Каменное строительство началось с монастырских соборных храмов с повышенными подпружными арками в Белозерье, «самом северном регионе в ареале ростовской школы» ( Баталов. С. 152). Братом вел. кн. Иоанна III, кн. Андреем Меньшим, был сооружен первый монументальный храм - Преображенский собор Спасо-Каменного мон-ря (1481, не сохр.), 4-столпный, воспроизводивший характерный для среднерус. княжеств тип, восходивший к владимиро-суздальской традиции,- близкий к кубическому объем, поставленный на подклет, с 3 алтарными апсидами и одной главой. Ферапонтов мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГАЛИ) Ферапонтов мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГАЛИ) Собор Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (основан ок. 1398; до 1937 в границах Новгородской еп.; с 1924 - филиал КБМЗ), построенный в 1490 г. на месте прежней деревянной церкви,- древнейшее сохранившееся каменное сооружение Белозерья. Каменное строительство в обители начал игум. Иоасаф (Оболенский), впосл. еп. Ростовский, ученик прп. Мартиниана. Предполагают, что именно он пригласил для росписи собора Дионисия. Храм сочетает черты ростовской и раннемосковской архитектуры и является предшественником Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Крестово-купольный 3-апсидный одноглавый собор на подклете отличается стройными пропорциями и деталями, типичными для церквей Белозерья: двуглавием, завершением последовательно уменьшающимися кокошниками в 3 яруса (скрыты 4-скатной кровлей в 1794-1797), широкими орнаментальными поясами в верхних частях стен. Казенная палата в Ферапонтове (1-я пол. XVI в.) - древнейшая из сохранившихся на севере каменных гражданских построек. В 1997 г. Ферапонтов и Кириллов Белозерский мон-ри включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. С 2000 г. ансамбль Ферапонтова мон-ря с росписями Дионисия занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительством самого известного мон-ря В. е., обители прп. Кирилла Белозерского, до 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Николаем и свт. Климентом» (2-я пол.- кон. (?) XIV в., ВГИАХМЗ), «Богоматерь Одигитрия» из собр. С. П. Рябушинского (кон. XIV в., ГТГ), житийный образ свт. Николая Чудотворца из ц. Борисоглебского Каргачского погоста близ Грязовца (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Нек-рые из ранних икон связаны с именами рус. святых и иконописцев, напр. «Св. Троица», т. н. Зырянская (с зырянской надписью из кн. Бытие), по преданию, написана свт. Стефаном Пермским (XIV в., ВГИАХМЗ); «Богоматерь Умиление Подкубенская» (1-я треть XIV в., ВГИАХМЗ) происходила, согласно преданию, из Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. и почиталась как произведение прп. Дионисия Глушицкого, к-рому приписывали прижизненный образ прп. Кирилла Белозерского (1424, ГТГ) и 2 иконы из Семигородной Успенской пуст. - чтимое «Успение Пресв. Богородицы» и «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» (ВГИАХМЗ). Среди позднее работавших в крае столичных мастеров самым известным был Дионисий , на рубеже XV-XVI вв. написавший Деисус для собора Спасо-Каменного мон-ря (1481, утрачен), образ прп. Димитрия Прилуцкого в житии (ок. 1503, ВГИАХМЗ), иконостасы для соборов Павлова Обнорского (1499-1500, 5 икон в ГТГ, ГРМ, КБМЗ и ВГИАХМЗ) и Ферапонтова (ок. 1502, 21 образ в тех же собраниях) мон-рей. Вершина творчества Дионисия и последняя его работа на территории В. е.- фрески собора Ферапонтова мон-ря (1502). Значительный интерес представляет изображение еще не канонизированных в то время основателей мон-ря преподобных Ферапонта и Мартиниана, предстоящих свт. Николаю и Богоматери (1502). «О Тебе радуется». Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. «О Тебе радуется». Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. Для вологодской иконописи XVI в. характерно отсутствие стилистического единства, связь как с северной и новгородской, так и с московской традицией, а на периферии и с др. региональными школами (напр., в р-не Череповца - с Пошехоньем, близ Устюжны - с Угличем).

