III. Да усилит в нас настоящее размышление о причинах нетления св. мощей благоговение к ним и наше усердие прибегать к ним с верой во всесильную благодать Божию. (Составлено по проповедям Филарета, митрополита Московского, и кн. «Догматы православной Церкви о почитании св. мощей» свящ. Ев. Кременецкого, с. 18–19, и другим источникам). Поучение 3-е. Святитель Филипп, митрополит Московский (перенесение его мощей из Соловецкого монастыря в Москву) (О значении страха Божия) I. Cb. Филипп, митрополит Московский, в мире Феодор, из рода бояр Колычевых, родился в 1507 г. Он был воспитан матерью в строгом благочестии, и потому, служа при дворе царском, не искал мирских удовольствий, не стремился к славе и почестям, но непрестанно помышлял о спасении души. В 1566 г. Иоанн Грозный вызвал Филиппа в Москву, долго с ним беседовал и предложил ему сан митрополита. Сделавшись первосвятителем русской церкви, Филипп стал благотворно действовать на царя и на окружавших его. При дворе наступила тишина, прекратились веселья и казни, потому что все боялись пустынного святителя. Но когда, в 1567 г., возобновились доносы и убийства, и Филипп смело обличал, что он, боясь Бога, не может молчать при виде зла и неправды, и готов претерпеть заточение и смерть, тогда царь отверг святителя, изгнал его из храма, а потом заточил в Тверской Отрочь монастырь. В 1570 г. св. Филиппа задушил свирепый опричник Малюта Скуратов. Чрез 20 лет по кончине Филиппа нетленное тело его, по просьбе соловецких иноков, отвезено в монастырь Соловецкий, где прославилось чудесами. При царе Алексии Михайловиче мощи святителя были торжественно открыты в 1652 г. новгородским митрополитом (впоследствии патриархом) Никоном, перевезены в Москву и положены в Успенском соборе. Раку с св. мощами сам царь нес на раменах своих. Девятого января воспоминается кончина св. Филиппа, а 3-го июля – перенесение мощей. II. Жизнь, деяния и страдания святителя Филиппа доказывают нам ту истину, что страх Божий есть основание всякой добродетельной жизни и источник всех великих подвигов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Филипп происходил из старинного боярского рода Колычевых, состоявшего в родстве с царским домом. Мальчиком Филипп принимал участие в играх царевича, даже подружился с ним. Иоанн Грозный, оказавшись во враждебном окружении, вспомнил о товарище детских игр и решил сделать его митрополитом Московским. Царь надеялся, что получит в лице Филиппа опытного духовника, который сумеет усовестить бояр и утихомирить их ненависть. Но также надеялся, что смиренный игумен не станет вмешиваться в дела правления и предоставит царю поступать так, как тот посчитает нужным. Игумен Филипп приехал, получив послание государя. Путешествие с Соловков в Москву длилось, наверное, не одну неделю. Но вот, наконец, он прибыл в Москву. Ему был устроен пышный прием. Царь сам приветствовал будущего владыку. Впечатление от встречи с товарищем детства для соловецкого игумена было скорее тяжелым. Перед ним был другой человек, которого он не знал. На предложение принять митрополию Филипп ответил отказом, объяснив, что недостоин сана митрополита. Однако царь настаивал. Тогда Филипп согласился, но выставил одно условие: должна быть уничтожена опричнина. Царь не согласился. Соловецкий игумен уже не мог ответить отказом, потому что его самого и его детище — Соловецкую обитель — ожидали бы неприятности. А соглашаясь, он готовил себе незавидную участь. Архиереи уговорили Филиппа принять сан митрополита, но не вмешиваться в дела двора. В июле 1566 года Филипп был посвящен в сан митрополита, а в декабре 1569 года принял мученическую кончину от руки царского любимца Малюты Скуратова, более года проведя в заключении в темнице. О времени перед кончиной митрополита Филиппа сохранилось следующее свидетельство. Святитель был арестован во время богослужения царским приспешником Басмановым. Некоторое время он содержался в Богоявленском монастыре, а затем переведен в Николаевский. Московский люд очень любил митрополита Филиппа. Его заключение вызвало сильное волнение, отчасти победившее даже страх опричнины. Грозный испугался и решил немедленно избавиться от опасного узника. В келье Николаевского монастыря святителя Филиппа заковали в цепи, а кроме того, туда поместили голодного медведя. Грозный надеялся, что зверь сразу же бросится на человека. На следующий день сам царь вошел в келью, чтобы убедиться в смерти митрополита. Но лютый зверь мирно спал в углу темницы, а святитель совершал положенные молитвы. Народ продолжал волноваться за своего пастыря. Грозный окончательно разъярился и сослал святителя в Тверь, в Отроч Успенский монастырь , где тот и принял мученическую кончину.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

