В итоге храм приобрёл лаконичную выразительность, характерную для московского ампира (в отличие от петербургского - имперского). Его декор минимален, объёмы чётко очерчены, " наружность Церкви, - писал Токмаков, - величественна, но несовершенно соразмерна; под карнизом стропил видите вы живописные изображения святых и многих случаев из жизни Спасителя, как например: Тайная Вечеря, Вознесение (живопись на фасадах утрачена). Главный портик церкви хорош, но жаль, что не обращён на улицу: он сделан к стороне строений " . Уже в новейшее время силуэт храма обрёл новую доминанту. Ею стала колокольня, выстроенная по проекту О.И. Журина, - редкий в наши дни пример культурного и деликатного вмешательства в " тело " памятника архитектуры. Высокая колокольня с двумя ярусами звона и золочёным шпилем придала храму новое звучание, выделив его среди значительно " возвысившейся " за последние сто лет городской застройки. Купол Вознесенского храма покоится на массивном барабане, прорезанном большими арочными окнами, лишённых каких бы то ни было " прикрас " . Вообще, говоря об окнах, необходимо заметить, что в современном своём состоянии храм имеет их гораздо больше, чем имел прежде до своего закрытия и перепланировки. Эти окна представляют собой своеобразное наследие советской эпохи. Разговор о внутреннем убранстве Вознесенского храма стоит начать всё-таки с того, каким оно было прежде, до закрытия храма в 1930-е годы. Хотя до наших дней от первоначальных интерьеров сохранились лишь небольшие фрагменты живописи, " интегрированные " в современный комплекс росписей. Строительство храма завершилось в целом к 1836 году, но внутри работы продолжались ещё около десяти лет. Такая " продолженность " во многом была связана с тем, что пришлось отойти от первоначального проекта обустройства интерьеров. Согласно ему, предполагалось расписать только " переднюю " , т.е. восточную часть храма. Трапезная часть, уже освящённая к тому моменту, должна была остаться без внимания живописцев. Но митрополит Филарет (Дроздов) благословил расписать весь храм и весь его сделать отапливаемым (восточная часть архитекторами мыслилась как летняя, холодная).

http://sobory.ru/article/?object=02267

Открытие в 1834 г. второго стана и вообще развитие миссионерской деятельности побуждало о. Макария искать более постоянных и более «надежных сотрудников». И он всюду искал их. В конце 1833 года он писал о том м. Филарету, причем назвал лиц, которых желал бы иметь у себя – Ивана Павлова, Андрея Иванова (Вознесенского) и Святославского. Но о первом, чудовском послушнике, митрополит 2 марта 1834 г. сообщил, что он «недавно сектаторски привязался к одному дворянину сектатору» (подполковнику Дубовицкому) и на Алтае едва ли принес бы пользу; о другом – типографском корректоре из студентов академии – выразился, что он, как человек, «случайно возбужденный, но не управленный», «также способен обременить, а не облегчить» о. Макария; а третий – личный секретарь митрополита – узнав о зове на Алтай, только «удивился»; впрочем, Филарет обещал не удерживать его, если бы он захотел... Вместе с тем митрополит писал архим. Макарию: «О вашей нужде и людях говорил и в Св. Синоде. Сказали: должен помочь епархиальный преосвященный. Подлинно, нам послать к вам кого-либо силою и неудобно и бесполезно: а уговорить также трудно незнающего вас. По возможности буду еще о сем стараться» 83 . Но о. Макарий искал и на месте. Приглашал он к себе какого-то о. Иакова, надеялся на помощь ученика кузнецкого училища Сорокина («Письма», 301, 315). Звал он на Алтай из Тобольска иером. Макария, б. обдорского миссионера 84 (248, 263), но я сам он, по-видимому, не имел больше желания миссионерствовать, да и м. Филарет в том же письме сомневался, был ли бы он подходящим сотрудником архим. Макарию, так как «в нем приметны были несколько странные путеуклонения, когда он еще путешествовал в Сибирь». Также неодобрительно отнесся м. Филарет и к мысли о. Макария приспособить к делу служения Слову Божию проживавших в западной Сибири декабристов. «Может быть, писал он, время принесет удостоверение о пребывании сих людей в духе покаяния, и в том, что они могут быть употреблены полезно и благонадежно: теперь еще не сие время.