Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выступил на конференции о проблемах зла 7 июня 2005 г. 12:28 Доклад «Проблема зла в православном богословии» представил Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) на конференции в Институте философии Российской академии наук (ИФ РАН). Международная богословско-философская конференция «Проблема зла», организованная Международным обществом христианских философов, ИФ РАН и Синодальной богословской комиссией РПЦ, открылась 6 июня. В работе форума принимают участие специалисты-философы и богословы из России, США и разных стран Европы. В начале своего доклада митрополит Филарет отметил парадоксальность христианского подхода к проблеме зла: с одной стороны, чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно ему приобщиться; с другой — Св. Писание велит «отвращаться зла» (Рим. 12, 9). Для христиан проблема зла является не чисто теоретической, а духовной: ее разрешение «обязательно связано и с самоиспытанием», ведь в конечном счете, «проблема в том, как противостоять злу или, по крайней мере, ему не поддаваться». Обратившись к древней церковной традиции, согласно которой «зло не есть», докладчик сделал вывод, что зло онтологически не существует, но является действием и состоянием того, кто производит зло. Таким образом, источник зла — не в устроении объективного мира, а в воле. Отсюда и главный вывод: источником зла в мире является не Бог, сотворивший мир, но Его свободные создания. Но эти создания, будучи в состоянии греха, не знают, что такое абсолютное добро, поэтому в их (нашем) опыте «добро» и «зло» соотносительны, а порой — взаимозаменяемы. Большое место в докладе было уделено проблеме теодицеи («оправдания Бога») и антроподицеи («оправдания человека»), и в этом ключе подробно разобран вопрос о свободе и ответственности личностного выбора. Еще один ракурс рассмотрения проблемы зла — это связь зла и смерти как последнего проявления зла в мире. Христиане верят, что смерть побеждается через Крест Богочеловека — Христа, и это, по словам митрополита Филарета, «самая убедительная теодицея». «Благовест-инфо» Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/21835.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выступил с докладом на христианском форуме в Римини 25.08.2010 23 августа 2010 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) , Патриарший экзарх всея Беларуси, выступил с докладом на крупнейшем европейском христианском форуме — XXXI Митинге в Римини (Италия). Более пяти тысяч человек, в большинстве своем христианской молодежи из Италии и других стран Европы, собрались в конференц-зале выставочного комплекса г. Римини, чтобы выслушать сообщение владыки Филарета на тему «Может ли современный образованный европеец верить в реальность Иисуса Христа, Сына Божия?» Совместно с митрополитом Филаретом участие в богословских рассуждениях принял президент Совета епископских конференций Европы, архиепископ Эстергомский и Будапештский, примас Венгрии кардинал Петер Эрдё. Перед выступлением Патриарший экзарх всея Беларуси дал интервью Первому национальному телеканалу Италии. По завершении докладов состоялась пресс-конференция с участием митрополита Филарета. Как заявила агентству «Благовест-инфо» атташе по культуре Представительства Ватикана в РФ, член фонда «Христианская Россия», постоянный активный участник подготовки Митинга Джованна Парравичини, впервые за более чем 30-летнюю историю Митинга Римини посетил «столь высокий гость из Русской Православной Церкви». По словам г-жи Парравичини, митрополит Филарет обратился к участникам форума с «темой, которая взята из контекста русской культуры. Можно ли веровать в реальность Христа, будучи современным цивилизованным европейцем? — впервые этот вопрос поставил Ф.М. Достоевский в " Бесах " . Конечно, веру можно понимать как элемент традиции, культуры, и тогда она занимает определенную нишу. Но если вера — это ключ ко всему мировоззрению человека, ко всей его жизни, — это совсем другое, и это является вызовом современности». Указанная проблема (соотношение христианства и психологии современного европейца) и ее понимание, предложенное митрополитом Филаретом и кардиналом Эрдё, была призвана помочь в раскрытии главной темы форума. В этом году организаторы Митинга — активисты движения Communione e Liberazione (CeL) — вынесли на обсуждение тезис «Сердце человека — это та природа, которая побуждает его стремиться к великому». «В современной культуре сердце связано исключительно со сферой чувств: " хочу — не хочу " , " как сердце диктует " и т.д. Поэтому так быстро возникают связи и разрывы между людьми. А на Митинге мы будем говорить о том, как понимается сердце в Священном Писании, где человек является созданным по образу и подобию Божиему, а сердце — это та природа, которая поднимает его над повседневностью и заставляет […] стремиться к возвышенному», — так прокомментировала Дж. Парравичини лейтмотив Митинга.

