«Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). 94. Каково различие лиц Святой Троицы? Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца. 95. Какое достоинство имеют лица Святой Троицы? Три ипостаси, или лица Святой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог , так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог. 96. Почему Бог называется Вседержителем? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. Почему Бога мы именуем Творцом? Слова Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол 1:16 ). 99. Кого мы подразумеваем под названием «невидимых»? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы . 100. Кто такие Ангелы? Ангелы – духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. 103. Кто сотворен раньше: люди или Ангелы? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об это можно найти в Священном Писании . В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов. 38:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Жертвоприношение Ноя Наконец, Бог вспомнил о Ное и о животных, бывших с ним в ковчеге, повелел ветру подуть на землю, и воды начали убывать. Закрылись источники бездны и облака небесные, перестали дожди: вода начала убывать с земли спустя полтораста дней, и, в семнадцатый день седьмого месяца, ковчег остановился на горах Араратских; вода все убывала, и, в первый день десятого месяца, показались верхи гор. Спустя сорок дней, Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона – он вылетел и не возвращался. Через семь дней он выпустил голубя, желая узнать, осушилась ли земля; но голубь не мог найти ни одного сухого места, куда бы сесть, и возвратился к нему: Ной опять взял голубя в ковчег. Еще через семь дней он опять выпустил голубя – голубь возвратился к нему вечером с масличной веткой, покрытой зелеными листьями. Таким образом, Ной узнал, что земля осушилась; но, еще через семь дней, он опять выпустил голубя, который уже не возвратился к нему. И так, в шестьсот первом году жизни Ноя, в первый день первого месяца, поверхность земли была уже совершенно свободна от вод, ее потоплявших, и Ной, открыв крышу ковчега, посмотрел и увидел, что земля совершенно суха; в двадцать же седьмой день второго месяца она могла уже быть обитаема. Тогда Бог сказал Ною: «Выдь из ковчега с женою твоей, с сыновьями твоими и с женами сыновей твоих; выпусти также всех животных, бывших с тобой: раститесь, и множьтесь, и наполняйте землю!». Потом Ной воздвиг жертвенник Господу и, взяв от всех чистых животных, принес их на нем во всесожжение; Бог , зная сердечное расположение Ноя, принял жертву его в воню благоухания, и сказал: «Не буду более проклинать землю за грехи человеческие; ибо сердце человека от юности устремлено к злу. Не буду поражать всего живущего, как Я то сделал: сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима не прервутся, пока будет существовать земля». Потом Бог благословил Ноя и детей его, говоря: «Раститесь и множьтесь, и наполняйте землю!» Он подтвердил также за человеком владычество над землей: «Да трепещут перед вами все звери земные, рыбы морские, птицы небесные, и все, что движется на земле: Я даю вам все это в пищу, также как и все, что произращает земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Очевиден вывод: будущему священнику не только для служения, но в первую очередь для старта в служении к опыту святых отцов и выдающихся православных пастырей необходимы дополнительные инструменты, чтобы для начала разобраться и помочь себе как минимум, а потом уже другим. Эти инструменты может дать в том числе психология. И не на уровне двухчасового факультатива в полугодие, а по возможности основы этой науки и практика, чтобы в том числе и с ее помощью, суметь «перевязать раны» себе и по необходимости оказать помощь своим товарищам по служению, которые остаются порой внутренне незащищенными и почему-то не вылеченными «святоотеческим опытом и посредством божественной благодати». Теперь вернемся к утверждению отца Вадима в его первоначальной статье, открывшей дискуссию: «Уверен, что мы не получим адекватно подготовленных священников». Возникает недоумение – а как же упование на Волю Божию, где же Промысел Божий? Святитель Филарет Дроздов только через несколько лет (!) позволил себе оценить значение духовно-учебной реформы 1808-1814 гг., в которой он непосредственно участвовал, ибо успешность ее определяется плодами во времени . Необходимость расширения курса психологии и ряда других добавленных предметов магистратуры (в этой статье не затрагиваемых) жизненно назрела, и если сейчас не принимать мер и оставаться в иллюзии, что в пастырстве все хорошо, то расцерковление людей будет уже необратимо, а что бывает после этого, мы хорошо знаем из уроков истории. Поэтому придется набраться решимости и сделать это. Как сказал известный французский писатель: «Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега». Надеемся, что у отца Вадима и его единомышленников достаточно мудрости и добросердечия, дабы не поспособствовать «аборту», а позволить родиться еще не рожденному «ребенку» и судить его по плодам во времени . Вспомним замечательные слова Гамалиила: «И ныне говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38).