http://pravenc.ru/text/155162.html

[Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 113-122; она же. Об иконе Богоматери Одигитрии XV в. в визант. окладе из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы III междунар. конф. Серг. П., 2004. С. 267-279; Иконы Москвы XIV-XVI вв.: Кат. собр. ЦМиАР: Сер. «Иконы». М., 2000. Вып. 1; 2007. Вып. 2; Вздорнов Г. И. Историческое и худож. значение Ферапонтова//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 16-22; Дионисий «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002; Дионисий в Рус. музее: К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. СПб., Художественное наследие Дионисия: Кат. выст. М., 2002; Шалина И. А. Летописная запись Дионисия и особенности росписей боковых нефов собора Ферапонтова мон-ря//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в.: Сб. ст. М., 2005. С. 163-189; Малкин М. Г. Еще раз об иконостасе собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря//Там же. C. 368-378; Толстая Т. В. «Царские врата» из соборов Моск. Кремля в собр. ГРМ//Там же. С. 379-386; Шаромазов М. Н. К 10-летию формирования коллекций Музея фресок Дионисия (1993-2003)//Источники по истории реставрации и изуч. памятников рус. худож. культуры, XX в.: [Сб. ст.]. М., 2005; Бусева-Давыдова И. Л. [Рец. на кн.:] Голейзовский Н. К. Дионисий и его современники. М., 2005. Ч. 1//Искусствознание. 2006. 6. С. 616-619; Лифшиц Л. И. , Попов Г. В. Дионисий. М., 2006. Г. В. Попов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (8.10.1883 - 5.11.1937), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в.

http://pravenc.ru/text/178357.html

С. 180-215; Лаурина В. К. Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст.: (Вновь раскрытые и малоизв. произведения из Ферапонтова, Кирилло-Белозерского и Павло-Обнорского мон-рей в собр. ГРМ)//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 84-112; Попов Г. В. Поездка Дионисия на Белоозеро//Там же. С. 30-45; Закрытие мон-рей в Грязовецком у./Публ.: И. А. Кожевникова//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 83-88; Борисов Н. С. От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 111-128; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995; Пуцко В. Г. Древние иконы в Павло-Обнорском мон-ре//Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 116-125; Карпова А. Жизнь и деятельность последних подвижников Павло-Обнорского мон-ря в XX в.//Изв. Вологодского об-ва изучения Сев. края. Вологда, 2002. Вып. 12. С. 104-107; Каштанов С. М., Столярова Л. В. Копийная книга актов Павло-Обнорского мон-ря//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 373-391; они же. Кодикологическая структура копийной книги актов Павло-Обнорского мон-ря кон. XVII в.//Там же, 2002. Ростов, 2003. С. 391-422; Каштанов С. М. Об игуменах, келарях и казначеях Павло-Обнорского мон-ря в XV-XVII вв.//Там же. С. 423-432; он же. Белозерско-пошехонские князья и др. вкладчики Павлова Обнорского мон-ря в XVI в.//Там же, 2005. Ростов, 2006. С. 207-248; Шамина И. Н. Аренда земли во владениях вологодского Павлова Обнорского мон-ря в XVII в.//Землевладение и землепользование в России: (Соц.-правовые аспекты): Тез. докл. и сообщ. XXVIII сессии Симпозиума по аграрной истории Вост. Европы. М., 2002. С. 28-30; она же. Мон-ри Вологодского у. в XVI-XVII вв.: Землевладение и организация хозяйства: Дис. М., 2003; она же. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского мон-ря 1701-1702 гг.//ВЦИ. 2010. 1/2(17/18). С. 17-107; она же. Приходо-расходная книга вологодского Павлова Обнорского мон-ря 1694 г.//Там же. 2013. 3/4(31/32). С. 85-138; Есин П. «Радуйся, Иерофее, Обнорских преподобных похвало и верных Любимоградских славо»//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

