Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 8.07.1821, г. Лубны Полтавской губ.- 17.04.1893, Киев), прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры . Основным источником сведений о П. является его жизнеописание, составленное в 1910 г. «путем многочисленных опросов и бесед с лицами, близко знавшими» подвижника, в т. ч. с насельниками Киево-Печерской лавры. Автором жизнеописания (изд. в 1911) является прот. В. И. Зноско († 12 дек. 1940), дядя еп. Митрофана (Зноско-Боровского) . П. род. в многодетной состоятельной мещанской семье, занимавшейся торговлей скобяным товаром, имел 5 братьев, любил подолгу молиться в храмах, посещал Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь . В 1831 г., после смерти отца, когда торговые дела Яроцких пошатнулись, Прокопий был отдан матерью на воспитание старшему брату Григорию, проживавшему в Киеве, и определен в Киево-Подольское духовное уч-ще. Но отрок учился плохо, был нелюдимым и замкнутым, часто сбегал с уроков в лавру, что влекло за собой замечания начальства и вводило в недоумение сродников. Вскоре он был уволен из уч-ща и определен писцом в Киевскую городскую управу, где старший брат служил секретарем. В 1837 г. наместник Киево-Печерской лавры, вероятно архим. Серафим (Покровский; ок. 1781-1855), принял 16-летнего юношу «на временное послушание». Здесь Прокопий трудился в т. ч. «клирошанином» в храмах Ближних пещер. Через неск. лет он заболел и, пребывая в братской больнице, сподобился чудесного видения: Божия Матерь укорила его в малодушии и пообещала Свою помощь в монашеском житии. Наместник (1844-1852) архим. Лаврентий (Макаров; † 2 июля 1876), узнав об этом видении, благословил оставить Прокопия в лавре. 23 марта 1850 г. указом митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) он был зачислен в обитель действительным послушником. Среди духовных наставников П. упоминаются иеросхимонахи прп. Парфений (Краснопевцев) , келья к-рого находилась у Ближних пещер, и прп. Феофил (Горенковский) .

http://pravenc.ru/text/2578655.html

Свято-Покровский мужской монастырь (Голосеевская пустынь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский мужской монастырь, Голосеевская пустынь — мужской монастырь, расположенный в лесу на южной окраине Киева. Голосеевская пустынь — место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII—XIX веков, а со второй половины XIX столетия — резиденция Киевских митрополитов. При обители имеется гостиница. Содержание История [ править править код ] Святитель Петр (Могила, +1647, память 31 декабря/13 января) обратил внимание на особую красоту и уединенность живописной окрестности Киева — Голосеева. Он приобрел часть леса вместе с небольшой поляной в свою собственность и построил здесь храм во имя великомученика Иоанна Сочавского и несколько домиков-келий для братий. Таким образом, было положено начало скиту Киево-Печерской Лавры, впоследствии названному Голосеевской пустынью. Со временем храм переименовали в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». В 1910-1912 годах на месте старого деревянного был построен новый каменный храм. Кроме храмов и келий в Голосеевской пустыни находились летняя резиденция Киевских митрополитов с домовой церковью в честь преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, гостиница, хозяйственный хутор Лавры и другие постройки. В 1852 году обитель по благословению правящего архиерея, святителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого (Амфитеатрова), была названа Свято-Покровской. В Голосеевском уединении подвизались святители Петр (Могила) и Филарет (Амфитеатров, +1857, память 21 декабря/3 января), преподобные Парфений Киевский (Краснопевцев, +1855, память 17/30 марта) и Алексий Голосеевский (Шепелев, +1917, память 11/24 марта), Христа ради юродивые Феофил (Горенковский, +1853, память 28 октября/10 ноября) и Паисий (Яроцкий, +1893). Все они прославлены Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых. В 1926 году, спустя девять лет после октябрьского переворота, Голосеевскую пустынь упразднили. В советский период истории были разрушены все ее храмы и строения, за исключением дома Киевских митрополитов. Трое монахов-священнослужителей, которые подвизались в обители в разное время, приняли мученическую смерть за Христа и ходатайствуют о нас перед Престолом Всевышнего. Это преподобномученики – Кассиан (Кузык), Ипполит (Семенов) и Филипп (Безуглый).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

