Около года Ферапонт разделял труды Кирилла по устроению новой обители , а потом, по благословению старца, в 1398 году удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст в отличавшееся красотой и полюбившееся ему место между Бородавским и Павским озером. В то время Ферапонт не имел намерения основывать монастырь, но искал уединения для полного безмолвия и первые годы жил один, в построенной им деревянной келье. Однажды приходили разбойники, угрожая ему смертью и требуя уйти из этих мест и отдать богатство, но Ферапонт не отступил, и они устыдились искать у монаха сокровищ. Вскоре к отшельнику стали приходить люди, прося разрешения разделить его труды. Образовалась немногочисленная братия, числом около десяти иноков, положившая начало монастырю, названному впоследствии Ферапонто­вым . Преподобный не согласился стать в нем игуменом . Житие говорит, что он называл себя " самым черным и самым грешным " , во главе обители был другой человек, чье имя осталось неизвестным. Ферапонт же выполнял самые тяжелые работы: за всю братию колол дрова и носил воду. В 1408 году в обители была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы . Обитель благоустраивалась. Преподобный по-прежнему подвизался в тяжких работах, не опуская церковной службы и правила келейного. Братство его умножалось, и пример преподобного одушевлял всех любовью к суровым подвигам: иноки трудились вместе со святым наставником над строительством келлии, переписыванием книг, украшением храма. В монастыре был введен обще­жительный устав , строго соблюдавшийся иноками. Святой подвижник сам обладал даром совета, но по-прежнему иногда ходил за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому, и получал от него великую пользу. В своей обители преподобный Ферапонт был духовным отцом для всех: к нему в келлию приходили за советами в смущениях духовных, по его мыслям располагалось все в обители. Никто не смел держать в келлии что-нибудь, кроме икон, святых назидательных книг и орудий простого рукоделия. В храме и трапезе царила глубокая тишина.

http://drevo-info.ru/articles/12698.html

А спустя небольшое время после того, как это с ним произошло, пришел посетить святого Ферапонт. Они прочли молитву и благословились, – поскольку блаженный Ферапонт пострижен был там же, где святой, и по возрасту был ему сверстник – и начал Кирилл выспрашивать его: «Нет ли, возлюбленный, там, на Белоозере, места, где бы можно было иноку безмолвствовать?» Ферапонт отвечал: «Да, очень много там, отец, подходящих для уединения мест». Блаженный же о своем видении ему еще не рассказал, но как бы просто так расспрашивал его. Затем, через какое-то время, договорившись, они оба ушли из монастыря и, с Божьей помощью, отправились в путь. И шествуя много дней, пришли они на Белоозеро. И стали они обходить там многие места, но все они не нравились святому, потому что искал он указанное и суженое ему место, на которое прежде был зван Пречистой, еще в старой обители. Походив много, пришли они наконец туда, где теперь стоит монастырь, и тут же святой узнал указанное ему ранее место и очень его полюбил, и, прочтя молитву, сказал: «Здесь покой мой во век века, здесь поселюсь, потому что Пречистая изволила это. Благословен Господь Бог отныне и до века, услышавший нашу молитву». И они водрузили на том месте крест и пропели благодарственный канон в похвалу Пречистой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Тогда блаженный Кирилл все открыл своему спутнику, преподобному Ферапонту, – как Пречистая явилась ему, еще когда он жил в старой обители, и «сказала мне прийти в эти места», и что слышал он голос, повелевший ему уйти из старой обители, что он и исполнил, как он сказал, «с помощью наставляющей меня Пречистой Богородицы». Ферапонт же, услышав это, очень обрадовался милости Божией, и оба они прославили Бога и Пречистую его Богоматерь. И так они сначала навес построили и принялись