В. и. в монастырях Москвы Списки чудотворной В. и. появились в древних московских мон-рях, вероятно, вскоре после создания икон-наместниц для Успенских соборов Владимира и Московского Кремля. В. и. XV-XVI вв., происходившие из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря , к-рый был основан на месте встречи святыни в 1395 г., не сохранились. Первая из них, видимо, напоминала список кон. XIV - нач. XV в. из Успенского собора Владимира. В Симоновом Новом мон-ре также находились иконы, близкие по иконографии к первым точным спискам В. и. Из этого мон-ря происходит В. и. (138 ´ 104 см; с поздними надставками; ныне в ГТГ), иконография и композиция к-рой повторяют список из Успенского собора Владимира ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 572. С. 174). В. И. Антонова датировала икону 1-й пол. XVI в., Э. К. Гусева - нач. XVI в., приписав ее мастеру «круга Дионисия» ( Гусева. 1995. Кат. 8. С. 100). Появление этой иконы следует связывать с поновлением в 1518 г. икон из владимирского Успенского собора, когда, вероятно, по заказу митр. Варлаама (либо им самим) был создан также список для Симонова мон-ря ( Щенникова Л. А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 151-166). Варлаам был поставлен во митрополита из архимандритов этого мон-ря; сюда он возвратился в 1521 г., оставив кафедру. Владимирская икона Божией Матери из Симонова Нового мон-ря в Москве Нач. XVI в. (ГТГ) Владимирская икона Божией Матери из Симонова Нового мон-ря в Москве Нач. XVI в. (ГТГ) В Новодевичьем мон-ре среди сотен Богородичных образов имелось неск. десятков списков В. и. До 1917 г. здесь почиталась В. и., напоминавшая древнюю святыню не только иконографией, но и драгоценным убором (80-е гг. XVI в.; находится в местном ряду иконостаса Смоленского собора Новодевичьего мон-ря, у сев. алтарных врат). На широких полях ее оклада помещены 12 килевидных дробниц с двунадесятыми праздниками; на одной из дробниц (вместо Сошествия Св. Духа) представлены св. Феодор Стратилат и вмц. Ирина - соименные святые царя Феодора Иоанновича (1584-1598) и царицы Ирины Феодоровны, в 1598 г. постриженной в Новодевичий мон-рь с именем Александра († 26 окт. 1609). Это, несомненно, царский вклад. Самая драгоценная икона-пядница (31,5 ´ 27,5 см; кон. XVI в., Оружейная палата ГММК), отмеченная в описи 1860 г., была передана в Оружейную палату. На широких полях иконы - золотой оклад с черневыми изображениями двунадесятых праздников в килевидных дробницах; драгоценная корона с камнями и жемчугом; на обороте - изображение Голгофского креста с орудиями Страстей. Эта икона, точно повторяющая древний чудотворный образ не только по иконографии, но и по структуре драгоценного убора, либо могла быть вкладом царя Бориса Годунова, умоленного «взойти на престол» благодаря крестному ходу в Новодевичий мон-рь с чудотворной В. и., либо принадлежала его сестре царице-инокине Александре.