В своем послании Крузе и Таубе утверждали, что митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре с помощью веревки, а тело его было выброшено в Волгу . Фактически, они говорят о публичной казни митрополита, которую другие источники (за исключением, быть может, Андрея Курбкого) не подтверждают. Как известно, святые мощи святителя Филиппа были обретены в 1591 году нетленными в его гробу, покоившемся за алтарем Успенского храма Тверского Отроча монастыря, и, естественно, тело его в Волгу, которая в середине зимы покрыта толстым льдом, не выбрасывалось. Таубе и Крузе утверждают, что святителю Филиппу в год его сведения с митрополичьего престола было 79 лет, в то время как «Житие» святителя Филиппа называет годом его рождения 7015 от Сотворения мipa (1507 по Р.Х.), то есть в 7077 году (1568 по Р.Х.) ему было 62 года. Это значит, что Таубе и Крузе либо вообще в глаза не видели митрополита Филиппа, либо он имел вид на 17 лет старше своего возраста. Таубе и Крузе пишут, что поход на Новгород из Александровской Слободы Царь Иоанн Васильевич якобы начал 20 января 1569 года, 30 января был в Клину, а Митрополит Филипп опричниками якобы был задушен в феврале 1569 года! Из многочисленных материалов других достоверных источников известно, что этот поход Царь начал в середине декабря 1569 года, то есть на 11 месяцев позже! А умер митрополит Филипп, согласно «Житию», 23 декабря 1569 года, либо, как установила Церковь по Прологу 1659 года и по указу Царя Алексея Михайловича, 9 января 1570 года. Такая «достоверность» в датах передвижения опричного войска, к которому причисляли себя Таубе и Крузе, свидетельствует о том, что они не участвовали в этом походе, а информацию о нём получили много позже, не являлись очевидцами этих событий и потому путаются в датах. Таубе и Крузе путают и родовую фамилию святителя Филиппа, сообщая, что он то ли из Колычевых, то ли из Челядниных! Видимо, с 1667 года они проводили большую часть времени в русских войсках в Ливонии и не могли знать, что происходит в Москве, Клину, Твери, Новгороде, Пскове и других русских городах, а пользовались лишь слухами оттуда.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

II . Достоверные свидетельства о мирной кончине святителя Филиппа Перейдём теперь к заслуживающим доверие источникам, указывающим на то, что ни опричники, ни сам Царь Иван Васильевич Грозный не имели отношения к смерти митрополита Филиппа. Конфликт между опричниками и митрополитом Филиппом развивался в течении десяти месяцев, с начала 1568 года. Как уже указывалось, игумен Филипп подписал решение Собора 1566 года о своем избрании, одним из условий которого было то, что, став митрополитом, он не будет вмешиваться в домашний обиход Царя и в дела опричнины. Для этого была даже составлена особая грамота от 20 июля 1566 г.: « Приговор Освященного собора об избрании Митрополитом Московским игумена Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева) и о невмешательстве его в дела опричнины» . Однако митрополит Филипп, проявляя христианское милосердие к падшим и печалуясь об опальных, неоднократно обращался к Царю, призывал его прекратить суровые действия опричников и вернуться к старине, что было, конечно, невозможно. Царь Иоанн Васильевич Грозный выстраивал в государстве Российском систему единодержавия, при котором боярские вольности и разделения должны были быть уврачёваны жёсткими, но законными действиями опричнины. Другого пути созидания Российского Православного Самодержавного Царства, наследника Ромейской Империи, защитника христиан во всей Вселенной, Удерживающего, по словам Апостола Павла (2 Сол. 2: 7) — в то время не было. В Новгородской Второй летописи о конфликте Митрополита Филиппа с Царем Иоанном Васильевичем читаем: «Лта 7076, мсяца марта 22 день, на самое середокрестное недли, учалъ Митрополитъ Филипъ съ Государемъ на Москв враждовати о опришнины, и вышелъ изъ двора митрополича, и жилъ въ монастыр у Николы Старого . Лта 7077, владыка Новгородцкой въ т поры на Москве былъ 15 недль безъ дву денъ. Да той же осени, на Москв мсяца ноября въ 4 день, Филипа Митрополита изъ святительского сану свергоша, на Москв, въ четвертокъ, и жилъ въ монастыр у Николы у Старого. Да того же мсяца, ноября 11 день, въ четвертокъ, на его мсто поставиша митрополита Кирила, Cepriebckoro архимандрита» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грезх, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе 26 ничто же скверно входить, в царствие небесное. Аминь (Канонник. Киев 1762 г.). 