Внешний образ или выражение обетования сего делается понятным из сравнения оного с обыкновением идолослужителей присвоить себе и называть своим то мнимое божество, которое они почитают в идолах своего дома, города, страны и от которого почитают себя вправе требовать особенного покровительства. Примером сего служит Лаван ( Быm. XXXI. 30 ). Может быть, мысль и желание усвоять себе богов были безобразным произведением первоначально истинного, но впоследствии поврежденного предания о предопределенном усвоении Божества избранному племени. Бог, противополагая истину заблуждению, открывает Аврааму, что Он точно будет его Богом и его потомства, паче прочих человеков и народов. И Бог есть Бог Авраама и потомков его: по имени: Бог Авраамов, Исааков, Иаковлев ( Ucx. XXIX. 45, 46 ); по сохранении истинного богопознания и богослужения в их потомстве; наипаче же по воплощению. По сему-то в порядке обетовании прежде полагается завет вечный и вечное наследие земли Ханаанской, что исполнилось прежде Рождества Христова, а обетование: буду их Богом, есть заключение всех обетований. Видимый завет 9. Потом Бог сказал Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. 10. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя, чтобы у вас весь мужеский пол был обрезан.11. Обрежьте край плоти вашей; и сие будет знаком завета между Мною и вами. 12. Осьми дней от рождения да обрежется у вас всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от вашего племени. 13. Непременно да обрежется и рожденный в доме твоем и купленный за серебро; и завет Мой на теле вашем будет заветом вечным. 14. Необрезанный мужеского пола, который не обрежет края плоти своей (в осьмой день), отсечется душа та от народа своего, (ибо) он нарушил завет Мой.Обрежьте и проч. Происхождение сего заветного обряда недостойным образом изъясняют те, которые думают, что Авраам сам собою готов был принять обрезание от египтян, а Бог только по снисхождению соделал оное предметом своей заповеди. Обрезание еврейское и египетское, как замечает Ориген против Цельса (L. V), ничего не имеет общего в самом основании своем, подобно как два священнодействия в честь различных божеств. Оныя разнствуют также многими обстоятельствами: евреи совершают обрезание по закону, а египтяне по произволению; евреи подвергаются оному все вообще, а из египтян преимущественно жрецы и желающие заниматься тайными науками; у евреев только мужеский пол, а у Египтян и женский (Serab. L. XVII). У евреев в осьмый день по рождении, а у египтян в тринадцатилетнем возрасте (Ambr. de Abrah. L. II, с. 11). По сему последнему обстоятельству удобнее можно производить египетское обрезание от Измаильтян, потомков Авраама, нежели от египтян Авраамово. Иисус Христос о начале обрезания говорит, что оно есть от отцев, и показывает, что закон обрезания не ниже закона субботы ( Uh. VII. 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву [семидал – это мука жертвенная была высшего помола, которая приносилась Господу], и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время ив их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» ( Сир. 38:1–15 ). Если будем надеяться только на его искусство, на лекарство, но опустим вот это – 10 стих – оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце, – никогда не исцелимся. Никогда. Вот это нужно запомнить. Следовательно, вот тема « Чудеса, силы и знамения – как вот мы с вами и просмотрели – как проявление Божественного всемогущества». И последний у нас пункт из предварительных свдений. Запишите: Церковь – хранительница и истолковательница Священного Писания. Это самая, пожалуй, актуальная также тема. Экклесиология. Εκκλησα, Церковь . Экклесиология – учение о Церкви – самая актуальная тема на сей день, потому что очень развивается внецерковное христианство. Люди не хотят связывать себя с Церковью: я и Бог . Ну, в основе этого лежала реформация, и лютеранство, и протестантство со всеми его разветвлениями: «нам не нужен авторитет. Мы – дети Божии. Писание и я. Бог меня будет учить непосредственно из Писания». А мы говорим, что спасение только в Церкви. Только в Церкви. И не может быть никакого внецерковного христианства. Это новомодная ересь. Потому что Церковь предписывает человеку очень строгую дисциплину, очень строгое поведение. И вот она выступает с авторитетом безапелляционным. На Церковь невозможно подать в суд. Это хранительница Истины. В Смволе Веры учение о Церкви сформулировано так: «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Единство, святость, апостоличность, кафоличность – вот признаки Церкви. Вы приготовьте в следующий раз катехизическое определение Церкви по Филарету (Дроздову) , потому что, пожалуй, что всё-таки то определение Церкви, какое дал Филарет, – пока что лучше его никто ничего не сказал. Вот Господь воздвиг такого мудрого человека в столетии, который прошёл практически через весь этот не менее опасный, чем сейчас, век. И вот его «Катехизис», как его ни ругают, как его, не