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Следует понимать, что нельзя исключать и отзыва томоса: опыт Румынской и Болгарской Церквей и Западноевропейской архиепископии Русских Церквей показывает, что Фанар может все-таки отозвать документ. Правда, это ударит по авторитету фанариотов. Понимая все риски, висящие над СЦУ, Филарет решает заняться реанимацией УПЦ КП, на всякий случай, как запасной аэродром: и президент сменился, и греки далеко, и деньги очень нужны. Но Епифаний оказался не готов к смене концепции и встал «в позу», играя на стороне фанариотов и против духовного наставника. Епифаний оказался не готов к смене концепции и встал «в позу», играя на стороне фанариотов Александр Вознесенский написал и об еще одном, возможно, авторе сложившегося конфликта: « По моему глубокому убеждению, деда Филарета на войну с Епифанием подтолкнул не кто иной, как Михаил Зинкевич. Он имел все шансы стать главой СЦУ на объединительном соборе, но от него потребовали снять свою кандидатуру с голосования. Теперь же бунт руками Филарета – это единственный и последний шанс получить власть в структуре. Так вот, примечательно, что заявление о том, что УПЦ КП не ликвидировано, Филарет сделал в день рождения Зинкевича и перед этим отправил ему поздравление, которое на следующий день было опубликовано на официальном сайте УПЦ КП. Эдакий подарок ко дню рождения? Прими в подарочек власть в структуре! Оригинально. Если это действительно так, то это значит, что в данном случае не идет речь о борьбе Филарета против Епифания, а нужно рассматривать это как Филарет+Михаил Зинкевич против Епифания » В любом случае перспективы СЦУ сейчас весьма туманны. Вот что пишет ее сторонник Дмитрий Горевой на сайте «Левый берег»: « Если победит партия Филарета, тогда большая часть или вся ПЦУ вернется в раскол, а ее томос Константинополь отзовет. Выиграет от этого Московский Патриархат, а идея украинской автокефалии если не навсегда, то надолго останется скомпрометированной. Более того, такие действия нанесут серьезный урон по позициям Вселенского Патриархата, а в Православии усилится влияние РПЦ ».

http://pravoslavie.ru/121129.html

22. А.П. Лебедев, Церковный историк А. В. Горский (в „Церк. историографии в главных ее представителях с IV в. по ХХ»). 23. Н. С. Тихонравов, Горский и Невоструев. Из литографированного курса по истории русской литературы 1881, 1882 г. 24. С. Г. Попов, Ректор Моск. Дух. Ак. А. В. Горский, Бог . Вестн. 1896 г. и отдельно. Здесь собрано много интересного материала для биографии А. В-ча. но обработка его оставляет желать многого. 25. С. Г. Попов, А. В. Горский в начале своей профессорской деятель­ности по письмам Филарета.архиеп. Черниг. Душ. Чт. 1896. III. Немало данных мы извлекли из Собраний мнений и отзывов м. Филарета, изд. преосв. Саввой, из Автобиогр. записок последнего, печа­тающихся в приложении к Богосл. Вестнику, а также из исследования Н . Барсукова, жизнь и труды М. И. Погодина I–XIIImoмы. 