9-е число. Память Святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп родился в 1507 г,, происходил от знатных бояр Колычевых. Родители его были очень добры и благочестивы. Обучаясь наукам, св. Филипп полюбил чтение Свящ. писания и других душеполезных книг. Окончив образование, поступил на службу ко двору. Царь Иоанн, впоследствии Грозный, очень полюбил Филиппа. Но сердце Филиппа не лежало к земному. При дворе-то он и увидел всю суету Мира, непрочность земных благ и бушевание страстей и тайно ушел в отдаленный Соловецкий монастырь. Здесь настоятель полюбил юного инока и, приближаясь к смерти, назначил его своим преемником. Неохотно принял на себя сан игумена св. Филипп. В сане игумена он сделал весьма многое для монастыря, вполне благоустроив его. В 1566 г. царь потребовал игумена Филиппа к себе в Москву для духовного совета. В это время царь Иоанн уже изменился: сделался подозрительным и жестоким, окружил себя особенною стражею-опричниками. Филипп приготовил себя к борьбе. Иоанн просил Филиппа принять сан митрополита. Долго не соглашался Филипп на принятие сего сана – , требовал было уничтожения опричнины, которая делала много зла, но должен был уступить непреклонной воле царя, видя в ней Божие избрание. При посвящении, после литургии, на речь царя святитель, Филипп ответил трогательным словом, в котором умолял его быть отцом для подданных и не слушать льстецов. Царь был тронут, и на некоторое время в Москве водворилась тишина. Но это было не долго, и опять начались грабежи и убийство мирных граждан. Св. Филипп не один раз, наедине, вразумлял царя, но царь, не внимал его вразумлениям, и тогда Филипп решился обличить его открыто, хотя бы пришлось, самому и пострадать за это. В воскресенье Крестопоклонной недели, когда святит. Филипп служил литургию и в начале ее стоял среди храма на кафедре. (возвышении), вошел в собор царь со своими опричниками. Все они и сам царь, были в особенных одеждах. Царь подошел к святителю со стороны и наклонил свою голову для принятая благословения. Св. Филипп стоял, устремив свой взор на икону Спасителя, и как-бы не замечал царя. Тогда бояре сказали: «Владыка святый! царь требует твоего благословения». Святитель обратился к царю и, посмотрев на него пристально, как-бы не узнавая его в странном одеянии, сказал: «Благочестивый царь! кому ты поревновал, исказив себя таким образом? Мы, государь, здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется кровь неповинная. Хотя почтен и саном царским, однакож ты перстный человек, и Господь взыщет за все от руки твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Ещё за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн. Тело его было предано земле первоначально там же, в монастыре, за алтарём храма. В 1591 году, по ходатайству игумена Соловецкой обители Иакова, гроб с нетленным телом святителя был перенесён из Твери в Соловецкий монастырь, где стал благоговейно почитаться. Нетленное тело святителя Филиппа было положено в могилу, приготовленную им для себя ещё во время пребывания в этом монастыре под папертью храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба своего бывшего наставника, духовника и уставщика Соловецкой обители иеромонаха Ионы (Шамина). 31 мая 1646 года, после получения игуменом Соловецкого монастыря Илией грамоты патриарха Московского и всея Руси Иосифа († 1652) от 29 апреля того же года об открытии мощей святителя Филиппа, его святые мощи были торжественно переложены в новую гробницу и поставлены в Преображенском соборе Соловецкой обители. В 1652 году царь Алексей Михайлович по совещании с патриархом Иосифом и всем Освящённым Собором определил перенести мощи святителя Филиппа в Москву. В Соловецкий монастырь было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с Никоном, митрополитом Новгородским (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1681). За литургией в церкви, где почивали мощи святителя, владыка Никон прочёл грамоту царя, в которой Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину прадеда: «Сего ради преклоняю сан свой царский за оного, иже на тя согрешившего, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием». 9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно перенесены в Москву. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила своё название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Ныне этот крест хранится в алтаре Московского Знаменского храма. 