В русском иконописном подлиннике XVI в. отмечено, что писать «патриарха Царяграда» М. надлежит в полиставрии («сак лазорь, на саку кресты - лазорь темна»), его облик уподоблен облику сщмч. Власия Севастийского («сед, брада доле Власьевы») (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 109). В сводных подлинниках в редакции XVIII в. добавлены атрибуты архиерейского сана - омофор и Евангелие в руках - и скорректирована длина бороды, более соответствующая сохранившимся изображениям; в одном случае описание краткое («брада Власиева» - Большаков. Подлинник иконописный. С. 104), в другом - пространное («…подобием вельми стар и сед, власы просты, брода продолговата аки Власьева» - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 360). Описаниям соответствует немногочисленный ряд изображений М., представленных в основном в минейных памятниках (напр., на иконных минеях на год: 1-й пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен, Германия; нач. XIX в., УКМ, и др.). В изображениях Нового времени в облачении М. фелонь заменяется саккосом, но тип старца, длиннобородого (как, напр., на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713, 1722) или с бородой средней длины (как, напр., на святцах И. К. Любецкого, 1730), остается неизменным (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. С. 44. Кат. 33. 10; С.52. Кат. 35. 9). Лит.: Менолог. С. 193, 280, 301, 313, 339, 349, 372, 388; LCI. Bd. 8. Sp. 15; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140; Jolivet-Le vy C. Les eglises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 104; Евсеева. Афонская книга. С. 201, 308; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 198. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/2563448.html

Сюда также входит право религиозных общин на религиозное образование и полноценное исполнение религиозных обязанностей без какого–либо прямого или непрямого вмешательства со стороны государства»  53 . В любом обществе борьба за свободу вероисповедания и уважение к совести каждого человека является самым ярким доказательством превосходства любви над ненавистью, единства над разделением, сострадания над безразличием. Общество, защищающее свободу вероисповедания, – это общество, которое признает, что только через сохранение сферы духовных интересов, превосходящих даже интересы государства, народ может поддерживать моральные основы реального гражданского и социального единства. Совесть – это голос божественного закона в каждом из нас, поэтому подавление ее не может не привести к тому, что писаные законы страны будут несправедливыми и, в конечном итоге, саморазрушительными. Даже в странах с преобладающим вероисповеданием права большинства могут быть по–настоящему защищены от посягательств государства, неограниченного капитала или других разрушительных сил только в случае гарантированной защиты религиозных прав всех меньшинств. Вот почему Вселенский Патриархат неустанно стремится содействовать осуществлению права на свободу вероисповедания и богослужения для всех народов. Ведь в какой мере мы чтим веру других, в такой же мере можем ожидать уважительного отношения и к нашей собственной вере. §65 Во время Великого поста 379 года св. Григорий Нисский произнес проповедь, которая, по–видимому, была первой зафиксированной в западной истории атакой на рабство как институт  54 . До этого стоики и христиане протестовали в своих текстах против жестокого обращения с рабами и (как в случае наставления Павла Филимону) выступали за отношение к ним как к духовно равным своим господам. Но до этого никто не поднимал всерьез вопрос о нравственной легитимности самого факта подневольного состояния. Более того, рассуждения Григория всецело основывались на христианских принципах универсальности божественного образа во всех людях, равенства всех людей в Теле Христовом, крови, которой Христос приобрел все человечество для Себя, неразрывного единства всех людей как братьев и сестер во Христе и так далее.

http://predanie.ru/book/220026-za-zhizn-...