копать в земле келийку и, занимаясь этим, некоторое время провели вместе. Об уходе святого Ферапонта Блаженный Ферапонт немного времени пожил с преподобным Кириллом. Божьей волей, направляющей желания на пользу, пришла к нему мысль начать собственное жительство и отойти в предназначенное ему место. Он сказал об этом преподобному Кириллу, потому что у них был обычай советоваться друг с другом в духовных делах, и многую любовь о Христе имели блаженные друг к другу, всем делясь и все, что касается пользы и души, возлагая на Бога и на Пречистую его Богоматерь. Так всегда совещались они и утверждались в добрых желаниях. Ферапонт сказал: «Ко мне приходит и неотвязно преследует меня (мысль) перейти на другое место, отец, и безмолвствовать отдельно». Преподобный же Кирилл ему отвечал: «Если будет на то воля Божия, брат, то это может и на деле произойти». – «Есть, отец, местечко неподалеку отсюда, поприщ около пятнадцати или немного больше, где я хотел бы жить, если Господь Бог изволит. И молю честную твою святыню Бога ради не обижаться на меня за это разлучение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Иван Иванович (25.01.1870, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 23.02.1931, г. Кириллов (совр. Вологодская обл.)?), историк. Из семьи священника, брат А. И. и В. И. Бриллиантовых. Окончил Кирилловское ДУ и Новгородскую ДС. С 1891 г. учился в СПбДА, после окончания к-рой оставлен на год профессорским стипендиатом, в 1895-1906 гг. служил помощником инспектора в СПбДА, с 1897 г. преподавал в Исидоровском жен. епархиальном уч-ще, с сент. 1915 г.- в Александро-Невском ДУ. Входил в комитет по восстановлению Ферапонтова Мартинианова Белозерского муж. мон-ря . Занимался историей Кириллова и Ферапонтова мон-рей, написал ряд статей и кн. «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патриарха Никона» (1899). Одним из первых Б. предположил, что фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре принадлежат Дионисию (впосл. доказано К. К. Романовым и В. Т. Георгиевским ). В 1918 г. Б. уехал из Петрограда на родину в Цыпино, стал депутатом сельсовета. В 1919 г. работал в Кирилловском подотделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины, являлся членом комиссии по окончанию реставрации Ферапонтова мон-ря. В 1922 г. уволен из подотдела по сокращению штатов, работал в цыпинской крестьянской трудовой артели и преподавал в местной школе. Отрицательно относился к большевикам и «живоцерковникам» (обновленцам). 22 янв. 1931 г. арестован вместе со священниками Александром Фоминым, Михаилом Цветаевым и др. по обвинению в сопротивлении организации колхозов и «связях с чуждыми элементами», вскоре расстрелян. Арх.: РНБ ОР. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 190-193 [Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову]; Ед. хр. 362 [Канд. соч. «Анастасий, библиотекарь Римский». 1893-1894]. Соч.: К 500-летию основания Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//Рус. паломник. 1897. 30. С. 472-473; Пятисотлетие Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//ЦВ. 1897. 25. Стб. 814-816; Из Белозерска: (500-летний юбилей Кирилло-Белозерского первоклассного мон-ря)//Там же. 26. Стб. 835-837; Из Белозерска: (О закладке нового здания для духовного училища)//Новгородские ЕВ. 1897. 16. С. 1030-1032; Из недавней старины: Пасхальная дань архиерею и его свите в XVIII в.//Странник. 1898. Апр. C. 818-821; Патриарх Никон в заточении на Белеозере: Ист. очерк. СПб., 1899; Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398-1898: С прил. очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». СПб., 1899. М., 1994п; Письма И. И. Бриллиантова к брату А. И. Бриллиантову в Петербург, 1919-1929//Памятники отечества. 1993. 3/4. C. 139-143; Чем хуже, тем лучше: Письма И. И. Бриллиантова 1919-1929 гг.//Лад. 1994. 8. С. 27-41; Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4.

