Архив Пн Члены Священного Синода встретились с Президентом Республики Беларусь 15 октября 2018 г. 14:48 15 октября 2018 года в Большом зале Дворца Независимости в городе Минске состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, членов Священного Синода Русской Православной Церкви и членов Синода Белорусской Православной Церкви  с Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко . Во встрече принял участие почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев) . Также во встрече участвовали:  Президент Республики Беларусь приветствовал собравшихся и произнес вступительную речь:   «Ваше Святейшество! Уважаемые члены Священного Синода Русской Православной Церкви, Синода Белорусской Церкви! Уважаемые гости, дорогие друзья!  Позвольте мне еще раз приветствовать вас и поблагодарить за то, что местом очередного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви стала белорусская столица. Вижу в этом свидетельство высокой оценки усилий нашего государства по сохранению мира и согласия, развитию межконфессионального диалога и поддержке конструктивных инициатив религиозных организаций.  Вновь приветствую Вас, Ваше Святейшество, на белорусской земле. С большой благодарностью хочу отметить Ваш неоценимый вклад в укрепление взаимодействия Церкви и наших властей, развитие духовной связи наших братских народов — Беларуси и России. Мы очень высоко ценим Ваше пастырское попечение и внимание к нашей стране.  Беларусь за годы своей независимости вместе с Православной Церковью прошла долгий и тернистый путь укрепления духовных основ, обретения обществом нравственных жизненных ориентиров. Нынешнее напряженное, насыщенное стремительными переменами время ставит новые задачи и постоянно испытывает нас на прочность. XXI век — эпоха глобальных трансформаций. Это время прогрессивных технологий с их безграничными возможностями. Но эта безграничность становится, к сожалению, источником многих угроз и в политической, и в духовной сферах.

http://patriarchia.ru/db/text/5283664.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛОВСКАЯ КОМИССИЯ РПЦ постоянный рабочий консультативно-аналитический орган Свящ. Синода, образованный его решением от 28 дек. 1993 г. 19 июля 2000 г. Свящ. Синод принял Положение о Синодальной Богословской комиссии. Синодальная Богословская комиссия является преемницей Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, образованной в 1979 г., к-рая, в свою очередь, была преемницей Комиссии РПЦ по межхристианским связям, созданной 28 авг. 1960 г. В задачи Б. к. входят: консультативная поддержка Свящ. Синода РПЦ, др. церковных учреждений по вопросам богословского и вероучительного характера; богословский анализ актуальных проблем жизни РПЦ; координация научно-богословской деятельности синодальных учреждений, епархий и др. учреждений РПЦ. Членами Б. к. являются богословы из числа епископата, клириков, мирян - профессоров и преподавателей духовных школ, сотрудников богословских, образовательных, религиозно-просветительских и синодальных учреждений РПЦ. Первый председатель комиссии со дня основания — митр. Филарет (Вахромеев). Решением Синода от 5-6 окт. 2011 г. освобожден от занимаемой должности, председателем комиссии назначен митрополит Иларион (Алфеев). Общее собрание Б. к.- пленум - собирается не реже 1 раза в год. Пленум рассматривает и утверждает результаты работы Секретариата, Президиума, рабочих и консультативных групп за год, определяет важнейшие направления работы. Б. к. создает рабочие и консультативные группы, состоящие из членов Б. к. и приглашенных консультантов и специалистов в отдельных областях богословия. Для оперативного рассмотрения и разрешения задач, стоящих перед Комиссией, в период между пленумами созывается Рабочий Президиум Комиссии, избираемый из состава ее членов. На Пленумах Б. к. 1996-1997 гг. и в рабочих встречах обсуждались вопросы, относящиеся к межхристианскому сотрудничеству, к богословским диалогам между Православной и Восточными (дохалкидонскими) Церквами, проблемы экуменизма и др. Основные результаты обсуждений были представлены Архиерейскому Собору 1997 г.

