— Владыка, а что Вы можете сказать по поводу музейного соседства в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях? — Мы не против музеев, но мы за то, чтобы монастырские стены заключали в себе ту жизнь, для которой они предназначались. Можно вполне мирно сосуществовать с музеями, однако во всем должна быть определенная мера разумности. Нельзя, чтобы монастырь являл собой сплошной музей, без действующих храмов. При решении вопроса о передаче нам Ферапонтовой обители, имеющей большое значение в истории Русской Православной Церкви и всей России, внесенной ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, — было сопротивление. Но Господь все устраивает. В июне 2018 года, в ходе Первосвятительского визита в Вологодскую митрополию Святейший Патриарх Кирилл посетил архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря. Общаясь с духовенством Вологодской епархии во время осмотра фресок Дионисия, он рассказал, как в 1969 году, будучи иеромонахом, пытался впервые увидеть их, приплыл на теплоходе из Ленинграда и очень сложно (часть пути — пешком, часть — используя попутную технику) добирался до Ферапонтова монастыря. Наконец добрался, с трепетом подошел к храму, храм был закрыт. Нашел музейного смотрителя и сказал, что хотел бы посмотреть фрески. Его не пустили. Сказали, что если открыть дверь, туда проникнет воздух с улицы и фрески разрушатся. Патриарх приезжал к нам в июне 2018 года, а в октябре того же года решением Священного Синода Ферапонтов монастырь был открыт . Также после визита Святейшего Владыки часть помещений, которые мы просили, нам вернули. Это касается Кирилло-Белозерского монастыря, который Патриарх назвал самым величественным и по размерам, и по состоянию крепостной стены, и по соборным постройкам, добавив при этом, что ничего более грандиозного он не видел. Братия на момент приезда Его Святейшества находилась в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. Сейчас мы там немножечко расширяемся. В заключительной фазе находится решение по передаче нам в пользование дополнительных площадей в Ферапонтовом монастыре. Не могу не сказать, что нынешним летом свершилось знаковое для этой древней обители событие. В нее для постоянного пребывания была доставлена часть мощей преподобного Ферапонта Белозерского, Можайского, Лужецкого чудотворца. На Вологодской земле святой основал вместе со своим товарищем преподобным Кириллом Кирилло-Белозерский Успенский монастырь. Через какое-то время, перейдя на новое место подвигов, он основал Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. Затем, по просьбе великого князя Андрея Димитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского, создал в Можайске Лужецкую Рождества Богородицы обитель, где почивают его мощи. Но преподобный всей душой хотел вернуться в свой северный монастырь, и его желание спустя века сбылось.

http://patriarchia.ru/db/text/5485747.ht...