знаю что, но, по-моему, это замечательный Катехизис. Так. И вот там дано такое определение Церкви, которое он даёт. Это что? Общество людей, объединённых – чем? – вероучением, таинствами и иерархией – обязательно. Никакого царственного священства быть не может (см. 1Пет. 2:3 ). Должна быть специально поставленная иерархия, которой дано право учить, совершать Таинства и заниматься, вот, духовничеством. И вот мы все вместе – это можно сказать – это Поместная Церковь , если бы не было у нас здесь никого, кроме нас, вот в таком зародыше все Церкви и начинали своё существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Воспользуемся и мы примером Соломона, и не будем прилепляться к тому, что ослепляет взоры наши в сем мире; ибо все это скоро проходит, оставляя только пустоту в уме и сердце; но возлюбим мудрость и будем всеми силами стараться снискать этот драгоценный дар! Будем приближаться к ней молитвой о ней, Святыми Таинствами, отвращением от греха! Только она может утолить жажду души, она есть верный залог блаженства в сей жизни и будущей! Идолослужение Соломоново Соломон пристрастился ко многим языческим женщинам, происходившим из народов, о которых Господь сказал израильтянам: «Вы не должны брать себе жен из стран сих и дочери ваши не должны выходить замуж за обитателей их, ибо они развратят сердца ваши и вовлекут вас в идолослужение! Соломон забыл повеление Божие и предался этим женщинам: у него было семьсот жен и триста наложниц – они развратили сердце его, и он в старости прилепился к богам чуждым. Сердце его не было столь непорочно перед Богом, как сердце Давида, отца его, и он не следовал путям, по которым Давид ходил перед Богом. Он воздвиг на горе против Иерусалима храм Хамосу – идолу Моавитскому, Молоху – идолу Аммонитскому и Астарте – богине Сидонской, подобным образом он построил храмы богам всех жен своих, и они совершали в них идолослужение. Соломон забыл, что Господь дважды являлся ему и дважды подтверждал ему, чтобы он не уклонялся к богам иным, но хранил и исполнял заповеди Его. За сие Господь прогневался на него и сказал ему: «За то, что ты так поступил и не соблюл заповедей Моих, и преступил повеления, данные Мною тебе, Я раздеру и раздроблю царство твое, исторгну его из руки твоей и дам его одному из рабов твоих; но ради Давида, отца твоего, не сотворю Я сего при жизни твоей, а исполню то, когда царство перейдет в руки сына твоего. Но и у него не отниму Я всего царства, а дам ему одно колено, ради Давида, раба моего, и Иерусалима, который избрал Я в жилище Себе». Назидательные размышления   Вот еще тяжкий опыт в подтверждение того, как далеко простирается духовная немощь человека! Можно ли без скорби и ужаса подумать о Соломоне, царе, который некогда удивлял народы своей мудростью и правосудием; который более всего просил у Бога мудрости и правосудия, как драгоценнейшего сокровища; который, сознавая и исповедуя тщету удовольствий и богатства, среди блеска величия своего, был предметом удивления вселенной и потом вдруг пал в бездну, сделался рабом чувственности и ослепился заблуждениями идолопоклонства! Мудрый! Не гордись твоей мудростью! Сильный! Не полагайся на крепость твою! – Самонадеянность и самоуверенность есть первый шаг к погибели; «прежде сокрушения возносится сердце мужу и прежде славы смиряется» ( Притч.18, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Впрочем, многие из отцов Церкви, как то: Иустин, Василий, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Августин, полагают некие особливые воды, находящиеся, по выражению псалма (CXLVII. 4) и песни трех отроков ( Дah. III. 60 ), превыше небес. Вместо бесплодного исследования сего мнения довольно признаться с Августином, что достоверность Св. Писания простирается далее пределов нашего разумения. Божественное наречение тверди небом показывает, что она в самом начале своем явилась точно в том состоянии, в каком сделалась известною человеку и получила от него имя неба; и что ее таковое состояние не есть случайное и коловратное, но постоянное и пребывающее. За сотворением и наречением тверди в тексте семидесяти следует обыкновенное одобрение: κ αι ειδεν о θεος οτι κ αλον. Но в тексте еврейском и самаритянском сего не находится. Те, которые опущение сие относят к намерению писателя, полагают причиною оного то, что разделение вод, творение второго дня, продолжается и достигает совершения в третий день, почему в сей день, соответственно различным видам творения, одобрение произносится двукратно. Второй, как и третий день творения не сходствует с последующими в том токмо, что действия, которые ныне производит солнце, производил тогда первосозданный неустроенный свет, занимавший часть небесного пространства. День третий 9. Потом Бог сказал: да соберутся воды под небесами в одно место; и да явится суша: и стало так; (и собрались воды под небесами в свои места, и явилась суша). 10. Бог назвал сушу землею, а собрание вод назвал морем: и увидел Бог , что это хорошо. 