http://pravoslavie.ru/132239.html

3 . Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4 . Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6 . Не убий. 7 . Не прелюбы сотвори. 8 . Не укради. 9 . Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10 . Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего ( Исх.20:2–17 ). Сии заповеди написаны были на двух скрижалях, или досках каменных, и положены в Кивот Завета, сделанный из драгоценного дерева и обитый золотом, а кивот сей положен был в Скинии, или подвижном храме Божием. В Скинии находился также Алтарь для курения фимиама, светильник и трапеза для предложения хлебов. Пред Скиниею был устроен жертвенник, на котором учреждено было приносить различные жертвы. Для служения в Скинии были избраны – первосвященник, священники и левиты, из племени Левия сына Иаковлева. Бог требовал повиновения своему закону и в то же время вновь обнадеживал евреев тем, что даст им землю Ханаанскую, обещанную Аврааму. Он также возобновил им обещание о Спасителе мира, под именем великого Пророка, Которого Моисей был только прообразованием. Моисей написал Закон Божий и обетования Божия в первых Священных книгах. Странствование в пустыне и вход в землю обетованную Евреи шли в землю Ханаанскую чрез пустыню Аравийскую. Чтобы они лучше могли утвердиться в вере в Бога, Он сотворил для них во время сего странствования многие чудеса. Ангел Божий шел пред ними, днем в облаке, а ночью в столпе огненном, и показывал им путь. Как у них не стало хлеба, то Бог питал их манною, которая по утрам сходила с неба. Однажды, когда они не находили воды, кроме горькой, Бог повелел Моисею положить в оную некоторое дерево, и она сделалась годной к употреблению. В другое время, когда они совсем не находили воды, Моисей, по повелению Божию, ударил посохом в каменную гору, и из нее потекла вода в таком множестве, что ее довольно было для шестисот тысяч евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Есть так называемый Лицевой Свод, включающий в себя библейское «Восьмикнижие» в очень древних иллюстрациях (XVI века). И там иллюстрируется, что когда Господь разговаривает с Адамом и Евой в раю, мы видим изображение Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа («Ангела Лица Божия»). И во всех ответственных случаях, когда Господь собеседует с кем-либо, мы видим изображение Сына Божьего, Господа Иисуса Христа. Почему? Потому что второе лицо Святой Троицы – это Божественный Логос (Бого-Слово). Еще не было Боговоплощения, но Дух Христов, Божественный Логос, общался с людьми Почему Он называется Ангел Лица Божия? Потому что сказано в Евангелии от Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). То есть в действительности кто выводил народ Божий из Израиля? Опять-таки Божественный Логос (Бог) вел их, второе лицо Святой Троицы. Поэтому и сказано в Новом Завете : Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр. 1, 1); и еще : исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них (в ветхозаветных пророках – О.С.) Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу (1 Пет. 1, 11). Еще не было Боговоплощения, но Дух Христов, Божественный Логос, общался с людьми. И вот Авраам говорит, что Елиезер не должен бояться: Господь пошлет ангела Своего пред ним, и он возьмет жену его сыну. если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда (Быт. 24, 8). Авраам сам убежал из этого Ура Халдейского, он спасся из этой огненной печи. Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «То есть не соглашайся на брачный договор, в котором будет сие условие. Авраам чуждается иноплеменных, но еще более чуждается отечества, потому что взят из него Богом» . – И мы должны трепетать того греховного «отечества», из которого вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского (Втор. 7, 8). – Спас от дьявола-фараона и от соблазна «темных земель» Моава. Как мы и ранее вспоминали, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