http://pravenc.ru/text/154962.html

1851. Т. 10. С. 502-527; Дворцовые разряды. М., 1852. Т. 3; Выписка из обихода Волоколамского Иосифова мон-ря/Сообщ.: еп. Дмитровский Леонид [Краснопевков]//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Отд. 5. С. 1-8; Надгробное слово прп. Иосифу Волоцкому инока Досифея Топоркова/Подгот.: К. И. Невоструев//ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. С. 153-180; Житие прп. Иосифа, игум. Волоколамского, составленное Саввою [Чёрным], еп. Крутицким//Там же. С. 1-76; Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. неизвестным//Там же. С. 77-152; Житие прп. Иосифа, игум. Волоколамского, составленное Саввою [Чёрным], еп. Крутицким//ВМЧ. Сент. Дни 1-13. 1868. Стб. 453-499; Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА/Составленная иером. Иосифом. М., 1882; Летопись Волоколамского мон-ря//ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-128; Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря: Мат-лы из дел архива Московской духовной консистории, 1746-1852 гг./Собр.: свящ. П. И. Виноградов. М., 1888; Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб., 1891; Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным/Ред., вступ. ст.: А. П. Кадлубовский//Сб. ист.-филол. об-ва при ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 98-149; Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. неизвестным/Предисл.: С. А. Белокуров//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-47 (отд. отт.: М., 1903); Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря. М., 1906; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. М., 1911. Прил. С. 8-21; Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Ред.: М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин. М.; Л., 1948; АФЗХ. 1956. Ч. 2; Иосиф Волоцкий, прп. Послания/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 223-281; Житие Новгородского архиеп. Серапиона/Публ.: Г. Н. Моисеева//ТОДРЛ. М.; Л., 1965. Т. 21. С. 147-165; Тихомиров М. Н., Флоря Б. Н. Приходо-расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря 1606-1607 г.//АЕ за 1966.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Иван Иванович (25.01.1870, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 23.02.1931, г. Кириллов (совр. Вологодская обл.)?), историк. Из семьи священника, брат А. И. и В. И. Бриллиантовых. Окончил Кирилловское ДУ и Новгородскую ДС. С 1891 г. учился в СПбДА, после окончания к-рой оставлен на год профессорским стипендиатом, в 1895-1906 гг. служил помощником инспектора в СПбДА, с 1897 г. преподавал в Исидоровском жен. епархиальном уч-ще, с сент. 1915 г.- в Александро-Невском ДУ. Входил в комитет по восстановлению Ферапонтова Мартинианова Белозерского муж. мон-ря . Занимался историей Кириллова и Ферапонтова мон-рей, написал ряд статей и кн. «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патриарха Никона» (1899). Одним из первых Б. предположил, что фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре принадлежат Дионисию (впосл. доказано К. К. Романовым и В. Т. Георгиевским ). В 1918 г. Б. уехал из Петрограда на родину в Цыпино, стал депутатом сельсовета. В 1919 г. работал в Кирилловском подотделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины, являлся членом комиссии по окончанию реставрации Ферапонтова мон-ря. В 1922 г. уволен из подотдела по сокращению штатов, работал в цыпинской крестьянской трудовой артели и преподавал в местной школе. Отрицательно относился к большевикам и «живоцерковникам» (обновленцам). 22 янв. 1931 г. арестован вместе со священниками Александром Фоминым, Михаилом Цветаевым и др. по обвинению в сопротивлении организации колхозов и «связях с чуждыми элементами», вскоре расстрелян. Арх.: РНБ ОР. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 190-193 [Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову]; Ед. хр. 362 [Канд. соч. «Анастасий, библиотекарь Римский». 1893-1894]. Соч.: К 500-летию основания Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//Рус. паломник. 1897. 30. С. 472-473; Пятисотлетие Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//ЦВ. 1897. 25. Стб. 814-816; Из Белозерска: (500-летний юбилей Кирилло-Белозерского первоклассного мон-ря)//Там же. 26. Стб. 835-837; Из Белозерска: (О закладке нового здания для духовного училища)//Новгородские ЕВ. 1897. 16. С. 1030-1032; Из недавней старины: Пасхальная дань архиерею и его свите в XVIII в.//Странник. 1898. Апр. C. 818-821; Патриарх Никон в заточении на Белеозере: Ист. очерк. СПб., 1899; Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398-1898: С прил. очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». СПб., 1899. М., 1994п; Письма И. И. Бриллиантова к брату А. И. Бриллиантову в Петербург, 1919-1929//Памятники отечества. 1993. 3/4. C. 139-143; Чем хуже, тем лучше: Письма И. И. Бриллиантова 1919-1929 гг.//Лад. 1994. 8. С. 27-41; Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4.

