рукописях Лазаревского Института восточных языков и малой Казы-Кумукской мечети в Дагестане. С арабским текстом. (Древности восточные. Труды Вост. Комиссии Импер. Моек. Археолог. Общ. 1889 г.). 10)   О рукописном сборнике XVII века на разных восточных языках. С арабским текстом (I-ый т., 2-ой вып. Древн. Восточных Ими. Моск. Арх. Общ. М. 1891). 11)   Одно из самых капитальных изданий Имп. Прав. Палестин. Общ. в области научной каталогизации: Ιεροσολνμιχη Βιβλιοθηχη νπο Α. Παπαοδοπονλον– Κεραμεω. (Библиографические записки 6, 1892 г.). 12)   Как совершился захват Иерусалимской патриархии святогробцами и кто были истинными хранителями палестинских святынь. Моск. Вед. 21, 1892 г. и отдельной брошюрой. 13)   Бессарабские и кавказские имения св. Гроба. (Эта статья печаталась в Московских Ведомостях за подписью „Русский Паломник” (Моск. Вед. 1892 г. 59, 06, 81, 107 и 113, и отдельной брошюрой), но не окончена но независящим от автора и редакции причинам). 14)   О служебнике Антиохийского патриарха Макария, находящемся на Афоне. С арабским текстом. (II т. Древн. Вост. Ими. Моск. Археол. Общ. М. 1895). 15)   О ткани с арабской надписью в Московском Публичном музее. (Ibidem.) 16)   Некоторые курьезы английского перевода Путешествия Антиохийского патр. Макария в Россию, в половине XVII века ( Χαριστηρια, Сборник статей по филологии и лингвистике в честь О. Е. Корша, заслуж. проф. Моск. Ун. М. 1896).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1367 «Mundus поп factus est in tempore, sed cum tempore», – говорит Августин, хотя я сейчас не могу найти это место («нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе со временем» – «О граде Божием», кн. 11, гл. 6). Время – форма последовательного существования всего творения. Арий воистину мог сказать: время появилось вместе с Сыном, как первым из творений. Но он не сказал этого, а объявил время возникшим до Сына. 1371 μοιουσιαστο. Евсевианами называли ариан и полуариан, которые в течение какого-то времени объединились как политическая партия под руководством Евсевия Никомедийского (не Кесарийского) против сторонников Афанасия и Никейского символа веры . 1372 Булл отзывается о полуарианстве весьма пренебрежительно (1. iv, 4, 8, vol. ν, pars ii, p. 779): «Semi-Arianus, et semi-Deus, et semi-creatura perinde monstra et portenta sunt quae sani et pii omnes merito exhorrent. Filius Dei aut verus omnino Deus, aut mera creatura statuatur necesse est; aeternae veritatis axioma est inter Deum et creaturam, inter non factum et factum, medium esse nihil». Похожего мнения придерживается Уотерленд (Waterland: A Defence of some Queries relating to Dr. Clarkés Scheme of the Holy Trinity, Works, vol. i, p. 404). 1374 Иларий, Fragm. ii, η. 21 (p. 1299, ed. Bened.), пишет, что Афанасий уже в 349 г. отказался от церковного общения с Маркеллом. 1375 Они подразумеваются под oi πο της Γαλατν χρας ρχμενοι в седьмом каноне Второго вселенского собора. Маркелл и Фотин были оба из Анкиры, Галатия. См. также Hefele, Conciliengeschichte, vol. ii, p. 26. 1376 Дорнер (l.c, 880 sq.) говорит о Маркелле, что его савеллианство проистекает из некой разновидности евионизма. 1377 Он называет Бога λογοπτηρ, ибо, по его мнению, Бог есть одновременно Отец и Логос. Савеллий использовал выражение υοπτηρ, отрицая личные различия между Отцом и Сыном, Фотин же вместо этого употребляет слово λογοπτηρ, потому что считает: в Боге вечно пребывает λγος, а не υις 1378 О Фотине смотри: Афанасий, De syn. 26; Епифаний, Haer. 71; Иларий, De triait., vii, 3–7, etc.; Baur, l. c., vol. i, p. 542 sqq.; Dorner, l. c., i, p. 881 sq.; Hefele, l. c., i, p. 610 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Мученичество Поликарпа Comte de Champagny (католик): Les Antonins. (A.D. 69–180), Paris 1863; 3 rd ed. 1874. 