346 Т. 3. С. 38. Ср.: Т. 5. С. 371 и 379. 347 Т. 5. С. 445. 348 Т. 2. С. 139. 349 Т. 5. С. 445. 350 Т. 5. С. 445—446. 351 Т. 5. С. 441. 352 Т. 1. С. 606. 353 Т. 1. С. 281. Ср.: Т. 5. С. 445. 354 Т. 5. С. 231. 355 Т. 2. С. 671. 356 Т. 5. С. 229—231. Ср.: С. 337. 357 Т. 2. С. 133. 358 Т. 5. С. 433—434. 359 Т. 5. С. 433. 360 Т. 2. С. 140—141. 361 Т. 5. С. 379. 362 См.: Т. 1. С. 97. 363 Внимательно, неразвлеченно. 364 Т. 4. С. 42. 365 Т. 5. С. 173. 366 Т. 4. С. 43 367 Т. 5. С. 178. 368 Т. 5. С. 345. 369 Т. 5. С. 479—480. 370 См.: (1Сол.5:17). 371 Т. 5. С. 480. 372 Т. 5. С. 480. 373 См.: (Мф.6:6). 374 Т. 5. С. 480. 375 Т. 5. С. 134. 376 Т. 3. С. 146. 377 Т. 5. С. 345. 378 См.: (Рим.8:26). 379 Т. 5. С. 359. 380 Т. 5. С. 359. 381 Т. 5. С. 172. 382 Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник). 383 Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат). 384 Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин). 385 Т. 2. С. 552. 386 Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. 387 Т. 5. С. 131. 388 Т. 5. С. 190. 389 Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178. 390 Т. 3. С. 293. 391 Т. 5. С. 190 (св. Григорий Синаит). 392 Т. 5. С. 358. 393 Т. 2. С. 556. 394 Т. 3. С. 363. 395 Т. 5. С. 300. 396 Т. 5. С. 301. 397 Т. 5. С. 474—475. 398 Т. 5. С. 475. 399 Там же. 400 Т. 3. С. 363. 401 Т. 3. С. 293 (блж. авва Фалассий). 402 Т. 5. С. 393. 403 Т. 5. С. 378. 404 Т. 3. С. 178. Т. 5. С. 370. 405 Т. 5. С. 359 (св. Исаак Сирианин). 406 Т. 3. С. 90. Ср.: С. 348 (прп. Феодор). 407 В стяжании, т. е. в приобретении. 408 Т. 2. С. 376. 409 Т. 5. С. 370. 410 Т. 5. С. 375. 411 Т. 5. С. 375. 412 Т. 3. С. 90. Ср.: Т. 5. С. 439, 244. 413 Т. 5. С. 295. 414 Т. 5. С. 236 (св. Григорий Синаит), 360 (свв. Каллист и Игнатий). 415 Т. 5. С. 433 (св. Каллист Тиликуда). 416 Т. 5. С. 376. 417 Т. 3. С. 366. 418 Т. 2. С. 432. 419 Т. 5. С. 433. 420 Т. 2. С. 752. 421 Т. 5. С. 471. 422 Т. 2. С. 724. 423 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 2. С. 366 (св. авва Филимон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