2-я пол. XIX в. (ГПИБ) С кон. XVIII в. в жизни обители наступил длительный период стабильности. Благодаря мудрой политике священноархимандритов Серапиона (Александровского) , Евгения (Болховитинова), Филарета (Амфитеатрова), наместников Антония (Смирницкого) , Авксентия (Галинского), Иоанна (Петина), Иувеналия (Половцева) , Сергия (Ланина) и др. процветало монастырское хозяйство, возрождалась истинно подвижническая жизнь. Среди именитых наместников XIX в.- архим. Антоний (Петрушевский; † 8 окт. 1912), погребенный с вост. стороны Богородице-Рождественской ц., и архим. Амвросий (Булгаков) . С открытием в 1911 г. Зверинецких пещер архим. Амвросий добился их передачи в ведение лавры. Во время первой мировой войны он инициировал деятельность по опеке над детьми погибших воинов. В 1918 г. удалился на покой из-за болезни глаз, но остался в лавре. Награжден набедренником, золотым наперсным крестом и красным крестом, орденами Анны 3, 2 и 1-й степени, св. Владимира 4-й и 3-й степени, медалью за участие в Первой всеобщей переписи населения России в 1897 г. Был погребен на территории Дальних пещер рядом с могилой архим. Антония (Петрушевского). Почитаются лаврские старцы XIX - нач. ХХ в. Вассиан (Балашевич) , Феофил (Горенковский) , Парфений (Краснопевцев) , Паисий (Яроцкий) , Алексий (Шепелев) . В нач. ХХ в., когда Киевскую кафедру возглавил митр. Флавиан (Городецкий) , лавра стала крупным культурно-просветительским центром: была создана новая «Флавиановская» б-ка, открыто приходское уч-ще, в путеводителях по Киеву упоминается об организации т. н. Лаврского музея при ризнице Успенского собора. Типография выпускала ежегодно до 100 тыс. экз. книг и 130 тыс. листовок и брошюр, напечатанных гражданским шрифтом. Новый этап в жизни обители связан с началом первой мировой войной. В ряды действующей армии были призваны 316 лаврских послушников; 20 священников командированы на фронт для исполнения пастырских обязанностей. Для раненых воинов лавра предоставила свою больницу на 130 мест и выделила 13 корпусов для нужд военного ведомства, в Китаевской пуст.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Схватив Фому, Евфросиния побежала к водяной мельнице и бросила дитя под колесо. Будучи уверена, что ребёнок погиб, она поспешно удалилась. Однако в тот самый момент, когда жернова должны были раздавить дитя, колесо остановилось. От большого напора удерживаемой воды произошёл необычайный шум, на который выбежал мельник. Увидев на воде Фому, над которым нависло колесо, он быстро схватил младенца на руки, и после этого мельница сразу же снова заработала. Свидетелем всего происходящего была служанка Евфросинии. Она и рассказала мельнику обо всем. Тогда вместе они решили втайне от матери отнести Фому его отцу, поведав обо всём, что с ребёнком случилось. Опечаленный такой нелюбовью матери к сыну, священник подыскал для Фомы кормилицу, которая бы воспитывала младенца подальше от дома. Кормить мальчика пришлось мягким хлебом, смоченным медовой водой. Мальчик стал быстро крепнуть и подрастать. Однако прошло совсем немного времени, как скончался его отец. Скиталец с юных лет Перед смертью священник Горенковский просил мельника, бывшего свидетелем чудесного спасения ребёнка, взять к себе Фому на воспитание. Мельник с радостью согласился. Однако быстро ширились слухи о необычном младенце, и вскоре один зажиточный крестьянин из соседнего села, не имевший наследников, попросил мельника отдать ему Фому для усыновления. Желая блага ребёнку, мельник согласился. И действительно некоторое время Фома жил, окружённый любовью и изобилием. Но, по воле Божией, и это длилось недолго. Вскоре скончался усыновивший Фому богач. Его вдова, хотевшая вторично выйти замуж, отдала мальчика на воспитание священнику их села. У нового опекуна Фома прожил до семи лет. Благодаря ему он приобщился к храму, полюбил богослужение. Когда мальчику исполнилось семь лет, священник начал обучать его грамоте. Однако вскоре и он скоропостижно скончался. Староста того храма, где служил священник, решил отвести Фому назад к матери, надеясь, что сердце её за это время смягчилось по отношению к сыну. Однако Евфросиния, которая в то самое время колола дрова, едва завидев приведённого к ней Фому, бросила в него топором, которым рассекла ему правое плечо.