3 vols., 8 V0 . Merivale: History. Martyrium Polycarpi (древнейший, простейший и вызывающий меньше всего возражений из всех рассказов о деяниях мучеников), в послании от Смирнской церкви к христианам Понта или Фригии, приводится у Евсевия, Я. Eccl. IV. 15, издан также отдельно, на основании разных рукописей, Ашером (1647) и почти во всех изданиях трудов апостольских отцов церкви, особенно см. О. v. Gebhardt, Harnack, and Zahn, II. 132–168, и Prolog. L–LVI. Текст приведен в редакции Цана, который отходит от текста болландистов в 98 местах. Лучшее издание – Lightfoot, S. Ign. и S. Polycarp, I. 417 sqq. и 11.1005–1047. См. также греческую Vita Polycarpi – Funk, II. 315 sqq. Игнатий: Ad. Polycarpum. Лучшее издание – Lightfoot, I.e. Ириней: Adv. Haer. III. 3. 4. Его послание к Флорину приводится у Евсевия, v. 20. Поликрат из Ефеса (ок. 190), у Евсевия, v. 24. По поводу даты смерти Поликарпа Waddington: Mémoire sur la chronologie de la vie du rhéteur Aelius Aristide (in «Mém. de l " Acad. des inscript, et belles letters», tom. XXVI. Part II. 1867, pp. 232 sqq.) и в Fastes des provinces Asiatiques, 1872, 219 sqq. Wieseler: Das Martyrium Polykarps und dessen Chronologie, в его Christenverfolgungen, etc. (1878), 34–87. Keim: Die Zwölf Märtyrer von Smyrna und der Tod des Bishops Polykarp, в его Aus dem Urchristenthum (1878), 92–133. E. Egli: Das Martyrium des Polyk., в Hilgenfeld, «Zeitschrift für wissensch. Theol.» 1882, pp. 227 sqq. Антонин Пий защищал христиан от хаотического насилия, которое обрушивалось на них вследствие частых общественных бедствий. Но приписываемый ему эдикт, обращенный к правительствам асийских городов, в котором говорится о невиновности христиан и в пример язычникам ставятся христианские верность и рвение в поклонении Богу, вряд ли мог исходить из–под пера императора, носившего почетное имя Пия за сознательную верность религии отцов 44 ; в любом случае, он не стал бы сдерживать поведение провинциальных губернаторов и ярость народа, обращенную на незаконную религию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

V. Второе миссионерское путешествие апостола Павла (15, 36–18, 28). Разлучение апостолов Варнавы и Павла; отправление Варнавы и Марка на Кипр (15, 36–39), а Павла и Силы в Сирию, Киликию, знакомство с Тимофеем в Листре (15, 40–16, 5), прибытие в Троаду (16, 6–10), миссионерская деятельность в Филиппах (16, 11–40), в Фессалониках (17, 1–9), в Верии (17, 10–14), в Афинах и речь апостола Павла в ареопаге (17, 15–34); деятельность апостола Павла в Коринфе (18; 1–17), возвращение в Антиохию Сирийскую через Ефес (18, 8–22), отправление Аполлоса в Коринф (18, 24–28). VI. Третье миссионерское путешествие апостола Павла, его арест и заключение (19, 1–26, 32). Деятельность апостола Павла в Ефесе (гл. 19), его путешествие по Македонии, через Грецию, возвращение в Троаду и далее переезд в Милит (20, 1–16); прощальное слово апостола Павла к пастырям Церкви Милита и Ефеса (20, 17–38) и его прибытие через Кесарию Палестинскую в Иерусалим (21,1–26); арест апостола Павла (21, 27–38), речь перед тысяченачальником и народом «на еврейском языке» (21, 39–22, 21), возмущение толпы, знакомство апостола Павла и тысяченачальника (22, 22–29), расследование тысяченачальником дела апостола Павла и созыв иудейского Синедриона (22, 30–23, 11), неудачный заговор иудеев против апостола Павла (23,12–22), отправка апостола под вооруженной охраной в Кесарию (23, 23–35); апология апостола Павла перед Феликсом (24, 1–26), апостол апеллирует к суду Кесаря перед Фестом, преемником Феликса (24, 27–25, 12), прибытие в Кесарию Агриппы II (25, 13–27), апология апостола Павла перед царем Агриппой (26, 1–32). VII. Путешествие в Рим, двухлетнее пребывание в Риме (гл. 27–28). Путешествие на Крит (27, 1–12), буря (27, 13–26), кораблекрушение (27, 27–44), спасение на острове Мелит, который прежде считали Мальтой, а по последним данным островом Кефалонией (28, 1–10). Путешествие в Рим (28, 11–16), двухлетнее заключение в Риме (28, 17–31). 