526. О Давиде и Сауле три беседы. 1849. II. 133. 157. 176. 527. Против тех, которые говорят, что демоны управляют человеческими делами, – которые негодуют на Божеские наказания и соблазняются благополучием нечестивых и несчастиями праведных. 1849. II. 209. 528. Против возражающих, почему диавол не истреблен; также о том, что злоба его нисколько не вредит нам, если мы внимательны к самим себе, и о покаянии. 1849. II. 239. 529. О том, что грех – от беспечности, а добродетель – от рачительности, и что бдительному не могут повредить ни злые люди, ни сам диавол. 1849. II. 253. 530. О покаянии шесть бесед. 1849. II. 274. 292. 307. 325. 340. 357. 531. О перемене имен пять бесед. 1849. II. 466. 487. 504. 525. 557. 532. О милостыне. 1849. II. 582. 533. О наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих. 1849. II. 607. 534. На книгу бытия восемь бесед. 1819. II. 379. 392. 400. 407. 420. 432. 439. 458. 535. Беседы на книгу Бытия: а. Бес. 123. 1851. I. 3438. б. Бес. 2441. 1852. II. 3424. в. Бес. 4267. 1853. III. 2472. 536. Беседы на Евангелие св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: а. Бес. 135. 1854. I. 3430. б. Бес. 3671. 1855. II. 3478. в. Бес. 7288. 1856. II. 489726. 537. Беседы на Деяния Апостольские: а. Бес. 110. 1856. 1. 3198. б. Бес. 1127. 1857. 1. 199484. в. Бес. 2855. 1857. II. 3430. 538. Беседы на 1-е послание Св. Апостола Павла к Коринфянам: а. Бес. 122. 1858. I. 3412. б. Бес. 2344. 1858. II. 3446. 539. Беседы на послание Св. Апостола Павла в Ефесеям: 124. 1858. 3412. 540. Беседы на послание Св. Апостола Павла к Колоссянам: 112. 1858. 3216. 541. Беседы на 1-е послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам. 111. 1859. 3192. 542. Беседы на 2-е послание св. Апостола Павла к Фессалоникийцам: 15. 1859. 388. 543. Беседы на 1-е послание св. Апостола Павла к Тимофею: 118. 1859. 3270. 544. Беседы на 2-е послание св. Апостола Павла к Тимофею: 110. 1859. 3156. 545. Беседы на послание св. Апостола Павла к Титу: 16. 1859. 388. 546. Беседы на послание св. Апостола Павла к Филимону: 13. 1859. 344.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«К Филипийцам же Павел писал из Рима, – отмечает он, – почему и говорит: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» ( Фил.4:22 ). И к Евреям писано оттуда же, почему и сказано, что их приветствуют все от Италии ( Евр.13:24 ). Также и послание к Тимофею Павел писал из Рима, находясь в узах» 411 . Что касается хронологической последовательности указанных посланий, то Златоуст полагает, что послание к Филимону было написано раньше послания к Колосянам. Он делает этот вывод, сопоставляя отрывки из послания к Колосянам с посланием к Филимону. Послание к Филимону представляет собой поручительное письмо апостола Павла, адресованное его духовному сыну Филимону с просьбой принять как брата его беглого раба Онисима, которого сам апостол крестил во время своих римских уз. В послании же к Колосянам Онисим упоминается уже как полноправный член церковной общины: О мне всё расскажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом (нашим), который от вас: они расскажут вам о всём здешнем ( Кол.4:7–9 ). Последним же из всех посланий апостола Павла Златоуст считает послание к Тимофею. «Даже мне кажется, – говорит он, – что оно есть последнее из всех его посланий, как видно из сказанного в конце: Ибо я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало ( 2Тим.4:6 ). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме» 412 . И в заключение своего рассуждения, Златоуст отмечает, что послание к Галатам также было составлено раньше послания к Римлянам. Таким образом, самым ранним из посланий апостола Павла Златоуст считает послание к Фессалоникийцам, вслед за ним идут оба послания к Коринфянам, затем послание к Римлянам, а уже вслед за ним послание к Галатам и послания, написанные в Риме – к Филимону, Колосянам, Евреям и Тимофею. Златоуст провел это исследование с целью выявить взаимосвязь, существующую между временем создания послания и его содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Какие именно обязанности выполнял Онисим, не известно. С уверенностью можно сказать только то, что он чем-то провинился перед своим господином и решил бежать. Что же произошло дальше? Павел говорит об Онисиме как о сыне, которого он родил в узах (Флм. 1, 10). Это означает, что апостол обратил его к вере во Христа. Святой хотел даже оставить Онисима при себе, чтобы он служил ему, но не стал делать этого без согласия Филимона (см.: Флм. 1, 14). Сила Павловых слов Беглого раба, если он был объявлен в розыск и схвачен, возвращали господину. Господин имел полное право наказать беглеца. Поэтому и возникает главный вопрос: как поступит в этом случае Филимон — христианин, известный добродетельной жизнью? С одной стороны, Павел обращается к Филимону как старец и узник Иисуса Христа (Флм. 1, 9), что является явным намеком на авторитет апостола и на обязанность Филимона выполнить просьбу. С другой стороны, Павел не приказывает своему адресату, но просит: прими его, как мое сердце (Флм. 1, 12), не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня (Флм. 1, 16–17). И даже больше: Павел обещает возместить Филимону все убытки, понесенные им из-за Онисима: Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: «я заплачУ» (Флм. 1, 18–19). Был ли Онисим виновен в краже или потере денег Филимона или же Филимон потратил средства на его поиски, остается неясным, но Павел просит Филимона не беспокоиться о деньгах, добавляя при этом: не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен (Флм. 1, 19). Может быть, Филимон был также обращен апостолом Павлом и обязан ему рождением в новую жизнь со Христом, а может быть, это напоминание о чем­то другом, но Павел уверен, что Филимон проявит послушание и сделает даже больше, что он просит в письме (см.: Флм. 1, 21). Чтобы прежнее ушло само собой И вот что странно. Казалось бы, частное письмо — пусть даже и написанное самим апостолом Павлом — по совершенно частному вопросу. В тексте, на первый взгляд, нет ни глубоких богословских идей, ни наставлений в христианской жизни. Однако это послание было включено в канон Нового Завета. Почему?