http://pravenc.ru/text/153441.html

Крупнейшими б-ками на территории епархии в XVII в. ( Кукушкина. 1977. С. 22-38) стали собрания Кириллова Белозерского мон-ря (1916 книг в 1664), Соловецкого мон-ря (1697 томов в кон. XVII в., из них 1154 рукописных и 543 печатных), Антониева Сийского мон-ря (168 рукописей и 13 печатных книг в кон. XVI в., 359 рукописей и 333 (387 в 1701) печатные книги в 1692), Никольского Корельского мон-ря (289 книг в кон. XVII в.), Красногорского мон-ря (267 книг, из них 141 рукописная по описи 1689 г.), Александрова Свирского мон-ря (114 рукописей в кон. XVII в.). Во время ссылки в Ферапонтов мон-рь патриарх Никон создал келейную б-ку, в к-рой по описи 1676 г. насчитывалось 43 печатных тома и 13 рукописных книг. Важными центрами иконописания в XVII в. выступали Новгородский архиерейский дом, тихвинский Большой Успенский, Александров Свирский, Антониев Сийский монастыри, а также Каргополье. В Новгороде иконописная школа размещалась на митрополичьем подворье на берегу р. Волхов ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 54). Крупная иконописная мастерская действовала в тихвинском Большом Успенском мон-ре, в 40-90-х гг. XVII в. ее возглавлял Родион Сергиев. И. А. Устинова Иов, митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравюра С началом Северной войны 1700-1721 гг. епархия долго оставалась прифронтовой. В 1704 г. вслед за основанием С.-Петербурга царь Петр I Алексеевич указал построить г. Нов. Ладога в устье р. Волхов, при этом находившийся там Николаевский Медведский мон-рь был закрыт, а его храмы стали соборами (летним и зимним) нового города. Митр. Иов , получая «достоверные ведомости» о победах над «зловерными шведскими немцами», рассылал их по епархии для прочтения в храмах «во градех и в монастырех», перед совершением молебнов. Созданные митрополитом благотворительные учреждения и госпитали для солдат и работных людей, «нищепиталища», «странноприятелище», приют для «зазорнорожденных младенцев» отвечали насущным потребностям военного времени. Их содержание обеспечивал сбор с венечных памятей, к-рый в др. епархиях поступал в казну. Более 20 лет (до 1727) финансами епархии заведовал назначенный митр. Иовом казначей Софийского дома иером. Феодосий (в 1727 определен архимандритом тихвинского Большого Успенского мон-ря, с 1743 на покое).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1885-1886 гг. Г. пожертвовал собрание старинных предметов (оружие, монеты и др.) создававшемуся в Воронеже краеведческому музею. Член Воронежского губ. статистического комитета (1885), церковного историко-археологического комитета (1901), губ. ученой архивной комиссии (1901). Соч.: Ист.-стат. описание 1-кл. Задонского Богородицкого мон-ря. М., 1871; Кр. очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком мон-ре иеросхим. Агапита. СПб., 1872. Воронеж, 18882; Восп. об Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом. Задонск, 1879. Воронеж, 18872; Описание Тихоновского общежит. муж. мон-ря, находящегося близ г. Задонска. СПб., 1882; Нек-рые черты из жизни почившего в Задонском мон-ре схимон. Митрофана. Воронеж, 18882; Метод богослуж. возгласов, положенных на ноты. М., 1897-1900. 2 ч.; Прп. Кирилл Белозерский. М., 1897; Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского Успенского муж. 1-кл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Ист. описание Короцкого жен. общежит. мон-ря Валдайского у. Новгородской епархии. СПб., 1897; Ист. очерк Новосильского Св.-Духова мон-ря Тульской епархии. Тула, 1901; Слова и речи. Тула, 1901. СПб., 19022; Кр. очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком мон-ре иеросхим. Нафанаила. СПб., 19022; Учение блж. Августина о богодухновенности Свящ. Писания. СПб., 1902; Можайский Лужецкий 2-кл. Ферапонтов мон-рь Моск. епархии. М., 1902; Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909. Муз. соч.: «Многая лета» (перелож.), «Спаси, Христе Боже»//Метод богослужебных возгласов. С. 206-207; «Вечери Твоея тайныя»//Сб. великопостных песнопений разных авторов/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб., 5; «Душе моя», «Да исправится»//Сб. духовно-муз. песнопений для небольшого смеш. хора из Постной триоди: 2]. СПб.: [П. Киреев], 1912. 14, 24; Кондак свт. Тихону Задонскому//Сб. духовно-муз. сочинений разных авторов для малого смеш. хора под ред. С. Панченко: Кондаки на Акафисте, припевы, концерты двунадесятым праздникам: 6] Пг.: [П. Киреев], 1913. 7; Херувимская (g-moll), «Милость мира» (e-moll), «Господи, что ся умножиша»//Сб. духовно-муз. песнопений, сочинений разных авторов в аранжировке и ред. Г. Извекова для 3-х муж. голосов (2-х теноров и баса): На Литургии: 19]. Пг.: [П. Киреев], 1915. 22, 50, 122; Херувимская 3, «Хвалите имя Господне//Историческая хрестоматия церковного пения/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб.: [Г. Шмидт], б. г. Вып. 10.