10.3. Источники книги Деяний   Всё, что говорит святой Лука в прологе к своему Евангелию, в полной мере относится и к Деяниям апостольским: дееписатель собирает свидетельства очевидцев, излагает события с самого начала, с возможной полнотой и точностью и в хронологической последовательности. Антиохия Сирийская изображается в книге Деяний как центр, от которого берут свое начало миссионерские путешествия и существует предание, о чём уже шла речь в связи с третьим Евангелием, что из Антиохии происходил сам святой Лука. Итак, вполне возможно, что именно в Антиохии апостол Лука смог собрать воедино те разрозненные свидетельства очевидцев о жизни первенствующей Церкви. Этим очевидцам принадлежат так называемые summaria или «обобщения» книги Деяний: 2, 42–47; 4, 32–35; 5, 12–16; 5, 42; 6, 7; 8, 25; 9, 31; 12, 24; 19, 8–10. Много подробных сведений святой Лука приводит относительно миссионерских путешествий апостола Павла, в которых он принимал личное участие. Об этом говорят так называемые «мы-отрывки», которые и открывают нам автора Деяний апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

5. Фрагмент Еврипида, известный только из Афиногора. Ср.: Финикиянки. 8687. 6. Фрагмент Еврипида, часто цитируемый апологетами, ср.: Климент Александрийский. Протрептик. II, 25, 3; VII, 74, 1. 7. Фрагмент приводится у Плутарха как относящийся к трагедии " Меланипп " . См. этот стих в: пс.-Иустин. О единовластии. 5. 8. См. в: пс.-Иустин. Увещании к эллинам гл. 18 и О единовластии гл. 2. 9. Лисий и Опсим - последователи Пифагора, о которых упоминает Ямвлих (Жизнь Пифагора. 36). 10. Число десять называется четверочастным, потому что один, два, три и четыре будучи сложены, составляют десять. 11. См. Тимей. 28c. Ср. Иустин. Апология II, 10. 12. См. Тимей. 41a 13. οου: подобное выражение встречается у Иустина (Разговор с Трифоном. гл. 115: ε εε), и Тертуллиана (Против Маркиона. IV, 22). 14. Ср. Исх.20:23; Пс.88:7 15. Точнее: силу в единстве (ε εε υ) 16. Платон. Горгий. 523c524a. 17. Эти слова взяты из Гомера (Илиада. XVI, 672). См. об этом у Афиногора. О воскресении. 16, 5. 18. Гомер. Илиада. IX, 499501. 19. Келей и Метанир были родители Триптолема, у которых Церера во время поисков дочери своей Прозерпины пользовалась гостеприимством. 20. Эти имена вероятно вставлены в текст переписчиками. 21. О Филиппе, родом кротонце, который по смерти был удостоен божеской почести, см. Геродот. V, 47. 22. Онесил был брат Георгоса царя саламинского, на острове Кипр. Геродот. V,104 и сл. 23. Гамилькар - карфагенский царь, бросившийся в огонь после поражения под Сиракузами. Геродот. VII, 167. 24. Государство. 269d. 25. Геродот. Ист. II. 53. 26. Саврий и Кратон известны только по этому упоминанию. 27. См. у Плиния. XXXV. 12. 28. Безгрудой 29. Гомер. Илиада. ХХ, 131. 30. Гомер. Илиада. XII, 302. 31. Гомер. Илиада. XIV, 246. 32. Орфический фрагмент 57 (Kern). 33. Платон. Тимей. 17d. Ср.: пс.-Иустин. Увещание к эллинам. 22. 34. Орфический фрагмент 167 (Kern). 35. Гомер. Илиада. IV, 23. 36. Гомер. Илиада. IV, 24. 37. Гомер. Илиада. XXII, 168. 38. Гомер. Илиада. XVI, 433434. 39. Гомер. Илиада.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/68/f...