2 Об умственных и литературных дарованиях В. С-ча можно отчасти судить по приводимому ниже письму его к сыну. 3 Не знаем, когда родился Владимир Васильевич. Судя потому, что он поступил в Петербургскую академию в 1837 г., надо заключать, что он родился приблизительно около 1816 г., т. е. был моложе А. В-ча годами четырьмя. Помер от чахотки в Китае миссионером в 1847 г. Его письма под заглавием „Страница из истории православной русской миссии в Китае» частью изданы в Богословском Вестнике за 1897–1898 годы. 4 В семинарии у А. В-ча был очень близкий товарищ Дм. Фед. Воз­несенский, в 1827 г. поступивший в Петербургскую академию. Письма его, которые мы читали, свидетельствуют о дружеской любви его к А.В-чу и при том о привязанности совершенно разумной, основанной на признанных преимуществах Горского пред остальными товарищами. А. В. пишет между прочим о своих отношениях к Вознесенскому: „он меня можетъ быть наблюдал более и потому крепче ко мне привязан. нежели я». Дневник стр. 89. 5 Приводим пример. А. В-чу предстояло выразить свое согласие на переход из Московской семинарии в бакалавры академии и он пишет Ф.А. Голубинскому на его запрос. „Не знаю, не могу решить, поскольку жил доселе, о сем нимало не думая, также беззаботно, как прежде бывши студентом, в ожидании онаго решения от обстоятельств... своя воля, свой выбор для меня всего опаснее». Письмо от 19 мая 18ЗЗ г., сообщенное нам Д. Ф. Голубинским .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

При вступлении на патриарший престол Филарета Никитича положение дел было совершенно иное. Смуты и волнения в государстве почти совсем прекратились, патриарх мог теперь с большею свободою заняться чисто церковными делами и между прочим реформою церковного управления. К тому же Филарет, как человек, сосредоточивавший в своих руках в одно и тоже время власть церковную и государственную, яснее, нежели всякий другой мог видеть и на деле испытать разлад в характере государственного и церковного управления и все, проистекающие отсюда неудобства, яснее, нежели всякий другой, мог видеть превосходство государственного приказного управления сравнительно с церковным управлением, совершавшимся чрез единичных лиц; поэтому вполне было естественно, что п. Филарет, по вступлении своем на патриарший престол, озаботится об учреждении в церковном управлении приказов. В дошедших до нас актах в первый раз упоминается в 1620 году патриарший дворцовый приказ 425 . В 1622 году в грамоте п. Филарета упоминается патриарший судный приказ 426 . В царской же жалованной грамоте п. Филарету 1625 года сказано: «все монахи и монастырские люди Сергиева, Вознесенскаго и Новодевичьяго монастырей ищут и отвечают святейшаго патриарха Филарета Никитича московскаго и всеа Руссии в приказех пред его государевыми бояры и приказными людми» 427 . Таким образом патриаршие приказы учреждены Филаретом Никитичем: дворцовый не позже 1620 года, другие – Разряд или Судный не позже 1622 и Казенный не позже 1625 года 428 . Патриаршие приказы были, после патриарха, высшие правительственные и судебные учреждения, в которые поступали все дела относительно управления и суда епархиального, а также все дела по управлению патриаршими землями и лицами, жившими на них. На решения патриарших приказов, подобно как и на решения царских приказов, допускалась апелляция в боярскую думу и к самому царю 430 . Они находились под непосредственным ведением самого патриарха, который назначал в них служащих лиц, требовал от последних отчета в деятельности, назначал им жалованье и определял доходы, – некоторые лица в патриаршие приказы назначались и царем 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Яд ереси бывает не так опасен когда проповедь ея идет только совне. Во много раз опаснее бывает яд, который постепенно вводится в организм все большими и большимн дозами, со стороны тех, кто по положению своему должны быть не отравителями, а духовными врачами. Неужели православный епископат будет оставаться равнодушным к этой опасности? Не слишком ли поздно будет защищать наших словесных