http://pravenc.ru/text/153441.html

Ферапонтовские чтения состоялись на Вологодчине Москва, 24 октября 2008 г. 21–22 октября в Ферапонтовом Белозерском Рождества Богородицы монастыре проходили ежегодные Ферапонтовские чтения, посвящённые 500-летию памяти преподобного Нила Сорского. В них приняли участие учёные, представители православных и светских образовательных учреждений, государственных структур, общественных организаций, музеев, краеведы области. Наряду с известными учёными с докладами выступили и школьники, начинающие исследовательскую деятельность, сообщает сайт " Православная книга России " . Культурная программа Ферапонтовских чтений включает знакомство с архитектурными ансамблями Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, посещение Нило-Сорской пустыни и Горицкого Воскресенского женского монастыря. Участники чтений познакомились с выставкой «Преподобный Нил Сорский и основанная им пустынь», открывшейся в мае 2008 года в колокольне Введенской церкви Кирилло-Белозерского музея-заповедника. На выставке представлено более 100 памятников истории и культуры, в том числе 27 икон и 58 книг из фондов Кирилло-Белозерского, Вологодского музеев-заповедников и Череповецкого музейного объединения. Организаторы Ферапонтовских чтений – Музей фресок Дионисия совместно с департаментами культуры и образования Вологодской области, Кирилло-Белозерским музеем-заповедником, Вологодским областным детско-юношеским просветительским центром «Северная Фиваида». Конференция «Ферапонтовские чтения» является своеобразной формой отчета об итогах работы созданной в 1998 году при музее программы «Школа Дионисия». Ежегодно, начиная с 1998 года, Школу посещают школьники, студенты художественных вузов, учащиеся школ Москвы, Вологды, Екатеринбурга и других городов, чтобы более глубоко познакомиться с творческим наследием монастыря в Ферапонтово. Музей фресок Дионисия расположен в архитектурном ансамбле бывшего Ферапонтова мужского монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. Его главная достопримечательность – фрески собора Рождества Богородицы, написанные в 1502 году прославленным московским художником Дионисием. Стенопись собора – это выдающийся памятник мировой монументальной живописи рубежа XV – XVI веков, представляющий вершину в развитии древнерусского искусства. Только в Ферапонтовом монастыре стенопись Дионисия сохранилась до наших дней в подлинном виде, не тронутом людьми и временем. После разрушения в годы Великой Отечественной войны новгородских храмов 12–15 веков, росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. 24 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28016.html

Вопрос о времени игуменства К. в Симоновом мон-ре очень важен, поскольку напрямую связан с датой основания Кириллова Белозерского мон-ря. Традиц. датой создания обители считается 1397 г.: согласно Житию, К. пришел в Белозерье 60-летним старцем,- следовательно, обитель возникла ок. 1397 г. М. С. Серебрякова, придерживаясь хронологии Строева и считая, что отношения К. и Сергия (Азакова) развивались после ухода из Симонова монастыря архим. Илариона, пришла к выводу, что К. оставил Симонов мон-рь и основал мон-рь в Белозерье не ранее 1407 г. ( Серебрякова. 2006). Это мнение поддержал М. А. Шибаев. Исследователь полагает, что уход К. с поста архимандрита Симонова мон-ря, возможно, связан с его попыткой заступиться за суздальских князей перед Василием I в 1402 г. ( Шибаев. 2011). Икона Божией Матери «Одигитрия». Келейная икона прп. Кирилла Белозерского. Ок. 1397 г. (ГТГ) Икона Божией Матери «Одигитрия». Келейная икона прп. Кирилла Белозерского. Ок. 1397 г. (ГТГ) Согласно Житию К., из-за зависти Сергия (Азакова) к духовным дарованиям К. и его известности преподобный был вынужден уйти в Старый Симонов мон-рь, но архимандрит стал досаждать ему и там. В одну из ночей, когда К. по своему обыкновению пел акафист Пречистой Деве, он услышал голос Богородицы, повелевающий уйти на Белоозеро, и увидел яркий свет, показывающий на место, где должен стоять мон-рь. Здесь появляется проходящая через все Житие К. тема чудесного покровительства Пресв. Богородицы сначала К., а затем основанному им мон-рю. В службе К., написанной ранее Жития (что указывает на древнее монастырское предание, восходящее, очевидно, к самому преподобному), сказано, что К. услышал глас от своей келейной иконы «Одигитрия Цареградская» (икона сохр.: ГТГ. Инв. 22943). После чудесного явления К. стал расспрашивать о Белозерье инока прп. Ферапонта , к-рый «едино пострижение имый с святым». Ферапонт однажды бывал на белозерских землях по хозяйственным монастырским делам (у Симонова мон-ря в Белозерье была вотчина - с. Едома ( Копанёв. 