Ферапонтовские чтения состоялись на Вологодчине Москва, 24 октября 2008 г. 21–22 октября в Ферапонтовом Белозерском Рождества Богородицы монастыре проходили ежегодные Ферапонтовские чтения, посвящённые 500-летию памяти преподобного Нила Сорского. В них приняли участие учёные, представители православных и светских образовательных учреждений, государственных структур, общественных организаций, музеев, краеведы области. Наряду с известными учёными с докладами выступили и школьники, начинающие исследовательскую деятельность, сообщает сайт " Православная книга России " . Культурная программа Ферапонтовских чтений включает знакомство с архитектурными ансамблями Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, посещение Нило-Сорской пустыни и Горицкого Воскресенского женского монастыря. Участники чтений познакомились с выставкой «Преподобный Нил Сорский и основанная им пустынь», открывшейся в мае 2008 года в колокольне Введенской церкви Кирилло-Белозерского музея-заповедника. На выставке представлено более 100 памятников истории и культуры, в том числе 27 икон и 58 книг из фондов Кирилло-Белозерского, Вологодского музеев-заповедников и Череповецкого музейного объединения. Организаторы Ферапонтовских чтений – Музей фресок Дионисия совместно с департаментами культуры и образования Вологодской области, Кирилло-Белозерским музеем-заповедником, Вологодским областным детско-юношеским просветительским центром «Северная Фиваида». Конференция «Ферапонтовские чтения» является своеобразной формой отчета об итогах работы созданной в 1998 году при музее программы «Школа Дионисия». Ежегодно, начиная с 1998 года, Школу посещают школьники, студенты художественных вузов, учащиеся школ Москвы, Вологды, Екатеринбурга и других городов, чтобы более глубоко познакомиться с творческим наследием монастыря в Ферапонтово. Музей фресок Дионисия расположен в архитектурном ансамбле бывшего Ферапонтова мужского монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. Его главная достопримечательность – фрески собора Рождества Богородицы, написанные в 1502 году прославленным московским художником Дионисием. Стенопись собора – это выдающийся памятник мировой монументальной живописи рубежа XV – XVI веков, представляющий вершину в развитии древнерусского искусства. Только в Ферапонтовом монастыре стенопись Дионисия сохранилась до наших дней в подлинном виде, не тронутом людьми и временем. После разрушения в годы Великой Отечественной войны новгородских храмов 12–15 веков, росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. 24 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Иван Иванович (25.01.1870, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 23.02.1931, г. Кириллов (совр. Вологодская обл.)?), историк. Из семьи священника, брат А. И. и В. И. Бриллиантовых. Окончил Кирилловское ДУ и Новгородскую ДС. С 1891 г. учился в СПбДА, после окончания к-рой оставлен на год профессорским стипендиатом, в 1895-1906 гг. служил помощником инспектора в СПбДА, с 1897 г. преподавал в Исидоровском жен. епархиальном уч-ще, с сент. 1915 г.- в Александро-Невском ДУ. Входил в комитет по восстановлению Ферапонтова Мартинианова Белозерского муж. мон-ря . Занимался историей Кириллова и Ферапонтова мон-рей, написал ряд статей и кн. «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патриарха Никона» (1899). Одним из первых Б. предположил, что фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре принадлежат Дионисию (впосл. доказано К. К. Романовым и В. Т. Георгиевским ). В 1918 г. Б. уехал из Петрограда на родину в Цыпино, стал депутатом сельсовета. В 1919 г. работал в Кирилловском подотделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины, являлся членом комиссии по окончанию реставрации Ферапонтова мон-ря. В 1922 г. уволен из подотдела по сокращению штатов, работал в цыпинской крестьянской трудовой артели и преподавал в местной школе. Отрицательно относился к большевикам и «живоцерковникам» (обновленцам). 22 янв. 1931 г. арестован вместе со священниками Александром Фоминым, Михаилом Цветаевым и др. по обвинению в сопротивлении организации колхозов и «связях с чуждыми элементами», вскоре расстрелян. Арх.: РНБ ОР. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 190-193 [Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову]; Ед. хр. 362 [Канд. соч. «Анастасий, библиотекарь Римский». 1893-1894]. Соч.: К 500-летию основания Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//Рус. паломник. 1897. 30. С. 472-473; Пятисотлетие Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//ЦВ. 1897. 25. Стб. 814-816; Из Белозерска: (500-летний юбилей Кирилло-Белозерского первоклассного мон-ря)//Там же. 26. Стб. 835-837; Из Белозерска: (О закладке нового здания для духовного училища)//Новгородские ЕВ. 1897. 16. С. 1030-1032; Из недавней старины: Пасхальная дань архиерею и его свите в XVIII в.//Странник. 1898. Апр. C. 818-821; Патриарх Никон в заточении на Белеозере: Ист. очерк. СПб., 1899; Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398-1898: С прил. очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». СПб., 1899. М., 1994п; Письма И. И. Бриллиантова к брату А. И. Бриллиантову в Петербург, 1919-1929//Памятники отечества. 1993. 3/4. C. 139-143; Чем хуже, тем лучше: Письма И. И. Бриллиантова 1919-1929 гг.//Лад. 1994. 8. С. 27-41; Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4.