овец, когда волки будут пожирать их на глазах пастырей в самой овчарне? Не видится ли уже занесенный божественный меч ( Матф. 10, 34 ), разделяющий верных исконному исповеданию Св. Церкви от тех, кто по словам Святейшего Патриарха Афинагора в его приветствии Уппсальскому Собранию, будут трудиться над образованием «нового курса в экуменическом движении» для осуществления «общего христианского обновления и единства» на путях реформаторства и равнодушия в истине? Мы кажется уже достаточно ясно показали выше что это кажущееся единство есть единство не в чистоте истины Православия а в смешении белого с черным, добра со злом, истины с заблуждением. Мы уже протестовали ранее против неправославных экуменических выступлений Патриарха Афинагора и Высокопреосвященного Архиепископа Иакова в письмах, которыя были широко разосланы епископам в разных странах. Мы получили с некоторых сторон изъявления согласия с нами. Но теперь пришло время, когда громче и шире должен идти протест, чтобы остановить действие отравы пока она не приобрела силы подобно потрясшим в свое время все тело Церкви древним ересям арианства или несторианства или евтихианства, так что казалось, что ересь может поглотить Православие. Мы обращаем свой голос ко всем Преосвященным Епископам Православной Церкви, умоляя их, чтобы они изучили предмет нашего послания и встали на защиту чистоты Православной Веры. Просим усердно также их молитв о страждущей от безбожников Русской Православной Церкви, чтобы Господь сократил дни ея испытаний и ниспослал бы ей свободу и мир. † Митрополит Филарет. 14 /27 июля 1969 г. Неделя Св. Отцов Шести Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

: „Вот певцы божественных песней: : Духовная лира – Козма чудный; : Новый Орфей – Дамаска дар; : Феодор и Иосиф Студиты – : Прекрасные органы мусикии; : Сирена чудная – Иосиф Песнописец, : Бряцающий гармонию – Андрей; : Георгий, Лев, Марк, Кассия; : И Феофан – приятная свирель“. 412 Устав св. Саввы пересмотрен и дополнен св. И. Дамаскиным; Марковы главы составлены в 10 веке монахом Марком. 425 В числе наиболее доступных из них можно указать: „Обзор песнопевцев“, преосв. Филарета Черниговского (об И. Дамаскине); „Церк. пение в России“ прот. Д.В. Разумовского, стр. 4054; мое исследование „О церк. пении... знаменный роспев“, § 2, отд. 3 и 4. 426 Их музыкальная грамматика известна под заглавием γιοπολτης – Святорадец. Греческий экземпляр её 14 века имеется в Императорской Парижской библиотеке. 427 Октоих Дамаскина своим содержанием отличается от нашего Октоиха (изд. 1603 г.). Последний у греков именуется Параклитиком и содержит в себе песнопения отчасти Дамаскина, отчасти блаж. Феофана Никейского , Иосифа песпописца и Митрофана патр. Константинопольского. См. „Обзор песнопевцев“, преосв. Филарета, стр. 198199 и „Церк. пение в России“, прот. Разумовского, стр. 49. 428 Хризафи в небольшом своем сочинении о церковном пении, упомянув о сожжении нотпых церковных книг одним нечестивым царем и о пристрастии затем христиан к музыкальным инструментам до забвепия церковных собраний, продолжает: κθησαν ο γιοι, τε γιος Ιωννης Δαμασκηνς, κα προ τοτου Χρυσοστμος Ιωννης, κα γιος Κοσμς ποιητς, κα ποησαν τνους κα σημδια προς νμ νησιν κα δξαν θεο κα κκλησιασμν. Κα φθεγγομνου μλους, γουν το οργνου τρπλοκον κατασκευσαντες προσωδαν, πρτον μεν τν το νος μελυργαν, δετερον δ τν το σημεωσιν γνωριζμενοι τος μαθητευομνοις, κακενοι κο λκθεν κα φθγγεσθαι, τρτον δ τν χειρονομαν προσθεντο καλλιουργεν. Арх. Порфирия Успенского „Первое путеш. в Афон. монастыри“, ч ИИ, отд. 1, стр. 373, примеч. 