http://pravoslavie.ru/107128.html

Раб Онисим, убежал от своего верующего господина Филимона и сильно ему навредил, но Филимон должен после своего крещения «принять его навсегда» (Флм 15;) «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного […] и по плоти и в Господе» (Флм 16;). «По плоти» брат, подчеркивает Павел, и предостерегает при этом от того опасного лжетолкования всех «привилегированных» христиан, которые допускают единение с христианами, уважая их и признавая их право лишь в богослужении, а далее его не распространяя. По плоти брат Филимона! Филимон должен по-братски принять раба, как если бы это был сам Павел (ст. 17), не вменять ему в вину причиненный вред (ст.18). Филимон должен сделать это добровольно, хотя Павел мог бы возыметь и дерзновение попросить его здесь (ст.8-14), и Филимон определенно сделал бы больше, чем потребовалось бы (ст.21). По плоти брат, поскольку крещен. Останется ли отныне Онисим в рабах своего господина Филимона — их отношения друг к другу станут теперь уже другими. Благодаря чему? Свободный и раб стали членами Тела Христова. Отныне в их общности живет, как в маленькой келье, Тело Христово, община. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:27; и след.; Кол 3:11;). В общине один для другого более не свободный или раб, мужчина или женщина, но член Тела Христова. Конечно, это не означает, что раб отныне уже не раб и что мужчина перестал быть мужчиной. Но это еще далеко не значит, что отныне и впредь в общине каждый будет рассматриваться на основании этого как иудей или эллин, свободный или раб. Как раз это и должно быть исключено. Мы рассматриваем друг друга только как участников в Теле Христовом, разумея, что мы вместе — единое в нем. Иудей и эллин, свободный и раб, мужчина и женщина теперь едины как часть общины Тела Христова. Где они совместно живут, говорят, действуют — там община, там они во Христе. Но при этом также решительно определяется и изменяется их единение. Жена повинуется мужу «в Господе», раб служит Богу, если служит своему господину, господин знает, что он также имеет Господа на небесах (Кол 3:18; — 4:1;), но отныне они братья «и по плоти и в Господе».

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

14). Вскоре, впрочем ап. Павел вызвал их к себе в Афины (ст. 16). Из Афин ап. Павел послал Тимофея в Солунь и чрез него отправил к христианам этого города первое свое послание к Солунянам ( 1Coлyh. III, 5–8 ). Затем св. Тимофей, вместе с ап. Павлом, проповедовал в Коринфе (2 Коринф. I, 19) и в отправленном отсюда (из Коринфа) втором послании к Солунянам имя св. Тимофея поставлено вместе с именем ап. Павла (I, 1). Вероятно, св. Тимофей оставался в Коринфе во все время путешествия ап. Павла в Иерусалиме и уже на обратном пути в Ефесе св. Тимофей прибыл к своему наставнику ( Дeяh. XIX, 1 ). Из Ефеса в 56 г. ап. Павел отправил Тимофея с Ерастом для сбора пособии палестинским христианам ( Дeяh. XIX, 21 ). Во время третьего (великого) путешествия ап. Павла, Тимофей сопровождал его с другими спутниками до Асии ( Деян. ХХ, 4 ); думают, что св. Тимофей продолжал путешествие с ап. Павлом до Милита, где апостол простился с Ефесскими пресвитерами ( Деян. ХХ, 16–17 ) и, может быть, Тимофей был оставлен в Ефесе, с целью приготовления его в епископа сему городу. Это путешествие ап. Павла закончилось его узами в Риме: из посланий, написанных св. Павлом в этом городе (к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону, в 62–63 г.), видно, что Тимофей находился в Риме, и, вероятно, разделял его узы ( Ebp. XIII, 23 ). В приветствиях к этим посланиям стоит имя Тимофея с именем ап. Павла. Так, в послании к Филиппийцам Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым, находящимся в Филиппах (I, 1). Это послание, вероятно, было написано св. Тимофеем со слов ап. Павла. Приветствие в посланиях к Колоссянам начинается так: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (I, 1), а послание к Филимону: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному» (ст. 1). По освобождении из римских уз, ап. Павел посетил многие малоазийские церкви, был в Милете ( 2Tuм. IV, 20 ) и, полагают, что в это время он рукоположил Тимофея в епископа Ефесского. В епископский сан св. Тимофей был поставлен сравнительно в молодых летах (30–35 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