http://pravoslavie.ru/117113.html

Киевская земля для христиан в первую очередь известна обилием своих святых. Были здесь и благоверные князья, и затворники, и книжники, и юродивые – люди разного духовного подвига. Один из таких святых, прославившийся особым попечительством о странниках и нуждающихся, – преподобный Вонифатий (Виноградский), Феофановский. Память его отмечается 7/20 февраля. Ранние годы Преподобный Вонифатий (Виноградский) В 1785 году в селе Михайловка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье Федора и Евдокии Виноградских родился мальчик Дамиан. Родители его были верующими и воспитывали сына также в вере и благочестии. С ранних лет ребенок отличался особой кротостью и послушанием своим родителям, любил ходить в храм. В семь лет его отдали на обучение в сельское училище. Обет монашества Известно, что уже в 20 лет Дамиан твердо решил принять монашество, даже дал обет Богу. Однако из послушания своим родителям он вынужден был тогда жениться. Со своей супругой Дамиан договорился жить как брат и сестра. В 1811 году он поступил на военную службу, ему выпало участвовать и в Отечественной войне 1812–1814 годов. По возращении со службы домой Дамиан еще некоторое время занимался хозяйством, которое вел вполне успешно. Однако все это время он не забывал про свой обет, и стремление к монашеству у него не угасало. Наконец он решил оставить семью и посвятить себя всецело служению Богу. Половину своего имущества Дамиан оставил жене, а другую половину раздал нуждающимся и Церкви. Вначале он отправился в Жаботинский монастырь, потом некоторое время жил в Виноградском монастыре, а уже затем отправился в Киев. Здесь Дамиан первым делом посетил Флоровский Вознесенский монастырь. Далее он устроился работать сторожем в Троицкой церкви в Старом Киеве. Странноприимец и нищелюб Старица дала Дамиану деньги и благословила на них кормить и принимать странников На подвиг странноприимства будущий святой получил особое благословение. Одна киевская старица, имя которой до нас не дошло, дала Дамиану деньги и благословила кормить на них и принимать странников. Вначале он не знал, как ему поступить, и поэтому отправился за советом к известному тогда юродивому старцу Феофилу (Горенковскому), жившему в Китаевской пустыни. Тот сам подозвал к себе приехавшего Дамиана, надел на него рясу, подвязал ее веревкой и сказал: «Предложение старицы исполни и упокоевай меньшую Христову братию, а Бог устроит так, что ты в свое время будешь иеромонахом». Что впоследствии и исполнилось.

http://pravoslavie.ru/110826.html

Известны неск. изображений П. в иконописи, созданных на основе этого эстампа. На иконе (нач. 10-х гг. XXI в.) из Николо-Тихвинского жен. мон-ря в Киеве, исполненной в визант. традициях, блаженный представлен прямолично вместе с подвижниками Голосеевской пуст.- свт. Филаретом (Амфитеатровым), митр. Киевским, и прп. Алексием (Шепелевым). П. стоит справа, босой, в простой рясе оливкового цвета, персты правой руки сложены в двуперстном жесте, в левой - высокий посох-клюка; надпись: «ΟΑΓΙΟς NAUCIЙ». У святого благородные правильные черты лица, впалые щеки окаймляет средней величины русая борода с небольшой проседью, раздвоенная на конце; на высоком с залысиной лбу повязка-очельник. На 2 иконографически близких иконах «Собор новопрославленных Печерских святых» (Киево-Печерская лавра, Голосеевская пуст.) П. написан вместе с преподобными, подвизавшимися в Китаевской и Голосеевской пустынях: Парфением (Краснопевцевым), Досифеем, Алексием (Шепелевым) и юродивым Феофилом (Горенковским). Композиция появилась в связи с прославлением этих святых в 1993 г. Пятеро подвижников показаны на фоне Успенского собора лавры (Великая Печерская ц.), в руках ангелов в небесах - Печерская (Свенская) икона Божией Матери. Фигура П. с благоговейно склоненной влево головой помещена крайней справа; он изображен средовеком с большой проплешиной на голове, борода округлая, темная, средней величины. На П. серая ряса, на голове повязка, правая рука лежит на груди, в левой - клюка. Образ П. входит в композицию «Собор Полтавских святых». Лит.: Христа ради юродивый старец Паисий (в мире Прокопий Григорьевич Яроцкий), рясофорный монах Киево-Печерской лавры (скончавшийся в 1893 г.)/Сост.: свящ. В. И. Зноско. К., 1911, 2008; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского/Сост.: И. Хрулева. М., 2008. С. 178-180, 310. Вкл. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578655.html