http://drevo-info.ru/news/9054.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарший экзарх всея Белоруссии призвал запретить в стране деятельность международных организаций, занимающихся «половым образованием» 29.05.2007 Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) призвал запретить в Белоруссии реализацию международных проектов по планированию семьи . " Белорусское государство должно отказаться от сомнительных международных проектов по планированию семьи " , - заявил Митрополит Филарет во вторник в Минске на заседании круглого стола " Нравственные аспекты демографической безопасности в Белоруссии " . По его словам, " тяжелая демографическая ситуация в Белоруссии - это результат деятельности специальных институтов и многочисленных представителей, которые незаметно изменили ценностные ориентиры молодежи " . " Среди таких организаций следует назвать Международную федерацию планирования семьи. Эта одиозная структура, возникшая в начале XX века, получила особое развитие и распространение в тридцатые годы минувшего века благодаря поддержке руководства " Третьего рейха " , - сказал Митрополит Филарет. " Тем не менее в нашей стране, как и в других постсоветских государствах, эта структура глубоко пустила свои корни. Деятельность подобных организаций в Белоруссии должна быть прекращена " , - подчеркнул Первоиерарх Белорусской Православной Церкви. Митрополит Филарет также считает, что " общество должно отвергнуть направленное против деторождения так называемое «половое образование», которое рассматривает ребенка как угрозу " . По его словам, " это искаженное образование распространяется теми же международными структурами, которые стремятся навязать ложный образ жизни, вызывая у молодых людей и детей страх перед угрозой перенаселения " . ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 29.05.2007 00:00:00 Новости 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ

http://drevo-info.ru/news/3053.html

После разговора с командиром никаких проблем у меня действительно не было. Иногда замполит пробовал что-то позубоскалить. Но меня выручало другое: я неплохо разбирался в электронике и средствах связи, в нашей части это очень ценилось. После армии я поехал помолиться в Троице-Сергиеву лавру. Там у меня был один знакомый, впоследствии профессор Московской духовной академии архимандрит Георгий (Тертышников). Он меня привёл в семинарию. Походили, потом зашли в комнаты, где жили семинаристы, и я понял: всё, это моё. Должен сюда поступить. В первый год поступить не удалось. Вмешались власти. Многое пришлось претерпеть: вызывали и в КГБ, и в военкомат… Помню, пришёл, на меня орёт в военкомате такой мордатый: «Мы тебя…» «А что я? Я уже армию нормально отслужил». «Куда поступаешь?» «В семинарию». «А где она?» «У нас, в Советском Союзе». Довольно смело ему отвечал… Но всё равно. Хорошо сдал экзамены, но, несмотря на это, подошёл и увидел, что в списках меня нет. Не поступил, не прошёл. А ещё дело в том, что я к тому времени перебрался уже в Подмосковье и пытался поступить в семинарию от Московской епархии. И владыка Филарет (Вахромеев), который тогда был ректором, вызвал меня и сказал: «Ты должен уехать, иначе никогда не поступишь». И владыка Филарет направил меня к митрополиту Гедеону в Смоленск. Сказал, чтобы я приезжал на следующий год. Целый год был иподиаконом владыки Гедеона. Жил в колокольне, лазил по лестнице на второй этаж. Замечательный период. Пожалуй, один из самых светлых. У меня было тогда только две дороги – на службу и «домой» на колокольню. Постоянно занимался. И, приехав на следующий год, поступил сразу на второй курс семинарии. А затем меня опять вызвал владыка Филарет и говорит: «Давай вот лето сиди, занимайся, сдашь экстерном экзамены за 3 курс», – потому что это создавало возможность принять больше студентов в семинарию. Так я и сделал, а в сентябре поступил на 4 курс, то есть окончил семинарию за два года. К тому времени под влиянием лавры я серьёзно задумал остаться в монастыре. И, поступив в академию, стал послушником, а затем принял постриг.

http://pravmir.ru/mitropolit-chelyabinsk...