Раздел первый. Извещение об успехах благовестия и обстоятельствах жизни Апостола в Риме (1:12–26) Апостол делится с филиппийцами, как с любимыми детьми, заботящимися о нем, сведениями об обстоятельствах своей жизни. Его узы были на пользу его делу (ст. 12), проповедь дошла до претории (ст. 13). Это ободрило многих из христиан (ст. 14), правда, из разных нравственных побуждений (ст. 15–17), но последнее не беспокоит Апостола (ст. 18), он даже рад. Дело идет, а он, Апостол, ради молитв филиппийцев и Духа благодати, руководящего им во всем, послужит жизнью или смертью, к прославлению Христа (ст. 19–20). В самом деле, что для него жизнь или смерть? (ст. 21). Сами по себе – ничто, все для дела, ради которого он и не умрет (ст. 22–24). Это он знает твердо (ст. 25), и будет у них для успеха веры – большего ее разумения, и для радости его от этого успеха (ст. 26). Раздел второй. Наставления о жизни, достойной благовествования (1:27–2:18) I. Общее указание тех сторон жизни, каких намерен коснуться Апостол (1:27) Жизнь по Евангелию, единодушие и борьба с противниками. Всего обещанного вы достигнете, если будете исполнять это указание. II. Более пространное объяснение показанных пунктов (1:28–2:18) A). Воодушевление на борьбу с противниками (1:28–30) Воодушевляет на борьбу с противниками, во-первых, спасительностью страданий (ст. 28). Вам – это спасение, а врагам – погибель. Во-вторых, превосходством веры со страданием, то есть мученичества, как особого призвания Божия, над простою верою (ст. 29). В-третьих, своим примером (ст. 30). Б). Руководство к сохранению взаимного единодушия (2:1–11) а). Во имя своей и их любви зовет их к единодушию (2:1–2) б). Апостол устраняет препятствия к смиренной взаимной любви и содружеству(2:3–4) Другого считайте выше себя (ст. 3), о нем более заботьтесь, чем о себе (ст. 4), тогда не будет препятствий ни к любви, ни к дружбе. в). В пример смиренномудрия представляет Господа нашего Иисуса Христа (2:5–11) Он – образец для всех (ст. 5). Он – Бог по природе (ст. 6), но смирил Себя до смерти (ст. 7–8), и Отец превознес Его выше всего по человечеству, исполнив волю Отца. Он –есть слава Отца (ст. 9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Так как молва весьма славила Климента, то к. Симеон пригласил его к себе. Личное свидание и беседы вполне убедили князя в высоких достоинствах Климента. Тогда Климент поставляется в епископа Дрембицы или Велицы43), в землю дреговичей   40) Vita s. Clementis § 17-19 13. Краткое житие св. Климента, издан. Григоровичем § 8. 11. Составитель краткого жития писал не раньше XII стол., иное под руководством пространного жития, о чем говорит и сам в § 5, другое по живым памятникам, напр. § 8-11, а иное по слухам вовсе неверным, наприм. О крещении кн. Бориса, о времени посвящения Климента в епископа. 41) «Осьмой год учительства Климентова», не был последним годом жизни кн. Бориса, как напротив иные понимали, а только был последним годом правления Борисова. Так показывает связь речи у биографа Климентова. Потому сомнение г. Палаузова (Век к. Симеона стр. 28) о времени смерти Бориса – напрасное; равно несправедливо мнение Харьков. вестника (1864 г. II, 499) о времени прибытия Климентова в юго-западный край Болгарии. – Биограф Климента, под влиянием желания говорить красноречиво, иногда выражается неясно и неточно и события выставляет не всегда в порядке времени. 42) Тоже болгарин в прологе XIV в. «И еще ему (Борису) живу сущу в чернечстве и в него место сущю Володимерю, сыну его первому, бысть благословение Божие и Михаилово на Симеоне и прия стол, съгнав брата». 