4:9–10). А потом уже он писал к Коринфянам, как видно из слов: « ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих » (2 Кор. 9:2). Отсюда ясно, что Фессалоникийцам говорено было о том прежде. Но хотя послание к Римлянам позднее этих, однако, оно написано раньше тех, которые отправлены из Рима. Он еще не прибыл в город Рим, когда написал это послание, как открывается из слов: « я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное » (Рим. 1:11). К Филиппийцам же Павел писал из Рима, почему и говорит: « приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома » (Флп. 4:22). И к Евреям написано оттуда же, почему и сказано, что их приветствуют все от Италии (Евр. 13:24). Также и послание к Тимофею Павел писал из Рима, находясь в узах. Даже мне кажется, что оно есть последнее из всех его посланий, как видно из сказанного в конце: « ибо я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало » (2 Тим. 4:6). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме. И послание к Филимону есть также одно из последних, так как Павел написал его в глубокой старости, о чем сам говорит: « я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа » (Фил. 1:9). Но, конечно, оно написано прежде послания к Колоссянам, что опять видно из сказанного в конце послания, так как Павел в послании к Колоссянам пишет: « все скажет вам Тихик, которого я послал с Онисимом, верным и возлюбленным братом » (Кол. 4:7–9). Онисим же этот был тот самый, о котором Павел написал послание к Филимону, а не другой, соименный ему, что доказывается именем Архипа, на которого Павел в послании к Филимону возложил труд ходатайствовать с ним за Онисима, и которого в послании к Колоссянам он поощряет такими словами: « скажите Архипу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе » (Колосс. 4:17). Мне еще кажется, что послание к Галатам написано прежде послания к Римлянам. Если же послания Павла имеют в книгах порядок другой, то это нисколько не удивительно, так как и двенадцать пророков расположены последовательно, в известном порядке книг, хотя по времени они и не следуют один за другим, но разделены между собой большим промежутком времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Как ясно из этих всех слов, христианство не только не зовет к накоплению богатства, но видит в богатстве решительное препятствие для духовной жизни... В апостольских посланиях это отношение к богатству получило дальнейшее развитие. Может быть наиболее острое выражение осуждающего и предостерегающего отношения христианского сознания к богатству и ко всему, что с ним связано, находим мы у Ап. Павла в 1 Послании к Тимофею (гл. 6:10): «корень всех зол есть сребролюбие». Эти строгие слова, верные для времени, когда жил Ап. Павел, верны, конечно, и для нашего времени – дело здесь идет не только о том, чтобы психологически вскрыть «корень» греховных движений, но и о том, чтобы показать, какое основное значение принадлежит в душе человека исканию богатства. В Послании к Галатам Ап. Павел увещевает их «помнить о нищих» ( Гал. 6:1 ). «Богатых увещевай, писал Ап. Павел в 1 Посл, к Тимофею, чтобы они уповали не на богатство» ( 1Тим. 6:17 ). Еще более сильные строки находим мы в послании Ап. Иакова (5:1–4): «послушайте вы, богатые, плачьте и рыдайте... богатство ваше сгнило; вот плата, удержанная вами у работников, вопиет и вопли их дошли до слуха Господа». Всюду в Евангелии и в апостольских посланиях находим мы призыв к милосердию, помощи всем нуждающимся, к самоотречению. Но вот по отношению к рабству как будто мы не находим его осуждения, – но это неверно . Нигде нет призыва к восстанию, это бесспорно, – но завет милосердия имеет общую силу. Обратим впрочем внимание на то, что имеется призыв не к простому внешнему выполнению «долга»: « каждый уделяй , пишет Ап. Павел (2 Коринф. 9:7), по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог ». Ударение в христианском внимании к бедным лежит именно на «доброхотном даянии» – не в объективной помощи здесь суть (хоть Господь взывал к милосердию и прославлял милосердных: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»), а в отдаче своего сердца другим. В свете этого нужно толковать и замечательное послание Ап. Павла к Филимону: «Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, пишет Ап. Павел Филимону (1:8–20), по любви лучше прошу ». А просит он о рабе Филимона Онисиме, – просит о том, чтобы он принял Онисима, не как уже раба , но выше раба – возлюбленного брата» . Так в христианской совести рабские узы, растворяясь в любви, должны были творить из бывших рабов братьев. И как характерно здесь то, что Ап. Павел ждет от Филимона именно этого «переплавления» из рабства в братские объятия: «без твоего согласия, пишет он Филимону, я ничего не хотел сделать». Он просит (хотя, как признает сам, мог бы приказывать) Филимона: «успокой мое сердце... прими его, как меня». Вот еще характерные слова Ап. Павла ( 1Кор. 7:21–23 ): «рабом ты призван, не смущайся, но если можешь сделаться свободным, то лучше воспользуйся... не делайтесь рабами человеков».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010