http://pravenc.ru/text/149563.html

– Русские эмигранты, оказавшись за рубежом, быстро стали организовывать детские и молодежные движения. Можно вспомнить многочисленное юношеское движение «Витязей». За границей оно появилось сразу после большой волны эмиграции начала 1920-х годов, и оно сохраняет свое влияние по сей день. Несмотря на разные веяния внутри самого движения, эта молодежь, несомненно, стала одним из оплотов сохранения русского сознания и Православия на Западе в целом и во Франции в частности. Было немало менее крупных, но не менее значимых детских и юношеских движений и летних лагерей отдыха, в которых русская речь и Православие сохранялись на протяжении многих десятилетий. Православный детский лагерь в Нормандии Мне довелось побывать и активно участвовать в одном из древнейших (с 1932 года) таких лагерей в Нормандии. Основное правило нашего детского лагеря на берегу океана – «здесь говорят по-русски», а в базовом расписании состоят общая утренняя и вечерняя молитва, воскресные и праздничные литургии, молитва до и после приема пищи. Такие лагеря организовывали в лесах Эльзаса и Лотарингии, на побережье Атлантического океана, у подножья Альп. На протяжении более 50 лет нашим лагерем в Нормандии занимается ветеран детского и юношеского воспитания Людмила Ренар. Многие поколения знают ее как Люду или тетю Люду. Она принимала в лагере многих известных личностей Русской Церкви: Митрополита Антония Сурожского, Митрополита Владимира (Сабодана), новопреставленного Митрополита Филарета (Вахромеева), Митрополита Иннокентия (Васильева). Неоднократно встречалась и обсуждала вопросы организации и воспитания детей и юношей с экзархами – Митрополитом Никодимом (Ротовым) и с тогда еще Митрополитом, а ныне Святейшим Патриархом Кириллом. Здесь, в лагере, юноши и девушки заводили знакомства и дружбу на всю жизнь, а иногда и юношеские романы, переходившие в любовь, брак и семью. География была очень разнообразна, но цель всегда была одна: воспитать молодежь в духе русского Православия. Цель всегда была одна: воспитать молодежь в духе русского Православия

http://pravoslavie.ru/137937.html

Оставалось понять, кто воплотит ее в жизнь, и со временем такой человек нашелся. При горячей поддержке тогдашнего Патриаршего экзарха митрополита Филарета (Вахромеева) минчанка Лариса Густова организовала в столице Беларуси фактически в одиночку Международный фестиваль православных песнопений. Энтузиазм ее был столь велик, что позволял достигать поистине фантастических результатов при весьма скромном финансировании. Лариса рассказывала, что выходила из дома и планомерно обходила магазины с вопросом: «Какой приз вы хотели бы предоставить лучшему православному хору?» И ни один минский фестиваль без ценных подарков не обходился! Помимо конкурсных прослушиваний, хоры участвовали в богослужениях, выступали с концертами в больницах и домах престарелых; параллельно проводили выставки, научную конференцию и демонстрации кинофильмов о Православии. Постепенно вырабатывались критерии включения обязательных произведений в конкурсную программу: каждый коллектив-участник обязан был исполнить произведение знаменного распева и духовное сочинение современного композитора, а с шестого по счету фестиваля еще и обиходное песнопение. И знаете, члены жюри подметили интересную особенность: светским коллективам, даже опытным и прославленным, тяжелее всего давалось исполнение именно тропарей и стихир! Затем эстафету принял гродненский фестиваль «Коложский благовест». Оргкомитет поначалу ставил иные, более приземленные задачи: повысить уровень пения на приходах епархии. Первое время ограничивавшийся исключительно Гродненской областью, фестиваль проходил в два этапа: сначала настоятели и регенты готовили свои хоры к приезду епархиальной комиссии, а затем лучшие коллективы приглашали в областной центр. Уровень «Коложского благовеста» поступательно рос, и довольно быстро фестиваль стал международным. Перед жюри в Гродно демонстрировали свое мастерство православные хоры из Румынии, Греции, Болгарии, Франции, Сербии, Грузии, Армении, Молдавии и, конечно, России. Но не забылась и первоначальная задача повышения исполнительского уровня пения на приходах.

http://patriarchia.ru/db/text/5983370.ht...