429 Хризафи в небольшом своем сочинении о церковном пении, упомянув о сожжении нотных церковных книг одним нечестивым царем и о пристрастии затем христиан к музыкальным инструментам до забвения церковных собраний, продолжает: κθησαν ο γιοι, τε γιος ωννης Δαμασκνος, κα πρ τοτου Χρυσοστμος ωννης, κα γιος Κοσμς ποιητς, κα ποησαν τνους κα σημδια πρς νμνησιν κα δξαν θεο κα κκλησιασμν. Κα φθεγγομνου μλους, γουν το ργνου τρπλοκον κατασκευσαντες προσωδαν, πρτον μεν τν το νος μελργαν, δετερον δ τν το σημεωσιν γνωριζμενοι τος μαθητευομνοις, κακενοι κολθεν κα φθγγεσθαι, τρτον δ τν χειρονομαν προσθεντο καλλιουργεν. Арх. Порфирия Успенского „Первое путеш. в Афон. монастыри“, ч. 2, отд. 1, стр. 373, примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

А.В. Горском. 21. Т.И. Филипов, А.В. Горский, Ж. М. Нар. Просв. 182 ч. также Сборник Т. Филипова. Спб. 1896. 22. А.П. Лебедев, Церковный историк А.В. Горский (в «Церк. историографии в главных ее представителях с IV в. по XX»). 23. Н.С. Тихонравов, Горский и Невоструев. Из литографированного курса по истории русской литературы 18 81 / 82 г. 24. С.Г. Попов, Ректор Моск. Дух. Ак. А.В. Горский, Бог. Вестн. 1896 г. и отдельно. Здесь собрано много интересного материала для биографии А. В-ча, но обработка его оставляет желать многого. 25. С.Г. Попов, А.В. Горский в начале своей профессорской деятельности по письмам Филарета, архиеп. Черниг. Душ. Чт. 1896, III. Немало данных мы извлекли из Собрании мнений и отзывов м. Филарета, изд. преосв. Саввой, из Автобиогр. записок последнего, печатающихся в приложении к Богосл. Вестнику, а также из исследований Н. Барсукова, жизнь и труды Μ.И. Погодина IXIII томы. 2123 Об умственных и литературных дарованиях В.С-ча можно отчасти судить по приводимому ниже письму его к сыну. 2124 Не знаем, когда родился Владимир Васильевич. Судя по тому, что он поступил в Петербургскую академию в 1837 г., надо заключать, что он родился приблизительно около 1816 г., т.е. был моложе А. В-ча годами четырьмя. Помер от чахотки в Китае миссионером в 1847 г. Его письма под заглавием «Страница из истории православной русской миссии в Китае» частью изданы в Богословском Вестнике за 18971898 годы. 2125 В семинарии у А.В-ча был очень близкий товарищ Дм. Фед. Вознесенский, в 1827 г. поступивший в Петербургскую академию. Письма его, которые мы читали, свидетельствуют о дружеской любви его к А.В-чу и притом о привязанности совершенно разумной, основанной на признанных преимуществах Горского перед остальными товарищами. А.В. пишет между прочим о своих отношениях к Вознесенскому: «он меня может быть наблюдал более и потому крепче ко мне привязан, нежели я». Дневник, стр. 89. 2126 Приводим пример. А.В-чу предстояло выразить свое согласие на переход из Московской семинарии в бакалавры академии, и он пишет Ф.А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На пяти красильных заводах красятся шерстяные вязаные кушаки, на сумму 5720 руб. серебром. Кушаки продаются преимущественно в Ромнах и на Коренной ярмарке. Существующая богадельня содержится на проценты капитала, положенного в банк майором Джунковским; в городской больнице пользуются больные на счет города. Бедствия недавнего времени открывались в Лебедине в следующем виде: от холеры 1848 года умерло в Успенском приходе – 80 человек; в Николаевском из 728 – 18; в Троицком 103; в Ильинском и Вознесенском из числа 1843 человек – 65; в Георгиевском, где 1287 лиц, 63 человек; в Трехсвятительском из числа 883 – 32; в Покровском из числа 774 – 27; в Воскресенском из 1099 – 80 человек. А всего в Лебедине умерших от холеры было 468 человек. В 1831 г. смертность была менее значительна; тогда во всех приходах умерло от холеры до 240 человек. Из царской грамоты февраля 21 1695 г. видно, что Лебединские черкасы во время бунта Брюховецкого (в 1666 г.) много пострадали за верность свою царю, вытерпели сильную осаду, во время которой многие умерли от ран, другие