«Делай добро, пока руки теплы» Духовный подвиг и наставления преподобного Алексия Голосеевского Когда к известной подвижнице XX века матушке Алипии (Авдеевой) в Голосеевскую пустынь приходили за помощью люди, она прежде отправляла их на могилку к иеромонаху Алексию (Шепелеву). «Идите на кладбище, там лежит святой», — говорила монахиня. Уже тогда она знала о святости старца, несмотря на то, что прославлен он будет только спустя пять лет после её кончины. Преподобный Алексий Голосеевский «Монашонок идёт…» Ещё за несколько лет до рождения сына мать преподобного Алексия Мария Кузьминична Шепелева знала, что её ребёнок родится с недугом. Об этом её предупредил архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий), хорошо её знавший. Когда они вмести присутствовали при открытии мощей святителя Митрофана Воронежского, владыка неожиданно сказал ей: «У тебя родится сын калека, но не скорби об этом: он будет Божьим слугой». Спустя несколько лет, 14/27 апреля 1840 года, на первый день по Пасхе в семье Шепелевых родился мальчик, которого назвали Владимиром. От рождения он оказался немым. Однако этот физический недуг впоследствии уберёг его от прохождения военной службы, к которой в те времена были призваны все дети из дворянских семей, к которым принадлежал и Владимир. Когда мальчику исполнилось лишь три года, умер его отец. Главную роль в воспитании сына сыграла мать Мария Кузьминична, которая в первую очередь старалась привить ему христианские качества — милосердие и благочестие. Часто они бывали вместе в Киевской Китаевой пустыни, особо известной в то время своим старцем — юродивым иеросхимонахом Феофилом (Горенковским). Однажды, увидев Владимира вместе с матерью во дворе, блаженный приветствовал его словами: «Монашонок идёт, монашонок…» В другой раз он потчевал Володю пряниками, приговаривая: «Ешь, ешь, вырастешь — не пряники, а Христа принимать будешь». Этими словами он, очевидно, предсказал ему его будущее священство. «Воистину Воскресе!» Когда Владимиру исполнилось двенадцать лет, он был освобожден от военной школы по причине своего недуга. Однако мать очень скорбела о немоте своего сына и мечтала о его исцелении. Её связывала тёплая дружба с митрополитом Филаретом (Амфитеатровым), к которому она и обратилась за помощью и советом. Владыка утешил её и пригласил прийти к нему в домовой храм на службу в первый день Пасхи. Когда они подходили после службы целовать крест, владыка благословил Владимира поцеловать и свою палицу, после чего сказал ему: «Христос Воскресе!» Отрок ничего не ответил. Митрополит повторил это приветствие ещё дважды, и на третье своё приветствие услышал ответ: «Воистину Воскресе!». Так совершилось чудо исцеления Владимира от немоты.