http://pravenc.ru/text/153441.html

856 От двух до четырёх сборников у Авраамия Городецкого, Адриана Пошехонского, Александра Невского, митрополита Алексея, Антония Римлянина, Гурия и Варсонофия Казанских, Евфросина Псковского, Елиазара Анзерского, Ефрема Новоторжского, Иоанна и Логгина Яренгских, Иоасафа Каменского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского, Макария Желтоводского, Макария Колязинского, княгини Ольги, Павла Обнорского, Пафнутия Боровского, митрополита Петра, Сергия Радонежского, митрополита Филиппа. 857 Подробнее об этом см.: Макарий (Веретенников), архим. Святая двоичность//Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72 [переизд.: Макарий (Веретенников), архим. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 269–274]. 858 См. также Жития Петра и Февронии Муромских, Иоанна и Логгина Яренгских, Гурия и Варсонофия Казанских, Адриана и Ферапонта Монзенских и др. 859 См.: Савельева Н.В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 365–376. 860 Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М., 1646. 861 Служба и Житие Саввы Сторожевского. М., 1646. Два издания – крупным и мелким шрифтом (Зернова. 194:195). 862 Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря 1664 г. РНБ, собр. Η. М. Михайловского, Q. 299 (далее – Опись книг 1664 г.), л. 87 об. Житие Кирилла Новоезерского не упоминается в предшествующих описях 1601, 1621 и 1635 гг. Подробнее об описаниях состава библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря см.: Балаченкова А.П. Книжные инвентаря Кирилло-Белозерского монастыря XV–XVII веков//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 42–59. 863 Житие Кирилла Белозерского трижды читалось в простейших монографических сборниках (т. е. сборниках, состоящих из Жития и Службы); кроме того, в библиотеке имелся один самостоятельный список Жития и один в сборнике вместе с Житием Паисия Великого: «Три книгы Службы и Жития чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяные в полдесть в черных кожах (...) книга Служба и Житие Кирила Белозерскаго с Паисеем Великим в полдесть, книга Житие чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяная в четь, в красной коже, застешки медныя» (Опись книг 1664 г., л. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 Княжеские грамоты на дарование земель устраиваемому монастырю, архиерейские грамоты, выдаваемые на освящение храма.  Например, именно так поступил преподобный Сергий Радонежский, будучи еще Варфоломеем, прося в Москве благословения у митрополита Феогноста. См. Голубинский Е. Е., проф. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая Лавра… С. 39.   Смолич И. К. Русское монашество (988–1917)/И. К. Смолич. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. С. 34.  Житие преподобного Кирилла Белозерского…С.69; Филарет (Гумилевский), архиеп., свят. История Русской Церкви. Период второй (1237–1410)/свят., архиеп. Филарет (Гумилевский). М.: Изд-во М. А. Ферапонтова, 1888. С. 172.   Шевырев С. П., проф. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 году… С. 23.  Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 70.  Предположение, что это было не ранее 1415–1416 годов. Карбасова Т.Б . Кирилл Белозерский/Т. Б. Карбасова//Православная Энциклопедия М. Т. 34. С. 318–338.   Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви/П. М. Строев. М., 2007. С. 38. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV–haч. XV вв. Т. 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. С. 58.   Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625 гг.) Т. 1. Вып. 1. Об основании и строениях монастыря… С. 23; Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 142.   Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским… С. 183–184.  Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 144.  Там же. С. 144.  В 1447 году был поставлен архиепископом Ростовским, Строев П. М . Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви… С.38; Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии Ч.3… С. 234.  «Церкви, созидания келейная и прочая селения жилищ иноческих вся немногоценны и неукрашены подобает стяжати» Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 3 (вторая половина XIV–XVI вв.). Ч. 2. Л–Я/АН СССР. ИРЛИ/отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград: Наука, 1989. С.396. Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Г. П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1991. С. 122.

http://bogoslov.ru/article/6174669

Традиционно датой основания Ферапонтова монастыря считается 1398 год. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича, Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь — Лужецкий. Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447-1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря. Во второй половине XV — начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV-XVI вв. вышли видные иерархи Русской Церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, Патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Евфросин, иконописец Дионисий. Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 года, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

http://patriarchia.ru/db/text/5286728.ht...