лишились всего, быв ограблены на пасеках и хуторах; потому царь жаловал их вместе с прочими казаками сумского полка привилегиями. В Чугуевской переписке сохранилось следующее любопытное донесение лебединского сотника от 26 сент. 1681 г. «с табора под Бишкиным» (Змиевским) к генералу Касогову. «По указу великого Государя и по вашему милостливому приказу о построеньи надолоб под Бишкиным (Змиевским) от озера до болота надолобы годно построили и еще звыше того. Една же, добротью нам милостивый и то ознайменуем, же теперь товариство наше, казаки наши сумского полка в запасах оскудали дуже, же на силу в которых есть що и исти. И от такого голода з табора уходят, же не могут и запинати их. В приходе мало казаков. Наступает время зимнее. А они бедные наги и больны и исти нечого и конем корму нет. А из домов прислати нечого за убожством. В прошлом году в нас в Лебедине гневом Божиим посад выгорел и в том пожаре хлебом оскудали дуже. И теперь ту ж стояти на заставе нам стало неможно».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И. Н. Корсунского , посвятившего доселе едва ли не большую часть своих ученых трудов исследованию личности и эпохи великого Московского архипастыря. В настоящем случае лекция проф. Корсунского имела своим предметом характеристику митрополита Филарета главным образом в его отношениях к людям, в проявлениях у него чувства любви, дружбы и благожелательной снисходительности, и поставляла своею задачей раскрытием этих свойств его характера устранить те обвинения в черствости и бессердечности, которые высказывались против великого святителя и доселе иногда высказываются в печати и в общественном мнении. Лекция закончилась —369— общим пением студентов молитвенной песни: «со святыми упокой». 335 Третьего Декабря исполнилась первая годовщина со дня кончины незабвенного профессора Моск. академии В.Д. Кудрявцева-Платонова. Утром этого дня в академической церкви, в присутствии профессоров, студентов и родственников почившего, о. ректором, архим. Антонием с многочисленным собором духовенства совершена была заупокойная литургия и панихида, по окончании которых другая панихида совершена была на могиле покойного; на Вознесенском кладбище. За литургией, во время приобщения священнослужителей, студент 4-го курса Н. Тихомиров произнес с большим чувством написанное слово, в котором охарактеризовал покойного, как достойный подражания высокий образец человека, во все продолжение своей жизни, служившего идеям истины и добра. – Вечером того же дня в академической аудитории, при большом количестве собравшихся слушателей, состоялась посвященная памяти Виктора Дмитриевича публичная лекция преемника его по кафедре метафизики, доцента А. И. Введенского . Пред началом лекции, студент 4-го курса Н. Успенский умело и одушевленно произнес следующее, составленное им, стихотворение: Промчался целый год от той поры, как он – Наш друг, учитель наш, «философ-христианин», Окончив путь земной, вкусив могильный сон Возлег на смертный одр и нем, и бездыханен. Уж год прошел, как он от дел земных почил И, плоть свою отдав во власть земного тленья, Бессмертною душей незримо воспарил Под кущи райские в небесные селенья... Он долго нам светил и ярко озарял Сияньем разума начал мирских основы; По мудрости земной глаголы он сверял С глаголом вечного Божественного Слова; —370— Но в дальней области холодного ума, В исканьи истины и мудрости бесстрастной Им вера чистая была сохранена, И пламень чувств живых души своей прекрасной Средь тьмы земных страстей сумел он уберечь. Он – высшей мудрости глашатай благодатный, – Доступен был для всех, его живая речь Была так искренна и всем была понятной... И вот промчался год, как замер вещий глас,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010