Кого еще можете вспомнить из преподавателей 60-х годов? Дмитрий Петрович Огицкий, отец Иоанн Козлов, я его больше всего запомнил по проповеди. Он был миссионером, преподавал сектоведение. Сектоведение, надо признать, не очень красивая тема, в этой грязи копаться. Он нам много разных примеров приводил. Он где-то в в Карелии миссионерствовал и всякие чудачества их рассказывал – как они изображали Божию Матерь и Духа Святого. К человеку, который изображает Духа Святого, можно было приходить на прием: пока посетитель ждет, обустраивается кресло с лампочками, как от елки. И тут разрешается входить просителю. Нажимают кнопку, зажигается сияние, и он в сиянии сидит. Спецэффект духовный. Чувствуете? Таких примеров немало… А проповеди он говорил действительно замечательные. Правда, не всегда качественные. Но однажды он говорил час, если не больше, время мы не чувствовали. Как на одном дыхании он сказал эту проповедь. Мы были где-то в другом мире, на седьмом небе. Это впечатление не только мое. Умение владеть словом у старых людей – это удивительно, насколько талантливые были. А мы сейчас косноязычные. Хотел такой пример привести. В свое время какой-то артист говорил: «Когда мы пришли в театр, то для нас Комиссаржевская, Аквин – это аристократы. Они недосягаемы были, а мы – разночинцы. А сейчас приходят пэтэушники…» Нечто подобное и сейчас у нас. Были аристократы, разночинцы, а сейчас пэтэушники... Может быть, еще будет золотая страница? Может быть. Но для этого нужна соответствующая культура. Вы же застали ещё отца Константина Ружицкого в качестве ректора? Да, застал. А потом как раз смена – пришел Филарет (Денисенко). Было такое, да. Интересно, что-то предвещало такой поворот его судьбы тогда? У меня самые приятные впечатления от него были. Дело в том, что два Филарета были в это время: Филарет (Денисенко), будущий митрополит Киевский, и Филарет (Вахромеев) – Минский. Минский был инспектором, по воспитательной работе. Они любили вдвоем уезжать на машине в поле в Переславль-Залесский, где-то останавливаться, свободно раздеваться, загорать, в шахматы поиграть. И брали двух студентов. И один раз мне удалось побыть в этой компании, а второй был владыка Вениамин (Пушкарь), он тогда еще Борей был. Смотрим, чтобы как-то прийти в себя, немножечко развеяться, кувырок сделал. Для нас он архиепископ – и вдруг кувыркается. Что это такое?! Доступный был человек, принимал просителей. Я был у него однажды на приеме, разрешение получил того, чего просил. И впечатление такое осталось – доступный и вполне современный человек, нет ничего напускного. Хотя церковная дисциплина накладывает отпечаток, потому что даже в расстриге каком-нибудь все равно виден священник. Эта атмосфера, в которой мы живем, – она дает знать о себе. А здесь именно такой коллектив сложился.