http://pravenc.ru/text/164863.html

Вопрос о времени игуменства К. в Симоновом мон-ре очень важен, поскольку напрямую связан с датой основания Кириллова Белозерского мон-ря. Традиц. датой создания обители считается 1397 г.: согласно Житию, К. пришел в Белозерье 60-летним старцем,- следовательно, обитель возникла ок. 1397 г. М. С. Серебрякова, придерживаясь хронологии Строева и считая, что отношения К. и Сергия (Азакова) развивались после ухода из Симонова монастыря архим. Илариона, пришла к выводу, что К. оставил Симонов мон-рь и основал мон-рь в Белозерье не ранее 1407 г. ( Серебрякова. 2006). Это мнение поддержал М. А. Шибаев. Исследователь полагает, что уход К. с поста архимандрита Симонова мон-ря, возможно, связан с его попыткой заступиться за суздальских князей перед Василием I в 1402 г. ( Шибаев. 2011). Икона Божией Матери «Одигитрия». Келейная икона прп. Кирилла Белозерского. Ок. 1397 г. (ГТГ) Икона Божией Матери «Одигитрия». Келейная икона прп. Кирилла Белозерского. Ок. 1397 г. (ГТГ) Согласно Житию К., из-за зависти Сергия (Азакова) к духовным дарованиям К. и его известности преподобный был вынужден уйти в Старый Симонов мон-рь, но архимандрит стал досаждать ему и там. В одну из ночей, когда К. по своему обыкновению пел акафист Пречистой Деве, он услышал голос Богородицы, повелевающий уйти на Белоозеро, и увидел яркий свет, показывающий на место, где должен стоять мон-рь. Здесь появляется проходящая через все Житие К. тема чудесного покровительства Пресв. Богородицы сначала К., а затем основанному им мон-рю. В службе К., написанной ранее Жития (что указывает на древнее монастырское предание, восходящее, очевидно, к самому преподобному), сказано, что К. услышал глас от своей келейной иконы «Одигитрия Цареградская» (икона сохр.: ГТГ. Инв. 22943). После чудесного явления К. стал расспрашивать о Белозерье инока прп. Ферапонта , к-рый «едино пострижение имый с святым». Ферапонт однажды бывал на белозерских землях по хозяйственным монастырским делам (у Симонова мон-ря в Белозерье была вотчина - с. Едома ( Копанёв. 1951. С. 46)) и мог указать места, удобные для основания монастыря. Вскоре К. и Ферапонт покинули Старое Симоново и ушли на Белоозеро. Обходя различные места, К. узнал холм над Сиверским оз., показанный ему в видении. По преданию, К. увидел его «с высоты горы Мауры», расположенной на берегу Шексны (предание записал Н. К. Никольский: Никольский. 1897. С. 156. Примеч. 2). Старцы водрузили на склоне холма крест, ископали пещеру, впосл. К. соорудил деревянную келью, к-рая сохранилась в реставрационной копии XVII в. В скором времени прп. Ферапонт покинул К. и основал между Бородавским и Паским озерами Ферапонтов в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Первоначальный состав братии Кириллова мон-ря формировался из жителей окрестных мест и монахов, покинувших Симонов мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010