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил Рождественский вечер духовно-образовательного проекта «Логос» 22 января 2021 г. 13:57 20 января 2021 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин  посетил Рождественский вечер духовно-образовательного проекта «Логос» в гимназии 11 города Минска. Проект «Логос» реализуется в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Белорусской Православной Церкви и Министерства образования Беларуси. Начало было положено 16 лет назад по благословению митрополита Филарета (Вахромеева) . Площадкой для реализации проекта стала гимназия 11 г. Минска. Инициаторы проекта считают своей главной целью воспитать детей духовно и нравственно зрелыми личностями. Учителя гимназии проводят факультативные занятия по программам «Духовные основы культуры», «Культура и религия», интегрированные уроки в рамках общеобразовательных дисциплин. Учащиеся ездят на экскурсии, участвуют в общешкольных мероприятиях. В качестве практики гимназистам преподают студенты из Института теологии им. св. Мефодия и Кирилла БГУ. Митрополит Вениамин отметил пользу проекта «Логос» в воспитании подрастающего поколения и подчеркнул важность распространения этого положительного опыта на другие учебные заведения. «Духовно-нравственная составляющая в воспитании помогает поднять взор подрастающего поколения выше горизонта жизни, в духовную сферу. И оттуда черпать силы, вдохновение и смыслы для будущей жизни», — сказал Патриарший экзарх. Подводя итоги работы проекта «Логос», его руководитель протоиерей Святослав Рогальский сообщил, что за 16 лет частная инициатива переросла в масштабный проект, к которому стали подключаться и другие школы. Гимназисты получают в рамках проекта не только теоретические знания, но и участвуют в жизни нуждающихся в поддержке людей. Дети и их учителя активно развивают музейное дело. По их инициативе созданы народный музей «Освобождение Беларуси» и «Музей матери». Директор гимназии 11 Ольга Бойко рассказала, что реализация проекта «Логос» влияет на воспитание учащихся, особенно на формирование их духовно-нравственных качеств. По ее словам, проект сплачивает и укрепляет семьи учащихся, ведь в него вовлечены не только дети, но и все их ближайшее окружение. В Рождественском вечере также приняли участие глава администрации Первомайского района Минска Дмитрий Шашок и заместитель главы администрации Первомайского района Минска Елена Осадчая. Воспитанники гимназии ознакомили гостей с музейными экспозициями «Освобождение Беларуси» и «Музей матери», а также провели праздничный концерт. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архив Пн Патриаршее поздравление митрополиту Филарету (Вахромееву) с 80-летием со дня рождения 21 марта 2015 г. 13:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) с 80-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Филарету (Вахромееву), почетному Патриаршему экзарху всея Беларуси Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе Владыка! В день Вашего 80-летия сердечно приветствую Вас и поздравляю со столь знаменательной датой в Вашей жизни, совпадающей с 50-м годом архиерейского служения. Взирая ныне на минувшие годы Вашего служения, следует воздать благодарение Господу за то, что Он сподобил Вас быть ревностным делателем Своего Виноградника. Не жалея сил, используя способности и дарования, которыми щедро наградил Вас Бог, Вы всегда с любовью и ответственностью стремились совершать всякое послушание, возлагаемое на Вас Священноначалием. Один лишь перечень должностей, которые Вы занимали за полувековой период иерархического служения, убедительно свидетельствует о неординарности Вашей личности и весомом вкладе в развитие жизни Русской Православной Церкви в новейшей истории. Вы были ректором Московских духовных школ, Патриаршим экзархом Средней, а также Западной Европы, председателем Отдела внешних церковных связей, председателем Синодальной библейско-богословской комиссии, депутатом Верховного Совета Беларуси, членом различных церковных и государственных комиссий, активным участником международного и межконфессионального диалога. Особой признательности заслуживают Ваши созидательные труды, направленные на всестороннее развитие епархий и приходов Белорусской Православной Церкви. За более чем 35-летнее архипастырское служение на Минской кафедре Вы духовно сроднились с народом Белой Руси, стяжали любовь клира и паствы, общественное признание и глубокое уважение многих людей. Отрадно отметить, что Вы всегда уделяли должное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, конструктивно взаимодействовали со светской властью, деятелями науки, образования и культуры. Ныне, став почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, Вы, как и прежде, пользуясь высоким авторитетом, продолжаете свидетельствовать о силе и торжестве Православия.

http://patriarchia.ru/db/text/4016205.ht...