Традиционные Ферапонтовские чтения прошли на Вологодчине 24 октября 2008 г. 12:40 21-22 октября в Ферапонтовом Белозерском Рождества Богородицы монастыре прошли ежегодные Ферапонтовские чтения, посвященные 500-летию памяти преподобного Нила Сорского. В мероприятии приняли участие ученые, представители православных и светских образовательных учреждений, государственных структур, общественных организаций, музеев, краеведы области. Наряду с известными учеными с докладами выступили и школьники, начинающие исследовательскую деятельность, сообщает «СеверИнфо». Культурная программа Ферапонтовских чтений включает знакомство с архитектурными ансамблями Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, посещение Нило-Сорской пустыни и Горицкого Воскресенского женского монастыря. Участники чтений познакомились с выставкой «Преподобный Нил Сорский и основанная им пустынь», открывшейся в мае 2008 года в колокольне Введенской церкви Кирилло-Белозерского музея-заповедника. На выставке представлено более 100 памятников истории и культуры, в том числе 27 икон и 58 книг из фондов Кирилло-Белозерского, Вологодского музеев-заповедников и Череповецкого музейного объединения. Организаторы Ферапонтовских чтений Музей фресок Дионисия совместно с департаментами культуры и образования Вологодской области, Кирилло-Белозерским музеем-заповедником, Вологодским областным детско-юношеским просветительским центром «Северная Фиваида». Конференция «Ферапонтовские чтения» является своеобразной формой отчета об итогах работы созданной в 1998 году при музее программы «Школа Дионисия». Ежегодно, начиная с 1998 года, Школу посещают школьники, студенты художественных вузов, учащиеся школ Москвы, Вологды, Екатеринбурга и других городов, чтобы глубже познакомиться с творческим наследием монастыря в Ферапонтово. Музей фресок Дионисия расположен в архитектурном ансамбле бывшего Ферапонтова мужского монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. Его главная достопримечательность фрески собора Рождества Богородицы, написанные в 1502 г. прославленным московским художником Дионисием. Стенопись собора это выдающийся памятник мировой монументальной живописи рубежа XV-XVI вв., представляющий вершину в развитии древнерусского искусства. Только в Ферапонтовом монастыре стенопись Дионисия сохранилась до наших дней в подлинном виде, не тронутом людьми и временем. После разрушения в годы Великой Отечественной войны новгородских храмов XII-XV вв., росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. «Православная книга России» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/478947.htm...