43) Vita s. Clementis § 20. В списке епархий имп. Льва показаны две «Велики»: одна в округе митрополии Филиппополя фракийского, другая в ведении митрополита «Филиппов Македонии». Tafel p. 49. 50. Климент был на кафедре Велички македонской. – У Лекеня Or. chr. 2. 290, в греческом перечне болгарских архиепископов сказано: «Климент, назначенный в епископа Тивериополя или Велички, получил потом от болгарского ц. Бориса в управление третью часть болгарского царства, т.е. от Солуня до Иерихо и Канин или Суниата». – Если Величка Климента то же, что Тивериополь, то иначе называлась она у славян Струмницею (см. мая 2 пр. 18). Другие указанные здесь города находятся на побережье южной Албании: Иерихо и Канина – у Авлон, Сопоти – в дельвинском округе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

De peccatorum mer. et remiss., 1. ii, с. 36, §59. Он выражает неуверенность и в своих «Отречениях», lib. i, cap. 1, §3 (Opera, tom. i, f. 4), где искренне признает: «Quod attinet ad ejus [animi] originem… nec tune sciebam, nec adhuc scio». Он часто обращается к этой теме, например, в De anima et ejus origine De Genesi ad literam, χ, 23; Epist. 190 ad Optatum и Opus imperf., iv, 104. См. также Gangauf, Ζ. с, p. 248 ff., и John Huber, Philosophie der Kirchenväter, p. 291 ff. Губер следующим образом представляет учение Августина: «В том, что касается проблемы происхождения души, Августин не приходит ни к какому определенному выводу. В более ранних произведениях он не имеет четкого мнения и относительно учения о предсуществовании (De lib. arbitr., i, 12, 24; iii, 20–21), но позже самым решительным образом отвергает его, особенно как представленное Оригеном , и в то же время критикует всю теорию Оригена о происхождении мира (De civit. Dei, xi, 23). Подобным же образом он высказывается против теории эманации, согласно которой душа произошла от Бога (De Genes, ad. lit., vii, 2, 3), обладает одной сущностью с Ним (Epist. 166 ad Hieron., §3) и так же вечна (De civ. Dei, χ, 31). Однако между креационизмом и генерационизмом он не смог сделать выбор, причем не столько из научных, сколько из богословских побуждений. В отношении генерационизма он помнит о Тертуллиане и боится быть вынужденным, подобно ему, признать телесность души. Он понимает, однако, что эта теория успешно объясняет, как передается первородный грех, и задает вопрос, не может ли одна душа происходить из другой, как один огонь зажигается от другого, без уменьшения первого огня (Ер. 190 ad Optatum, 4, 14–15). Что же касается креационизма, то основная проблема здесь заключается как раз в учении о первородном грехе. Если душа сотворена непосредственно Богом, она чиста и безгрешна, и возникает вопрос, каким образом она заслужила того, чтобы облечься в греховную плоть и унаследовать первородный грех . Представляется, что в этом случае Сам Бог становится причиной греховности, то есть виновен в объединении души с телом (De an. et ejus orig., i, 8, 9; ii, 9, 13). Все отрывки Писания, касающиеся данной темы, согласуются только в том, что Бог наделяет душами, творит их и формирует; но как Он делает это – сотворяет из ничего или производит от родителей, – не сообщается (lb. iv, 11, 15). Учение Августина о том, что Бог сотворил всё вместе словно в зародыше, естественным образом склоняется к генерационизму, но Августин так и не преодолел нерешительности и даже в своих «Отречениях» заявляет (i, 1, 3), что никогда не знал и не знает теперь, происходят последующие души от первой или сотворяются заново, отдельно».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010