http://pravoslavie.ru/110108.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел» ( Лк. 19: 12–15 ). Напомним, чем заканчивается притча: по продолжительном отсутствии господин вернулся, поощрил тех рабов, кто смог из порученных им денег принести прибыль, а того, кто ничего не приобрел, жестоко наказал. Такое же наказание постигло и тех, кто отверг господина. В качестве комментария к заложенному в притчу призыву ученикам ревностно трудиться приведем толкование свт. Филарета (Дроздова) : «Но не одно получение талантов, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются приобретать; а получивший менее совсем не старается. Не указывает ли сие на нас, которые часто говорим, что мы не Апостолы, не Святые, не Праведные, не имеем их благодати, и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей?.. Видите, как принятый уже талант или дар Божий благодатный, или же и естественный, может оказаться вотще принятым, и не только вотще, но и к осуждению принявшего: ибо Раздаятель прозорлив и, после крайнего милосердия, совершенно правосуден; не попустит, чтобы дар Его был расточен безвозмездно и чтобы под личиною немощи укрылись лукавство и леность, но наконец отымет пренебреженный дар и неключимому рабу оставит только тьму кромешную» 230 . О девстве как пути совершенного отвержения мира Сказанные Спасителем краткие слова о разводе ( Лк. 16: 18 ), видимо, задели фарисеев за живое и ввиду перспективы представить Христа противником Закона перед народом (Закон дозволяет развод, Христос запрещает его), они решили вернуться к этому вопросу. И нельзя не отметить остроту темы: к ее обсуждению (правда, уже наедине – см.: Мк. 10: 1–12 ) присоединились даже ученики. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» ( Мф. 19: 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Это преимущество – видеть и слышать телесно и духовно Спасителя, и исповедать Его Христом и Сыном Божиим, даровано только ученикам Его. Что касается до нас, то мы видим Спасителя мира только очами духовными, но, между тем, гораздо яснее, нежели ветхозаветные праведники. Нам не нужно сожалеть, что мы не живём во времена апостолов; потому что в те времена гораздо труднее было признать Сыном Божиим и Самим Богом Того, Кто любил скрываться в народе и под смиренным кровом древоделя, нежели веровать в Него теперь вместе со всею вселенною, вместе с верою осмнадцати веков. Между тем, мы должны прилагать к себе слова Иисуса Христа: «блажени очи видящии, яже видите» ( Лук. 10, 23 ), потому что счастие христиан в том состоит, что они видят и слышат то, чего не видали и не слыхали столь многие языческие народы, не имеющие никакого понятия о религии Иисуса Христа, без которой нельзя спастись; и вместо того, чтобы запутывать свой разум в отыскании причин, почему Бог одних оставил во мраке заблуждения, а других извёл из него, постараемся лучше возбудить в себе чувства справедливой благодарности к Богу за то, что Он удостоил нас Своих даров, и помыслить об обязанностях, которые возлагает на нас то великое благодеяние, что мы призваны к вере. Иисус Христос в доме Марфы и Марии ( Лук. 10, 38–42 ) Марфа и Мария, сёстры Лазаря, жили со своим братом в Вифании, селении, находившемся близ Иерусалима. Божественный Спаситель неоднократно удостаивал Своего присутствия это семейство добродетельное и очень почтенное в той стране. Однажды Иисус Христос пришёл в Вифанию. Марфа приняла Его в дом свой. Тогда Мария, сестра её, сидя у ног Божественного Учителя, слушала слово Его. Между тем Марфа много заботилась об угощении, и, подойдя, сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом: а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у ней. Назидательные размышления «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» ( Пс. 132,1 ), писал святый пророк Давид.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Есть искушения, в которых побуждения к вере и надежде, по-видимому, совершенно скрываются для души; в своем смятении, она спрашивает, где Господь: но никогда Господь не бывает так близок к ней, как в сии самые минуты и ни мало не медлит явить Себя ей. Душа в подобных испытаниях должна прибегать к Петру и Иоанну, т.