1951. С. 46)) и мог указать места, удобные для основания монастыря. Вскоре К. и Ферапонт покинули Старое Симоново и ушли на Белоозеро. Обходя различные места, К. узнал холм над Сиверским оз., показанный ему в видении. По преданию, К. увидел его «с высоты горы Мауры», расположенной на берегу Шексны (предание записал Н. К. Никольский: Никольский. 1897. С. 156. Примеч. 2). Старцы водрузили на склоне холма крест, ископали пещеру, впосл. К. соорудил деревянную келью, к-рая сохранилась в реставрационной копии XVII в. В скором времени прп. Ферапонт покинул К. и основал между Бородавским и Паским озерами Ферапонтов в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Первоначальный состав братии Кириллова мон-ря формировался из жителей окрестных мест и монахов, покинувших Симонов мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Но через год Ферапонт ушел на новое место, основав на просторном холме меж двух озер – Бородаевского и Паского, примерно в 20 км на северо-восток, собственный монастырь. Когда собралась небольшая братия, был возведен деревянный храм во имя Рождества Богородицы. По прошествии десяти лет, в отличие от разросшегося соседнего Кирилло-Белозерского монастыря, обитель оставалась небольшой. В те времена белозерские земли входили в удел можайского князя Андрея, сына Димитрия Донского, который имел горячее желание иметь в своем граде монашескую обитель. Князь отправляет милостыню в Ферапонтов монастырь, наделяет его землями, а сам обращается с просьбой прибыть настоятелю в Можайск. Трудно отказывать князю, тем более в те времена, и Ферапонт отправляется в Можайск, где после долгих уговоров соглашается остаться для основания монастыря. Новая обитель на берегу Москвы-реки была основана в тот же 1408 г. и названа Лужецким монастырем. Здесь преподобный Ферапонт останется до самой смерти, несмотря на постоянное желание вернуться в свой далекий заволжский монастырь, и получит местное именование Ферапонт Можайский. Он скончался на 96 году жизни 27 мая 1426 г. и упокоился в храме Рождества Богородицы. Церковь Рождества Богородицы, колокольня, церковь Благовещения. Ферапонтов монастырь После смерти преподобного настоятелем Ферапонтова монастыря становится любимый ученик Кирилла Белозерского Мартиниан Белозерский, при котором обитель достигает наивысшего расцвета, ее даже стали называть Мартиниановой. При нем монастырь приобретает широкую известность, здесь создается огромная библиотека, одна из первых в Московском княжестве. В 1447 г. Мартиниан, вместе с игуменом Кирилл оБелозерского монастыря Трифоном, благословляет князя Василия Темного против Дмитрия Шемяки. Василий Темный побеждает и настаивает на назначении Мартиниана игуменом Троице-Сергиева монастыря, возглавлявшего знаменитую обитель в 1447–1455 гг., а затем вернувшегося назад в Ферапонтов. Здесь он мирно скончается 12 января 1483 г.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Мартиниан Белоезерский, прп. Описания иконы Мартиниан Белоезерский, прп. - житие Преподобный Мартиниан почитается как один из основателей Ферапонта монастыря, хотя он был игуменом уже существующей обители. Основанный старцем Ферапонтом в 1398 году, монастырь через 10 лет остался без своего духовного руководителя. По настоянию можайского князя Андрея Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, преподобный Ферапонт вынужден был покинуть Белозерье и отправиться в Можайск, где основал еще один монастырь, названный Лужецким. Там в 1426 году Ферапонт и закончил свой земной путь на 90-м году от рождения. Северная же обитель его, хотя и имела обещанную помощь от князя, но не имела достаточно опытного в духовных делах старца. Игумены менялись, их имена остались неизвестными, пока