380 ...и яко прииде в наслдствие... Ферапонтова монастыря... – Мартиниан вернулся в Ферапонтов монастырь в 1455 г. 384 ...Пахомиа Святыа Горы священноинока... – Пахомий Серб, или Логофет, писатель XV в., приехавший на Русь с Афона. Автор ряда житий древнерусских святых, в том числе Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. Его сочинения послужили образцом для многих создателей произведений такого жанра. 385 ...и настоателя... Касиана именемъ... – Кассиан был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря в 1448–1469 гг. 386 «Елма же азъ... сказовашемн о немъ»... – Цитата из написанного Пахомием Сербом Жития Кирилла Белозерского. 388 Галахтионъ – ферапонтовский старец, юродивый, умер после 1506 г. Упоминается в Степенной книге в роли предсказателя рождения Ивана Грозного и его победы над Казанью за 47 лет до этого события. 389 Иосафъ – Иоасаф Оболенский, ученик и постриженник Мартиниана, в 1481 г. посвящен из ферапонтовских игуменов в архиепископа Ростовского, затем, ок. 1489 г., вернулся в Ферапонтов монастырь, где скончался и был похоронен в ногах у Мартиниана. 390 ...въстужи си зло... монастырского ради строений... – Полагают, что это сокровище Иоасаф хранил для постройки нынешнего каменного собора Рождества Богородицы. 392 Семионъ Стлъпник – Семион Новый, Столпник, называемый также Дивногорцем, христианский аскет IV–V вв., более 40 лет проживший на столпе, общаясь с людьми через небольшое отверстие. 395 ...преподобный отець наш Мартинианъ... къ отцам своим в жизнь вчную. – В одном из кирилло-белозерских летописчиков XV в. отмечено, что феропонтовский старец Мартиниан преставился в субботу 11 января, в 9 часов ночи, а в другом, тоже XV в., сказано, что преставление его было «в неделю», т. е. в воскресенье. 396 ...погрбоша и честн у болшиа церкви... на десной стран олтаря... – Мартиниан был похоронен, видимо, рядом с прежней церковью Рождества Богородицы, потому что новая каменная была выстроена в конце XV–haчaлe XVI в., а над его ракой в XVII в. сооружена церковь Мартиниана. На внешней стороне церкви Рождества Богородицы в начале XVI в. Дионисием с сыновьями написана фреска, изображающая Богородицу с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом и коленопреклоненными Мартинианом и Ферапонтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мониторинг СМИ Музей готовят к постригу Церковь просит убрать препятствия для жизни монахов в Ферапонтовом монастыре 28.08.2018 12:35 Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ Как стало известно «Ъ», в сентябре комиссия по взаимодействию Русской православной церкви (РПЦ) с музейным сообществом рассмотрит конфликтный вопрос о передаче Вологодской митрополии пяти архитектурных памятников, входящих в состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковь хочет расширить присутствие в Кирилло-Белозерском монастыре и возродить монашескую жизнь в охраняемом ЮНЕСКО Ферапонтовом монастыре с фресками Дионисия. Музей и эксперты предупреждают об угрозе всемирному наследию, связывая притязания на него церкви с «сугубо имущественными интересами». Союз музеев России предлагает Минкульту внести поправки, гарантирующие сохранение культурных ценностей, в закон о передаче религиозным организациям госимущества. Обострение имущественных отношений между Вологодской митрополией и руководством Кирилло-Белозерского музея-заповедника фактически совпало с его посещением патриархом Кириллом 16 июня. Заповедник является особо ценным объектом культурного наследия РФ, на территории которого расположены архитектурные комплексы древнерусских Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. За день до визита патриарха настоятель прихода храма Нила Сорского села Ферапонтово иеромонах Иоасаф (Вишняков) обратился в Росимущество с просьбой передать в безвозмездное пользование приходу надвратные церкви Ферапонтова монастыря. А 28 июня митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) направил главе Росимущества аналогичную заявку относительно расположенных в том же монастыре церкви преподобного Мартиниана и Казенной палаты, а также братских келий Кирилло-Белозерского монастыря. Часть его имущественного комплекса (14 объектов недвижимости и 65 предметов музейного фонда), в том числе три храма, уже передана церкви, там возрождена монашеская обитель. В июне ее наместник игумен Анастасий (Додарчук) уведомил гендиректора музея Михаила Шаромазова о намерении принять в пользование расположенные на той же территории крепостные стены бывшего Иоанновского монастыря. Это единственное письмо, в котором представители церкви просят согласия музея, рассказал “Ъ” господин Шаромазов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ферапонтов монастырь и места, его окружавшие, привлекали путешественников своей красотой еще в XV веке: " Есть же монастырь на месте том зело красен " , - писал Пахомий Логофет в житии Кирилла Белозерского. " Весьма красно место то и угодно на жительство паче инех мест " , - отмечал в середине XVI века инок Ферапонтова монастыря Матфей в житии Ферапонта. В XIX веке обитель снова привлекает внимание образованных людей своего времени. Делясь впечатлениями о поездке в 1847 году в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, профессор Московского университета С.П. Шевырев пишет: " Места прекрасные, благословенные! На всяком шагу природа дарит нам здесь свои возвышенные впечатления, освященные памятью мужей, угодивших Богу и засеявших всю эту землю семенами духовного просвещения " . Замечательный духовный писатель и путешественник А.Н. Муравьев, побывавший в Ферапонтовом монастыре в 1853 году, отмечает: " Так величава ее (обители) наружность и так живописно положение, что нельзя пожалеть о ее запустении, потому что место сие, как будто нарочно создано для монастыря преимущественно перед многими другими " . В 1854 году в " Вестнике Императорского русского географического общества " появилась статья за подписью архимандрита Макария " Описание ферапонтовской волости " , составленная уроженцем этих мест иеромонахом Сергеем Мармарисовым. Это первое подробное описание округи, прилегающей к монастырю, самого монастыря, обычаев и языка окрестных жителей. " Вид Ферапонтова монастыря, со всех сторон открытый и очень красивый, возбуждает в благочестивых путешественниках тихий восторг и умиление " , - замечает Макарий. В 1898 году сначала в журнале " Странник " , а затем отдельной книгой в 1899 году выходит известная работа И.И. Бриллиантова о Ферапонтовом монастыре, в которой он писал: " Ферапонтов монастырь с его окрестностями принадлежит к числу наиболее живописных мест нашего Севера " . Побывавший в Белозерье в 1900 году граф П. Шереметев также посвятил ему несколько страниц в своей книге.

http://sobory.ru/article/?object=00501

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010