е. к какому-нибудь мудрому и просвещённому руководителю, который бы снова вдохнул веру в неё и привёл туда, где она опять должна найти Иисуса Христа. Служители Церкви суть видимые Ангелы, коих Бог даровал нам, чтобы осушать наши слёзы и утешать наше внутреннее беспокойство. С доверенностью пойдём к ним; благодать соединена с их словами, и часто даже при одном нашем рассказе о наших страданиях, сделанном перед ними, возникает в нашей душе благодать утешения. Иисус, по Своей любви всегда готовый прощать, даже оставившим Его ученикам даёт имя братьев. Впрочем, душам любящим, которые остаются верными Ему до могилы, Он является прежде, чем другим. Они-то получают первые утешения. Умеряйте вашу радость, как бы она свята и законна ни была, из опасения, чтобы она не увлекла вас к некоторому легкомыслию. Равным образом и то, чтобы слишком тревожиться и впадать в крайнюю печаль, когда Бог лишает нас на время сладости Своих утешений, есть малодушие и недостаток упования на благость Господа, Который и в сие время не меньше свидетельствует Свою любовь и благоволение к нам, как и тогда, когда дарует нам утешения, потому что Он отнимает их только для того, чтобы побудить нас быть осторожнее и внимательнее к себе, и чтобы заставить нас воздавать Ему честь и славу, которые подобают Ему. Эта смена радости и печали гораздо полезнее для нас, чем то постоянное спокойствие, которого бы мы желали. Достоинство души не в том состоит, чтобы иметь более божественных утешений, но в том, чтобы покоряться воле Божией, утверждаться в искреннем смирении и более наполняться любовью к Богу и ближнему. Ученики шедшие в Еммаус ( Лук. 24 ) В самый день воскресения Спасителя, двое из учеников Его шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят (около десяти вёрст с половиною) от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собой о всех сих приключениях. И когда они разговаривали и рассуждали между собой, и сам Иисус, подойдя, пошёл с ними. Но очи их были удержаны, и они не узнали Его. Он сказал им: что это за происшествие, о котором вы идучи рассуждаете между собой, и от чего печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели ты один, будучи в Иерусалиме, не знаешь о случившемся в нём в сии дни? И сказал им: о чём?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иисус Христос не отказывается от пиршества, которое было приготовлено единственно для Него. Истинное благочестие не отвергает некоторых невинных приличий, принятых в свете, но оно умеет освящать их употребление и находить в них предмет для добродетели. Мы имеем здесь перед глазами образец трапезы христианской; присутствие Иисуса Христа научает нас вкушать пищу перед очами Бога, Которого благодеющая Десница даёт нам её каждый день; дух любви, изображённый в лице Марфы, умеренность и самоумерщвление – представленные в лице Лазаря... Мы знаем, что Господь присутствует на наших алтарях, чтобы принимать наши обеты и поклонение в наших больницах, в темницах, в убежище бедного и несчастного, чтобы принимать там помощь и утешение; но приходим ли к Нему туда? Ах! Эта самая наша холодность и нерасположение к посещению сих мест должна наложить молчание на наше тщеславие и самолюбие; и между тем нет страсти, которая изобретала бы больше красот для прикрытия себя, как скупость и гордость. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим ( Матф.21 ) Божественный Спаситель, пробыв нескользко времени в Вифании у Лазаря, Им воскрешённого, предпринял обратный путь в Иерусалим. Когда Господь и ученики Его приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Масличной; тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: подите в селение, которое прямо пред вами; и тотчас найдите ослицу, привязанную и с нею ослёнка; отвязав, приведите ко Мне. И ежели кто скажет, что-нибудь вам, ответствуйте, что они надобны Господу; и тотчас отпустят их. Сие всё было, да исполнится реченное пророком, который говорит: скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроток, сидя на осле младом, рождённом от подъяремныя. ( Зах. 9,9 ). Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус, привели ослицу и ослёнка, покрыли их одеждами своими, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали одежды свои по дороге: а иные резали ветви с деревьев и бросали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал, говоря: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вступил Он в Иерусалим, весь город пришел в волнение, говоря: кто это? Народ же говорил: это Иисус, Пророк, из Назарета Галилейского. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010