19 июля мощи были положены в серебряную раку в большом Успенском соборе у юго-восточной двери алтаря, возле иконостаса, где и пребывают доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Филипп родился 5 июня 1507 г. Его мирское имя было Федор Степанович Колычев. По рождению он принадлежал к среднему слою московского, не княжеского боярства старого корня, предки которого издавна служили князьям московским. Захарьины (Романовы), Шереметевы, Колычовы вели свои роды от общего предка. Веками они строили, вместе с потомками Калиты, государство московское и, потеснившись перед удельными князьями, переезжавшими на московскую службу со времени Ивана III, продолжали служить своим государям. Дед Федора Иван Андреевич Колычев-Лобанов при Иване III ездил послом в Крым, бывал наместником в Новгороде, нес и ратную службу: ходил против шведов и ливонцев и даже убит был (в 1502 г.) при нападении ливонцев на Ивангород. Сын его, боярин Степан Иванович, по прозванию Стенстур, отец Федора, был назначен дядькой (воспитателем) великого князя Юрия Васильевича, брата Грозного, а дядя Федора Иван " ведал думу " князя Андрея Ивановича Старицкого, удельного князя из московского дома, — брата Василия III. Служа ему, он все еще служит роду князей московских, и только распря между московским правительством и удельными родственниками поставила его, как мы увидим, в ряды противников Москвы. Эта семейно-сословная справка не кажется излишней в биографическом очерке митрополита Филиппа. Судьба Колычевых не раз трагически сплеталась с его собственной судьбой. Опала Колычевых совпадает с уходом из мира молодого Федора. Низложение митрополита сопровождается казнями Колычевых. При скудости биографических сведений, иным представлялось возможным ставить в связь позицию Филиппа царю с оппозицией гонимого боярства. Мы увидим, что в такой постановке вопроса есть коренная ошибка. Но даже и не считая дело св. Филиппа политическим делом, можно повторить замечание Иловайского, что, быть может, боярское происхождение не было случайностью в биографии святого. Мы почти ничего не знаем о первых тридцати годах жизни Федора Колычева. Мать его Варвара окончила свои дни в монастыре, но постриглась она уже после своего сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2441...

Кирилл Аминов, 27 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Федоровской Пресвятой Богородицы в селе Ворсине. Село Ворсино в XV ст. принадлежало боярам Колычевым. В нем находилась деревянная церковь во имя Андрея Стратилата, построенная, вероятно, в память владельца этого села Андрея Федоровича Колычева, прадеда св. Филиппа митрополита. О ней стало известно по писцовым книгам Московского уезда, Перемышльской волости, 1627 – 28 гг., в которых записано: «за вдовою Анною Ивановною женою Колычева, что бывало преж того вотчина Меньшого и Бориса Колычевых, а после за мужем ее Иваном Колычевым, село Ворсино, на речке Моче, а в селе храм Андрея Стратилата древян вверх, стоит без пения, да в селе двор вотчинников, в нем 2 чел. деловых людей, двор приказчика и двор крестьянский; а владеет вдова Анна тою вотчинною по государевой жалованной грамоте 1623 г., за приписью дьяка Венедикта Махова». Потом это село находилось во владении Ивана и Михаила Дмитриевичей Колычевых, «что они выкупили в 1637 г. из Вознесенского монастыря родовую вотчину деда своего боярина Ивана Федоровича Колычева». В 1646 г. в селе было 2 двора вотчинниковых, в которых жили приказчик и 2 чел. деловых людей, 4 двора крестьянских с 19 чел. и двор деловой с 8 чел. В селе Ворсине вместо старой церкви была построена новая деревянная церковь во имя Федоровской Пресвятой Богородицы с приделами Андрея Стратилата и св. Филиппа митрополита, «а строение церковное и книги, и ризы, и колокола вотчинниково»; в 1663 г. при оной церкви попа и причетников не было. Владельцами села были: И. И. Колычев (1654 – 61 гг.) и И. М. Колычев, женатый на Мавре Григорьевне, урожденной княгине Долгоруковой (1654 – 97 гг.). В 1678 г. в селе числилось 7 дворов крестьянских, двор бобыльский и двор вотчинников, всего 32 чел. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «2 сентября, по наезду князя Ивана Андреевича Шелешпальского и по досмотру в вотчине стольника Ивана Михайловича Колычева, в селе Ворсине церковь деревянная, клетцки, старая, а во имя та церковь Пресвятой Богородицы Федоровской да в приделах Андрея Стратилата и Филиппа митрополита, около церкви кладбища с четверть десятины, а по сказке приказчика села Ворсина Ивашки Шкоты да старосты Федки Мокина: та де церковь построена исстари, от Москвы 40 верст, едучи большою Калужскою дорогою та церковь по левой стороне с версту, а с другой стороны Теменская дорога от церкви 2 версты; а данью та церковь не обложена и в данных книгах не написана, церковной земли ничего нет, а попу и дьячку идет руга… у той церкви двор попов, да в приходе двор вотчинников, 4 двора крестьянских; а попа и дьячка в то время дома не было, были на Москве».