http://bogoslov.ru/article/6177551

Делал он это по прямому указанию КГБ и уполномоченных по делам религии. Он, не скрываясь, иногда цинично насмехался над христианским терпением и смирением. – Что же Вы сердитесь, обижаетесь, защищаете себя? – с издевательством говорил он очередному, с его же помощью уволенному священнику. – Вас ударили по правой щеке? Подставьте левую. Христа гнали, так будут гнать и вас. Почему Вы недовольны? В 50-е и 60-е годы КГБ приглашало к себе в агенты только одних безбожников и подлецов, а позже, уже при Брежневе, записали в агенты КГБ в обязательном порядке почти всё высшее духовенство, настоятелей больших церквей. Это приняло такой массовый характер, что потеряло всякий практический смысл. Потеряло потому, что представители высшего духовенства при этом часто делали не злые, а добрые дела, они сумели провезти в СССР газету на арабском языке, где было описано подлинное чудо, происшедшее в Зейтуне, в Каире, в то время, как советские власти буквально бесновались в панике в 1968-м году, скрывая это событие, боясь больше смерти, как бы у нас в стране не узнали об этом всенародном неоднократном явлении Божией Матери в Зейтуне и явно происшедших там исцелениях, о которых свидетельствовали местные медики. Исцелялось множество людей, вплоть до страдавших раком! Минский Митрополит Филарет Вахромеев, например, постоянно использовал во благо свои связи с высшим руководством КГБ, когда был Председателем внешних церковных сношений. Я помню рассказ священника из г. Дмитрова Московской области, дочь которого никак не хотели допустить в медицинский институт, хотя она отработала санитаркой и всё у нее было законно, однако ей прямо сказали, что поскольку она дочь попа, в институт её не примут. Митрополит Филарет позвонил куда следует, и девушка в институт поступила. Когда я освободилась из заключения за церковное издательство в 1982-м году, мне буквально не давали проходу кагебисты, уже отнюдь не дружественно настроенные и совсем незнакомые. Они грозились опять арестовать за то, что за моё освобождение хлопотали за границей. Приставали на улице, лезли в квартиру. Я написала прошение на имя владыки Филарета с просьбой о помощи. И от меня действительно тут же отстали! Такова была сила его гражданского могущества, которое опиралось на его связи с КГБ. Но, как видите, служила ко благу!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовному подъему способствовало возрождение Минской духовной семинарии и открытие Минской духовной академии. Появились духовные училища в Минске, Слониме и Орше, Школа звонарей при Минском епархиальном управлении и Школа катехизаторов Минской епархии. Была открыта семинария в Витебске и учрежден теологический факультет, преобразованный со временем в Институт теологии БГУ. На новый уровень вышла издательская и просветительская деятельность. В эти годы была заложена традиция проведения ежегодных форумов и конференций с участием богословов, творческой и научной интеллигенции, религиозных деятелей Белоруссии, России, Украины, ближнего и дальнего зарубежья, а также представителей государственных органов. Митрополит Филарет инициировал проведение церковно-научных изысканий по истории Православия на Белорусской земле и благословил труды по переводу Священного Писания на современный белорусский язык. Митрополит Филарет принял активное личное участие в разработке проекта Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», в новой редакции Закона была зафиксирована формулировка об определяющей роли Православной Церкви в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа». Заключенное в 2003 году Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью заложило основу церковно-государственных отношений в Беларуси и не имеет аналогов на постсоветском пространстве; на его основе заключаются соглашения и подписываются программы сотрудничества последних десятилетий. Знаковым событием новейшего этапа церковной жизни в Белоруссии стало воссоздание Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Освященная в 1997 году святыня стала символом духовного возрождения белорусских земель. Решение о возведении памятника в столице, чтобы увековечить память митрополита Филарета, было принято в феврале 2021 года. В июне 2021 года Белорусской Православной Церковью и Минским городским исполнительным комитетом был объявлен открытый конкурс на создание памятника архипастырю.

http://pravoslavie.ru/145984.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха долгожданной победы Светлая седмица 1945 года принесла весть об окончании войны, вспоминает митрополит Минский и Слуцкий Филарет 18.05.2005 390 Время на чтение 14 минут Митрополит Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси - один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, постоянный член Синода и председатель Синодальной Богословской комиссии. В интервью ответственному редактору " НГ-религий " митрополит поделился своими воспоминаниями о тяжелых днях войны, дал свою оценку тому периоду нашей истории, который мы называем " перестройкой " , и рассказал о том, как развивается сейчас межправославный и межхристианский диалог. - Ваше Высокопреосвященство, каждая семья в России и Белоруссии помнит о Великой Отечественной войне. Как сохранились в вашей памяти эти годы испытаний для нашей страны и Русской Православной Церкви? Чем запомнились вам дни 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года? - К началу войны мне исполнилось всего шесть лет, и я не без труда вспоминаю свои личные ощущения; во многом они переплетаются с рассказами родителей. Помню наши сборы на летний отдых - отец получил очередной отпуск как раз накануне войны. У нас даже сохранилась справка из училища Московской консерватории: " ...разрешается очередной отпуск с 21 июня по 15 августа " . Родители собирались провести отпуск в своем любимом Кореневе Клепиковского района Рязанской области, что возле села Тумы. Но при этом они замечали много симптомов, которые заставляли их, как и всех внимательных людей, быть начеку. Всю весну 1941 года проводились учебные светомаскировки, газетные сообщения были очень разноречивы, Германия к тому времени уже оккупировала Польшу, к апрелю английский Ковентри был разбомблен, англичане сами стали совершать налеты на Берлин... В воскресенье 22 июня отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить мое давнишнее желание - купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населенные пункты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Мы постоянно бывали с ним в районных центрах и самых дальних закутках, благодаря ему я объездил всю Белоруссию. Часто совершали богослужения в храмах, которые не отапливались или отапливались слабо, все это его не смущало.   Интересно, как люди светские отзывались о владыке Филарете. Они пытались выразить словами его духовную мощь. Может, эти фразы и режут слух, но хорошо отражают общее впечатление. «Духовный гигант», «духовная глыба». «Это такая вот порода», — отмечали, зная, что владыка из дворянского рода. Когда я учился в Швейцарии, многие там его называли князем Церкви.   И двери его кабинета отворялись Священник Илия Соловьев, кандидат богословия, кандидат исторических наук, директор Общества любителей церковной истории: Священник Илья Соловьев — Мы познакомились с владыкой на научной конференции. Неожиданно в перерыве между заседаниями он подошел ко мне и задал несколько вопросов по моему выступлению, что было для меня, конечно, удивительно. Меня только рукоположили в диаконы, а митрополит вот так запросто спрашивает, какие есть книги по теме моего доклада.  Я увидел перед собой не просто неравнодушного, а живо интересующегося историей нашей Церкви человека. И эта его черта меня всегда очень радовала и утешала на протяжении всего времени нашего знакомства. Он был открыт, приходил почти на все заседания конференций в Минске, что было несколько неожиданно. Обыкновенно архиерей посидит первые полчаса или до обеда и уходит, а владыка Филарет всех внимательно слушал. Во время моей работы в издательстве Крутицкого подворья митрополит Филарет часто приезжал в наш книжный магазин: там было представлено много разных изданий, в том числе и по истории Церкви, русской религиозной философии, русскому религиозному искусству, и владыка всегда что-то покупал для своей библиотеки и для библиотеки Минской духовной школы. Он спрашивал о наших планах, давал какие-то советы. И я знал: те книги, которые он купил, он не просто коллекционирует, а читает, потому что очень часто он высказывал свое мнение о прочитанном. Это был настоящий просвещенный иерарх.