11. И сказал Бог, да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерева плодовитые, приносящие по роду своему плод, в котором семя их на земли: и стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерева, приносящие плод, в котором семя их по роду их: и Бог увидел, что это хорошо. 13. И был вечер, и было утро: день третий. В творение третьего дня Моисей представляет образование и усовершенствование собственно нашей планеты. Смотря по тому, что в описании второго и четвертого дня является действие Творца в целом мироздании и что земля составляет малейшую часть сего целого, трудно удостовериться, что ею одною ограничивалось в третий день творческое действование. Можно полагать, что в сей день и прочие однородные с нею, то есть темные тела небесного пространства получили более определенное образование, им свойственное. Но поскольку нам неизвестно в подробности настоящее их состояние, то неуместно было бы повествовать и о его начале. Итак, бытописатель довольствуется показать на нашей планете разделение воды и происхождение царства растительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Враги религии, как-то Иудеи, язычники, древние еретики, ставили ей в упрек сие мнимое противоречие, между тем, нет ничего легче, объяснить сие. Имя Еммануил было предсказано не как собственное имя Иисуса Христа, но как имя, означавшее, чем должен быть Иисус Христос, и действительно, поскольку Он был в одно время и Бог и человек и обращался с людьми, то Он воистину был Еммануил, то есть: с нами Бог . Подобным образом, тот же Исайя говорил: «и нарицается имя Его: Чуден Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис.9:6 ); это не значит, будто каждое из сих имен должно быть Его собственным именем, но показывает только то, что Он будет всем, что означают имена сии, и что каждое из них Ему прилично. Поклонение волхвов ( Матф. 2, 1–12 ) Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода: пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где новорождённый Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему. Услышав сие, Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо у пророка написано так: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше главных городов Иудиных; ибо из тебя изыдет вождь, который упасёт народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время явления звезды. И послал их в Вифлеем, сказал: подите, и тщательно разведайте о младенце; и когда найдёте Его, известите меня, чтобы и я пошёл поклониться Ему. Они, выслушав Царя, пошли: и се звезда, которую видели они на востоке, шла пред ними; как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду остановившуюся, они возрадовались весьма великою радостью. Вошли в дом, увидели Младенца с Матерью Его Мариею, и падши поклонились Ему; и открыв свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получив во сне повеление, не возвращаться к Ироду, – иным путём отправились в страну свою. Назидательные размышления Думают вообще, хотя и без совершенной достоверности, что Волхвы, о которых повествует Евангелие, были люди, возвышавшиеся над другими по своей власти и по своим познаниям: предание, основанное, кажется, на числе принесённых ими даров, полагает, что их было трое; качество сих даров подало повод думать, что волхвы пришли из Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

г) Елеосвящение (Соборование). Согласно определению, содержащемуся в «Пространном Православном Катехизисе», Таинство Соборования прямо нацелено на врачевание души и тела: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Елеосвящении). Таинство восходит к описанию действий апостолов: многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк. 6:13 ), а также к призыву апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14-15 ). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует собороваться всем, кто подвержен болезни. Соборным маслом можно помазываться и добавлять его в пищу: «Непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинство Соборования). Существует ошибочное мнение — во многом под влиянием католической сакраментологии, — будто Соборование совершается в качестве «последнего помазания» над умирающим человеком. Святитель Афанасий (Сахаров) на основе исторических данных опровергает это заблуждение, сообщая, что Таинство Елеосвящения совершалось над всеми верующими — как больными, так и здоровыми — с первых веков существования христианства. Молитва болящего На необходимость и действенность молитвы об исцелении указывает Священное Писание: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя ( Сир. 38:9 ). Содержанием молитвы должно быть в первую очередь благодарение Богу за болезнь с сознанием себя достойным болезни по своим грехам и с убежденностью в том, что болезнь послана для спасения души. Такая молитва, повторенная «десятки, сотни раз… убежденно, от всего сердца», приносит «облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение — признаки посещения благодатью Божией».