не пришел в монастырь по приглашению братии ученик преподобного Кирилла Белозерского - Мартиниан. С тех пор его имя вписалось в историю рядом с именем основателя. В древнее время монастырь называли также " Мартемьяновой обителью " . Если преподобный Ферапонт происходил из боярского рода (в миру Федор Поскочин[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ферапонтово. Ок. 1998.] Прпп. Ферапонт и Мартиниан. Икона. Ферапонтово. Около 1998 года. Надвратный храм Богоявления и прп. Ферапонта б. Ферапонтова монастыря. Кирилловский район. Вологодская епархия. Файл 8216.jpg:   Размер: 930x1200, 1.12 MPix, 245 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (215) , (4) . Описание: [Россия. XVIII.] Прпп. Ферапонт и Мартиниан. Икона. Россия. XVIII в. Из Ризоположенской Бородавской церкви. Музей фресок Дионисия. Ферапонтово. Вологодская обл. Файл 8217.jpg:   Размер: 1068x1200, 1.28 MPix, 163 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (181) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8219.jpg:   Размер: 464x591, 0.27 MPix, 43 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (138) , (3) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 8220.jpg:   Размер: 293x1200, 0.35 MPix, 49 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (123) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2396

СПб., 1872. Отд. 1. Ч. 1. С. 620-621). Между 1621 и 1668 гг. в Успенском соборе Кириллова мон-ря значилась и др. икона К. «в деянии», вклад А. Ф. Третьякова ( Лелекова. 2011. Т. 1. С. 31). Прп. Ферапонт принимает благословение прп. Кирилла. Клеймо иконы «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях». 1732 г. Иконописец мон. Феодосий (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) Прп. Ферапонт принимает благословение прп. Кирилла. Клеймо иконы «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях». 1732 г. Иконописец мон. Феодосий (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) Образ К. встречается также в житийных циклах его сподвижников и учеников, напр. в клеймах с изображением беседы К. и прп. Ферапонта и благословения прп. Ферапонта перед его уходом от К. на иконе «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях» письма мон. Феодосия (1732, Музей фресок Дионисия в Ферапонтове). Преставление К. проиллюстрировано в Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 393 об.). Среди лицевых Житий К. наиболее значительным является цикл из 36 оригинальных по композициям миниатюр, открывающих текст каждой главы, в кирилло-белозерской рукописи 10-х гг. XVIII в. (БАН. П I. Б 85). Из житийной иконографии К. выделилась как самостоятельный сюжет композиция «Явление Божией Матери прп. Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре». Такое наименование условно, поскольку, согласно Житию, преподобный во время молитвы ко Пресв. Богородице только слышал голос и видел за окном в небесном зареве место буд. обители. Однако в последионисиевский период в соответствующем клейме на житийных иконах нередко стали изображать Божию Матерь, указывающую К. путь в Белозерье. Так, и на отдельных иконах этого извода, напр. кон. XVII в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 194-195), святой дважды изображен в келье внутри монастырской стены: предстоящим в молитве Богородичному образу и обращенным к Богоматери, протянувшей перст к белокаменной обители на высокой горе у озера (на верхнем поле - образ Св.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Преподобный Кирилл Белозерский. Как видно, духовное лидерство в этом союзе принадлежит Кириллу: именно ему явилась Богоматерь, именно он первый озвучил свое желание оставить Симоново, именно он руководит своим товарищем теперь и много лет спустя. Вот почему преподобный Ферапонт, безропотно ступая вслед за своим другом, много дней кружит по пустырям белозерского края: многие подходящие места пройдены и с небрежением оставлены позади, опушки, чарующие глаз путника своим величественным пейзажем, забракованы, несмотря на то что имеют все необходимое для устроения пустыньки: лес на устроение келий, источник для хозяйственных нужд. Кирилл, однако, ведет Ферапонта далее – в тот тихий уголок, который открыла