http://pravmir.ru/vladyka-mozhno-s-vami-...

Далее выступил глава Синодальной богословской комиссии РПЦ, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), который разъяснил концепцию конференции и ее задачи: они заключаются в том, чтобы дать современное изложение церковного учения о таинствах, выявить наиболее острые проблемы в этом разделе богословия, а также в церковно-практических аспектах сакраментологии. Собственно богословский доклад митрополита Филарета был посвящен доктринальным вопросам учения о таинствах. Выступавший считает, что необходимо говорить не столько о различных «пластах» богословского осмысления таинств и не о «смене эпох в развитии вероучения», но о «различии подходов к истолкованию церковного учения о таинствах». Он приводит примеры трех таких подходов, условные названия которых связаны с «точкой отсчета»: это «индивидуальный» (где первое таинство – крещение), «экклезиальный» (Евхаристия – центр жизни Церкви) и «клерикальный» или «ориентированный на раздаяние благодати» (здесь отправной точкой является таинство священства). Митрополит Филарет показал, что эти подходы не только не исключают, но «взаимодополняют» друг друга, и призвал отказаться от признания какого-либо одного толкования « в качестве единственно верного». Предложенная в докладе методология сакраментологии позволяет ставить вопрос о «новом синтезе» в этой области богословия, в котором учитывались бы и достижения современной науки – сведения о жизни ранней Церкви, о литургических особенностях совершения таинств в различных церковных традициях, об истории богословского осмысления таинств. В заключение иерарх поставил задачу поиска особого языка, который бы позволил «выразить сакраментальный опыт Церкви современным, удобопонятным образом». С докладом «Святоотеческие основания православного учения о таинствах» выступил известный православный богослов, профессор Оксфордского университета, представитель Константинопольского патриархата, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Он остановился на значении слова «таинство», на двойной природе церковных таинств, затронул вопрос о совершителе таинств и об их числе. Так, сравнивая латинское sacramentum и греческое mysterion, докладчик показывает более глубокий смысл восточного обозначения таинства, которое в святоотеческом богословии «нигде не обозначает литургический обряд», но указывает на «нечто открытое нашему пониманию, но не полностью, не до конца». В вопросе о видимом и невидимом характере церковных таинств митрополит Каллист подчеркнул, что православное богословие продолжает святоотеческую традицию. По его словам, «материальная сторона таинств», подчеркивающая особую ценность сотворенной Богом природы, «сохраняется без умаления» именно в православии: «Мы настаиваем на крещении через полное погружение…; мы используем в Евхаристии квасной хлеб и красное вино; во время отпевания мы оставляем гроб открытым и целуем тело усопшего».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010