http://azbyka.ru/zdorovie/pochemu-ljudi-...

Говорите, что я о себе не помню; желал бы я, чтобы по слову Вашему было, но не могу сим похвалиться; скажу только и о себе и Вам, что хорошо сколько можно менее оглядываться на себя и сколько можно неуклоннее взирать к Богу. Очи наши ко Господу, Богу нашему, дóндеже ущедрит ны! 207 Как Вы о какой-то Вашей работе заботитесь, то и я скажу о своей работе, которая начата и оканчивается, впрочем, без дальнейшей заботы. Проповеди мои прошедшего года и житие преподобного Сергия отпечатаны и переплетаются. Пришлю Вам и некоторым другим, благосклонно приемлющим, мое недоученное учительство. 18 декабря 1822 года Письмо Ваше обещает, что Вы воспоминаете о мне сегодня с молитвою: потому и я вспоминаю о Вас сегодня с благодарностью и молитвою. Господь да благословит для Вас наступившее лето и да соделает оное для Вас, по благодати летом Господним, а по утешению благодати, летом приятным 208 . Если же и горькая трава примешивается к хлебу (ибо мне кажется, что мы на выходе токмо из Египта!) – знайте, что и сие по воле Божией, и да будет то на здоровье душе. За приключение при исповеди, себя осуждая за грех , Бога благодарите за помощь. Видите ли, как Он благ! Вы согрешили гордою мыслью, но, когда сердце Ваше отвергло ее, то Он чувство греха употребил в средство, чтобы даровать Вам слезы, в которых Вы нашли, наконец, утешение. Когда, приобщаясь, чувствовали себя счастливыми, сие значит, что слезы были и очистительны. Но явив Вам милость, теперь Господь требует от Вас справедливости, вновь возбудив в совести Вашей обличительное чувство. Справедливость требует, чтобы Вы, осудив духовника, хотя только мысленно, осудили себя за то пред ним и получили от него прощение. Самохваления при сем случае можно избегнуть, если скажете только, что Вы согрешили против него мыслью гордою и осудительною, потому что наставление его о молитве показалось Вам ненужным или недостаточным. На сем можно остановиться. Но если он спросит о Ваших молитвенных упражнениях, то скажите кратко из послушания, искренно, как пред Богом, Который есть свидетель исповеди и Который знает прежде исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Горе тому, кто предаётся безрассудному покою: ибо враг возвращается нечаянно, захватывает душу самонадеянную и овладевает всей добычей, которую потерял – было. Иисус Христос изгоняет продавцов из храма ( Ин. 2, 12–22 ) Удостоив Своим присутствием брак в Канне, Иисус Христос «пришёл в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и пришёл Иисус в Иерусалим. И нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли». При сем ученики Его вспомнили, что в Писании сказано: «ревность по доме Твоём снедает Меня» ( Пс. 68, 10 ). Но иудеи, вступив с Ним в разговор, сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей; и Я в три дня воздвигну его. На сие сказали иудеи: сей храм строился сорок шесть лет; и Ты ли в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых: то ученики Его вспомнили, что Он говорил сие; и поверили Писанию, и слову, которое сказал Иисус. Назидательные размышления Если мы желаем знать, что могло побудить Господа отступить от Своей обыкновенной кротости, чтобы показаться столько раздраженным против продававших и покупавших в храме; то ответ, сделанный Им, объясняет нам всё. Христос, снедаемый ревностью по доме Своего Отца, не мог без негодования сносить того, какое неуважение оказывали сему дому молитвы, делая его вертепом разбойников. Если предположить, что торговля была производима со всею добросовестностью; то и тогда должно согласиться, что очень нечестиво заниматься делами совершенно человеческими в месте, посвящённом на служение Богу и на испрашивание у Него благодати, необходимой для того, чтобы идти твёрдыми шагами по пути спасения. Но поскольку редко, и особенно в наше время, сохраняется честность между продающими и покупающими; Иисус Христос не напрасно обвиняет их в том, что