Сам Владыка Питирим, будучи ещё преподавателем наших Духовных школ, находился под руководством духоносных и прозорливых старцев. В частности, он советовался с одним отцом схиархимандритом, рассказывая ему и обо мне, испрашивая на мой счёт совета, мнения, рекомендации. И вот, когда я оканчивал первый курс Академии, приезжает Константин Нечаев от своего старца и передаёт мне от него спелую грушу со словами: «Батюшка сказал: «созрел». Это было знаком, и так получилось, что я раньше него и постриг принял. - Владыка, а как отреагировали Ваши родители на то, что Вы приняли постриг? - С большим драматизмом восприняла мама - не смогла удержаться от слёз: «А я-то думала, что понянчу твоих деток», - и так далее... Но такие настроения, естественные материнские переживания, со временем сменились радостью. Однако, присутствуя на постриге, она горько плакала, - сердце её материнское чувствовало: не всё будет гладко и радостно, ещё предстоят скорби в нашей жизни, в жизни её сына... А отец принял эту новость, как и прежде, спокойно. На рабочем столе в моей келии стоят портреты отца и матери. Я с ними прощаюсь, отходя ко сну, и здороваюсь утром, прося у них благословения на день грядущий. - Студенческая жизнь, как известно, полна неожиданностей. Приходилось ли Вам иногда прибегать к каким-то уловкам и хитростям, чтобы выйти из затруднительной ситуации, например, на сложном экзамене у строгого преподавателя? - Экзамены всегда пробуждали смекалку. Я и сейчас вспоминаю о них с моим сокурсником, тоже митрополитом: «Ну, ты помнишь, как бывало, Владыка?» - «Помню, Владыка». Во время подготовки к экзаменам всегда очень много давало написание таких пособий... вы понимаете, о чём я говорю... Потом они как бы и не нужны были, потому что и без того всё помнишь. Хотя иногда на курсе распределялось: тебе вот это сделать, а тебе то... Видимо, все студенты одинаковы во все времена. Ну, ладно: я думаю, что талантливо составленная шпаргалка действительно достойна хорошей оценки! - Случались ли во время учёбы какие-нибудь курьёзы?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