ему Богородица еще в Москве. Только тогда, когда картина, запечатленная в памяти преподобного, с незамутненной ясностью, проявляется в глазах старца за одним из поворотов тонкого ручейка, Кирилл открывает другу тайну посещения Богоматери: «Ферапонтъ же, яко услыша, и обрадовася зло о милости Божией, и оба прославишя Бога и Пречистую его Богоматерь. И тако перве снь поткошя, начашя копати и келийцу в земли, и тако, сему бывающу, и время нкое препроводивше вкуп». Впрочем, совместная жизнь иноков продлилась недолго, совсем скоро Ферапонт оставил своего друга. Уход старца не был капитуляцией перед сложностями пустыннического жития, как это пытается представить агиограф Кирилла: инок остается в тех же белозерских лесах, закрепляясь лишь несколькими поприщами далее. Житие Ферапонта, описывая расставание преподобных, особенно подчеркивает то, что уход Ферапонта происходил с ведома и согласия Кирилла, что друзья расстались в добром расположении, что позднее Ферапонт испрашивал благословения Кирилла на выбор места для устроения обители и перенял у Кирилловой обители ее устав. Однако за благостными свидетельствами Жития все же просматривается некоторый конфликт, во всяком случае – обман ожиданий со стороны Ферапонта. По всей видимости, в какой-то момент Ферапонт стал испытывать определенный дискомфорт от того небрежения его самостоятельностью, которое показывал Кирилл как минимум в поисках места для будущей обители. Будучи его ровесником, как биологическим, так и духовным (то есть приняв постриг в то же время), преподобный должен был полагать, что их духовный союз будет объединением равных, тогда как Кирилл оставлял Ферапонту роль товарища, со-молитвенника, спостника, роль, несомненно, почтенную, но вторую. По мнению Кирилла, все было закономерно и справедливо: тогда как сам он безмолвствовал в затворе, Ферапонт занимался дебелыми «куплями», и, наконец, именно ему, а не Ферапонту, явилась в свое время Богородица.

http://pravoslavie.ru/109780.html

Феодосия 1732 г. (к наст. времени частично сохр. только сцены из Жития прп. Ферапонта). Житие М. было представлено в 5 больших и 5 малых изображениях. Фреска Дионисия была записана композицией «Погребение прп. Мартиниана» (Опись 1860 г.; НГОМЗ. ОПИ. 10601. Л. 19 об.). Архивные источники свидетельствуют о достаточно развитой иконографии святого, но памятники в большинстве случаев не сохранились. Так, в разное время в ц. во имя М. находились: вкладной образ «пядница в створах, на образе писаны чюдотворцы Ферапонт и Мартиниан, оклад серебряной басмяной, венцы резные, все золочено, а на створех в возглавии Отечество, а по сторонам образы святых» (Опись 1692 г.; ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 78. Л. 33-33 об.); в алтаре выносной запрестольный образ Владимирской иконы Божией Матери, на обороте - Ферапонт, М. и Богоматерь «Знамение в облацех» (Опись 1747 г.; ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 1663. Л. 75); в иконостасе «на одной цке… писанные на красках» образы «преподобнаго Кирилла Белозерского, в возглавии образ Господа Саваофа, да преподобнаго Ферапонта, в возглавии образ Знамения пресвятые Богородицы, да преподобнаго Мартиниана, в возглавии образ Спасов Нерукотворенный» (Опись 1767 г.; РНБ. Ф. 209. 501. Л. 21 об.). В той же церкви над погребением бывш. архиеп. Иоасафа (Оболенского) (ученика М.) «писан на красках без окладу» образ преподобных «Кирилла, Ферапонта, Мартиниана Белозерских и Кирилла Новоезерскаго» (Там же. Л. 8); по описи 1775 г., возле пономарских дверей располагалась икона «Кирилл, Ферапонт и Мартиниан белоезерские чюдотворцы» (РНБ. F. IV. 753. Л. 30 об.). Образы М. были и в др. монастырских храмах. Так, в ц. Благовещения Пресв. Богородицы самая ранняя икона «Святые Кирилл, Ферапонт, Мартиниан Белозерские и Николай Чудотворец в молении» датировалась 1-й пол. XVI в., ( Сарабьянов. 1991. Вып. 3. С. 56). В том же храме стояла икона прп. Ферапонта и М., а в примыкающей к церкви трапезной палате у игуменского стола - икона «Рождество Богородицы, Св. Троица, святые Николай Чудотворец, Ферапонт и Мартиниан, Димитрий Солунский» на одной доске (Опись 1673 г.; КБМЗ.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010