дом молитвы делают они вертепом разбойников. Есть ли, в самом деле, что-либо более неуместное, как быть единственно заняту своими страстями в том святом убежище, куда только и входить нужно для того, чтобы трудиться над разрушением их? Есть ли что-либо более предосудительное, как делать новые беззакония в доме Божием, посвящённом на то, чтобы в нём совершалось покаяние, очищающее уже соделанные грехи? «Чтобы сделал Господь наш, – говорит достопочтенный Беда, – если бы увидел неприличное положение тела, соблазнительные развлечения, суесловные разговоры, которые позволяют себе в наших церквах в присутствии Его, Который изгнал из храма тех, которые покупали там овец и голубей для приношения Ему жертв? И между тем, в наших храмах мы чтим не образы Тайн, которые некогда чтили Патриархи, но самые тайны!»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Господин мой. То есть супруг. Сие выражение почтения жены к мужу Апостол представлял в образец женам своего времени ( 1Nem.III. 6 ). Я не рассмеялась. По-видимому, Сарра противоречит сим поступком самой себе и своему дознанию. Она страшится, потому что познает Сердцеведца, и между тем желает укрыть от Него свое сердце. Но сие противоречие исчезает, если припишем ей намерение не столько прикрыть, сколько исправить свою погрешность. Она не только удерживает свой смех, но и желает, чтобы его совсем не было. Она как бы говорит: верую, помоги моему неверию. Погибель Содома и сопряженные с нею приключения Лота Быm. XVIII. 16-XIX Повествование о погибели Содома и сопряженных с нею приключениях Лота вводится в историю Авраама как часть ее. Оно и действительно принадлежит к ней, потому что особливым образом открывает Божие к Аврааму благоволение как в том, что судьба Содома предварительно ему была показана, так и в том, что Лот для него извлечен из пропасти (XIX. 29). Подробности сего повествования суть следующие: откровение Аврааму о судьбе Содома (XVIII. 16–21), молитвенный разговор Авраама с Богом о путях правосудия и милосердия (22–32), гостеприимство Лота (XIX. 1–3), крайность развращения Содомлян (4–11), последний опыт проповедания о приближающемся суде (12–14), изведение Лота из Содома (15–17), сохранение Цоара его ради (18–23), казнь Содома (24, 25), несчастие жены Лотовой (26), заключение повествования (27–29), прибавление о потомстве Лота (30–38). Откровение о Содоме 16. Потом мужи оные встали и обратились оттуда к Содому; Авраам же шел с ними, провожая их. 17. Тогда Господь сказал: утаю ли Я от Авраама (раба моего), что хочу делать? 18. От Авраама непременно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земные. 19. Ибо Я стал знать его ради того, что он заповедает сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господа и быть добрыми и справедливыми, да исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем. 20. И сказал Господь: велик вопль Содомский и Гоморрский, и грехи их очень тяжки. 21. Пойду посмотреть и узнать, довершилось ли у них то, о чем восходит ко Мне вопль, или нет?Провожая их. Хотя Авраам, без сомнения, узнал Господа из Его беседы, однако и провождает Его так же, как принял, то есть как странника. Он делает сие из благоговения и послушания подобно тому, как подданные царю, явившемуся под чужим именем и в вид неизвестного, не дерзнули бы воздать царских почестей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство. Реальность таинства Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь. В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» . Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56). Необходимость причащения для православных христиан Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца – Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье – подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем б о льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

http://pravoslavie.ru/31420.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010