http://sobory.ru/article/?object=09187

Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате (Москва). Каменный одноглавый Филипповский храм с приделом Николая Чудотворца и низкой шатровой колокольней построен в 1688 на месте прежнего. В 1818 г. сильно пострадавшая во время нашествия Наполеона церковь была отдана для устройства подворья Иерусалимского Патриархата, только после чего и была исправлена (1818-1822 гг.). Содержание История [ править править код ] История храма Воскресения Словущего уходит в глубь веков. По преданию, уже со второй половины XVI века на этом месте стояла церковь во имя святого апостола Филиппа. Основана она была, по всей видимости, самим митрополитом Московским и всея Руси Филиппом (Колычевым) в Иконном переулке при его загородном доме и, вероятно, была деревянной, как многие древние русские храмы. Существующий ныне каменный храм был воздвигнут в 1688 году при царе Алексее Михайловиче его боярином Иваном Косьминым и 2 ноября того же года освящён Патриархом Иоакимом. История жизни храма в XVIII столетии покрыта тайной. И только из глубины XIX века (особенно его второй половины) смогли подняться к нам редкие и драгоценные сведения. В период Отечественной войны 1812 года церковь святого апостола Филиппа разделила судьбу многих московских храмов. Она была ограблена и осквернена французскими войсками. Сильно обветшавшая, с малочисленным приходом, находившаяся в самом центре сожжённой, но непокорённой столицы, она внушала мысль о невозможности своего восстановления. Указ Святейшего Синода от 26 июля 1818 года гласил, что Филипповскую церковь «предполагается упразднить». Но Богом было уготовано иное. Небольшому храму в тихом арбатском переулке Его дивный Промысел определил стать Иерусалимским подворьем, местом пребывания и служения представителей братства Святого Живоносного Гроба Господня. В 1808 году в Иерусалиме вспыхнул пожар, почти полностью уничтоживший великую святыню — храм Гроба Господня. Патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью в восстановлении храма к другим Православным Церквам. В 1817 году он направил просьбу к Императору Александру I о даровании Иерусалимскому Патриархату подворья в Москве, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего храма. Русская Православная Церковь откликнулась на этот призыв; так в Москве было учреждено Иерусалимское подворье. Патриарх Иерусалимский прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды. Эти великие святыни и доныне хранятся в храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

«Вспомни, царь, сказал праведник, каковы были добрые цари: помни, что на злых есть строгий суд правды Божьей». Иоанн движением руки велел неумолимым стражам взять Филиппа. Его отвели в смрадную комнату, ноги заковали в оковы, на шею наложили тяжелую колоду, руки скрепили цепью и целую неделю не давали ему куска хлеба. Твердый молитвенник питался молитвой, и его нашли без оков и цепей – свободным. Царь, услышав о том, изумился, но потом сказал: «чары, чары!». Так люди готовы объяснять великие дела самыми странными причинами, лишь бы не признавать в них действия силы Божьей, грозной для их нечистой совести. Царь велел перевести Филиппа в монастырь старого Николая. Не довольствуясь тем, что терпел св. Филипп, царь подверг пыткам и казням служивших ему детей боярских; из родственников его Колычевых умерщвлены один за другим десять человек. Любимый святителем Иван Борисович Колычев пел псалмы, когда терзали его пытками; царь отослал голову его Филиппу со словами: «вот твой любимый сродник, не помогли ему твои чары». Святитель, когда вошли к нему с таким подарком, встал, благословил и поцеловал главу и велел отнести к царю. Наконец Иоанн велел отправить Филиппа в заточение в тверской отрочь монастырь. 42 Прошло около года, как св. Филипп томился в заточении. Иоанн отправился в Новгород. Малюта Скуратов явился в келлию Филиппа и с видом смирения сказал: «владыко святой! преподай благословение царю на путь в Новгород». Святитель знал, за чем явился Малюта. Еще за три дня до того сказал он бывшим при нем; «вот приблизился конец моего подвига», и причастился св. Таин. Малюте отвечал он: «делай, что хочешь: но дара Божьего не получают обманом». Сказав это, он стал на молитву и просил Господа, да приимет дух его с миром. Малюта задушил святителя подушкой и, сказав настоятелю, что умер он от угара, приказал при себе похоронить его. Это было 23 декабря 1569 года. 43 Из памятников, оставшихся после святого Филиппа, святительская грамота его в Кириллов монастырь замечательна по отзыву его о протестантстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010