http://pravoslavie.ru/120075.html

к лику святых РПЦ было причислено 1866 подвижников благочестия, в т. ч. 1776 новомучеников и исповедников Российских. 17 мая 2007 г. был подписан Акт о каноническом общении между РПЦ МП и Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) . В период отсутствия канонического общения между РПЦ и РПЦЗ в РПЦ имели место повторные К. святых, уже прославленных РПЦЗ, существовали нек-рые «спорные» фигуры, к-рых РПЦЗ признавала святыми, а РПЦ - нет. 19 окт. 1964 г. в РПЦЗ состоялась К. св. прав. Иоанна Кронштадтского; 9 авг. 1970 г.- прп. Германа Аляскинского; 24 сент. 1978 г.- блж. Ксении Петербургской. 1 нояб. 1981 г. в РПЦЗ была совершена К. сонма новомучеников и исповедников Российских, в т. ч. имп. Николая II, его семьи (как «царственных мучеников»), а также пострадавших с ними слуг, нек-рые из к-рых не принадлежали к правосл. Церкви. В числе 10 слуг имп. Николая II и его семьи, погибших в июне-июле 1918 г. и канонизированных РПЦЗ, были: католик Алоизий Трупп (канонизирован с именем Алексий), старообрядец белокриницкого согласия лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин и лютеранка Екатерина Шнейдер. Среди канонизированных слуг остальных членов дома Романовых есть имя секретаря вел. кн. Михаила Александровича англиканина Брайана Джонсона (канонизирован с именем Николай). Мотивом К. инославных лиц стали прецеденты К. жертв гонений на христиан, не принявших крещения (напр., язычников, присоединявшихся к христианам во время казни - см., напр., в ст. Севастийские мученики ). 23 мая 1990 г. были прославлены Оптинские старцы и прп. Паисий (Величковский) (прославлен РПЦЗ в 1982 г. к местному почитанию в Ильинском скиту на Афоне), 29 янв. 1994 г.- свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, и свт. Николай (Касаткин), архиеп. Японский. 2 июля 1994 г. РПЦЗ причислила к лику святых свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, Шанхайского; 9 сент. 1996 г.- сщмч. Максима Сандовича († 1914, прославлен Польской ПЦ 7 июля 1994); 13 сент. 1996 г.- свт. Иону (Покровского) , еп. Ханькоуского, вик. Пекинской епархии РПЦЗ, и 222 китайских мучеников, убитых в 1900 г. участниками «боксерского восстания»; 17 окт. 2000 г.- свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского; свт. Феофана Затворника (Говорова); свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского; прп. Феофила (Горенковского) , Китаевского; новомучеников С.-Петербургских: Матфея Житкова, Феофила Ражановича, Николая Полторацкого, Евгению Венцевскую (расстреляны 4 окт. 1937 в Ленинграде); в 2007 г.- мч. Александра Шмореля († 1943, местночтимый святой в Мюнхене, чин К. состоялся 4 февр. 2012).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Одноэтажный, кирпичный, в плане прямоугольный, со сложной системой внутренней планировки. Отдельные помещения отводились под кабинет митрополита, столовую, опочивальню, гостиную, гардероб и тому подобное. В юго-восточной части дома была размещена домовая церковь во имя св. Иоанна Многострадального. Главный западный фасад фланкируют ризалиты с треугольными фронтонами, центральная часть фасада декорирована фронтоном килевидной формы. В конце 19 в. с севера к дому сделана прямоугольная в плане пристройка. Сооружение является оригинальным образцом гражданской архитектуры 19 в. В советское время дом был передан сельскохозяйственному институту, в 1993 г. возвращен церковной общине, которая осуществила ремонтно-восстановительные работы, возродила домовую церковь. Литература: ЦДИАУ, Ф. 128, оп. 1 (общ.), спр. 487, 966, 1146, 1539, 1764-1767, 1794, 1950, 1991, 1993, 2050, 2072, 2084, 2097, 2144, 2189, 2223, 2224, 2550, 2614, 2646, 2995, 2996. 3115; оп. 2 (общ.), спр. 134, 257, 260, 280, 373; оп. 3 (общ.), спр. 781; оп.1 (благочин.), спр. 3467; РГИА (Санкт-Петербург), ф. 799, оп. 33, спр. 609; Болховитинов Е. «Киево-Печерская лавра с присовокуплением разных грамот». – К., 1847 г.; Закревский Н.В. «Описание Киева». - М., 1868 г. – Т. 1 – 2; Иконников В.С. «Киев в 1654-1855 г.г.» – К., 1904 г.; Лебединцев П. «Киево-Печерская лавра в её прошедшем и нынешнем состоянии». – К., 1894 г.; Муравьев А.Н. «Путешествие по святым местам русским». - СПб., 1846 г. «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского. В период возрождения монастыря (после 1996 г.) на месте бывшего митрополичьего дома построена новая церковь. Скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева, - Голосеевская Пустынь. Удивительная обитель с удивительной судьбой - место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII-XIX веков, а со второй половины XIX столетия - дача Киевских митрополитов. С именем Голосеевской Пустыни связаны имена многих Божьих угодников, просиявших на Киевской земле: Святителей Петра Могилы и Филарета (Амфитеатрова), Митрополитов Киевских и Галицких; преподобных Парфения Киевского (Краснопевцева) и Алексия Голосеевского; блаженных Христа ради юродивых Феофила Китаевского (Горенковского) и Паисия (Яроцкого), а также имена малоизвестных подвижников благочестия. Все они нашли для себя в многолюдном Киеве «сокровенную пустыню спасения» и прожили в ней сокровенную жизнь, освятив своими молитвами и слезами каждую пядь Голосеевской земли. «Здесь носится дух Преподобных Печерских», - говорил о Голосеевской Пустыни преподобный Парфений Киевский. «Она по духу очень напоминает Афон», - сказали об обители и современные паломники-греки.

http://sobory.ru/article/?object=02896

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010