- В 80-е годы у Церкви и государства была, наверное, единственная «точка совпадения интересов» - это миротворческое движение. Помните Карибский кризис, который в хрущёвский период руководства страной уже не только поставил мир на грань, за которой начинается ядерная война, но наклонил человечество за предел этой грани? Так и в отношениях с Церковью к концу 70-х - началу 80-х годов был накоплен немалый потенциал взаимного отчуждения. Напомню, что времена так называемой «оттепели» 60-х стали для Православной Церкви лютыми «заморозками»: в это время было закрыто и уничтожено больше храмов и монастырей, чем за всю предыдущую историю советской власти. Но для властей враждовать с Церковью означало враждовать со своим народом. Даже когда атеистические агитаторы и пропагандисты называли народ Божий «тёмной массой», нельзя было не считаться с тем, что эта «масса» состояла из граждан той же страны. И среди этой «массы» были образованнейшие люди, видные учёные и деятели культуры мирового уровня, равно как и простые люди, для которых «отнять Бога» означало - «лишить жизни». Этот тупик был преодолён в начавшемся миротворческом движении, в ходе которого Советское государство, помимо всего прочего, стало вновь учиться разговаривать со Священноначалием, клиром и паствой Русской Православной Церкви. Для верующих людей церковное миротворчество 80-х годов не было чем-то необычным, потому что как тогда, так и сейчас оно основывалось на библейских законах, евангельских заповедях и апостольских наставлениях. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» , - призывает нас книга Ветхого Завета - Псалтирь (Пс. 33: 15); «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» , - гласит Евангелие от Матфея (Мф. 5: 9); «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» , - научает христиан апостол Павел (Рим. 14: 19). В 1982 году в Москве была проведена всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Этот грандиозный форум не только показал реальные возможности влияния религиозных организаций всей Земли на формирование общественного мнения в вопросах войны и мира, но также стал свидетельством высокого авторитета Русской Православной Церкви в нашей стране и за рубежом. Думаю, что именно с тех пор Советское государство уже с большей осторожностью стало относиться к Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Современные люди, а в особенности молодёжь, нуждаются в своеобразной «технике религиозной безопасности», в конкретных советах, как отличить секту от нормальной религиозной традиции, как разоблачить сектантские доводы... - Этот термин не кажется мне удачным. Говорить о технике безопасности уместно на производстве, в транспортном потоке, в операционном зале... Религиозная жизнь совсем не похожа на слалом, где можно научиться безопасно лавировать между препятствиями, несясь в неизвестном направлении в неизведанную даль. Есть такое выражение в святоотеческой и житийной литературе: «твёрдо стоять в вере» . То есть молодому человеку, а также его родителям следует стараться сызмальства утвердить в душе незыблемый духовный стержень, вокруг которого формируется личность, начиная от характера и вкусов человека и заканчивая его пониманием таких явлений, как верность и честь, любовь и дружба, принципиальность и терпимость. Иными словами, у каждого человека должно быть внутреннее обоснование ответов на такие вопросы, ради чего он живёт и за что он готов отдать свою жизнь. Тот, кто затрудняется ответить на них, стоит на месте в своём личностном и духовном развитии. Для христианина движение вперёд в духовном смысле заключается не в окаменевшей неподвижности, но и не в стремлении во что бы то ни стало пролететь сквозь все хитросплетения человеческого духа. И то и другое в равной степени бесплодно. Духовное движение выражается в стремлении исполнить две наибольшие заповеди: о любви к Богу и о любви к человеку. Вот почему духовное движение по своему направлению крестообразно - вверх, от земли к небу, и в стороны, от сердца к сердцу. Пытливому уму молодого человека свойственно стремиться к новым знаниям, особенно экзотическим, но в этих стремлениях я бы посоветовал помнить слова апостола Павла: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Ев 13, 8-9). 1000-летие Крещения Руси 988 год - это подлинная, историческая или чисто символическая дата Крещения Руси?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов) огласил приветственное слово Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина, в котором отмечается, что в настоящее время особенно важной целью религиозных общин является взаимная поддержка и консолидация. Было оглашено приветствие председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси В.Г. Гусакова, где была дана оценка перспективам межрелигиозного диалога в стране и его вкладу в развитие государства. Был особо подчеркнут вклад приснопамятного первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) в формирование здоровой общественной и религиозной обстановки в этой стране. Ксендз Франтишак Рудь передал собравшимся приветствие митрополита Минского-Могилевского Католической Церкви Иосифа Станевского и указал на важную роль духовного фактора в общественной жизни, который ныне приобрел особую актуальность. Главный раввин объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович в своем приветствии оценил многовековой опыт межконфессиональных и межрелигиозных отношений на территории страны и представил оценку его значимости и перспектив. Архимандрит Никодим (Генералов), преподаватель Минской духовной семинарии, огласил приветствие ректора этой духовной школы протоиерея Виктора Василевича, указавшего на необходимость сохранения мира между людьми, к чему христиане призваны Богом через слова Священного Писания. Пленарная часть конференции открылась докладом заместителя директора по научной работе Института Европы РАН Р.Н. Лункина на тему роли религии и духовных ценностей в современном многополярном мире и диалоге цивилизаций. Далее с докладом о месте белорусского православия в контексте современных вызовов и трансформаций выступил проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии А.В. Слесарев. Докладчик представил подробный анализ попыток вмешательства Константинопольского Патриархата в дела Русской Православной Церкви на территориях современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы в XX-XXI вв. и поддержку религиозного сепаратизма в первой половине XX века в соответствии с польской концепцией формирования т.н. «Интермариума» как «санитарной» зоны между Балтийским и Черным морями для отделения России от Западной Европы. Кроме того, было представлено осмысление попыток Константинопольского Патриархата по созданию церковных структур белорусских эмигрантов в США в XX столетии.

http://mospat.ru/ru/news/91632/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010